в каком городе правил мавсол 10 букв сканворд на букву г
Правитель Малой Азии Мавсол
Этот правитель времен династии Ахеменидов «дал» имя погребальному сооружению – мавзолею.
Древняя Персия, Кария: начало правления Мавсола
Кария (регион на юго-западе Малой Азии) была под властью Персии со времен Кира Великого. Правителям этого региона удавалось создавать династии, где от одного члена семьи к другому передавались власть и звание сатрапа. В V столетии до н. э. Галикарнасом правила династия Лигдамидов. К этому роду принадлежала, в частности, Артемисия. На спекуляциях вокруг образа правительницы-воина построена сюжетная линия в фильме «300 спартанцев».
В начале IV века до н. э. Кария вместе с Лидией была частью большой сатрапии под властью могущественного перса Тиссаферна. После потери доверия и казни Тиссаферна царь Артаксеркс II отделил Карию от Лидии. Правителем новой сатрапии около 391 года до н. э. стал кариец Гекатомн.
Артаксеркс II. Источник: Wikimedia Commons
В это время шла Коринфская война, в которой союз греческих полисов при поддержке Персии воевал со Спартой. Только что провалились мирные переговоры при участии персидских дипломатов. Спартанцы продолжали воевать в Малой Азии, и Артаксерксу был нужен верный человек, чтобы править Карией. Задачей Гекатомна была помощь сюзерену в борьбе против восставшего правителя Кипра по имени Евагор и возможное противостояние вторжению спартанцев.
Гекатомн правил Карией из города Миласы. Мавсол был соправителем отца, а около 378 года до н. э. унаследовал его власть. В начале правления Мавсол перенес столицу сатрапии в приморский Галикарнас. Причиной этого могло быть возрождение Афинского морского союза, который Мавсол обоснованно считал своим врагом. В ходе укрепления Галикарнаса Мавсол приказал присоединить к нему шесть соседних городов.
Галикарнас стал многолюдным городом. Его население насчитывало более 10 тыс. жителей. В ходе синойкизма (объединения поселений) в город переселялись карийцы, которые разбавляли греческое население города и перенимали греческую культуру.
Империя Ахеменидов, Мавсол и восстание сатрапов
Мавсол подчеркивал свою верность династии Ахеменидов. Он расширял свои владения, но они становились частью Ахеменидской империи. Мавсол пользовался автономией, но отвечал за поддержание порядка внутри Карии. Он отправлял свои корабли и войска для походов сюзерена, содержал царские дороги, собирал и отправлял в центр налоги.
Слепок статуи Мавсола в Музее искусств им. Пушкина. Источник: Wikimedia Commons
В 360-е годы до н. э. в Персии вспыхнуло Великое восстание сатрапов, когда против царя восстал целый ряд локальных правителей. О восстании известно мало — этот сюжет пересказывают поздние авторы Диодор Сицилийский и Корнелий Непот.
Диодор называет Мавсола одним из лидеров восстания. Информации об участии карийского правителя в мятеже, относящейся к его времени, нет. Наоборот, известно, что 366 году до н. э. Мавсол поддерживал своим флотом борьбу царского полководца Автофрадата против мятежника Ариабарзана. В трудный час галикарнасский правитель сохранил верность царю и этим укрепил свое положение в империи.
Греческие полисы: расширение державы
Мавсол поддерживал олигархические правительства в соседних с ним городах. Например, в Эрифрах надпись прославляет его как благодетеля города. Жители Эрифр почтили его гражданством и удостоили бронзовой статуи на агоре (площади) города. Сестра-жена Мавсола Артемисия удостоилась мраморной статуи в храме Афины.
Тон надписи подчеркнуто олигархический. В ней не упомянут «народ» полиса, зато упомянуто «буле» — правящий совет. Известно, что ранее граждане (демос) Эрифр обращались за помощью к Афинам, умоляя «не отдавать их варварам». Вскоре после этого Эрифры попали под власть Мавсола, который поддерживал в полисе верный ему олигархический режим.
Предположительно, крупнейший ионийский город Милет подчинялся власти Мавсола. Серебряные монеты, чеканившиеся в Галикарнасе, воспроизводили милетскую чеканку. Известно, что милетяне на свои средства поставили в Дельфах статуи преемников Мавсола Идриея и Ады.
Город Ясос (Иасос), лежащий на берегу моря, тоже был подчинен Мавсолом. Известно, что против карийского династа в городе была оппозиция. Был раскрыт заговор, направленный на свержение власти Мавсола на Ясосом, участников которого отправили в изгнание, а собственность конфисковали и продали благонадежным гражданам.
Держава Мавсола набирала силы в условиях противостояния с Афинами. В 366 году до н. э. афинский флот захватил Самос, и многие жители этого полиса отправились в изгнание. Все верные Гекатомниду города (Милет, Приена, Ерифры, Ясос) приютили у себя изгнанных самосцев.
Жители города Кавна тоже поставили статуи Гекатомну и Мавсолу. В островном полисе Книде при поддержке Мавсола установили олигархический режим. Уроженец Книда философ Евдокс жил при дворе галикарнасского правителя и позже установил новые законы для родного города.
Карийскому династу удалось серьезно расширить свою державу за счет присоединения греческих островных полисов. В 357 году до н. э. против Афин восстали их союзники Византий, Хиос, Родос и Кос. Восставших поддержал своим флотом правитель Карии.
Афины проиграли войну, но из их бывших союзников только Византий сохранил свободу. Родос, Хиос и Кос сразу были захвачены Мавсолом, который разместил там свои гарнизоны.
Кария при наследниках Мавсола
Созданное Мавсолом государство продолжило существовать и после его смерти в 353 году до н. э. Два года Карией правила сестра и жена Мавсола Артемисия. Она оплакивала своего супруга и, по легенде, пила воду, смешанную с его прахом.
После смерти Артемисии трон получил ее младший брат Идрией. После его семилетнего правления трон перешел к его сестре и жене Аде. Она была свергнута самым младшим из сыновей Гекатомна Пиксодаром, сохранив под своей властью только маленький город. Александр Великий взял штурмом Галикарнас и восстановил в Карии власть Ады. Она мирно правила там до своей смерти, после которой полную власть над регионом получил македонский наместник.
В XX веке недалеко от исторического Галикарнаса был обнаружен саркофаг знатной женщины. Предположительно, в нем покоилась Ада. Ученым удалось восстановить облик «карийской принцессы».
Греческая культура в Карии
Мавсол и другие Гекатомниды приглашали к своему двору греческих писателей, скульпторов, а также мастеров — резчиков по камню, каменщиков и других. Карийские подданные Мавсола перенимали греческую культуру. Они учили греческий язык, вступали в браки с эллинами, и рожденные от этих браков дети получали греческие имена. Сами карийцы хотели выглядеть эллинами и принимали их имена и культуру. В эпоху после Мавсола в регионе преобладают греческие, а не карийские имена. Названия на греческий манер получают и внутренние города региона. Например, город Латмос становится Гераклеей.
Уже отец Мавсола Гекатомн пригласил к своему двору врача и теоретика медицины Дексиппа Косского. Позже при дворе Мавсола и его преемников бывали математик и астроном Евдокс, афинский оратор Эсхин, архитектор Пифей, скульптор Тимофей, скульптор Леохарес и другие.
Посмертные почести, которые по инициативе Артемисии воздали Мавсолу, показывают распространение в Карии эллинской культуры. Греческие мастера строили его гробницу, Мавсолей. Умерший правитель получил почести как второй основатель Галикарнаса. В театре была поставлена трагедия Феодекта «Мавсол» и был зачитан текст оратора Исократа, посвященный карийскому правителю.
Почтить память Мавсола в Галикарнас приехали хиосский историк Феопомп, оратор Навкрат, поэт Феодект из Фаселиды. К сожалению, от трагедии Феодекта «Мавсол» не сохранилось ни строчки, и мы можем только гадать о ее сюжете.
Из трактата, приписываемого Плутарху, «О реках» мы знаем, о легендарном герое Мавсоле, сыне бога солнца, который дал свое имя реке в Карии. Позже эту реку стали звать Индом (не путать с рекой северной Индии). Возможно Феодект в своей трагедии попытался связать судьбы исторического Мавсола с древним героем того же имени. Как известно, Еврипид использовал такой прием для прославления своего покровителя царя Архелая.
Мавзолей в Галикарнасе
Хотя древние авторы писал, что Мавзолей строили по приказу вдовы правителя, место для него мог выбрать он сам. Гробница расположилась в самом центре города. Основой Мавзолея был птерон — здание, ограниченное 36 колоннами. На нем стояла ступенчатая пирамида, на вершине которой помещалась мраморная квадрига.
Архитекторами Мавзолея были Пифей и Сатир. Над фризами птерона работали выдающиеся скульпторы. Скопас, Бриаксид, Тимофей и Леохар создавали рельефы гробницы. Каждый из скульпторов создавал рельефы для одной из сторон света. По мнению Плиния Старшего, благодаря работам эллинских мастеров Мавзолей стал чудом света. Архитектор Пифей изваял квадригу, которая украсила вершину сооружения.
Модель Мавзолея в Галикарнасе. Источник: Wikimedia Commons
Артемисия умерла через два года после мужа, когда Мавзолей еще не был достроен. Но греческие мастера продолжали работу, считая сооружение памятником и своему искусству.
Мавзолей пережил династию Гекатомнидов, диадохов, эллинистических царей и Рим. Известно, что он существовал еще в XII веке. Предположительно, гробницу уничтожило землетрясение. В начале XV века рыцари-госпитальеры построили на месте Галикарнаса свою крепость. Они использовали остатки Мавзолея для строительства крепостей на месте Галикарнаса и на Родосе. Остатки рельефов были обнаружены археологами и на месте древнего города, и на Родосе.
В 1846 году Британский музей приобрел несколько уцелевших плит с рельефами, на которых были изображены сцены Амазонкомахии и Кентавромахии. Еще несколько плит и около 100 фрагментов фриза Мавзолея обнаружили во время раскопок в Галикарнассе в 1850-е годы. Все пополнили коллекцию Британского музея.
Исследователи собрали из 74 фрагментов статую мужчины с восточным типом лица. Предположительно, это статуя самого Мавсола. Найденную там же женскую статую считают изображением его жены Артемисии. Сами скульптуры хранятся теперь в Британском музее, а слепок статуи Мавсола, сделанный в XIX веке по заказу Ивана Цветаева, можно увидеть в Музее искусств имени А. С. Пушкина.
Как гробница древнего тирана стала популярным курортом Турции
Незадолго до восхождения Александра Македонского как полководца и завоевателя Карией (нынешняя Турция) правил наместник персидского царя Артаксеркса II — Мавсол. История его правления, как и история его смерти, полна удивительных и неожиданных моментов: начиная от налогов на волосы и заканчивая поеданием сестрой Мавсола праха своего же собственного брата. В итоге 24-летнего правления персидского сатрапа в Карии столица государства была перенесена из древнего города Милас в более современный порт Галикарнас. Мавсол хоть и облагал граждан большими налогами, но украшал новую столицу, развивал морскую торговлю и даже успел проявить себя как завоеватель. И, как и большинство чрезмерно уважающих себя тиранов древности, Мавсол решил красиво и громко умереть, поэтому поручил построить знаменитый Мавзолей в Галикарнасе, который достраивала уже его жена, а после её смерти — зодчие.
Здание настолько впечатлило древних любителей искусства, что стало нарицательным: само слово «мавзолей» пошло от имени гробницы Мавсола. Как так вышло, что нынешние, в частности российские, туристы ежегодно толпами «танцуют на костях» карийского тирана — будем разбираться в этой статье.
Жадный Мавсол и скорбящая Артемисия
В 385 году до нашей эры царь Персии Артаксеркс II отправил в одну из провинций — Карию своего сатрапа Гекатомна. Наследники того самого Гекатомна правили государством вплоть до 334 года до нашей эры, когда эту область захватил Александр Македонский со своим войском. У Гекатомна было три сына: старший Мавсол, средний Идрей и младший Пиксодар. Также у персидского наместника родились две дочери: Артемисия и Ида.
В то время браки между членами семьи не считались чем-то противоестественным, поэтому, недолго раздумывая, Мавсол женился на Артемисии, а Идрей на Иде, в то время как для Пиксодара сестры не нашлось. Их отец, Гекатомн, просидел на престоле не очень долгие 8 лет, после чего скоропостижно скончался, оставив царское место старшенькому. Тот, в свою очередь, перенёс столицу из Миласа в Галикарнас и начал обустраивать город по своему повелению.
В первую очередь стоит отметить, что Мавсол всячески выказывал верность Артаксерксу II, своему повелителю, несмотря на то, что по версии Диодора именно он возглавил Великое восстание сатрапов против персидского владыки. Карийский тиран был жестоким, но справедливым: он увеличивал владения Артаксеркса, собирал налоги, содержал дорожные тракты и отправлял войска своему сюзерену. Он находился в хороших отношениях со многими близлежащими городами. В ионийских Эрифрах ему даже дали гражданство и воздвигли бронзовую статую на главной площади в его честь. По некоторым данным, под обаяние Мавсола попал даже крупнейший город Ионии Милет. Дело в том, что серебряные монеты, которые чеканились в Галикарнасе, производились по тому же принципу, что и ионийская валюта.
В целом Мавсол поддерживал олигополию — режим, при котором в полисах, регионах или государствах правящей властью обладали только местные богачи. Свою внешнюю политику он развивал не очень широко, но достаточно мудро, оплетая дипломатическими щупальцами доверчивые умы наместников близлежащих городов. Так, ему удалось подавить восстание против себя в городе Иасосе: заговорщиков вычислили, сослали в изгнание, а их собственность распродали, чтобы добру не пропадать. При поддержке Мавсола на островном полисе Книде удалось установить такой любимый правителем Карии олигархический режим.
Помимо этого, Мавсол облагораживал новую столицу, смешивал греческую, карийскую и ионийскую культуры, развивал искусство и, так сказать, проводил выгодную экономическую политику, извращаясь в сборе налогов с собственных граждан всеми возможными методами. Как писал французский писатель Проспер Мериме: «Мавсол умел выжимать соки из подвластных ему народов, и ни один пастырь народа, выражаясь языком Гомера, не умел глаже стричь своё стадо. В своих владениях он извлекал доходы из всего: даже на погребение он установил особый налог… Он ввёл налог на волосы. Он накопил огромные богатства. Этими-то богатствами и постоянными сношениями карийцев с греками объясняется, почему гробница Мавсола была причислена к семи чудесам света». Царствование Мавсола было активным, жёстким и противоречивым, но его до сих пор считают самым именитым и достойным из всех правителей Карии.
330 статуй на могиле тирана
Мавсол активно насаждал в Карии греческую культуру, да и сами карийцы вдохновлялись эллинами, вступая с ними в брак и награждая своих детей исконно греческими именами. Карийцы даже переименовывали города: к примеру, Латмос стал Гераклеей, в честь героя древнегреческих мифов Геракла. Гекатомниды приглашали к своему двору греческих философов, писателей, ремесленников и прочих мастеров, которые могли бы оставить часть своей культуры в Карии.
Мавзолей в Галикарнасе начали строить за 5 лет до смерти карийского тирана — в 353 году до нашей эры. Очевидно, Мавсол во многом вдохновлялся египетскими фараонами, которые начинали облагораживать свою могилу ещё при жизни, выстраивая огромные пирамиды ради вознесения души к звёздам. В работе над мавзолеем были задействованы шесть основных действующих лиц: греческие архитекторы Пифей и Сатир, а также скульпторы Леохар, Скопас, Бриаксид и Тимофеос. Согласно античным записям, проектом руководил не сам Мавсол, а его жена и сестра Артемисия, которая, в общем-то, старалась и для себя в том числе — её похоронили рядом с мужем.
В работе над мавзолеем в Галикарнасе скульпторы и архитекторы смешали ионический, греческий и коринфские стили, что в совокупности дало необыкновенный, но изысканный результат. Каждый из скульпторов занимался строго отведённой ему частью света: восток достался Скопасу, Бриаксиду — север, Тимофеосу — юг, ну а западной частью занимался Леонхар.
Внутренняя планировка трёхэтажного комплекса выглядела следующим образом: на первом этаже площадью в 5 тысяч квадратных метров располагался траурный зал, на втором этаже находилась мраморная колоннада из 36 колонн с множеством статуй, а третий этаж — конусовидная могила Мавсола и Артемисии, стены которой были украшены барельефами с изображениями военных походов монарха. На самой верхушке находилась та самая колесница, на которой правитель Карии мчался прямиком в загробное царство.
Общая идеологическая концепция усыпальницы заключалась не только в прославлении Мавсола, но и в утверждении преемственности власти его наследников: архитектура была подчинена идее того, что династия Гекатомнидов будет ещё долгое время править Карией, что и произошло: на карийском престоле успели отсидеть свой срок все сёстры и братья покойного Мавсола, даже после захвата области Александром Македонским.
Монарх не дожил до завершения строительства своей гробницы, поэтому её достраивала Артемисия, которая так скорбела по мужу, что смешивала с едой и питьём его прах, чтобы поскорее отправиться вслед за Мавсолом в загробный мир, и помочь ему в управлении той самой пресловутой колесницей. Оставшись без непосредственного руководства, греческие мастера решили, что мавзолей в Галикарнасе — уже не просто заказ, а очередной шедевр греческой архитектуры, а значит, оставлять его незаконченным — всё равно, что унизить себя как творца, поэтому творческая команда всё-таки довела гробницу до ума спустя несколько лет после смерти Артемисии, которую захоронили рядом с мужем.
Прощальный подарок Мавсола современным туркам
Мавзолей в Галикарнасе простоял 16 веков, что достаточно долго по сравнению с другими чудесами света (Колосс Родосский, например, простоял всего полвека). В 13-ом столетии нашей эры гробница Мавсола рухнула из-за прогремевшего в Галикарнасе землетрясения, однако, на останки храма никто не обращал внимания до тех пор, пока туда не пришли рыцари-иоанниты в начале 15-го века.
Европейский архитектор Генрих Шлегелот задумал соорудить крепость для обороны от турков и в качестве строительного материала решил использовать останки галикарнасского мавзолея, потому что, а почему бы и нет. Бравые госпитальеры, они же в будущем — Мальтийский орден, сначала соорудили часовню, а через 30 с небольшим лет справились и с замковой стеной.
Однако крепость Святого Петра, построенная госпитальерами, в некотором роде дала вторую жизнь разрушенному Македонским Галикарнасу. После завоевания султаном Сулейманом Родоса и Галикарнаса, рыцари были вынуждены отступить на Мальту, а сам город навсегда (с редкими перерывами) закрепился в турецких владениях. В 2021 году большинство туристов, в особенности российских, даже не осознают, что посещая современный Бодрум, они стоят на той самой земле, на которой скорбящая Артемисия ела прах своего мужа-брата-Мавсола, и воришки-рыцари растаскивали статуи с гробницы жадного тирана во имя Христа.
От храма Святого Петра сейчас остались лишь камни, которые и близко не отражают былого величия мавзолея в Галикарнасе, но тем не менее являются главной достопримечательностью Бодрума. Из наиболее видных артефактов, сохранившихся с того времени, можно выделить статую Артемисии, и, предположительно, Мавсола, которую собирали из 74 различных фрагментов. Сейчас брат с сестрой снова воссоединились в Британском музее в качестве оригиналов разрушенных статуй мавзолея. Русскую копию Мавсола, изготовленную в 19-ом веке, можно увидеть в музее имени Пушкина.
Поиск слов по маске и определению
Поиск по ключевому слову
ПРАВИТЕЛЬ |
СЕ |
БОГ |
АБАЖ |
АКБАР | |||||||||||||||||||||||||||||||||
АГЕНДА | |||||||||||||||||||||||||||||
АГАФОКЛ | ||||||||||||||||||||||
АБДАЛЛАХ | ||||||||||||||||||
АЛЬГАМБРА | ||||||||||||||
АДРЕСАНТКА |
АЗЕРБАЙДЖАН |
ЗАБАСТОВЩИЦА |
БУНДЕСКАНЦЛЕР |
ВЛАСТИТЕЛЬНИЦА |
ПОВЕЛИТЕЛЬНОСТЬ |
НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК |