в каком городе находится витебский вокзал самый первый вокзал в россии
Первый в России: главные факты о Витебском вокзале
Что значит «палец императора» в истории вокзала, кто управлял первым паровозом России и другие интересные факты в материале «Санкт-Петербург.ру».
«Палец императора»
Фон Герстнер прибыл в Россию в 1834 году, а через год встретился с императором Николаем I, чтобы обсудить проект. Получив поддержку правителя, инженер начал работать над дорогой.
Согласно легенде, первый маршрут путей до Царского Села нарисовал император. В конце прямой линии на схеме можно увидеть непонятную загогулину неподалеку от конечной станции. Говорят, ошибка появилась, когда Николай случайно задел карандашом свой палец. Царь не хотел попасть впросак, поэтому приказал строить дорогу четко по схеме, как будто так и задумано.
| |
Фото: citywalls.ru
«Проворный»
«Железная дорога находится там, где Гороховая, опустев, примыкает к однообразным казармам, там, где вы проезжаете в дорожной карете в Москву или летом в Царское Село, где поутру и вечером по барабану и веселой музыке строятся, проходят, стреляют гвардейские полки – далеко за Обуховским мостом, подле церкви Лейб-гвардии Семеновского полка. Из временного деревянного строения выбегают рельсы или шины, пролегают вдоль по Введенскому каналу и Семеновскому плацу до Обводного канала», – писали про открытие вокзала «Санкт-Петербургские ведомости».
После всех подготовок первая официальная поездка состоялась 30 октября 1837 года. Почетным пассажиром паровоза «Проворный» был Николай I, а машинистом выступил фон Герстнер. Историческая поездка заняла всего лишь 35 минут. Даже спустя почти 200 лет на это уходит столько же времени.
Новую версию вокзала открыли в 1852 году. Здание существовало до начала XX века, после чего его заменили на нынешний вариант.
| |
Фото: Instagram / @andrey_uspenskiy, @telejulia
Новый вокзал для нового века
Для начала XX века вокзал был очень современным по внешнему виду. В интерьере использовалось большое количество металла, витражи, лепные панно и другие декоративные элементы.
При строительстве вокзала использовались новые для России технологии. Инженеры решили не скрывать несущие металлические конструкции, а оставить их видимыми для пассажиров. В этом усматривается сходство с Эйфелевой башней, а также с европейскими постройками в стиле модерн.
Два этажа
Еще одно отличие Витебского вокзала от остальных в Петербурге – все перроны расположены на втором этаже. Такое неудобство связано с особенностями конструкции железнодорожных развязок. Насыпь возле Обводного канала, где укладывали пути, пришлось поднять примерно на пять метров.
В прошлом для пассажиров работали красивые лифты для багажа. Сейчас их не используют, вместо этого действуют новые подъемники.
| |
Фото: Instagram / @verainterior13
Чью память увековечили на вокзале
Вторую композицию открыли в 2014 году, через сто лет после начала Первой Мировой войны. Памятник «Русской гвардии Великой войны» представляет собой крест, стилизованный под вагон с солдатами.
«Вокзал для двоих»
Столь красивый вокзал не мог не появиться в различных фильмах. Например, в нем происходит действие одной из финальных сцен культового фильма Эльдара Рязанова «Вокзал для двоих».
| |
Фото: Instagram / @irish_st, @maria_dolbish
Ресторан Серебряного века
Заведение, популярное среди творческих и обеспеченных людей, работало на протяжении века, а затем закрылось на 15 лет. В ходе реставрации были воссозданы исторические интерьеры, но не в полном объеме. В частности, современные посетители ходят по дубовому паркеты, а не по мраморному полу.
В советские времена в здании стояла перегородка, которая отделяла ресторан от картинного зала. Теперь стены нет, как и было изначально задумано.
В картинном зале есть несколько панно, которые рассказывают историю Царскосельской железной дороги. На изображениях также можно увидеть, как менялся облик вокзала.
Царскосельский, Детскосельский или Витебский
У вокзала было три названия. Сначала он назывался Царскосельским. Второе имя появилось в 1918 году, когда в России сменилась власть. Царское Село было переименовано в Детское Село, поэтому и вокзал стал Детскосельским.
Окончательный вариант, Витебский, был утвержден в 1935 году. Название выбрано по конечной точке железной дороги на западном направлении.
Витебский — старейший железнодорожный вокзал Петербурга, самый первый в России
Витебский вокзал — один из 5-и действующих вокзалов Санкт-Петербурга и один из 4-х вокзалов, которые обслуживают поезда дальнего следования. Самый старый железнодорожный вокзал в России.
Среди всех железнодорожных вокзалов Петербурга Витебский вокзал отличается тем, что перед ним нет большой привокзальной площади. Фасады здания выходят: центральный — на Загородный проспект; восточный — на Винокурцевский проезд; западный, который выходил на Введенский канал, теперь после его засыпки — на улицу Введенского канала.
Витебский в дереве и камне
Витебский — самый первый вокзал в России. В 1837 году построили одноэтажное деревянное здание для первой в России Царскосельской железной дороги, которая связывала Санкт-Петербург и Царское село.
Состоялась торжественная церемония открытия 11 ноября 1837 года. Первым паровозом на этой ж/д магистрали стал «Проворный». В качестве машиниста выступил руководитель строительства железной дороги и инженер — Франц Герстнер. Среди почётных пассажиров был император Николай I.
Каменное здание вокзала возвели в 1849—1852 гг. Автором проекта стал Константин Андреевич Тон. Сооружение просуществовало до начала XX века. Первые и прежние названия Витебского вокзала — Царскосельский вокзал и Детскосельский вокзал.
Витебский модерн
Современное здание вокзала было построено в 1904 году. Его отличало немало трендовых новшеств. Так, например, в проекте была заложена непривычная для того времени архитектура, включающая в себя обилие металла. Здание стало одним из первых общественных построек в стиле модерн.
Здание отличалось планировкой, непривычной для подобных сооружений начала XX века — когда крупные объёмы группируются асимметрично, с учётом их функционального назначения. Здесь чётко прослеживается основной принцип построения зданий модерна «изнутри — наружу». Внешний облик здания отражает его внутреннюю конструкцию, которая в свою очередь создана, исходя из рациональных соображений.
Ж/д сооружение было возведено по проекту академика архитектуры С. А. Бржозовского. В строительстве участвовал гражданский инженер С. И. Минаш. На церемонии открытия вокзал получил восторженную оценку современников. Сейчас здание имеет оригинальное купольное завершение, часовую башню, дебаркадер вокзала имеет арочное перекрытие.
Памятники и мемориалы вокзала
Сооружения близ Витебского
На берегу Введенского канала был построен Царский павильон Императорской ветки Царскосельской железной дороги, куда прибывали поезда членов императорской фамилии. Сейчас — неиспользуемое здание железнодорожного вокзала, в декабре 2017 года ранее свободный доступ внутрь здания был перекрыт.
Через Обводный канал перекинут Царскосельский железнодорожный мост. Напротив Витебского вокзала на противоположной стороне Загородного проспекта находится Военно-медицинский музей — крупнейший российский историко-медицинский музей мирового класса. Перед этим музеем разбит сквер, в котором до сноса в 1933 году находился Введенский собор лейб-гвардии Семёновского полка.
Витебский в искусстве
На вокзале проходили съёмки для таких фильмов, как «Двадцатый век начинается»; «Приключения Шерлока Холмса», где Витебский вокзал играет роль лондонского вокзала «Виктория»; «Вокзал для двоих», «Брат», «Улицы разбитых фонарей».
На Витебский вокзал, который в 1918 году был ещё Царскосельским, прибывает поезд с героями песни Александра Розенбаума «Путешествие из Одессы в Петроград»:
И вот на горизонте Царскосельский вокзал
Встречает урков с мясом пирожками.
Витебский вокзал в Санкт-Петербурге
Построенный в 1837 году, он несколько раз менял название: с Витебского на Царскосельский, Детскосельский, и снова стал Витебским. Здание в стиле модерн на Загородном проспекте Петербурга роскошью встречает пассажиров, прибывающих с Южного направления. Зеркала и латунные ручки, лепнина и художественная ковка, картины русских художников о самых масштабных стройках того времени — Царскосельской железной дороги, Петропавловской крепости, порта Одессы.
История создания
Это уже третье здание вокзала. Первое, деревянное, открыли одновременно с началом движения по железной дороге. Хотели построить на Фонтанке, но не хватило денег. В итоге скромная станция для пассажиров едва вмещала зевак, приходивших посмотреть на чудо того времени — прибытие поезда. От сигнального свиста толпа шарахалась, и его сменили звуки органной музыки.
В первый рейс до Царского Села отправился паровоз «Проворный» с восемью вагонами. Им управлял инженер и руководитель строительства Франц Герстнер. В числе пассажиров был император Николай I. Постепенно железная дорога вошла в моду, и деревянный вокзал перестал справляться с потоком. Его заменили двухэтажным каменным, построенным известным архитектором Константином Тоном. А через полвека открыли современный Витебский вокзал — проект академика архитектуры Станислава Бржозовского.
Это первая общественная постройка в Санкт-Петербурге в стиле модерн. Большой купол, часовая башня, арки дебаркадера, обилие стекла и металла вызвали восторг современников. Его называли «бесспорно, самый интересный среди вокзалов нашей столицы». Парадный зал с 20-метровым потолком и парадной лестницей с мраморными перилами. И как главный акцент — бюст Николая I, по указу которого и строились железные дороги в стране. Витебский вокзал блистал техническими новинками: лифты для багажа и пассажиров, транспортеры, электрическое освещение и рельсы, расположенные на уровне второго этажа. Когда укладывали пути, насыпь подняли почти на 5 метров. Третий железнодорожный путь предназначался исключительно для императорской семьи.
По случаю открытия нового вокзала пресса радостно бурлила: «Ужасно надоело ездить в деревянную хибарку, приютившуюся в уездном захолустье Семеновского плаца, видом своим напоминающего соборную площадь в Миргороде времен Гоголя», — писали репортеры «Нового времени».
Здание оценили не только пресса и пассажиры, но и режиссеры. Роскошь в стиле модерн служила бесплатной декорацией при экранизации Игорем Масленниковым истории о Шерлоке Холмсе. Витебский «исполнил роль» сразу двух лондонских вокзалов: Виктории в серии «Смертельная схватка» и Паддингтона в картине «ХХ век начинается». Всего же здесь сняты эпизоды к 150 музыкальным клипам и художественным фильмам. В их числе — «Статский советник», «Исаев», «Идиот» и романтическая история «под шум колес» «Вокзал для двоих».
Реконструкция вокзала
За сто лет службы в сыром климате здание заслужило масштабную реконструкцию. К 300-летию Северной столицы обновили и «железнодорожные ворота города». Заменили инженерные сети, коммуникации, вернули главному фасаду и куполу былое величие. Вокзал покрасили в первоначальный серо-желтый цвет, вновь распахнуло свои двери знаменитое «Императорское кафе».
К другому юбилею, 170-летию Российских железных дорог, открыли памятник главному строителю Царскосельской линии — Францу Антону фон Герстнеру. А к 150-летию железной дороги установили макет паровоза «Проворный». В музее Витебского вокзала собраны все модели первых составов. Впрочем, и сам вокзал словно большой музей — новой эпохи, начала железнодорожного сообщения в России.
Витебский вокзал (Санкт-Петербург)
Витебский вокзал | ||||
Витебское направление | ||||
Октябрьская железная дорога | ||||
---|---|---|---|---|
Санкт-Петербургское отделение | ||||
Дата открытия |
Культурное наследие Российской Федерации, объект № 7810030000 объект № 7810030000 |
Санкт-Петербург — Оредеж | |
---|---|