в каком городе доживал чернышевский

Чернышевский Николай Гаврилович

Российский философ-материалист. Революционер-демократ. Энциклопедист. Теоретик критического утопического социализма. Ученый. Критик. Публицист и писатель. Его сочинения оказали влияние на Владимира Ленина, Эмму Гольдман и некоторых других революционеров и социалистов.

Николай Чернышевский родился 24 июля 1828 года в городе Саратов. Мальчик вырос в семье священника. Начальное образование получил дома, а в 1842 году определен на обучение в Саратовскую духовную семинарию. Вскоре стало ясно, что духовная сфера не увлекла молодого человека, и в 1846 году он перевелся в Санкт-Петербургский университет на отделение общей словесности философского факультета.

В университете Чернышевский выступал в числе лучших учеников, но гораздо больше основных предметов его увлекали социально-политические темы. Именно тогда сложилось мировоззрение будущего мыслителя, которое формировалось под влиянием работ классиков немецкой философии, английской политической экономии, французского утопического социализма.

После окончания университета в 1850 году Чернышевский несколько лет преподавал в Саратовской гимназии, а в 1853 году вернулся в Петербург на должность учителя русского языка Второго кадетского корпуса. Через два года оставил педагогическую деятельность и всецело отдался литературной работе. Его карьера публициста началась с небольших статей в журналах «Санкт-Петербургские Ведомости» и «Отечественные Записки», рецензий и переводов. Вскоре, Николая Гавриловича пригласили в «Современник», где скоро стал одним из руководителей, а его статьи преимущественно посвящались критике и истории литературы.

В конце 1857 года Чернышевский, передав отдел критики Николаю Добролюбову, которого привел в «Современник» двумя годами ранее, обратился к экономико-политическим темам, прежде всего, посвященным предстоящей крестьянской реформе. В своих работах философ критиковал либерально-дворянские проекты реформы. В «Письмах без адреса», написанных уже после реформы, Николай Гаврилович обвинил самодержавие в ограблении крестьян.

В начале 1860-х годов Чернышевский являлся идейным вдохновителем революционной организации «Земля и воля». Вся эта деятельность не могла уйти от надзора полиции, и в мае 1862 года «Современник» оказался закрыт. Вскоре, 7 июля 1862 года арестован и заключен в Петропавловскую крепость сам руководитель, который находился там в течении двух лет. За это время написал ряд повестей и рассказов, а также свою главную книгу: роман «Что делать?», который опубликован в 1863 году.

Весной 1864 года Чернышевский признан виновным «в принятии мер к ниспровержению существующего порядка управления». На Мытнинской площади Санкт-Петербурга 31 мая 1864 года состоялась гражданская казнь революционера. После изнурительной тяжелой дороги 14 июля 1864 года арестанта доставили из Петербурга в Иркутск. Затем, по распоряжению губернского начальства его повезли на Усольский солеваренный завод. Здесь и начались дни каторжной работы писателя. Более двадцати лет Николай Гаврилович провел в тюрьме, нерчинских рудниках, вилюйской ссылке, однако продолжал свою литературную деятельность, работал над разными сочинениями.

Только в 1883 году Чернышевский получил разрешение поселиться в Астрахани, а еще через шесть лет, на родине, в Саратове. В эти годы публицист вновь взялся за литературу и журналистику, строил большие планы. Им написаны несколько статей и философских работ, воспоминания о Николае Добролюбове и Николае Некрасове, переведены одиннадцать томов «Всеобщей истории» Георга Вебера. Однако, чрезмерная работа надорвала старческий и больной организм.

Николай Гаврилович Чернышевский скончался 29 октября 1889 года в результате инсульта в Саратове, где и похоронен на Воскресенском кладбище.

Романы

Повести

Литературная критика

Публицистика

Мемуары

Философия и эстетика

Переводы

Источник

В каком городе доживал чернышевский

Николай Гаврилович Чернышевский Родился 12 [24] июля 1828, Саратов Дата смерти 17 [29] октября 1889, Саратов — русский философ-утопист, революционер-демократ, учёный, литературный критик, публицист и писатель.

Биография
Родился в Саратове в семье священника, саратовского кафедрального протоиерея Гавриила Ивановича Чернышевского (1793—1861). До 14-летнего возраста учился дома под руководством отца, многосторонне образованного и очень религиозного человека и двоюродной сестры, Л. Н. Пыпиной. Архиепископ Никанор (Бровкович) указывал, что с раннего детства к нему был приставлен гувернёр-француз, которому «в Саратове и приписывали первоначальное направление юного Чернышевского».

Начитанность Николая поражала окружающих; в детстве он даже имел прозвище «библиофага», то есть пожирателя книг. В 1843 году поступил в Саратовскую духовную семинарию. В семинарии он пробыл три года, «будучи необыкновенно тщательно развит не по годам и образован далеко выше семинарского курса своих сверстников»; не окончив её, в 1846 году он поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение философского факультета.

За годы учёбы в университете были выработаны основы мировоззрения; влияние на формирование его взглядов оказал кружок И. И. Введенского. В это время Чернышевский начал писать свои первые художественные произведения. В 1850 году окончив курс кандидатом, получил назначение в Саратовскую гимназию и весной 1851 года приступил к работе. Здесь молодой учитель использовал своё положение для проповеди революционных идей.

В 1853 году встретил будущую жену, Ольгу Сократовну Васильеву, вместе с которой после свадьбы переехал из родного Саратова в Санкт-Петербург. Высочайшим приказом 24 января 1854 года Чернышевский был определён учителем во Второй кадетский корпус. Будущий писатель зарекомендовал себя прекрасным преподавателем, но пребывание его в корпусе оказалось недолгим. После конфликта с офицером Чернышевский был вынужден подать в отставку.

Литературная деятельность
Литературную деятельность начал в 1853 г. небольшими статьями в «Санкт-Петербургских Ведомостях» и в «Отечественных Записках».
В начале 1854 г. он перешел в журнал «Современник», где в 1855—1862 являлся руководителем наряду с Н. А. Некрасовым и Н. А. Добролюбовым, вел решительную борьбу за превращение журнала в трибуну революционной демократии, что вызывало протест литераторов-либералов (В. П. Боткин, П. В. Анненков и А. В. Дружинин, И. С. Тургенев), сотрудничавших в «Современнике».

С сентября 1861 г. находится под тайным надзором полиции. Шеф жандармов Долгоруков дает такую характеристику Чернышевскому: «Подозревается в составлении воззвания „Великорусс“, в участии составления прочих воззваний и в постоянном возбуждении враждебных чувств к правительству». Подозревался в причастности к пожарам 1862 г. в Петербурге.
В мае 1862 г. «Современник» был закрыт на 8 месяцев.

Арест и следствие
12 июня 1862 г. Чернышевский был арестован и размещён в одиночную камеру под стражей в Алексеевском равелине Петропавловской крепости по обвинению в составлении прокламации «Барским крестьянам от их доброжелателей поклон». Воззвание к «Барским крестьянам» было переписано рукою Михайлова и передано Всеволоду Костомарову, оказавшемуся, как потом выяснилось, провокатором.

В служебной документации и переписке между жандармерией и тайной полицией назывался «врагом Российской империи номер один». Поводом для ареста послужило перехваченное полицией письмо Герцена к Н. А. Серно-Соловьевичу, в котором упоминалось имя Чернышевского в связи с предложением издавать запрещенный «Современник» в Лондоне.
Следствие продолжалось около полутора лет. Чернышевский вел упорную борьбу со следственной комиссией. В виде протеста против незаконных действий следственной комиссии Чернышевский объявил голодовку, которая продолжалась девять дней. Вместе с тем Чернышевский продолжал работать и в тюрьме. За 678 суток ареста Чернышевский написал текстовых материалов в объёме не менее 200 авторских листов. Наиболее полномасштабно утопические идеалы арестантом Чернышевским были выражены в романе «Что делать?» (1863), опубликованном в 3, 4 и 5 номерах «Современника».

Каторга и ссылка
7 февраля 1864 года сенатором М. М. Карниолиным-Пинским был объявлен приговор по делу Чернышевского: ссылка на каторжные работы сроком на 14 лет, а затем поселение в Сибири пожизненно. Александр II уменьшил срок каторжных работ до семи лет, в целом Чернышевский пробыл в тюрьме и на каторге свыше двадцати лет.

19 (31) мая 1864 года в Петербурге на Конной площади состоялась гражданская казнь революционера. Был отправлен в Нерчинскую каторгу; в 1866 году переведен в Александровский завод Нерчинского округа, в 1871 в Вилюйск. В 1874 году ему официально предложено освобождение, но он отказывается подать прошение о помиловании.
Организатором одной из попыток освобождения Чернышевского (1871) из ссылки был Г. А. Лопатин. В 1875 г. освободить Чернышевского попытался И. Н. Мышкин. В 1883 г. Чернышевского перевели в Астрахань (по некоторым данным, в этот период переписчиком у него работал Константин Фёдоров).

Смерть
Благодаря хлопотам сына Михаила, 27 июня 1889 года переезжает в Саратов, но уже 11 октября того же года заболевает малярией. Чернышевский скончался в 12:37 ночи 17 (29) октября 1889 года от кровоизлияния в мозг. 20 октября был похоронен в городе Саратове на Воскресенском кладбище.

Журналистская деятельность
Продолжая традиции критики Белинского, стремился раскрыть сущность общественных явлений, донести до читателя свои революционные взгляды.

Философские взгляды
Являлся последователем русской революционно-демократической мысли и прогрессивной западноевропейской философии (французских материалистов XVIII в., социал-утопистов Фурье и Фейербаха). В университетские годы переживал недолгое увлечение гегельянством, впоследствии подвергал критике идеалистические воззрения, христианскую, буржуазную и либеральную мораль как «рабскую».

По Чернышевскому главными факторами, формирующими нравственное сознание, являются «естественные потребности», а также «общественные привычки и обстоятельства». Удовлетворение потребностей, с его точки зрения, устранит препятствия расцвету личности и причины нравственных патологий, для этого нужно изменить сами условия жизни через революцию. Материализм служил теоретическим обоснованием политической программы революционеров-демократов, они критиковали реформаторские надежды на «просвещенного монарха» и «честного политика».

Его этика основывается на концепции «разумного эгоизма» и антропологическом принципе. Человек как биосоциальное существо принадлежит к миру природы, детерминирующем его «сущность», и состоит в общественных отношениях с другими людьми, в которых он реализует изначальное стремление своей «натуры» к удовольствию. Философ утверждает, что индивидуум «поступает так, как приятней ему поступать, руководится расчетом, велящим отказываться от меньшей выгоды и меньшего удовольствия для получения большей выгоды, большего удовольствия», только тогда он достигает пользы. Личный интерес развитого человека побуждает его на акт благородного самопожертвования, дабы приблизить торжество выбранного идеала. Отрицая существование свободы воли, Чернышевский признает действие закона причинности: «То явление, которое мы называем волею, является звеном в ряду явлений и фактов, соединенных причинной связью».

Благодаря свободе выбора же человек двигается по тому или иному пути социального развития, а просвещение людей должно служить тому, что они научатся выбирать новые и прогрессивные пути, то есть становиться «новыми людьми», идеалы которых — служение народу, революционный гуманизм, исторический оптимизм.

Политическая идеология
Крестьянский вопрос
В опубликованных в 1858—1859 гг. трех статьях под общим названием «О новых условиях сельского быта» Чернышевский в подцензурной форме и внешне благонамеренном тоне проводил идею немедленного освобождения крестьян с землей без всякого выкупа, тогда сохранится общинное владение землей, что постепенно приведет к социалистическому землепользованию. По словам Ленина, этот утопический подход мог провести решительную ломку феодальной старины, что привело бы к наиболее быстрому и прогрессивному развитию капитализма.

В то время как официальная пресса печатала манифест Александра II от 19 февраля 1861 на первой странице, «Современник» поместил лишь выдержки из царского указа в конце книжки, в виде приложения, не имея возможности прямо раскрыть характер реформы. В том же номере были напечатаны стихи американского поэта Лонгфелло «Песни о неграх» и статья о рабстве афроамериканцев в США. Читатели понимали, что хочет сказать этим редакция.

Социально-экономические воззрения
Для Чернышевского община — патриархальный институт русской жизни, в общине существует «товарищеская форма производства» параллельно с капиталистическим производством, которое со временем будет упразднено. Тогда будет окончательно утверждено коллективное производство и потребление, после чего община как форма производственного объединения исчезнет. Срок перехода от обработки земли частными силами отдельного хозяина к общинной обработке целой мирской дачи он оценивал в 20-30 лет. Использовал идеи Фурье и его главного ученика Консидерана. В «Очерках из политической экономики» с некоторыми оговорками передает учение утописта о труде, указывая на необходимость крупного производства, и разъясняет невыгодность труда наемного. Чернышевский считал, что «потребитель продукта должен являться и его хозяином-производителем». Согласно воззрениям Фурье, Чернышевский указывал на преувеличенное значение торговли в современном обществе и недостатках её организации. В романе «Что делать?» прямо изобразил фаланстер (Четвертый сон Веры Павловны).

Адреса в Санкт-Петербурге
19.06. — 20.08.1846 года — доходный дом Прилуцкого — Наб. Екатерининского канала (ныне — канал Грибоедова), 44;
21.08. — 07.12.1846 года — доходный дом Вяземского — Наб. Екатерининского канала (ныне — канал Грибоедова), 38, кв. 47;
1847—1848 — дом Фридерикса — Владимирская улица, 13;
1848 год — доходный дом Соловьёва — Вознесенский проспект, 41;
20.09.1849 — 10.02.1850 года — квартира Л. Н. Терсинской в доходном доме И. В. Кошанского — Большая Конюшенная улица, 15, кв. 8;
12.1850 — 12.03.1851 года — Офицерская улица, 45;
13.05 — 01.08.1853 года — Офицерская улица, 45;
1853—1854 — квартира И. И. Введенского в доходном доме Бородиной — набережная реки Ждановки, 7;
22.08.1855 — конец 06.1860 года — Поварской переулок, 13, кв. 6;
конец 06.1860 — 07.06.1861 года — доходный дом В. Ф. Громова — 2-я линия Васильевского острова, 13, кв. 7;
08.06.1861 — 07.07.1862 года — доходный дом Есауловой — Большая Московская улица, 6, кв. 4.
Отзывы потомков
В СССР Чернышевский стал культовой фигурой истории революционной борьбы в связи с высокими отзывами В. И. Ленина о романе «Что делать?».
Чернышевский как революционный идеолог и романист упомянут в высказываниях К. Маркса, Ф. Энгельса, А. Бебеля, Х. Ботева и других исторических личностей.
Информация о Чернышевском содержится в воспоминаниях общественного деятеля России Л. Ф. Пантелеева.
Писатель В. А. Гиляровский после прочтения «Что делать?» сбежал из дома на Волгу — в бурлаки.
Один из наиболее выразительных памятников Чернышевскому создал скульптор В. В. Лишев. Памятник был открыт на Московском проспекте в Ленинграде 2 февраля 1947 года.
С элементами сатиры образ Чернышевского был представлен в романе «Дар» (1937) В. В. Набокова.
Педагогическая теория
В философско-педагогических взглядах Чернышевского можно проследить прямую взаимосвязь между политическим режимом, материальным достатком и образованием. Чернышевский отстаивал решительную, революционную переделку общества, для чего необходимо готовить сильных, умных, свободолюбивых людей.

Педагогический идеал для Чернышевского — это всесторонне развитая личность, готовая к саморазвитию и самопожертвованию ради общественного блага.

Недостатками современной ему системы образования Чернышевский считал низкий уровень и потенциал русской науки, схоластичные методы преподавания, муштру вместо воспитания, неравенство женского и мужского образования.

Чернышевский отстаивал антропологический подход, считая человека венцом творения, изменчивым, деятельным существом. Социальные перемены ведут к изменению всего общества в целом и каждого отдельного индивида в отдельности. Он не считал наследственным дурное поведение — это следствие плохого воспитания и бедности.

Одним из главных свойств человеческой натуры Чернышевский считал активность, природа которой коренится в осознании недостаточности и стремлении эту недостаточность ликвидировать.
Цитаты
«Прогрессивные люди в Европе, так восхищавшиеся Северо-Американскими Штатами, с такой гордостью ставившие их в пример всем европейским нациям, смущены и скомпрометированы слабостями, какие обнаружились в их идеале» (Из рецензии (1861) Чернышевского на «Политико-экономические письма к президенту Американских Соединенных Штатов» американского экономиста Г. Кэри).

«Если бы экономисты отсталой школы понимали неизбежность влияния государства на экономические отношения, они, вероятно, вместо пустых толков об утопической системе невмешательства занялись бы определением истинно полезных предметов и действительно разумных границ неизбежного вмешательства» (Экономическая деятельность и законодательство).

Память о Чернышевском
В 1978 году издан художественный маркированный конверт, посвященный писателю.
Имя Н. Г. Чернышевского присвоено:
Саратовскому государственному университету;
Вилюйскому педагогическому училищу.
Забайкальский государственный гуманитарно-педагогический университет и Борисоглебский драматический театр носят имя Н. Г. Чернышевского.
В Саратове открыт Государственный дом-музей.
Чернышевский послужил прототипом Чернова — героя повести С. В. Ковалевской «Нигилист».
В селе Александровский Завод работает музей имени Н. Г. Чернышевского, расположенный в доме, где проживал писатель.
В городе Вилюйске установлен памятник.
Средняя Школа № 1 имени Н. Г. Чернышевского в городе Семипалатинске (Казахстан). Одна из старейших школ города, в 1928 году ей было присвоено имя писателя.

В память о Николае Гавриловиче Чернышевском названы:
проспект и площадь, станция метро «Чернышевская», а также сад имени Чернышевского в Санкт-Петербурге.
Поселок городского типа Чернышевский, расположен на реке Вилюй выше по течению от Вилюйска — места ссылки Чернышевского.
Драматический театр им. Чернышевского в Воронежской области, г. Борисоглебск.
Государственная республиканская библиотека имени Н. Г. Чернышевского (Фрунзе).
ряд улиц, площадей и переулков во многих городах.

Источник

Николай Гаврилович Чернышевский

Фото Все

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

Видео Все

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

Н.Г. Чернышевский. «Что делать?». Биография. Реформа 1861 года. Разгром литературоведа с «Artifex».

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

Отечества достойный сын. Н.Г. Чернышевский. Школфильм.1981г., докум.

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

«Чернышевский. Документы, дневники, воспоминания»

Николай Чернышевский — биография

Николай Чернышевский – русский писатель, публицист, литературный критик. Его революционные идеи оказали большое влияние на В.И.Ленина. Роман писателя «Что делать?» был очень популярен в советские годы.

Николай Чернышевский родился в семье священника, но продолжить дело отца ему было не суждено. Вместо этого он стал одним из первых политзаключенных и «иконой» российского революционно-демократического движения 19-го века. А с его романом «Что делать?» в советское время был знаком каждый школьник.

Детство

Чернышевский родился 12 (24) июля 1828 года в Саратове. Отец – Гавриил Иванович был довольно хорошо образован для того времени, хоть и служил простым священником, а родился в семье крепостных. Он решил сам обучать своего сына дома. Отец был очень начитанным человеком и передал любовь к книгам Николаю. Гавриил Иванович стремился обеспечить сыну достойное будущее.

Коля до 14 лет оставался на домашнем обучении. Играм с ровесниками он предпочитал чтение. Не только его друзья, но и товарищи отца удивлялись обширным знаниям и начитанности Чернышевского-младшего.

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевскийНиколай Чернышевский в юности

В 1842 году Николай стал слушателем курса духовной семинарии. Оказалось, что по уровню знаний Чернышевский превосходит не только своих соучеников, но и многих преподавателей. Николая не устраивало и качество обучения в семинарии. Поэтому он решил дополнительно заниматься самообразованием. Юноша изучал грамматику, иностранные языки, словесность и географию.

Не окончив полный курс семинарии, Николай в 1846 году поступил в Петербургский университет на историко-филологическое отделение факультета философии.

Студенческие годы

В студенческие годы молодой человек увлеченно читал книги известных философов – древних Аристотеля и Платона и современных ему Фейербаха и Гегеля. Кроме того, Николай изучал сочинения теоретиков искусства, а также экономистов и естествоиспытателей.

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевскийНиколай Чернышевский с Михаилом Михайловым

В это время будущий писатель познакомился с Михаилом Михайловым, который ввел его в круг петрашевцев. Молодой студент не стал посещать их кружок, но на других собраниях иногда бывал. Особенно Николая привлекало общение с Иринархом Введенским – отцом русского нигилизма. Когда петрашевцев арестовали, Чернышевского поразило то, что они даже не думают о средствах своего освобождения, например о восстании.

Время, проведенное в университете, помогло окончательному формированию мировоззрения Чернышевского. Он понял, что уже готов сам вести просветительскую работу. Несмотря на свое семинарское образование и духовную профессию отца, Николай не соглашался с идеологией официального православия.

Спустя два года выпускнику университета предложили должность преподавателя в кадетском корпусе. Он был рад этому приглашению, так как думал, что может распространять там свои идеи. Вместе с женой Николай приехал в Петербург. Ученики полюбили нового педагога за его лояльность, а с коллегами подружиться Чернышевский не сумел. Однажды в учебном заведении произошел довольно крупный скандал с одним офицером, и начинающему учителю пришлось уволиться.

Философские взгляды

Литературную деятельность Николай начал в конце 1840-х годов. В «Отечественных записках» и «Санкт-Петербургских ведомостях» вышли первые небольшие статьи. Затем писатель стал публиковаться в «Современнике», а в 1855 году Чернышевский по существу уже руководил журналом вместе с поэтом Некрасовым.

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

Но с приходом Николая Гавриловича «Современник» стал превращаться в очаг революционной пропаганды. Из-за этого с журналом перестали сотрудничать такие писатели как Толстой, Тургенев и Григорович. Руководить отделом критики Чернышевский назначил Добролюбова. Их объединяло родство социальных взглядов, а также общий взгляд на педагогические концепции.

Писатель все же не стремился окончательно делать из «Современника» трибуну революционных идей. Из-за этого он повздорил с литераторами, находящимися на либеральных позициях – Анненковым, Боткиным и Дружининым.

В 1885 году Николай закончил работу над диссертацией и защитил ее. В работе освещалось отношение искусства к реалиям существующего мира. Защита вызвала общественные споры. Серьезная критика идеализма и выдвинутая диссертантом теория «чистого» искусства, оторванного от реальности, многим показалась дерзостью и стремлением сломать традиционные устои.

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

Кроме активной деятельности в «Современнике», в 1858 году Чернышевский стал редактировать журнал «Военный сборник». Тем самым он вовлек в революционные кружки несколько офицеров. Выбор Николая на должность редактора был не случаен. Тогдашние революционеры считали, что главной движущей силой предстоящих перемен должна стать армия. Во время работы в этом издании Чернышевский встретился с Герценом и Огаревым. Втроем они стали идеологами народнического движения и основали тайную организацию «Земля и воля».

Писатель закончил работу над своим основным трудом «Антропологический примат в философии» в 1860 году. Через год был оглашен Манифест, отменяющий крепостное право. Чернышевский в ответ на это опубликовал несколько статей с критикой этого нововведения.

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

Позиция писателя по данному вопросу не понравилась представителям власти. Министр просвещения А.Норов даже отменил присуждение Николаю ученой степени. Но через три года Норова сменил на посту Е.Ковалевский. Благодаря этому Чернышевский получил диплом магистра русской словесности.

Арест и ссылка

В 1861 году над писателем был установлен тайный надзор, так как полиция заподозрила автора «Современника» в революционной деятельности. Кроме того, жандармы считали, что Николай имеет отношение к пожарам, произошедшим в 1862 году в Петербурге.

Вскоре журнал прикрыли, а затем арестовали Чернышевского. Поводом для этого послужило перехваченное письмо, которое Герцен написал Серно-Соловьевичу. В нем было названо имя Николая Гавриловича в связи с его планами открыть запрещенный «Современник» в Великобритании. Также писателю были предъявлены обвинения в причастии к изготовлению прокламаций, содержащих призывы к крестьянам встать на борьбу с помещиками.

Революционер находился в Петропавловской крепости. Разбирательство его дела продолжалось полтора года. Следователи пользовались незаконными методами – вводились подставные свидетели и фальшивые бумаги. Чернышевский провел голодовку в течение девяти дней, чтобы привлечь внимание общественности к несправедливому ведению дела, но это не сыграло никакой роли.

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевскийНиколай Чернышевский в творческом процессе

Находясь в заключении, писатель не прекращал работать. Он сочинил примерно 200 листов текста. В тюрьме был закончен его роман, ставший затем классикой, «Что делать?». Как ни странно, книга сразу была опубликована, невзирая на заточение автора по политическим причинам.

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

В 1864 году Чернышевскому вынесли приговор: 14 лет каторги в Сибири, а затем там же пожизненное поселение. Император лично пожелал, чтобы срок каторжных работ сократили в два раза. Но получилось так, что революционер прожил в ссылке больше 19 лет. Кроме того, 19 мая 1864 года состоялась гражданская казнь писателя. Чернышевского в унизительной форме публично лишили всех привилегий и чинов на Конной площади.

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевскийНиколай Чернышевский в ссылке в Сибири

Узника отправили в Вилюйск. Через 10 лет пришло официальное предложение подать прошение о помиловании. Но писатель не пошел на это. Чернышевского несколько раз безуспешно пытались освободить товарищи, но в итоге Николай Гаврилович вернулся домой не скоро.

Единственное, чего смогли добиться друзья и родные – перевод Чернышевского в Астрахань. Император согласился на эту просьбу только по причине страха новых волнений. «Земля и воля» считалась довольно опасной организацией, поэтому правитель не хотел обострения революционной ситуации.

Личная жизнь

Супругой писателя стала Ольга Сократовна Васильева. Влюбленные обвенчались в 1853 году. Ольгу многие считали оригинальной особой, поэтому выбор Чернышевского был не всеми встречен одобрительно. Васильеву винили в легкомыслии и непонимании творчества мужа, но сам Николай обожал супругу. Он любил Ольгу безусловно и слепо.

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевскийНиколай Чернышевский и Ольга Сократовна-Васильева

Писатель считал, что в браке нужно строить равные отношения, а рабство женщин в семье необходимо искоренять. До свадьбы Николай Гаврилович объяснил Ольге, что он занимается такой деятельностью, которая может привести к каторге. Но будущая супруга все равно согласилась на брак. В семье революционер стал воплощать в жизнь свои прогрессивные взгляды.

Николай Гаврилович считал, что супруги должны иметь равные права и обязанности. В те времена это утверждение считалось довольно смелым. Чернышевский предоставлял Ольге Сократовне совершенную свободу, она даже имела право на измену и вообще могла распоряжаться собой, как заблагорассудится. И действительно, супруга закрутила роман с Иваном Савицким, другом семьи. Чернышевский сообщил жене, что желает только ее счастья и отпускает ее. Ольга была поражена такими высказываниями и осталась в семье.

Случай из семейной жизни Чернышевских позже стал основой описания любовных отношений героев романа «Что делать?». Эта линия произведения в западной литературе стала именоваться «русский треугольник». Он обозначал любовные отношения двух мужчин и одной женщины.

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

в каком городе доживал чернышевский. Смотреть фото в каком городе доживал чернышевский. Смотреть картинку в каком городе доживал чернышевский. Картинка про в каком городе доживал чернышевский. Фото в каком городе доживал чернышевский

Но в Саратове отношения этой пары осуждались. Жители города распускали всякие грязные слухи и сплетни. Родственники также были не в восторге от такой ситуации. И поэтому, когда молодые отбыли в Петербург, все посчитали такой поступок бегством. Нехорошие разговоры вызывал и факт слишком поспешной свадьбы. Ведь незадолго до этого Николай похоронил мать, и срок траура еще не вышел.

Чета Чернышевских была счастлива 9 лет, а 20 лет семейной жизни у них отобрали. Из ссылки Ольга получила 300 писем от мужа. Затем он перестал писать, решив, что так быстрее жена перестанет о нем страдать.

До ареста Николая у супругов родилось три сына — Михаил, Виктор и Александр. Ольге пришлось одной поднимать детей в беспросветной нужде. Она зарабатывала на жизнь вязаньем и штопкой. В 1866 году Чернышевская с младшим сыном поехали в Сибирь проведать отца семейства. Они добирались до места полгода, а побыли вместе с мужем и отцом только 4 дня. Писатель просил жену снова выйти замуж и забыть его. Но Ольга отказалась от такого предложения.

Родственники выхлопотали возвращение Николая Гавриловича в июне 1889 года. Он приехал в Саратов, но счастливо жить в кругу семьи ему долго не пришлось. Каторга подорвала здоровье писателя. В 55 лет он выглядел уже бессильным стариком. В этом же году, осенью Чернышевского не стало. Он заболел малярией и скончался от кровоизлияния в мозг.

Похоронен писатель в Саратове на Воскресенском кладбище.

Интересные факты

Творчество

Ссылки

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *