в каком городе находится самый крупный музей россии эрмитаж
Музей «Государственный Эрмитаж» в Санкт-Петербурге
Эрмитаж в Санкт-Петербурге – один из лучших музеев, который вы когда-либо посетите. Расположен в красивом Зимнем дворце и является местом где собрана одна из самых больших коллекций произведений искусства в мире. Его посещают более 5 миллионов человек в год, и это один из самых известных и посещаемых музеев в мире. Итак, давайте узнаем, некоторую информацию о нём и советы о том, как лучше всего исследовать сокровища Эрмитажа.
Что же такое – Эрмитаж
Уверены, что многие видели на фотографиях Санкт-Петербурга красивое бело-зеленое здание на одной из площадей. Это Зимний Дворец – бывшая резиденция русских императоров, а площадь перед ним – Дворцовая.
Теперь давайте кратко пробежимся по истории этого прекрасного места. Российская императрица Екатерина Великая основала Эрмитаж в 1764 году. Она была настоящим меценатом и положила начало коллекционирования произведений искусства в Зимнем дворце. С тех пор музейные коллекции пополнялись и преображались. Таким образом, в настоящее время они включают в себя большое количество предметов искусства со всего мира. Здесь можно познакомиться с шедеврами Древней Греции, с искусством Древнего Египта, живописью фламандских художников, итальянской живописью эпохи Возрождения, искусством и культурой России, а также увидеть роскошные государственные и частные покои императоров.
Строительство
Впечатляет не только коллекция, но и здание, в котором расположен музей, само по себе произведение искусства. Он состоит из шести зданий, но центральной его частью является Зимний дворец с узнаваемым зеленым фасадом.
Интересно, что Зимний дворец несколько раз перекрашивали в течение истории, в разные цвета. Какое-то время он был красным, желтым и т. д., и только после Второй мировой войны его перекрасили в исходный светло-зеленый цвет.
Он использовался как дворец и дом для семьи Романовых. Екатерина Великая организовывала здесь множество мероприятий, от маскарадов для знати до грандиозных приемов и различных церемоний. Его первоначальное предназначение всё ещё ощущается в интерьере с большими холлами и исторической мебелью.
Некоторые комнаты действительно выделяются своей отделкой стен и мебелью. Особенно примечательна галерея, известная как «Лоджии Рафаэля». Она была создана в 1780-х годах как копия комнаты, расписанной Рафаэлем в Апостольском дворце в Риме.
Что посмотреть в Эрмитаже
Многие туристы, собирающиеся посетить Санкт-Петербург, ставят Эрмитаж в свой список желаний. И неудивительно, так как он, настоящее чудо света.
Разумеется, посмотреть все его выставки за одно посещение невозможно. Чтобы не перегрузить себя количеством вещей, которые стоит увидеть, спланируйте заранее свой визит. Хотя бы, подберите пару тематик, которые интересны больше всего.
Коллекции
Эрмитаж, насчитывающий более 3 миллионов предметов, ещё раз повторимся, что он является вторым по величине музеем в мире. Говорят, что если потратить всего минуту, наблюдая за каждым экспонатом, нужно будет провести в нём 11 лет. Одиннадцать лет, Карл 😅. Лучшая часть коллекции – подборка западноевропейского искусства. Среди самых известных – работы итальянских художников эпохи Возрождения, таких как Леонардо да Винчи и Рафаэль, или голландских мастеров, таких как Рембрандт. Помимо этого, среди самых интересных – коллекции древнего Египта, античного искусства, живописи в стиле барокко и классической скульптуры.
Интерьеры
Вы уже в курсе, что Эрмитаж – бывший дворец императоров России. Поэтому его часто называют Зимний дворец. Многие русские цари проживали в этой резиденции, принимали почетных гостей и устраивали грандиозные празднества.
Сейчас у гостей есть возможность полюбоваться роскошными парадными залами и уютными частными комнатами монархов.
Наверняка многие видели на фотографиях знаменитую Иорданскую лестницу, которая изумляет своим колоритом на входе. Эта самая лестница – первая анфилада Зимнего. В анфиладу парадных комнат включены: Малахитовый зал, Большой тронный зал, Ротонда, Военная галерея и Николаевский зал и т. д. Торжественные залы – самые эффектные в музее.
Также, можно увидеть залы с внутреннем убранством разных периодов и стилей. Они знакомят, как жили и украшали свои дома русские дворяне и аристократия.
Главный штаб
Длинное здание жёлтого цвета напротив Эрмитажа и есть Главный штаб. Это тоже часть музея, тут также проводятся великолепные выставки.
Самая знаменитая коллекция, размещённая в Главном штабе, – собрание импрессионистов и постимпрессионистов, включающая полотна Пикассо, Моне, Ренуара, Мане, Ван Гога, Сезанна, Гогена.
К тому же, тут находятся комнаты с интерьерами времен Императорской России.
Билеты
Можно приобрести билеты в кассах расположенных у входа. Только не пугайтесь, обнаружив длинную очередь – это норма для Эрмитажа. Также можно купить билеты в автоматах во дворе музея.
Можно приобрести билеты онлайн, так вы сэкономите своё время.
Советуем приобрести двухдневный билет. Он имеет хорошую ценность. 1-й день проведёте в Зимнем дворце, а 2-й – в Главном штабе.
Стоит отметить, что посещение Эрмитажа для дошкольников, школьников, студентов бесплатное (просто попросите в кассе бесплатный детский билет).
Эрмитаж в Санкт-Петербурге
Государственный Эрмитаж
Эрмитаж в Санкт-Петербурге – российский музейный комплекс мирового значения, первые здания которого были заложены при императрице Елизавете. До сих пор изящность и гениальность Эрмитажа вызывают восторг у многих современных экспертов. Основы коллекции были собраны еще при Екатерине II, по ее же приказу отстраивались отдельные здания для хранения произведений живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства. Сегодняшний комплекс включает пять исторических зданий на Дворцовой площади, среди которых Зимний дворец считается основным, дворец Меншикова на Университетской набережной и здание Главного штаба.
Сэкономь на путешествии!
Видео: Эрмитаж
Общая информация
История Эрмитажа
Строительство комплекса началось с возведения в середине XVIII века по заказу Елизаветы Зимнего дворца. Архитектор Франческо Растрелли трудился над зданием с 1754 по 1762 год. Первоначальный проект был выдержан в пышном барочном стиле, но значительную часть интерьеров в дальнейшем изменили в соответствии с требованиями классицизма.
Пришедшая к власти вскоре после окончания строительства Екатерина II не только санкционировала появление Большого и Малого Эрмитажа и Эрмитажного театра, но и заложила в 1764 году основу коллекции будущего музея. Первыми экспонатами стали фламандские и голландские полотна современных титулованной покупательнице мастеров. В это же время Юрием Фельтеном был построен двухэтажный барочно-классицистический дом для развлечений императрицы. Через пять лет к нему был присоединен спроектированный Жан-Батист-Мишелем Валлен-Деламотом корпус, с которым его соединяла галерея висячих садов. Ансамбль назвали Малым Эрмитажем.
В 1771-1787 годах на берегу Невы по проекту Фельтена построили и Большой Эрмитаж, поскольку коллекции книг и картин разрослись и не помещались в старых помещениях. Через 5 лет Джакомо Кваренги, создатель Эрмитажного театра, завершил пристрой к нему. При Екатерине в фонды музея поступали работы крупнейших итальянских мастеров, Рембрандта, на втором этаже Зимнего дворца был оформлен роскошный Георгиевский зал.
Кареты возле входа в Эрмитаж Зал Рубенса Георгиевский зал
Эрмитаж в XIX веке
После завершения войны с французами Эрмитажу досталась коллекция Жозефины Богарне, супруги Наполеона. Отечественная война 1812 года наложила отпечаток на облик Эрмитажа: в царствование Николая I делалось все, чтобы увековечить память героев сражений. В залах комплекса появлявились портреты полководцев, рельефы с патриотической символикой.
В николаевский период над внутренним убранством Эрмитажа работал Александр Брюллов, брат знаменитого живописца. Он оформлял интерьеры Зимнего дворца, вместе с Василием Стасовым восстанавливал Петровский и Фельдмаршальский залы после разрушительного пожара 1837 года.
Оформление залов Зимнего дворца
История комплекса в XX веке
Во время Первой мировой в Эрмитаже был организован госпиталь. После Февральской революции здесь заседало Временное правительство, которое было арестовано прямо во дворце во время большевистского переворота. 12 ноября 1917 года Эрмитаж стал государственным музеем. До Второй мировой войны коллекция существенно выросла за счет национализации частных собраний и объединения разных музеев, ценные экспонаты пришли из союзных республик. Во время войны собрание эвакуировали в Свердловск, с ноября 1945 года все снова было возвращено на свои места.
С 1981 года посетителей Эрмитажа в Санкт-Петербурге начал принимать дворец Меншикова с экспозицией, посвященной культуре и быту петровского времени. В Эрмитажном театре в 90-е открылся «Зимний дворец Петра I». Часть экспозиций переехала в Главный штаб.
Госпиталь во дворце во время Первой мировой войны Сестры милосердия в Зимнем дворце во время Петрвой мировой войны
Современное состояние
В XXI веке Государственный Эрмитаж открывает свои представительства за рубежом и в российских регионах: это выставочные центры в Лондоне и Лас-Вегасе, Амстердаме, Казани, Ферраре, Выборге. Реконструируется Большой парадный двор, открывается новый вход в Эрмитаж. В ведение комплекса переходит собрание музея Ломоносовского фарфорового завода.
Коллекции музея
Осмотреть всё собрание за один визит физически невозможно, поэтому посетителям предлагают самостоятельно разрабатывать маршруты в соответствии со своими интересами. С архитектурной точки зрения наиболее привлекательны интерьеры Зимнего дворца, живописные шедевры сосредоточены в залах Большого и Нового Эрмитажа.
Зимний дворец
Основная экспозиция первого этажа Зимнего дворца – древнее искусство и археология, второго – живопись Англии и Франции XVI-XVIII вв. и интерьеры различных эпох, третьего – классическое искусство стран Азии. Отдельного упоминания заслуживают залы второго этажа: Тронный, Александровский, Большой, Концертный, камерные помещения императрицы Марии Александровны и семьи последнего императора.
Скифская фигурка из золота, VII в. до н. э. Стела Хекаиба. Древний Египет. XXII–XXI вв. до н. э. Зал, посвященный искуству Древней Греции Скульптурный портрет Вольтера Экспозиция, посвященная искусству Древней Индии Старинный фарфор Зал французского искусства XVIII в.в. Триптих «Поклонение волхвов». Ниделанды. XV век Малая столовая
Малый Эрмитаж
С Зимним дворцом здание соединяет Сивков переход с площадкой, где хранятся древнеримские мозаики, саркофаги и рельефы. В названии зала увековечено имя Александра Сивкова, архитектора Эрмитажа советского периода, объединившего все здания в общее музейное пространство. Павильонный зал, окна которого выходят на Неву, в середине XIX века был оформлен Штакеншнейдером, не пожалевшим для стен и потолка позолоты и хрусталя. Здесь экспонируются четыре копии Бахчисарайского фонтана, мозаики и часы «Павлин». Бронзовый часовой автомат работы английских мастеров XVIII века до сих пор функционирует – его «пение» можно услышать каждую среду, в 19 часов. В Романовской галерее, со стороны Зимнего дворца, хранятся средневековые экспонаты, украшенные эмалями, резьбой по дереву и слоновой кости, фаянсовая посуда. Галерея приводит посетителей в зал голландской и фламандской живописи. В противоположной Романовской, Петровской галерее хранятся немецкие картины и скульптуры XV-XVIII вв.
Старый (Большой) Эрмитаж
С первого этажа Старого Эрмитажа на второй, выставочный ведет Советская лестница из белого и розового мрамора. Она была возведена по проекту Штакеншнейдера в середине XIX века на месте бывшего Овального зала, от которого остался духоподъемный плафон с изображениями богини Минервы и русского юношества. Название, вопреки расхожему мнению, не имеет к СССР никакого отношения: в этом здании еще в XIX веке располагался Государственный совет.
Большой Эрмитаж вовсе не велик по сравнению с внушительным Зимним дворцом и Новым Эрмитажем. Скромные объемы компенсируются ценностью коллекций – именно здесь, в Невской анфиладе, хранятся шедевры итальянского Возрождения: фрески Фра Беато Анджелико, рельефы Антонио Росселино, алтарь Сандро Боттичелли, «Святой Себастьян» Пьетро Перуджино, «Оплакивание Христа» Веронезе, «Святой Георгий» Тинторетто. В зале Леонардо да Винчи воспроизведены французские интерьеры XVII века. Здесь выставлены знаменитые леонардовские «Мадонна Бенуа» и «Мадонна Литта». В зале Тициана можно увидеть «Данаю» и «Святого Себастьяна».
Фрагмент фрески Фра Беато Анджелико «Мадонна с Младенцем, св. Домиником и св. Фомой Аквинским» Советская лестница Росписи и лепнина на потолке еонардо да Винчи «Мадонна Бенуа», 1478-1480 Леонардо да Винчи «Мадонна Литта», 1490-1491
Новый Эрмитаж
Поскольку на набережной реки Невы уже не оставалось подходящего места, главный фасад Нового Эрмитажа выходит на Миллионную улицу. Он украшен знаменитыми мощными гранитными фигурами атлантов работы скульптора Теребенева. Это именно про них поется в известной песне Александра Городницкого:
Когда на сердце тяжесть
И холодно в груди,
К ступеням Эрмитажа
Ты в сумерки приди,
Где без питья и хлеба,
Забытые в веках,
Атланты держат небо,
На каменных руках.
Статуи Атлантов на фасаде Нового эрмитажа
Проект Лео фон Кленце предусматривал полную гармонию между экспонатами и дизайном стен, потолков, паркета. Именно поэтому многие залы украшены медальонами, мозаиками в стиле различных исторических эпох. На первом этаже здания представлены образцы античного искусства. К выставочным залам ведет Главная лестница из белого мрамора, окруженная гранитными колоннами. Древнейшие находки расположены в колоритном Двенадцатиколонном зале с мозаичными полами, настенными росписями, имитирующими древнеримские, и зелеными гранитными колонными.
В центре зала Большой вазы стоит изготовленная в 1843 году 19-тонная Колыванская ваза из зеленовато-серой яшмы. По периметру помещения расставлены мраморные скульптуры эпохи императора Траяна. В сводчатом зале Юпитера экспонируется огромная статуя Громовержца, вывезенная из загородного дома императора Домициана. В античном дворике со статуями воспроизведено убранство домов знатных римлян и греков. Мраморные фигуры украшают и зал Диониса. В греческих залах времен классики представлены копии работ знаменитых скульпторов: Фидия, Мирона, Поликтета, подлинные вазы.
Колывановская чаша «Царица чаш» Зал Диониса Зал Юпитера
На втором этаже Нового Эрмитажа хранятся самые ценные живописные собрания. В зале Рембрандта собраны 23 работы голландского мастера, в том числе «Возвращение блудного сына» и защищенная после нападения вандала особо прочным стеклом «Даная». В зале Рафаэля представлена итальянская керамика, работы учеников знаменитого живописца и его шедевры «Мадонна Конестабиле» и «Святое Семейство».
Центр здания образует анфилада из трех залов с верхним освещением, так называемых «просветов». Малый итальянский просвет украшает цветная лепнина и работы российских камнерезов. В Большом зале хранятся крупноформатные картины итальянских художников, сохранилась оригинальная мебель, выполненная по эскизам Монферрана и фон Кленце. В Испанском просвете экспонируются произведения Веласкеса, Сурбарана, Мурильо.
Оформление Малого итальянского просвета
Эрмитажный театр
Здание возведено на месте бывшего Зимнего дворца Петра I. Архитекторам удалось восстановить часть цокольного и первого этажа в помещениях под сценой. Осмотреть кабинет, столовую и парадный двор с санями Петра I можно со стороны Дворцовой набережной.
Интерьер фойе театра выдержан в серовато-голубых тонах, подчеркивающих пышность тяжелых люстр, изысканность медальонов, лепнины и потолочных картин. В зрительном зале, как в античном амфитеатре, установлено 6 полукруглых рядов скамей. Здесь, в идеальных для камерной оперы акустических условиях, проходят спектакли и концерты силами собственного оркестра и приглашенных из Мариинского театра певцов.
Дворец Меншикова
Барочное здание, первое капитальное строение Санкт-Петербурга из камня, стоит на Университетской набережной. Пока Меншиков был в силе, во дворце, центре огромной усадьбы, проходили основные развлекательные мероприятия царского двора. Впоследствии невостребованное здание обветшало до такой степени, что в ХХ веке реконструкция растянулась на несколько десятилетий. Некоторые помещения не восстановлены до сих пор. После передачи здания Эрмитажу в 1981 году в нем решено было воссоздать интерьеры первой трети XVIII века – анфилады парадных залов, Ореховый кабинет.
Меньшиковский дворец Потолочная роспись Большой зал Секретер Комод Старинные шахматы Убранство покоев Серебряная посуда Гобелены на стенах
Здание Главного штаба
Последнее приобретение музея – два здания, объединенные полукруглой триумфальной аркой, творение архитектора Карло Росси в честь победы Российской империи в войне 1812 года. Новое отделение музея представляет собой строгое трехэтажное здание с вытянутыми фасадами, монотонность которых нарушают только белоснежные коринфские колоннады. Долгие годы Главный штаб выполнял только официальную функцию, сейчас в части строения по-прежнему заседают представители военных ведомств. В настоящий момент залы здания реконструируются в соответствии с задачами музея – сюда переедет часть коллекций европейской живописи из Зимнего дворца.
Здание Главного штаба
Туристам
Главная часть комплекса «Государственный Эрмитаж» расположена на Дворцовой площади, к северу от станции метро «Адмиралтейская». Эрмитажный театр отделен от Зимнего дворца и других зданий ансамбля Зимней канавкой. Чтобы попасть во дворец Меншикова, нужно перейти Неву по Дворцовому мосту и, минуя Кунсткамеру, пройти около полукилометра к юго-западу по Университетской набережной. Музей Императорского фарфорового завода расположен возле станции метро «Ломоносовская».
Время посещения и стоимость билетов
Комплексный билет для осмотра всех зданий Эрмитажа стоит 400 рублей для граждан РФ и Беларуси, для гостей из других стран – 700 руб. Дети, студенты, пенсионеры проходят бесплатно. Каждый третий четверг месяца в музее действует акция – бесплатный день. Кроме того, безвозмездно посетить Эрмитаж можно 8 марта (для женщин), 18 мая и 7 декабря.
В разгар туристического сезона с мая по октябрь посетители с интернет-билетами попадают в здание через Шуваловский проезд со стороны Миллионной улицы, чтобы избежать очередей у кассы. Помимо прохода через «главный турникет», в Эрмитаж есть еще несколько входов для посетителей с разными видами билетов и групп. Музей не работает по понедельникам, на Новый год и в День Победы.
Билеты в Эрмитаж Очередь в кассы
Образовательные программы музея
Для детей в Эрмитаже проводятся квесты, работает изостудия, клубы и кружки, тематика которых выстраивается с учетом школьной программы. Для взрослых организованы тематические экскурсии, для студентов и старших школьников – виртуальные обучающие экскурсии. В школьные каникулы ученикам предлагают посетить «Неделю квестов» с десятком маршрутных листов.
Государственный музей «Эрмитаж»
Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж» в Санкт-Петербурге – один из крупнейших в мире художественных и культурно-исторических музеев.
Датой основания Эрмитажа (от французского ermitage — место уединения) считается 1764 год, когда российская императрица Екатерина II приобрела коллекцию произведений живописи у берлинского купца Иоганна Эрнста Гоцковского. День своего основания музей ежегодно празднует 7 декабря – в День святой Екатерины (по православному церковному календарю).
В XVIII-XIX веках в музей поступили коллекции графа Генриха фон Брюля (1769), барона Пьера Кроза (1772), лорда Роберта Уолпола (1779), графа Франсуа Бодуэна (1781), Кабинет резных камней герцога Орлеанского (1787), картины из Мальмезонского дворца Жозефины Богарнэ (1814), собрание маркиза Джана-Пьетро Кампаны (1861), собрание Александра Базилевского (1884), Царскосельский арсенал (1885).
В XIX веке в Эрмитаж стали поступать материалы археологических раскопок, а также случайные находки, составившие, в частности, основу знаменитой скифской коллекции.
В XX веке Эрмитаж пополнился собранием Петра Семенова-Тян-Шанского (1910), после революционных событий с 1918 года – национализированными коллекциями Шереметевых, Строгановых, Шуваловых, Юсуповых и др. В 1935 году в Государственный Эрмитаж поступило собрание музея Центрального училища технического рисования (Александра Штиглица), в 1948 году – коллекция новой европейской живописи конца XIX — начала XX века, в основном из собраний Сергея Щукина и Ивана Морозова, в 1950 году – собрание знамен и знаменных принадлежностей, знаменной графики, архив из Артиллерийского исторического музея. В 2001 году Эрмитаж пополнился коллекцией музея Ломоносовского фарфорового завода.
В 2014 году американский искусствовед, галерист и коллекционер Хэлен Драт Инглиш подарила Эрмитажу в честь его 250-летия коллекцию современного искусства США, которую оценивают примерно в два миллиона долларов.
Сейчас коллекция Государственного Эрмитажа насчитывает более трех миллионов экспонатов. В ее составе – живопись, графика, скульптура и предметы прикладного искусства, археологические находки и нумизматический материал.
Общая площадь залов Эрмитажа составляет свыше 233 тысяч квадратных метров, экспозиционно-выставочная площадь – 66,8 тысячи квадратных метров.
Основные экспозиции Государственного Эрмитажа расположены в Главном музейном комплексе, который находится в историческом центре Санкт-Петербурга. Его образуют шесть зданий, построенных в XVIII-XIX веках. Самое значительное из них — Зимний дворец — бывшая императорская резиденция, возведенная по заказу императрицы Елизаветы Петровны архитектором Бартоломео Франческо Растрелли в 1754-1762 годах, яркий памятник стиля барокко.
В Зимнем дворце, Малом Эрмитаже, Старом (Большом) Эрмитаже и Новом Эрмитаже представлены коллекции памятников культуры и искусства античного мира, Западной Европы, России, стран Востока, археологические и нумизматические собрания. В Главный музейный комплекс входят также Эрмитажный театр и Запасной дом.
Полное официальное название: Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Государственный Эрмитаж».
Формирование коллекций Эрмитажа берёт начало с частных коллекций произведений искусства, которые приобретались ещё российской императрицей Екатериной II.
Изначально коллекции размещались в отдельном дворцовом здании, которое было возведено начиная с 1764 года по указу Екатерины II рядом с Зимнем дворцом, и использовалось для личных нужд и узкого круга императрицы.
С 1771 года по заказу Екатерины II было построено ещё одно здание для размещения дворцовых коллекций и библиотеки. Ныне это Большой (старый) Эрмитаж.
В дальнейшем коллекции музея дополнялись новыми экспонатами.
Сегодня Государственный Эрмитаж является одним из крупнейших и самых посещаемых музеев мира. Ежегодно музей принимает около 5 миллионов посетителей.
Комплекс и коллекции музея Государственного Эрмитажа
Современный Государственный Эрмитаж представляет собой музейный комплекс, состоящий из нескольких зданий, преимущественно бывших дворцов и архитектурных доминант Петербурга.
К музейному комплексу Эрмитажа относятся:
— Главный музейный комплекс, расположенный в историческом центре Петербурга и состоящий из шести зданий;
— крыло Главного штаба;
-музей в здании Биржи;
— реставрационно-хранительский центр «Старая деревня»;
— музей Императорского фарфорового завода.
Также у Эрмитажа есть официальная 5-звездочная гостиница с изысканным интерьером роскоши царской России, которая располагается в тихой части исторического центра Санкт-Петербурга в историческом здании 19 века.
Главный музейный комплекс Государственного Эрмитажа
Четыре здания образуют единый музей:
Экспозиции Государственного Эрмитажа, расположенные в Зимнем дворце, представляют воссозданные парадные залы и апартаменты царской семьи, содержат коллекции древностей Евразии и Востока, а также собрание живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы и Востока. Подробнее о Зимнем дворце…
В залах же малого Эрмитажа находятся экспозиции живописи и прикладного искусства Западной Европы. А в Павильонном зале, созданном в 1850-х годах А. И. Штакеншнейдером, хранятся знаменитые часы «Павлин», изготовленные английским механиком в Лондоне в 1770-е годы. Подробнее о Малом Эрмитаже…
Здание было построено в 1842-1851 годах по указу императора Николая I в стиле историзм со строгостью и монументальностью облика.
В архитектуре здания особенно привлекательно крыльцо (портик) перед главным входом (улица Миллионная). Портик украшают 10 фигур атлантов огромных размеров, которые были высечены из серого сердобольского гранита и установлены на постаментах из гранита-рапакиви.
В залах здания музея, сохранивших свой исторический облик, расположены коллекции античного искусства, живописи, скульптуры и декоративно-прикладного искусства Европы.
Здание было возведено в 1771-1787 годах архитектором Ю. М. Фельтеном, по заказу императрицы Екатерины II как продолжение дворцовых строений, для размещения дворцовых коллекций и библиотеки. Поскольку здание было построено на берегу Невы рядом с Малым Эрмитажем, и превосходило последний своими размерами, то оно стало называться Большим Эрмитажем.
Расположенная в Старом Эрмитаже экспозиция представляет искусство Италии эпохи Возрождения.
По перечисленным зданиям (Главному музейному комплексу) проходят два маршрута:
— 1-й маршрут, при посещении которого в первую очередь доступны Парадные залы Зимнего дворца, а также экспозиции Старого и Нового Эрмитажей. Этот маршрут следует выбрать, если вы хотите, при посещении, сделать упор на осмотр западноевропейского изобразительного искусства и картинной галереи Эрмитажа, а также познакомиться с античными коллекциями музея;
— 2-й маршрут, при посещении которого в первую очередь доступны залы Зимнего дворца: дворцовые интерьеры и жилые покои императорской семьи, постоянные экспозиции русской культуры и стран Востока, а также английское и французское искусство и нумизматика. Во второй части данного маршрута посетители познакомятся с частью парадных залов Зимнего дворца (от Гербового зала) и с Картинной галереей и Античным искусством.
На каждый из маршрутов необходимо приобретать отдельные билеты.
Помимо перечиленного, в Зимнем дворце также расположена Галерея драгоценностей, которая состоит из двух постоянных экспозиций:
— Бриллиантовая кладовая, в которой представлены шедевры ювелирного искусства, начиная с древнейших времен и до начала 20 столетия, в том числе произведения Иеремии Позье, работавшего для трех императриц; изделия прославленной фирмы Фаберже; драгоценности из коллекций членов семьи Романовых; памятники церковного искусства и дипломатические подарки русскому Двору.
После экскурсии по кладовой посетители могут самостоятельно познакомиться с экспозициями искусства Античного мира и Древнего Египта, а также посетить залы, входящие в маршрут № 1 по Главному музейному комплексу;
— Золотая кладовая, в которой представлены: собрание золота скифских царей, изделия мастеров Древней Греции, драгоценности стран Востока, Сибирская коллекция Петра Великого.
После окончания экскурсии можно самостоятельно познакомиться с жемчужинами археологического собрания Эрмитажа на первом этаже Зимнего дворца и посетить залы, входящие в маршрут № 2 по Главному музейному комплексу.
Посещение каждой из кладовых осуществляется только в составе экскурсионных групп не более 5 человек по сеансам и по отдельным билетам.
К Главному музейному комплексу Эрмитажа также относятся ещё два (три) здания:
— Эрмитажный театр и Зимний дворец Петра I, которые сегодня являются единым зданием, расположенным вдоль Дворцовой набережной и набережной Зимней канавки.
Зимний дворец Петра I был возведен с 1712 года в качестве личной резиденция императора Петра Великого.
В конце 18 века на месте дворца был возведен Эрмитажный театр, и лишь малая часть (комнаты) сохранились от прежнего дворца, которые сегодня включены в Эрмитажный театр.
Эрмитажный театр является одним из старейших в Санкт-Петербурге и в России. Сегодня это одна из самых популярных сценических площадок Петербурга. В театре дают спектакли и концерты, а в его фойе устраивают выставки.
В комнаты бывшего Зимнего дворца Петра Великого действуют отдельные билеты. Посещение возможно только с экскурсионным обслуживанием.
В последующем дом использовался для различных целей. Многие сотрудники Эрмитажа жили непосредственно при музее. Квартиры располагались в подсобных помещениях Эрмитажного театра и в данном Запасном доме.
С 2012 года особняк включен в реестр объектов культурного наследия. В настоящее время он находится в ведении Государственного Эрмитажа: в нем размещены музейные реставрационные мастерские.
Адрес дома: Дворцовая набережная, 30 / Миллионная улица, 31.
Здание Главного штаба
Здание было возведено с 1819 по 1829 годы.
Сегодня здание Главного штаба представляет собой архитектурный комплекс, вытянувшийся вдоль всей восточной стороны Дворцовой площади и состоящий из двух крыльев, соединенных триумфальной аркой.
Также в залах Главного штаба регулярно проходят временные выставки, это главная музейная площадка для показа современного искусства.
В залы Главного штаба действуют отдельные билеты. Вход с Дворцовой площади. Подробнее о здании и арки Главного штаба…
Панорамное фото Главного музейного комплекса и Главного штаба Эрмитажа
Новый Эрмитаж расположен за Большим.
За Зимним дворцом раскинулась Дворцовая площадь с Александровской колонной в центре, за которой находится здание Главного штаба.
Дворец Меншикова
Это было первое каменное здание в Санкт-Петербурге.
Сам А.Д. Меншиков собрал в этом дворце коллекции живописи, скульптуры, предметов прикладного искусства, книг и произведений нумизматики.
Сегодня здание дворца представляет собой яркий пример так называемого петровского барокко.
В отделке и убранстве комнат бывшего дворца использованы мрамор, монументально-декоративная живопись и лепка, скульптуры, резное и наборное дерево, расписные голландские кобальтовые плитки и русские печные изразцы, расписная и тисненая кожа, дорогие ткани и шпалеры.
В залах дворца Меншикова располагается экспозиция «Культура России первой трети XVIII века», а произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства из коллекций Государственного Эрмитажа воссоздают в помещениях дворца убранство интерьеров петровского времени.
В музей дворца Меншикова действуют отдельные билеты.
Дворец расположен на Васильевском острове, по адресу: Университетская набережная, 15.
Музей в здании Биржи
Здание биржи было построено для Санкт-Петербургской биржи по проекту архитектора Тома де Томона в 1805-1810 годах на месте разобранного в 1804 году незаконченного здания Биржи.
С 1939 года в здании располагался Центральный военно-морской музей. В 2014 году здание передано Эрмитажу для создания Музея геральдики и наград.
Сегодня здание Биржи является центральным строением архитектурного ансамбля стрелки Васильевского острова в Петербурге.
Здание Биржи расположено на Васильевском острове, по адресу: Биржевая площадь, 4 (вблизи дворца Меншикова).
Вид на здание Биржи и Ростральные колонны с Дворцовой набережной (от Дворцового моста)
Реставрационно-хранительский центр «Старая деревня»
Уникальность этого комплекса заключается в возможности экскурсионного посещения Фондохранилища.
Маршрут экскурсии позволяет познакомиться с произведениями живописи и скульптуры из фондов музея: обширной коллекцией мебели, одежды с конца 17 до 21 века, собранием экипажей (кареты и упряжи) и другими экспонатами, которые долгое время были недоступны для широкой публики.
Особого внимания заслуживают две коронационные кареты, заказанные при Екатерине Великой и участвовавшие почти во всех коронационных церемониях своего времени.
В музей хранилища действуют отдельные билеты.
РХЦ расположен в историческом районе Старая Деревня Приморского района Санкт-Петербурга, по адресу: Заусадебная улица, 37А.
Ближайшая станция метро: М5 «Старая Деревня» (400 метров). Главный вход ориентирован в сторону Заусадебной улицы (под стеклянным козырьком).
Музей Императорского фарфорового завода
За время истории на Императорском фарфоровом заводе создавались уникальные художественные предметы для интерьеров дворцов и церемоний самого высокого уровня, в том числе и по заказам Высочайшего двора.
Сегодня в стенах завода расположена экспозиция Государственного Эрмитажа, открытая в 2003 году и созданная на основе коллекции музея Ломоносовского фарфорового завода, включающей свыше 30 000 изделий из фарфора и стекла, рисунков, фотографий и редких изданий. Она представляет этапы развития первого отечественного фарфорового предприятия и историю русского фарфора.
Отдельный зал посвящен советскому фарфору: представлены изделия мастеров 20 века, включая агитационный фарфор, исполненный в первые годы советской власти, и знаменитый сервиз «Кобальтовая сеточка» (1944 год), ставший символом Ленинграда/Санкт-Петербурга, города, в котором продолжает работать основанный в 18 столетии фарфоровый завод.
Продолжительность посещения музея составляет 1 час. В музей действуют отдельные билеты.
Адрес музея: проспект Обуховской обороны, д. 151.
Отель Эрмитаж
Гостиница имеет 5 звезд и находится в историческом особняке 1830-х годов постройки, в тихой части исторического центра Петербурга, по адресу: улица Правды, 10.
В отеле воссоздана «атмосфера Эрмитажа» в духе императорской России с присущими изыском и богатством. Всему этому способствуют как внешняя отделка здания, так и внутренние интерьеры общих помещений и номеров, и даже меню ресторанов отеля и униформа швейцара.
В гостинице, среди удобств: бутик-ресторан с традиционными блюдами итальянской кухни и изысканными десертами, панорамный ресторан на крыше, лобби-бар с легкими закусками традиционной русской кухни, фитнес-центр, оздоровительный спа-центр, бесплатный Wi-Fi, бесплатная парковка и залы для конференций.
В гостинице есть несколько категорий номеров: премиум, делюксы, полулюксы и люксы, а также Императорский люкс, Президентский люкс и люкс Эрмитаж.
Все номера и люксы обставлены элегантной мебелью, изготовленной по эскизам флорентийских мастеров по дереву. В каждом номере есть телевизор с плоским экраном, мини-бар, сейф, кондиционер и собственная ванная комната, отделанная итальянским и греческим мрамором.
Гости могут воспользоваться халатами и бесплатными туалетно-косметическими принадлежностями.
В стоимость номеров может быть включен завтрак «шведский стол».
Выбрать подходящую именно Вам категорию номера и забронировать таковой можно здесь → ссылка на официальную гостиницу Эрмитажа
Представительства Эрмитажа в других городах
Так центры есть в Казани (центр «Эрмитаж-Казань»), Выборге (центр «Эрмитаж-Выборг»), Омске (центра «Эрмитаж-Сибирь»), Екатеринбурге (центр «Эрмитаж-Урал»), Амстердаме (выставочный центр «Эрмитаж-Амстердам» / Hermitage Amsterdam).
Научный и культурный центр «Эрмитаж-Италия» был открыт в 2007 году в Ферраре, с целью осуществления совместной научной работы по изучению коллекций итальянского искусства и российско-итальянских культурных связей. С 2013 года центр «Эрмитаж-Италия» находится в Венеции: в его пользование были переданы помещения на площади Святого Марка в здании Старых Прокураций.
Практическая информация
Музей «Государственный Эрмитаж» закрыт по понедельникам.
Сайт Государственного Эрмитажа: hermitagemuseum.
Посетить Эрмитаж можно также с одной из экскурсий
Все средства размещения в Санкт-Петербурге, в том числе в центре города и более удаленно от такового, можно посмотреть и забронировать здесь
При организации поездок (путешествий) пользуемся «Планировщиком поездок», где на одном сайте собрано всё самое необходимое для идеальных путешествий: отели, квартиры, экскурсии, авиабилеты, такси, автомобили, готовые туры и т.д.