в каком городе московским военным округом учений были проведены первые учения с использованием вдв
Первый десант
Ведущая роль в организации первого парашютного десанта, по праву принадлежит военному летчику — комбригу ВВС РККА Леониду Григорьевичу Минову, ставшему фактически первым военным парашютистом в СССР.
В 1928 году будучи на совещании руководящего состава Военно-воздушных сил с докладом, Минов затронул тему использования парашютов в авиации. После доклада, командующий ВВС Петр Ионович Баранов предложил Леониду Григорьевичу поехать в США и ознакомиться со спасательной службой в авиации.
В 1929 Минов побывал в США в составе советской торговой организации «Амторг». Целью поездки было ознакомление с состоянием парашютного дела, изучение методики подготовки американских летчиков к вынужденным прыжкам с парашютом и закупка спасательных парашютов для нужд ВВС РККА. Прибыв на завод компании «Ирвин», занимавшейся изготовлением спасательных парашютов и другого авиационного снаряжения, в город Буффало, комбриг получил приглашение лично совершить прыжок с парашютом. Приглашение было принято и 13 июня 1929 года Леонид Григорьевич по всем правилам
покинул самолет с парашютом на высоте 500 метров и благополучно приземлился. Сопровождавший Минова известный американский парашютист Барт Уайт предложил Леониду Григорьевичу принять участие в соревнованиях на точность приземления. По условиям соревнований нужно было покинуть самолет на высоте 400 метров и приземлиться в круг диаметром 35 метров. В числе участников соревнований, которые состоялись 7 июля в городе Памона, были опытные спортсмены-парашютисты, имеющие по нескольку десятков прыжков. Тем не менее советский участник достаточно удачно выступил, заняв третье место, в то время как знаменитый Барт Уайт оказался на пятом. Позже, Л. Г. Минов совершил еще один, свой третий прыжок, получив при этом диплом парашютиста.
После возвращения в СССР, командующим ВВС П. И. Барановым было принято решение о внедрении парашютов в авиации. В первую очередь было решено провести учебные занятия на базе 53-й эскадрильи 11-й авиабригады Московского военного округа, базировавшейся в Воронеже, с целью ознакомления летно-подъемного состава с парашютами и организацией прыжков. Руководителем сборов был назначен Минов, получивший должность инструктора по парашютной подготовке. На должность помощника Минова был назначен Яков Давидович Мошковский, молодой летчик из 11 авиабригады.
По свому примечательна история этого назначения и знакомства Мошковского и Минова. Вот как ее описывает в своей повести «С крыла на крыло» летчик–испытатель Игорь Шелест:
«Яков Мошковcкий был дежурным по авиабригаде, когда Минов впервые прилетел в их часть после возвращения из Америки, где он изучал парашютное дело. От серебристого Р-5 Минов шел аршинными шагами, не обращая внимания на молодого летчика. Яков поспешал, бросая взгляды на ястребиный профиль гостя, на пурпурный ромбик в голубой петлице. Мошковский не мог долго молчать.
— А я знаю, зачем вы прилетели к нам. — сказал он.
Минов обернулся, удивленный формой обращения. С любопытством взглянул на парня с наганом, «кубарями» в петлицах и повязкой на рукаве. Глаза, какие-то проворные, восторженные и лукавые, о чем-то уже просили. — Зачем же? — поинтересовался Минов.
— Будете демонстрировать здесь парашютные прыжки!
— Вот как. — улыбнулся довольно Минов.
Позже Мошковский нашел случай еще раз встретиться и заявил в упор:
— Товарищ командир, если станете подбирать тех, кто захочет прыгать, так, чур, я первый.
Когда Минов в беседе с командиром бригады попросил прикрепить к себе расторопного летчика для вывозки и помощи, тот задумался: «Кого бы это?»
— Скажите, командир, а этот ваш дежурный, что меня встречал. Как его.
— Мошковский? Вы знаете, это мысль. Он мне две недели не дает прохода с вашими прыжками. Узнал как-то, что вы прилетите, и стал приставать: хочет обязательно прыгнуть первым!»
В последствии, этот инициативный молодой человек станет талантливым организатором и пропагандистом парашютного спорта. После учебных сборов, Мошковский будет назначен первым в ВВС СССР начальником парашютной службы авиационной бригады, а позже возглавит Высшую парашютную школу Осоавиахима и наряду с Миновым, в числе первых парашютистов, будет удостоен звания «Мастер парашютного спорта СССР».
26 июля 1930 года участники сборов Военно-воздушных сил Московского военного округа собрались на воронежском аэродроме. Леониду Минову предстояло выполнить показательный прыжок перед летным составом авиабригады.
«Мой прыжок действительно удался. Приземлился я легко, недалеко от
зрителей, даже на ногах устоял. Встретили аплодисментами. Откуда-то взявшаяся девушка вручила букет полевых ромашек.»
— так описывал Минов события того дня в своих воспоминаниях. Прыжок 26 июля фактически стал первым учебно-тренировочным прыжком с парашютом в СССР. С тех пор, эта дата считается днем рождения советского парашютного спорта.
Якову Давыдовичу Мошковскому не повезло — его парашют снесло на строящееся здание, откуда его пришлось снимать с помощью пожарной лестницы, но эта неудача не отразилось на настроениях участников сборов. Многие летчики, видя инструкторов целыми и невредимыми, тоже изъявили желание прыгнуть. В тот же день совершили прыжки командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, летчики И. Поваляев, и И. Мухин. Сборы проводились в течение 26-29 июля. За это время
количество добровольцев-парашютистов выросло до 30 человек. Курсантами было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков с американскими парашютами компании «Ирвин». Прыжки совершались с двухмоторного самолета «Фарман-Голиаф» 53-й авиационной эскадрильи 11-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа.
Об успешных прыжках доложили начальнику Военно-воздушных сил Баранову и тут же получили новое задание: за два-три дня подготовить десять-пятнадцать человек для группового прыжка. «Было бы очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий. на территории «противника» — прокоментировал свое задание Баранов.
Леонид Григорьевич Минов и Яков Давидович Мошковский с энтузиазмом восприняли предложение начальника ВВС. Из числа наиболее опытных курсантов, уже совершивших тренировочные прыжки, они отобрали десять добровольцев. В их число вошли Мухин, Филиппов, Егоров, Пойдус, Фрейман, Черкашин, Кухаренко, Захаров, Коваленков, Поваляев.
Высадку десанта решено было произвести с самолета «Фарман-Голиаф». В те дни он был единственным самолетом, освоенным для прыжков. Его преимущество перед имевшимися в авиабригаде бомбардировщиками ТБ-1 заключалось в том, что десантникам не требовалось вылезать на крыло — парашютисты выпрыгивали непосредственно в открытую дверь. При этом курсанты находились в кабине все вместе, что имело немаловажное психологическое значение для новичков.
В результате проведения учебных сборов была показана возможность парашютного десантирования вооруженного личного состава, а так же была проверена техника выброски людей и грузов. Была определена величина рассеивания группы парашютистов в зависимости от высоты выброски, определено время сбора парашютистов и груза, и время, необходимое для приведения группы в боевую готовность. Выработанные правила и методические рекомендации по производству парашютных прыжков были опубликованы в 1930 году в «Бюллетене научно-технического комитета управления ВВС РККА» и в журнале «Вестник воздушного флота». Во время проведения сборов был отснят документальный фильм — «Парашют». Этот фильм стал наглядным учебным пособием для подготовки парашютистов на многие годы. Собственно, само задание и работа по его исполнению положили практическое начало воздушно-десантному делу в нашей стране.
В разросшемся современном городе историческое место высадки первого десанта занимает территорию, очерченную улицами генерала Лизюкова, 60 армии, 60 лет ВЛКСМ и бульваром Победы. В 1997 году на месте высадки был установлен памятный знак — гранитный камень и мемориальная доска с надписью: «Здесь 2 августа 1930 года произведен первый воздушный десант в СССР в количестве двенадцати человек». Его можно найти вблизи Воронежской Академии Исскуств, что на улице генерала Лизюкова.
Под куполом: 90 лет назад в СССР прошла первая выброска авиадесанта
Тему использования парашютов при десантировании в 1928 году поднял на одном из совещаний руководства Военно-воздушных сил летчик Леонид Минов. После этого ему предложили поехать в США, изучить парашютное дело, методики подготовки американских летчиков к прыжкам и закупить парашюты для ВВС СССР.
В 1929 году Минов полетел в США, где ему предложили лично совершить прыжок с парашютом. Он согласился и 13 июня 1929 года по всем правилам прыгнул с парашютом с 500 метров и благополучно приземлился. Таким образом он стал первым военным парашютистом в СССР.
В книге летчика-испытателя Игоря Шелеста «С крыла на крыло» его встреча с Миновым описана так: «Товарищ командир, если станете подбирать тех, кто хочет прыгнуть с парашютом, так, чур, я первый».
26 июля Минов сделал показательный прыжок, ставший, по сути, первым тренировочным прыжком с парашютом в СССР, а вот Мошковского во время прыжка снесло на строящееся здание, откуда его снимали с помощью пожарной лестницы. Однако этот инцидент никак не сказался на ходе учений. Летчики видели, что инструкторы после прыжков целые и невредимые, и тоже соглашались прыгнуть.
Минов вспоминает, что в этот день перед прыжком очень волновался, но изо всех сил старался, чтобы этого не заметили, чтобы не испугать летчиков, а наоборот, вызвать у них интерес к делу.
31 июля подготовку закончили. Каждый десантник знал свое место в самолете и задачу на земле. 2 августа 1930 года в 9.00 утра самолет с первой группой десантников во главе с Миновым поднялся в воздух. Вместе с ними, чтобы уточнить место выброски, был и Мошковский. Для высадки выбрали пустое поле размером 600 на 800 метров около хутора Клочково, в двух километрах от Воронежа.
Эта операция дала старт воздушно-десантному делу в стране. Во время ее проведения даже сняли документальный фильм «Парашют», который стал учебным пособием для будущих парашютистов, а 2 августа 1930 года с тех пор считают днем рождения ВДВ. Сейчас на месте первой высадки десанта, около Академии искусств на улице генерала Лизюкова в Воронеже стоит гранитный камень и мемориальная доска с надписью: «Здесь 2 августа 1930 года произведен первый воздушный десант в СССР в количестве двенадцати человек».
Первый десант
Яков Мошковский (слева) и Леонид Минов
Ведущая роль в организации первого парашютного десанта, по праву принадлежит военному летчику — комбригу ВВС РККА Леониду Григорьевичу Минову, ставшему фактически первым военным парашютистом в СССР.
В 1928 году будучи на совещании руководящего состава Военно-воздушных сил с докладом, Минов затронул тему использования парашютов в авиации. После доклада, командующий ВВС Петр Ионович Баранов предложил Леониду Григорьевичу поехать в США и ознакомиться со спасательной службой в авиации.
В 1929 Минов побывал в США в составе советской торговой организации «Амторг». Целью поездки было ознакомление с состоянием парашютного дела, изучение методики подготовки американских летчиков к вынужденным прыжкам с парашютом и закупка спасательных парашютов для нужд ВВС РККА. Прибыв на завод компании «Ирвин», занимавшейся изготовлением спасательных парашютов и другого авиационного снаряжения, в город Буффало, комбриг получил приглашение лично совершить прыжок с парашютом. Приглашение было принято и 13 июня 1929 года Леонид Григорьевич по всем правилам покинул самолет с парашютом на высоте 500 метров и благополучно приземлился.
Сопровождавший Минова известный американский парашютист Барт Уайт предложил Леониду Григорьевичу принять участие в соревнованиях на точность приземления. По условиям соревнований нужно было покинуть самолет на высоте 400 метров и приземлиться в круг диаметром 35 метров. В числе участников соревнований, которые состоялись 7 июля в городе Памона, были опытные спортсмены-парашютисты, имеющие по нескольку десятков прыжков. Тем не менее советский участник достаточно удачно выступил, заняв третье место, в то время как знаменитый Барт Уайт оказался на пятом. Позже, Л. Г. Минов совершил еще один, свой третий прыжок, получив при этом диплом парашютиста.
После возвращения в СССР, командующим ВВС П. И. Барановым было принято решение о внедрении парашютов в авиации. В первую очередь было решено провести учебные занятия на базе 53-й эскадрильи 11-й авиабригады Московского военного округа, базировавшейся в Воронеже, с целью ознакомления летно-подъемного состава с парашютами и организацией прыжков. Руководителем сборов был назначен Минов, получивший должность инструктора по парашютной подготовке. На должность помощника Минова был назначен Яков Давидович Мошковский, молодой летчик из 11 авиабригады.
В последствии, этот инициативный молодой человек станет талантливым организатором и пропагандистом парашютного спорта. После учебных сборов, Мошковский будет назначен первым в ВВС СССР начальником парашютной службы авиационной бригады, а позже возглавит Высшую парашютную школу Осоавиахима и наряду с Миновым, в числе первых парашютистов, будет удостоен звания «Мастер парашютного спорта СССР».
26 июля 1930 года участники сборов Военно-воздушных сил Московского военного округа собрались на воронежском аэродроме. Леониду Минову предстояло выполнить показательный прыжок перед летным составом авиабригады.
Якову Давыдовичу Мошковскому не повезло — его парашют снесло на строящееся здание, откуда его пришлось снимать с помощью пожарной лестницы, но эта неудача не отразилось на настроениях участников сборов. Многие летчики, видя инструкторов целыми и невредимыми, тоже изъявили желание прыгнуть. В тот же день совершили прыжки командир эскадрильи А. Стоилов, его помощник К. Затонский, летчики И. Поваляев, и И. Мухин. Сборы проводились в течение 26-29 июля. За это время количество добровольцев-парашютистов выросло до 30 человек. Курсантами было выполнено 59 тренировочных и показательных прыжков с американскими парашютами компании «Ирвин». Прыжки совершались с двухмоторного самолета «Фарман-Голиаф» 53-й авиационной эскадрильи 11-й авиационной бригады ВВС Московского военного округа.
Farman F.60 Goliath
Об успешных прыжках доложили начальнику Военно-воздушных сил Баранову и тут же получили новое задание: за два-три дня подготовить десять-пятнадцать человек для группового прыжка. «Было бы очень хорошо, если бы оказалось возможным по ходу воронежского учения продемонстрировать выброску группы вооруженных парашютистов для диверсионных действий. на территории «противника» — прокомментировал свое задание Баранов.
Леонид Григорьевич Минов и Яков Давидович Мошковский с энтузиазмом восприняли предложение начальника ВВС. Из числа наиболее опытных курсантов, уже совершивших тренировочные прыжки, они отобрали десять добровольцев. В их число вошли Мухин, Филиппов, Егоров, Пойдус, Фрейман, Черкашин, Кухаренко, Захаров, Коваленков, Поваляев.
Высадку десанта решено было произвести с самолета «Фарман-Голиаф». В те дни он был единственным самолетом, освоенным для прыжков. Его преимущество перед имевшимися в авиабригаде бомбардировщиками ТБ-1 заключалось в том, что десантникам не требовалось вылезать на крыло — парашютисты выпрыгивали непосредственно в открытую дверь. При этом курсанты находились в кабине все вместе, что имело немаловажное психологическое значение для новичков.
Группа Якова Мошковского (крайний слева) перед десантированием 2 августа 1930 года. В центре техник — укладчик парашютов В.Г. Баранов
Вернувшийся на аэродром «Фарман-Голиаф» забрал остальных участников десанта, и через несколько минут с высоты 500 метров выбросил вторую группу над площадкой десантирования.
Приземление десанта в районе хутора Клочково 2 августа 1930 года.
Место высадки первого десанта в Воронеже. Фотография сделана во время показательных прыжков спортсменов Воронежского Аэроклуба в честь годовщины высадки первого десанта 2 августа 2004 года.
Памятный знак на месте высадки первого десанта
В результате проведения учебных сборов была показана возможность парашютного десантирования вооруженного личного состава, а так же была проверена техника выброски людей и грузов. Была определена величина рассеивания группы парашютистов в зависимости от высоты выброски, определено время сбора парашютистов и груза, и время, необходимое для приведения группы в боевую готовность. Выработанные правила и методические рекомендации по производству парашютных прыжков были опубликованы в 1930 году в «Бюллетене научно-технического комитета управления ВВС РККА» и в журнале «Вестник воздушного флота». Во время проведения сборов был отснят документальный фильм — «Парашют». Этот фильм стал наглядным учебным пособием для подготовки парашютистов на многие годы. Собственно, само задание и работа по его исполнению положили практическое начало воздушно-десантному делу в нашей стране.
Первый в мире авиадесант
Первый опыт воздушного десанта в Красной Армии состоялся ещё в 1929 году, в Средней Азии, при борьбе с отрядами басмачей. Однако эти десанты были т.н. «посадочными» — десантники спускались не на парашютах, а непосредственно в самолетах.
А вот первый в истории парашютный десант был применен 2 августа 1930 г. на опытно-показательном учении военно-воздушных сил Московского военного округа. Руководили им военные летчики Леонид Григорьевич Минов и Яков Давидович Мошковский. Тогда, во «вражеском» тылу приземлились 12 парашютистов, а их вооружение — винтовки, пулеметы и боеприпасы — было сброшено с самолетов Р-1 в грузовых парашютных мешках.
Этот день и стал днем рождения советских воздушно-десантных войск.
Тот самый «Фарман-Голиаф»
Для выброски первого парашютного десанта был приспособлен один двухмоторный самолет «Фарман-Голиаф», с которого во время воронежских парашютных занятий совершались показательные и тренировочные прыжки, хотя уже в то время на вооружении военно-воздушных сил были первоклассные бомбардировщики ТБ-1, вполне подходящие для тех же целей.
Для участия в десанте из числа уже совершивших тренировочные прыжки были отобраны десять добровольцев. Они были разбиты на два отряда. Первый отряд возглавил Л. Г. Минов, второй — его ближайший помощник и друг, военный летчик Я. Д- Мошковский. Такая разбивка воздушного десанта диктовалась грузоподъемностью самолета, который мог поднять не более шести-семи человек.
Наконец настал день выброски первого экспериментального парашютного десанта. Первой в воздух ушла группа Минова. Вместе с ней был Мошковский, который уточнял расчет для выброски второй группы. Вслед за парашютистами взлетели три Р-1, у которых под крыльями на бомбодержателях имелись по два грузовых парашютных контейнера.
Десантирование с бомбардировщика ТБ-3. Просто, чтобы передать ощущения, испытываемые первыми десантниками
Сделав круг над аэродромом, «Фарман-Голиаф» направился к месту выброски десанта. Площадка приземления была размером всего 800 х 600 м. Пунктом сбора был назначен небольшой хутор, расположенный за границей площадки. Группа Минова из шести человек оставила самолет за пять секунд и приземлилась почти в центре площадки. Самолет раз вернулся и лег на обратный курс.
Вскоре вновь появился транспорт «Фарман-Голиаф» со второй группой десанта. Как и было запланировано, Мошковский выбросил свою группу с высоты 300 м. Это следует признать смелым экспериментом, если учесть, что прыгали недостаточно опытные парашютисты, причем с парашютами ручного раскрытия.
План первою эксперимента был выполнен, последовал отбой, и участники десанта на грузовой автомашине возвратились на свой аэродром.
Историческое фото — первые в мире десантники. Крайний слева — Яков Мошковский.
Приземлившись на рассвете, десантники спрятали парашюты в лесу и совершили внезапный налет на штаб дивизии. Захватив оперативные документы, они благополучно вернулись через линию фронта в расположение своих войск.
Никто, кроме нас!
Автоматические выбрасыватели красноармейцев
Кое-кто еще думает, что день рождения десантных войск непременно связан с днем Ильи-пророка, небесного покровителя всего крылатого воинства. История ВДВ началась не с выбора покровителя, она берет начало с 1930 года. В том году 2 августа проводились учения военно-воздушных сил Московского военного округа под Воронежем. Впервые дюжина смелых бойцов успешно десантировалась с самолета. Руководили этим подразделением военные летчики Л. Минов и Я. Мошковский.
Специальных самолетов для десанта не было, поэтому сначала стали использовать бомбардировщики. Но и в них места для десантников практически не было. Тогда придумали размещать специальные люльки под крыльями, обитые железом, которые получили совсем неромантические названия: «автоматические выбрасыватели красноармейцев». Одна из попыток оказалась неудачной, и от затеи отказались.
В 1929 году была проведена десантная операция в Таджикистане, куда на самолетах была переброшена группа бойцов. Никакие прыжки не были предусмотрены, но прибывшие по воздуху в город Гарм красноармейцы разгромили басмачей. А удачное десантирование, прошедшее 2 августа 1930 года, получило дальнейшее развитие. По всей стране развернулась пропаганда парашютного спорта, открывались парашютные клубы, в каждом городе строились специальные вышки, где каждый мог прыгнуть и почувствовать себя настоящим парашютистом. Результат превзошел все ожидания. Когда пришло время создавать десантные войска, готовые кадры уже имелись.
Первые пробы
После первых прыжков работа по созданию новых войск ускорилась. В 1931 году в Ленинградском военном округе было сформировано первое подразделение ВДВ. В 1935 году под Киевом прошли первые массовые учения, в которых приняли участие 1188 десантников. Бойцы продемонстрировали навыки по захвату условного аэродрома противника, а после на уже захваченный аэродром сели самолеты с еще 2500 десантниками на борту. Эти учения произвели сильное впечатление на немецких военных, которые тоже начали готовить десантников. В 1941 году немцы совершили захват острова Крит, так вот схема операции была полностью скопирована с этих учений.
К началу Великой Отечественной войны ВДВ превратились в серьезную силу, хорошо обученную и укомплектованную. Десантников готовили как элиту советских войск. В реальных боях десантники показали себя с лучшей стороны, но в основном использовались как элитная пехота, а не как десант. Командование не всегда правильно понимало, как нужно использовать десантников, и плохо готовило проводимые операции. В 1943 году при форсировании Днепра часть десантников сбросили в воду, а часть – на свои же войска. В дальнейшем такие массовые десантные операции не проводились, и до конца войны десантники так и оставались элитной пехотой, их сбрасывали небольшими группами для помощи партизанам и проведения диверсий.
В десанте служим мы крылатом
Несколько лет назад мы писали о соратнике В. М. Маргелова генерал-лейтенанте И. И. Лисове. Статья так и называлась «Десантник №2. Генерал-лейтенант Лисов». Именно по инициативе этих двух командиров десантники обзавелись своей замечательной формой. Голубые береты и тельняшки с голубыми полосками – отличительная часть формы этих смелых людей.
Мы не будем сегодня рассказывать о славных делах современных десантников, многие из них всегда на слуху. Да и для этого не хватит формата, выделенного для статьи.
У нас исторический сайт, и мы просто не можем обойти вниманием 2 августа как Ильин день. У наших предков славян Илья-пророк считался повелителем дождя и грома. Вот и считают его десантники своим покровителем, так как он расчищает небо для удачного прыжка. Считалось, что если умыться родниковой водой 2 августа, то это защитит от всех неудач. После Великой Отечественной войны умывание заменили полным окунанием в воду, а уже сегодня для этих целей некоторые десантники приспособили фонтаны. По старинным поверьям считалось, что после 2 августа купальный сезон завершается, а кто пытается нарушить этот запрет, того на дно утаскивают водяные и русалки. А еще считалось, что тот, кто купается в этот день, не избежит тяжелой болезни. Теперь вы понимаете, что десантники со своим крепким здоровьем и смелостью просто не могут не бросить вызов нечистой силе.
И еще водная гладь фонтанов всегда отражает голубизну неба, так притягивающую этих замечательных парней.