в каком городе россии больше всего армян

Самые «армянские» города России и их знаменитые уроженцы

в каком городе россии больше всего армян. Смотреть фото в каком городе россии больше всего армян. Смотреть картинку в каком городе россии больше всего армян. Картинка про в каком городе россии больше всего армян. Фото в каком городе россии больше всего армянСогласно данным переписи населения 2010 года армяне занимают седьмое место по численности в России. Число армян по официальным данным составляет 1,1 миллиона человек – 0,8% от всего населения.

Однако по разным оценкам численность армян в России переваливает за цифру 2 миллиона человек. Армяне разбросаны по всем регионам и городам Российской Федерации.

Самым «армянским» городом России остается столица Москва. По официальным данным переписи 2010 года, здесь проживает более 100 тысяч армян (0,9% от всего населения города).

История армян Москвы насчитывает несколько столетий. Именами выдающихся армян в столице России названы множество улиц (Армянский переулок, Ереванская улица, улицы Хачатуряна, Микояна, площадь маршала Бабаджаняна). В столице России родились крупные бизнесмены Сергей и Николай Саркисовы и другие известные армяне.

Москва – центр Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви, здесь расположены армянское Ваганьковское кладбище, посольство Армении в России.

В северной столице России армяне на седьмом месте по численности – 19 тысяч человек (0,4% от всего населения).

в каком городе россии больше всего армян. Смотреть фото в каком городе россии больше всего армян. Смотреть картинку в каком городе россии больше всего армян. Картинка про в каком городе россии больше всего армян. Фото в каком городе россии больше всего армянВ Санкт-Петербурге армяне появились с самого основания города в XVIII веке. В городе действует Армянская церковь Святой Екатерины, строительство которой финансировал один из богатейших армян России прошлого – князь Иван Лазарев, живший в Санкт-Петербурге.

В Петербурге (Ленинграде) родился известный ученый-полярник армянского происхождения, Герой России Артур Чилингаров.

Крупнейшим центром проживания армян в России является Краснодарский край. Армяне являются вторым по численности народом в Сочи – более 80 тысяч человек (20%). Уроженцами Сочи являются известные российский армяне: Маргарита Симонян, Михаил Галустян, бизнесмен Сергей Галицкий (Арутюнян).

В краевом центре – Краснодаре армяне также на втором месте – 27 тысяч человек (3,6%). Краснодар является центром епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви. Здесь родился известный российский режиссер армянского происхождения Карен Шахназаров.

Третьим крупным центром армянского присутствия в Краснодарском крае является город Армавир, который был основан армянами в 1839 году и назван в честь древней армянской столицы. В городе проживает 16 тысяч армян (второе место по численности – 8,4% от общей цифры). Здесь родился выдающийся советский футболист и тренер Никита Симонян.

Еще одним крупным армянским центром является Ростовская область․ В Ростове-на-Дону армяне также на втором месте по численности – 41 тысяча человек (3,4%)․ В состав города сейчас входит район Нахичевань-на-Дону – в прошлом город, основанный армянами.

в каком городе россии больше всего армян. Смотреть фото в каком городе россии больше всего армян. Смотреть картинку в каком городе россии больше всего армян. Картинка про в каком городе россии больше всего армян. Фото в каком городе россии больше всего армянВ Ростове родились художник Мартирос Сарьян, поэт Микаэл Налбандян, советский разведчик Геворк Вартанян, Католикос Всех Армян Геворг VI, революционер Александр Мясников (Мясникян).

Армяне также на втором месте по численности в Пятигорске Ставропольского края – 19 тысяч человек (13%). В городе действует храм Сурб Саргис Армянской Апостольской Церкви. В краевом центре Ставрополе проживает 18 тысяч армян (4,4% — второе место по численности).

Большую общину армяне составляют также в Волгограде, находясь на втором месте после русских по численности – 15 тысяч человек (1,5% от всего населения). В городе действует армянская церковь Сурб Геворг (Святого Георгия).

Источник

Самые «армянские» города России и их знаменитые уроженцы

в каком городе россии больше всего армян. Смотреть фото в каком городе россии больше всего армян. Смотреть картинку в каком городе россии больше всего армян. Картинка про в каком городе россии больше всего армян. Фото в каком городе россии больше всего армян

Согласно данным переписи населения 2010 года армяне занимают седьмое место по численности в России. Число армян по официальным данным составляет 1,1 миллиона человек – 0,8% от всего населения.

Однако по разным оценкам численность армян в России переваливает за цифру 2 миллиона человек. Армяне разбросаны по всем регионам и городам Российской Федерации.

Самым «армянским» городом России остается столица Москва. По официальным данным переписи 2010 года, здесь проживает более 100 тысяч армян (0,9% от всего населения города).

История армян Москвы насчитывает несколько столетий. Именами выдающихся армян в столице России названы множество улиц (Армянский переулок, Ереванская улица, улицы Хачатуряна, Микояна, площадь маршала Бабаджаняна). В столице России родились крупные бизнесмены Сергей и Николай Саркисовы и другие известные армяне.

Москва – центр Российской и Ново-Нахичеванской епархии Армянской Апостольской церкви, здесь расположены армянское Ваганьковское кладбище, посольство Армении в России.

В северной столице России армяне на седьмом месте по численности – 19 тысяч человек (0,4% от всего населения).

В Санкт-Петербурге армяне появились с самого основания города в XVIII веке. В городе действует Армянская церковь Святой Екатерины, строительство которой финансировал один из богатейших армян России прошлого – князь Иван Лазарев, живший в Санкт-Петербурге.

В Петербурге (Ленинграде) родился известный ученый-полярник армянского происхождения, Герой России Артур Чилингаров.

Крупнейшим центром проживания армян в России является Краснодарский край. Армяне являются вторым по численности народом в Сочи – более 80 тысяч человек (20%). Уроженцами Сочи являются известные российский армяне: Маргарита Симонян, Михаил Галустян, бизнесмен Сергей Галицкий (Арутюнян).

В краевом центре – Краснодаре армяне также на втором месте – 27 тысяч человек (3,6%). Краснодар является центром епархии Юга России Армянской Апостольской Церкви. Здесь родился известный российский режиссер армянского происхождения Карен Шахназаров.

Третьим крупным центром армянского присутствия в Краснодарском крае является город Армавир, который был основан армянами в 1839 году и назван в честь древней армянской столицы. В городе проживает 16 тысяч армян (второе место по численности – 8,4% от общей цифры). Здесь родился выдающийся советский футболист и тренер Никита Симонян.

Еще одним крупным армянским центром является Ростовская область․ В Ростове-на-Дону армяне также на втором месте по численности – 41 тысяча человек (3,4%)․ В состав города сейчас входит район Нахичевань-на-Дону – в прошлом город, основанный армянами.

В Ростове родились художник Мартирос Сарьян, поэт Микаэл Налбандян, советский разведчик Геворк Вартанян, Католикос Всех Армян Геворг VI, революционер Александр Мясников (Мясникян).

Армяне также на втором месте по численности в Пятигорске Ставропольского края – 19 тысяч человек (13%). В городе действует храм Сурб Саргис Армянской Апостольской Церкви. В краевом центре Ставрополе проживает 18 тысяч армян (4,4% – второе место по численности).

Большую общину армяне составляют также в Волгограде, находясь на втором месте после русских по численности – 15 тысяч человек (1,5% от всего населения). В городе действует армянская церковь Сурб Геворг (Святого Георгия).

Источник

в каком городе россии больше всего армян. Смотреть фото в каком городе россии больше всего армян. Смотреть картинку в каком городе россии больше всего армян. Картинка про в каком городе россии больше всего армян. Фото в каком городе россии больше всего армянПолитическая география Южного Кавказа

в каком городе россии больше всего армян. Смотреть фото в каком городе россии больше всего армян. Смотреть картинку в каком городе россии больше всего армян. Картинка про в каком городе россии больше всего армян. Фото в каком городе россии больше всего армян

Россия является основным направлением для миграции из Армении, хотя и не единственным. В Россию мигрировать легче, отсутствуют многие ограничения, характерные для других стран, в первую очередь, визовый режим и язык. Хотя владение русским языком в Армении 30 лет назад было и не идеальным, но за прошедший срок все мигранты в Россию язык выучили и даже стали говорить на нем без акцента. Акцент почти не заметен даже у сравнительно новых мигрантов. По году миграции, мигрантов из Армении можно встретить в России примерно в той же пропорции, в которой мы это видим на статистических данных; впрочем, при определенной тренировке, статистические данные становятся видны уже и чисто эмпирически.

Если считать, что армян в России около 1.9 миллионов, то это не означает, что все они составляют диаспору. Все-таки недавние мигранты и временные рабочие, которых также довольно много, вряд ли могут относиться к диаспоре, хотя и относятся к фактическому наличному населению, но не постоянному. Как правило, мигранты принимают решение остаться на новом месте после 4 лет фактического проживания; это правило верно и для армян, хотя, разумеется, 4 года это лишь усредненный показатель.

Среди активно мигрирующих в Россию групп, выходцы из Армении не на первом месте, но все же очень заметны. По данным за январь-декабрь 2019 года, расклад был следующим (тыс. чел., получивших разрешение на проживание за отчетный период):

Уже дальше идут Германия (339), Корея (310), Франция (178), и т.д., а также Грузия (52).

Политическое положение армянской диаспоры в России

Очень большая разница между общинами наблюдается в том, как они устроены. Зачастую мы видим раскол в общине, где в одном небольшом городе есть несколько людей, считающих себя лидерами общины, создавших организации, в которых состоит несколько человек. В таком случае большинство людей отречены от общинной деятельности. В Ставрополе в этом отношении ситуация отличалась: была лишь одна организация, которая очень тщательно берегла свое единство, избегала острых углов и благодаря этому была эффективной в вопросе достижения своих целей. Стоит этот пример делать модельным и для других городов.

Отношение российской армянской диаспоры к событиям в Армении

Как оказалось, в 2018 году в среде выходцев из Армении, живущих в России, было заметное оживление, многие хотели устроить митинги в поддержку Пашиняна и в России, вплоть до перекрытия улиц в Москве и Петербурге. Это неудивительно, учитывая, что в 2009-2016 гг. из Армении эмигрировало огромное число людей, в основном в Россию и в основном они относились плохо к Сержу Саргсяну. Сами лидеры общин объяснили им, что этого не стоит, возможно, о нежелательности таких действий им было сообщено и силовыми структурами. Тем не менее, в 2018 году представители армянской диаспоры внимательно следили за тем, что происходит и активно участвовали, прибыло несколько самолетов для участия в митингах, в том числе представителей малых религиозных групп или сект. Впоследствии, их интерес к событиям в Армении заметно упал, что вызывало раздражение уже в Армении, дескать, содействовали приходу Пашиняна тогда, а сейчас разгребать последствия не хотят. Впрочем, это же относится и к жителям самой Армении.

Во время осенней войны 2020 года в Карабахе, естественно, в российской армянской диаспоре, возрос интерес к Армении и к войне, но, даже в такой ситуации это затронуло не всех. Те, кто когда-либо проявлял активность, пытались как-то поддержать Армению, чаще всего гуманитарно, но не только, но многие себя никак не проявили. Интересна динамика трафика по запросам в поиске Яндекса за последний год по ряду ключевых слов. Поиск по словам «Армения» и «Карабах» всего лишь один раз превысил 2 млн за неделю, а с исключением других стран получаем предположительно 1 млн запросов из России, из которых лишь часть (пусть и большая) приходится на российских армян, так что этот интерес был достаточно ограниченным. Ниже представлена динамика запросов в Яндексе в обычном виде (хорошо для оценки масштаба) и логарифмическом (хорошо для оценки динамики и сравнения).

в каком городе россии больше всего армян. Смотреть фото в каком городе россии больше всего армян. Смотреть картинку в каком городе россии больше всего армян. Картинка про в каком городе россии больше всего армян. Фото в каком городе россии больше всего армян

в каком городе россии больше всего армян. Смотреть фото в каком городе россии больше всего армян. Смотреть картинку в каком городе россии больше всего армян. Картинка про в каком городе россии больше всего армян. Фото в каком городе россии больше всего армян

Точно так же, как в Армении, в российской армянской диаспоре потеряно понимание происходящего в стране. Но на российскую диаспору не очень сильно распространяется воздействие ложной и диффамационной информации, активно циркулирующей в Армении, многие люди получают информацию от своих родственников или вообще не получают никакой информации. Также, значительно различается поток информации на русском и армянском языках.

В большинстве своем российская армянская диаспора относится к Пашиняну отрицательно. Однако это отношение может сильно различаться между общинами, в том числе, в зависимости от того, из кого община состоит. Например, на юге Ставропольского края большинство армян являются выходцами из Арцаха и их отношение к Пашиняну крайне негативное, тогда как выходцы из Армении относятся к Пашиняну по-разному, есть и его сторонники. Также, интересно, что в России немало сторонников боевиков «Сасна Црер». Это, как правило те, кто относятся крайне оппозиционно к Путину и свое радикальное отношение проецируют уже на внутреннюю политику Армении.

В армянской диаспоре России зачастую, не понимают, почему те или иные события происходят в Армении и «как мы дошли до жизни такой». Многие за происходящее испытывают стыд и отталкиваются от армянской идентичности. Другие уходят во внутреннюю эмиграцию, но так или иначе людей, которые довольны происходящим, очень мало. Сегодня новости из Армении вызывают в армянской общине скорее даже усталость или апатию, тем более, что опять же, ясной картины нет. Если эту ситуацию не изменить, ассимиляция в ближайшее время ускорится и превратится уже в серьезную проблему. Тем более, что в настоящий момент эмиграция из Армении в Россию заметно ускорилась. Важно еще и то, что Армения с армянской диаспорой почти не общается. Да, есть контакты на уровне власти и крупного бизнеса. Но это все. Работы на общественном уровне нет, хотя есть определенный запрос на такое общение. А также на то, чтобы диаспора была представлена в Армении, а позиция Армении была бы не паразитической, а страна что-то предлагала бы и диаспоре. Действительно, в этом вопросе именно Армении необходимо сделать серьезные шаги.

Источник

Армянская диаспора России

Сегодня армянские общины существуют на Ближнем и Среднем Востоке (Иран, Ливан, Сирия, Иордания, Израиль), в Африке (Египет, Эфиопия), Европе (Франция, Болгария, Германия, Греция, Англия и т.д.), Америке (США, Канада, Аргентина, Уругвай, Бразилия), Австралии, Новой Зеландии, постсоветских государствах (Россия, Грузия, Украина, Беларусь, Латвия, Литва, Туркмения и т.д.). Основная часть армянской диаспоры проживает в России (более 2 млн человек), США (более 1 млн), Грузии и Франции (около 450 тыс. в каждой), Украине (около 130 тыс.), Ливане, Иране, Сирии, Аргентине, Канаде, Австралии (по 70-80 тыс. в каждой стране).

Россия и Армянская церковь

История армянских общин в России неразрывно связана с историей конфессиональной, колонизационной и национальной политики России. Русь, Московское царство, а затем – Российская империя, как известно, были державами православными. Православная церковь и государство веками составляли неразрывное целое, и положение иностранцев зависело от того, к какой религии они принадлежали. Негативное отношение к Армянской церкви перешло на Русь из Византии. Суть его заключалась в том, что Армянская церковь рассматривалась как придерживающаяся учения о монофизитстве, которое, в представлении православных, состояло в признании только божественной сущности Иисуса Христа при отрицании человеческой. Для византийцев Армения была еще и внешним врагом, поэтому ненависть имела очень глубокие корни. Вот почему предстоятели Русской православной церкви считали армянскую веру худшей из ересей. Так, митрополит Киприан (1376-1406 гг.) отзывался о ней как о «ереси гнуснейши паче всех ересей». То же отношение к армянской вере сохранялось и в последующие столетия.

Позже, политику Петра в отношении армян подтвердила Екатерина II. 30 июля 1768 года она издала особую грамоту, в которой, в частности, давалось обещание по примеру предков «. весь честный армянский народ в Нашей Императорской милости и благоволении содержать. «. Грамота имела очень важное значение и в том смысле, что признала юрисдикцию верховного католикоса на территории Российской империи. С этого времени начинается новый этап в развитии отношений России с Армянской церковью.

В 1780 г. Екатерина II одобрила план Григория Потемкина об отделении от Турции областей, населенных армянами, и создании государства под протекторатом России. Важнейшая роль в подготовке военной кампании отводилась именно Армянской Церкви. Вот почему активные консультации Г. Потемкин вел с Гукасом, с патриархом гандзасарским и архиепископом князем Иосифом Аргутинским-Долгоруким.

В 1779 г. по приглашению Екатерины II из Крыма на Дон переселились более 12,5 тысяч армян, притесняемых турками в Крыму. Помимо желания защитить единоверцев-христиан, другой причиной переселения было желание русского правительства поскорее положить начало колонизации тогда еще безлюдного Новороссийского края. В четырех километрах от крепости Св.Дмитрия Ростовского армяне заложили город Нахичевань, основали пять сел: Мец Салы, Султан Салы, Топты, Несветай и Чалтырь. Так на территории России была создана уникальная колония, внутренняя жизнь которой основывалась на национальных законах и традициях.

Сотрудничество продолжилось в годы правления Александра I. Новый император, вообще терпимо относившийся ко всем христианским исповеданиям, следовал политике своих великих предшественников. В рескрипте от 12 сентября 1801 г. главнокомандующему войсками в Грузии генералу Кноррингу император приказывал стараться привлечь симпатии армян, способствовать «утверждению вообще христиан, оказывая по возможности покровительство араратскому патриаршему монастырю Эчмиадзину, содержать с главою церкви онаго приязненные отношения».

Армянская топономика в Москве

В Москве армяне появились в XIV веке и по указу Ивана Грозного селились в районах Белого города, Никольско-Столпового переулка. И в XIX веке этот переулок, где уже была построена армянская церковь, был переименован в Армянский переулок. Это было первое армянское название переулка в Москве. Также в Москве есть Армавирская улица, названная в честь города Армавира в Краснодарском крае, который в свою очередь название получил от одной из великих армянских столиц — города Армавира (IV—III века до н. э.).

В Москве есть также улицы, названные в честь известных армян. В 1922 году Малая Серпуховская улица была переименована в честь Люсик Лисинян (Лисиновой), которая была студенткой Московского Коммерческого училища, одним из организаторов революционной молодежи, погибшей 1 ноября 1917 года в бою на Остоженке. Улица была названа Люсиновской улицей. К Люсиновской улице примыкают три Люсиновских переулка. В 1930-х годах улица, близ станции «Преображенская площадь», была названа в честь армянского революционера, работавшего в органах ВЧК Армении Георгия Атарбекова — улица Атарбекова. Неподалёку от Мневников есть площадь Главного маршала бронетанковых войск Бабаджаняна — площадь Бабаджаняна. В Москве существует также Южинский переулок (являющийся бывшим Большим Палашевским переулком), названный именем актёра, режиссёра и театрального деятеля Александра Южина (наст. фамилия Александр Южин-Сумбатов). В последнее время в районе Отрадного появилась улица Арама Хачатуряна, великого армянского композитора, который большую часть жизни прожил в Москве. В Черёмушках также есть улица Айвазовского, которая носит имя деятеля армянского деятеля культуры, художника-мариниста Ивана Айвазовского (Ованес Айвазян), который создал художественную историю российского флота.

На юго-западе Москвы находится улица Коштоянца, названная в честь известного ученого, видного физиолога, много лет возглавлявшего Институт Естествознания Ан СССР Хачатура Коштоянца. В названии одной из бывших Песчаных улиц была увековечена память армянского архитектора Каро Алабяна, который является автором оригинального проекта здания Центрального театра Армии в форме звезды, павильона СССР на всемирной выставке в Нью-Йорке, павильона Армении на ВДНХ, возглавил коллектив, разрабатывавший проект восстановления Сталинграда. В 1956 году армянское название получили сразу две улицы Москвы: Ереванская и Севанская. Через 13 лет, в 1969 году площадь между Дмитровским шоссе и Селигерской улицей была названа в честь армянского поэта Ованеса Туманяна. На Северо-западе Москвы есть район Лианозово, названый по фамилии армянских купцов и предпринимателей Лианозовых, владевших здешними земельными участками до революции.

Также следует упомянуть тот факт, что современный Серебряный переулок в XVIII веке именовался Мануков переулок, по фамилии деда Александра Суворова — Ф. С. Манукова, одного из домовладельцев.

Российские регионы проживания армян

Наиболее крупные армянские общины проживают преимущественно в городах на Северном Кавказе, в Москве, Московской области и Петербурге, а также в Поволжье. По состоянию на 2002 год, картина следующая:

Современная миграционная волна

Всесоюзная перепись населения 1989 г. зафиксировала на территории РСФСР примерно полмиллиона армян, значительная доля которых была сосредоточена около южных границ России, а примерно 50 тыс. проживали в Москве и Ленинграде. Официальной статистики в 1990-х гг. не велось, однако с уверенностью можно сказать: за счет иммиграции количество армян в РФ резко возросло, а социальный и этнографический состав диаспоры сильно изменился.

Миграционные волны начались сразу после первых погромов в Сумгаите. В 1988–1990 гг. беженцы из Азербайджана ехали в Армению и Россию. Карабахский конфликт, экономическая блокада и энергетический кризис первой половины 1990-х гг. привели к первой значительной эмиграции из самой Армении. В этой волне значительную часть составляли уезжавшие семьями азербайджанские армяне, так и не сумевшие в условиях перманентно разрастающегося кризиса обосноваться на «исторической родине». Они покидали ее окончательно, в отличие от большинства граждан Армении, которые тогда выезжали только на заработки и не собирались порывать связи с родиной.

Экономическая стабилизация середины 1990-х гг., на время сократившая поток эмиграции, закончилась вместе с кризисом 1998 г. Ухудшение экономической ситуации, кризис верхов, завершившийся «дворцовым переворотом», а особенно трагедия, разыгравшаяся в парламенте РА 27 октября 1999 г., и последовавшая за ней чехарда в высших эшелонах власти — все это привело к росту неуверенности у населения и к новому витку эмиграции. Кроме того, с 1998 г. начался массовый отъезд граждан Армении с семьями (иногда в форме вызова жен и детей обосновавшимися на новом месте отходниками).

Основной принимающей страной стала РФ, куда уехало примерно 80% эмигрантов. По неофициальным данным, в Москве сейчас проживает более 600 тыс. армян — больше, чем во всей российской диаспоре 1980-х гг. Характерным явлением стало чрезвычайно широкое дисперсное расселение иммигрантов в малых городах и даже в сельской местности РФ.

Специфика армянской диаспоры России

С распадом СССР на постсоветском пространстве образовалась армянская диаспора, качественно отличающаяся от прежней. По сравнению с диаспорой в странах дальнего зарубежья, армянская община России не обладает столь сильным политическим, финансовым и организационным потенциалом и, скорее, сама является объектом патронажа со стороны мировой армянской диаспоры. Причин здесь несколько.

Во-вторых, несмотря на то, что экономический потенциал выходцев из Армении, проживающих в России, достаточно высок, особенно в сфере среднего бизнеса (рестораны, магазины, швейные и сапожные мастерские, пекарни), финансирование армянских диаспоральных объединений осуществляется ими крайне редко. По некоторым оценкам, крупный армянский бизнес носит криминальный характер и большого интереса к благотворительности не проявляет. Средний бизнес также не спешит вкладывать деньги в развитие армянских общественных, культурных объединений, школ. Ситуация иная, если речь идет о возможном лоббировании экономических проектов. Данное положение качественно отличается от механизмов финансирования армянской диаспоры в странах дальнего зарубежья. Так, во Франции и США армянский бизнес не только финансирует церкви, школы, культурные центры, но и выделяет деньги на представительскую деятельность армянских посольств.

В-третьих, особенностью армянской диаспоры России является отсутствие «конкуренции» основных партий («Дашнакцутюн», «Рамкавар», «Гнчакян»), борющихся за влияние на диаспору. В армянской диаспоре позитивно оценивается конкуренция различных партий и движений, пытающихся бороться за влияние на нее. Критерием же оценки их деятельности является реальный вклад в развитие диаспоры (финансирование, создание школ, библиотек, поддержка предпринимательства). Этот реальный вклад наглядно демонстрирует, какие партии и движения способны содействовать развитию диаспоральных объединений. В России гнчакяны и рамкавары не имеют сетевой структуры, в отличие от дашнаков, а потому традиционная конкуренция трех партий отсутствует.

В-четвертых, не пройдена стадия становления армянской диаспоры в России на институциональном уровне, существует конкуренция между армянскими объединениями Москвы, вследствие чего фактически отсутствует единый в федеральном масштабе координационный центр.

Армянские диаспоральные организации России

По числу общественно-политических и культурных объединений в российских регионах армянская диаспора стоит на 4 месте после евреев, украинцев и татар. В России выходит журнал «Армения и мир», в попечительский совет которого входят Абел Аганбегян, Армен Джигарханян, Андраник Мигранян, Артур Чилингаров. Одной из задач журнала является информирование российского читателя о процессах, происходящих в армянской диаспоре в России и за рубежом. Среди представителей крупного, а особенно среднего бизнеса, политиков, деятелей культуры и искусства также немало выходцев из Республики Армения, часть которых входит в армянские диаспоральные объединения либо оказывает им содействие.

Уже сейчас существующие в России организации и объединения армян, несмотря на их неоднородность и разрозненность, представляют интерес как возможный инструмент развития российско-армянских отношений. Объединения армянской диаспоры, кроме осуществления образовательных и культурных программ (создание частных и воскресных школ, проведение дней культуры), благотворительной деятельности, декларируют в качестве основных задач содействие в решении карабахской проблемы, противодействие идеологии пантюркизма.

Так, Центр русско-армянских инициатив (существует с 1994 г.) выполняет следующие функции:

Особое место в деятельности Центра занимает проблема Нагорного Карабаха, что включает формирование общественного мнения в России о политической и правовой ситуации в Нагорном Карабахе, популяризацию сведений об истории этого региона, о легитимности НКР. По некоторым сведениям, Центр русско-армянских инициатив поддерживает контакты с международным бюро партии «Дашнакцутюн» в Мюнхене, но финансовой и организационной подпитки оттуда не получает.

Солидный лоббистский потенциал имеет Фонд русско-армянского содружества, руководство которым осуществляют члены российского бюро партии «Дашнакцутюн». Одной из основных задач Фонда является укрепление российско-армянского сотрудничества, лоббирование интересов Армении и армянской диаспоры в политических и деловых кругах Москвы.

В июне 2000 г. в Москве состоялся учредительный съезд представителей армянских общин Российской Федерации, который принял решение о создании общероссийской общественной организации Союз армян России (САР). Деятельность этой организации нацелена на обеспечение процесса самоорганизации российских армян для сохранения национальной самобытности, культуры, языка, веры, оказание многоплановой помощи исторической родине, восстановлении экономики страны, содействии упрочнению российско-армянских межгосударственных отношений. Немаловажную роль в армянской диаспоре России играет также Ассоциация российско-армянского делового сотрудничества (АРАДЕС), основной задачей которой является углубление связей между деловыми кругами Армении и России, а также создание наиболее благоприятной атмосферы для развития экономических взаимоотношений между двумя странами.

Вместе с тем, потенциал любой диаспоры определяется не только состоянием диаспоральных объединений. Не менее важную роль играет деятельность отдельных представителей диаспоры, занимающих влиятельное положение в политических, деловых и культурных кругах страны. В этом аспекте «личностный» потенциал армянской диаспоры в России намного превышает возможности азербайджанской диаспоры, в которой намного меньше влиятельных политиков, ученых, журналистов, деятелей культуры, вхожих в высшие эшелоны власти и способных оказать воздействие на позицию России. Журналисты, ученые и публицисты из числа армянской диаспоры активно используют СМИ для создания позитивного образа Армении и для формирования общественного мнения по поводу истоков конфликта и современной ситуации в НКР.

Единый координационный Центр федерального уровня у армянской диаспоры России отсутствует, но ряд организаций, среди них Международный Центр по связям с армянскими общинами, Международная армянская ассамблея и др., пытаются взять на себя лоббистские функции и наладить тесные контакты с региональными объединениями. Так, Международный Центр по связям с армянскими общинами, входящий в состав Конгресса национальных объединений России, ставит своими задачами поддержку армянского бизнеса в российских регионах; политическую консолидацию армянского электората с целью поддержки тех российских партий и движений, которые защищают интересы национальных меньшинств; защиту национальных интересов Армении.

В целом только в Москве на 1 марта 1999 г. функционировало около 15 армянских общественных организаций и объединений и 9 окружных национально-культурных автономий. Солидным финансовым и экономическим потенциалом обладают армянские общины Краснодарского, Ставропольского и Красноярского краев, Омской, Челябинской, Читинской, Магаданской областей. Несмотря на малочисленность, богата и влиятельна армянская община Якутии. Как показывает анализ, большая часть этих организаций рассматривает себя как инструмент укрепления и развития российско-армянских отношений.

Однако на межгосударственном уровне потенциал армянской диаспоры России востребован пока не в полной мере. Отдельные политические партии и движения пытаются использовать возможности армянских объединений, но таких примеров не много.

Объясняется такое положение рядом причин:

1) За годы Советской власти республикой был накоплен богатый опыт взаимодействия с армянской диаспорой, но только в странах дальнего зарубежья. В России, в силу понятных причин, до конца 1980-х гг. армянских диаспоральных объединений быть просто не могло.

Таким образом, после распада СССР на территории России появилась качественно новая армянская диаспора, влияние которой как на внешнюю политику Армении, так и на армяно-российские отношения было до сих пор невелико. Причиной тому были следующие обстоятельства:

Источники:

Автор: Кавказский Узел

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *