в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко

Эпоха белорусского барокко

ПЛАН

ВВЕДЕНИЕ

Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVII вв. – XVIII в. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности.

В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры: 1. Церковный догматизм, приведший к усилению религиозности; 2. Увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал; 3. Повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего; 4. Динамика, импульсивность; 5. Декоративность, живописность, излишество элементов.

1. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ЭПОХИ БЕЛОРУССКОГО БАРОККО

В последней четверти XVI века в монументальное зодчество Великого Княжества Литовского был принесен новый архитектурно-художественный стиль барокко. Этот стиль господствовал почти во всем христианском мире на протяжении двух столетий.

Барокко в католическом культовом зодчестве Белоруссии имело на каждом этапе исторического развития свои особенности.

Если для раннего белорусского барокко в культовом строительстве были характерны формы относительно приземистые, то в барокко конца XVII, первой половины XVIII веков использовались формы устремленные вверх. Красота этих построек состояла главным образом в подчеркнутой стройности высотной композиции.

В Белоруссии барокко не дало ни одного примера, в котором во всей полноте раскрылись бы черты, свойственные западноевропейскому характеру этого стиля. Переплетаясь с местными архитектурными традициями предшествующих периодов, белорусское барокко получило во всех видах строительства особую интерпретацию. Для него характерны простота решения объемов здания, сочетание живописного силуэта со строительными формами крепостной архитектуры, совмещение обычной барочной декорации с местными сюжетами, связь с народным зодчеством.

Архитекторы, которые приглашались в XVII – XVIII веках, главным образом из Италии магнатами и католической церковью для возведения больших построек, вносили новшества в архитектуру Белоруссии, хотя и вынуждены были считаться с приемами и традициями местных мастеров. Последние же не чуждались прогрессивных достижений западноевропейской архитектуры, они осваивали их, отбирали все то, что соответствовало их художественным устремлениям.

Обострение религиозно-политической борьбы в первой половине XVII в., соперничество между униатами, католиками и православными вело в сфере культового строительства к использованию наиболее выразительных архитектурных средств барокко и синтезу их с местными строительными приемами. Как результат на протяжении XVII-XVIII вв. сформировалась своеобразная архитектурно-художественная система белорусского барокко, основной базой для развития которого явилась культовая архитектура.

Большую группу культовых зданий Беларуси составляют синагоги, строившиеся преимущественно в XVII-XVIII вв. Существовали каменные синагоги в Старом Быхове (начало XVII в), Пинске (1640 г.), Слониме (1642 г.), Новогрудке (1648 г.), Столине (конец XVII в.), Клецке (конец XVIII в.), Ивье (XIX в.) и др. Особенно развито было строительство деревянных синагог (например, в Высоком Каменецкого района, Кожан-Городке Лунинецкого района Брестской области, Гродно, Волпе Волковысского района, Сопоцкине Гродненского района Гродненской области, Наровле Гомельской области и другие).

Основным строительным материалом в застройке городов и местечек Беларуси до конца XIX в. было дерево. На развитие монументального культового деревянного зодчества, начиная с XVII в. оказывали значительное влияние художественные стили, господствовавшие в каменной архитектуре (например, при постройке звонницы в Шерешеве Пружанского района Брестской области). В деревянном культовом зодчестве определились две основные тенденции развития: консервативная, связанная с устойчивым сохранением местных традиций, и новаторская, отражавшая процесс укоренения эстетических концепций официальных стилей. Процесс развития форм в деревянном зодчестве был более сложным, чем в каменном, потому что предусматривал не только обновление, но и обращение к наследию. С этим связана также асинхронность развития каменной и деревянной архитектуры, запаздывание в последней тех тенденций, которые определяли официальное культовое искусство своего времени.

2. РАДЗIВИЛЫ. НЯСВИЖ ЯК ЦЕНТР БЕЛАРУСКАЙ КУЛЬТУРЫ

Несвиж размещен на юго-западе Минской области у истоков реки Уши в главном Европейском водоразделе

Несвижский край богат историей, связанной с родом князей Радзивиллов. Впервые Несвиж упоминается в 1223 году, как центр удельного княжества. В 1562 году Сымон Будный издал здесь первую печатную книгу на белорусском языке. Несвижскую учительскую семинарию закончил классик белорусской литературы Якуб Колас, учился в ней Кузьма Чорны.

Учитывая исключительную ценность, значительное место и роль в общенациональном и историко-культурном наследии Республики Беларусь г. Несвижа, Постановлением № 431 Совета Министров Республики Беларусь от 2 июля 1993 года на базе дворцово-замкового ансамбля и других памятников истории и культуры города образован историко-культурный заповедник «Несвиж». Постановлением Совета Министров РБ от 22 мая 1997 года № 553 национальный историко-культурный заповедник «Несвиж» объявлен национальным историко-культурным музеем-заповедником «Несвиж». Монументальная каменная застройка конца XVI-XVII в. представлялась замком, брамами, костелами, монастырями бернардинцев, бернардинок, доминиканцев, иезуитов. В это время в городе открылись госпиталь, аустерия, первая в Беларуси типография. В Несвижской типографии в 1562-1571 гг. печатали книги известные белорусские просветители С. Будный и В. Тяпинский. В XVIII в. в городе действовали придворная капелла, театр, кадетский корпус и школа флотских офицеров в Альбе (пригороде Несвижа) для частного войска Радзивилла.

Архитектурные памятники Несвижа говорят нам об известных и малоизвестных мастерах, которые создали художественные ценности. Среди них архитекторы: Я. М. Бернардони, О. Кригер, М. Педети, К. Жданович, М. Флорианович, К. Спампани, Л. Лутницкий, М. Цейзик; художники: И. Бланк, Я. Фульхс, Д. Хески и др.

На протяжении многих столетий Несвижем владели магнаты Радзивиллы. Они имели огромные площади земли, получали миллионные доходы, оказывали влияние на судьбы тысяч людей. Многие, кто навещает старинный город, спрашивают, как тут появились Радзивиллы, кто они и откуда.

Более четырёх столетий живет в древнем городе предание о Черной даме. Вот что рассказывают о ней в Несвиже.

Красавица Барбара жила в Вильно. Её отец считался опытным полководцем, которого называли Геркулесом Литовским за то, что он одержал 30 побед над врагом. Барбара рано потеряла отца, а в скором времени и первого мужа. Замки молодой вдовы и королевича Сигизмунда находились рядом. Королевич не остался равнодушным к красоте Барбары. Они начали встречаться и вскоре крепко полюбили друг друга.

Старый король доживал последние дни. В скором времени монархом должен был стать его сын. Жену для него искали среди влиятельных королевских дворов Европы.

Несвижский Радзивилл решил сам поехать в Вильно и навести порядок. Он взял с собой двоюродного брата Николая Рыжего (родного брата Барбары) и направился к королевичу. В рыцарском одеянии братья выглядели очень грозно. Они потребовали от Сигизмунда окончательного решения: или жениться на Барбаре, или больше с ней не встречаться. Королевич, который знал своё неустойчивое положение, отношение королевы-матери представительницы рода Радзивиллов, а также интриги при польском дворе, должен был дать слово, что он оставит любимую.

Братья сделали вид, что уезжают из Вильно. Королевич же захотел снова увидеть Барбару. Во время встречи влюбленных внезапно появились братья и потребовали от Сигизмунда, чтобы он женился на их сестре, так как он нарушил своё слова. Королевич согласился, потому что очень любил Барбару. Попросил только, чтобы свадьба оставалась в тайне до того времени, пока он не займёт польский трон, иначе он не сможет защитить не только Барбару, но и себя.

Отчаяние и горе короля были безмерными. По завещанию умершей гроб с её телом повезли в Вильно. Неутешный король всю дорогу от Кракова шёл за гробом пешком. Похоронили Барбару в Кафедральном соборе на площади Гедимина. Саркофаг с её останками находится там и в наши дни.

3. САПЕГI

4. ВЕСЕЛОВСКИЕ, АГИНСКИЕ, ТЫЗЕНГАУЗЕНЫ КАК ПРЕДСТАВИТЕЛИ БЕЛОРУССКОГО МЕЦЕНАТСТВА. ВКЛАД В КУЛЬТУРУ

В городах увеличилось количество частных юрисдик и росла частная юрисдикция, которая теснила городскую общину, ухудшала ее положение и ослабляла ее роль в городе. Однако процесс экономического развития городов как центров ремесла и торговли сколько-нибудь существенно не менялся.

Город отгородился от деревни, мещане отделились от шляхты и от крестьянства, группируясь в особый социальный класс, особое положение. Торговцы разбивались на гильдии или на сотни, ремесленники на цехи. С появлением цехов улучшается качество производимых ремесленниками товаров, и благодаря этому расширению торговли. Начинается расцвет экономики нашей страны. Однако заметная роль товарного производства, сложившаяся имущественная дифференциация среди мастеров, деятельность скупщика-посредника привели к тому, что цехи Белоруссии не знали тех классических форм регламентации производства и сбыта, которые отличали цеховой строй в городах Западной Европы в пору его расцвета. Они не устранили вне цехового производства и не добились полной монополии на местном рынке.

Умер Антоний Тизенгауз в Варшаве, похоронен в родовом имении в местечке Желудок. Тизенгауз мечтал превратить Гродно в «цветущую Голландию». Во многом ему это удалось. Главным образом, благодаря собственной энергии и человеческому обаянию, умению привлекать к осуществлению своих замыслов выдающихся людей. Ему удалось сагитировать на переезд в Гродненскую пущу на постоянное место жительства Жан Жака Руссо и только случайность помешала осуществлению этого плана (выдающегося философа обокрал какой-то поляк, и он смертельно обиделся на всех поляков, а заодно и на жителей ВКЛ).

Антоний Тизенгауз оставил по себе память в самых разнообразных проявлениях. Памятники архитектуры, пожалуй, самые значительные.

Монастырский комплекс был построен в 1634-42 годах. Он включал костел, монастырские корпуса, деревянный лямус, стоящую отдельно колокольню (не сохранилась), капеллу, хозяйственные постройки, сад, огород. Весь комплекс был обнесен каменной стеной с великолепными барочного типа воротами и калитками. За время своего существования монастырь Святой Бригиты был свидетелем многих исторических событий. Во время войны со шведами ему был нанесён серьёзный ущерб, в связи с чем сестры-бригитки вынуждены были покинуть монастырь на три года.

Магнаты ВКЛ были двигателями конкуренции в области культуры Княжества и Короны, тем более что финансовые возможности белорусско-литовской аристократии если не превосходили, то не уступали польской.

Про род Агинских великий белорусский историк Игнатовский пишет:

Род Агінскіх, быў адным з самых старажытных на Беларусі і вёў свой пачатак ад баярына Зміцера Глушчонка, які ў канцы XV ст. атрымаў прывілей на валоданне маёнткам Агіны. Пасля гэта найменне і перайшло ў змененай форме ў прозвішча нашчадкаў. Міхал Клеафас Агінскі нарадзіўся ў маёнтку Гузаў каля Варшавы. Сям’я належала да вышэйшых арыстакратычных колаў, таму з першых гадоў жыцця хлопчык далучыўся да інтэлектуальных і мастацкіх каштоўнасцей, у тым ліку музыкі. Першыя музычныя ўражанні Агінскага былі звязаны з наведваннем Слоніма, дзе яго сваяк Міхал Казімір Агінскі ўтрымліваў еўрапейскага ўзроўню тэатр, на сцэне якога ішлі лепшыя тагачасныя оперы і балеты. Міхал Клеафас атрымаў рознабаковую адукацыю і зрабіў бліскучую кар’еру. Агінскаму не было і 20 гадоў, калі ён стаў дэпутатам сейма. У якасці паўнамоцнага прадстаўніка Рэчы Паспалітай Агінскі пабываў у многіх краінах Еўропы, дзе ў першую чаргу знаёміўся з музычным жыццём. Яму пашчасціла асабіста ведаць Гайдна і Моцарта, браць урокі ў славутых выканаўцаў, слухаць Н. Паганіні і іншых віртуозаў.

Пералом у жыцці Міхала Клеафаса наступіў у 1794 г., калі ён увайшоў у Нацыянальны савет у якасці віленскага дэлегата і ў складзе аднаго з вайсковых фарміраванняў, створаных на яго ўласныя сродкі, змагаўся на баку касцюшкаўскіх паўстанцаў. Палітычны лёс Агінскага-змагара склаўся трагічна: пасля задушэння паўстання пачаўся сямігадовы шлях эмігранта-выгнанніка. Канец яго блуканням паклаў новы дварцовы пераварот у Расіі. Пасля ўступлення на трон Аляксандра I у Агінскага з’яўляецца рэальная магчымасць вярнуцца на радзіму і прадоўжыць грамадска-палітычную і мастацкую дзейнасць. Яму, як і ўсім выгнаннікам, вярталіся ранейшыя маёнткі. У 1801 г. у Гародні ён прысягае на вернасць рускаму імператару і ў лютым 1802 г. прыязджае ў Пецярбург.

У 1810 г. Агінскі атрымаў ад Аляксандра I пасаду сенатара Расійскай імперыі і чын тайнага саветніка, ордэны св. Уладзіміра і Аляксандра Неўскага. У маі 1811 г. ён падаў цару праект пра заснаванне Вялікага герцагства Літоўскага, якое павінна было аб’яднаць восем губерняў. Аднак Аляксандр I праект адхіліў. У чэрвені 1812 г. Агінскі адступае разам з рускімі войскамі ў Пецярбург. Пасля вайны з Напалеонам ён вяртаецца ў Залессе, дзе застаецца да 1822 г., паціху адыходзіць ад палітычных спраў.

Так ужо сталася, што творчасць Міхала Клеафаса Агінскага атаясамліваецца з яго славутым «Паланезам…», а між тым на сённяшні дзень вядома 20 яго паланезаў, 4 маршы, 4 вальсы, 3 мазуркі, галоп, менуэт, шматлікія рамансы, опера «Зеліда і Валькур, або Банапарт у Каіры», напісаная на ўласнае лібрэта. Аднак не будзе памылкай сказаць, што ён і аўтар аднаго твора. Паланеза, якому гучаць вечна…

Криштоф Николай Веселовский

В современных энциклопедических изданиях упоминается только как «великий маршалок литовский, автор «Гиппики».

Веселовский был похоронен на фамильном кладбище в Мурованой Ошмянке. Старожилы даже припоминали, что некая семья католиков по ночам ухаживала за «панской могилой» еще после Второй мировой войны. В настоящее время могила утрачена.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Католические храмы, возводившиеся в XVII–XVIII веках по всей Европе, появились в этот период и в Беларуси. И данное явление вполне закономерно. То время стало весьма плодотворным с точки зрения возведения объектов культовой архитектуры, которые и сегодня имеют большую историческую и художественную ценность.

Внешний облик зданий, время рождения которых относится к 1-й половине XVIII столетия, сложился под влиянием архитектурных школ различных регионов. Эти памятники вобрали в себя черты, свойственные северо-итальянскому и польско-литовскому барокко. В то же время отдельные архитектурные формы и приемы, использованные при строительстве храмов, напоминают о русских православных церквях. Такое сочетание, казалось бы, абсолютно разнородных вещей и определило самобытность белорусских католических храмов 1-й половины XVIII века.

Впрочем, несмотря на определенные различия, все постройки, относящиеся к стилю барокко, имеют ряд общих черт. В первую очередь, это богатое декоративное убранство фасадов и интерьеров, сложность и величественность объемов. Весь арсенал архитектурных приемов был направлен на достижение одной цели: чтобы у человека, посетившего храм, создалось впечатление могущества и полной реальности иллюзорного мира, для приближения к которому проводились многочисленные культовые обряды. Пышная, величественная архитектура католических храмов дополнялась в интерьере многочисленными произведениями скульптуры и живописи, также необычайно богато декорированными и красочными.

Именно в Гродно сосредоточено большинство памятников белорусской архитектуры, которые можно отнести к направлению барокко. Все они, удивляющие своей гармонией и выдержанностью стиля, нуждаются если не в защите, то хотя бы в том, чтобы о них помнили. Впрочем, и в других городах Беларуси, особенно западной, можно найти немало архитектурных следов эпохи барокко, до сих пор заставляющих нас удивляться архитектурному мастерству наших предков и жалеть об утраченных, видимо, уже навсегда секретах старинного зодчества.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

4. Белорусская Советская Энциклопедия «Право магдебургское».

5. Голенченко Г.Я. Осмоловский В.П. «История Беларуси. Вопросы и ответы», Минск, «Беларусь», 1993.

6. «Эканамiчная гiсторыя Беларусi». Вучэбны дапаможнiк /Выд. 2-e, дап. i перапрац./В.И.Голубович, Р.И.Ермашкевич, Г.П.Бушчык и др./ Мн. НКФ «Экаперспектыва», 1996.

7. У.М.Игнатоускi «Кароткi нарыс гiсторыi Беларусi», Мн. «Беларусь», 1992.

8. Энциклопедический справочник. Гродно. Мн. «Белорусская Советская Энциклопедия» имени Петруся Бровки, 1989.

9. Историко-экономический очерк. Лида. Мн. «Беларусь», 1976.

10. К.Я.Шишигина «Музы Несвижа» Мн. «Полымя», 1986.

11. Ткачёв М.А. Трусов А.А. «Старажытны Мсцiслау» Мн. «Полымя», 1992.

12. Лозицкий А.И. «Пинск 16 столетия» Мн. «Навука i тэхнiка», 1994.

Источник

Исчезнувшая страна: топ-10 уничтоженных белорусских архитектурных шедевров

Ровно 100 лет назад случилось событие, ставшее определяющим для всей истории нашей планеты в XX веке. В Петрограде отряды солдат и матросов, называвших себя Красной гвардией, начали штурм Зимнего дворца, последнего столичного здания, остававшегося под контролем Временного правительства. Спустя несколько часов Ленин объявил революцию свершившейся. Намерение разрушить до основания прежний мир и построить на его обломках другой, более справедливый, стало одной из главных идеологем новой власти. Большевики объявили мир хижинам и войну дворцам, но особенно отчаянно боролись против зданий, где отгружали «опиум для народа». За следующие 74 года наша страна потеряла десятки архитектурных памятников, каждый из которых сейчас был бы первоклассной достопримечательностью. О крупнейших минских утратах мы уже писали. В день столетнего юбилея Октябрьского вооруженного восстания Onliner.by рассказывает о самом ценном из утраченного на остальной территории страны.

1. Фара Витовта, Гродно

«Наибольшим и наилучшим в Великом княжестве Литовском, однако, деревянным является Гродненский Фарный костел…» — писал в 1589 году Стефан Баторий провинциалу ордена иезуитов Яну Павлу Кампану. К тому моменту здание, получившее столь лестную оценку у короля польского и великого князя литовского, стояло на Рыночной площади города уже 200 лет. Как оно выглядело изначально, мы уже никогда не узнаем — так любивший Гродно и сделавший его фактически третьей столицей Речи Посполитой Баторий исправил главный недостаток построенного Витовтом Великим храма. По его приказу итальянские архитекторы перестроили его в камне, и уже в своем новом виде Фара угодила на гравюру Томаша Маковского 1600 года.

в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Смотреть фото в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Смотреть картинку в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Картинка про в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Фото в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко

Фарными называли приходские костелы, не принадлежавшие монастырям. Гродненская Фара была совершенно выдающимся памятником Ренессанса, поэтому, естественно, после присоединения Гродно к Российской империи этот монументальный храм смотрелся с идеологической точки зрения максимально вызывающе. Его сделали православным Софийским собором, неоднократно перестраивали, последовательно добиваясь все большего соответствия господствовавшей культурной парадигме. В конечном итоге к Первой мировой войне бывший костел приобрел неорусский облик, типичный для каких-нибудь центральных российских губерний.

в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Смотреть фото в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Смотреть картинку в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Картинка про в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Фото в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко

в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Смотреть фото в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Смотреть картинку в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Картинка про в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Фото в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко

В межвоенное время польская администрация столь же безжалостно содрала с многострадальной Фары все русские луковицы и закомары. Она вновь стала костелом (гарнизонным, то есть армейским) в своем новом неоготическом виде. Таким храм и простоял до хрущевской антирелигиозной кампании. В 1961 году его назвали аварийным и взорвали. Освободившееся на главной площади Гродно место планировали в дальнейшем использовать: сначала здесь хотели построить драмтеатр (в конце концов занявший площадку другого снесенного костела), потом — высотное административное здание. К счастью, участок так и остался незастроенным — городу повезло хоть в этом. Восстановлению Фары Витовта не мешает ничего, кроме равнодушия местных властей. Однако рано или поздно Гродно свой символ вернет наверняка.

в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Смотреть фото в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Смотреть картинку в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Картинка про в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Фото в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко

в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Смотреть фото в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Смотреть картинку в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Картинка про в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Фото в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко

2. Костел святого Станислава, Пинск

В XVII веке среди деревянных хат полесской столицы начал расти удивительный комплекс, поражающий воображение и сейчас. В течение нескольких десятков лет на Старом рынке города появился монументальный архитектурный ансамбль иезуитского коллегиума, учебного заведения, где за 12—13 лет можно было получить и духовное, и светское образование. Это был настоящий по современным меркам многофункциональный центр: кроме пятиэтажного коллегиума с учебными классами и общежитием, здесь расположились аптека, больница, театр, библиотека и типография, но главным было все же грандиозное здание костела святого Станислава, одного из крупнейших в Великом княжестве Литовском.

в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Смотреть фото в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Смотреть картинку в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Картинка про в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко. Фото в каком городе беларуси было построено первое здание в стиле барокко

Совершенный образец барокко высотой с девятиэтажный дом. «Костел иезуитов, обращенный ныне в православный храм, чрезвычайно красив. Он построен еще во время князей Вишневецких. Если смотреть на Пинск из-за реки Пины, то этот храм и дом Скирмута как бы царят над деревянным городом», — писатель Николай Лесков, проезжая здесь, не мог сдержать своего восхищения. Советская власть оказалась куда более безразлична к этим красотам и представляемой ими ценности. После окончания Великой Отечественной войны пострадавшее здание решили не восстанавливать. До 1953 года оно еще стояло на пинской площади Ленина, а потом было безжалостно снесено. И вновь уместно будет найти ложку меда — участок, где стоял костел, пустует, а значит, восстановление храма возможно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *