в каком городе делают белазы
Белорусский автомобильный завод
ПО «БелАЗ» — ОАО «Белорусский автомобильный завод» — один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники. На предприятии выпускаются карьерные самосвалы грузоподъёмностью от 30 до 360 тонн, техника для обеспечения производственного цикла в карьерах, машины для подземных работ, бульдозеры, погрузчики, аэродромные тягачи.
«БелАЗ» является экспортоориентированным предприятием: более 70 % продукции реализуется в России. Заводу принадлежит около 30 % [источник не указан 544 дня] мирового рынка карьерных самосвалов. Он входит в число семи ведущих мировых концернов по производству карьерной техники.
Содержание
История возникновения
Современное положение
В марте 2004 на Кедровском угольном разрезе ОАО «УК «Кузбассразрезуголь» был открыт первый в России сервисный центр БелАЗа. Центр осуществляет все виды ремонта большегрузных автомобилей по оригинальной технологии «БелАЗа», обслуживая не только в Кузбассе, но и в других регионах. Кроме того сервисный центр напрямую реализует запчасти, узлы и агрегаты, позволяя отказаться от услуг посредников. [3]
В 2005 на заводе планируется собрать 1400—1470 самосвалов. Среди них — крупнейший карьерный самосвал «БелАЗ 75600» грузоподъёмностью 320 тонн с классической колёсной формулой 4х2. Такая машина создана на Белорусском автомобильном заводе впервые, а всего в мире насчитывается менее сотни машин подобного класса. В этот проект завод инвестировал 9 млн долларов. Масса машины — 240 тонн, высота — 7,22 метров, длина — 14,9 метров, ширина — 9,25 метров, двигатель мощностью 3,5 тысячи лошадиных сил. Самосвал будет использоваться в России, в Кемеровской области. В дальнейшем Кемеровские заказчики планируют приобрести ещё две 320-тонные машины. [4]
В 2005 году БелАЗ увеличил объём производства товарной продукции по сравнению с 2004 годом на 30,8 %. Выпуск потребительских товаров возрос на 9,5 %. Удельный вес новых видов продукции составил 28,8 %. В Россию в 2005 году отправлено 64,6 % всей реализованной продукции. [5]
ПО «БелАЗ» выиграло тендер на поставку в Китай самосвалов грузоподъёмностью 220 тонн, кроме этого в течение 2006 года предприятие планирует принять участие ещё в четырёх китайских тендерах на поставку самосвалов высокой грузоподъёмности, один из которых объявлен на машины грузоподъёмностью 320 тонн. В октябре 2010 года в пригороде Пекина планируется открыть сборочное производство самосвалов. [6]
Также планируется создать совместное предприятие по сборке техники БелАЗ в Венесуэле. [7]
См. также
Ссылки
Примечания
АвтоВАЗ • АвтоКубань • Автоспецоборудование • Автотор • Автофрамос • Альтерна • АМЗ • АМУР (УАМЗ) • BAW-RUS Motor Corporation • БАЗ • БЗКТ • ВИС • Волжанин • ГАЗ • ГЗСА • ГолАЗ • Дервейс • ЕлАЗ • ё-Авто • ЗИЛ • ИжАвто • Ижорский завод • ИАСЗ • КАвЗ • КАМАЗ • Комацу-Рус • КЗКТ • Красный путиловец • ЛиАЗ • МАРЗ • Маруся Моторс • ММЗ • Москвич¹ • НАМИ • НефАЗ • ОЗТП • ПАЗ • Псковавто • РоАЗ • РАСЗ • РосЛада • САЗ • СеАЗ • СемАР • Соллерс • ТагАЗ • Тонар • УАЗ • УралАЗ • Чеченавто • ЯМЗ • Яровит | |
Автомаш • Автотехнология • Анто-Рус • АСЗБ-2 • АСЗБ-3 • БАЗ • ВЕПР • ВОЭЗ • ГалАЗ • ГАРЗ • ДАБ • ДАЗ • Доброта • ЕАРЗ • Еврокар • ЗАЗ • ИВЕКО-Мотор Сич • ИВЕКО-Украина • ИЗАА • КМЗ • КрАЗ • КрАСЗ • ЛАЗ • ЛАСЗ • ЛуАЗ • ОдАЗ • Практика • САРБ • СЗМ • Скиф • Стрый Авто • ХАРЗ • ХКБМ • Черкасский автобус • ЧАЗ • ЧЗСА • ЧРЗ • ЮМЗ | |
АМАЗ • Амкодор • БАРЗ • БелАЗ • ГАРЗ • ГЗТО • МАЗ • МАЗ-MAN • МЗКТ • МоАЗ • Неман • Юнисон | |
Dartz Kombat • RAF¹ • Руссо-Балт¹ • AMO Plant | |
KAG¹ • VFTS | |
ЕрАЗ¹ | |
КАЗ | |
БакАЗ • Гянджинский АЗ • AzSamand • NAZ | |
SamAuto • UzDaewooAuto | |
Азия Авто • АРКЗ | |
Днестр-Авто | |
TARTS • TARK | |
Худжанд-ЗИЛ | |
БАСЗ • ТАвЗ | |
¹ не функционируют, ² производство автомобилей прекращено |
Минский автомобильный завод — Координаты: 53°51′25″ с. ш. 27°39′22″ в. д. / 53.856944° с. ш. 27.656111° в. д. … Википедия
Уральский дизель-моторный завод (УДМЗ) — Уральский дизель моторный завод Год основания 1941 Расположение … Википедия
БелАЗ — Белорусский автомобильный завод … Словарь сокращений русского языка
БАЗ — Белорусский автомобильный завод Богословский алюминиевый завод (Свердловская область) Брянский автомобильный завод … Словарь сокращений русского языка
БелАЗ — Белорусский автомобильный завод один из крупнейших в мире и единственный в СНГ производитель карьерной техники. Автомобили БелАЗ автомобили производства Белорусского автомобильного завода … Википедия
Список аббревиатур — Это служебный список статей, созданный для координации работ по развитию темы. Данное предупреждение не устанавливается на информационные списки и глоссарии … Википедия
Экономика СССР — Экономические показатели ДнепроГЭС один из символов экономической мощи СССР, была построена в 1932 г … Википедия
БЕЛОРУССИЯ — (Беларусь, Belarus) Общие сведения Официальное название Республика Беларусь (бел. Рэспубліка Беларусь, англ. Republic of Belarus). Расположена в восточной части Европы. Площадь 207,6 тыс. км2. Численность населения 9,899 млн чел. (2002).… … Энциклопедия стран мира
БелАЗ – самый большой советский грузовик
29 мая 1975 года на Белорусском автозаводе начато производство крупнейшего в Советском Союзе грузового автомобиля БелАЗ
Пожалуй, каждый наш соотечественник с детства знает, что самый большой самосвал производился в СССР и назывался БелАЗ. Образ могучего желтого карьерного самосвала известен всем по фильмам, книгам, фотографиям и детским игрушкам. Сегодня мы расскажем историю одного из самых интересных автозаводов и его продукции – мощных грузовиках, тягачах и тракторах.
Государственная необходимость
Тяжелые карьерные грузовики – отдельная каста среди всех грузовых машин. Эти монстры должны обладать рядом уникальных характеристик, позволяющих им эффективно работать в сложных условиях карьерных разработок, при этом оправдывать свою высокую стоимость хорошей производительностью. Здесь главным критерием выступает грузоподъёмность машины.
МАЗ-525. Источник: http://www.belaz.by
До 1951 года тяжелых грузовиков в полном смысле этого слова в СССР не производилось. Вернее, ярославские ЯАЗы или кременчугские КРАЗы, считались тяжелыми, но производственные требования были выше. Необходимость в специализированном тяжелом карьерном самосвале была озвучена на государственном уровне. Совершенно нецелесообразно было гонять обычные самосвалы, тратя их ресурс на непрофильные для них работы, такие как карьерные разработки.
Так появляется дедушка современных БелАЗов – МАЗ-525. Разработанный в Ярославле гигант был передан для производства минским коллегам ярославских инженеров. До 1958 года Минский АЗ собирал новые тяжелые грузовики, насыщая ими сырьевую промышленность СССР.
МАЗ-525 троллейвоз. Источник: http://www.belaz.by
А в Минской области, в городе Жодино, с 1947 года работал другой завод, специализирующийся на такой продукции, как кусторезы, прицепные дорожные катки, снегоочистители, снегопогрузчики и поливомоечные машины. Но в 1958 году производство советских грузовых гигантов было решено передать в Жодино. Так началась история всем знакомого желтого тяжеловеса.
Расцвет производства
Так, были созданы утяжеленные версии МАЗа-525, тягачи для скреперов и даже самосвал-троллейвоз, на электродвигателях и с характерными троллейбусными «рогами». Эта мера была призвана экономить горючее, потребляемое прожорливыми гигантами. Производили и мощные аэродромные тягачи для тяжелых армейских транспортников.
В. Кобылинский у созданного им БелАЗа-540. Источник: http://www.belaz.by
А в 1961 году при помощи специалистов института НАМИ, в частности, одного из его конструкторов В. Кобылинского появился первый образец, положивший начало существованию классического образа тяжелого желтого самосвала – 27-тонного БелАЗ-540.
С этого момента производство завода росло ускоренными темпами, как и вся экономика СССР. Добывающей промышленности требовались всё новые и всё более мощные карьерные монстры.
Современная продукция БелАЗа. Источник: http://www.belaz.by
Следом за 540-м был выпущен уже 40-тонный БелАЗ-548А (1967) и одноосный тягач БелАЗ-531. В 1976 году стартовало производство 75-тонного БелАЗа-549. А уже в следующем году завод представил опытный образец 110-тонного гиганта. В 1979 году представили самосвал-рекордсмен – 180-тонный БелАЗ-7521. Параллельно завод разработал и освоил производство 100- и 200-тонных аэродромных тягачей, самосвальные карьерные автопоезда, внедрил электротрансмиссию и даже газотурбинные двигатели.
БелАЗ-7550. Источник: http://www.belaz.by
К 1991 году БелАЗ был крупнейшим в мире производителем тяжелой карьерной техники. На заводе работало свыше 12 тысяч специалистов, а выпуск составлял свыше 6 тысяч машин в год – половину от мирового производства карьерной техники! Кульминацией производства и технологически сложнейшим стал выпущенный в 1990 году 280-тонный БелАЗ-7550. Всего в советское время БелАЗ выпустил свыше 130 тысяч тяжелых автомобилей.
Современные тяжеловесы
Несмотря на то что предприятие лихорадило в 90-е годы, и, как впрочем, и многие другие крупные промышленные предприятия бывшего СССР, с трудом переходило на капиталистические рельсы, БелАЗ достаточно быстро оправился от кризиса.
Самый крупный в мире 450-тонный БелАЗ-75710. Источник: http://www.belaz.by
Сейчас предприятие, выросшее до холдинга, продолжает выпуск тяжелых грузовиков. Также завод расширил номенклатуру производимых типов техники и выходит на производство многих видов карьерной спецтехники – погрузчиков, тягачей, тракторов. Не стоит на месте и производство тяжелых аэродромных машин.
Техника современного БелАЗа работает более чем в 50-ти странах мира. Основной экспорт приходится на государства постсоветского пространства, но Краснознаменный Белорусский завод, отмеченный пятью международными наградами за время своего существования, имеет неплохую репутацию за рубежом и продолжает выходить на новые рынки в разных частях света.
Современная продукция БелАЗа. Источник: http://www.belaz.by
В 2013 году завод представил очередного рекордсмена – БелАЗ-75710. Это до сих пор самый крупный и тяжелый в мире самосвал, его грузоподъемность 450 тонн! А в загруженном состоянии этот желтый монстр весит 810 тонн. При этом он может разогнаться аж до 64 км/ч.
В 2018 году БелАЗ произвел 802 единицы тяжелой техники. Это рекорд с 1991 года. Мы можем только порадоваться успехам белорусских инженеров, а также тому, что большой желтый самосвал, который так любят наши мальчишки в песочницах, никуда не исчез и продолжает радовать детей и приносить пользу взрослым.
Особо крупный размер. Где и как производят «БелАЗы»
БелАЗ, для которого основным рынком сбыта всегда была Россия, приспособился к изменившемуся курсу рубля. В июле белорусы представили новые модели карьерных самосвалов, а ближайшая их цель — запустить в серию самый большой автомобиль на планете с автопилотом. Корреспондент РБК+ Роман Фарботко съездил в Жодино, чтобы посмотреть, как производят самосвалы размером с загородный коттедж.
Оказывается, о существовании Жодино знают не все современные навигаторы. А зря: в небольшом городе в Минской области с населением 64 тыс. человек расположен БелАЗ — один из последних китов белорусской экономики. Впрочем, чтобы найти завод, навигатор и не нужен: вся улица вдоль территории предприятия по обе стороны плотно заставлена немецкими иномарками. «Вы случайно не промышленный турист?» — предположил охранник на проходной и тут же переключился на другого подозрительного прохожего. Без дела в рабочее время, как и тридцать лет назад, здесь гулять не принято.
Промышленный туризм — это белорусское ноу-хау. При недостатке культурно-исторических мест в сопредельном государстве предлагают за символическую плату посетить с экскурсией ключевые предприятия. «У нас все выделенные под экскурсии даты расписаны на два месяца вперед», — рассказывает представитель БелАЗа Елена Дворниченко.
В музее завода с самой широкой стены щурится президент страны Александр Лукашенко. На заводе признаются, что лидер республики наведывается сюда нечасто, но каждый его приезд помнят досконально. В центре аккуратно закреплена галерея снимков с презентации самого большого самосвала в мире, который поднимает до 450 т. Лукашенко тогда лично провел тест-драйв новинки. Справа — фоторепортаж с делового визита в 2007 году тогдашнего главы Венесуэлы Уго Чавеса.
Самый большой «БелАЗ», который по габаритам больше похож на АЗС, едет по территории завода так, будто весит всего пару тонн. Он не проминает асфальт и не издает величественных звуков. Весь секрет — в специальном дорожном покрытии: его здесь укладывают в несколько слоев, чтобы после одного такого проезда не оказалось провалов. На случай кризиса у БелАЗа тоже есть страховочное покрытие — государство.
«Поддержка государства была, есть и будет, — поясняет заместитель начальника коммерческого отдела БелАЗа Алексей Грачев. — Потому что предприятие государственное, да и менеджмент у нас сугубо белорусский». По словам Грачева, БелАЗ стабильно работает без государственных субсидий. Куда важнее поддержка в стимулировании экспорта, что позволяет предлагать потребителям разнообразные условия финансирования закупки. Без иностранных рынков БелАЗу не выжить: предприятие с первого дня своего существования ориентировано исключительно на экспорт.
«Мы исторически всегда были ориентированы на экспорт, потому что в Беларуси полезных ископаемых, которые добываются открытым способом, не так много», — объясняет Алексей Грачев, подчеркивая, что основным рынком сбыта для БелАЗа всегда была Россия. Резкую девальвацию рубля здесь почувствовали так, будто жодинский завод — это российское предприятие. «Сейчас ситуация складывается для нас благоприятно, портфели заказов увеличиваются, хотя определенные сложности есть всегда», — резюмирует заместитель начальника коммерческого отдела.
Самосвал-конструктор
Территория завода по размерам сопоставима со спальными кварталами Жодино — за день пешком обойти все объекты, включая испытательный полигон, невозможно. Внезапно из-за угла выезжает 90-тонник и направляется в сторону нашего «Икаруса». На фоне этого не самого большого самосвала автобус выглядит игрушечным. Даже цеха, где собирают «БелАЗы», кажутся не такими уж и большими рядом с грузовиками.
На территории в несколько гектаров у цеха сборки аккуратно припаркованы уже произведенные модели. «Эти самосвалы ждут, пока их покупатели произведут оплату. Мы не работаем про запас — каждый автомобиль собран исключительно по предварительному заказу», — объясняет Елена Дворниченко.
В лучшие докризисные годы завод производил по пять-шесть самосвалов в день. Сейчас с конвейера Жодино сходит в среднем по два самосвала в сутки, но ресурсы, для того чтобы вернуться на докризисные показатели, у предприятия уже есть. Во всяком случае БелАЗ осваивает новые рынки, чтобы не зависеть от ситуации в российской экономике. В ближайшей перспективе белорусы надеются организовать поставки в страны Латинской Америки и Африки.
Главный козырь белорусов — малое число прямых конкурентов. На мировом рынке работают всего семь компаний, которые производят большие самосвалы. Самые крупные помимо БелАЗа — американская Caterpillar и японские Komatsu и Hitachi. При этом по цене белорусские модели всегда были самыми доступными и ремонтопригодными в мире. Впрочем, цены на продукцию завод держит в строжайшей секретности. Речь, очевидно, идет о миллионах долларов за самые мощные и тяжелые самосвалы, но заместитель начальника коммерческого отдела объясняет, что ценовая политика формируется с учетом региональных особенностей. «Цены мы показываем только нашим дилерам и исключительно по письменному запросу. Мы хотим видеть, для кого предполагается закупка техники и в какой регион. Поставка «БелАЗов» включает в себя множество факторов от разборки и погрузки техники у нас на заводе до сборки, наладки и ввода в эксплуатацию непосредственно у потребителя, что не может не влиять на конечную цену», — уточняет Алексей Грачев.
БелАЗ, впрочем, далеко не полностью белорусский. В первую очередь речь идет о моторах. Дело в том, что БелАЗ вынужден подстраиваться под клиентов. Например, белорусы недавно выпустили карьерный самосвал с двигателем Scania, который в настоящее время эксплуатируется в Европе, а в России техника работает как с двигателями импортного производства, так и с моторами Ярославского завода, которые традиционно пользуются спросом.
Цены на белорусские самосвалы зависят еще и от условий доставки. На большие расстояния «БелАЗы» ехать своим ходом не могут — их перемещение по дорогам общего пользования запрещено. Поэтому сразу после сборки и обкатки модели снова разбирают и грузят, чаще всего на железнодорожные платформы. Но все зависит от географии клиента — самосвалы часто отправляют и при помощи грузовых самолетов.
«Разборка самосвала происходит на заводе — для этого есть специальный цех, — рассказывает начальник бюро компоновки Александр Насковец. — В течение одного дня разобрать можно любую машину. Сборка перед последующей отправкой — это обязательное условие. Собирают «БелАЗы», для того чтобы обкатать машину. Мы должны выявить все «детские болезни» самосвала, прежде чем передать его покупателю. На месте машину собирают дилеры — мы проводим для них централизованное обучение».
Где у него кнопка
В июле на российской выставке «Иннопром» состоялась презентация двух новых белорусских самосвалов грузоподъемностью 45 и 90 т. В линейке по-прежнему есть модели на 30, 43 и 60 т, но о тренде в сторону уменьшения грузоподъемности белорусы не говорят. Несмотря на то что более компактные машины проще транспортировать, в хозяйстве они обходятся значительно дороже, чем «БелАЗы» на 240, 360 и 450 т.
«Использовать многотонные грузовики всегда экономически целесообразнее. Те предприятия, которые могут перейти на такие самосвалы, делают это для того, чтобы увеличить производительность и при этом сократить издержки. Но не всегда можно перейти на большую грузоподъемность в силу особенностей карьеров. У нас есть много потребителей, которые эксплуатируют технику малой грузоподъемности — от 30 до 55 т. Мы уделяем большое внимание всем потребителям вне зависимости от парка эксплуатируемых самосвалов и их грузоподъемности», — объясняет Алексей Грачев.
Скоро по территории завода будут ездить грузовики с автопилотом. Прототип такого самосвала в Жодино уже выпустили: тестовый грузовик грузоподъемностью 130 т наматывает круги между цехами, а вскоре проект планируют отправить в серийное производство. Причем комплекс электроники можно установить на любую модель из линейки БелАЗа — даже на самый большой самосвал грузоподъемностью 450 т.
Огромным самосвалом управляют с пульта. Он, как игрушечная машинка, послушно выполняет все команды и при этом, по заверению производителя, остается безопасным. Но с этого года «БелАЗам» даже пульт не нужен: многотонный самосвал сам доезжает до места загрузки, после чего следует к разгрузке. В перспективе беспилотники планируют соединить в единую систему, которой сможет управлять один оператор — он будет только кликать на карту, а все остальное самосвалы будут выполнять самостоятельно.
По мнению Александра Насковца, беспилотники в карьерах на текущий момент нужнее, чем на дорогах общего пользования: «Связано это с тем, что работа в карьерах тяжелая. Она очень опасна для здоровья. Вторая причина — нехватка по всему миру водителей».
Но и без автопилота у современного самосвала есть системы, которые облегчают управление. Например, система кругового видеообзора и лидары. Последние помогают определить препятствия вне зоны видимости. Кроме того, разрабатываются системы, которые могут предупреждать поломки, потому что простой машины в хозяйстве — это колоссальные денежные потери. Например, часовая пауза в карьере на Урале обходится примерно в 80 тыс. руб. Но еще большие затраты несут хозяйства в случае порезов шин.
$100 тыс. — столько стоит колесо для самого большого «БелАЗа» (450 т). А всего для одного грузовика требуется сразу восемь таких шин. Это значит, что только за резину заказчики платят сумму, сопоставимую с семью кроссоверами Tesla Model X или с четырьмя трехкомнатными квартирами в Москве.
На большинстве моделей линейки устанавливают белорусские шины производства Бобруйского завода. Такие колеса дешевле, ими можно комплектовать машины грузоподъемностью до 220 т, а вот машины грузоподъемностью 360 и 450 т оснащают только импортной резиной Bridgestone или Michelin. «На 450-тонник мы бы установили и еще большие колеса, но проблема в том, что таких уже не производят — они не помещаются на железнодорожную платформу», — сетует Насковец.
Руководство предприятия неохотно проводит параллели с российскими автомобильными заводами. В Жодино прекрасно понимают, что, до тех пор пока предприятие остается государственным, здесь не будет ни массовых сокращений, ни четырехдневной рабочей недели, ни корпоративных отпусков. На заводе привыкли беззаботно гордиться своей работой: предыдущему руководителю БелАЗа Павлу Мариеву президент присвоил звание Героя Беларуси. Последним героем страны стала биатлонистка, олимпийская чемпионка Дарья Домрачева.
Роман Фарботко
Фото: автора и БелАЗа
Материал опубликован в печатном приложении «Коммерческий транспорт» (№4, 10 октября) к газете РБК.