в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа

Тифлис, Александровский учительский институт

Сообщений: 81
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 38

Александровский учительский институт — одно из первых учебных учреждений в Тифлисе, открытое в 1866 году в виде школы, в 1872 году преобразованное в учительский институт.
На конец 19 — нач. 20 века институт являлся единственным высшим учебным учреждением в городе и одним из 10 (на 1907 год) институтов в Российской империи занимающихся специализированной подготовкой учительских кадров.
Основной задачей учительских институтов была подготовка учителей для городских либо уездных высших начальных училищ. Срок обучения в институте составлял 3 года.
На 1906г. в Александровском учительском институте училось 105 студентов.
Почетным попечителем института был Асадуллаев Шамси Гаджи — известный меценат и нефтепромышленник, владелец предприятия «Шамси Асадуллаев».
Директорами – действительный статский советник Сергей Викторович Стрелецкий, с 1913 года директором значится действительный статский советник Александр Мартынович Зазубови

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ. ТИФЛИС

Выпускники 1885 года
Авраменко Илья
Бежанов Михаил
Гамкрелидзе Андрей
Гергиев Леонтий
Емельянов Василий
Гусев Тимофей
Захраббеков Салах
Зедгипидзе Николай
Качергин Александр
Лайгаури Соломон
Ломидзе Евстафий
Пиленко Александр
Потемковский Александр
Тер-Погосов Яков
Тер-Степанов Степан
Утургоури Константин
Ханичковский Лука
Хундадзе Иван
Целовальников Иван

Источник

Ибрай Алтынсарин: человек, учитель, просветитель (1841-1889)

в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа. Смотреть фото в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа. Смотреть картинку в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа. Картинка про в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа. Фото в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа

Что было главным в Ибрае Алтынсарине, этом замечательном просветителе казахского народа? Он с детства любил учиться, а потом любил учить и искренне хотел, чтоб люди вокруг него жили лучше. И когда он умирал, хотя прожил он, по нашим понятиям, совсем немного — 48 лет, то мог сказать себе, что прожил жизнь не зря. Им были открыты десятки школ, он настоял, что надо учить не только мальчиков, но и девочек, что было неслыханно для мусульманского народа. Я предлагаю вам краткую биографию Алтынсарина, а в конце вы сможете найти его стихи, загадки, собранные им.

Содержание

У него было много друзей среди русских, его уважали и любили казахи. Алтынсарин сделал карьеру, и перед смертью ему был присвоен чин действительного статского советника, что соответствовало званию генерал-майора. Но, в то же время, он никогда не стремился к почестям, занимаясь делом, которое любил — народным образованием и был настолько увлечен им, что, кажется, больше ничего для него не существовало.

Детство. Школа в Оренбурге

Ибрай Алтынсарин родился 1 ноября 1841 года. Его отец, Алтынсары погиб при нападении на аул отрядов Кенесары Касымова. Мог погибнуть и сам Ибрагим, но его, трехлетнего, спасли, спрятали добрые люди. Мать Ибрая Айман Шегенкызы после гибели мужа вышла замуж за его брата. Мальчик воспитывался у своего деда, бия Балгожи Джанбучина. Дед был известным человеком в степи, он занимал пост старшины Оренбургской комиссии. И, едва получив под свое крыло внука, наперекор другим родственникам, записал его кандидатом в еще только предполагавшуюся школу, где должны были учиться дети казахов. Эта была первая такого рода школа, где готовили писарей и переводчиков.

Школа открылась в 1850 году, когда Ибрагиму исполнилось 9 лет. Вот как писал об этой школе очевидец: «Примерная опрятность и щеголеватая простота бросились мне в глаза с первого взгляда. В классной зале почти вся мебель из пальмового дерева, кафедры особенное загляденье. Все дети одеты хорошо, применительно к их национальной одежде». Колониальная администрация Оренбургского края делала все, чтобы соблюсти национальные обычаи казахов. В этой связи она решила не отлучать детей от кочевого быта, не нежить, а наоборот, закалять их в условиях суровой степной жизни. Для этого были закуплены для детей юрты из лучшей белой кошмы, национальное белье и одежду, библиотеку, физкультурные снаряды, ветеринарные инструменты для ухода за скотом, а также табун дойных кобылиц и коней. Два месяца учащиеся проводили в степи. В школе обучали русскому, арабскому, татарскому и персидским языкам, основам ислама, делопроизводству, арифметике, производству следствий, гимнастике.

в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа. Смотреть фото в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа. Смотреть картинку в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа. Картинка про в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа. Фото в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа

Об этой школе художник А. Ф. Чистяков написал статью «Школа для киргизских детей в Оренбурге». Он же сделал несколько рисунков, где изображены класс, спальня, школьная больница и то, как были одеты мальчики летом, зимой, в классе и в торжественных случаях. Художник пишет о том, какая добротная там мебель, как разумно построено обучение.

Служба в Оренбурге. В. Григорьев, Н. Ильминский

Учился Ибрай блестяще и по окончании училища остался в Оренбурге сначала писарем у своего деда, а потом младшим толмачом у начальника Оренбургского областного правления. Начальником его был Василий Васильевич Григорьев — ученый-востоковед (1816-1881). Он начинал свою службы в Петербурге, а в 1851 году получил назначение в Оренбургский край, где занимал должность начальника пограничной комиссии. Эта комиссия налаживала отношения со среднеазиатскими ханствами, и степными кочевниками. Это как раз В. В. Григорьев занимался созданием школ для кочевников в степных укреплениях.

В 1857 году после окончания школы, И. Алтынсарин был назначен переводчиком Григорьева. Эта должность помогла молодому человеку не только усовершенствовать знание русского языка, получить первые навыки системной научной деятельности, но и испытать немалое нравственное влияние замечательного ученого. Сам Алтынсарин писал, что начальник поощрял его увлечение чтением, и т.к. службы была не обременительной: докладывать о посетителях, переводить, если посетитель киргиз, — все остальное время Ибрай не отрывался от книг.

Он так потом будет вспоминать о Григорьеве: «Находясь под Вашим покровительством и пользуясь нравственным Вашим влиянием, мы, несколько киргизских офицеров, начали свою служебную деятельность. Доброе влияние Ваше глубоко вкоренилось в нас и, идя по указанному Вами направлению, мы стали, впоследствии, не бесполезными, как полагают, людьми для родного нам народа».

По совету Григорьева, все незнакомые слова Алтынсарин выписывал в тетрадку, а потом спрашивал об их значении. Поначалу Григорьев успевал давать краткие объяснения незнакомых слов, но скоро ученик принес целую толстую тетрадь, заполненную словами, требующими разъяснения. У Григорьева не было возможности отвечать на все вопросы, но в это время судьба свела Алтынсарина еще с одним очень интересным человеком — Николаем Ивановичем Ильминским, ученым-востоковедом, профессором, как говорили тогда, главным миссионером Священного Синода на Волге и в Казахстане. Алтынсарин на всю жизнь сохранил признательность этому человеку. Ильминский был терпелив и не уставал отвечать на вопросы любознательного юноши.

Григорьев, узнав об этом, уволил Алтынсарина от обязательных дежурств, и юноша уже с утра приходил к Ильминскому. Дамы занимались рукоделием, Алтынсарин читал им вслух. Когда он ошибался в произношении или встречал неизвестные слова, слушательницы его поправляли, объясняли то, что надо. Постепенно Алтынсарин так сдружился с ними, что стал оставаться на обед, хотя был очень застенчив и совестлив. Ильминский вспоминал, что Алтынсарин был очень восприимчив, и нередко подвергался приступам тоски. Участие к нему его трогало, а малое недоразумение или одиночество могли повергнуть его почти в отчаяние.

Школа в Тургае

В 1860 году было решено открыть 4 маленьких киргизских школы в степи. И 4 выпускника Оренбургской школы отправились туда учителями. Одним из них был Ибрагим Алтынсарин. Он получил назначение в Оренбургское укрепление, ныне город Тургай. Поначалу жизнь казалась невыносимой: школы нет, книг нет, русское население занято склоками, нет образованных людей, к обществу которых он успел привыкнуть. Алтынсарин писал Ильминскому: «А жить тут можно только ссыльному. Одно только удовольствие бывает зимой, что постоянно находить себе круг порядочных киргизов, и в беседах с честными людьми можно провести много приятных минут».

4 года он ждал открытия школы, занимаясь с отдельными учениками, скучая без общества, без работы. В 1864 году школа открылась. И куда девалась хандра! Его письма полны школьными заботами: «Как голодный волк за барана, взялся я горячо за учение детей. К крайнему моему удовольствию, мальчики эти, в течение каких-нибудь трех месяцев, выучились читать и даже писать по-русски и по-татарски».

Был у него потом такой период, когда он отошел от педагогической работы, стал помощником уездного начальника в Тургае, стал даже уездным судьей, пытался бороться со взяточничеством и родовой враждой, за что, конечно. Навлек на себя гнев многих. А однажды очень рассердил своих родственников, когда, зная, что за должность волостного управителя долго сражались два его двоюродных брата, посоветовал не выбирать ни того, ни другого. В результате выбрали почтенного аксакала, а обиженные родственники стали жаловаться на Алтынсарина в Оренбург, называя его социалистом.

Алтынсарин — инспектор школ в Тургайской области

Ильминский предлагал Алтынсарину замолвить за него слово, с тем, чтобы он мог занять высокий пост в степи, но тот ответил, что его интересует только народное образование. И с 1879 года и до смерти он был инспектором школ Тургайской области.

Отныне его жизнь проходила в поисках средств на все новые и новые школы и училища, и он не уставал доказывать начальству, что не надо экономить на образовании. Помня о своей оренбургской школе, Алтынсарин хотел, чтобы школы, открытые им, были чистые и опрятные.

«На личном опыте убедился я, что при дурных хозяйственных условиях школьное дело никогда не примет хороший, полезный оборот, является апатия как у учащих, так и у учащихся». Он заботился о создании библиотеки при каждой школе: «При училищах Тургайской области я намереваюсь учредить библиотеки¸ учительские и ученические, на что я уже собрал 700 рублей. Цель этих библиотек заключается в том, чтобы книгами из них пользовались не только учащиеся и учителя, но, чтобы грамотные вообще люди имели в степи места, откуда есть возможность брать полезные книги».

Когда читаешь об Алтынсарине, думаешь: вот бы сегодня об учителе заботились так, как он в XIX веке!

Вот воспоминания о нем учителя Актюбинской русско-казахской школы Арсения Андреевича Мозохина. Он писал, как в 1881 году приехал к месту службы и обнаружил, что в школе нет ни окон, ни мебели, что киргизы не хотят отдавать детей в школу, а ведут к мулле, которые стремится выжить русского учителя, не знающего ни слова по-киргизски. Конечно, у Мозохина опустились руки. И вдруг он получает письмо от инспектора Тургайской области, своего начальника, которого никогда не видел. Письмо его подбодрило, помогли и присланные деньги, а скоро приехал и сам начальник. А следом обоз со школьными принадлежностями. «В каких-нибудь 18 дней инспектор успел приготовить все для школы: тут была хорошая мебель, учебники, учебные пособия. И я не был забыт: для меня были привезены койка, матрац, разная кухонная посуда и другие мелочи хозяйства».

Но инспектор не ограничился только материальной помощью. Он постарался сделать так, чтоб мулла не притеснял учителя и чтоб киргизы не боялись отдавать детей в школу.

Удивительно умел Алтынсарин разговаривать с разными людьми. Когда мы читаем его письма к русским адресатам, перед нами встает вполне европейский человек. Но вот перед нами письмо к татарскому учителю, и перед нами уже человек, владеющий всеми хитростями восточной дипломатии. Он умудрился сделать так. Чтобы и муллу не обидеть, и учителя избавить от интриг. Мозхохин пишет о нем так: « Ибрай Алтынсарин был не только начальником для учителей, но отцом, самым задушевным и добрым приятелем. Ему можно было говорить все, все свои ошибки по школьной практике, даже такие, которые нельзя было заметить при ревизии. И на все это всегда давались от всей его доброй души дельные советы для руководства в будущем».

Есть много писем Алтынсарина к Мозохину. В одном из них он упрекает учителя, что обращается к нему «Ваше превосходительство». Алтынсарин не любил чинопочитания. А ведь таких Мозохиных у инспектора было множество. И каждому надо было помочь — советом, а то и материально.

Он будет открывать не только обычные школы. Какой диковиной в степи была первая школа для казахских девочек или сельскохозяйственная школа в Кустанае, которой Алтынсарин завещал землю, принадлежавшую лично ему. Он открыл и первую учительскую школу. Все это было непросто, так как инспектор Алтынсарин постоянно сталкивался с противодействием местной администрации, которая не только не помогала ему, но урезала средства, а то и вовсе норовила отобрать и помещение, и инвентарь.

Надо сказать, постепенно вокруг Алтынсарина появляется все больше посвященных казахов. Альмухамед и Тилеймухамед Сейдалины, выпускники Неплюевского кадетского корпуса в Оренбурге всячески поддерживали начинания Алтынсарина. Например, А.Сейдалин помог ему открыть школу в Иргызе и первый из казахов отправил свою дочь Гульжаухар учиться в его школу. Среди его учеников будут замечательные люди: поэт и переводчик Асылкожа Курманбаев. После смерти учителя он переехал Семиречье и стал директором школы в Лепсы. Другой его ученик Г. Балкымбаев стал директором Исторического музея в Алматы.

Алтынсарин — писатель, автор учебников и собиратель фольклора

При создании новых школ нужны были не только здания, мебель, кадры, но и новые учебники. В 1879 вышла его «Казахская хрестоматия». Кроме нее Алтынсарин написал «Начальное руководство к обучению казахов русскому языку». (1879).

Когда листаешь собрание сочинений Алтынсарина, обращаешь внимание на разнообразие его интересов. Тут и этнографические статьи, и стихи, и басни. О нем говорят, как о писателе, но писательство не было для него самоцелью, все его произведения были предназначены для первой «Казахской хрестоматии», он хотел, чтоб дети, начиная учебу, читали о той жизни, которую они хорошо знали. Поэтому в первом разделе хрестоматии собраны коротенькие рассказы из казахского быта. Чтоб дети знали свой фольклор, Алтынсарин собирал пословицы, сказки и загадки казахского народа. А еще он переводил сочинения Л. Толстого и И. Крылова

Вот некоторые загадки, напечатанные в первом томе его собрания сочинений:

Стихи И. Алтынсарина

Если говорить о стихах Ибрая Алтынсарина, то самым известным из них является «Посвящение»:

Знаний увидев свет,
Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Прочитанное сохраните.
Учение даст вам счастье,
Оно озарит, как свет,
Каждое ваше желание,
Яркий оставит след…

Давайте, дети, учиться!
В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Как добрый конь не устанет,

Так знание не подведет.
Темному человеку
Счастья жизнь не дает.
Давайте, дети, учиться!

В памяти вашей пусть
Знаний запас сохранится.
Ученье схоже с алмазом —
Сила его растет!
К грамотному человеку
Булат на поклон идет.

Узнать неизвестные тайны
Умные дети хотят.
Глупые дети вздорно
Целые дни галдят.

Дети, в школу идите!
В памяти крепко, навек
Знания сохраните.

И в других своих стихах Алтынсарин будет говорить о том, как просвещение меняет жизнь народа к лучшему:

Строит дивные дворцы
Умный знающий народ.
Сильный знанием своим,
Он уверенно живет. …
Средь пустынь вода звенит.
Корабли — в морях любых,
Люди мир весь обошли,
Лень и скуку позабыв…

Молодежь! Мои друзья!
Зелень свежая полей!
Сверстников своих догнать
Постарайтесь поскорей.

То, что сделать не смогли
Мы — седые старики,
Вы теперь должны достичь,
Вы — грядущего ростки!

Уповаю лишь на вас,
Радость в сердце затаив.
Так примите в добрый час
Пожелания мои.

А вот совсем короткое стихотворение, но смысл его тот же: человек может многого добиться только благодаря высоким устремлениям

Впрочем, Алтынсарин может быть и настоящим лириком, он очень поэтично пишет о природе родного края.

Широко известно его стихотворение «Река».

Несется с грохотом река с высоких гор,
Ее движение схватить не может взор.
Пусть дуют ветры и тяжелый зной плывет,
Она ведет все тот же шумный разговор.

Гремит река, срывая камни на бегу.
Испив воды, люблю стоять на берегу.
Любая хворь покинет в этот миг тебя.
И я рекой налюбоваться не могу.

К реке спешат, устав от зноя, табуны.
Блаженство им дает прибой крутой волны.
По берегам под ветром клонятся леса
Зеленогривы, многодумны и темны.

Не замутить реки и тысяче коней,
Она летит, всех силой радуя своей.
В ее долинах, утопающих в траве,
Народу с давних пор живется веселей.

Хоть грязь, хоть золото бросай на дно реки
Все так же волны будут чисты и легки.
Ведь даже к зверю, что войдет порой в поток,
Игриво рыбы льнут, качая плавники.

А в стихотворении «Весна» картины пробуждения земли соединяются с пробуждением человеческих чувств.

Особое место в творчестве Алтынсарина занимают этнографические очерки. Среди них — «Очерк обычаев при похоронах и поминках у киргизов Оренбургского ведомства», «Очерк обычаев при сватовстве и свадьбе у киргизов Оренбургского ведомства». Те, кому нужно найти хороший материал по обычаям казахов, найдут в этих статьях много интересного и полезного. Во второй раздел автор думал собрать рассказики из географии, истории, естествознания. Чтоб найти сведения по истории казахских степей, Алтынсарин писал в Казань Ильминскому, прося поискать в тамошних библиотеках нужные ему сведения.Составлено было им и «Начальное руководство по обучению киргизов русскому языку. Краткий очерк русской грамматики».

Ибрагим Алтынсарин скончался 17 мая 1889 года и похоронен недалеко от своего дома на берегу реки Тобол, рядом с могилой своего отца. Он болел еще с весны. Беспокоили сердце и печень, но он никогда не отлеживался, было некогда: то надо было ехать в Кустанай на встречу с губернатором, то поволновался по поводу пожара, вспыхнувшего у него на зимовке. В последние годы он построил себе деревянный дом под железной крышей в трех километрах от Кустаная на излучине реки Тобол. Там работал и жил до смерти.

One thought on “Ибрай Алтынсарин: человек, учитель, просветитель (1841-1889)”

Спасибо большое! Очень интересно рассказано про великого просветителя казахского народа. Прониклась уважением и симпатией к В. Алтынсарину.

Источник

Презентация по краеведению «Оренбургская «Основная общеобразовательная школа №3». Ибрай Алтынсарин.»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа. Смотреть фото в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа. Смотреть картинку в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа. Картинка про в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа. Фото в каком городе в 1881 году была открыта первая учительская школа

Описание презентации по отдельным слайдам:

Оренбургская «Основная общеобразовательная школа №3». Ибрай Алтынсарин. Моисеенко Елизавета, учащаяся МОБУ «Основная общеобразовательная школа №3», 9 класс, ГБУ ДО «ООДТДМ им. В.П. Поляничко» Руководитель: Нерощина Наталья Владимировна, педагог дополнительного образования высшей квалификационной категории ГБУ ДО «ООДТДМ им. Поляничко» Учитель: Артеменко Марина Николаевна МОБУ «ООШ №3»

Учение даст нам счастье, Оно озарит, как свет, Каждое ваше желание Яркий оставит след. Дети, в школу идите! В памяти крепко, навек Знания сохраните! И. Алтынсарин То, что сделать не могли Мы, седые старики, Вы теперь должны достичь, Вы – грядущего ростки. И. Алтынсарин

Цель исследования: собрать и обобщить информацию об истории школы №3, ее выпускниках, в том числе И. Алтынсарине. Задачи исследования: Изучить архивные документы об истории школы, И. Алтынсарине, 2. Собрать информацию об истории нашей школы у современников, произвести ее анализ, 3. Взять интервью у действующего и предыдущего директоров школы, 4. Провести анкетирование среди учеников школы, 5. Взять интервью у выпускников школы разных лет, 6. Сделать информационный буклет с главными датами и событиями развития школы, сделать газету (стенд) об Ибрае Алтынсарине, 7. Сделать пригласительные листы на день открытых дверей в школе №3. 8. Обобщить полученные данные и сделать вывод.

МОБУ «ООШ №3» сегодня МОБУ «ООШ №3» располагается по адресу: г. Оренбург, ул. Советская, 7 и занимает приспособленное помещение из 2-х этажей площадью 1541,9 м2.

На том месте, где сейчас находится Муниципальное общеобразовательное бюджетное учреждение «Основная общеобразовательная школа № 3» 22 августа 1850 года была открыта школа для киргизских детей при Оренбургской пограничной комиссии. Первый выпуск состоялся в 1857 году. Главной целью школы была подготовка из числа казахского населения письмоводителей, канцеляристов, переводчиков и других чиновников, владеющих русским языком и призванных служить при султанах-правителях и начальниках дистанций. В школу принимались дети до 12 лет, которые могли обучаться на 30 казенных местах или за собственный счет. Она имела 4 класса с 7-летним курсом обучения: по 2 года – в первых трех классах и 1 год – в четвертом. Программа учебного заведения включала: русский и татарский язык (грамматику, чтение, письмо, чистописание, перевод), составление на них деловых бумаг и производство следствия, мусульманское вероучение (основы веры, тафсир Корана и их чтение), арифметику (с работой на счетах) и гимнастику. Кроме того, врач и ветеринарный лекарь Оренбургской пограничной комиссии обучали воспитанников прививанию оспы, кровопусканию и ветеринарной науке. Согласно положению о школе, набор учеников должен был производиться один раз в 2 года, но при ее открытии были приняты воспитанники сразу на все 30 бюджетных вакансий. Поэтому следующий набор ожидался только через 7 лет.

Источник

Тифлис, Александровский учительский институт

Сообщений: 81
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 38

Александровский учительский институт — одно из первых учебных учреждений в Тифлисе, открытое в 1866 году в виде школы, в 1872 году преобразованное в учительский институт.
На конец 19 — нач. 20 века институт являлся единственным высшим учебным учреждением в городе и одним из 10 (на 1907 год) институтов в Российской империи занимающихся специализированной подготовкой учительских кадров.
Основной задачей учительских институтов была подготовка учителей для городских либо уездных высших начальных училищ. Срок обучения в институте составлял 3 года.
На 1906г. в Александровском учительском институте училось 105 студентов.
Почетным попечителем института был Асадуллаев Шамси Гаджи — известный меценат и нефтепромышленник, владелец предприятия «Шамси Асадуллаев».
Директорами – действительный статский советник Сергей Викторович Стрелецкий, с 1913 года директором значится действительный статский советник Александр Мартынович Зазубови

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ. ТИФЛИС

Выпускники 1885 года
Авраменко Илья
Бежанов Михаил
Гамкрелидзе Андрей
Гергиев Леонтий
Емельянов Василий
Гусев Тимофей
Захраббеков Салах
Зедгипидзе Николай
Качергин Александр
Лайгаури Соломон
Ломидзе Евстафий
Пиленко Александр
Потемковский Александр
Тер-Погосов Яков
Тер-Степанов Степан
Утургоури Константин
Ханичковский Лука
Хундадзе Иван
Целовальников Иван

Сообщений: 81
На сайте с 2010 г.
Рейтинг: 38

АЛЕКСАНДРОВСКИЙ УЧИТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ. ТИФЛИС

Выпускники 1886 года
Агалов Аршак
Агаянц Аветис
Бабилуй Евсевий
Бурчуладзе Григорий
Горбанов
Долиев Артем
Дыков Петр
Зубков Иван
Местиев Соломон
Мириамов Вениамин
Мелькумов Петр
Намченко Петр
Погорелов Николай
Саларидзе Герасим
Семенов Евгений
Татиев Димитрий

Ассоциированный член РДС

г. Москва
Сообщений: 12550
На сайте с 2007 г.
Рейтинг: 4138

В Национальном архиве Грузии есть фонд Александровского учительского института (ф.436). Формуляр преподавателя может быть и в фонде Кавказского учебного округа.

Модератор раздела
Не историк! Просто diletto к истории имею.

Сообщений: 27447
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 15401

Модератор раздела
Не историк! Просто diletto к истории имею.

Сообщений: 27447
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 15401

Джапаридзе Прокофий Апрасионович
Грузинский коммунист, видный деятель Бакинской коммуны, казненный в числе 26 бакинских комиссаров

Фарадж-бек Султанов (азерб. Fərəc bəy Sultanov;28 января 1860, Шуша — 2 декабря 1914, Шуша) — азербайджанский педагог, писатель.

Модератор раздела
Не историк! Просто diletto к истории имею.

Сообщений: 27447
На сайте с 2006 г.
Рейтинг: 15401

Сообщений: 9
На сайте с 2015 г.
Рейтинг: 3

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *