в каком городе появился ренессанс
Эпоха Возрождения
Эпоха Возрождения
Отличительная черта эпохи Возрождения — светский характер культуры и её антропоцентризм (то есть интерес, в первую очередь, к человеку и его деятельности). Появляется интерес к античной культуре, происходит как бы её «возрождение» — так и появился термин.
Термин Возрождение встречается уже у итальянских гуманистов, например, у Джорджо Вазари. В современном значении термин был введён в обиход французским историком XIX века Жюлем Мишле. В настоящее время термин Возрождение превратился в метафору культурного расцвета: например, Каролингское Возрождение IX века.
Содержание
Общая характеристика
Новая культурная парадигма возникла вследствие кардинальных изменений общественных отношений в Европе.
Рост городов-республик привёл к росту влияния сословий, не участвовавших в феодальных отношениях: мастеровых и ремесленников, торговцев, банкиров. Всем им была чужда иерархическая система ценностей, созданная средневековой, во многом церковной культурой и её аскетичный, смиренный дух. Это привело к появлению гуманизма — общественно-философского движения, рассматривавшего человека, его личность, его свободу, его активную, созидающую деятельность как высшую ценность и критерий оценки общественных институтов.
В городах стали возникать светские центры науки и искусства, деятельность которых находилась вне контроля церкви. Новое мировоззрение обратилось к античности, видя в ней пример гуманистических, неаскетичных отношений. Изобретение в середине XV века книгопечатания сыграло огромную роль в распространении античного наследия и новых взглядов по всей Европе.
Возрождение возникло в Италии, где первые его признаки были заметны ещё в XIII и XIV веках (в деятельности семейства Пизано, Джотто, Орканьи и др.), но оно твёрдо установилось только с 20-х годов XV века. Во Франции, Германии и других странах это движение началось значительно позже. К концу XV века оно достигло своего наивысшего расцвета. В XVI веке назревает кризис идей Возрождения, следствием чего является возникновение маньеризма и барокко.
Периоды эпохи
Раннее Возрождение
Период так называемого «Раннего Возрождения» охватывает собой в Италии время с 1420 по 1500 года. В течение этих восьмидесяти лет искусство ещё не вполне отрешается от преданий недавнего прошлого, но пробует примешивать к ним элементы, заимствованные из классической древности. Лишь впоследствии, и только мало-помалу, под влиянием все сильнее и сильнее изменяющихся условий жизни и культуры, художники совершенно бросают средневековые основы и смело пользуются образцами античного искусства как в общей концепции своих произведений, так и в их деталях.
Тогда как искусство в Италии уже решительно шло по пути подражания классической древности, в других странах оно долго держалось традиций готического стиля. К северу от Альп, а также в Испании, Возрождение наступает только в конце XV столетия, и его ранний период длится, приблизительно, до середины следующего столетия, не производя, впрочем, ничего особенно замечательного.
Высокое Возрождение
Второй период Возрождения — время самого пышного развития его стиля — принято называть «Высоким Возрождением», оно простирается в Италии приблизительно с 1500 по 1580 год. В это время центр тяжести итальянского искусства из Флоренции перемещается в Рим, благодаря вступлению на папский престол Юлия II, человека честолюбивого, смелого и предприимчивого, привлёкшего к своему двору лучших артистов Италии, занимавшего их многочисленными и важными работами и дававшего собой другим пример любви к художествам. При этом папе и его ближайших преемниках, Рим становится как бы новыми Афинами времён Перикла: в нём создаётся множество монументальных зданий, исполняются великолепные скульптурные произведения, пишутся фрески и картины, до сих пор считающиеся жемчужинами живописи; при этом все три отрасли искусства стройно идут рука об руку, помогая одно другому и взаимно действуя друг на друга. Античное изучается теперь более основательно, воспроизводится с большей строгостью и последовательностью; спокойствие и достоинство водворяются вместо игривой красоты, которая составляла стремление предшествовавшего периода; припоминания средневекового совершенно исчезают, и вполне классический отпечаток ложится на все создания искусства. Но подражание древним не заглушает в художниках их самостоятельности, и они, с большой находчивостью и живостью фантазии, свободно перерабатывают и применяют к делу то, что считают уместным заимствовать для него из греко-римского искусства.
Северное Возрождение
Период Ренессанса на территории Нидерландов, Германии и Франции принято выделять в отдельное стилевое направление, имеющее некоторые различия с Возрождением в Италии, и называть «Северное Возрождение».
Наиболее заметны стилевые различия в живописи: в отличие от Италии, в живописи долго сохранялись традиции и навыки готического искусства, меньшее внимание уделялось исследованиям античного наследия и познанию анатомии человека.
Человек эпохи Возрождения
Наука
Развитие знаний в XIV—XVI веках существенно повлияло на представления людей о мире и месте человека в нем. Великие географические открытия, гелиоцентрическая система мира Николая Коперника изменили представления о размерах Земли и её месте во Вселенной, а работы Парацельса и Везалия, в которых впервые после античности были предприняты попытки изучить строение человека и процессы, происходящие в нем, положили начало научной медицине и анатомии.
Крупные изменения произошли и в общественных науках. В работах Жана Бодена и Никколо Макиавелли исторические и политические процессы впервые стали рассматриваться как результат взаимодействия различных групп людей и их интересов. Тогда же были предприняты попытки разработки «идеального» общественного устройства: «Утопия» Томаса Мора, «Город Солнца» Томмазо Кампанеллы. Благодаря интересу к античности были восстановлены многие античные тексты, многие гуманисты занимались изучением классической латыни и древнегреческого языка.
В целом, преобладающая в данную эпоху пантеистическая мистика Возрождения создавала неблагоприятный идейный фон для развития научных знаний. Окончательное становление научного метода и последовавшая за ней Научная революция XVII ст. связаны с оппозиционным Возрождению движением Реформации. [1]
Философия
Философы эпохи Возрождения
Литература
В литературе Возрождения наиболее полно выразились гуманистические идеалы эпохи, прославление гармонической, свободной, творческой, всесторонне развитой личности. Любовные сонеты Франческо Петрарки (1304—1374) открыли глубину внутреннего мира человека, богатство его эмоциональной жизни. В XIV—XVI веке итальянская литература пережила расцвет — лирика Петрарки, новеллы Джованни Боккаччо (1313—1375), политические трактаты Никколо Макиавелли (1469—1527), поэмы Лудовико Ариосто (1474—1533) и Торквато Тассо (1544—1595) выдвинули её в число «классических» (наряду с древнегреческой и древнеримской) литератур для других стран.
Литература Возрождения опиралась на две традиции: народную поэзию и «книжную» античную литературу, поэтому часто рациональное начало сочеталось в ней с поэтической фантастикой, а комические жанры получили большую популярность. Это проявилось в наиболее значительных литературных памятниках эпохи: «Декамероне» Боккаччо, «Дон Кихоте» Сервантеса, и «Гаргантюа и Пантагрюэле» Франсуа Рабле.
С эпохой Возрождения связано появление национальных литератур — в отличие от литературы средних веков, создававшейся преимущественно на латыни.
Широкое распространение получили театр и драма. Самыми известными драматургами этого времени стали Уильям Шекспир (1564—1616, Англия) и Лопе де Вега (1562—1635, Испания)
Изобразительное искусство
Для живописи и ваяния эпохи Возрождения характерно сближение художников с природой, ближайшим проникновением их в законы анатомии, перспективы, действия света и других естественных явлений.
Художники Возрождения, рисуя картины традиционной религиозной тематики, начали использовать новые художественные приёмы: построение объемной композиции, использование пейзажа на заднем плане. Это позволило им сделать изображения более реалистичными, оживленными, в чём проявилось резкое отличие их творчества от предыдущей иконографической традиции, изобилующей условностями в изображении.
Архитектура
Главное, чем характеризуется эта эпоха — возвращение в цуй
Наибольший расцвет Ренессансная архитектура пережила в Италии, оставив после себя два города-памятника: Флоренцию и Венецию. Над созданием зданий там трудились великие архитекторы — Филиппо Брунеллески, Леон Баттиста Альберти, Донато Браманте, Джорджо Вазари и многие другие.
Музыка
В эпоху Возрождения (Ренессанса) профессиональная музыка теряет характер чисто церковного искусства и испытывает влияние народной музыки, проникается новым гуманистическим мироощущением. Высокого уровня достигает искусство вокальной и вокально-инструментальной полифонии в творчестве представителей «Ars nova» («Нового искусства») в Италии и Франции XIV в., в новых полифонических школах — английской (XV в.), нидерландской (XV—XVI вв.), римской, венецианской, французской, немецкой, польской, чешской и др. (XVI в.).
Появляются различные жанры светского музыкального искусства — фроттола и вилланелла в Италии, вильянсико в Испании, баллада в Англии, мадригал, возникший в Италии (Л. Маренцио, Я. Аркадельт, Джезуальдо да Веноза), но получивший повсеместное распространение, французская многоголосная песня (К. Жанекен, К. Лежён). Светские гуманистические устремления проникают и в культовую музыку — у франко-фламандских мастеров (Жоскен Депре, Орландо ди Лассо), в искусстве композиторов венецианской школы (А. и Дж. Габриели). В период Контрреформации ставился вопрос об изгнании многоголосия из религиозного культа, и только реформа главы римской школы Палестрины сохраняет полифонию для католической церкви — в «очищенном», «прояснённом» виде. Вместе с тем в искусстве Палестрины нашли отражение и некоторые ценные завоевания светской музыки эпохи Возрождения. Складываются новые жанры инструментальной музыки, выдвигаются национальные школы исполнения на лютне, органе, вёрджинеле. В Италии расцветает искусство изготовления смычковых инструментов, обладающих богатыми выразительными возможностями. Столкновение различных эстетических установок проявляется в «борьбе» двух типов смычковых инструментов — виолы, бытовавшей в аристократической среде, и скрипки — инструмента народного происхождения. Эпоха Возрождения завершается появлением новых музыкальных жанров — сольной песни, кантаты, оратории и оперы, способствовавших постепенному утверждению гомофонного стиля.
Эпоха Возрождения в Италии – путеводитель по Ренессансу
«Рождаться опять или возрождаться» (renasci) − так переводится с латыни название эпохи мирового значения в развитии культуры. Итальянское Возрождение или Ренессанс (итал. Rinascimento) проложило мост между античностью, средневековьем и Новым временем.
Возрождение античного наследия
После распада Восточной Римской империи («империи греков») под ударами крестоносцев в 1204 году и окончательной гибели в середине XV века, эмигранты из Византии прибыли в центр Средиземноморья. Они познакомили итальянцев с античными трактами личных библиотек и произведениями искусства.
Средневековая Европа не была знакома с культурой греко-римского мира, вызвавшей невиданный интерес. На поиски древних рукописей отправляются в дальние монастыри Франческо Петрарка (Francesco Petrarca), Джованни Боккачо (Giovanni Boccaccio), Поджо Браччолини (Poggio Bracciolini) и другие гуманисты.
В 1404 году Донателло (Donato di Niccolo di Betto Bardi) едет из Флоренции (Firenze) в Рим (Roma) для зарисовки и обмера скульптур древнего зодчества. Юный Микеланджело Буонарроти (Michelangelo Buonarroti) копирует греческие статуи (1488). Рафаэль Санти (Raffaello Santi) по приказу папы Льва X он изучает древние постройки на территории Рима (1513 − 1516).
Почему всё началось в Италии
Социальные предпосылки Возрождения обусловлены политическим феноменом страны. На смену империи и церкви пришли самостоятельные города-государства, большинство из которых были республиками. Независимая политика, демократические порядки отличались от европейских монархий. Раннее Возрождение не знало централизованной власти. Даже в маленьких городах изгнанники находили поддержку и понимание гуманистов.
Итальянцы осознают себя единым, оптимистически настроенным, жизнеутверждающим народом. В центре Средиземноморья сформировалось народное правление, осуществились коренные перемены, произошло становление Возрождения.
Тоскана
Родина Ренессанса − республиканская Тоскана (Toscana) − первой изменила устройство общества. Художники получили привилегии, вошли в структуру власти, стали дипломатами. Ремесло живописцев и скульпторов приравнивали к наукам.
В Тоскане творили Данте Алигьери (Dante Alighieri), Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), Леонардо да Винчи (Leonardo da Vinci), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli), Микеланджело Буонарроти (Michelangelo di Buonarroti). Появилось новое явление − меценатство.
Видный государственный деятель Козимо ди Джованни де Медичи (Cosimo di Giovanni de’ Medici) открывает линию покровителей зодчих и художников. На два столетия Тоскана становится центром художественной жизни и определяет курс развития культуры Италии. В список Всемирного наследия ЮНЕСКО внесены 7 объектов региона:
Падуя
В начале XV века свободолюбивая Падуя (Padova) стала главным образовательным центром Италии.
Здесь родились и работали основоположник современной науки Галилео Галилей (Galileo Galilei) и прародитель флорентийского Возрождения Донателло. Десятилетний период творчества в Падуе считается вершиной достижений скульптора. Мастер создаёт непревзойдённые творения: медную конную статую падуанского правителя Гаттамелаты, бронзовые барельефы для церкви Святого Антония (Basilica Pontificia di Sant’Antonio di Padova), скульптуру Иоанна Крестителя.
У входа в Собор Святого Антония размещён монументальный трёхметровый памятник Гаттамелата, выполненный Донателло на пьедестале восьмиметровой высоты.
В Падуе (Padova) творил Тициан Вечеллио (Tiziano Vecellio), украсивший фресками ораторий церкви дель Кармине (Basilica e Scoletta di S.Maria del Carmine).
Феррара
Расцвет «феррарского» Ренессанса связан с династией правителя города − герцога д’Эсте (1393 − 1441). Меценат старался украсить свои дворцы уникальными картинами и фресками, недоступными для всеобщего обозрения.
Увлечение эзотерикой и астрологией повлияло на выбор сюжетов, наполненных аллегорией и иронией. Художники жили во дворце, выдерживали заданный стиль и настроение в произведениях. Группа новаторов сформировала школу живописи, которая отличалась от творчества других представителей Возрождения.
Искусствоведы называют художников Феррары (Ferrara) «провидцами от искусства». Сюжеты картин, выразительные образы, выстроенная композиция, сочные цвета, как будто взяты из современности и перенесены в далёкое прошлое. Стиль художников был соединением искусства смелых провокаций и Ренессанса. Работы Козимо Тура (Cosimo Tura), Никколо Пизано (Nicola Pisano), Доссо Досси (Dosso Dossi), Лоренцо Коста (Lorenzo Costa) и других мастеров хранятся в пинакотеках и музеях.
Картины художников-новаторов оцениваются в 20−35 млн. долларов.
Венеция
Во второй половине XVI века республиканская Венеция принимает эстафету центра Возрождения.
Формируется венецианская школа живописи. До нашего времени сохранились работы Джорджоне (1478 − 1510) и другие шедевры Высокого Ренессанса. Тициан Вечеллио (1477 − 1576) получает признание современников. Знаменитые произведения размещены в Галерее Академии (Gallerie dell’Accademia). Здесь же представлены работы Джованни Беллини (Giovanni Bellini), Витторе Карпаччо (Vittore Carpaccio), Паоло Веронезе (Paolo Veronese), редкие полотна Антоне́лло да Месси́на (Antonello da Messina).
Искусствоведы советуют посетить церковь Сан-Джорджо Маджоре (San Giorgio Maggiore), в которой хранится смелая работа Тинторетто (Tintoretto).
Написанная специально для храма гигантская «Тайная вечеря» поражает переплетением божественного начала и земного бытия. Помещение, в котором расположена картина, имеет двойное освещение: обычное от подвешенных светильников и Вселенское, необъяснимым образом распространяемое вокруг голов Христа и его апостолов.
Периоды эпохи
Установить точные даты нескольких веков Ренессанса невозможно. Различия в общественной и политической жизни повлияли на развитие искусства в регионах. Доктор искусствоведения, профессор Виктор Никитич Лазарев утверждал: наука об итальянском Возрождении настолько сильно продвинулась вперед, что ряд акцентов приходится уточнять («Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве»). Однако общие закономерности позволили определить 4 этапа итальянского Возрождения.
Проторенессанс
Культура Италии переживает небывалый подъём, который начинается в конце XIII века и захватывает XIV век. Подобного перехода от средневековья к новому времени не было в истории других европейских стран. Расцветает литература на родном языке. Появляются поэты нового стиля («сладостного»), на смену которым приходит Данте. Обезличенное ремесло цеховых живописцев вытесняют мастера, работающие индивидуально. В скульптуре закладываются основы для развития искусства Ренессанса.
В XIII веке в Пизе работает Никколо Пизано (Nikola Pisano). Мастер становится у истоков школы скульптуры, которая оказывает влияние на Италию до середины XIV века. Архитектура отстаёт в развитии, оставаясь в рамках средневековых традиций. Первые ростки появляются в пространственных решениях и нарядной декоративности зданий. Итальянскую культуру этого времени назвали эпохой Данте Алигьери (Dante Alighieri) и Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone).
Раннее Возрождение
Раннее Возрождение в Италии − это первая половина и середина XV века. В искусстве происходит резкий перелом. Очаг Ренессанса из Флоренции неравномерно распространяется по Италии. На севере страны ещё живы традиции готики. На юге работает Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi), заявивший о себе постройками alfantica.
С середины третьего десятилетия реформатор флорентийской школы Мазаччо (Masaccio) осуществляет прорыв в живописи. Донателло закладывает основы индивидуального скульптурного портрета. В творчестве ваятеля «флорентийской школы» Нанни ди Банко (Nanni di Banco) появляются монументальные формы (фигуры четырёх святых в нише Орсанмикеле).
В этот период искусство обращается к научным знаниям. Художники и архитекторы заняты разработкой теории пропорций и линейной перспективы. Изучение анатомического строения тела человека используется для создания реалистических произведений.
Высокое
На рубеже XV и XVI столетий Возрождение вступает в 30-летний период исключительного развития художественного творчества в Италии, особенно в Риме. Главным меценатом становится Папа Юлий II (Iulius PP. II). Богатая история древнего города возвращает мастеров к античности. Тема прославления героических подвигов и долга становится модной.
Взлёт искусства связан с именами Леонардо да Винчи, Джорджоне, Рафаэля, Тициана, Микеланджело. С 1503 года начинается «золотая эпоха» зодчества. Донато Браманте (Donato (Donnino) di Pascuccio di Antonio detto il Bramante) закладывает основы архитектуры нового периода. Собор Святого Петра в Ватикане (Basilica di San Pietro) становится классическим примером достижений архитектуры Высокого Возрождения.
Позднее
Сложный период позднего Возрождения начался с середины XVI века. Папа Павел III (Paulus PP III) главной задачей видит борьбу с инакомыслящими. Созванный Тридентский собор (13 декабря 1545 — 4 декабря 1563) начинает наступление на культуру Ренессанса. Церковь запрещает книги Петрарки, Данте, Боккаччо и других гуманистов. Папа осуществляет контроль над искусством. От художников требуют ортодоксальности и каноничности. Итальянские художники по-разному восприняли перемены. Крупные художники старшего поколения (Тициан, Микеланджело) сохраняют художественные традиции Возрождения.
Молодые художники (Веронезе, Бассано, Тинторетто) используют ренессансный опыт для создания нового течения «маньеризма». В конце XVI столетия начинает творческую деятельность основатель реализма в живописи, реформатор Микеланджело Караваджо (Michelangelo Merisi da Caravaggio).
Северное
Современные культурологи и искусствоведы выделяют пятый период гуманистического движения, вышедший за пределы Италии XV века. Северное Возрождение образовалось под мощным воздействием итальянского Ренессанса, но имеет свои особенности:
Философия и литература
В противовес религиозным убеждениям Западной Европы философы Возрождения создают идейное движение − гуманизм. Петрарка, Данте, Боккаччо, другие мыслители ставят Человека с его земными и неземными потребностями в центр мироздания.
Никколо Макиавелли
Государственный деятель, мыслитель, дипломат Никколо Макиавелли (Niccolo di Bernardo dei Machiavelli) был значимой персоной в Тоскане. Его пьесы пользовались успехом у публики, а философские трактаты вызывали разногласия и критику. Известные работы − «Государь», «Рассуждения…», «Десятилетия». Взгляды Макиавелли (1469-1527) мешали новым властям проводить свою политику. Писателя дважды отправляли в отставку, арестовывали и даже пытали на дыбе.
Данте Алигьери
Яркий представитель итальянского Проторенессанса − богослов, философ, поэт Данте Алигьери (1265 − 1321). Переплетение старых традиций и новых веяний периода сказалось на философских взглядах автора «Божественной комедии». Последний поэт средневековья первым заложил в произведениях основы гуманизма, создал итальянский литературный язык.
Роман «Новая жизнь» впервые описывает чувства обычного человека. В трактате «Пир» появляются предпосылки ренессансной теории стиля. Данте верит в безграничные возможности творческой личности и утверждает: счастье каждого человека заключается в земном существовании. Учение о земной и божественной природе человека отходит от средневековых взглядов и становится основой гуманизма.
Франческо Петрарка
Апофеозом жизни главы старшего поколения гуманистов Проторенессанса Италии стала коронация лавровым венком от Римской курии. Человек нового типа, Франческо Петрарка (1304−1374), начал эпоху Ренессанса в Италии и распространил идеи по всей Европе. С лучшим стихотворцем Рима в то время никто не мог соперничать. Всемирное признание, круг общения, знание философии приводят к научному осмыслению Ренессанса.
Достижения Петрарки:
Джованни Боккаччо
Итальянский гуманист был выдающимся учёным. Он знал астрономию, изучал греческую литературу, собирал и переписывал рукописи, основал кафедру греческого языка во Флоренции. Боккаччо (1313 − 1375) возглавил компанию по защите научных трудов в монастырских библиотеках и побуждал современников к изучению древней литературы.
Автор исторических произведений составил генеалогию языческих богов, описал 106 биографий знаменитых женщин, был поэтом и прозаиком. В историю Возрождения вошёл как гуманист, отвергающий аскетизм. Главное произведение − собрание ста повестей «Декамерон», посвящённых ироничному рассказу о жизни и нравах итальянского общества.
Дворцы и архитектура
Меценат демократического склада Козимо Старый Медичи (Cosimo il vecchio) был покровителем художников, зодчих. В искусстве любил строгую простоту, не принимал роскошь. В 1444 году Медичи поручил архитектору Микелоццо ди Бартоломео (Michelozzo di Bartolomeo) построить для семьи дворец, не вызывающий зависти соотечественников.
По приказу заказчика первое здание стиля Раннего Ренессанса выложили плитняком, который применялся для отделки общественных сооружений. Дворец строили 20 лет. Здесь работали Донателло, Боттичелли, Микеланджело.
После возвращения во Флоренцию из вынужденного бегства, Филиппо Строцци решает построить палаццо, не уступающий по величию дворцу соперника. Давление заказчика на архитектора и инженера привело к тому, что сооружения оказались почти «близнецами». Дворец создаёт впечатление величия в сочетании с подчёркнутой простотой фасада.
Собор святого Петра
В 4 веке на месте захоронения апостола Петра был возведён маленький храм. Папа Юлий II предложил перестроить базилику в 1506 году. В строительстве, которое продолжалось более 100 лет, приняло участие 20 выдающихся архитекторов. Среди них − Бернардо, Микеланджело, Рафаэль Санти, Джакомо и другие.
Донато Браманте (1444 − 1514) первым приступил к осуществлению задумки возвести собор в виде креста, увенчанного огромным куполом. После смерти архитектора строительство остановилось. Спустя 33 года работы продолжил Микеланджело. Автор чертежей нашёл неожиданное решение, создающее иллюзию пружинящего купола. Мастер не успел осуществить задуманное. Продолжил работу Джакомо делла Порта (Giacomo della Porta). Поднятый на высоту 136 метров, купол стал самым высоким в мире. Внутренней отделкой занимался итальянский скульптор Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini), который проработал в соборе 20 лет.
Купол Флорентийского кафедрального собора
После возведения грандиозного купола Флорентийского собора Санта-Мария-дель-Фьоре (La Cattedrale di Santa Maria del Fiore) архитектор Брунеллески стал самым знаменитым зодчим Италии.
Первый крупный памятник Ренессанса воплотил новаторскую инженерную мысль, основанную на использовании специально изобретённых механизмов.
Средневековые мастера сомневались в возможности строительства сооружения весом 9 тысяч тонн, диаметром 42метра, на высоте 91 метр.
Загадку решил Брунеллески. Он предложил совету города модель собора и доказал, что построит купол с помощью инновационных способов инженерии. Строительство купола начали в 1420 году и закончили в 1436 году. Через три года ученик Андреа дель Верроккьо (Andrea del Verrocchio) Леонардо да Винчи достроил мраморный фонарь, увенчанный золотым шаром. Сооружение отделило строительные традиции средневековья от архитектуры эпохи Возрождения. Уникальный памятник стал символом Флоренции.
Скульптура
Новое мировоззрение вызвало революцию в скульптуре. Средневековье не считало произведения ваятелей отдельным видом творчества и воспринимало единым целым с архитектурой. Скульпторы отходят от принятых канонов и становятся самостоятельными авторами.
Донателло
В ряду гениев особое место занимает Донато ди Никколо ди Бетто Барди, более известный, как Донателло. Впервые мастер из Флоренции создаёт обнажённую скульптуру. Он обращается к библейским персонажам, придавая им черты греческих богов.
По заказу Медичи Донателло работает над образом Давида. Голая фигура свободного, расслабленного героя смущает Козимо.
Выполненная в стиле реализма смелая скульптура устанавливается на заднем дворе палаццо, подальше от современников. Для соблюдения баланса Донателло делает копии античных скульптур, которые меценат размещает во внутреннем портике дворца.
Работая над статуей христианской святой Марии Магдалины, скульптор идёт на смелый шаг. Он представляет мироносицу измождённой покаяниями старухой, прикрытой длинными волосами и дырявым рубищем.
Скульптор совмещает в творчестве классический и реалистический стили. По заказу городского совета он изготавливает статуи пророков с невыразительными лицами и фигурами, закрытыми плотными одеждами. Но в соборе Орсанмикеле (Orsanmichele, Or San Michele) устанавливает скульптуру святого Георгия.
Отступив от традиционного изображения с драконом и копьём, Донателло представляет совсем другой образ. Прекрасный и спокойный герой наслаждается собственной победой.
Изобразительное искусство
Предвестниками итальянского Ренессанса были Джотто ди Бондоне (Giotto di Bondone), Пьетро Каваллини (Pietro Cavallini), Симоне Мартини (Simone Martini). В основе творчества лежали традиции средневековья, совмещающие новые художественные приёмы. Самостоятельным жанром становится портрет. Мазаччо (Masaccio), Никколо Пиццоло (Niccolo Pìzzolo), Сандро Боттичелли (Sandro Botticelli) наделяют персонажи индивидуальными чертами.
Поступки героев имеют человеческую мотивацию. В эпоху Высокого Возрождения искусство достигает вершины расцвета.
Леонардо Да Винчи
Пять веков исследователи творчества да Винчи (1452 − 1519) пытаются найти ответ на вопрос: кто он, гениальная личность во всём? Сверхъестественные способности Мастера привели к неожиданной гипотезе.
Леонардо да Винчи − посланник высших цивилизаций, прародитель будущего человечества.
Новатор в живописи применил масляные краски, вписал фигуры в пейзаж, сделал «живыми» портреты. «Мадонна в скалах» − первая картина в истории живописи, где персонажи изображены внутри пейзажа. «Дама с горностаем» стоит в три четверти, а не в профиль, и слушает невидимого собеседника.
На фреске «Тайная вечеря» апостолы отличаются друг от друга жестами и эмоциями. До Леонардо никогда индивидуальность персонажей не была так ярко прописана.
Изобретатель метода сфумато (sfumato) растушевал линии, осуществил переход света к тени и оживил полотна. До сих пор посетители Лувра теряют сознание при виде «Моны Лизы», облик которой выходит за границы рамки картины. Да Винчи теоретически обосновал необходимость художнической практики и оставил потомкам Витрувианского человека как эталон канонических пропорций.
Леонардо не учился в университетах, но совершил открытия в 50-ти видах знаний. Через 500 лет часть из них подтвердит официальная наука.
Микеланджело Буонарроти
Творчество второго из титанов итальянского искусства считается Кульминацией Высокого Ренессанса. За долгую жизнь Микеланджело Буонарроти (1475 − 1564) воплотил в творчестве все идеалы эпохи. В ранних работах проявились характерные черты стиля мастера: монументальные образы, пластика, возвеличивание красоты человека (рельеф «Битва кентавров»).
Скульптуры Микеланджело украсили Ватикан, Флоренцию, Рим. Работа «Пьета», считается вершиной мировой скульптуры.
Появление «Давида» вызвало восторг современников. Работа воплотила идеи гражданской доблести и красоты человека.
Цикл фресок Сикстинской Капеллы считаются самой монументальной работой автора. Сложнейшую задачу живописец выполнил самостоятельно в рекордные сроки.
Во втором десятилетии XVI века Микеланджело работает над гробницей Юлия II. Выполненная скульптура «Умирающий раб» изображает всё, что пришлось пережить пленнику: нестерпимую боль и освобождение от мук с приходом смерти. Реализм образа вызвал слухи в обществе. Считали, что натурщика замучили, чтобы передать страдания несчастного. Поздний период творчества отражает трагическое отношение к крушению идеалов Возрождения. Тема героизма сменяется образом погибающего человека.
Рафаэль Санти
Рафаэль Санти – выдающийся, архитектор, график считается третьей хрестоматийной личностью, начавшей революцию в искусстве Ренессанса. Он прожил 37 лет, но оставил человечеству бесценное наследие культурных достижений Ренессанса.
В 19 лет Рафаэль Санти (1483 − 1520) пишет полную гармонии и душевной красоты «Мадонну Конестабиле».
После переезда во Флоренцию Рафаэль создаёт около 20 Мадонн, индивидуальные образы которых наделены необыкновенной теплотой любящей матери.
В 1508 году Санти становится официальным живописцем Ватикана. Росписи дворца − «Станцы Рафаэля» (Stanze di Raffaello) − приносят славу и выдвигают художника в тройку самых крупных мастеров монументального искусства.
Одновременно с картинами религиозной тематики Санти рисует портреты. Многогранный талант живописца повлиял на развитие архитектуры. Главный архитектор кафедрального собора святого Петра составляет новый план строительства и продолжает задуманное Браманте.
Зодчий воздвигает церкви и капеллы в Риме, строит палаццо. Отличительная особенность стиля архитектора заключается в стремлении связать назначение здания с размерами и фасадами соседних построек. Каждый дворец имел индивидуальный нарядный облик.
Тициан Вечеллио
Жизнеутверждающее искусство крупнейшего представителя венецианской школы Тициана Вечеллио относится к Возрождению высокого и позднего периодов.
Титулованный при жизни первый художник Венеции имел собственный стиль и видение нового искусства. С 1510 года в течение 20 лет живописец создаёт пафосные монументальные полотна (росписи церкви в Венеции, «Вознесение Марии»), картины религиозной и мифологической направленности («Венера Урбинская», «Вознесение Богоматери»).
Славу художнику принесли портреты современников, в которых показаны противоречивые характеры персонажей. Виртуозные работы создавались с помощью нового приёма, присущего только Тициану. Живописец использовал тонкие тональные оттенки красок, выбирал характерную позу или жест изображаемого героя («Портрет Федерико Гонзага», «Красавица», «Ипполито Медичи»). Последние полотна на религиозную тематику считаются вершиной живописи («Оплакивание Христа», «Кающаяся Магдалина»). Развитие мирового искусства во многом определило творчество живописца эпохи Ренессанса.
Музыка
В XIV веке в Италии наступает эпоха перемен в музыке. Путь развития искусства от средневековья до Позднего Ренессанса был периодом развития строгого стиля − полифонии. Вершиной развития одухотворённой музыки считается творчество композитора Джованни Пьерлуиджи да Палестри́на Giovanni Pierluigi da Palestrina).
Концертная жизнь Ренессанса обогащается новыми жанрами: оперой, сольной песней, лиричными музыкальными пьесами на 3-4 голоса (фротолла). Толчком для возникновения итальянской оперы стала идея Винченцо Галилея объединить античную драму с музыкой. Первая опера − «Эвридика» (автор музыки Якопо Пери).
Композиторы Возрождения начинают ориентироваться на современную танцевальную культуру, появляются новые жанры в инструментальной музыке. Популярными становятся школы исполнения на лютне и вёрджинеле. Орган в начале эпохи был основным инструментом музыкантов. Постепенно концертные выступления обогащаются семейством струнных. Мастера по изготовлению смычковых инструментов разделяются на две противоборствующие группы. Приверженцы аристократического стиля пропагандируют виолу.
Любители народной музыки отдают предпочтение скрипке. В XV веке появляются разновидности клавишных инструментов − клавесин, чембало, клавикорд.
Театр
Италия − родина театра эпохи Возрождения. Увлечение античностью и произведениями греческих авторов повлияло на появление комедий и трагедий с приставкой ««учёная».
В это же время на улицах городов представления дают бродячие актёры с цирковыми трюками, комичными плясками, весёлыми песнями. В середине XVI века формируется театр масок. В основе дель Арте (commedia dell’arte) лежала импровизация на написанный короткий сюжет. Каждый персонаж пьесы − это заострённый шарж на конкретный тип социальной личности. Появление театра масок меняет дух спектаклей. Маска-образ показывает господ, слуг, купцов, банкиров.
Совмещение опыта народного театра с «учёной» драмой сформировало новый вид театрального искусства. Комедия «Мандрагора» считается лучшей показательной пьесой того времени (автор − Никколо Макиавелли). Новый вид театрального искусства быстро стал любимым зрелищем народа.