в каком городе снимали темный рыцарь
Дом кино: знаменитые здания в фильме «Темный рыцарь»
В конце 1990-х казалось, что киносериал про Бэтмена, героического человека-летучую мышь, без страха и упрека борющегося с коварными злодеями на мрачноватых улицах выдуманного мегаполиса Готэм-сити, безнадежно выродился. Плохо было буквально все: комичные сценарии Акивы Голдсмана, апатичная режиссура Джоэла Шумахера, сам Бэтмен с лицом Джорджа Клуни был какой-то не слишком геройский, а суперзлодеи — недостаточно суперзлодейскими. У боссов студии Warner Brothers хватило ума и совести не продолжать в том же духе и не ставить на франчайзинге окончательный крест, а попытаться его «перезапустить», наняв для этого абсолютно новую творческую команду. Спасителем культового сериала стал Кристофер Нолан, и даже Готэм-сити у него стал выглядеть по-другому.
Если в первом нолановском «Бэтмене: Начало» мифический Готэм еще как-то напоминает себя, привычного по фильмам 1980—1990-х, со всеми этими хрестоматийными зданиями 1930-х в стиле ар-деко, создающими почти готическую атмосферу полного беспредела и безнадеги, то в фильме №2, «Темном рыцаре», вышедшем на экраны в 2008 году, массивную архитектуру первой половины XX века практически полностью сменяют стеклянные фасады небоскребов 1960—1980 годах Готэм-сити Тима Бертона и Джоэла Шумахера — это всегда узнаваемый Нью-Йорк. Готэм Нолана — это совершенно определенно Чикаго. И нигде еще в кино этот город не выглядел так круто.
Первый же кадр фильма задает его архитектурный тон. Просто лес высоток 1950—1990-х с главным чикагским небоскребом (и самым высоким зданием США) Sears Tower (темный объем на заднем плане в правой части скриншота). В здании на переднем плане разворачивается действие первого эпизода «Темного рыцаря» — ограбление «Готэмского национального банка» бандой клоунов с Джокером, феноменально исполненным Хитом Леджером, во главе.
В роли банка выступает заброшенное ныне огромное девятиэтажное здание старого чикагского почтамта.
Почтамт (справа) был построен в 1921—1932 годах по проекту крупнейшего местного архитектурного бюро Graham, Anderson, Probst & White. В 1997-м, когда он окончательно перестал справляться с обработкой поступающей корреспонденции, рядом было возведено новое здание. А старый гигант, занимающий целых два квартала, так с тех пор и пустует, изредка снимаясь в кино.
Это же здание (только с бокового фасада) выступало в «Темном рыцаре» и в качестве полицейского управления Готэм-сити. Тут уже абандон чувствуется, а ведь городские власти тратят на содержание некислых размеров постройки до 2 млн долларов в год.
Благодаря сцене ограбления можно увидеть и интерьер основного зала почтамта — монументальную неоклассику просто в шпееровском духе.
Ночной Чикаго прекрасен. Классический американский город.
Штаб-квартира Wayne Enterprises (компании, принадлежащей Брюсу Уэйну, гражданскому альтер-эго Бэтмена) размещается в одном из самых известных небоскребов города — Richard J. Daley Center. Башня построена в 1965 году (архитектор Жак Браунсан, бюро C. F. Murphy Associates) и первые четыре года существования была самым высоким зданием в городе. В качестве конструкционного материала была использована т.н. «кортеновская сталь», очень характерной чертой которой является ее коричневатый цвет. Стальные листы на самом деле просто ржавые: считается, что, один раз заржавев, в дальнейшем окисная пленка не размывается водой, и сталь становится «вечной». Здание на переднем плане левее центра, больше похожее на советский НИИ, — корпус административных учреждений округа Кук (1964 год, 35 этажей). В стеклянном столбике, расчерченном светлыми линиями, справа вдалеке — штаб-квартира авиакомпании United Airlines. Это работа (1992 года) известного испанского архитектора-постмодерниста Рикардо Бофилла.
Заседание совета директоров Wayne Enterprises проходит, впрочем, вовсе не в Richard J. Daley Center, а в другой канонической чикагской высотке — IBM Building. К сожалению, в фильме подробно демонстрируются только интерьеры этого замечательного образца «интернационального стиля», последней работы (1971 год) выдающегося архитектора Людвига Миса ван дер Роэ.
Далее действие ненадолго переносится в Гонконг. Тут тоже есть на что посмотреть.
Обратите внимание на самую высокую башню на противоположном берегу залива. Это здание №2 Международного финансового центра (или 2 IFC Building). Там развернется действие следующего эпизода картины.
Украшенную характерными рогами крышу одного из высочайших небоскребов Гонконга, спроектированного знаменитым Сезаром Пелли и построенного в 1997—2003 годах, Бэтмен использует для похищения одного плохого китайского парня.
Видите освещенные рога справа у нижнего края скриншота? Это корпус №1 того же IFC. Нашему герою — туда.
Затем Бэтмен некоторое время летает на фоне ночных красот Гонконга.
Несколько раз на заднем плане проскакивает еще одна культовая для этого города высотка — Bank of China Tower. Построенная в 1990 году по проекту притцкеровского лауреата Бэй Юймина (больше известного как Й.М.Пей), она запоминается своим очень характерным и узнаваемым видом с делением фасада на треугольные сегменты.
Челюсти злодеям особенно удачно получается ломать именно на фоне подобных архитектурных шедевров.
1 IFC Building и небоскреб под незамысловатым названием «Центр» (со шпилем слева, 1995—1998 годов постройки, архитектор Деннис Лау). Внешний вид у него, прямо скажем, тоже незамысловатый.
BOC Tower (справа вверху) куда круче, ну правда же?
Возвращаемся в Чикаго. Вид из офиса мэра Готэм-сити.
Макабрическая сцена повешения одного из бэтменовских фанатов протекает около уже упомянутого IBM Building Миса ван дер Роэ. Целиком последнюю работу мастера нам так и не показали, ограничились только первым этажом. Обратите внимание на, казалось бы, паркинг на заднем плане слева. Это нижние уровни одной из башен Marina City. Жилой комплекс из двух 65-этажных, круглых в плане высоток, похожих на гигантские кукурузы, был построен в Чикаго на берегу одноименной реки в 1964 году (архитектор Бертран Голдберг).
Сцена вечеринки в пентхаусе Брюса Уэйна, где праздник людям сильно портит появление Джокера, явившегося туда без приглашения, снималась в еще одном чикагском небоскребе Миса ван дер Роэ — One Illinois Center (1967—1970-е). Пентхаус прорисован на компьютере.
Так как никакого пентхауса на самом деле не существовало, его интерьеры сняли в лобби соседнего здания. Заодно можно посмотреть, как живут обычные американские миллиардеры. Панорамные пейзажи за окном добавлены позже с помощью фотошопа.
После сорванной вечеринки Брюсу Уэйну взгрустнулось, он надел трико костюм летучей мыши, залез на верхушку Sears Tower и предался меланхолическому осмотру Готэм-сити. Бэтмен смотрел на Готэм, Готэм смотрел на Бэтмена (черная фигурка в правой части скриншота).
Декор зданий 1930-х.
Сцена покушения на жизнь мэра Готэма и следующий большой эпизод битвы Добра (в образе человека-летучей мыши) со Злом (в виде Джокера) снимались на Ла Салль Стрит, одной из центральных улиц чикагского даунтауна. Застроенная в первой половине XX века монументальными зданиями в стиле ар-деко, в народе она получила прозвище «Каньон».
В перспективе Чикагская торговая палата, тут виден лишь ее фрагмент. Его фланкируют два здания с внушительными портиками. Слева — 20-этажный «Банк Америки» (1920 год, строился как Continental Illinoys Bank), справа — 15-этажный Федеральный резервный банк Чикаго (1922 год).
Та же улица чуть далее по фильму. «Банк Америки» уже справа. Действительно каньон.
«Темный рыцарь»: создание фильма.
Фильмы «Бэтмен» (Batman) и «Бэтмен возвращается» (Batman Returns) режиссера Тима Бертона (Tim Burton), вышедшие в 1989 и 1992 годах соответственно, уже давно стали классикой комикс-экранизаций, чего не скажешь об их сиквелах. Четвертая часть франчайзинга под названием «Бэтмен и Робин» (Batman and Robin), созданная Джоэлем Шумахером (Joel Schumacher), и появившаяся на экранах кинотеатров в 1997 году, надолго отбила у студии Warner Bros. желание возвращаться к теме человека-летучей мыши. Лишь в 2005 г., с выходом в июне фильма «Бэтмен: Начало» (Batman Begins) режиссера Кристофера Нолана (Christopher Nolan) у зашедшей в тупик серии открылось «второе дыхание».
Несмотря на довольной скромную сумму сборов за первые выходные, «Бэтмен: Начало» в итоге собрал 371 миллион долларов по всему миру при бюджете в 150 млн долл. Однако кроме кассовых сборов новый Бэтмен в исполнении Кристиана Бэйла (Christian Bale) также получил высокие оценки критиков и всей мировой общественности, пополнив стройный ряд лучших комикс-экранизаций в истории кинематографа. Естественно, многомиллионная армия поклонников человека-летучей мыши сразу же начала гадать о съемках продолжения, тем более что название «Бэтмен: Начало» недвусмысленно указывало на то, что история еще не завершена. Неделю спустя после выхода фильма в прокат в интервью ресурсу Boxofficemojo начальник отдела дистрибуции компании Warner Bros. Ден Фельман (Dan Fellman) поделился своими соображениями насчет возможности продолжения нового Бэтмена: «Я думаю, люди любят этого персонажа, и прошло уже восемь лет с тех пор, как серия покатилась по наклонной. Вернуть ее на правильный путь удалось благодаря видению режиссера Кристофера Нолана, отличному сценарию и актерам. До конца недели мы рассчитываем на 85 млн долл. кассовых сборов, в то время как «Бэтмен и Робин» за тот же период времени заработал лишь 59 миллионов. Этого достаточно для того, чтобы запустить продолжение нового «Бэтмена» в производство».
После того, как братья Ноланы завершили работу над сценарием, в дело вступил отдел дизайна под руководством дизайнера-постановщика Натана Кроули (Nathan Crowley), а также воплощающая рисунки «в металл» команда супервайзера спецэффектов Криса Корбаулда (Chris Corbould). Кристофер Нолан отмечает: «В «Бэтмен: Начало» мы хотели показать, каким образом были разработаны вещи вроде костюма и Бэтмобиля. В то же время мы рассказали не обо всех приспособлениях, и поэтому в продолжении демонстрируем, как главный герой обзаводится еще более высокотехнологичными устройствами, в разумных пределах, разумеется». Под «высокотехнологичным» Нолан подразумевал новую версию костюма Бэтмена, а также чудо техники под названием «Бэт-под» (Bat-pod).
Кристиан Бэйл лично высказался о преимуществах обновленного одеяния, представленного общественности в июне 2007 года, в интервью журналистам IGN: «Если бы вы надели предыдущий костюм, новый понравился бы вам так же, как и мне. Одна лишь возможность поворачивать в нем голову уже значит для меня очень многое, учитывая семь месяцев, проведенных на съемках «Бэтмена: Начало» в старом костюме. Кроме того, он также легче, благодаря чему чувствуешь себя гораздо свободнее. И, конечно же, в нем гораздо менее жарко». Новый костюм стал многослойным. Основой был сделан материал на основе полиэфирных волокон, которые используются военными и производителями спортивной одежды из-за их влагопоглощающих качеств. Затем на этот слой были наклеены отдельные части из эластичного полиуретана для придания костюму рельефа брони. В качестве дополнительной защиты выступили панели на основе карбонового волокна, очень легкого, но в то же время прочного материала. Они были помещены под полиуретан в области ног, грудной клетки и живота. Для того, чтобы позволить Кристиану Бэйлу поворачивать голову (ранее актеру, дабы выполнить это простое движение, приходилось пользоваться движениями плеч), в новом костюме шлем-маска был отделен от остального одеяния.
Для съемок компанией New Deal был построен макет тоннеля с камерой, которая двигалась вдоль него по направляющей. Миниатюрные модели грузовика и Бэтмобиля контролировались посредством радиоуправления, а сама сцена была тщательно разделена между двумя съемочными группами, а также полностью цифровыми кадрами DN.
Кульминацией всего действия стала неудачная попытка Бэтмена завести машину, после которой он активирует систему катапультирования, и на свет появляется Бэтпод. Изначально планировалось создать сцену при помощи практических эффектов, однако сложность появления «мотоцикла» из «внутренностей» автомобиля заставила отказаться от этой затеи. В результате было решено разбить действие на две части: до момента катапультирования и после. Как только срабатывают пиропатроны, окружающая обстановка с настоящим Бэтподом заменяется ее цифровым аналогом. Сотрудники DN на основе полученых в результате трехмерного сканирования данных создали высокодетализированные модели Бэтмобиля, Бэтпода и самого Бэтмена. Художникам пришлось смоделировать не только внешний вид, но и внутреннее убранство «автомобиля», которое становится видимым зрителю во время катапультации. Бэтпод формировался на основе передних колес Бэтмобиля, которые, соединяясь вместе, образовывали основной каркас корпуса.
Еще до своего выхода «Темный рыцарь» уже начал бить первые рекорды. Именно этой картине отныне принадлежит титул наиболее широкого релиза в кинотеатрах США. Прокат фильма стартовал одновременно на 4366 экранах, обогнав по этому показателю (на четыре экрана) третью часть «Пиратов Карибского моря» (Pirates of the Caribbean: At World’s End). Отбросив достижения по количеству проданных билетов, а также кассовых сборов от предпремьерных показов, отметим лишь, что за первый уикэнд «Темный рыцарь» опустошил карманы граждан США на целых 158 миллионов долларов, обогнав по этому параметру «Человека-паука 3» (Spiderman 3). 6,2 миллиона из общей суммы сборов за неделю принесли 94 кинотеатра IMAX, то есть по 67 тыс. долл. с одного экрана. Кассовому успеху «Темного рыцаря» даже не помешал тот факт, что спустя всего 38 часов после премьеры фильма в Интернете появилась пиратская копия картины. Расписывать все рекорды, побитые фильмом, нет смысла, поскольку их очень много. Достаточно заглянуть на страничку картины на сайте Boxofficemojo, дабы убедиться в этом. На момент написания статьи в «копилке» фильма уже «звенело» почти 449 млн. долл. прибыли от проката в американских кинотеатрах. На данный момент «Темный рыцарь» занимает третью позицию в списке самых кассовых хитов, вышедших в США, уступая лишь «Титанику» (Titanic) и четвертому (оригинальному) эпизоду «Звездных войн» (Star Wars: The New Hope). Однако если догнать рекордсмена новой работе Нолана будет затруднительно, то вторую картину она может обставить уже на этих выходных. Что же касается мировых сборов, они принесли фильму еще 263,5 миллиона долларов, и эта сумма продолжает расти. Остается только указать бюджет, который составил 185 млн долл.
В каком городе снимали фильм о Бэтмене?
Этот суровый фильм показывает, как Брюс Уэйн стал Бэтменом и поклялся очистить Готэм-сити. См. Также: Темный рыцарь и Темный рыцарь: Возрождение. Бэтмен: Начало снимали в Лондоне в Великобритании, Чикаго в Соединенных Штатах Америки и в Исландии.
В каком городе снимается Бэтмен?
Прозвище «Темный рыцарь» впервые было применено к Бэтмену в «Бэтмене №1» (1940), в рассказе, написанном Биллом Фингером. «Темный рыцарь» снимался в основном в Чикаго, а также в нескольких других местах в США, Великобритании и Гонконге.
Где снимался Бэтмен: Начало?
Съемки начались в марте 2004 года на леднике Ватнайёкюдль в Исландии (заменяет Бутан). Экипаж построил деревню и парадный вход в храм Ра, а также дорогу, ведущую в отдаленную местность.
Готэм-сити должен быть Чикаго?
Готэм-сити традиционно изображается как расположенный в американском штате Нью-Джерси. На внешний вид и атмосферу Готэма в первую очередь повлияли Нью-Йорк и Чикаго, хотя он был спроектирован так, чтобы больше походить на любой крупный американский город.
Бэтмен снимался в Чикаго?
Экстерьерные сцены снимаются по всему Чикаго, который снова представляет Готэм-сити. В минувшие выходные улицы Чикаго снова использовались для представления Готэм-сити, поскольку съемочные группы для Бэтмена взяли на себя части цикла.
Готэм Чикаго или Нью-Йорк?
Готэм — это Нью-Йорк. Тем не менее, когда Кристофер Нолан решил снять «Бэтмен: Начало», его суровую и амбициозную перезагрузку Бэтмена, в Чикаго, он обнаружил связь между Готэмом и Чикаго, которая со временем только усилилась. Готэм, в сеттинге и сюжете, теперь имеет Чикаго в его ДНК.
Кто лучший Джокер?
Каждый экранный Джокер ранжируется от худшего к лучшему: кто самый великий клоун-принц преступности?
Кто лучший Бэтмен?
Лучшие актеры Бэтмена: Рейтинги
Почему Чикаго называют Готэм-сити?
Готэм и Метрополис изначально были созданы по образцу Нью-Йорка в комиксах. Однако Кристофер Нолан в основном использовал Чикаго в качестве фона для «Бэтмена: Начало» и «Темного рыцаря». … Он базируется в Нью-Йорке. Готэм — это прозвище настоящего Нью-Йорка.
В «Бэтмен: Начало» Брюс проводит семь лет, путешествуя по миру и тренируясь в бою, и за это время он был завербован в Лигу теней Анри Дукаром. … Бэтмен не убивал Рас аль Гула, он просто решил не спасать его, и ему действительно не нужно было этого делать.
Почему Готэм-сити так коррумпирован?
Готэм-сити настолько полон преступности и коррупции, потому что никто не смог остановить распространение коррупции, хотя это могло бы иметь самое большое значение. … Он пытался обрушить его с помощью экономики, что заставило многих людей в отчаянии обратиться к преступникам.
Готэм больше Нью-Йорка?
Готэм меньше Нью-Йорка, но в нем больше людей, чем в его реальном мире. … Как ни странно, он расположен совсем недалеко от Готэма, города с населением почти 9 миллионов человек. Конечно, после сюжетной линии No Man’s Land население Готэма составляет около 2,5 миллионов человек.
Сколько лет Бэтмену?
Его первое появление в DC Comics произошло в выпуске Detective Comics, опубликованном 30 марта 1939 года, который теперь официально признан его днем рождения. В реальных условиях это означает, что Крестоносцу в плаще только что исполнился 81 год. С днём рождения, Бэтмен!
Как Джокер получил свои шрамы?
По словам Джокера, его жена, которая раньше говорила ему, что ему нужно «больше улыбаться», попала в беду из-за игорных акул, которые «вырезали ей лицо». … И учитывая его хаотичный характер, вполне возможно, что он оставил себе шрамы просто потому, что мог, а не потому, что у него была жена с изуродованным лицом.
Где сегодня в Чикаго снимают Бэтмена?
Эксклюзивные фотографии со сцены Бэтмена, снимаемой в эти выходные в районе Чикаго Луп на улице Рэндольф, 100 Вт. Похоже, это продолжение сцены, снятой в Ливерпуле, где Брюса (Роберт Паттинсон) и Селину Кайл (Зои Кравиц) преследуют на мотоциклах.
Почему Бэйн носит маску?
Бэйн — это тот, кто страдает от боли из-за давней травмы, и маска выделяет анестетик, который удерживает его боль чуть ниже порога, чтобы он мог функционировать. … Он страдает от боли, и ему нужен газ, чтобы выжить. Он не может пережить боль без маски.
Рецензия на фильм «Темный рыцарь»
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Хотите знать, откуда у него эти шрамы на спине, – у Бэтмена, борца за чистый город, человека в костюме Летучей Мыши, защитника обездоленных? Дело в том, что костюм у него неудобный, маневренности никакой, да и любая собака может прокусить эту черную резину.
То главное, что делало комиксы про супергероев столь волшебной формой осмысления мира, – восторг условности, свои, особые правила, – оно теперь жмет супергероям, не дает никакой маневренности. Условность и алогичность сегодня нужно оставить реальному миру и реальной политике; супергерои из комиксов, наоборот, действуют по людским законам. Поэтому «Темный рыцарь» /Dark Knight, The/ (2008), очередной фильм о Бэтмене (миллионере Брюсе Уэйне, из соображений борьбы за правое дело переодевающемся в костюм летучей мыши), легче сравнивать не с предыдущими Бэтменами, а с каким-нибудь «Крепким орешком» /Die Hard/ (1988). Джон Маклейн в грязной майке отличается от Брюса Уэйна в черной маске только тем, что Маклейн к концу фильма обязательно всех победит.
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Хотите знать, откуда у него эти шрамы – у самого известного комикс-города, у Готэм-сити, готического тимбертоновского лубка? Уже в предыдущем нолановском фильме про Бэтмена, «Бэтмен: начало» /Batman Begins/ (2005), с Готэма слетел весь декадентский лоск, вся чарующая шелуха, а потом и особняк Уэйнов сгорел, и теперь Бэтмен смотрит из своего пентхауса на город, как будто в последних кадрах какого-нибудь «Бойцовского клуба» /Fight Club/ (1999), только вместо воображаемого друга у Брюса Уэйна – костюм Бэтмена. Он и сам – воображаемый друг Готэм-сити, тот, кого призывают, когда совсем кранты, тот, в кого верят последние чистые души: дети и честные полицейские. Готэм же превратился в абсолютно обычный, но от этого еще более мрачный город – его мрачность не от перенаселенности фриками, а от перенаселенности нормальными людьми, простыми гражданами, всегда готовыми проголосовать за что-нибудь хорошее против чего-нибудь плохого. Правда, они не умеют отличать одно от другого, – ну так и никто не умеет, разве что дети и честные полицейские.
Знакомый по предыдущим «Бэтменам» след прожектора с силуэтом летучей мыши на облаках уже и разглядеть-то почти невозможно. Как и другую мышь – главного героя. В «Темном рыцаре» Бэтмен сполна переживает кризис среднего возраста, самую отвратительную его версию. Он не то что сходит с ума, он устал за лето. За костюмом в комод полезешь – и день потерян. Бэтмен не знает, куда идти, с кем бороться, что делать; вопрос «кто виноват?» спас бы его, если бы на этот вопрос можно было однозначно ответить. Горожане его ненавидят. Он хотел бы сдать кому-нибудь дела, и ему кажется, что новый прокурор Харви Дент вполне мог бы стать Светлым Рыцарем Готэма, защитником обездоленных. Тем более, что Дент готов засадить за решетку всех преступников города. Проблема только в том, что теперь у Готэма – а значит, и у Бэтмена – появляется новый, и очень серьезный противник. Преступники просят помощи у Джокера – ходячего хаоса со шрамами на морде, причмокивающего раскрашенного клоуна с плохими, но крайне убедительными шутками, который спрашивает у всех: а ты чего такой серьезный?
Кадр из фильма «Темный рыцарь»
Хотите знать, откуда у него эти шрамы? Нельзя сказать, что Джокер – Хит Леджер – в «Темном Рыцаре» переигрывает всех остальных: он не играет. Леджера там внутри вообще, кажется, нет, лишь красная улыбка энтропии, макабрическая клоунада, сила, что вечно хочет и вечно совершает. Прямая противоположность тупому, уставшему, запутавшемуся Бэтмену, который может делать лишь то, чего ждет от него Готэм. Джокер делает лишь то, что делает, у него нет никаких планов по захвату власти или объявлению войны, он хочет просто повеселиться. У Бэтмена, к сожалению, нет чувства юмора. Человек-Летучая Мышь выглядит анахронизмом, пришельцем из старых добрых времен, когда Зло имело лицо, и Добро могло с удовольствием в это лицо съездить. Теперь у Зла множество лиц, а у Добра… а что такое, собственно, Добро?
Борьба Добра со Злом – это, похоже, уже пережиток прошлого, сказки недавнего средневековья. Сегодня бороться будут, скорее, Долг со Здравым Смыслом, или Страх с Надеждой, или Деньги с Инстинктом Самосохранения, или, наконец, Хаос с Порядком. «Что будет, – спрашивает Джокер, – если неостановимая сила столкнется с недвижимым объектом?» В «Темном рыцаре» неостановимая сила: Джокер, Хаос, законы реальности – сталкивается с недвижимым объектом: Бэтменом, Порядком, привычными законами жанра. Есть такая неразрешимая загадка: что делать, если видишь, как вымирающее животное жрет вымирающее растение: убивать вымирающее животное или дать погибнуть вымирающему растению? Если неостановимая сила сталкивается с недвижимым объектом, единственное, что имеет смысл делать, – сидеть и смотреть. Потому что это незабываемое зрелище.