в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория

Психодиагностика.

10. Первые в России лаборатории экспериментальной психологии.

Первая в России экспериментальная психологическая лаборатория открылась в 1885 г. при клинике нервных и душевных болезней Харьковского университета; были устроены лаборатории опытной психологии в Петербурге, Дерпте. В 1895 г. по инициативе крупнейшего русского психиатра С. С. Корсакова была создана психологическая лаборатория при психиатрической клинике Московского университета. Заведовать ею стал ближайший помощник Корсакова – А. А. Токарский. Психологическая лаборатория в Новороссийском университете (в Одессе) была создана на историко-филологическом факультете профессором философии Н. Н. Ланге.

Во второй половине ХIХ в. в отечественную психологию был введен эксперимент. Первые отечественные работы по психологической диагностике выполнялись в первые десятилетия ХХ в.

Одна из первых значительных дореволюционных отечественных работ по психологическому тестированию была выполнена Г. И. Россолимо в 1909 г. в Московском университете. Он создал методику индивидуального психологического профиля, которая сводилась к определению 11 психических процессов, которые оценивались по десятибалльной системе. А. Ф. Лазурский создал новое направление в дифференциальной психологии – научную характерологию. Он стоял за создание научной теории индивидуальных различий. Основной целью дифференциальной психологии он считал «построение человека из его наклонностей», а также разработку возможно более полной естественной классификации характеров.

Он выступает за естественный эксперимент, при котором преднамеренное вмешательство исследователя в жизнь человека совмещается с естественной и сравнительно простой обстановкой опыта.

Важным в теории Лазурского было положение о теснейшей связи свойств характера с нервными процессами. Это было объяснение свойств личности нейроди-намикой корковых процессов. Научная характерология Лазурского строилась как опытная наука, опирающаяся на изучение нейродинамики корковых процессов. Не придавая вначале значения количественным методам оценки психических процессов, используя только качественные методы, он позднее ощутил недостаточность последних и попытался использовать графические схемы для определения способностей ребенка. Но работы в этом направлении были им не закончены, помешала кончина исследователя (1917).

Источник

История создания первых экспериментально-психологических лабораторий в России

в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть картинку в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Картинка про в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть картинку в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Картинка про в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть картинку в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Картинка про в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть картинку в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Картинка про в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория

в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть картинку в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Картинка про в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория

в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть картинку в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Картинка про в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория

Идейным вдохновителем русской экспериментальной психологии является И. М. Сеченов. Его идеи были восприняты передовыми врачами – невропатологами и психиатрами. Именно их усилиями осуществлялась практическая перестройка психологии на физиологическую основу.

Первая психологическая лаборатория в России открывается в 1886 году В. М. Бехтеревым при клинике душевных и нервных болезней в Казани. В ней проводится цикл экспериментально – психологических работ, собирается и создаётся заново множество приборов и устройств. В Казани в 1893 году В. М. Бехтерев основывает научный журнал « Неврологический вестник», в котором наряду с анатомо – физиологическими исследованиями публиковались и психофизиологические экспериментальные работы.

С переездом в Санкт – Петербург В. М. Бехтерев создаёт вторую экспериментально – психологическую лабораторию при Военно – медицинской Академии, в которой выполнено большое количество экспериментальных исследований различных видов чувствительности ( кожной, болевой, зрительной, слуховой, кинестетической, вибрационной). Для этих исследований были сконструированы ценные приборы : трихоэстезиометр, болемер, бароэстезиометр, миоэстезиометр, акузометр, сейсмометр и др. Материалы публиковались в специальном журнале « Обозрение психиатрии, неврологии и экспериментальной психологии», основанном в 1896 году В. М. Бехтеревым. Позднее В. М, Бехтерев стал инициатором создания Психоневрологического института ( 1907), а также института по изучению мозга и психической деятельности ( 1918) в Петербурге. С научной и организаторской деятельностью В. М. Бехтерева и его сотрудников связаны наиболее крупные достижения экспериментальной патопсихологии в России конца 19 – начала 20 вв.

В 80 – е гг. 19 века экспериментально – психологические лаборатории создаются в Харькове и Юрьеве. Основателем харьковской лаборатории был виднейший русский психиатр П.И. Ковалевский. Им же был основан первый в России психиатрический журнал « Архив психиатрии, нейрологии и судебной психопатологии» ( 1883), в котором печатались материалы экспериментальных исследований по психологии, проводимых в его лаборатории. Руководителем Юрьевской лаборатории, открытой Э. Крепелином, с 1891 года был В. Ф. Чиж. По числу экспериментальных раьот и широте проблематики эта лаборатория ( по оценке самого В. Ф. Чижа) занимала второе место после вундтовской лаборатории в Лейпциге.

В Москве в 1895 лаборатория создаётся известным русским психиатром С. С. Корсаковым. Руководство этой лабораторией было поручено ближайшему его сотруднику А. А. Токарскому. В московской лаборатории была выполнена большая серия работ по изучению ощущений, восприятий, памяти, времени реакций. Результаты исследований освещались в специальном вестнике « Записки лаборатории». Крупнейшим событием для Москвы и русской психологии в целом явилось учреждение в 1912 году Института психологии, первым руководителем которого стал Г. И. Челпанов.

Под руководством И. А. Сикорского психологическая лаборатория организуется в Киеве, где проводятся исследования умственной работоспособности и утомления, результаты которых публикуются в журнале « Вопросы невро – пихической медецины», созданном И. А. Сикорским в 1895 году.

русской экспериментальной психологии явилось создание в 1891 году Русского общества экспериментальной психологии.

Источник

По курсу «Психофизиология» итоговый контроль проходит в форме компьютерного тестирования или экзаменационных вопросов.

Вариант-1 – вариант примерного теста

1. Что изучает психофизиология:

б) физиологию человека;

в) нейронные механизмы психики;

г) все ответы неверны.

2. Из ниже перечисленных методов выберите метод психофизиологии:

3. Назовите ритмы ЭЭГ, согласно которым определяют умственную одаренность:

4. Что является психофизиологическим механизмом памяти:

а) нейронный ансамбль;

в) биохимические реакции;

г) условный рефлекс.

5. Что означает понятие «обратная афферентация»:

б) возвращение аффекта;

в) контроль ситуации;

6. Во время какой фазы сна человек видит сновидение:

а) поверхностный сон;

7. Во время какой циркадной фазы приходится «час гениальности»:

в) 6 часов 15 минут утра;

г) 00 часов 00 минут.

8. Что с точки зрения психофизиологии представляет собой внимание:

в) индивидуально-типологическая особенность личности;

9. Каков объем памяти нормального человека:

а) десять в десятой степени;

б) девять в девятой степени;

в) восемь в восьмой степени;

г) шесть в шестой степени.

10. Отличается ли протекание психофизиологических механизмов у нормальных и умственно отсталых людей:

11. За счет каких психофизиологических механизмов формируется индивидуальный стиль деятельности:

б) нарушение поведения;

в) оптимизация поведения в соответствии с возможностями и способностями;

г) компенсация поведенческих реакций.

12. Чем с точки зрения психофизиологии обусловлено развитие человека:

а) 100% влияние наследственности;

б) 100% влияние среды;

в) 100% влияние наследственности и 100% среды;

г) 99 % влияние наследственности и 1 % среды.

13. Кому принадлежит открытие «константы Леванова»:

14. В каком году в России открыта первая психофизиологическая лаборатория:

15. В каком городе России была открыта первая психофизиологическая лаборатория:

16. Кому принадлежит разработка теории функциональных систем:

17. Что является психофизиологической основой алкоголизма:

б) генетическая программа;

18. Выберите психофизиологическую теорию сознания:

а) теория светлого пятна;

б) теория черного пятна;

в) теория слепого пятна;

г) все ответы неверны.

19. Отсутствие каких фоторецепторов приводит к дальтонизму:

в) отдельные колбочки.

20. Какие фоторецепторы более чувствительны к свету:

21. Методы психофизиологии относятся к категории:

22. Системообразующий элемент-это элемент:

а)определяющих структурно-функциональную организацию систем

б)являющийся результатом прошлого системы

в)определяющий функции систем

г)детерминирующий связи с внешней средой

23. Локализация психических функций зависит от:

б)качественной специфики и сложности функции

г)степени сложности функции

24. Кодирование заключается в:

а)переключении импульсов от одного нейрона на другой

б)измерении интенсивности раздражителя

в)преобразовании энергии раздражителя в импульсный код

д)формировании цели деятельности

25. Структурно-функциональная организация произвольного внимания включает в качестве обязательных элементов:

а)лобные отделы коры

д)ретикулярную формацию и гиппокамп

а)сумма знаний о мире и себе

в)система интеллектуальных способностей

г)система интеллектуальных способностей, сформированная для решения задач

д)план и проекты достижения целей

Экзаменационные вопросы:

1. Понятие о науке «Психофизиология».

2. История формирования психофизиологических знаний в средние века

3. Сущность психофизиологического параллелизма Р. Декарта и его влияние на развитие науки

4. История формирования психофизиологии в России: учение В.М.Сеченова, И.П Павлова

5. Учение И.П.Павлова об условно рефлекторных механизмах обучения

6. Формулировка предмета психофизиологии в 20 веке: содержание, проблемы

7. Межпредметные связи психофизиологии

8. Современные объективные методы изучения активности мозга

9. Организация психофизиологического эксперимента

10. Виды внешних раздражителей, выступающих в качестве помех психофизиологического обследования

11. Реализация системных принципов в учении о доминанте А.А.Ухтомского

12. Теория функциональных систем П.К.Анохина как реализация системных подходов

13. Реализация системных подходов в психологической теории деятельности А.Н.Леонтьева

14. Реализация системных принципов в нейропсихологии А.Р.Лурия

15. Современные представления о связи психических и физиологических функций

16. Современные представления о локализации психических функций

17. Понятие информации и его использование как категории психофизиологии

18. Представления о физиологической, психической и социальной формах информации

19. Знаковая и символическая формы информации, их роль в процессах мышления.

20. Морфоструктурная организация мозга в процессах восприятия среды.

21. Роль ретикулярной формации, неокортикальных систем в процессах восприятия и мышления.

22. Роль полушарных механизмов в организации разных форм мышления.

23. Принципы кодирования и декодирования информации в становлении мышления в онтогенезе

24. Вклад доминанты в организацию целенаправленного поведения и обучения

25. Соотношение цели и результатов субъективной деятельности с точки зрения системных подходов

26. Структура интеллекта и его природные основания

27. Вербально-логический и социальный интеллект в онтогенезе человека

28. Нейрофизиологические механизмы формирования ощущений

29. Нейрофизиологические принципы непроизвольного и произвольного внимания

30. Возрастные и индивидуальные соотношения непроизвольного и произвольного внимания

31. Структурно-функциональные механизмы организации непроизвольных и произвольных движений.

32. Позитронно-эмиссионная томография мозга.

33. Электрическая возбудимость нейрона. Пейсмекер.

34. Процедурные и декларативная память.

35. Понятие о методах психофизиологических исследований.

36. Константа Ливанова.

37. Регистрация импульсивной активности нервных клеток.

38. Психофизиология эмоций.

40. Градиент ретроградной амнезии

41. Понятие об основных ритмах ЭЭГ.

42. Временная организация памяти.

43. Понятие о сенсорной системе. Электрическая активность кожи. Функции сенсорной системы.

44. Основы дифференциальной психофизиологии.

45. Интегральная индивидуальность.

46. Функциональная асимметрия полушарий и бессознательное.

47. Психофизиология сознания. Концепция «светлого пятна».

48. Психофизиология внимания, теории фильтра.

49. Сновидения и функциональное значение сна.

Источник

В каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория

в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть картинку в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Картинка про в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория

в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Смотреть картинку в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Картинка про в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория. Фото в каком городе россии была открыта первая психофизиологическая лаборатория

Факультет психологии запись закреплена

ПРЕДМЕТ И ЗАДАЧИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ, МЕСТО СРЕДИ ДРУГИХ НЕЙРОНАУК, ОТРАСЛИ ПСИХОФИЗИОЛОГИИ

1. Появление термина «психофизиология»

2. Формирование психофизиологии как отдельной науки

Активно занялись изучением мозга после мировых войн, когда появилось множество людей с поражением головы. В начале ХХ века появилась энцефалография, которая изучает электрическую активность мозга, потом стали появляться методы по изучению мозга без проникновения. Сейчас уже разработаны безвредные методы, которые позволяют смотреть, где, как и что работает в мозге здорового человека.

Формирование психофизиологии как отдельной науки в СССР

Формирование психофизиологии как отдельной науки (в мире)

3. Психофизиология — наука, изучающая нейрофизиологические механизмы психических процессов, состояний и поведения.
Задача — исследование нейрофизиологических механизмов:
— психических процессов,
— психических состояний и
— поведения на системном, нейронном, синаптическом и молекулярном уровнях.

Глобальная задача: разрешение психофизиологической проблемы.

Практическая психофизиология — область психологической практики, использующая как традиционные психологические методы, так и методы, основанные на объективной регистрации физиологических показателей. Разрабатывает методический инструментарий и собирает новые экспериментальные данные проверки для выдвигаемых гипотез.

Теоретическая психофизиология формулирует основные принципы и законы работы мозга, реализуюшего психические процессы

Психофизиология составляет естественно-научный базис общей и практической психологии.
Психология, зародившаяся в гуманитарной науке, сближается с естественными науками.
Психофизиология — транслятор нейрофизиологических данных для психологии

Основные направления исследований и прикладных разработок:
— новые технологии объективной оценки воздействия рекламных и медиа-продуктов,
— нейромаркетинг,
— реабилитационная психофизиология,
— спортивная психофизиология и др.

4. Отрасли психофизиологиии

1) возрастная психофизиология. Предмет возрастной психофизиологии — онтогенетические изменения физиологических основ психической деятельности человека. Она стремится к раскрытию психофизиологического содержания последовательных этапов онтогенеза.

2) дифференциальная психофизиология — раздел, изучающий естественно-научные основы и предпосылки индивидуальных различий в психике и поведении человека. В развитии дифференциальной психофизиологии В.М.Русалов выделяет 4 этапа: допавловский, павловский (с 1927 г.), тепловско-небылицинский (с 1956 г.) и современный (с 1972 г.). Последний связан прежде всего с развитием системных представлений в психофизиологии.

3) когнитивная психофизиология – наука, изучающая физиологические основы познавательной деятельности человека. Психофизиология ощущений и восприятий изучает нервные процессы в анализаторах, начиная с рецепторов и заканчивая корковыми отделами. Установлены специфические аппараты цветового зрения, специфические рецепторы и проводящие пути тактильной и болевой чувствительности, открыты нейроны, реагирующие на отдельные свойства зрительных и слуховых стимулов. Психофизиология речи и мышления изучает функциональную роль разных областей мозга и их взаимосвязей в осуществлении речевых процессов. Принципиально важным стало установление тесной связи мыслительных процессов с деятельностью речедвигательного анализатора.

Психофизиология внимания исследует нейрофизиологические корреляты внимания (изменение ЭЭГ и вызванных потенциалов, изменение кожно-гальванической и др. реакций). Психофизиология внимания тесно связана с проблемами изучения ориентировочного рефлекса и второй сигнальной системы. Психофизиология произвольных действий вскрывает физиологическую структуру и механизмы их осуществления.

Психофизиология эмоций исследует нейрогуморальные механизмы возниконовения эмоциональных состояний. Открыты нервные «центры» удовольствия и неудовольствия, расположенные в подкорковых областях мозга. Установлено, что важная роль в эмоциональном поведении принадлежит гормонам, выделяемым железами внутренней секреции (гипофизом, корой и мозговым слоем надпочечников и др.), а также различными биологически активными веществами.

4) сравнительная психофизиология – наука, нацеленная на установление и выявление различий в структурной и функциональной организации мозга, поведении и психике у животных разных видов и у человека

5) психофизиология профессиональной деятельности – наука, изучающая психофизиологические свойства человека, проявляющиеся в конкретной деятельности и влияющие на эффективность и качество этой деятельности

Психофизиология тесно взаимосвязана с нейропсихологией. Нейропсихология направлена на изучение мозговой организации психической деятельности. Теоретической её основой, разработанной Лурией, является теория системной динамической локализации психических процессов.

Психофизиология — часть нейронауки. Нейронаука — очень популярная область, в которой работают невероятное количество исследователей со всего мира. Когда ты занимаешься какой-то узкой темой и ищешь по ней статьи, то открываешь специальный поисковик и понимаешь, что, прежде чем приступить к изучению одного документа, надо прочитать ещё четыреста. На популярные темы могут быть написаны десятки тысяч статей.

Большое направление — это перепроверка уже полученных данных. Второе — моделирование работы мозга с помощью больших вычислительных мощностей. Один из самых разработанных проектов — это модель нервной системы плоского червя Caenorhabditis elegans. Учёные целиком воссоздали математическую модель его нервной системы и изучают уже её, а не червя. Известные западные проекты Brain Initiative, Human Brain Project, которые занимаются моделированием, получили по миллиарду долларов. Сторонники этого метода считают, что если мы сейчас всё смоделируем, то через десять лет будем точно знать, как работает наш мозг. Правда, те, кто занимаются экспериментами, так не считают. Ещё одна идея, которая сейчас всех вдохновляет, — нейропластичность, про то, что мозг изменяется. Но это не новая идея, так же как и идея о восстановлении нервных клеток.

Источник

К истокам экспериментальной психологии в Московском университете 2058

Ждан А.Н.
доктор психологических наук, профессор кафедры общей психологи факультета психологии Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, Москва, Россия
e-mail: zhdan@list.ru

Становление экспериментальной психологии в Московском университете связано с деятельностью созданного при историко-филологическом факультете в 1885 г. Психологического общества. Оно явилось исторически первой организационной формой, в рамках которой происходило развитие психологии в Московском университете. В марте 1888 г. на заседании Общества выступил Г.И. Челпанов с докладом, посвященным пропаганде экспериментальной психологии (Челпанов, 1999). Он показал, что в России уже в конце 80-х годов среди психологов осознавалась научная важность экспериментального метода. Остановившись на исследованиях Вундтовской лаборатории, он указал на тот факт, что подобные лаборатории устраиваются или проектируются в университетах других стран и выразил надежду на то, что «успехи психометрии и русских психологов приведут к убеждению, что их «чистая лаборатория мозга» – это корабль без руля и компаса посреди безбрежного океана мысли… и в скромном сознании своего бессилия обратятся к натуралистам, попросят ввести их в тайники лабораторий, и только тогда соединенными усилиями они будут в состоянии создать что-нибудь такое, что можно будет в виде лепты положить на алтарь общечеловеческой науки» (Челпанов, 1999, с. 285). В 1890-х годах в Московском университете были сделаны важные шаги в разработке экспериментального метода в психологических исследованиях. В 1894 г. здесь состоялась защита докторской диссертации Н. Н. Ланге – основателя одной из первых лабораторий экспериментальной психологии в России (1896, Одесса). В качестве диссертации он представил книгу, в которой изложил результаты своих экспериментальных исследований восприятия и внимания (Ланге, 1893). На защите он выступил с докладом на тему «О значении эксперимента в современной психологии».

Основная мысль его выступления заключалась в том, что «к изучению психологических проблем необходимо приложить тот точный эксперимент, кото рый дал столь блестящие результаты в области естествознания, и что, сделав это, применяя к психологии эксперимент, мы можем возвести ее к такому совершенству, обратить ее в столь положительную науку, какой она еще никогда не была» (Отчет…, 2009, с. 475). Требованием времени назвал он необходимость учреждения кабинетов для экспериментальной психологии, указал на опыт университетов в ряде стран Европы и в Америке, показал важность результатов их деятельности, которых они достигли в области научных исследований и в повышении качества университетского преподавания психологии, и поставил вопрос о необходимости учреждения таких кабинетов при русских университетах. Защита превратилась в диспут о значении эксперимента. Один из официальных оппонентов врач-психиатр С. С. Корсаков высоко оценил исследование Н. Н. Ланге, выразил «полное сочувствие по поводу метода, которого… давно ждала психология» (Отчет…, 2009, с. 499). С. С. Корсаков также напомнил о том, что в России действует психофизиологическая лаборатория В. М. Бехтерева в Казани и в некоторых других университетах, сказал, что «есть приспособления для проведения психометрических исследований и в Москве» (Отчет…, 2009, с. 501): имелись в виду его собственные демонстрационные психологические опыты в процессе чтения курса по психиатрии. После диспута к вопросу о значении экспериментального метода обратился Н. Я. Грот, в те годы – председатель Московского психологического общества. 18 ноября 1895 г. на заседании Общества он выступил с докладом «Основания экспериментальной психологии» (Грот, 2009), опубликованным в этом же году в органе Психологического общества – журнале «Вопросы философии и психологии». Введение эксперимента для разрешения существенных психологических проблем Н. Я. Грот назвал «переворотом в судьбах психологии» (Грот, 2009, с. 104) и сформулировал положение о необходимости собственно психологического эксперимента, в отличие от психофизического и психофизнологического, каким он был у В. Вундта. Остановившись на вопросе о видах и особенностях собственно психологических экспериментов, Н. Я. Грот описал эксперименты в области ассоциаций представлений, произведенные им в 1884 г. в Новороссийском университете (Грот, 2009, с. 129–130).

Одной из первых в России была создана психологическая лаборатория при Психиатрической клинике медицинского факультета Московского университета и в 1895 г., вошедшая в структуру этого факультета в качестве самостоятельного структурного подразделения. Предпосылки лаборатории восходят к 1887 г., когда была открыта Психиатрическая клиника. Ее первый директор психиатр А.Я. Кожевников приобрел психометрические приборы, сконструированные в Психологическом институте В. Вундта в Лейпциге. Преемник А. Я. Кожевникова на посту директора клиники С.С. Корсаков (1888–1900) пополнил коллекцию. Он использовал ее для демонстрации несложных психологических опытов в кратком психологическом разделе, который ввел в читаемый им на медицинском факультете курс по психиатрии. Практически состояние дел с психологическим оборудованием оставалось в том же положении до тех пор, пока в 1894 г. врач-психиатр А. А. Токарский, приват-доцент медицинского факультета, ученик С.С. Корсакова, страстный поборник экспериментального метода в науке, не начал читать курс экспериментальной психологии. А. А. Токарскому и принадлежит заслуга создания психологической лаборатории, руководителем которой он был назначен по представлению С. С. Корсакова. С. С. Корсаков передал в лабораторию собранные им инструменты. Под лабораторию были выделены специальное помещение, средства на библиотеку. Здесь были установлены приборы и сосредоточены все занятия со студентами по психологии. Новые инструменты приобретались в основном на частные средства руководителей – С. С. Корсакова, А. А. Токарского, позже – Ф. Е. Рыбакова, а также за счет случайных поступлений. Своеобразной формой открытия лаборатории считается выступление А. А. Токарского на заседании Московского психологического общества в 1895 г., активным членом которого он был с 1886 г.

По замыслу А.А. Токарского, лаборатория создавалась с учебными целями и предназначалась для ознакомления студентов с методами психологического эксперимента и проведения самостоятельных психологических опытов. Ее создание должно было способствовать совершенствованию университетского преподавания психологии, преобразованию его из чисто словесной передачи психологических знаний в форме лекций и семинаров – в процесс опытного исследования психических функций как средство их изучения в целях практической подготовки врачей-психиатров. На базе лаборатории А. А. Токарский проводил практические занятия по читаемому им курсу экспериментально психологии. Студенты должны были воспроизводить опыты, описанные в иностранной литературе (по указанным конкретным источникам), а также проводить новые эксперименты. Результаты обсуждались в лаборатории, подвергались анализу. Была выполнена серия работ по изучению ощущений, восприятия, памяти, времени реакции. Занятия в лаборатории вызывали у студентов большой интерес и побудили А.А. Токарского к созданию учебного пособия. В 1896 г. начали выходить «Записки психологической лаборатории», издававшиеся А. А. Токарским в виде отдельного приложения к журналу «Вопросы философии и психологии» и в том же году опубликованные также отдельным изданием (Токарский, 1896). «Записки» представляли собой летопись лабораторных работ и содержали следующие материалы: описания приборов и способов их использования (с добавлением списка справочной литературы – книг по физике, электротехнике и т. п.); изложение опытов, выполненных в лаборатории (в основном, студентами); информация о новых книгах, поступивших в библиотеку. Большое место отводилось теоретическим вопросам психологии, материалам о строении и функциях нервной системы (с элементами сведений о ее эволюции).

А.А. Токарский неоднократно и с неизменным успехом выступал на заседаниях Московского психологического общества, Общества невропатологов и психиатров с докладами об экспериментальных занятиях, проводимых в лаборатории, доказывая, что введение экспериментального метода является средством вывести психологию на путь подлинно научного изучения психических явлений, позволит ей освободиться от бесплодных и произвольных гипотез, преодолеть метафизику и спиритуализм спекулятивной психологии. В основание истинно научного знания должны быть положены фактически обоснованные данные, полученные методом наблюдения и доказанные экспериментально.

После смерти А. А. Токарского (1901) психологической лабораторией стал руководить его помощник А.Н. Бернштейн (1901–1907) – также бывший ученик С. С. Корсакова, отец Н. А. Бернштейна. А. Н. Бернштейн читал в университете лекции и вел практические занятия по экспериментальной психологии для студентов медицинского факультета. В целях клинической диагностики нарушений психической деятельности разработал методику экспериментально-психологического обследования душевно больных. Созданный им способ исследования запоминания при помощи таблиц с геометрическими фигурами получил признание среди психологов, психиатров и педагогов (Бернштейн, 1908). Практическое использование этих методов он изложил в своих «Клинических лекциях о душевных болезнях» (1912). А.Н. Бернштейн неоднократно докладывал о разработанных им методах на Всероссийских съездах по педагогической психологии (1906, 1909) и экспериментальной педагогике (1910, 1913, 1916), организатором и активным участником которых он был. Деятельность А. Н. Бернштейна по защите и распространению экспериментальных методов выходила за рамки Московского университета. Так, им была создана психологическая лаборатория при Педологических курсах при Московском педагогическом собрании. Лаборатория публиковала «Труды психологической лаборатории при Московском педагогическом собрании» (1909, 1911).

После А. Н. Бернштейна в период 1907–1917 гг. психологической лабораторией в Московском университете руководил Ф. Е. Рыбаков – выпускник медицинского факультета. Он читал лекции по экспериментальной психологии с практическими занятиями в психологической лаборатории. Он разработал программу занятий по экспериментальной психологии в психологической лаборатории Психиатрической клиники (Рыбаков, 1916). Программа включала изучение осязательных, вкусовых, обонятельных, зрительных, слуховых ощущений, внимания, наблюдательности, памяти, внушаемости, суждений, воображения, сферы чувств, желаний, склонностей, движений, работоспособности. По собственной оценке Ф.Е. Рыбакова, руководимая им психологическая лаборатория, хотя, конечно, и уступает таким лабораториям, как вундтовская или К. Штумпфа, но вполне может удовлетворить запросы в психологии, основанной на точных данных. Составленный им «Атлас для экспериментально-психологических исследований» упоминает Б. В. Зейгарник как книгу, «вызвавшую большой интерес» (Зейгарник,2000, с. 39). В 1917 г., после Февральской революции, Ф. Е. Рыбаков был уволен из университета.

Заведующим лабораторией с 1917 г. стал невропатолог и психиатр, активный сторонник экспериментального направления в отечественной психологии Г. И. Россолимо. Она вошла в руководимый им Неврологический институт им. А.Я. Кожевникова. Г.И. Россолимо продолжал усовершенствовать свою методику психологических профилей (1910), вносил в нее поправки. При лаборатории был открыт амбулаторный прием для соматических и психологических исследований дефективных детей.

После открытия при Московском университете созданного Г. И. Челпановым Психологического института (1912), преемственно связанного с психологической семинарией, созданной им же в 1907 г., сюда переместился центр экспериментальных исследований в Московском университете. Созданный Г. И. Челпановым курс экспериментальной психологии, опубликованный в 1909 г. в литографированном издании и в виде книги под названием «Введение в экспериментальную психологию» (1915), был, по оценке А.Н. Леонтьева, ученика Г.И. Челпанова, «первым и единственным пособием по психологическому практикуму на русском языке, лучшим среди аналогичных зарубежных изданий. С чисто дидактической стороны оно и до сих пор может считаться образцовым» (Леонтьев, 1967, с. 512). Институт издавал «Труды Психологического института» (Труды…, 1914). Здесь публиковались работы сотрудников Института по экспериментальному изучению реакций (К.Н. Корнилов), памяти (Н. А. Рыбников), типов представлений (В. М. Экземплярский) и др. В 1917 г. Психологический институт начал издавать специальный психологический журнал «Психологическое обозрение» (редакторы Г. И. Челпанов и Г. Г. Шпет). Вышли два тома (каждый состоял из двух книг). В 1918 г. издание прекратилось. Значительное место в журнале занимали статьи по экспериментальной психологии.

Глубокий анализ деятельности Психологического института и проводимых в нем экспериментальных исследований дала П. О. Эфрусси (Эфрусси, 1923), отметив, что здесь «теоретические экспериментальные исследования впервые поднялись на ступень, соответствующую уровню ее развития в других культурных странах (Эфрусси, 1923, с. 7). Она назвала «блестящими результаты работы Г. И. Челпанова и Психологического института при Московском университете» (Эфрусси, 1923, с. 15).

Так, в XX в. Московский университет превратился в крупный центр экспериментальной психологии в России.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *