в каком городе был подписан заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в европе

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе

в каком городе был подписан заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в европе. Смотреть фото в каком городе был подписан заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в европе. Смотреть картинку в каком городе был подписан заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в европе. Картинка про в каком городе был подписан заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в европе. Фото в каком городе был подписан заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в европе

Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ) был подписан в Хельсинки 1 августа 1975 года руководителями 33 европейских стран, США и Канады.

Хельсинкский Заключительный акт закрепил политические и территориальные итоги второй мировой войны и утвердил десять принципов (хельсинкский декалог) взаимоотношений между государствами: суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; выполнение международно‑правовых обязательств.

‑ военно‑политическое измерение ‑ согласование набора мер укрепления доверия в военной области (предварительные уведомления о военных учениях, о крупных передвижениях войск, обмен на добровольной основе наблюдателями на военных учениях);
‑ экономико‑экологическое измерение – анализ состояния и выработка рекомендаций по развитию сотрудничества в области экономики, науки и техники и окружающей среды;
‑ человеческое измерение – политические обязательства по вопросам прав человека и основных свобод, в том числе по вопросам свободы передвижения, контактов, информации, культуры и образования и отслеживание их выполнения на практике.

В теории международного права обычно придерживаются мнения, что Заключительный хельсинский акт не носит характера международного договора. Он представляет собой важный политический документ, который был подписан главами государств и правительств, но не подлежал ратификации парламентов и регистрации в ООН на основании статьи 102 Устава ООН в качестве «договора и международного соглашения». Хельсинский заключительный акт и последующие документы Организации по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ) ‑ политические декларации, поэтому они не являются юридически обязательными, что, однако, не лишает их правового значения. Созданной в годы «холодной войны» ОБСЕ не удалось адаптироваться к новым реалиям, сложившимся на континенте после ее окончания, превратиться в полноценную общерегиональную структуру.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Источник

ЗАКЛЮЧИ́ТЕЛЬНЫЙ АКТ

Том 10. Москва, 2008, стр. 188-189

Скопировать библиографическую ссылку:

ЗАКЛЮЧИ́ТЕЛЬНЫЙ АКТ (Хель­синк­ский акт), ито­го­вый до­ку­мент Со­ве­ща­ния по безо­пас­но­сти и со­труд­ни­че­ст­ву в Ев­ро­пе 1973–75. Под­пи­сан 1.8.1975 в г. Хель­син­ки ру­ко­во­дя­щи­ми дея­те­ля­ми 33 ев­роп. го­су­дарств (от СССР – Л. И. Бреж­не­вым), а так­же США и Ка­на­ды. При­ня­тие З. а. яв­ля­лось важ­ным вкла­дом в раз­ви­тие со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми в разл. об­лас­тях, спо­соб­ст­во­ва­ло ук­ре­п­ле­нию безо­пас­но­сти в Ев­ро­пе и раз­ряд­ке ме­ж­ду­нар. на­пря­жён­но­сти в це­лом. Центр. ме­сто в З. а. за­ни­ма­ет дек­ла­ра­ция прин­ци­пов взаи­мо­от­но­ше­ний меж­ду го­су­дар­ст­ва­ми. Уча­ст­ни­ки со­ве­ща­ния обя­за­лись ру­ко­во­дство­вать­ся в сво­их от­но­ше­ни­ях прин­ци­па­ми су­ве­рен­но­го ра­вен­ст­ва, не­при­ме­не­ния си­лы или уг­ро­зы си­лой, не­ру­ши­мо­сти гра­ниц, тер­ри­то­ри­аль­ной це­ло­ст­но­сти го­су­дар­ств, мир­но­го уре­гу­ли­ро­ва­ния спо­ров, не­вме­ша­тель­ст­ва во внут­рен­ние де­ла, ува­же­ния прав че­ло­ве­ка, рав­но­пра­вия и пра­ва на­ро­дов рас­по­ря­жать­ся сво­ей судь­бой, со­труд­ни­че­ст­ва ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми и доб­ро­со­ве­ст­но­го вы­пол­не­ния обя­за­тельств в со­от­вет­ст­вии с ме­ж­ду­нар. пра­вом. В З. а. бы­ли за­фик­си­ро­ва­ны до­го­во­рён­но­сти, при­зван­ные до­пол­нить по­ли­тич. раз­ряд­ку раз­ряд­кой во­ен­ной, ук­ре­пить до­ве­рие ме­ж­ду го­су­дар­ст­ва­ми (уве­дом­ле­ние о круп­ных во­ен. уче­ни­ях, при­гла­ше­ние на­блю­да­те­лей для при­сут­ст­вия на них и др.) и со­дей­ст­во­вать про­цес­су ра­зо­ру­же­ния под стро­гим и эф­фек­тив­ным ме­ж­ду­нар. кон­тро­лем. В до­ку­мен­те бы­ли за­кре­п­ле­ны мно­го­об­раз­ные до­го­во­рён­но­сти, ка­саю­щие­ся со­труд­ни­че­ст­ва в сфе­ре эко­но­ми­ки, нау­ки, тех­ни­ки и ох­ра­ны ок­ру­жаю­щей сре­ды, оп­ре­де­ле­ны гл. на­прав­ле­ния и фор­мы раз­ви­тия та­ко­го со­труд­ни­че­ст­ва, а так­же за­фик­си­ро­ва­ны до­го­во­рён­но­сти, на­прав­лен­ные на рас­ши­ре­ние и уг­луб­ле­ние со­труд­ни­че­ст­ва в гу­ма­ни­тар­ных об­лас­тях (куль­ту­ра, об­ра­зо­ва­ние, ин­фор­ма­ция, кон­так­ты ме­ж­ду людь­ми и др.) при со­блю­де­нии со­гла­со­ван­ных прин­ци­пов меж­го­су­дарств. от­но­ше­ний, в т. ч. прин­ци­пов не­вме­ша­тель­ст­ва во внут­рен­ние де­ла и ува­же­ния су­ве­рен­ных прав го­су­дарств. В за­вер­шаю­щем раз­де­ле З. а. ука­зы­ва­лось на не­об­хо­ди­мость про­дол­же­ния мно­го­сто­рон­не­го про­цес­са, на­ча­то­го Со­ве­ща­ни­ем по без­опас­но­сти и со­труд­ни­че­ст­ву в Ев­ро­пе, в ча­ст­но­сти пу­тём ор­га­ни­за­ции встреч ме­ж­ду пред­ста­ви­те­ля­ми го­су­дарств-уча­ст­ни­ков.

Источник

ХЕЛЬСИНКСКИЙ АКТ 1975

Соглашение 35 государств Европы и Северной Америки, которое устанавливало принципы миролюбивого и гуманного международного порядка в Европе. Это соглашение стало результатом и высшей точкой политики «Разрядки».

Страны-участницы: Австрия, Бельгия, Болгария, Ватикан, Великобритания, Венгрия, ГДР, ФРГ, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Испания, Италия, Канада, Кипр, Лихтенштейн, Люксембург, Мальта, Монако, Нидерланды, Норвегия, Польша, Португалия, Румыния, Сан-Марино, США, СССР, Турция, Финляндия, Франция, Чехословакия, Швейцария, Швеция, Югославия.

3 июля 1973 г. в Хельсинки по инициативе сверхдержав началось Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе, которое должно было урегулировать все возникшие в ходе «холодной войны» международные проблемы в Европе. В совещании участвовали представители почти всех европейских стран, а также США и Канада.

1 августа 1975 г. главы этих государств, собравшись в Хельсинки, торжественно подписали Заключительный Акт совещания. Это был момент торжества политики мира, мирного и добрососедского сосуществования стран с различным общественным строем.
Акт затрагивал широчайший круг международных проблем, включая торговлю, промышленное сотрудничество, сотрудничество в области науки и техники, охраны окружающей среды, культурных и межличностных взаимосвязей.

Государства, подписавшие Акт, обязывались «уважать суверенное равенство и своеобразие друг друга» … «право друг друга свободно выбирать и развивать свои политические, социальные, экономические и культурные системы, равно как и право устанавливать свои законы и административные правила».

Важное положение, сохраняющее актуальность и сегодня, гласило: «границы могут изменяться, в соответствии с международным правом, мирным путем и по договоренности. Они имеют также право принадлежать или не принадлежать к международным организациям, быть или не быть участником двусторонних или многосторонних договоров, включая право быть или не быть участником союзных договоров; они также имеют право на нейтралитет»…

Государства-участники обещали воздерживаться в международных отношениях «от применения силы или угрозы силой как против территориальной целостности, или политической независимости любого государства, так и каким-либо другим образом, несовместимым с целями Объединенных Наций и с настоящей Декларацией».

«Государства-участники рассматривают как нерушимые все границы друг друга, как и границы всех государств в Европе, и поэтому они будут воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на эти границы.

Они будут, соответственно, воздерживаться также от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника».

Глава VII была специально посвящена уважению прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений.

В области прав человека и основных свобод государства-участники будут действовать в соответствии с целями и принципами Устава ООН и Всеобщей декларацией прав человека».

Между принципами невмешательства во внутренние дела друг друга и гарантиями гражданских прав имелось противоречие – ведь чтобы гарантировать права, нужно было вмешиваться в дела стран, которые их нарушают.

В тех странах, где гражданские права нарушались, они продолжали попираться и дальше, а попытки других государств критиковать внутреннюю политику правительств, нарушающих права человека, объявлялись вмешательством во внутренние дела.

Для наблюдения за соблюдением Хельсинкского соглашения была создана Организация по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ). В некоторых странах Восточной Европы, в том числе и СССР, возникли общественные Хельсинкские группы, которые разоблачали нарушения соглашения в области прав человека на территории социалистических стран. Участники этих групп подвергались преследованиям со стороны властей, и в начале 80-х гг. большинство из них было разгромлено.

Акт стал апогеем «Разрядки», после которого отношения СССР и США стали постепенно ухудшаться.

В 1979 г., в связи со спорами о размещении в Европе ядерных ракет средней дальности двух блоков, а также из-за ввода советских войск в Афганистан, советско-американские отношения снова ухудшились, «Разрядка» завершилась, возобновилась «Холодная война».

Исторические источники:

Ахромеев С., Корниенко Г. Глазами маршала и дипломата. М., 1992;

Добрынин А. Сугубо доверительно. Посол в Вашингтоне при шести президентах США (1962-1986 гг.). М., 1996;

Л.И. Брежнев. 1964-1982. Вестник Архива Президента. Специальное издание. М., 2006;

Источник

Заключительный акт, который потряс Европу

в каком городе был подписан заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в европе. Смотреть фото в каком городе был подписан заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в европе. Смотреть картинку в каком городе был подписан заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в европе. Картинка про в каком городе был подписан заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в европе. Фото в каком городе был подписан заключительный акт совещания по безопасности и сотрудничеству в европе

Николай Троицкий, политический обозреватель РИА Новости.

Тридцать пять лет назад, первого августа 1975 года, почти все страны Старого Света плюс США и Канада ухитрились прийти к политическому консенсусу по главным вопросам. В столице Финляндии Хельсинки был подписан Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе.

В этом мероприятии не участвовала только Албания, пребывавшая в длительном режиме самоизоляции. Все остальные европейские государства, и те, которые в советское время принято было называть капиталистическими, и, соответственно, социалистические предпочли компромисс конфронтации.

Именно соцстраны во главе с Советским Союзом выступили инициаторами этого совещания и соглашения. Это было частью политики, которую в советских СМИ именовали «разрядкой международной напряженности», одного из важнейших трендов периода правления Леонида Брежнева в СССР. Сегодня этот период вспоминают, в основном, как «эпоху застоя». Между тем, во внешней политике он характеризовался скорее изрядным динамизмом, чем застоем.

Хельсинкский акт отнюдь не положил конец холодной войне между двумя системами. Уже после него случилось и вторжение американских войск на остров Гренада, и гражданская война в Никарагуа, в которой в режиме «удаленного доступа» участвовали СССР и США, и, наконец, советская агрессия против Афганистана. Но ситуацию в Европе удалось заморозить. Застолбить статус-кво – реально сложившееся положение.

При этом все что-то выгадали. Так, соглашение окончательно закрепляло нерушимость послевоенных границ в Европе. Такой порядок был больше всего выгоден для Советского Союза и стран Варшавского договора. И разделение Германии на ФРГ и ГДР (они подписали акт по отдельности), и включение прибалтийских республик в состав СССР фиксировалось раз и навсегда. По крайней мере, тогда так казалось.

Контрагенты из Западной Европы могли в ответ уповать на утвержденный Актом принцип невмешательства во внутренние дела других государств, в том числе при помощи ввода войск. Таким образом, они надеялись не допустить повторения событий 1956 года в Венгрии и 1968 – в Чехословакии, куда СССР отправлял свои вооруженные контингенты для наведения партийного порядка.

Однако когда разразился серьезный политический кризис в Польше, то вводу советских войск воспрепятствовало не Хельсинкское соглашение, которое Москва была готова нарушить, а твердая позиция президента ПНР, генерала Войцеха Ярузельского, который успел вовремя объявить военное положение.

Но тем не менее западноевропейские участники подписания Акта уехали из Хельсинки не с пустыми руками. Если страны восточного блока добились сиюминутных выгод, то США и их партнеры смогли установить для себя выгоды долговременные. Умудрились посеять зерна будущего внутреннего раздора, напрочь разрушившего в сравнительно скором будущем и «социалистический лагерь» в целом, и Советский Союз в частности.

«Зерна» эти таились в так называемой гуманитарной корзине – в седьмой главе Заключительного акта, которая называется «Уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений». Прочитав эту главу, руководители нашей партии и советского правительства имели полное право воскликнуть, как вещий Олег из пушкинской баллады: «Так вот где таилась погибель моя!» Видимо, члены делегации СССР интуитивно это чувствовали, так как вокруг формулировок этой главы шла долгая утомительная закулисная борьба.

Но, в конце концов, невозможно было не подписаться под следующими правильными словами:
«Государства-участники будут уважать права человека и основные свободы, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений, для всех, без различия расы, пола, языка и религии.

Они будут поощрять и развивать эффективное осуществление гражданских, политических, экономических, социальных, культурных и других прав и свобод, которые все вытекают из достоинства, присущего человеческой личности, и являются существенными для ее свободного и полного развития».

По сути, эти с виду безобидные и гладкие фразы оказались миной, подложенной под мировую систему социализма. Спору нет, Заключительный акт был документом декларативным и даже лицемерным. Ни одно государство не намеревалось выполнять его в полном объеме. В первую очередь это касалось ситуации с правами человека и свободами в СССР.

И все-таки советские диссиденты получили солидное международно-правовое основание для своей деятельности, а западные правительства – мощный рычаг для воздействия на Москву и подвластные ей восточноевропейские столицы.

Вот что писал по этому поводу организатор и первый руководитель правозащитной диссидентской Московской хельсинкской группы Юрий Орлов: «Соглашения формально перевели права человека из сферы добрых пожеланий и «наших внутренних дел» в сферу конкретной международной политики, хотя на деле советский режим этого не признавал, а Запад пока что не использовал. Простые обращения к западной общественности не помогут, думал я. Нужно создать нашу собственную комиссию, которая будет посылать заинтересованным правительствам экспертные документы о нарушениях советскими властями подписанных ими международных обязательств».

Медленно, но верно, расшатывая, словно кроты, основы советской системы, диссиденты сумели разрушить одну из сверхдержав. Конечно, это был только один из факторов. Его роль не стоит преувеличивать. Но недооценивать тоже нельзя. Поэтому можно сказать, что в 1975 году в столице Финляндии начала свою деятельность «ликвидационная комиссия» по упразднению СССР.

«Хельсинкские» контуры смогли продержаться в Европе не более 15 лет. Затем от принципа нерушимости границ ничего не осталось. Установленный порядок стал так часто и систематически нарушаться, что об основополагающем соглашении предпочли просто тихо забыть. Формально считается, что Заключительный акт действует до сих пор. Но это одна из тех формальностей, что никак не влияют на реальную политику.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции

Источник

О СОВЕЩАНИИ ПО БЕЗОПАСНОСТИ И СОТРУДНИЧЕСТВУ В ЕВРОПЕ

3 июля 1973 г. в Хельсинки во дворце «Финляндия» состоялось открытие Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ). Результатом двухлетней работы Совещания, проходившей в Хельсинки и Женеве, стало подписание главами государств и правительств 35 стран-участниц хельсинского Заключительного Акта.

До этого в истории Европы не было прецедентов проведения международных встреч подобного масштаба. По словам премьер-министра Великобритании Г.Вильсона, совещание в Хельсинки намного превзошло «любое предыдущее европейское совещание, и легендарный Венский конгресс 1814 года и Берлинский конгресс 1878 года кажется пышным чаепитием». Документы, принятые на нем явили собой «начало новой главы в истории Европы»*

Весомая роль в созыве Совещания, становлении и развитии общеевропейского процесса по праву принадлежит нашей стране. Предложения об обеспечении коллективной безопасности в Европе Советский Союз последовательно выдвигал с середины 30-х годов ХХ века. Эффективность сотрудничества государств различных политических систем во имя единой цели позднее проявилась в связи с созданием Антигитлеровской коалиции, что подготовило предпосылки для дальнейшего взаимодействия стран-участниц и в послевоенное время. Однако с началом «холодной войны» этот процесс не получил развития.

В этой ситуации СССР и его союзники по ВД, исходя из стремления к разрядке международной напряженности, уменьшения военной угрозы, выдвинули идею проведения общеевропейского совещания по вопросам безопасности и сотрудничества. Такое предложение было сформулировано в январе 1965 г. на заседании Политического консультативного комитета (ПКК) ВД в Варшаве. Эта инициатива получила дальнейшее развитие в декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой Бухарестским совещанием ПКК (июль 1966 г.), а также в специальном обращении ко всем европейским странам, содержащем предложение о созыве общеевропейского совещания, с которым выступили государства ВД на Будапештском совещании ПКК (март 1969 г.)

Впоследствии страны-участницы ВД сыграли ведущую роль в практической подготовке Совещания. На встречах министров иностранных дел государств Варшавского Договора в Праге (1969 г.) и в Будапеште (1970 г.) была предложена повестка дня Совещания. На пражском (1972 г.) заседании ПКК были выдвинуты основные принципы европейской безопасности, составившие в дальнейшем политическую основу Заключительного акта СБСЕ, подписанного в Хельсинки.

Успех общеевропейского совещания был в значительной мере подготовлен развитием двусторонних отношений Советского Союза с США и ведущими странами Западной Европы. Важное стабилизирующее значение имело подписание договоров СССР и ряда восточноевропейских стран с ФРГ, подтвердивших существовавшие послевоенные границы на континенте. Оздоровлению международной обстановки способствовало и заключение в 1971 г. четырехстороннего соглашения по Западному Берлину между СССР, США, Англией и Францией.

Хотя открыто против предложения о созыве Совещания никто из влиятельных политических деятелей Запада не выступал, эта инициатива воспринималась западными партнерами неоднозначно. Определенные сомнения на этот счет испытывали США, опасавшиеся, как бы такой форум не привел к ослаблению атлантической солидарности, снижению роли и влияния США в Европе в пользу СССР и стран ВД. Схожие опасения имелись и в других западноевропейских столицах. Практически на всех этапах переговорного процесса ими выдвигались различные оговорки, порой серьезно осложнявшие подготовку, да и само проведение общеевропейского форума. Были попытки навязывания обсуждения проблем, выходивших за рамки европейского региона, вмешательства во внутренние дела суверенных государств и т.п.

Позитивную роль в формировании общеевропейского понимания необходимости перехода к непосредственной многосторонней работе сыграли нейтральные и неприсоединившиеся страны. Так, Финляндия выразила готовность выступить организатором Совещания, а также предварительных консультативных встреч. Это предложение было принято, и в ноябре 1972 г. в местечке Отаниеми, близ Хельсинки, начались продолжавшиеся более полугода официальные консультации всех заинтересованных сторон.

На этой стадии, как, впрочем, и на последующих, инициатива вновь принадлежала странам-участницам ВД. СССР внес предложения по повестке дня совещания, Польша – о порядке его работы, Венгрия – о составе участников. В заключительных рекомендациях консультаций Совещание предлагалось провести в 3 этапа со следующей повесткой дня:

1. Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе.

2. Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды.

3. Сотрудничество в гуманитарных и других областях.

4. Дальнейшие шаги после Совещания.

Одобренные правила процедуры предусматривали, что все страны участвуют в Совещании как суверенные независимые государства в условиях полного равенства с принятием решения на основе консенсуса.

На первом этапе Совещания, проходившем в Хельсинки 3-7 июля 1973 г. на уровне министров иностранных дел, государства ВД выступили с развернутыми проектами документов по всем пунктам повестки дня. От имени СССР А.А.Громыко внес проект Генеральной декларации об основах европейской безопасности и принципах отношений между странами. ГДР и Венгрия выдвинули проект совместного заявления о развитии сотрудничества в области экономики, торговли, науки и техники, а также в области защиты окружающей среды. Болгария и Польша – проект документа «Основные направления культурного развития, сотрудничества, контактов и обмена информацией». Чехословакия – проект решения о создании консультативного комитета по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе.

Югославия предложила проект «Декларации принципов, регулирующих отношения между государствами – участниками».

Ряд предложений представили и западные страны, в том числе Англия, Италия, Канада, Франция, ФРГ.

Второй этап Совещания проходил в Женеве с 18 сентября 1973 года по 21 июля 1975 г. Основная работа на этом этапе была сосредоточена в трех комиссиях – по каждому из трех первых пунктов повестки дня и в рабочей группе – по четвертому пункту повестки. Было создано также 12 подкомиссий, в каждой из которых по желанию могли принимать участие любые участники Совещания. За 2 года состоялось более 2500 заседаний рабочих органов Совещания, участники которых обсудили 4700 проектов и предложений. Состоялось множество неофициальных встреч дипломатов и экспертов.

Выработка и согласование документов на втором этапе Совещания проходило, подчас, в острой и упорной борьбе. Сказывалась атмосфера политико-идеологического противоборства. Если страны ВД стремились продвинуть дело разрядки, составить документы Совещания в духе взаимного уважения и конструктивного сотрудничества, то некоторые западные страны старались оговорить для себя односторонние преимущества, в том числе военные, превратить документы Совещания в инструмент политического давления, граничившего с вмешательством во внутренние дела.

Заключительный этап общеевропейского Совещания проходил в Хельсинки с 30 июля по 1 августа 1975 г. Это был самый представительный форум государств Европы. Среди глав делегаций 35 стран было 8 президентов, 18 премьер-министров, 6 руководителей правящих партий, три министра иностранных дел.

Совещание приняло политический документ – Заключительный Акт, в котором была воплощена коллективная договоренность по широкому кругу проблем мира, безопасности и сотрудничества в Европе.

Сердцевину документа составила Декларация принципов, которыми государства-участники должны руководствоваться во взаимных отношениях. Это – суверенное равенство, уважение прав, присущих суверенитету; неприменение силы или угрозы силой; нерушимость границ; территориальная целостность государств; мирное урегулирование споров; невмешательство во внутренние дела; уважение прав человека и основных свобод, включая свободу мысли, совести, религии и убеждений; равноправие и право народов распоряжаться своей судьбой; сотрудничество между государствами; добросовестное выполнение обязательств по международному праву*.

Взятые вместе, указанные принципы составляли основу мирного сосуществования государств различных политических систем.

Первый раздел* Заключительного Акта «Вопросы, относящиеся к безопасности в Европе», включал и ряд других положений. Среди них – обязанность воздерживаться от угрозы силой или ее применения в отношениях друг с другом; какого-либо применения вооруженных сил, несовместимых с Уставом ООН и Декларацией принципов; любого акта экономического принуждения и т.д.*

В первый раздел Заключительного Акта вошли также положения по мерам укрепления доверия и некоторым аспектам безопасности и разоружения, в том числе о предварительных уведомлениях о крупных военных учениях с участием свыше 25 тыс. чел.; о крупных передвижениях войск; о приглашении наблюдателей на военные учения и др.

Второй раздел Заключительного Акта – «Сотрудничество в области экономики, науки и техники и окружающей среды» включил договоренности по таким вопросам, как торговля, промышленное сотрудничество и проекты, представляющие общий интерес (обмен электроэнергией, развитие дорожной сети, стандартизация и т.п.).

Впервые в многостороннем документе получила конкретизацию идея крупномасштабного экономического сотрудничества на долговременной основе. Определены формы и методы научно-технического сотрудничества, указаны области такого взаимодействия. Большое внимание было уделено сотрудничеству в области защиты окружающей среды.

В небольшом разделе «Вопросы, относящиеся к безопасности и сотрудничеству в Средиземноморье»* государства-участники заявили о своем намерении способствовать развитию добрососедских отношений с не участвующими в работе Совещания средиземноморскими государствами, содействовать развитию взаимовыгодного сотрудничества в регионе и т.п.

Большой раздел Заключительного Акта получил название «Сотрудничество в гуманитарных и других областях»*. Положения этого раздела вырабатывались и согласовывались, пожалуй, с наибольшими трудностями. Ряд западных стран предпринял попытку навязать участникам Совещания неприемлемые формулировки, за которыми скрывалось стремление легализовать вмешательство во внутренние дела, превратить суверенное право государств на внутреннее устройство в предмет торгов и постороннего разбирательства.

Значительное внимание в этом разделе уделено контактам между людьми, включая такие вопросы, как воссоединение семей, браки между гражданами различных государств, поездки из страны в страну по личным или профессиональным причинам, улучшение условий для туризма, встречи между молодежью, расширение спортивных связей и т.д.

Важной составной частью этого раздела стала тема сотрудничества в области информации. В документе зафиксированы общие подходы в вопросах улучшения распространения, доступа и обмена информацией, включая устную, печатную, кино-радио-и телеинформацию, говорится о сотрудничестве между органами массовой информации, между журналистскими организациями, об улучшении условий работы журналистов.

С учетом важности культурного обмена для лучшего взаимопонимания между людьми и народами, участники Совещания договорились о развитии сотрудничества в этой области, как на двусторонней, так и на общеевропейской основе.

Заканчивается документ разделом «Дальнейшие шаги после Совещания»*, в котором подтверждается согласие государств на проведение конкретных мероприятий по продолжению многостороннего процесса, начатого Совещанием, в частности, созыв встреч представителей, назначенных министрами иностранных дел.

В целом Заключительный Акт представляет собой уникальный документ – совместную договоренность 35 стран по большому кругу актуальных проблем мира, безопасности, сотрудничества в различных областях. Участники совещания подтвердили нерушимость сложившихся границ, разработали принципы межгосударственных отношений, полностью отвечающих требованиям мирного сосуществования. Совещание также признало «тесную связь между миром и безопасностью в Европе и в мире в целом» и выразило убеждение, что процесс укрепления безопасности должен распространяться и на другие районы Земного шара.

Несмотря на первоначально неоднозначное отношение к совещанию, его итоги всеми оценивались положительно, что показали и заключительные выступления лидеров 35 стран. Заключительный Акт явился выражением общей политической воли государств-участников в том виде, в каком в то время это было возможно и достижимо в условиях существования государств с различным социальным строем. При этом в своей интерпретации хельсинкских документов участники выделяли те аспекты договоренностей, которые отвечали их пониманию обеспечения безопасности и сотрудничества в Европе, а приоритеты на Западе и Востоке подчас разнились. Если СССР во главу ставил задачу прекращения гонки вооружений, достижения реальных результатов в деле разоружения, то большинство стран Запада делало акцент на «правах человека» и третьей «корзине» СБСЕ, т.е. на гуманитарном сотрудничестве.

Несмотря на отдельные трения и даже разногласия относительно смысла и направленности достигнутых договоренностей, Совещание по безопасности и сотрудничеству в Европе стало в известном смысле кульминацией разрядки международной напряженности 70-х годов ХХ века. Оно продемонстрировало наличие возможностей и высокую эффективность объединения усилий различных государств во имя общих интересов мира и сотрудничества. Последующие встречи представителей государств-участников СБСЕ, состоявшиеся в Белграде (1977-1978 гг.), Мадриде (1980-1983 гг.) и Вене (1986-1989 гг.) постепенно сформировали «хельсинский процесс», ставший символом диалога и сотрудничества в годы второго витка холодной войны и во многом способствовавший смягчению напряженности и налаживанию многопланового сотрудничества между Востоком и Западом на рубеже 80-90-х годов. В ноябре 1990 г. главы государств-участников СБСЕ приняли парижскую Хартию для новой Европы, ознаменовавшую окончание эпохи «холодной войны». Другим важнейшим результатом парижского саммита стали решения об институционализации «хельсинского процесса», что привело к его преобразованию в 1995 г. в Организацию по безопасности и сотрудничеству в Европе (ОБСЕ), переживающую сегодня кризисное состояние. Особенностью документов и договоренностей в рамках СБСЕ/ОБСЕ является то, что они носят характер политических (а не юридических) обязательств. Однако никто не ставит их под сомнение, а десять принципов отношений между государствами, вошедшие в Заключительный акт, несмотря на неоднократные попытки поставить вопрос об их уточнении и пересмотре с учетом происшедших после окончания холодной войны изменений в мире, сохраняют свое значение и в наши дни.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *