в каком городе находится замок святого ангела
Замок Святого Ангела в Риме
Замок Святого Ангела в Риме (Castel Sant’Angelo) имеет грандиозный вид и не менее внушительную историю. Цилиндрический мавзолей, выстроенный на заре христианства на берегу Тибра, в ходе своей долгой жизни успел побывать последним пристанищем для римского императора, резиденцией понтификов, превратиться в форт, затем в темницу, а в последствие получить статус музея и сокровищницы.
История
Мавзолей Адриана
Усыпальница императора Адриана Публия (лат. Publius Hadrianus) была воздвигнута на высоком берегу реки около 139 года нашей эры. В оригинале мавзолей имел цилиндрическую форму и был богато украшен. Плоскую крышу здания украшал декоративный сад, по центру которого была установлена позолоченная квадрига. В 138 г. прах императора Адриана был помещен в гробницу, совместно с урнами его жены Сабины и приемного сына. Также по приказу Адриана был построен Мост Святого Ангела (Ponte Sant’Angelo), ведущий из центра Рима к усыпальнице.
Упадок
К 5-му веку н.э. мавзолей Адриана растерял свой былой блеск и торжественность, поскольку постепенно был превращен в военное укрепление. Во времена нашествия готов, большая часть бронзовых украшений, урн и статуй были украдены или разрушены.
Существует легенда, которая гласит о том, что Архангел Михаил появился над мавзолеем, вкладывая свой меч в ножны. Таким образом, было ознаменовано окончание эпидемии чумы в 590 г. н.э. В честь этого знамения усыпальница получила свое нынешнее имя.
Еще один любопытный факт: в Италии, да и во многих других европейских странах человеку, только что чихнувшему, говорят «Благословенен, будь!», аналог нашего «Будь здоров!». Так вот, в средневековье считалось, что чума начинается с приступов чихания. А уж заболевшему чумой человеку мог помочь только Бог!
Крепость, папская резиденция и тюрьма
К 14-ю столетию Замок Святого Ангела в Риме превратился в резиденцию римских пап. Николай III (лат. Nicolaus III), соединил замок с Базиликой святого Петра (Basilica Papale di San Pietro in Vaticano) при помощи крытого коридора названного Пассето (Passetto di Borgo). В ходе вторжения армии Карла V (Carolus V) в 1527 г. в Рим, папа Климент VII (лат. Clemens VII) нашел убежище в стенах замка. Обитатели осажденного форта активно атаковали нападающих, через окна-бойницы. Среди славных защитников был замечен скульптор-ювелир Бенвенуто Челлини (Benvenuto Cellini).
Чуть позже понтификат обустроил на территории мавзолея комфортные апартаменты, на случай, если повторится история с осадой столицы. Как ни печально, но католической церкви также пришлось организовать в стенах укрепленного замка темницу.
Так, знаменитый средневековый ученый, астролог и монах-доминиканец Джордано Бруно (Giordano Bruno) был заточен в стенах Кастело Сан-Анджело 6 лет!
Примечательно, что защитник форта Бенвенуто Челлини, спустя некоторое время впал в немилость понтификата и также угодил за решетку. Ловкий и умелый скульптор, Челлини, сумел совершить побег из замка.
С 1901 года Замок Святого Ангела был официально объявлен национальным музеем (Museo Nazionale di Castel Sant’Angelo).
Архитектура
В наши дни, замок выглядит гораздо скромнее, чем это было при Адриане. Травертин, мрамор, пилястры и бронза растерялись в веках. Однако внешняя структура мавзолея осталась практически без изменений. Гораздо сильнее строение было преобразовано изнутри. Древние усыпальницы, в которых покоился император и его семья, а также Антоний Пий, Марк Антоний и приближенные к ним лица, были сильно разрушены. Урны с пеплом — утеряны.
Уже в 14 столетии мавзолей был превращен в крепость. Папа Бонифаций IX (лат. Bonifacio IX) поручил архитектору Никколо Ламберти (Niccolò Lamberti) усилить стены замка, оборудовать бастионы и создать единственный вход в виде подъемного моста. В самом здании появилось новое помещение — капелла святого Михаила (Cappella San Michele Arcangelo).
В 1536 г. Рафаэлло де Монтелупо (Raffaello da Montelupo) создал статую Архангела Михаила с мечом. Мраморный святой с бронзовыми крыльями напоминает римлянам о событиях, описанных в легенде, и охраняет замок. В 17 столетии на территории Замка появляется Дворик Ангела, в котором обрел свое место архангел в исполнении де Монтелупо.
Во второй половине 17 столетия Урбан VIII (лат Urbano VIII) уничтожил большую часть военных и декоративных построек 15-16 века, чтобы создать новый вариант форта с мощной защитной стеной и укреплениями. В 1667 году мост Сант-Анджело (Ponte Sant’Angelo), ведущий к замку, начали украшать статуями ангелов. В течении 2-х лет Джованни Лоренцо Бернини (Giovanni Lorenzo Bernini) и его ученики выполнили 10 скульптур в барочном стиле, которые охраняют мост и по нынешнее время.
В 18 веке каменный архангел Михаил получил продолжение в бронзе. Работа фламандского скульптора Петера Антона фон Вершаффельта (Peter Anton von Verschaffelt) до сих пор украшает собой крышу замка.
Что посмотреть
Для современных посетителей, Замок Святого Ангела предстанет в виде достопримечательности, разделенной на 6 уровней:
Контакты
Адрес: Lungotevere Castello, 50, 00186 Roma, Италия
Телефон: +39 06 681 9111
Часы работы: с 09:00 до 17:30
Стоимость: 10.5€
Официальный сайт: www.castelsantangelo.com
Как добраться
Метро: станция Ottaviano-San Pietro, Lepanto
Прекрасный и вечный Рим — это история Италии, богатство которой сохранилось не только в преданиях, легендах и музеях мирового значения, но и в улочках, дворцах и зданиях города.
Именно ценность архитектурных памятников «Столицы мира» делает ее одним из первых мест, где хотелось бы побывать, и такое утверждение справедливо для миллионов людей, не мыслящих свою жизнь без путешествий и новых впечатлений.
Современный Рим считается одним из наиболее посещаемых туристами итальянских городов, уступающий по ежегодному количеству гостей разве что Милану.
Однако, в отличие от него количество знаменитых на всю планету достопримечательностей здесь просто зашкаливает. Убедиться в этом можно, посетив, к примеру, Замок Святого Ангела, таинственный и монументальный.
Замок Святого Ангела в Риме
В наши дни замок Св. Ангела (Castel Sant’Angelo) в Риме считается одной из самых значимых памятников архитектуры: его история богата событиями и увлекательна. Названное в честь императора, который славился свой любовью и покровительством искусству, сооружение также изв�
Предчувствия о скорой гибели не обманули, и Адриан скончался, не доведя строительство до конца. Однако замок был завершен Антонием Пийем спустя год, который и выполнил пожелания венценосной особы, перенеся его останки в мавзолей. С момента захоронения Адриана сооружение стало местом упокоения для еще нескольких императоров, последним из которых был Семтий Север. Далее более чем на полвека сооружение оставалось невостребованным.
Как выяснилось впоследствии, мавзолей, выстроенный в окрестностях Рима, обладал не только исторической ценностью, но и немалым стратегическим значением. Впервые об этом задумался император Аврелиан, ведущий непрерывную войну с варварами и вандалами, стремящимися завоевать вечный город. Именно ему принадлежит как идея, так и ее воплощение, которая заключается в сооружении высокой крепостной стены вокруг усыпальницы. Такое решение изменило значение мавзолея, превратив его из места захоронения в значимый военный объект.
Легенда
За века существования достопримечательности, город пережил огромное количество набегов, однако самым интересным в его истории является удивительная легенда, которая дошла до нас сквозь века и послужила тому, что мавзолей Адриана стал замком Святого Ангела.
В конце 500 года н. э. Рим переживал страшную вспышку чумы — болезни, от которой не было спасения. Во время организованного Папой Григорием Великим крестного хода по улицам города, взорам верующих, над мавзолеем Адриана явился ангел, вложивший свой меч в ножны. Такое знамение было истолковано как божья милость и что интересно, после этого эпидемия мора пошла на спад. В связи с явлением Ангела на крыше сооружения была установлена статуя, а усыпальница получила свое новой название — крепость Св. Ангела, которое известно и по ныне.
После описанных в легенде событий, замок превратился в место расположения римских понтификов, которые не только обустроили покои для себя, но также позаботились и о месте пребывании своих врагов: в подвалах сооружения появилась тюрьма, которая стала темницей для преступников и неугодных церкви людей.
Стоит отметить, что подвалы крепости св. Ангела известны своими знаменитыми заключенными. Так, среди прочих здесь томились:
За все время существования тюрьмы, сбежать из застенков получилось лишь у одного узника — Бенвенуто Челлини. Покинуть самостоятельно это печальное заведение не удалось больше никому.
Печальную известность тюрьма крепости Святого Ангела в Риме также снискала благодаря казням, которые когда-то регулярно проводились на крыше замка. О сверши
Замок Адриана сегодня
Современный кастель Сант Анджело, или замок Св. Ангела сегодня является архитектурным памятником, чья история и внешний вид привлекает множество туристов. Древняя постройка соответствует аналогичным усыпальницам этрусков и представляет собой сооружения, первый ярус (основание) которого выложен в виде квадрата, сторона которого равна 84 метра. Далее идет цилиндрический ярус высотой в 20 метров, где сверху и находится могильник.
Изначально сооружение венчала статуя самого основателя Адриана, которая в последствие была заменена статуей архангела Михаила, вестника окончания чумы. Сооружение впечатляет своей монументальностью и привлекает посетителей возможностью оказаться внутри, воспользовавшись мостом, украшенным живописными статуями и таинственным входом в усыпальницу, где покоятся поколения венценосных особ, от решения которых в свое время зависела судьба великой империи.
На сегодняшний день мавзолей Адриана причислен к наиболее хорошо сохранившихся строений Рима, имеющих большую историческую ценность. Планировка здания практически полностью сохранилась в неизменном виде. Сохранились и таблички, выполненные из лунного камня, на которых высечены имена правителей, а также их титулы. Эти своеобразные свидетельства размещены по всему периметру мавзолея, что дает возможность ознакомиться с ними, не посещая внутренних помещений.
Сооружение насчитывает 58 комнат различной площади и сегодня замок Святого Ангела — это небольшой музей. Пятиэтажное строение отличается довольно сложной структурой и являет посетителям свидетельства жизни различных эпох. Самым интересным здесь, по утверждениям многих туристов, считаются:
Замок Святого Ангела в Риме — где находится и как до него добраться
Мавзолей Адриана, или замок Св. Ангела — одно из самых монументальных и известных строений вечного Рима и поэтому, добраться до него не составит ни малейшего труда. В частности, где находится замок подскажет любой житель города. Древнее сооружение расположено по улице Lungotevere Castello, 50 и если вы предпочитаете путешествовать самым экономичным транспортом, доехать до мавзолея можно на метро. Сделать это можно с остановок Ottaviano-San Pietro и Lepanto. Помимо этого подъехать к замку можно, воспользовавшись городским автобусным сообщением.
Здесь же отметим, что часы работы замка Святого Ангела в Риме и Национального музея в частности с 9.00 по 17.30 ч. Замок Святого Ангела адрес которого теперь вам известен, открыт к посещениям все дни недели, кроме понедельника.
Стоимость экскурсии составляет 10,5 евро.
Замок Святого Ангела на карте Рима:
Замок Святого Ангела в Риме
Замок Святого Ангела, известный также как Мавзолей Адриана (кроме того, есть еще одно менее распространенное название — Печальный замок), является одной из главных и наиболее известных достопримечательностей Рима. С начала XX века и по сегодняшний день внутри работает Национальный музей, один из самых посещаемых музеев в Вечном городе.
Необычное цилиндрическое здание располагается в парке Адриана на берегу реки Тибр.
Изначально строение возводилось по заказу императора Адриана в качестве мавзолея и гробницы для императоров Рима.
Впоследствии усыпальницу стали использовать римские папы в качестве крепости, защищающей от набегов варваров. Однако спасала она их недолго.
В XIV веке здание полностью перестроили и внутри и снаружи, превратив бывший мавзолей и крепость в полноценный замок, а впоследствии ещё и в одну из самых известных тюрем в истории человечества.
В те времена Замок Святого Ангела являлся символом безграничности папской власти.
Мощная крепость стоит на древнем квадратном основании. По углам расположены 4 круглые башни, каждая из которых носит имя апостола: Святого Матфея, Святого Иоанна, Святого Марка и Святого Луки.
Фасад здания покрыт редким мрамором, известным как «лунный камень», а по периметру здания располагаются таблички с высеченными в камне именами тех, кого здесь похоронили.
Купить билеты в замок Святого Ангела
Приобрести билеты в замок Святого Ангела можно либо перед посещением, либо заранее, купив билеты в Интернете на этом сайте. К сожалению, официальный сайт замка исключительно на итальянском языке. Поэтому, если вы не знаете итальянский, но говорите по-английски, то вам проще уточнить информацию по телефону +39 06 32 810.
Открыт музей с понедельника по воскресенье с 09:00 до 19:30 (кассы закрываются раньше — в 18:30). Билеты стоят 12-15 евро. Имеются скидки для некоторых категорий граждан, для детей до 18 лет вход стоит всего 2 евро.
Шесть уровней замка Святого Ангела в Риме
Сегодня замок Святого Ангела разделен на 6 уровней, которые туристы посещают, купив билет в музей.
История
Мавзолей Адриана начали строить в 135 году по приказу Адриана Публия. Однако до конца строительства император не дожил. Работы были завершены при правлении Антонина Пия. Здание получило квадратное основание (каждая сторона — 84 метра в длину), на котором установили цилиндр (высота — 20 метров, диаметр — 64 метра), а сверху насыпали холм с декоративным садом, увенчав архитектурную композицию позолоченной статуей императора на вершине. Стены были облицованы белым мрамором.
Внутри мавзолея размещали урны императоров Рима. Первым сюда поместили прах самого императора Адриана, а затем его жены и приемного сына.
Впоследствии строение укрепили, превратив его в настоящую крепость и начали использовать в военных и оборонительных целях. К сожалению, уже тогда от былой красоты не осталось и следа. Вдобавок, уже в 410 году нашей эры варварам удалось захватить крепость и полностью ее разорить. Более того, вестготы высыпали прах императора, уничтожили (или украли) урну, разграбили большинство ценностей, уничтожили скульптуры.
Откуда же пошло название — замок Святого Ангела? В 590 году во время чудовищной эпидемии моровой чумы папа Григорий Великий увидел на вершине крепости самого Архангела Михаила с мечом в ножнах. Папа воспринял это в качестве знамения окончания бедствия. А крепость с тех пор стали называть замком Святого Ангела, а на ее вершине установили статую Ангела.
В 14 веке замок Святого Ангела стал полноценной резиденцией римских пап. Тогда же, в Средние века, при папе Николае III замок соединили с Базиликой Святого Петра специальным укрепленным коридором.
Впоследствии, замок переживал осады и сохранял жизни укрывшимся в нем. Так, в 1527 году папа Климент VII сумел спрятаться в замке и пересидеть осаду Карла V (Рим тогда подвергся невиданному со времен нашествия варваров разорению). После осады Климент VII приказал обустроить себе внутри замка апартаменты — тут он чувствовал себя наиболее защищенным.
Есть в истории замка и темные страницы. Ведь он также использовался в качестве тюрьмы (она появилась при Клименте VII). Причем такой, из которой шансов сбежать практически не было. За всю историю это смог сделать лишь один человек — скульптор и ювелир Бенвенуто Челлини. Отсюда еще одно наименование — Печальный замок. Кстати, в заточении в замке провел 6 лет легендарный ученый Джордано Бруно.
При папе Александре VI Борджиа замок Святого Ангела преобразился. Особенно внутри — были созданы рисунки на стенах и на потолке. Кроме того, по приказу папы обустроили уютный внутренний дворик, где проходили как театральные постановки, так и казни (за процессом наблюдал сам Борджиа).
Национальным музеем замок стал с 1901 года.
Сегодняшний облик замка мало отличается от того, каким он был в эпоху Ренессанса. С тех пор изменилось немногое — с фасада убрали часы, добавили балкон на тыльной стороне, из-за строительства дороги частично изменилась планировка крепостных стен.
Гостиницы рядом с замком Святого Ангела
Рим — один из самых популярных городов мира и одно из важнейших туристических направлений. Гостиниц и апартаментов здесь много, в том числе и рядом с замком Святого Ангела. С предложениям можно ознакомиться ниже.
Как добраться до замка Святого Ангела в Риме
Добраться до замка Святого Ангела можно на общественном транспорте.
На метро вам нужна линия A. Выходить следует на станции Lepanto или Ottaviano-San Pietro.
На автобусах № 23, 34, 40, 280, 982 вам нужно доехать до остановки Piazza Piz, от нее до замка совсем близко. Автобус № 34 останавливается на остановке via di Porta Castello, откуда уже можно пройти пешком. Автобусы № 49, 280, 492, 990 доезжают до пересечения Piazza Cavour и via Crescenzio, где вам и требуется выйти. Наконец, вы можете остановиться у Santo Spiritio, доехав до нее на автобусах № 46, 64.
Можно доехать и на такси, вызвав машину через приложение Uber или Gett. Также автомобиль можно заказать по телефону у одной из местных фирм (например, Radio Taxi по телефону 06–3570 или Pronto Taxi по телефону 06–6645). Но следует знать, что такси в Италии одно из самых дорогостоящих в Европе.
Замок святого Ангела
Замок святого Ангела (итал. Castel Sant’Angelo) — памятник архитектуры периода Древнего Рима. Сооружение в разное время использовалось как мавзолей, крепость, тюрьма, папская резиденция и хранилище их ценностей. В наше время здесь расположен музей, рассказывающий об истории сооружения. С террасы последнего яруса открывается хороший панорамный вид на Рим.
Мавзолей Адриана — предшественник Замка святого Ангела |
Мавзолей перестраивают в замок |
Известные узники замка |
Открытие музея |
Архитектура и устройство замка: |
первый уровень |
второй уровень |
третий уровень |
четвёртый уровень |
пятый уровень |
шестой уровень |
Фотогалерея |
Практическая информация: |
график работы |
входные билеты |
полезные ссылки |
адрес |
на карте Рима |
Мавзолей Адриана — предшественник Замка святого Ангела
История достопримечательности начинается с 123 года, когда император Адриан начал строить мавзолей для себя и членов своей семьи. Возводили сооружение на протяжении 16 лет, а завершил строительство уже после смерти императора его преемник Антонин Пий. Он же распорядился изменить статус мавзолея с семейного на государственный. До 217 года здесь размещали погребальные урны императоров Рима, правивших после Адриана. Последним захоронением был легендарный Септимий Север. В этот же период возвели мост, соединяющий мавзолей с Марсовым полем на противоположном берегу Тибра.
Мавзолей по своей архитектуре напоминал этрусский тумулус — на квадратном бетонном основании, каждая сторона которого равнялась 80 метрам, был установлен каменный цилиндр диаметром 64 и высотой 20 метров, увенчанный насыпным холмом. Холм был засажен кипарисами, а на вершине возвышалась мраморная скульптурная группа — император Адриан, управляющий квадригой, в образе божества Гелиоса. По свидетельству Иоанна Антиохийского, кони, впряжённые в колесницу, были столь огромны, что сквозь отверстие их глаз мог свободно пролезть взрослый человек. До наших дней от статуи сохранилась лишь голова императора, которая находится в Ватиканском музее.
Квадратное основание Мавзолея Адриана было обнесено бронзовой решёткой со столбами, украшенными бронзовыми позолоченными павлинами. Снаружи сооружение украшали пилястры с роскошными капителями, на которых были выставлены лучшие мраморные статуи, привезённые из разных концов Римской империи. Через узкие ворота и тёмный коридор со сводами открывался вход в четырехугольную погребальную камеру. Освещалась она косыми отверстиями, сделанными в стенах, в нишах которых стояли урны с прахом императоров.
Мавзолей перестраивают в замок
Выгодное стратегическое расположение Мавзолея Адриана не осталось без внимания и в конце III века император Аврелиан, занимаясь укреплением обороны Рима от варваров, включил его в число оборонительных сооружений.
В 590 году мавзолей получает название, которое сохранилось до наших дней — Замок святого Ангела. Согласно легенде во время понтификата Григория Великого, ему было видение Архангела Михаила, стоящего на вершине замка и вкладывающего меч в ножны. Явление Архангела было истолковано как известие об окончании страшной эпидемии чумы, свирепствовавшей в Риме уже долгое время. В честь этого видения также был переименован и уже упоминавшийся мост через Тибр.
С 590 года Замок святого Ангела стал не только частью оборонительных сооружений, но и местом папского убежища во время осад Рима. Например, в 1494 году в замке укрывался папа Александр VI (от Карла VIII Валуа), а в 1527 году — папа Клемент VII (от Карла V Габсбурга). Для безопасного проникновения в замок из Ватикана функционировал специальный коридор Пассетто в Леонинской стене. Поверхность стены была настолько широка, что по ней свободно проезжала повозка. На случай вынужденного пребывания папы специально реконструировали отдельные залы и покои, стены украсили фресками, а к зданию пристроили приватные лоджии. Чтобы повысить оборонительную эффективность замка, в середине XV века возвели четыре угловых бастиона и вырыли глубокий ров. Бастионы были названы в честь святых апостолов, авторов четырёх канонических Евангелий (Матвей, Марк, Лука, Иоанн). Их итальянские названия следующие: бастион Сан–Маттео, бастион Сан–Марко, бастион Сан–Луки и бастион Сан–Джованни.
В XVI веке на вершине замка была установлена каменная с железными крыльями статуя Ангела. В 1753 году её заменили бронзовой скульптурой, потому что каменный ангел сильно пострадал от удара молнии. Новая статуя действительно производит впечатление убирающего в ножны, а не достающего меч ангела. Такое ощущение достигается обращённым к оружию взором ангела.
Примерно с конца XIV века подвальные помещения замка стали использовать в качестве тюремных камер для особо важных преступников. В их число входили мыслители и философы, поэты и художники, политические деятели и учёные. В списке узников тюрьмы Замка святого Ангела значатся такие известные в своё и незабытые в наше время личности как Томмазо Кампанелла, Галилео Галилей, Джордано Бруно, Аристотель Фиораванти, граф Калиостро, гуманисты Бартоломео Платина и Помпонио Лето, а также многие другие выдающиеся личности, чьи научные и логические взгляды подрывали авторитет всемогущей Церкви.
Известные узники замка
В 1527 году известный скульптор и ювелир, любитель уличных драк и смутьян Бенвенуто Челлини участвовал в обороне замка, сражаясь за папскую власть против имперских войск. Через два года он занял должность начальника папского монетного двора, но позже был обвинён в краже папских драгоценностей и брошен в тюрьму. Здесь-то бывшему участнику обороны замка и пригодилось подробное знание всех коридоров, помещений и камер. История говорит о том, что это был единственный побег из тюрьмы неприступного замка. Покинув Рим, Челлини с успехом продолжал создавать свои шедевры, поступив на службу к Медичи во Флоренции. На стене его бывшей камеры сегодня можно увидеть выцарапанный рисунок мастера, названный «Иисус Воскресший».
А в 1789 году в Замке святого Ангела побывал и легендарный граф Калиостро. После побега из Англии от преследовавших кредиторов он осел в Риме, однако пристально следившая за безбожником святая инквизиция арестовала графа. Ему было предъявлено множество обвинений в ереси, мошенничестве и франкмасонстве. Именно последний пункт считался в то время самым тяжким грехом и карался смертью. Следствие продолжалось два года. В марте 1791 года Калиостро предложили публичное покаяние, на которое он и согласился, чтобы избежать казни. Босой, с покрытой чёрным покрывалом головой, граф медленно прошёл от Замка святого Ангела до церкви Санта-Мария-сопра-Минерва, где и совершил торжественный ритуал покаяния. Калиостро был «помилован» и заточён в тюрьму крепости Сан-Лео до конца жизни.
Великий учёный и астроном Джордано Бруно провёл в подвалах замка шесть лет. Его арестовали по обвинению в ереси, так как он поддерживал теорию Коперника о вращении Земли вокруг Солнца. Инквизиция требовала отречения от своих убеждений, однако учёный оставался непреклонен. В феврале 1600 года суд признал Джордано Бруно еретиком и приговорил к сожжению на костре.
В апреле 1633 года в Замке святого Ангела на протяжении 18 дней находился другой знаменитый учёный — Галилео Галилей. Только благодаря признанию своих убеждений ошибочными и публичному покаянию Галилей смог избежать костра инквизиции. Его объявили не еретиком, а «сильно заподозренным в ереси» и приговорили к тюремному заключению, которое папа римский «великодушно» заменил строгим домашним арестом. Всю оставшуюся жизнь великий учёный провёл в вынужденном уединении. За малейшее нарушение режима Галилею постоянно угрожали переводом в тюрьму. Все его будущие труды и работы подвергались убийственной цензуре.
Архитектор и инженер Аристотель Фиораванти пользовался большой популярностью в Италии и был востребован как талантливый инженер. Однако в 1473 году по ложному доносу его обвинили в изготовлении поддельных золотых монет, арестовали и на девять месяцев заточили в тюрьму Замка святого Ангела. Не сумев доказать вину Фиораванти освободили, но лишили всех прав и привилегий. Тогда он принял предложение российского царя Ивана III переехать жить и работать в Москву. Итальянский архитектор возвёл в Московском Кремле знаменитый Успенский собор, а также проектировал новые стены и башни Кремля. В 1482 году в качестве военного инженера и начальника артиллерии Фиораванти участвовал в походе Ивана III на Новгород, отличившись сооружением крайне полезного понтонного моста. После этого мастер предпринял тайную попытку вернуться в Италию, но был схвачен и помещён в тюрьму, пока вновь не изъявил желание служить верой и правдой.
Есть основания полагать, что важную роль в нежелании папы смягчить наказание сыграло огромное финансовое состояние семьи Ченчи, которое при условии смерти прямых наследников означало конфискацию в пользу Церкви. В последствии, запутанная история об истинных причинах преступления с множеством странных обстоятельств, оказалась чрезвычайно красочным сюжетом и надолго вошла в европейскую литературу.
Музей в Замке святого Ангела (Рим)
В 1871 году Рим стал столицей объединённого Итальянского государства, и новые власти закрыли тюрьму, давно ставшую символом феодализма и засилья Церкви. Короткий период времени замок выполнял функции казармы и военного склада. Со стен исчезли фрески скрытые под тяжёлым слоем белой штукатурки, а многочисленные залы старинного замка находились в запущенном состоянии. По инициативе начальника казармы, полковника Луиджи Дюрана де ла Пенне и капитана Мариано Боргатти была начата реставрация замка и открыт военный музей, который в 1901 году был преобразован в Национальный музей.
Первый уровень Замка святого Ангела
Знакомство с замком начинается с узкого Двора Спасителя из-за расположенного здесь мраморного бюста Христа, датируемого XV веком. Круговой коридор под открытым небом ведёт во Двор Обречённых, где расстреливали приговорённых к смерти узников тюрьмы. Во Двор выходят двери бывшей Капеллы Креста, где сейчас находится книжный магазин музея.
Через большую арку у входа в замок по ведущим вниз лестницам можно попасть на исходный уровень, где изначально и находился Мавзолей Адриана. Широкий коридор ведёт к прямоугольной комнате с большой полукруглой апсидой, где раньше находилась колоссальная статуя Адриана. От древнего зала гробницы Адриана, отходит спиральный туннель с высоким сводом, через который можно попасть на более высокий уровень.
Второй уровень Замка святого Ангела
Второй уровень замка начинается с Зала Урн, в котором в глубоких арочных нишах расположены урны с прахом Адриана, его жены Сабины и их сына Элио Цезаря. Рядом расположены тюремные камеры, где содержали узников Замка святого Ангела, а также Зал правосудия, в котором зачитывались их смертные приговоры. В этой части замка в ходе археологических раскопок были найдены многочисленные ниши и помещения для хранения стратегических запасов на случай осады (зерно, масло, фураж).
Третий уровень Замка святого Ангела
Переходя на третий уровень замка, посетители попадают в небольшой квадратный Двор Ангела, где с 1747 года находится повреждённая статуя каменного ангела, некогда венчающего Замок святого Ангела. На восточной стороне двора находится вход в папские покои, через которые можно попасть во владения папы Климента VIII. После неудачной реставрации в комнате папы расположили камин, два портала с эмблемой папы Климента X, а также массивную дверь эпохи ренессанса. Следующее помещение — Зал Аполлона — яркий пример трансформации военной крепости в аристократическую резиденцию. В 1534 году папа Павел III с роскошью устроил свои апартаменты, оформив стены покоев фресками флорентийского мастера Перино дель Вага на тему мифических историй об Аполлоне.
По приказу папы Евгения IV недалеко от папских покоев была устроена капелла в честь святых Косма и Дамиана бессребреников, врачевателей и чудотворцев. В 1450 году по желанию Николая V папские апартаменты и капеллу соединили проходом. В ходе реставрационных работ, которые были поручены Микеланджело Буонарроти, были расписаны боковые стены капеллы. Алтарь, изображающий Мадонну с младенцем, был оформлен Рафаэлло да Монтелупо. Далее по коридору расположены апартаменты, состоящие из: двух маленьких комнат и ванной, в которых в течение шести месяцев находился в осаде папа Клемент VII. Ванная комната устроена по примеру древних терм с подачей по трубам горячей воды. Оформлением великолепного интерьера (роспись и фрески) занимались известные живописцы Джованни да Удино и Джулио Романо.
Четвёртый уровень Замка святого Ангела
Особого внимания заслуживают несколько залов на этом уровне. Зал Персея с украшенными позолоченной лепниной и фресками рассказывает легенду о Персее. В этой не большой комнате можно увидеть гобелены, предметы мебели, а также картины: «Плач по Христу», выполненную в манере Феррарской школы живописи, и «Дама с единорогом» работы Лука Лонги. Следующий Зал Амура и Психеи назван в честь оформленных фресками стен на тему мифических рассказов Апулея. Здесь находятся маленький алтарь, кровать и несколько картин: «Отдых на пути в Египет» работы Федерико Бароччи, «Несение креста» Себастьяно дель Пьомбо и портреты пап Павла III и Александра VI. Зал Паолина зал создан в середине XVI века как приёмный зал Павла III Фарнезе и с тех пор стал залом для приёма послов, почётных посетителей и важных гостей. Зал отличается пышным и богатым декором.
Пятый уровень Замка святого Ангела
Пятый уровень открывает Комната казначейства, которая использовалась для хранения казны и церковных архивов. По периметру круглого зала расположены двенадцать шкафов из орехового дерева, а в центре — деревянные и железные лари, установленные по приказу папы Сикста V, доступ к которым имел только он. Далее следуя по маленькому коридору можно попасть в Библиотеку замка, бывшую ранее апартаментами Павла III, и украшенную живописными фресками, темой которых является величие Римских императоров и католической Церкви.
Шестой уровень Замка святого Ангела
Шестой уровень завершает экскурсионный маршрут на Террасе Ангела, с которой открывается вид на Тибр и Собор святого Петра. Слева на вершине расположен «Колокол осуждённых», который извещал о предстоящей казни. С террасы можно попасть в Колонный зал и Зал Флагов, где сохранены флаги полков пехоты итальянской армии.