в каком городе родился никитин

КРАТКАЯ БИОГРАФИЯ ИВАНА САВВИЧА НИКИТИНА

в каком городе родился никитин. Смотреть фото в каком городе родился никитин. Смотреть картинку в каком городе родился никитин. Картинка про в каком городе родился никитин. Фото в каком городе родился никитин

Иван Саввич Никитин родился 3 октября 1824 года в Воронеже и был единственным ребенком в семье купца Саввы Ефтихиевича Никитина. Благодаря уму и торговой смекалке, Савва Ефтихиевич сумел обеспечить значительный материальный достаток: имел собственный завод свечей, большой дом с балконом, дачу за городом и торговую лавку на бойком месте. Ване было девять лет, когда его определили во 2 класс духовного училища. К этому времени он уже умел читать. Учился он старательно, успешно окончил училище и в 1839 году поступил в духовную семинарию. В семинарские годы Никитин полюбил поэзию Александра Пушкина и Алексея Кольцова. В это же время он начинает писать стихи. Сочинение стихотворений стало для него своего рода потребностью, и создали ему славу „семинарского поэта“. Учебу в семинарии не закончил – его исключили с 4 го курса за пропуски занятий.

Савва Никитин покупает постоялый двор на 2-ой Дворянской улице (сейчас улица Никитинская, 19А) и в 1844 году назначает Ивана его управляющим или как говорили в XIX веке – дворником. Иван Саввич управляет гостиницей до конца жизни. В его подчинении были приказчик, дворовые работники и кухарка.
В 1859 году в центре Воронежа на Большой Дворянской улице (проспект Революции) Иван Саввич приобретает здание и открывает в нем книжную лавку. Через некоторое время в ней начинает работать читальный зал, ставший популярным местом встреч литературной общественности города.

Никитин пользовался успехом у женщин. Но была в его жизни одна особа, к которой он питал настоящие чувства. Это Наталья Матвеева – дочь известного в России командира дружин воронежского ополчения в годы Крымской войны, генерал-майора Антона Матвеева. Иван Саввич посвятил ей стихотворения: «На лицо твое солнечный свет упадал…», «Я вас не смею раздражать…».

Весной 1861 года Иван Саввич тяжело заболел. К осени стало ясно, что болезнь не удастся победить. Завещание было подписано поэтом 10 сентября 1861 года. Согласно нему, книжный магазин должен быть продан, и все деньги распределены между родственниками. Право на издание своих сочинений Никитин передавал своему другу и наставнику, советнику Воронежского губернского правления Николаю Второву. По условию завещания все вырученные от издания книг средства должны были идти на благотворительные цели. Скончался Иван Саввич Никитин 28 октября 1861 года. Похоронен в Воронеже в литературном некрополе рядом с могилой поэта Алексея Кольцова.

Источник

Биография Никитина

Всего получено оценок: 130.

Иван Саввич Никитин (1824–1861 гг.) – известный русский поэт, мастер русского поэтического пейзажа. Его творчество преимущественно относится к реализму, хотя первые стихотворения содержали религиозные мотивы. Биография Никитина богата интересными событиями, давшими толчок развитию его литературного дара.

в каком городе родился никитин. Смотреть фото в каком городе родился никитин. Смотреть картинку в каком городе родился никитин. Картинка про в каком городе родился никитин. Фото в каком городе родился никитин

Детские и юные годы

Иван Саввич Никитин родился 21 сентября (3 октября) 1824 г. в Воронеже, в семье зажиточного мещанина. Его отец торговал свечками.

Грамоте будущий литератор выучился рано. Этому способствовало близкое знакомство с сапожником, проживающим по соседству.

Все заботы о семье легли на плечи молодого человека. Никитин поступил на службу в свечную лавку. Позже она была продана за долги. На вырученные средства был приобретен постоялый двор.

Творческий путь

Никитин не был в восторге от “казенщины”, которая преобладала в воронежской семинарии, где он обучался. Воспоминания о тяжких годах учебы были изданы в 1861 г. в форме дневника.

Первые стихотворения Никитина появились в 1849 г. Многие из них носили подражательный характер.

В 1851 г. было написано стихотворение “Русь”. Оно было издано 2 года спустя, в газете “Воронежские губернские ведомости”. Чуть позже его перепечатали в газете “Санкт-Петербургские ведомости”. Критики оценили патриотический пафос молодого поэта и стали называть его “новым А. Кольцовым”.

Позже стихотворения Никитина стали печататься в “Отечественных записках”, а также в журнале “Москватянин”.

После первых публикаций Никитин стал членом местного клуба, куда входила вся воронежская интеллигенция. “Сердцем” клуба был Н. И. Второв. Он вскоре стал близким другом Никитина. Вторым хорошим другом поэта стал М. Ф. Де-Пуле. Он стал редактором почти всех его произведений.

Самый первый сборник вышел в 1856 г. Там были собраны стихотворения на самые различные темы. В основном поэт обращался к социальным проблемам и к религии. Критики оценили этот сборник неоднозначно.

В 1859 г. вышел второй сборник стихов Никитина. В 1861 г. вышел его “Дневник семинариста”. Произведение было напечатано в газете “Воронежская беседа”.

Также Никитин написал такие стихотворения для детей, как “В темной чаще замолк соловей”, “Вечер ясен и тих”, “Живая речь, живые звуки”. Их сейчас изучают в 3 классе. С детства почувствовавший близость к природе, Никитин стал настоящим певцом родного края.

Особенности творчества

Значительное место в творчестве поэта уделено народным бедам и страданиям. Быт крестьянина замечательно описан в таких стихотворениях, как “Уличная встреча”, “Нищий”, “Мать и дочь”, “Пахарь”, “Жена ямщика”.

Никитин горячо сочувствовал русскому народу и от души желал улучшения его незавидного положения. В то же время поэт не занимался идеализацией крестьянства. Русский мужик представлен в его произведениях часто грубым, оскотинившимся домашним деспотом. По мнению некоторых коллег по перу, Никитин не был подлинно народным поэтом. Его мировоззрение было мировоззрением городского человека, который наблюдал за жизнью крестьянства со стороны. По этой причине, по мнению критиков, в его творчестве нет подлинной глубины.

Влияние на русскую музыкальную культуру

Изучая краткую биографию Ивана Савича Никитина, следует знать, что на его творчество обратили внимание такие композиторы, как Римский-Корсаков и Э. Ф. Направник. На слова поэта было написано более шестидесяти романсов и песен. Многие музыкальные произведения стали широко популярными в народе.

В 2009 г. композитор А. Шарафутдинов написал на слова поэта песенный альбом “Радость и кручина”.

Болезнь и смерть

Здоровье Ивана Саввича всегда было слабым. Он часто болел. В последние годы жизни он страдал чахоткой. Поэт ушел из жизни 16 октября 1861 г., в Воронеже. Покоится Иван Никитин на местном кладбище, неподалеку от могилы поэта А. Кольцова. Это место сейчас называется литературным некрополем.

Другие варианты биографии

Более сжатая для доклада или сообщения в классе

Источник

Биография Никитина И. С.: творчество, интересные факты из жизни

В тяжком дореформенном периоде началась биография Никитина Ивана Саввича как поэта, поэтому творчество его было наполнено страданиями подневольного, закрепощённого народа. Мотивы нужды, изнурительного труда, безысходного горя, вечной тоски характеризовали каждое его произведение.

в каком городе родился никитин. Смотреть фото в каком городе родился никитин. Смотреть картинку в каком городе родился никитин. Картинка про в каком городе родился никитин. Фото в каком городе родился никитин

Христианин

Поэт умел сопереживать, сочувствовать и помогать страждущим, именно поэтому биография Никитина содержит многие проявления чисто христианского отношения к ближнему. Большая часть его стихотворений и поэм имеет религиозное или философское содержание. Это поэмы «Кулак» и «Тарас», стихотворения «Моление о чаше», «Молитва дитяти», «Молитва». Современному читателю близка его пейзажная лирика, многие стихотворения знают наизусть, и это не зависит от возраста. Всё говорит о том, что биография Никитина судьбой написана навсегда, поскольку мотивы родной природы, здоровья, красивых людей и чистых чувств непреходящи и будут востребованы во все века.

Иван Саввич Никитин родился в сентябре 1824 года в семье небогатого воронежского купца, владельца маленького, практически кустарного заводика. Восьми лет его отдали в духовное училище, после чего он вознамерился стать священником и поступил в духовную семинарию Воронежа. Уже в юном возрасте Иван Саввич Никитин почувствовал жгучий интерес к литературе, читал много поэтических книг и сам пробовал сочинять. Кольцов, Жуковский и Пушкин стали его любимыми стихотворцами.

в каком городе родился никитин. Смотреть фото в каком городе родился никитин. Смотреть картинку в каком городе родился никитин. Картинка про в каком городе родился никитин. Фото в каком городе родился никитин

Мечты и реальность

В мечтах Иван Никитин, поэт, видел себя студентом столичного университета, где у него появилась возможность лицезреть легендарных писателей. Однако отец его разорился, заводик пришлось продать, чтобы купить разваливающийся постоялый двор и ещё долго-долго отдавать накопившиеся долги. Управлять этой гостиницей пришлось будущему поэту, чтобы помочь семье. Потому не только университет остался в далёких мечтах, но и семинарию пришлось оставить.

Об этих годах, наполненных трудом и заботами, он оставил потомкам много писем. Там проникновенно описывается любовь, которую питал к поэзии Иван Никитин. Стихи его наполнены сердечной болью за народ, принуждённый жить в нужде беспросветной, но в то же самое время поёт в каждой букве соловьиная русская речь, любуется окружающим миром, вольными просторами. Душа поэта осталась чистой, приобщённой к прекрасному, утешающейся словом раздольным.

в каком городе родился никитин. Смотреть фото в каком городе родился никитин. Смотреть картинку в каком городе родился никитин. Картинка про в каком городе родился никитин. Фото в каком городе родился никитин

Первые стихи

в каком городе родился никитин. Смотреть фото в каком городе родился никитин. Смотреть картинку в каком городе родился никитин. Картинка про в каком городе родился никитин. Фото в каком городе родился никитин

Чахотка

Освобождения крестьян он ждал всю жизнь, и каждой своей строкой торопил это событие. Будучи хозяином постоялого двора, он видел множество самых грязных сцен, общался с самыми разными людьми, принадлежащими к самым разным сословиям. Стихи его передавались из уст в уста даже теми, кто не умел читать, а воронежская интеллигенция называла его «вторым Кольцовым». На самом деле вторым он никогда не был, и от поэтики Кольцова поэтика Никитина довольно сильно отличается даже в самых ранних его стихотворениях, хотя Чернышевский однажды и попенял ему за подражательство.

Стихотворения и поэмы

Николай Добролюбов очень высоко оценил поэму Никитина «Кулак» за оригинальность, отметив и тот творческий рост, который получил поэт с момента предыдущих публикаций. В 1855 году были опубликованы стихи «Уличная встреча», «Жена ямщика», после которых поэт задумался о привнесении нового в свою манеру изложения.

в каком городе родился никитин. Смотреть фото в каком городе родился никитин. Смотреть картинку в каком городе родился никитин. Картинка про в каком городе родился никитин. Фото в каком городе родился никитин

Музыка

Все его стихотворения настолько певучи, что сами просятся в песню. О светлых мгновениях жизни поэт писал: «Мир ясный душу осенит. » Более шестидесяти песен и романсов написали в разное время русские композиторы на стихи Никитина. И до сих пор поэзия Ивана Саввича композиторов интересует. Например, в 2009 году Александром Шарафутдиновым был записан целый альбом под названием «Радость и кручина».

в каком городе родился никитин. Смотреть фото в каком городе родился никитин. Смотреть картинку в каком городе родился никитин. Картинка про в каком городе родился никитин. Фото в каком городе родился никитин

Семья

Со всех концов страны сюда стекались люди, народный говор разных областей слышал и отмечал Никитин, ещё будучи маленьким мальчиком. Он очень любил рассказы паломников, охотно читал жития святых и другие духовные книги. Вот именно поэтому и отношение у поэта к русской природе получилось такое трепетное, почти религиозное.

Впоследствии, встречая и провожая ямщиков и извозчиков, купцов и странников, крестьян и бродячих артистов, будучи управляющим постоялым двором, Никитин так же охотно общался с проезжими людьми всей пестроты сословий русского общества. С ним люди были всегда предельно откровенны, поскольку поэт чуток и добр. Хотя истории их по большей части были очень горькими и тяжело ложились на сердце. Отдохновением была только поэзия. Публиковать стихи под своим именем в те времена было дурным тоном, а анонимно в воронежскую газету рукописи не принимались. Именно поэтому так поздно состоялась первая публикация стихов поэта.

в каком городе родился никитин. Смотреть фото в каком городе родился никитин. Смотреть картинку в каком городе родился никитин. Картинка про в каком городе родился никитин. Фото в каком городе родился никитин

Друзья

Члены воронежского кружка любителей чтения, среди которых оказался и редактор местной газеты Второв, сразу полюбили и стихи Никитина, и его самого. Некоторым нравились социальный протест и демократические нотки в его стихотворениях, а остальные упивались религиозными мотивами и гармонией в поэтических пейзажах.

О заимствованиях и подражаниях

Раннее творчество Никитина действительно прошло некую литературную школу, поскольку в его стихах первого периода можно услышать и Пушкина («Лес»), и Кольцова («Русь», «Весна в степи»), и Лермонтова («На западе солнце», «Ключ»), и Майкова («Вечер»), и Некрасова («Уличная встреча», «Рассказ ямщика»).

Источник

Биография Сергея Никитина

в каком городе родился никитин. Смотреть фото в каком городе родился никитин. Смотреть картинку в каком городе родился никитин. Картинка про в каком городе родился никитин. Фото в каком городе родился никитин

Российский композитор, бард, автор и исполнитель песен Сергей Яковлевич Никитин родился 8 марта 1944 года в Москве в семье военного.

В 1968 году окончил отделение акустики физического факультета Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова. Кандидат физико-математических наук (1983).

Еще в 1960-х годах Никитин активно занимался музыкой, участвовал в песенной самодеятельности, проявив себя как талантливый исполнитель, гитарист и вокалист, а также как сочинитель музыки.

В 1962 году Никитин начал писать песни на стихи российских и зарубежных поэтов, таких, как Дмитрий Сухарев, Эдуард Багрицкий, Борис Пастернак, Юнна Мориц, Юрий Левитанский, Геннадий Шпаликов, Давид Самойлов, и других, а также на стихи выпускников физфака МГУ Сергея Крылова и Валерия Миляева. Первая песня, «В дороге» («Ночь и снег, и путь далек…») на стихи Иосифа Уткина появилась у Никитина в декабре 1962 года. Впоследствии Никитин создал около 400 песен: «Диалог у новогодней елки» и «Сон об уходящем поезде» (стихи Юрия Левитанского), шекспировские «Сонеты» (в переводе Сергея Маршака), цикл «исторических» песен о царе Иване и «Певец разлук» (стихи Дмитрия Самойлова), «Времена не выбирают» (стихи Александра Кушнера), «На стоянке» и «Когда мы были молодые» (стихи Юнны Мориц), «Золотая Брич-Мулла» (стихи Дмитрия Сухарева), «Кузнечики» и «Отнятая у меня» (стихи Арсения Тарковского), «Напрасно» (стихи Александра Фета) и многие другие.

Кроме написания песен Никитин, еще во время учебы в университете организовал и затем возглавил известные исполнительские коллективы.

С 1963 года по 1967 год вместе с Сергеем Смирновым, Борисом Геллером, Алексеем Монаховым (позднее Вадим Хаит) Никитин начал выступать в составе мужского квартета физиков. В 1968 году был образован квинтет физиков, в котором пела и жена Сергея Никитина — Татьяна. В 1972 году квинтет стал лауреатом III Международного фестиваля политической песни в Берлине.

в каком городе родился никитин. Смотреть фото в каком городе родился никитин. Смотреть картинку в каком городе родился никитин. Картинка про в каком городе родился никитин. Фото в каком городе родился никитин

С 1971 года по 1980 год Никитин был научным сотрудником Института органической химии АН СССР. Затем, с 1980 года по 1987 год, работал в должности научного сотрудника Института биофизики АН СССР (Пущино).

С 1987 года по 1995 год Никитин заведовал музыкальной частью московского Театра-Студии под руководством Олега Табакова. В 1992 году он вошел в Союз театральных деятелей РФ, а в 1994 году стал членом Всероссийского музыкального общества.

В эти же годы получил новое развитие дуэт Татьяны и Сергея Никитиных. Супругами было записано более полутора десятков пластинок и компакт-дисков как с песнями самого Сергея Никитина (в том числе «Под музыку Вивальди», 1994; «Избранное», 1994; «Большой секрет для маленькой компании», 1995; «Золотая Брич-Мулла», 1996 — песни на стихи Дмитрия Сухарева; «Поле чудес», 1998; «Времена не выбирают», 1999 и др.), так и с песнями других авторов («Часовые любви», 1997 — песни Булата Окуджавы; «Наш разговор», 1999 — песни Александра Дулова; «Со мною вот что происходит», 1999 — песни на стихи Евгения Евтушенко и ряд других). В 2002 году вышел диск «Ретро вдвоем» — запись популярных мелодий в исполнении двух гитаристов — кинорежиссера Петра Тодоровского и Сергея Никитина. В 2006 году был выпущен в свет комплект из двух дисков: DVD «На концертах Татьяны и Сергея Никитиных» и диск «100 песен Сергея Никитина в формате MP3».

Композиторская работа Никитина в кино и театре началась задолго до того, как он формально приобрел статус профессионального музыканта. Впервые это произошло в 1967 году, когда его, студента-пятикурсника, режиссер Театра-студии МГУ Петр Фоменко пригласил написать музыку для спектакля «Человек, похожий на самого себя, или Вечер Михаила Светлова». Первая работа Никитина в кино — телефильм «Морские ворота» (1974), для которого в соавторстве с Виктором Берковским и Юрием Визбором было создано нескольких песен. Совместно с Берковским также была написана музыка к спектаклям «Мэри Поппинс» (Театр имени Ермоловой, 1976), «Коньки» (ЦДТ, 1977), «Большая докторская сказка» (радиоспектакль по сказке Карел Чапека, 1977). Песни Никитина на стихи Юрия Визбора вошли в целый ряд документальных телефильмов студии «Экран» («Мурманск-198», «На полюс», «Земля, улетаем надолго» и др.).

Никитин является композитором и автором песен для фильмов «Почти смешная история» («Экран», 1977), «Москва слезам не верит» («Мосфильм», 1979), «Старый Новый год» («Экран», 1980), «Поездки на старом автомобиле» («Мосфильм», 1987), нескольких мультфильмов («Сказка о потерянном времени», «Большой секрет для маленькой компании», «Мальчик шел, сова летела» и «Волчья шкура»), спектакля «Полоумный Журден» (Центральный театр кукол, 1983).

Несколько музыкальных произведений для театра Никитин написал совместно с поэтом Дмитрием Сухаревым. Два из них поставлены различными театрами в Советском Союзе, России и за рубежом. Премьера оперы-водевиля по рассказу Антона Чехова «Предложение» состоялась в 1989 году в театре «Третье направление». В 1990 году оперу-водевиль «Предложение» увидели зрители театра «Школа современной пьесы» под названием «А чой-то ты во фраке?». Спектакль шел также в Тверском областном театре и Theater del Altmark города Штендаль (Германия). Еще одна пьеса — водевиль «Актеры меж собой» — поставлена в Театре Наций в 1996 году. А спектакль «Двенадцатая ночь» с музыкой Никитина идет более 14-ти лет в московском театре «Мастерская Петра Фоменко».

В 1999 году канал «Культура» осуществил запись большого цикла тематических концертов Сергея Никитина, проходивших в Доме-музее Булата Окуджавы в Переделкине; серия передач с этими выступлениями неоднократно шла на экране. Татьяна и Сергей Никитины множество раз записывались на канале «Культура» с сольными программами в цикле передач «Под гитару». В октябре 2006 была записана программа с новыми песнями на стихи Бориса Рыжего в сопровождении джазового трио Евгения Борца.

С 2002 года ведет свою работу благотворительный Фонд Татьяны и Сергея Никитиных, который оказывает помощь детям.

Сергей Никитин — заслуженный деятель искусств России (1995), член Союза театральных деятелей России (1992), член Всероссийского музыкального общества (1994), лауреат премии Московского комсомола в области литературы и искусства «за создание и исполнение песен» (1978).

В 1997 году Татьяна и Сергей Никитины стали лауреатами Царскосельской художественной премии — с формулировкой «за многолетнюю преданность русской поэзии».

У Сергея и Татьяны Никитиных есть сын Александр.

Источник

В каком городе родился никитин

в каком городе родился никитин. Смотреть фото в каком городе родился никитин. Смотреть картинку в каком городе родился никитин. Картинка про в каком городе родился никитин. Фото в каком городе родился никитин

Никитин Иван Саввич (1824/1861) — русский поэт и беллетрист. Творчество Никитина развивается в период, предшествующий реформам 1861 года, и наполнено такими мотивами, как нужда народа, тяжесть труда, безысходное горе, вечная тоска (поэмы «Тарас», «Кулак»), Написал стихотворения религиозно-философского содержания, такие, как «Молитва», «Молитва дитяти», «Моление о чаше» и др.

Гурьева Т.Н. Новый литературный словарь / Т.Н. Гурьева. – Ростов н/Д, Феникс, 2009, с. 190-191.

Никитин Иван Саввич (21.09.1824-16.10.1861), русский поэт. Родился в Воронеже в семье купца и владельца небольшого воско-белильного завода. В восьмилетнем возрасте он поступил в духовное училище, затем в Воронежскую семинарию, где у него пробудился интерес к литературе, он зачитывался Жуковским, Пушкиным и Кольцовым, которые стали любимыми его поэтами. Никитин мечтал поступить в университет, но разорение отца не позволило ему кончить даже семинарии, из которой он ушел в 1843, чтобы помогать семье. Завод был продан на уплату долгов, и вместо него отец приобрел полуразвалившийся постоялый двор, управлять которым начал Никитин. В письме о своей жизни в это время он рассказывал: “Любовь к родной литературе, к родному русскому слову не угасала во мне. Сердце мое обливалось кровью от грязных сцен; но, с помощью доброй воли, я не развратил своей души. Найдя свободную минуту, я уходил в какой-нибудь отдаленный уголок моего дома. Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца”.

Ранние стихи Никитина относятся к 1849 — 1854. Первое появившееся в печати (21 ноября в “Воронежских губернских ведомостях”) стихотворение “Русь” было перепечатано многими газетами и принесло Никитину известность. В 1856 появился сборник его стихотворений.

В 1859 Никитин открыл книжный магазин с целью способствовать просвещению молодежи. Тяжелая жизнь, нужда, бесконечные хлопоты и огорчения, доставляемые отцом, впавшим с горя в запой, напряженные занятия поэзией в свободные от дел минуты — все это подорвало силы Никитина. Он умирает от чахотки.

в каком городе родился никитин. Смотреть фото в каком городе родился никитин. Смотреть картинку в каком городе родился никитин. Картинка про в каком городе родился никитин. Фото в каком городе родился никитин

Тяжелые семейные обстоятельства привели к тому, что Никитин становится содержателем постоялого двора, более десяти лет находясь в общении с представителями разных сословий русского общества.

Стихи начал писать еще в училище, не оставляя этого занятия ни при каких обстоятельствах, но только в 1853 отдал свои стихи в редакцию «Воронежских губернских ведомостей». Вызвал интерес одного из руководителей газеты, историка, этнографа, организатора кружка воронежской интеллигенции Н.Второва. Снискал славу «второго Кольцова».

Во время общественного подъема 1860-х в стихах Никитина появляются социальные мотивы: «Старый слуга» (1859), «Мертвое тело», «Ехал из ярмарки ухарь-купец» (1858) и др.

На стихи Никитина создано свыше 60 романсов и песен русскими композиторами.

В 1859, после успеха его второго сборника, Никитин приобрел книжную лавку, ставшую центром литературно-общественной жизни Воронежа. Но жизненные силы были на исходе, Никитин заболел чахоткой и 16 октября (28 н.с.) скончался в Воронеже.

Использованы материалы кн.: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Никитин Иван Саввич (3.10.1824—28.10.1861), поэт и писатель. Родился в г. Воронеж в обеспеченной мещанской семье с типичными патриархальными нравами. Отец Никитина Савва Евтихиевич был заметным в Воронеже человеком, предприимчивым торговцем, владельцем свечной лавки, первым кулачным бойцом. Мать поэта — кроткая, сердобольная, богомольная женщина — терпеливо сносила крутой характер мужа. От отца Никитин унаследовал «крепость и серьезность», практическую хватку и деловитость, от матери — душевную чуткость, мечтательность и поэтическую одаренность. Раннее детство Никитина прошло в окружении странников и богомольцев, собиравшихся к Митрофаниевской обители Воронежа со всех концов Руси, покупавших свечи в лавке отца. Мальчик рос в атмосфере народного говора, его восприимчивая душа жадно впитывала народные рассказы, жития святых, духовные стихи. Из-под церковных стен вынес Никитин трепетно-религиозное ощущение природы в духе замечательных народных стихов из «Голубиной книги».

Никитин учился в Воронежском духовном училище (1833—39) и семинарии (1839—43), но не окончил ее. Семинария уже не могла похвалиться тогда хорошим составом преподавателей: о кружке А. П. Серебрянского и А. В. Кольцова остались лишь воспоминания. Но вопреки суровым порядкам, подавлявшим личность семинаристов, эти воспоминания оказывали на молодежь благотворное влияние. Стихи «воронежского прасола» заучивались наизусть. Никитин как сын состоятельных родителей был вольноприходящим студентом, сохраняя независимость от семинарского начальства и широту интеллектуальных запросов. Он мечтал об университете, увлекался А. С. Пушкиным, В. А. Жуковским, М. Ю. Лермонтовым и Н. В. Гоголем, читал Шекспира. Уже в семинарии начал писать стихи, подражая песням и думам Кольцова.

В 1843 торговые дела отца резко ухудшаются. Никитин уходит из семинарии, становится сидельцем свечной лавки и торговцем вразнос по праздничным дням. Умирает мать, убитый горем и неудачами отец начинает пить, свалив на сына всю тяжесть хозяйственных забот. В 1844 Никитин вынужден продать свечной завод и стать содержателем постоялого двора. Более десятка лет он встречает извозчиков, ямщиков, странников, купцов и крестьян, живя в постоянном общении с проезжими людьми, с разными сословиями пестрого русского общества. Случайные постояльцы ведут себя откровенно с добрым и чутким «дворником», раскрывая перед ним свои тайны, рассказывая горькие житейские истории. Спасением от них являются книги, природа, религия и собственные стихи. «Найдя свободную минуту, — писал он, — я уходил в какой-нибудь отдаленный уголок моего дома. Там я знакомился с тем, что составляет гордость человечества, там я слагал скромный стих, просившийся у меня из сердца. Все написанное я скрывал, как преступление, от всякого постороннего лица и с рассветом сжигал строки, над которыми плакал во время бессонной ночи».

Только в 1849, спустя 10 лет после начала творческой деятельности, Никитин послал три стихотворения на суд в «Воронежские губернские ведомости». А когда редакция отказалась от публикации анонимных стихов, автор не решился сообщить свое имя и замолчал еще на четыре года. Первая публикация стихов Никитина появилась, когда ему стукнуло без малого 30 лет. За плечами была трудная школа жизни и 14 лет поэтического творчества для себя, без явных признаков чего-либо похожего на авторское самолюбие. Такому парадоксу трудно подыскать аналогию в истории русской поэзии XIX в. Принято считать, что молчание Никитина было вызвано упадком интереса к поэзии, которая в эпоху 1840 — н. 1850-х уступила место «все поглотившей» прозе. Но вряд ли процесс, совершавшийся на вершине литературного Олимпа, мог оказать существенное влияние на содержателя постоялого двора. Причина была в другом. Никитин совершенно по-народному относился к своей художественной одаренности. Она значила для него гораздо больше, чем обычный поэтический талант. Отдаваясь стихии творчества, поэт вырывался из повседневных условий мещанской жизни, обретая чувство возвышающей и окрыляющей душу свободы. Поэзия для него была формой «духовного делания», религиозного труда, внутреннего жизнестроительства. Этим определялась ее самоценность и самодостаточность, позволявшая сжигать на рассвете такие поэтические строки, над которыми Никитин проплакал всю бессонную ночь.

Лишь в 1853 Никитин вновь представил свои стихи в редакцию «Воронежских губернских ведомостей». Опубликованная на их страницах «Русь» положила начало литературной известности поэта. Им заинтересовался Н. И. Второв, один из сотрудников газеты, историк, этнограф и статистик, организатор кружка воронежской интеллигенции. Упрочивая за Никитиным славу «второго Кольцова», члены кружка, каждый по-своему, пытаются опекать его. Второв и П. А. Придорогин поощряют демократические темы и ноты социального протеста в стихах Никитина, а М. Ф. Де-Пуле и А. П. Нордштейн — религиозные мотивы и гармонические описания природы.

В 1854, в июньской книжке «Отечественных записок», Нордштейн знакомит с «новым Кольцовым» столичную публику, в «Библиотеке для чтения» статью о Никитине печатает Н. В. Кукольник. Наконец, высокопоставленный чиновник, гр. Д. Н. Толстой, оказывая Никитину свое покровительство, отбирает на свой вкус и публикует в 1856 его стихи отдельной книгой с собственным предисловием.

В раннем творчестве Никитин действительно проходит литературную школу А. С. Пушкина («Лес», 1849), А. В. Кольцова («Весна в степи», 1849; «Русь», 1851), М. Ю. Лермонтова («Ключ», 1850; «На западе солнце пылает», 1851), А. Н. Майкова («Вечер», 1850), Н. А. Некрасова («Рассказ ямщика», 1854; «Уличная встреча», 1855). Но и в зрелой поэзии Никитина часто ощущается эстетическая опора на тот или иной фольклорный или литературный источник — «текст-прототип». Заимствования в стихах Никитина свидетельствуют не столько об ученичестве, сколько об органической фольклорности его поэтического мышления, простодушно использующего чужое как свое. Никитин до конца дней сохранил такую свободу заимствований, равно как и свободу самоповторений. Все его пейзажи — вариации на тему утра или вечера на берегу озера или на берегу реки. Он не стыдится повторов или самоцитирований в той же мере, в какой не стыдится присваивать себе прекрасное или близкое его душевному настрою «чужое». Здесь он действует как сказитель, как народный поэт, творящий по законам коллективного творчества.

Никитин не только обходит эстетическое противостояние «чистого искусства» «некрасовской школе», но и пытается примирить и синтезировать эти противоборствующие направления. Синтез дается ему не сразу. В «Утре на берегу озера» (1854) происходит совмещение первого направления со вторым, порождающее некоторый диссонанс: майковская идиллия в начале стихотворения нарушается социальной драмой в его конце. «Мировая гармония», достигаемая на эстетически приподнятом уровне, вдруг сталкивается со «слезинкой ребенка» и возвращает поэта к горечи «злой существенности»: «А девчонка провожала / Грустным взглядом их, / И слеза у ней дрожала / В глазках голубых».

Но в стихах Никитина гармоничный мир природы и крестьянского труда по-своему очеловечивает, казалось бы, безысходный драматизм ситуации. Социальная драма смягчается поэтической картиной солнечного утра на озере, теплого ветерка, разноцветных огней по водной глади. Есть тут и детство в его беспечной игривости, в звучном радостном смехе, когда «на песке затрепетали окуньки, линьки». Вся полнота и красота мира Божия стоит у Никитина на страже мировой гармонии, подтверждая, что злом и неправдой не исчерпывается эта жизнь.

Именно с таких глубоко народных, христианских позиций Никитин чувствует всю односторонность непримиримой борьбы, начавшейся в русской поэзии между «чистым искусством» и «некрасовским направлением». Синтезируя некрасовские и кольцовские традиции, Никитин не чуждается поэтических открытий Ап. Майкова и Фета. И если в «Утре на берегу озера» происходит лишь совмещение противоборствующих друг с другом эстетических школ, то в классическом стихотворении «Утро» (1855) поэт достигает их органического синтеза.

Никитин не принимает поэта, одержимого «личной скорбью», противопоставляя ему творца, «уязвленного страданиями человечества», коренными противоречиями земного миропорядка («Поэту», 1853). Раздумья Никитина о мировом зле и мировом добре принимают, как правило, религиозный характер и развивают традицию кольцовских дум («Дума», 1849, «Вечность», «Небо», оба между 1849 и 1853; «Молитва», «Новый завет», оба 1853). Религиозность помогает духовно преодолевать роковые противоречия земного бытия. Мотивы сомнений у него довольно редки. Поэт размышляет о бессмертии, возвеличивает духовную красоту христианского самоотвержения («Моление о чаше», 1854).

Полагали, что религиозные мотивы в лирике Никитина противостоят его стихам, в которых обретает голос социальная тема. Говорили о контрасте, который обозначился между христианскими «думами» и бытовыми картинами из жизни простых людей — мещан, купцов и др. демократических слоев русского общества. Писали о религиозно-примирительных настроениях в ранней поэзии Никитина, которые он будто бы преодолел на зрелом этапе творчества. Такой взгляд на религиозные мотивы в лирике Никитина нуждается в переоценке. По сути дела все им написанное пронизано изнутри светоносными лучами православной религиозности, которая никогда не звала человека к «примирению с душевной неустроенностью» и социальной несправедливостью. Напротив, Православие несло религиозную энергию, направленную сперва на внутреннее просветление человека, а потом и на одухотворение окружающего мира. Как в раннем, так и в позднем творчестве Никитин неизменно обращался к христианской тематике.

«Зимняя ночь в деревне» (1853) — первый рассказ в стихах о русском народе. В нем закладывается фундамент довольно устойчивой в поэзии Никитина традиции: формируется жанр поэтической новеллы, захватывающей «прозу» народного быта, включающей в лирику некрасовский эпический сюжет. Но мир дольний приобретает у Никитина отблеск мира горнего: сквозь убогий быт проступает вечность. Этот быт не оставлен при себе, при своей земной скудости: он высвечен изнутри лучами христианской правды. Преображение довершает в финале народная песня, как бы рожденная стихиями заснеженных пространств и дальних дорог: «И Бог весть отколе / Песенник лихой / Вдруг промчался в поле / С тройкой удалой. / И в морозной дали / Тихо потонул / И напев печали, / И тоски разгул».

В ранних стихах Никитин создает целостный, романтически обобщенный образ живой природы. Поэт любит изображать ее в движении, в переходных состояниях: расцвет или наступление вечера, смена времен года. Как живое существо, степь у него помнит зимою о лете, о яркой зелени, о песнях залётных птиц. Эта память выводит степь из ее зимнего оцепенения, готовит приход весны («Весна в степи», 1849). Именно в природе ощущает поэт зримое присутствие благодатных сил. В стихотворении «Поле» (1849) она изображается как материнское, дающее жизнь существо. Человек — дитя природы, ее беспокойный младенец: чем ближе он к матери-природе, тем совершеннее и свободнее. Дыхание врачующей, целительной для человека стихии чувствуется в стихотворении «Лес» (1849): природа очищает душу человека от «горечи жизни обыденной», умиротворяет ее.

По мере творческого роста образ природы в лирике Никитина конкретизируется: сквозь дымку рассеивающегося тумана все чаще, все настойчивее проступают точные ее детали, зримые ее черты. В н. 1850-х в религиозно-философские стихи Никитина властно вторгается патриотическая тема, а вместе с нею и природа приобретает ярко выраженный русский колорит, участвует в создании целостного образа России, входит в национальный характер как формирующая и определяющая его стихия («Юг и Север», 1851). В этих стихах очевидно влияние лермонтовской «Родины». Вместе с тем не исключено воздействие на Никитина пейзажей Гоголя с их знаменитым «расширенным зрением», когда поэт вдруг приобретает чудесную дальнозоркость и видит мир широко и далеко во все стороны. Такова и никитинская «Русь», в которой поэт как бы парит над шатром голубых небес, обнимающих целостный мир России. И с заоблачных высот Русь открывается сразу вся, как на ладони: «Посмотрю на Юг — / Нивы зрелые. / Мурава лугов / Ковром стелется, / Виноград в садах / Наливается. / Гляну к Северу — / Там в глуши пустынь, / Снег, что белый пух, / Быстро кружится». Патриотические мотивы в лирике Никитина еще более крепнут в годы Крымской войны. Он воспринимает эти события как праведный гнев и праведный порыв России к освобождению православных братьев-славян от многовекового турецкого владычества («Война за веру», 1853). В стихотворении «Донцам» (1854) поэт приветствует «воинственное племя» донских казаков, вспоминает их исторические подвиги от времен татарских набегов и покорения Сибири Ермаком до событий Отечественной войны 1812, благословляет их на «великую войну» за честь и славу православного воинства, за освобождение «страждущих славян».

На зрелом этапе творчества Никитина углубляются социальные мотивы, и красота все чаще открывается не вне, а внутри народной жизни с ее трудовыми основами, с удалью, поэтической силой народных характеров. Одновременно с Некрасовым и даже опережая его, Никитин изображает частного человека из народа с индивидуальной судьбой, неповторимым характером. На смену песенной стихии кольцовского творчества приходит повествовательная, разрастается новеллистический сюжет. В поэзии оживает разноголосый мир мещан, дворовых, лакеев, мастеровых, извозчиков, крестьян-пахарей, не похожих друг на друга, по-разному воспринимающих социальные беды, по-разному откликающихся на противоречия повседневного бытия («Ночлег в деревне», 1857—58; «Пахарь», 1856; «Пряха», 1858; «Купец на пчельнике», «Неудачная присуха», «Ночлег извозчиков», все — 1854). Обнажается антагонизм между народом и имущими сословиями, в стихах появляется фигура народного обидчика — барин, оклеветавший слугу («Старый слуга», 1859), самодовольный барский холуй, уверенный в своей безнаказанности («Староста», 1856—58), чиновники, наживающиеся на мужицком горе («Мертвое тело», 1858), купчик лихой, походя разбивающий девичью судьбу («Ехал из ярмарки ухарь-купец. », 1858).

С усложнением народных характеров у Никитина возникает потребность выхода за рамки лирических миниатюр к большому эпическому повествованию. Она и реализуется в поэмах из народной жизни («Кулак», 1857; «Тарас», 1860), а завершается в прозе «Дневником семинариста» (1860). В поэме «Тарас» есть попытка создать новый крестьянский характер. Главный герой ее — человек неспокойный, непоседливый, тянущийся в путь-дорогу на поиски лучшей доли. Здесь предчувствуются уже некрасовские странники, мужики-правдоискатели «Коробейников», «Кому на Руси жить хорошо».

В 1859, скопив долгими трудами необходимую сумму денег и воспользовавшись благотворительностью известного в России купца-мецената В. А. Кокорева, Никитин приобрел книжную лавку, ставшую культурным центром Воронежа. В этом же году Никитин издает второй сборник зрелых, реалистических произведений. В лирике поэта все более и более нарастали критические мотивы, с беспощадной иронией обличал он болтливых русских либералов и не обольщался относительно реформ «сверху», ожидая подъема народных сил. Но жизнь, полная лишений и невзгод, драматическая любовь, подкосившая душевные силы, не прошли бесследно для здоровья Никитина. Вскоре он тяжело заболел и умер от чахотки 37 лет от роду.

Никитин был учителем И. 3. Сурикова и С. Д. Дрожжина. О нем с любовью отзывались М. В. Исаковский и А. Т. Твардовский. На слова Никитина создано около 60 романсов и песен: «На старом кургане» В. С. Калинникова, «Встреча зимы» Н. А. Римского-Корсакова, «Песня бобыля» С. Монюшко, «Русь» Э. Ф. Направника и др.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *