в каком городе развито кружевоплетение
Русские центры изготовления кружева
Активный рост русских кружевных промыслов начался во второй половине XVII веке, с распространением европейской галантной моды и повышением уровня жизни, связанным с определённым подъёмом экономики Российской империи, в эпоху Екатерины Второй достигшей лидирующего положения среди государств цивилизованного мира. Кружева стали обязательным элементом одежды и быта, что предопределило и увеличение предложения на рынке, и вовлечение в кружевное ремесло значительного числа женщин. Практически в каждой губернии сложилось по несколько центров кружевного промысла, в каждом из которых были свои техники и особенности.
Со второй половины XVIII до середины XIX века кружевные промыслы переживали период яркого расцвета, изобретения новых техник, формирования различных эстетических направлений и стилей. Появление механизированных текстильных производств, а затем и изобретение способов механизированного, автоматизированного плетения кружев нивелировало стоимость кружевных работ, и с конца XIX века ручные промыслы стали угасать. К концу XX века кружевное плетение осталось уделом художниц-рукодельниц и любительниц этого вида рукоделия.
Галичское кружево (Костромская губерния)
Конец полотенца. Конец XVIII века.
г. Галич Костромской губернии.
Государственный Русский музей
Ценный раздел собрания Русского музея составляют концы полотенец рубежа XVIII и XIX вв. — кружевные прошвы и края с цветными шелковыми лентами. Они выполнены в трудоемкой многопарной технике, где одновременно плетутся и фон, и узор.
Кружево из Торжка (Тверская губерния)
Узоры сцепного кружева XVIII в. обычно выкладывались плотной вилюшкой со сквозными просветами вместо фона. Таков фестончатый край с узором в виде пальметт. В нем петли вилюшки незаметно сцепляются, особым образом соединяются крючком. Отсюда и название кружева „сцепное». Прошва же — один из ранних образцов кружева, где получают развитие фоновые решетки.
Прошва. Край. Конец XVIII века.
Торжок Тверской губернии.
Государственный Русский музей
Калязинское кружево (Тверская губерния)
Кружево XIX в. из Калязина Тверской губернии имеет характерные местные особенности. Среди изгибов льняной вилюшки горят красные, желтые, синие звездочки и решетки (ил. 200). Встречаются также фигурки петухов, изображения пестрых бабочек. Калязинское кружево с его наивной пестротой и незатейливостью облика привлекает особой теплотой, ориентацией на нарядность ежедневного быта.
Конец полотенца. Конец XVIII века.
Калязин Тверской губернии.
Государственный Русский музей
Елецкое кружево (Орловская губерния)
Елецкое кружево — многопарное, сложное и трудоемкое — возникло в подражание модным иностранным образцам, распространенным в России, но со временем приобрело чисто русские черты. Образное содержание кружевных узоров раскрывается разными средствами. Часто встречаются в кружеве изображения цветов, бутонов, листьев. Растительный орнамент приобретает изящество и отточенность рисунка и особую воздушность — в елецком.
Пелерина. Фрагмент. XIX век.
Орловская губерния.
Государственный Русский музей
Оплёт носового платка. 1880-е годы.
г.Елец Орловской Губернии.
Государственный Русский музей
Оплет носового платка 1880-х гг. из Ельца Орловской губернии отличается пышностью цветочных узоров, сложностью форм крупных соцветий с ажурными серединами, разнообразием решеток фона.
П.Г.Петрова. Скатерть. 1953.
г.Елец Липецкой области.
Государственный Русский музей
В 1950-е годы в Ельце начали плести и сцепное кружево. Одна из высококлассных мастериц-кружевний Ельца П.Г.Петрова в своем творчестве решала проблему использования особенностей орнамента старинных многопарных кружев в сцепном кружеве. Художница часто разрабатывала композиции круглых скатертей. Наиболее интересно раннее ее произведение, где листья и цветы венком окружают широкую кайму фона и словно отражаются в центральном круге. Эту скатерть отличает миниатюрность узоров, изящество композиции, разнообразие решеток фона.
Нижегородское кружево
Деталь воротника. XIX век.
Нижегородская губерния.
Государственный Русский музей
Воротник из серебристого шелка, отливающего металлическим блеском, — редкостное по красоте узоров, почти невесомое кружево. Подобные изделия плели в Балахне Нижегородской губернии.
В некоторых произведениях XVIII-XIX вв. белое льняное кружево сочетается с вышивкой. Это подзоры из Новгородской губернии, верхняя часть которых украшена ажурной белой строчкой, а нижняя представляет собой зубчатый кружевной край.
Захожское кружево (Петербурская губерния)
Захожье — центр кружевоплетения в Киришском районе Ленинградской области — стало известно лишь в 1930-е гг. благодаря научным экспедициям Русского музея и работам его сотрудника К.А.Большевой. В собрании захожского кружева Русского музея хранятся выдающиеся работы деревенских мастериц 1930 — 1970-х гг.
К.И.Мохова. Салфетка. 1938.
Киришский район Ленинградской области
Государственный Русский музей
Орнамент салфетки К.И.Моховой крупные цветы с широкими лапчатыми листьями — исполнен традиционными местными приемами плетения Прозрачные узоры разреженной вилюшки слегка размыты, мягко переходят в простую решетку фона.
Любимые узоры захожских кружевниц незамысловатые цветы-«круги», листья-«лапы», «курья лапа», «медвежья лапа». В них отражена глубокая связь с миром растений и животных, с размеренным ритмом жизни деревни. Некоторые исследователи полагают, что орнаментальные узоры кружев развивались с древнейших времён, и в них сохранились традиции языческой символики, тесно связанной с окркужающей средой.
Е.Д.Звездина. Подзор «Конница». 1940.
Киришский район Ленинградской области.
Государственный Русский музей
Подзор «Конница» Е.Д. Звездиной — вершина творческих поисков захожских мастериц, в 1930-е гг. активно работавших над новыми современными решениями кружевных узоров Это первое в советском кружевоплетении изображение человека. Фигуры всадников силуэтами выделяются на прозрачном фоне, среди ветвей деревьев и звезд. Талантливая мастерица сумела передать романтическую атмосферу дозора, раскрыла страницу героической истории страны, не утратив особой непосредственности, свойственной захожскому кружеву.
Михайловское кружево (Рязанская губерния)
В городе Михайлове Рязанской губернии издавна плетут цветное кружево. Михайловское кружево особенное, его плетут без сколков, держа в памяти число переплетений. Главными его свойствами всегда были цветовое разнообразие и ювелирность плетения.
Вологодское кружево
Процесс создания вологодского кружева сложен и многотруден. Обычно он начинается с изготовления сколка рисунка на бумаге. Его накладывают на подушку — туго набитый валик. В определенные точки вкалываются булавки, от которых тянутся нити, намотанные на коклюшки. Быстро перекладывая деревянные палочки из одной руки в другую, кружевница переплетает нити, переставляет булавки в нужном порядке. Вологодское кружево исключительно конструктивно, в нем не может быть ни одной лишней нити.
Читайте отдельную статью на нашем сайте: Вологодское кружево
Кадниковское кружево (Вологодская губерния)
В отдаленных районах на северо-западе Кадниковского уезда Вологодской губернии плели плотное кружево с густой решеткой, с упругими завитками «кудрявой» скани. В окрестностях города Кадникова кружево было более ажурным, широким, с красивыми решетками необычного рисунка. Вполне возможно, что оно пришло в крестьянское искусство из помещичьих кружевных мастерских – девичьих, где в первой половине XIX века сотни крепостных мастериц плели тонкое кружево для белья и украшения одежды. К сожалению, такое кружево почти не сохранилось, оно исчезло вместе с «дворянскими гнездами».
Зато крестьянское кадниковское кружево на рубахах и полотенцах, юбках и подзорах убедительно показывает, сколь мощным был пласт местной художественной культуры, кадниковское кружево – не просто разновидность вологодского кружева. Оно включает в себя целый ряд самобытных очагов, имеющих собственные традиции плетения, узоры и фактуру кружева. Именно в окрестностях города Кадникова сохранились до начала XX века уникальные орнаменты многопарного кружева, которые в других центрах уже были утрачены.
Деталь подола женской рубахи. Конец XIX века.
Кадниковский уезд Вологодской губернии.
Государственный Русский музей
В Русском музее Кадниковское кружево XIX — начала XX в. представлено красочными женскими юбками и подолами рубах, в которых широкие полосы многопарного кружева крупного четкого рисунка сочетаются с яркими гарусными ткаными проставками. Наряду с геометрическим орнаментом, в нем встречаются условные изображения птиц, двуглавых орлов, выделенные толстой льняной или шерстяной сканью на фоне мелкой простой решетки. Кадниковское кружево плели для членов своей семьи, а не на продажу, и оно до начала ХХ в. сохранило характер крестьянского искусства и независимость от влияний моды.
Вятское кружево
Кружевной промысел в Вятке сложился под влиянием вологодских традиций и стилистики кружевоплетения. Тем не менее, в мотивах вятских кружев проследиваются свои региональные особенности. Сохраничшиеся образцы свидетельствуют о тончайшей работе вятских кружевниц, изысканность рисунков которых соперничала с орнаментами других центров кружевоплетения.
Оплёт носового платка. XIX век.
Вятская губерния.
Государственный Русский музей
Круглая скатерть «Петухи» выполнена в 1973 г. художницей из г. Кирова В.И.Смирновой. Фигурки птиц прорисованы выразительной линией, украшены рельефными элементами, дополнены пышной цветочной каймой. Произведение Смирновой — пример творческих исканий кировских кружевниц. Четкость и вместе с тем прихотливость рисунка, богатство фактуры традиционные качества кружев этого центра.
В.И.Смирнова. Скатерть «Петухи». 1974.
г.Киров.
Государственный Русский музей
Основные центры кружевоплетения в России (Вологда, Елец, Вятка, Рязань, Балахна)
На Руси, еще с конца XVII века было широко известно кружевоплетение. Уже в XVIII в. этот вид художественного ремесла получил широкое развитие. Основными центрами русского кружевоплетения являются Вологодская область, Елецкий район Липецкой области, Советский район Кировской области (Вятка), Михайловский район Рязанской области, Балахнинский район Нижегородской области. Их продукция пользуется большой популярностью, как в нашей стране, так и за ее пределами.
Как центр производства кружева в России наиболее известна Вологда. Стилистические особенности вологодского кружева, судя по сохранившимся образцам мерного кружева, сформировались к началу XVIII века, а в первой половине XIX века парное и сцепное кружево вологодских мастеров стало изготавливаться на широкую продажу. В Вологодской губернии в начале XIX века также как и в других регионах России был организован ряд мастерских при помещичьих усадьбах, которые впоследствии назывались фабриками. Вологодский кружевной промысел особое развитие получил в середине XIX века.
В середине 80-х годов XIX века в Вологодском кружеве появляется полотнянка, с помощью которой мастера и художники добивались четкости в конструктивном членении узора, в рисунок вводятся разнообразные по узору решетки, насновки, многие другие элементы, ставшие традиционными для вологодского кружева. В 1886 году в Вологде организуется специальный кустарный комитет, при котором открывается склад, где кружевницы получали сколки, образцы кружев, необходимые материалы. Здесь же принимались готовые изделия для сбыта. Комитет проводил работу по пропаганде Вологодского кружева, устраивал ярмарки и выставки, организовал публикации о вологодском промысле и ведущих мастерах. В 1900 году склад был передан в губернское земство, что способствовало лучшей организации его работы. При нем была открыта профессиональная школа кружевниц. В 1919-1921 годах кружевницы Вологодской области были объединены в артели, в 1928 году в Вологде была восстановлена профессиональная кружевная школа, которая уже в новых условиях стала готовить кружевниц. В 1930 году в Вологде был создан Волкружевосоюз, который объединил 50 разбросанных по различным селениям артелей с числом 40000 кружевниц. В 1936 году при Волкружевосоюзе была организована художественная лаборатория, в которую вошли опытные художники-профессионалы, сумевшие значительно обновить ассортимент кружевных изделий за счет включения в него более крупных штучных изделий, скатертей, накидок, покрывал и др.
Великая Отечественная война прервала работу кружевных артелей. Однако, уже во второй половине 1942 г. началась работа по восстановлению кружевного промысла.
В Нижегородском крае было широко развито кружевоплетение на коклюшках. Балахна был одним из самых известных центров кружевоплетения в России. Кружево плели из тонких хлопчатобумажных и шелковых нитей золотистого, белого и черного цвета. При плетении употребляли от 15 до 200 пар коклюшек. Балахнинские мастерицы выплетали шарфы, косынки, наколки на голову, пояса, оплеты носовых платков, концы полотенец, воротники, платья и пальто. Типичными для этих изделий были цветочные мотивы, но встречались и геометрические в виде ромбов, кругов, цепей.
Сами мотивы узоров сцепного балахнинского кружева: это все те же павы, орлы, цветущие деревья, только их очертания четки, силуэты изысканны. Нигде нет и такого разнообразия в формах деревьев. В балахнинском кружеве ритмично расположение ветвей и цветов с характерными загнутыми концами листьев. У орлов ясно обозначены перья и выражен взмах самого крыла. Павы или твердо опираются на ноги, или вытягивают их вперед, словно при взлете, одна нога бывает приподнята. Туловища у пав короткие, даже прямоугольные. Признаком балахинского сцепного кружева является не просто применение различных решеток в одном предмете, а явное преобладание насновочных. Причем насновки отличаются своей конфигурацией: есть овальные, квадратные, треугольные, собранные в розетки, образующие клетки, в виде зигзагов и параллельных полос. Своеобразны и плетешковые решетки, они обильно украшены петельками и представляют собой то поле сквозных овалов, то косую клетку, то подобие чешуек.
Скань предпочитается витая. Все это кружево — льняное. Оно служило для подзоров праздничных простынь и состояло из широких прошв краев разных рисунков, разделенных проставками лент или набивной льняной ткани. В качестве завершения встречаются не льняные, а металлические края. Подобное нарядное кружево было домашним и не шло в продажу. Его исполнение ограничено первой половиной XIX столетия, так же как это было и со сцепным кружевом.
Наряду с ветками розы и другими цветочными мотивами, типичными для этих изделий, в Балахне делали и геометрические, такие же тонкие, в виде цепей, ромбов, кругов или овалов, образованных сканью, с розетками и решетками внутри них.
Одна из лучших коллекций балахнинского кружева находится в одном из старейших музеев Нижегородского края, Балахнинском краеведческом музее. На выставках кружев, проводимых Балахнинским музеем, экспонируются не только старинные кружевные изделия, но и работы современных мастериц, подчеркивая тем самым преемственность традиций кружевоплетения. И в настоящее время балахнинское кружевоплетение является красивейшим промыслом Нижегородского края.
В Рязанской губернии различаются рязанское, скопинское и михайловское кружево. В самой Рязани и пяти ее пригородных слободах плели тонкое, многопарное кружево. Именно здесь в начале XIX века возник кружевной промысел.
Работ конца XVIII — начала XIX века сохранилось очень мало. Они сделаны из тонкого льна с обводкой контуров фигур шелком разных цветов и довольно широки: по 10-15 см. Судя по названиям городского рязанского кружева — «травчатое», «ветка травчатая», «ветка с виноградом», — основные орнаментальные мотивы были
орденом Трудового Красного Знамени.
Для вологодского кружева типичен орнамент, выплетаемый исключительно полотнянкой. Золотая, серебряная, цветная нити применяется только в решетках.
Основой вологодского промысла было мерное кружево. Преобладало парное плетение и геометрический орнамент.
Все основные изображения в сцепном вологодском кружеве выполняются плотной непрерывной, одинаковой по ширине, плавно извивающейся полотнянкой, «вилюшкой»; они чётко вырисовываются на фоне узорных решёток, украшенных насновками в виде звёздочек и розеток. Скань толстая, часто цветная. Кроме мотивов цветов и листьев в орнаменте часто встречаются мотивы подков, гребешков, вееров.
Если основная часть русского кружева XIX в. была цветной или имела цветную обводку сканью, то вологодское почти всегда белое. В виде исключения исполнялось целиком цветное, с металлической сканью. В нем нет разнообразия используемых материалов. Идущая на плетение пряжа — домашнего изготовления, хорошего качества, но не тонкая. Благодаря своей пряже вологодские изделия славились прочностью. В самом городе Вологде плели более сложное кружево: или целые предметы, или широкое мерное (около 40 см шириной), которое требовало до 300 пар коклюшек и соответственно отличного мастерства.
Кировское кружево (Вятка)
Во второй половине XIX века кружевной промысел возник в Кукарской слободе Яранского уезда Вятской губернии. Обитатели Кукарки занимались разными ремеслами и торговлей, в том числе и плетением кружева. Приблизительно в 1840-е годы сюда попало сцепное кружево. К началу 1870-х годов кукарское кружевоплетение по объему обогнало вологодское. Кружевницы выплетали воротнички, галстуки, рукавчики, косынки, головные сетки, пелеринки, салфетки, оплеты носовых платков, прошивки для постельного белья и другое мерное кружево. Плели в основном из льняной и черной шелковой нити.
Собственных традиций в местном кружевоплетении не было: его художественному стилю не на чем было формироваться. Кружевницы шли по пути заимствования, не придерживаясь одной, какой либо традиции: это был то ярославский узор, то ростовский, то торжковский, то даже елецкий. Именно в Кукарке привились в начале XX века новые сцепные узоры, где намечается тяга к менее условным растительным формам, с одной стороны, и облегченным формам — с другой. Кукарское кружево отличается обилием новых рисунков и новыми техническими приемами. В частности, в нем очень часто применяется пересечение полосы полотнянки. Она составляет настоящие цепи из петель такой завернутой полосы. Этим приемом заполняется фон, создаются венчики цветов или завершаются зубцы.
В 1893 году в Кукарке открылась школа кружевниц. С конца 1890-х годов одно за другим начинают работу ее семь отделений. Кукарекая школа давала блестящие навыки в технике плетения. Ученицы получали основы рисунка и композиции. Из этой школы вышло немало мастериц, ставших впоследствии прекрасными педагогами в других местностях.
Перед началом первой мировой войны кукарское кружево уже вывозилось в ряд стран — Англию, Голландию, Швейцарию, США. В 1880-х годах промысел охватил и Слободский уезд Вятской губернии.
В отличие от вологодского, кировское кружево решено более узорно. Мастера используют множество разделок, переплетений, включают различную плотность полотнянки. Особую узорность придают плетешки с воздушными петельками. В сцепных кружевах центральные решетки бывают иногда активнее орнамента края. Звездчатые, острозубчатые формы характерны для кировского сцепного кружева, крупных и средних штучных предметов. Преобладают сложноузорчатые динамичные цветочные и лиственные орнаменты, декоративная выразительность которых во многом создается разной плотностью плетения частей каждого элемента. У кировских мастеров нет четкого выделения узора на фоне решетки. Мотивы орнамента представляют собой то звездочки-розетки, то трилистники, акцентирующие ритмическое построение композиции. Создают кировские, мастерицы и уникальные произведения, в которых тематическое содержание раскрывается через изображение символических женских фигур, птиц, выделенных разреженным фоном сетки и окруженных растительным орнаментом.
Елецкие кружева известны в России с конца XVIII века. Именно тогда здесь, в Ельце, возник один из центров, где россияне начали активно осваивать это пришедшее к нам из Европы искусство. С тех пор и до недавнего времени ассортимент изделий состоял в основном из дополнений к женской одежде. Мастерицы Ельца в равной мере свободно владеют парной и сцепной техникой. Они обладают высоким уровнем мастерства и искусства, которое используют при выполнении разнообразных воротников, жабо, жилетов, скатертей, салфеток и многих других изделий.
кружевоплетением как промыслом, родилось в 90-е годы XIX века.
Кружевные традиции в России: с XIII века и по сей день
Кружевоплетение — это художественный вид промысла, часть русского народного декоративно-прикладного искусства, чаще всего это ручная работа, которая требует не малой доли усидчивости, упорства и постоянного внимания, но и одновременно доставляет людям разных возрастов творческое наслаждение.
Вязание существует издавна, с библейских времён. Оно было известно ещё до того, как ирландские рыбаки начали кутаться в тёплые вязаные свитера.
Первое упоминание о русском кружеве относится к XIII в.: летописец Ипатьевской летописи сообщает о событии, произошедшим в 1252 г., когда венгерский король встретился с князем Даниилом Галицким; и здесь летописец подробно описывает одежду князя, где упоминает, что он был одет в кожух, который был обшит золотыми плоскими кружевами.
Иллюстрация из Ипатьевской летописи
Вначале кружево было доступно только особому кругу людей — богатому, зажиточному населению. Подтверждением этому — сообщение в одной из летописей XIII в.: князь Владимир Галицкий, умерший в 1288 г., перед погребением был увит кружевом.
Первое кружево на Руси плелось тесьмой, лентой, которой обшивали, украшали одежду. Отсюда и стала происходить версия — почему нитяное плетёное украшение получило название «кружево»: в старину одежда и предметы бытового употребления по концам украшались узорной вышивкой и плетением — «окружением», узор кружился. Отсюда возникло слово «кружево». Но, такое предположение весьма вероятно.
Образцы старинного русского кружева в отделке одежды и домашнего текстиля, представленные в экспозиции музея:
Судя по сохранившимся образцам кружев XV в., они плелись из золотых и серебряных нитей сцеплением ромбов на сетке; такие кружева были прямыми, лишь с маленькими зубчиками по краям.
Образцы кружева XIXв. (Тверская губерния, г.Калязи) повторяют рисунок подобного кружева:
Кружев, относящихся к XVI в., не сохранилось, но, по имеющимся кратким сведениям, они использовались для украшения кожухов и были сажены жемчугом. При этом, если богатые женщины делали кружево из серебряных и золотых нитей и украшали его жемчугом, то крестьянки украшали жемчугом кружево, сделанное из простых нитей.
Примеры использования кружева на Руси в качестве отделки одежды женщины знатного происхождения и крестьянки:
Особенно богат кружевом был XVII в. В этом веке в России производились разнообразные сорта кружев. Кружевом считались даже ювелирные украшения из металлических (серебряных и золотых) прутьев. Таким кружевом был украшен трон Ивана и Петра (будущего Петра I), изготовленный ок.1684 г.: трон был обит золотым кованым кружевом:
Кружева не только покупались в «рядах» у иноземных купцов, но и изготовлялись специальные станки, имелись специальные мастера и художники (знаменщики), которые составляли рисунки кружев. Для изготовления металлических кружев в Москве был заведён стан для волочения золота и серебра и основана фабрика по производству металлических нитей.
Таким образом, кружевоплетение получало всё большую популярность в Российском государстве, и уже к XVIII в. русское плетёное кружево выделяется в самостоятельную отрасль народного прикладного искусства.
С момента появления кружева, оно стало очень популярным на Руси. В русском кружеве преобладают чисто русские национальные орнаменты, фантастические, геометрические и растительные узоры.
Образцы русского кружева XVIII в.:
При царском дворе кружева пользовались исключительно большим спросом. Они употреблялись для украшения головных уборов, верхней одежды, занавесей, тронов и сидений, шкатулок и ящиков, чулок и женской обуви. В это время в России появляется новый вид кружева, который заслужил своё почётное место при императорском дворе, — нитяное кружево с шёлком. К тому же, меняется само понятие «кружево»: если в прошлые века кружевами считались самые разнообразные отделки, то в XVIII в. кружевом называлось только плетение из шёлка, бумажных и металлических нитей. Все прочие кованые отделки стали именоваться галунами и позументами.
Так, мужской и женский костюм начала XVIII в. обильно украшался кружевом из металлических нитей, что играло большую роль в декоре костюма того времени.
Наряду с привозным кружевом из Запада, широко использовали и русские кружева. Значительное количество их в XVIII в. поставляли монастыри. Особо славились работы мастеров Страстного и Ивановского монастырей в Москве. Ассортимент плетёных кружев был очень богат. Ко двору поставляли кружева, плетённые изо льна и шёлковых нитей, наряду с простыми белыми и чёрными, серебряные с белым шелком, золотые с битью, серебряные с фиолетовым шёлком и даже кружева со стеклярусом.
В течение всего XIX в. и в начале XX в. кружево было одним из основных средств украшения женского платья, костюмы этого времени отличались оригинальностью использования кружева. Так, например, наряды императрицы Александры Фёдоровны, отвечая моде эпохи Модерн, почти всегда были ярким образцом эффектного использования кружева в отделке одежды и даже в виде элементов моделирования силуэта платья.
Сочетание кружева и вышивки в отделке женского парадного платья начала XIX в. (стиль Ампир):
Образцы кружева XIX в.:
Кружево в отделке женского костюма рубежа XIX-XX вв.:
Кружево в отделке женских аксессуаров эпохи Модерна:
Платье из кружева (начало ХХ в., эпоха Модерна)
С годами из простых приёмов искусные кружевницы придумали интереснейшие узоры, характерные для определённой деревни или местности, а со временем женщины стали плести кружево и на продажу. Как, например, это связано с историей вологодского кружева, которое плетётся при помощи коклюшек.
Кружевница за работой (г. Вологда)
Первые сведения о появлении такого кружева относятся к началу XVIII в., когда вологодская помещица Засецкая по примеру других помещиков задумала организовать производство кружев в своём имении, недалеко от Вологды. Засецкая была большой любительницей всякого рода женских рукоделий. Особенно ей нравилось плетёное кружево, и она решила завести плетение кружев в своём имении, для чего использовала крепостных девушек, которых отправляла в соседнюю губернию для обучения мастерству кружевоплетения. На протяжении XVIII-XIX столетий мастерские по производству вологодского кружева то появлялись, то прекращали свою деятельность, т.к. основатели этого дела терпели убытки. Но вологодское кружево было настолько популярно в России, что это распространилось и за пределы России: из Лондона и Парижа поступали заказы на изготовление этого кружева.
Пальто, 1913 г. (Вологодская губерния) и Женский жакет, начало ХХ в.:
Платье детское, 1902 г.:
В прошлом веке работа художника по кружеву оценивалась как труд ювелира. Любой сколок мог превратить его владельца в богатого человека.
Средства для приобретения нового кружевного рисунка собирали всей деревней в складчину. После чего шли в город, на ярмарку, и там отдавали все собранные деньги торговцу кружевами лишь за возможность перерисовать его сколок.
Такие рисунки часто бывали неточными. Именно поэтому деревенские кружева чаще всего имеют неровный рисунок. Но душевное тепло, которое вложила мастерица в кружево, делает их уникальными!
В.А.Тропини. Кружевница. 1823 г. Третьяковская галерея
Образцы кружева, начало ХХ в.:
И сегодняшние мастерицы продолжают традиции русского кружевоплетения, которое напоминает старинное плетёное кружево наших бабушек. Простота и доступность технологии в сочетании с высоким качеством изделий привлекают многих рукодельниц и никого не оставляют равнодушным.
Таким образом, кружевом украшают одежду или отделывают предметы домашнего обихода. Техника кружевоплетения постоянно совершенствуется. При имеющемся сегодня богатом выборе изысканных моделей и разнообразии ниток не удивительно, что вязание крючком, коклюшками, челноком, остаётся для многих любимым занятием.
Украсить одежду, дом можно своими руками, связав покрывало, шторы, салфетки, которые выглядят, как лёгкая паутинка на столе, или, связав вазы и накрахмалив, придать им нужную форму. Такие прекрасные вещи могут украсить и наполнить дом светом и теплом.
Такие вещи, созданные своими руками, всегда будут в единственном экземпляре, и будут нести тепло и уют в тот дом, для которого они предназначены. Самое ценное в кружевоплетении заключается в том, что оно сохранило в себе традиции, преемственность и бытовую полезность самого кружева. Народ не рассматривает кружево, как малопригодное бытовое украшение, а видит в нём необходимую принадлежность, украшающую наш быт.
Прикладное искусство, созданное талантливыми народными мастерами, всегда выражало лучшие стремления, чаяния и черты характера русского народа: мужество и стойкость, любовь и признательность Родине, пытливый ум и художественную одарённость.
— в Испании на кружева тратилось так много денег, что король Филипп III издал в 1623 г. закон, запрещающий носить кружева;
— в 2016 г. парижский дом моды Chanel инвестировал средства в старейшую фабрику Sophie Hallette по производству кружева. Мануфактура известна своими свадебными кружевами, которые использовались в подвенечных нарядах Кейт Миддлтон и Анджелины Джоли;
— присутствие кружева в нарядах издревле считалось признаком высокого социального положения, как у женщин, так и у мужчин;
— историки и по сей день затрудняются дать четкий ответ на вопрос — где и когда зародилось кружево. Ажурные ткани с похожим орнаментом были найдены в древнеегипетских захоронениях, но полноценное кружевоплетение как техника появилось лишь в эпоху Возрождения;
— долгое время мастерицы, которые плели кружева, работали в подвалах. Делалось это для того, чтобы кудель была влажной, а нить эластичной и тонкой. А вместо булавок мастерицы изначально использовали рыбьи кости;
— в Россию заморские кружева пришли вместе с модой на европейское платье при Петре I. Русские рукодельницы обогатили иноземные узоры мотивами русской народной вышивки настолько, что такое кружево вошло в историю мировой культуры под названием русского.
Как тут не вспомнить стихотворение русского поэта Александра Кушнера.
Суконное с витрины покрывало
Откинули — и кружево предстало
Узорное, в воздушных пузырьках.
Подобье то ли пены, то ли снега.
И к воздуху семнадцатого века
Припали мы на согнутых руках.
Притягивало кружево подругу.
Не то чтобы я предпочёл дерюгу,
Но эта роскошь тоже не про нас.
Про Ришелье, сгубившего Сен-Мара.
Воротничок на плахе вроде пара.
Сними его — казнят тебя сейчас.
А всё-таки как дышится! На свете
Нет ничего прохладней этих петель,
Сквожений этих, что ни назови.
Но и в стихах воздушная стихия
Всего важней, и в грозах, и в любви.
Стих держится на выдохе и вдохе,
Любовь — на них, и каждый сдвиг в эпохе.
Припомните, как дышит ночью сад!
Проколы эти, пропуски, зиянья,
Наполненные плачем содроганья.
Что жизни наши делают? Сквозят.
Опомнимся. Ты, кажется, устала?
Суконное накинем покрывало
На кружево — и кружево точь-в-точь
Песнь оборвёт, как песенку синица,
Когда на клетку брошена тряпица:
День за окном, а для певуньи — ночь.