в каком городе сжигали ведьм
Салемская охота на ведьм – как это было
Людей, подозреваемых в колдовстве, преследовали с древности. Еще в законах Хаммурапи ведьмам и колдунам полагалась смертная казнь, которую в случае недоказанных обвинений заменяли “испытанием водой”.
Содержание
В 1478 году пика своего могущества достигает институт святой инквизиции. Именно тогда король Фердинанд и королева Изабелла учреждают Испанскую инквизицию, и в Западной Европе начинается период особо яростных гонений подозреваемых в ведовстве. Закончился он в середине 17-го века, но в других частях света всплески “колдовского геноцида” еще случались. Один из них – процесс над салемскими ведьмами, начавшийся в США в 1692 году.
Salem’s Lot
Город Салем в 1626 году основали пуритане – английские протестанты, отколовшиеся от официальной церкви. В середине 17 века колдовство оказалось в числе уголовных преступлений. На происки ведьм сваливали разные события – что-то странное, непонятное или просто выгодное нечистым на руку судьям.
Переселенцы были фермерами и умели хорошо работать. Семьи их разрастались, земельные наделы приходилось расширять. Где в те времена была свободная земля? Конечно же, у коренных жителей, индейцев разных племен, территории которых захватывались многими способами – от агрессивного сгона до заключения хитрых сделок.
Пуритане вынуждены были вести себя как и все колонизаторы. Они отбирали земли у индейцев, чтобы превратить их в поля и пастбища. Это были религиозные фанатики, жизнь которых сурова и полна испытаний – неурожаи, гибель домашних животных, плохая погода, умирающие дети. Всем бедам находилось одно объяснение – бог разгневался и наказывает своих неразумных чад.
Пуритане о сверхъестественном
По представлениям пуритан человеческой душе в момент рождения предопределяется, куда она попадет – в рай или в ад. Изменить место назначения нельзя, но можно отыскать вокруг себя указующие на божью волю знаки. В пуританских религиозных традициях отсутствуют многие привычные православным элементы: святые заступники, иконы, святая вода. Защитить себя от зла они могли единственным способом – молиться. Но молитвы не спасали от ведьм. Так появилось понимание, что с уличенными в колдовстве можно справиться единственным способом – физически уничтожить их.
У пуритан ведовство считалось по большей части женским занятием. В головах этих строгих аскетов женщина была более похотливой и менее стойкой перед влиянием дьявола, чем мужчина. Надо понимать условия жизни тогдашних пуритан – из Англии в Новый свет они бежали из-за религиозных гонений. Протестанты-фундаменталисты хотели поселиться в чистом от пороков месте, но оказались на землях язычников-индейцев. Даже свой город они назвали Салем в честь Иерусалима. Дохристианская Америка была территорией дьявола, и она подлежала очищению. Зажжение огня истинной веры не обошлось без уничтоженных ведьм – считающие себя добропорядочными христианами люди через три с лишним столетия выглядят не иначе как крайне жестокими глупцами.
Ведьмы в Массачусетсе
Пуритане не только расчетливы, бережливы и трудолюбивы. Людям, которые много и тяжело работают, лишают детей игрушек и с малых лет учат тех ремеслам, свойственна прижимистость и скверный характер. В Салеме, как и во всех подобных общинах, пастора выбирали сами горожане, они же платили ему жалование. Однако фермеры были слишком скупы, и желающие заботиться о такой пастве находились с трудом. Два пастора подряд ушли со своих постов, отработав по два года. За ними пришел Сэмюэл Пэррис, в семье которого и начались проблемы, спровоцировавшие салемскую охоту на ведьм.
В начале 1692 года дочь и племянницу пастора (9 и 11 лет) поразил странный недуг. Девочки катались по полу, корчились в странных позах и издавали пугающие звуки. Пэррис попытался прочитать им молитву, но больные стали кричать, затыкать уши, убегать и прятаться под мебелью.
Девочек осмотрел доктор. Он постановил, что детей заколдовала ведьма – подобный случай несколько лет назад описывал в своих трудах выпускник Гарварда и священник Северной церкви Бостона Коттон Мэзер. Когда начали искать ведьму, больные указали на рабыню по имени Титуба, прислуживавшую в доме Пэрриса. Она рассказывала детям о колдовстве.
Вскоре заболело еще несколько человек, и борцы с ведьмами стали работать активнее. Они арестовали трех женщин. Чернокожую (по другим сведениям – индианку) Титубу, нищенку Сару Гуд и одинокую больную вдову Сару Осборн обвинить в колдовстве было легко. Все подозреваемые долго не ходили в церковь, у них не было защитников, а Осборн еще и судилась с пастором по какому-то имущественному вопросу. У общества сомнений не оставалось – женщин справедливо обвиняли в колдовстве.
В марте арестовали еще 4 человек, в том числе, четырехлетнюю дочь Сары Гуд. Скучавшая по матери девочка сказала, что и она ведьма, и ее тоже бросили в тюрьму. Еще одна арестованная по имени Марта Кори открыто насмехалась над судом, потому что в колдовстве начали обвинять уже и добропорядочных прихожанок церкви. Смелого выражения своего мнения оказалось достаточно, чтобы угодить за решетку.
Суды и казни
Судебный процесс стартовал в мае 1692 года. К тому моменту процесс стал самоподдерживающимся – за решетку бросали всех, на кого указывали больные девочки. Они якобы видели в них приходивших во сне призраков. Проверяли всех подозреваемых просто – их подводили к детям во время припадка, и если от прикосновения он прекращался, то женщину объявляли ведьмой.
Приговоры выносила судебная коллегия, в составе которой было три друга пастора Пэрриса и вице-губернатор. Председательствовал на процессе Уильям Стафтон, у которого не было юридического образования. За ходом суда следил тот самый Коттон Мэзер, показавший в своих трудах прецедент с повешенной в 1688 году ведьмой-служанкой, околдовавшей детей хозяина.
Первая казнь состоялась 10 июня – повесили старуху Бриджит Бишоп. 19 июля та же участь постигла еще несколько женщин. Через месяц состоялись новые казни, причем среди жертв оказался и бывший пастор Салема – ему не помогло ни заступничество десятков горожан, ни прочитанная у виселицы молитва. Считалось, что колдун не может помолиться без запинки. Священник смог, но палач тут же нашелся – он сказал, что за спиной обвиняемого стоял сам дьявол в образе черного человека и нашептывал слова.
Властная рука
Преследования ведьм начали выходить за пределы Салема, больных девочек стали возить в другие города, чтобы и там искать одержимых дьяволом. В высших кругах заговорили о том, что суду не следует считать неопровержимым доказательством только лишь видения жертв. Появились и близкие к современным представлениям о смертной казни мнения – лучше оставить в живых несколько ведьм, чем казнить одного невиновного человека. Одна из указывавших на ведьм девочек однажды призналась матери, что просто развлекается. Но потом она испугалась и снова начала говорить про колдовство.
Дискуссия об этической стороне вопроса дошла до губернатора штата, и он издал приказ, запрещающий судам принимать видения в качестве доказательств. Аресты прекратились, большинство брошенных в тюрьмы отпустили. Всего за время антиведьминской кампании за решеткой побывало около 200 человек. 31 из них был осужден, 19 повесили, пятеро скончались в камерах, старика Кори задавили камнями. Охота продолжалась больше года.
В Массачусетсе через 300 лет решили еще раз вспомнить об этой истории, и в 1992 году в Салеме поставили памятник жертвам расправ религиозных фанатиков. В 2001 году губернатор еще раз подтвердил, что все обвиняемые были невиновны.
Власти города умело использовали трагическую историю и сделали из Салема интересное для туристов место. Здесь сохранился Дом ведьм, построенный в 1670 году. В нем проходил тот самый судебный процесс. Вокруг Салема поддерживается мистический ореол, чему помогли несколько литературных произведений и экранизаций истории.
Места массовых казней ведьм
Костры, на которых сжигали людей, обвиненных в связях с Дьяволом, вспыхивали по всей Европе. Больше всего их было на территории Германии.
Охота на ведьм достигла особого размаха в Западной Европе в конце XV — середине XVII веков.
Кведлинбург
Самое массовое сожжение «ведьм» в Европе произошло в 1589 году в саксонском городе Кведлинбурге, находящемся на северной окраине горного массива Гарц, примерно в 60 км к юго-западу от Магдебурга. По постановлению епархиального суда Кведлинбурга в ходе одной казни были сожжены заживо 133 человека. Всех их обвиняли в колдовстве. Причем, жертв могло быть больше: в последний момент 4 девушки были помилованы.
Фульда
В Германии был особо известен своими жестокими расправами над ведьмами Бальтазар фон Дернбах, аббат города Фульды. Одной из первых жертв аббата стала Мерга Бин. Несмотря на то, что Мерга была довольно состоятельной женщиной, печальной участи ей избежать не удалось. Под пытками из нее было выбито признание в убийстве ее второго мужа и его детей, к тому же Мерга призналась в участии в ведьминских шабашах и в том, что отцом ребенка, которым она была беременна на тот момент, был сам Дьявол. Мергу Бин сожгли.
После этого Дернбах вошел во вкус и следующие три года гонялся за ведьмами по всему Гессену, в результате чего казнили еще более 250 человек. Суды над ведьмами закончились лишь со смертью самого аббата в 1605 году.
Бамберг
Преследование ведьм в Германии было особенно жестоким на тех территориях, правителями которых, как светскими, так и духовными, были епископы, — Трир, Страсбург, Бреслау, а также Вюрцбург и Бамберг. Двумя последними княжествами правили два двоюродных брата, особенно прославившихся своими зверствами: епископ Филипп Адольф фон Эренберг (1623−1631), который сжег 900 ведьм, и «ведьмин епископ» Готфрид Иоганн Георг II Фукс фон Дорнхайм (1623−1633), который сжег 600 человек по самым скромным подсчетам.
Охота на ведьм началась в Бамберге позже, чем в других немецких государствах. Начало положил епископ Иоганн Готфрид фон Ашхаузен (1609−1622), который сжег 300 человек по обвинению в ведовстве. 1617 год был особенно тяжел — 102 казненных. Но «ведьминский епископ» Иоганн Георг II с помощью своего главного викария, викарного епископа Фридриха Фернера, а также при поддержке светского совета докторов права добился лучших результатов. Они возобновили преследования в 1624 и 1627 гг. и даже соорудили специальный дом для ночных духов (Drudenhaus), рассчитанный на 30−40 пленников одновременно, а также аналогичные тюрьмы в малых городах епархии: Цайле, Халльштаде и Кронахе. С 1626 по 1630 годы процессы отличались особенной жестокостью и полным пренебрежением ко всяческим законам.
Вице-канцлер Бамберга, доктор Георг Хаан, добился относительного успеха во временном обуздании ведовских процессов. Но его вмешательство в итоге привело к тому, что его самого обвинили в сочувствии ведьмам. Доктора вместе с женой и дочерью сожгли в 1628 году — и это несмотря на приказ императора вернуть им свободу, поскольку «их арест стал попранием законов империи, терпеть которое невозможно».
Террор прекратился к лету 1631 года, частично из-за смерти викарного епископа Фернера, частично из-за угроз шведского короля Густава, который занял Лейпциг еще в сентябре и теперь грозил войной, и лишь частично из-за протестов императора. В 1630 году успели казнить еще 24 человека, но в 1631 году ни одной казни уже не было. Епископ Бамбергский скончался в 1632 году.
Вюрцбург
Епархия Вюрцбурга соперничала в жестокости преследования ведовства с епархией Бамберга. Особенной страстью в охоте на ведьм отличился Вюрцбургский епископ Филипп-Адольф фон Эренберг. В одном только Вюрцбурге он организовал 42 костра, на которых были сожжены 209 человек, в том числе 25 детей в возрасте от четырех до четырнадцати лет.
Сохранился датированный 16 февраля 1629 года список 29 массовых казней в Вюрцбурге, общим числом 157 жертв. В списке мужчин было почти столько же, сколько и женщин, многие из них были богатыми и высокопоставленными людьми, присутствовали и дети.
Примерно в это же время юного родственника епископа Вюрцбургского обезглавили по обвинению в ведовстве. Юноша был единственным наследником своего могущественного родича, если бы он остался в живых, то унаследовал бы значительное состояние. Эрнест фон Эренберг был образцовым студентом с блестящими перспективами, но, как о нем говорили, забросил вдруг свои занятия и связался с женщиной старше себя. Иезуиты расспросили его и пришли к выводу, что он знаком со всеми пороками, включая и посещения шабашей. Эрнесту вынесли обвинение, а потом судили и нашли виновным. Вскоре юношу казнили.
После этой казни с епископом произошли какие-то изменения, потому что он учредил поминальную службу по всем жертвам ведовских процессов, и истерия пошла на убыль.
Бери-Сент-Эдмундс
В Англии одним из самых известных охотников за ведьмами был Мэтью Хопкинс. В 1645 году Хопкинс и его товарищ, суровый пуританин Джон Стерн, рыскали по сельским округам, выискивая «ведьм» и щедро оплачивая помощь доносчиков. Согласно сохранившимся записям, они обвинили в колдовстве около 124 жителей Саффолка, суд над которыми состоялся в Бери-Сент-Эдмувдсе в августе 1645 года. Большая часть осужденных призналась в том, что одержимы бесами, заключали сделки с дьяволом, а также в плотской связи с дьяволом, что вызвало у пуританских судей особое негодование. Помимо этого, некоторым ведьмам были предъявлены обвинения в убийстве людей и домашних животных.
Жертв тщательно осмотрели в поисках дьявольской отметины, что для женщин было особенно унизительно, так как эти отметины обыкновенно искали на гениталиях. Стерн имел особое пристрастие к поиску дьявольских отметин.
В Швеции самый известный процесс по обвинению в ведовстве состоялся в 1669 году. Вспышка преследований ведьм в Море (Далекарлия) — один из наиболее поразительных случаев в истории колдовства, закончившийся сожжением 85 человек. Они обвинялись в том, что уговорили три сотни детей полететь в Блокулу.
Началось все 5 июля 1668 года, когда пастор из Эльфсдейла, в Далекарлии, сообщил, что Эрик Эриксен, 15 лет, обвинил Гертруду Свенсен, 18 лет, в том, что она украла несколько ребятишек и перенесла их к дьяволу. Похожие обвинения посыпались одно за другим.
К маю 1669 года король Карл XI назначил комиссию, которая должна была привести обвиняемых к покаянию посредством молитв, без тюремного заключения и пыток. Но молитвы только способствовали разрастанию массовой истерии, и когда королевская комиссия собралась впервые 13 августа 1669 года, 3000 человек пришли послушать проповедь и помочь следователям. На следующий день, выслушав рассказы детей, члены комиссии выявили 70 ведьм. Двадцать три сознались без принуждения. Кроме того, на костер попали и 15 детей. Вину еще 36 детей в возрасте от 9 до 15 лет определили как не столь серьезную, и в качестве наказания они должны были всего лишь пройти сквозь строй.
25 августа состоялась массовая казнь осужденных. Прежде чем взойти на костер, все ведьмы должны были признать истинность обвинений, выдвинутых против них детьми.
Процесс салемских ведьм
События, о которых я хочу рассказать в этой статье, начались в деревне Салем (Cалем-Вилидж) в штате Массачусетс в Новой Англии и охватили другие населенные пункты штата.
Девочки кричали, издавали странные звуки, швырялись предметами, прятались под мебелью, их тела изгибались в необычных позах. Они также жаловались на «колющие по всему телу иглы».
Когда пастор попытался читать девочкам проповедь, они затыкали уши, что было сочтено верным признаком одержимости дьяволом.
Осмотревший их местный доктор Уильям Григгс не нашел никаких признаков заболевания и объявил, что все девочки стали жертвами колдовства.
Виновницу нашли быстро: в доме Пэррисов служила рабыня по имени Титуба. Многие жители действительно подозревали Титубу в колдовстве, ведь она была привезена Пэррисом из Барбадоса, и много рассказывала девочкам о магии вуду.
Тем временем количество девочек со странным заболеванием увеличивалось, достигнув семи, среди которых была и младшая дочь соседей Пэрриса, Анна Патнэм. У них наблюдались те же симптомы, и при опросе дети обвинили в колдовстве и назвали ведьмами еще двух женщин, среди которых оказались сварливая соседка Пэррисов Сара Осборн и нищенка Сара Гуд. Эти две кандидатуры оказались весьма удобными для обвинений, обе женщины практически не посещали церковь.
1 марта 1692 года все три женщины были арестованы. Все подозреваемые подвергались унизительному осмотру, который применялся для выявления на теле обвиняемых ведьмовских отметин.
Арестованная Титуба рассказала следствию, что она и другие арестованных женщины – ведьмы, которые вместе с ней летали на метлах и терзали заболевших девочек.
Другие арестованные поначалу все отрицали, но давление на них усиливалось. Над Сарой Гуд провели «следственный эксперимент»: привели пострадавших девочек и велели «ведьме» посмотреть на них.
Девочки тут же начали кричать и корчиться. Для судей это было убедительным доказательством виновности.
Рассказы детей и провокация властей не прошла даром, население Салема охватила массовая паранойя, в колдовстве начали подозревать каждого второго горожанина. Тень колдовского заговора упала не только на заключенных под стражу женщин, но и на их родственников, а также на других «неудобных» обывателей. В результате аресты приобрели массовый характер.
В марте 1692 года арестованы: Марта Кори, Ребекка Нёрс и Рэйчел Клинтон, а также четырехлетняя дочь Сары Гуд – Дороти. Марта Кори относилась к числу тех, кто считал происходящее фарсом, и это тоже сочли знаком причастности к колдовству. Маленькая Дороти Гуд просто хотела к маме, ради чего, по настоянию взрослых, согласилась признать себя ведьмой.
Если первые три арестованные женщины не посещали церковь, что в глазах пуритан делало их преступницами, то новые подозреваемые были прилежными прихожанками.
Среди жителей Салема произошёл раскол: многие считали, что дело зашло уже слишком далеко. Однако большинство было на стороне обвинения. Расследование продолжалось.
Девочка показывает на колдуна
20 апреля 1692 года двенадцатилетняя Анна Патнэм, о которой я упомянул ранее, заявила, что ей являлся «призрак пастора», который душил и пугал ее. Она назвала имя священника: Джордж Берроуз.
Джордж Берроуз был весьма уважаемым человеком. Достаточно сказать, что пастора в пуританских общинах избирали местные жители из наиболее уважаемых людей и пастор содержался на средства общины.
Однако задержанные, которых к тому времени было около 30 человек, стали давать на него показания. Его обвиняли в том, что он летал с девушками на вершину горы, чтобы заставить их присягнуть дьяволу, что он организовывал шабаши ведьм, наводил порчу на солдат, которые терпели поражения от индейцев.
В мае 1692 года судебный процесс начался. Впрочем, Сара Осборн, не дождавшись приговора, 10 мая умерла в тюрьме. Во время судебного процесса тот факт, что страдания на пострадавших девочек насылает сам дьявол, не подвергался сомнению.
Судья Уильям Стоутон, председательствующий
Главным доказательством служили показания девочек о том, что им являлись духи обвиняемых. Теологический спор вокруг использования этих свидетельств заключался в том, должен ли человек давать согласие дьяволу на использование своего образа.
Суд утверждал, что ему обязательно требуется согласие человека и таким образом, обвиняемые виновны в страданиях девочек, ведь они дали дьяволу право являться в их обличье; оппоненты утверждали, что дьявол может использовать образ человека без его согласия.
Аргументы защиты судей не убедили. Первой осужденной на смертную казнь была Бриджит Бишоп. У нее был довольно сварливый нрав и большинство даже не сомневались в ее виновности.
Муж ее сестры подтвердил, что она ведьма, в глазах общества эта особа вела себя слишком эксцентрично и редко платила по счетам вовремя, что никак не соответствовало стилю жизни пуритан. Бриджит Бишоп повесили 10 июня 1692 года.
Процесс неуклонно набирал обороты. 30 июня 1692 года был вынесен смертный приговор пяти женщинам: Саре Гуд, Ребекке Нёрс и другим. 19 июля они были повешены.
5 августа 1692 года суд приговорил к казни через повешение еще шесть человек. На сей раз это были прилежные прихожане, соблюдающие посты и следующие всем церковным канонам.
Казнь Джорджа Берроуза
Бывший пастор Джордж Берроуз перед смертью обратился к собравшимся с речью, в которой указал на полную бессмысленность обвинений и в заключение прочитал молитву «Отче наш» без единой запинки. В пору разгара охоты на ведьм, считалось, что человек, подверженный дьявольскому влиянию не сможет прочитать молитву, ни разу не запнувшись.
В толпе началось брожение, но распорядитель казни убедил собравшихся, что на казни незримо присутствовал дьявол, который и подсказывал бывшему пастору слова молитвы. Джордж Берроуз был повешен.
Наконец, 22 сентября 1692 года были казнены еще 8 человек, которые оказались последними. Немного ранее, к мужу одной из казненных, 80-летнему фермеру Джайлсу Кори, который категорически отказывался признавать вину, применили пытку тяжестью.
На грудь Кори положили тяжёлые камни, и он медленно умирал под их весом. Истязание продолжалось два дня, но мужчина умер, так и не признав вины.
Такое упорство исследователи объясняют тем, что в случае признания, последовало бы осуждение и конфискация имущества. Мужчина, очевидно, решил умереть, но не лишать своих родных собственности.
Сумасшествие не прекращалось. Больных девочек стали приглашать в соседние местечка: Топсфилд, Андовер и даже столицу штата – Бостон для того, чтобы они определили, являются ли ведьмами и колдунами подозреваемые, задержанные в этих местах.
Происходящее стало пугать даже тех, кто изначально инициировал процесс. Весьма авторитетные жители начали высказывать мнение, что суд не имеет права рассматривать в качестве доказательства видения жертв, а также идею, что лучше допустить то, что несколько ведьм выживут, чем то, что будет казнен хотя бы один невиновный. Священники чуть ли не в один голос стали заявлять, что видения жертв в качестве доказательств использовать нельзя, поскольку это могут быть козни дьявола с целью опорочить невиновных.
Губернатор Массачусетса Уильям Фипс, изначально давший добро на суд над ведьмами, ознакомившись с этими мнениями, ввёл запрет сначала на вынесение смертных приговоров, а затем и на новые аресты. По некоторым данным, сделал он это по личным причинам: девочки обвинили в колдовстве его собственную жену.
Из-под стражи были освобождены 28 человек, из 33, а для рассмотрения дела пятерых оставшихся был учрежден Верховный суд штата Массачусетс – орган, действующий и в настоящее время. В мае 1693 года все оставшиеся фигуранты дела «салемских ведьм» вышли на свободу.
Итак, за время процессов в тюрьму было заключено более 150 человек. Осудили 31 человека, из которых 19 были повешены, двое (включая Сару Осборн) умерли в тюрьме, один (Джайлс Кори) умер под пыткой, один человек бежал. Четырёхлетняя Дороти Гуд провела в тюрьме восемь месяцев и лишилась матери.
В 1697 году было объявлено, что в ходе процесса была допущена судебная ошибка, а в 1702 году решение суда было признано незаконным.
Дом семейства Патнэм
В 1706 году Анна Патнэм, отправившая на виселицу Джорджа Берроуза, написала покаянное письмо, в котором просила прощения у пострадавших и признала, ее обвинения были результатом «невежества и сатанинского наваждения».
В 1711 году всех пострадавших законодательно восстановили в гражданских правах, вернули доброе имя казненным. Их родственникам была выплачена компенсация. И, наконец, в 1752 году деревню Салем переименовали в Дэнверс.
Элизабет Пэррис и Эбигейл Уильямс, ставшие зачинщицами этого инцидента, подверглись всеобщему осуждению и презрению. Нет никаких данных о том, чтобы одна из них или они обе публично принесли извинения осуждённым или раскаялись в случившемся.
Салемский музей ведьм
За триста лет, прошедших с момента этих событий, были выдвинуты десятки версий того, что могло стать причиной всего происшедшего.
Среди версий: сговор детей, решивших пошалить, отравление, каким-то галлюциногеном, отравление спорыньей ржи, то есть эрготизм, именуемый также «огонь святого Антония», наконец, заболевание, так называемым, летаргическим энцефалитом или болезнью Хантингтона, поражающими нервную систему.
Впрочем, ни одна из этих причин не могла бы стать роковой, если бы не атмосфера общества того времени, где массовый психоз, выливавшийся в охоту на ведьм, был обычным делом.
Новую Англию населяли последователи одного из направлений кальвинизма – пуритане. Одним из краеугольных камней учения была вера в абсолютное предопределение – вера в том, что судьба каждого человека определена Богом еще до сотворения мира, в начале времен.
Бог посылает сигналы для избранных и нужно лишь уметь эти сигналы понять. Для них были характерны крайняя строгость нравов, целомудрие и аскетическое ограничение потребностей, трудолюбие и целеустремленность, например игрушки, считались бесполезными, а дети с малолетства помогали взрослым в работе.
Различные бедствия: неурожаи, эпидемии, нападения индейцев объяснялись происками дьявола, действующего через подручных, каковыми есть ведьмы и колдуны.
Поэтому, к колдовству отношение было чрезвычайно серьёзным: в 1641 году за него была законодательно установлена смертная казнь. В такой атмосфере действительно могла возникнуть описанная ситуация.
И в завершение, хочу пригласить всех, интересующихся историей, пересмотреть мои ролики на Ютубе, сосредоточенные на канале «Mihnik» https://www.youtube.com/channel/UCg3j5quaczAxjDnSdz9ropA
Буду чрезвычайно благодарен тем моим читателям, кто подпишется на этот канал; это позволит донести мои мысли большему количеству людей. Очень хочется быть услышанным. Благодарю вас.
Лига историков
8.1K поста 35.6K подписчиков
Правила сообщества
— уважение к читателю и открытость
— регулярность и качество публикаций
— умение учить и учиться
— бездумный конвейер копипасты
— публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
— простановка тега [моё] на компиляционных постах
— неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
— видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
— дискуссии на тему постов
— уважение к труду автора
— личные оскорбления и провокации
— неподкрепленные фактами утверждения
Главным доказательством служили показания девочек о том, что им являлись духи обвиняемых. Теологический спор вокруг использования этих свидетельств заключался в том, должен ли человек давать согласие дьяволу на использование своего образа.
Суд утверждал, что ему обязательно требуется согласие человека и таким образом, обвиняемые виновны в страданиях девочек, ведь они дали дьяволу право являться в их обличье; оппоненты утверждали, что дьявол может использовать образ человека без его согласия.
Аргументы защиты судей не убедили.
Salem в MA (есть ещё по соседству Salem в NH) был разделён на два района: Salem Village и Salem Town
Первый как раз отделился позднее в отдельный город и стал Danvers, а второй обычный портовый город Salem.
Аресты проходили в Danvers, Andover и городках рядом, но суд сам был в городе Salem. Позднее и музей, и ежегодный фестиваль на Хэллоуин проходит именно в городе Salem.
Источник: да я местный житель там 🙂
Пипец у них там вывих мозга: всё предрешено Господом, но весь негатив от дьявола. Если всё предрешено, то и негатив предрешён.
Тем временем в саудовской Аравии все ещё казнят ведьм
Относительно недавно выходил сериал Салем. Сериал средненький, но снят хорошо. Ну и там классная задумка была в том, что вся эта охота на ведьм была инициирована самими ведьмами с целью создать множественное жертвоприношение невинных для дьявольского обряда.
Как минимум две женщины указывают на обвинителя, причём одна из них под страхом что ей свернут шею.
Очень странный процесс или очень странный художник 😉
Отмазка «я худо-жник, я так вижу» не канает, на костёр его 😉
Интересная логика. Сатана (отец лжи по Евангелию) говорит что то, а верующие в это верят и не просто верят, а действуют в соответствии со словами Сатаны. Это все равно что сейчас судебные решения выносить только на основе слов людей, осуждённых за мошенничество. Ну да, ни мошенники, ни бесноватые врать не могут. С логикой видимо не дружили от слова СОВСЕМ.
Очень интересно, спасибо. Подписался на ютюб канал
И по этими событиям игра Murdered: Soul suspect
Прям прочитала пост как «более полное раскрытие сюжета»))
жалко, что у нас такие процессы не популяризирует. У нас активно жгли ведьм и еретиков вплоть до первой половины 18-го века, но об этом мало кто знает. Я б сходил в такой музей в России, ну и в пытошную
Ничему то их жизнь и история не учит
вот оно, светлое будущее, без попов.
Сборище тупых мракобесов, идиотов и блядей. Нет других слов.
Не мой немой
Я, вообще не отдупляя что к чему: А что это было?
Счастье в мелочах
Есть у нас с женой ребёнок усыновленный. Со сложной судьбой, и проблемами со здоровьем. Лечим, делаем все возможное, чтобы стало ему лучше. У нас он уже пол года. Сейчас ему 3 года и 5 месяцев. Научился разговаривать, состояние улучшается. В один из вечеров, когда он, как всегда, не хотел засыпать, я придумал сказку про паровозик по имени Тёма. Как вы, наверное поняли, имя выбрано не случайно. Так зовут сына. Нет, его зовут не «паровозик Артём», его имя Артём))) И, в общем, с тех пор паровозик Тёма один из наших любимых героев. А любовь к самим поездам у него и так была)))
Дабы сделать ребёнку приятное, в один из выходных дней на прогулке пошли на станцию встречать и провожать поезда (благо, недалеко идти). Сын очень хотел встретить того самого паровозика. Но на станции, к сожалению, были только вагоны. Мы сделали вывод, что паровозик Тёма их привёз, и уехал в депо отдыхать. Выходной же, как-никак. Но, вдруг вдалеке показался поезд. Артём твёрдо заявил, что это и есть тот, кого мы ждём. И, действительно, это был маневровый локомотив, который привёз вагоны для сцепки состава. Радость у нас была огромная. Когда локомотив приблизился, сын стал махать ему рукой в приветствие. И, о боги, паровозик ему ответил! Машинист просто ему посигналил в ответ! Но, ребята, вы бы видели, сколько восторга это вызвало у Артёма! Сколько было счастья! Казалось бы, такая, ничего не значащая мелочь, но вызвала такую бурю эмоций у ребёнка! До самой ночи были разговоры о поездах, и что паровозик Тёма ему подудел)))
Просто хочу сказать спасибо тому парню в локомотиве. И всем, кто делает такие приятные мелочи. Для взрослых людей это все незначительно. Но ребёнок, который в свои 3 года пережил много тяжёлых моментов, стал немного, но счастливее. И улыбнулся ещё один лишний раз.
Спасибо, если дочитали. Сумбурно получилось, но хотелось выговориться. Делайте добро!