Скифы – древний народ, который жил на территории современной России. Были сильными бойцами – их не удалось покорить ни персам, ни Римской империи. Куда же исчезли скифы и кто теперь является потомками этого знаменитого народа? Давайте разбираться.
Сперва греки так звали только кочевников, но потом название закрепилось. И, к примеру, войско князя Олега, где было много славянских воинов и варягов, греки тоже называли «Великой Скифью». Отсюда и путаница, что много лет скифы считались предками русских. На самом деле, у скифов своя уникальная история.
Скифы жили на территории Украины и России. Это был север Причерноморья (земли, расположенные вокруг Черного моря). Греки описывали земли скифов, как «странные, где всегда снег». Это, конечно, было утрирование, но самим грекам наш климат явно был не по душе.
Семьи у скифов были по принципу коммуны. Жены и дети в племенах были общие, как таковые классические браки были редкостью. К женщинам относились хорошо, уважительно.
И очень любили выпить! Скифы не разбавляли алкоголь и пили залпом, чем удивляли греков! В Спарте даже было в ходу выражение «Налить по-скифски». Наивные греки, видели бы они, как люди пьют в наши дни, если их удивляло, что можно пить вино неразбавленным. Скифы и греки недолюбливали друг друга. Греки считали скифов варварами, а скифы греков – избалованными неженками.
У скифов был настоящий культ золота. Вроде бы ничего удивительного, кто ж не любит золото и богатство? Но скифы его прямо боготворили, и найденное золото собирали и копили, вместо того, чтобы тратить на улучшение своего быта или расширения войска.
А какими они были внешне? Скифы, по описанию Геродота, больше напоминали северные народности. Были плотного телосложения («мясистые, но без мускулов»). Женщины были похожи на мужчин. И все скифы – рыжие.
При этом у многих скифов были эндокринные проблемы. По изучению находок в захоронениях скифов, многие из них страдали от синдрома Морганьи — Стюарта — Мореля. Это целый спектр эндокринных проблем, включая диабет и избыточное оволосение у женщин. Часто приводит к ожирению, депрессии и специфической форме лба, так как лобная кость у больных утолщается изнутри.
В греческой мифологии скифы были потомками одного из сыновей Геракла. Видимо такая ассоциация была из-за их боевых качеств.
Меч-акинак. Короткий меч, длина клинка всего 40 см. По сути, длинный кинжал.
Они, в отличие от классических русских или европейских, легко натягивались и пружинили. Ими можно было вооружать даже женщин и детей, которые с такими луками были полноценными боевыми единицами.
Доспехи. Гибкие кожаные доспехи скифов были очень эффективны. Они покрывали их металлическими чешуйками. Пробить такой доспех было непросто, при этом он был очень легким.
Греки и скифы соперничали за господство в Причерноморье. Причем, скифы были удачливее. Они первыми захватили Мидию – богатое развитое государство, которое располагалось на территории современного Ирана. Скифы вытеснили киммерийцев – тоже древний кочевой народ, контролировавший Закавказье.
Отбиваться от лучших армий мира скифы тоже научились легко. Персидский царь Дарий, у которого, пожалуй, было самое сильное войско того времени, пошел на земли скифов. Но здесь скифы взяли хитростью – не вступая в прямую драку, они кружили вокруг персидских войск, обстреливая их из луков. А попробуй догони их в степи! В итоге Дарий, потеряв часть войск и время, вернулся назад ни с чем.
Примерно тоже случилось и с Александром Македонским. Пришел на земли скифов, погонялся за ними по степи. Потерял часть войска от огня лучников и вернулся ни с чем.
Закат величия скифов
За несколько веков это произошло естественным путем. То, что не удалось сделать лучшим армиям мира одним наступлением, решили годы противостояний с соседями. Из степей их вытеснили соседи, которые понемногу отхватывали часть территорий. Соседи – такие же кочевые племена: сарматы, саки, позднее – аланы. Это не было одномоментным захватом – скорее планомерным поглощением, потому что скифы смешивались с этими народами.
А скифы, как народ, в начале нашей эры остались только в Крыму. Там они от кочевого образа жизни перешли к «эллиннизированному». Стали строить города, заниматься земледелием. В скифские города стали приезжать торговцы из Греции, многие оставались жить в этом благодатном крае.
Одним из главных городов стал Неаполь Скифский, который был расположен на окраине нынешнего Симферополя.
В таком состоянии скифы могли прожить еще долго, но в 3 веке пришли воинственные готы. Эти племена объявили войну всем и сразу. Они легко разрушали крепости и один за другим скифские города пали.
Скифы поделились на два лагеря. Большая часть из них ушла в горы, спасаясь от захватчиков. А остальные влились в армию готов и пошла на Римскую империю. Довершили историю гунны – еще одни захватчики, которые пришли на место готов. Скифы, как самостоятельный народ, перестали существовать.
Сейчас некоторые историки считают, что современные чеченцы и осетины – потомки тех самых скифов, аланов и сарматов, которые ушли в горы, спасаясь от набегов готов и гуннов.
Скифы — общее название северных кочевых народов (иранского (предположительно) происхождения) в Европе и Азии, в древние времена (VIII в. до н. э. — IV в. н. э.) Скифами также условно называли родственные им полукочевые племена, которые занимали степные пространства Евразии вплоть до Забайкалья и Северного Китая.
Много любопытных сведений сообщает Геродот о скифах, составлявших основную массу тогдашнего населения Северного Причерноморья. По данным Геродота, которые подтверждаются археологическими раскопками, скифы населяли южную часть Причерноморья — от устья Дуная, Нижнего Буга и Днепра до Азовского моря и Дона.
Происхождение
Происхождение скифов один из самых трудных и спорных вопросов в исторической этнографии. Одни историки считают что скифы были этнически цельным народом и при этом относят их или к арийцам, или же к монголам (урало-алтайцам), другие ученые, опираясь на указания Геродота о культурном различии между скифами западными и восточными (земледельцами и кочевниками), считают, что название «скифы» охватывало собой этнически разнородные племена, и относят оседлых скифов к иранцам или славянам, а кочевых к монголам или урало-алтайцам, или же предпочитают не высказываться о них определенно.
Большинство имеющихся данных, говорит в пользу принадлежности их к одной из ветвей индоевропейского племени, скорей всего к иранской, тем более, что ученым, признавшим иранство сарматов, слова Геродота о родстве сарматов со скифами позволяют распространять и на скифов добытые наукой для сарматов выводы.
Военное дело
Воины не только отрезали головы поверженных врагов, но и делали из их черепов чаши. Украшая эти жуткие трофеи золотом и с гордостью демонстрировали их своим гостям. Сражались скифы как правило на конях, хотя со временем, по мере роста оседлости, появилась и скифская пехота. Геродот в подробностях описал военные обычаи скифов, но, может быть, в некоторой степени преувеличивал их воинственность.
Расцвет
IV столетие — скифский царь Атей, который прожил 90 лет, смог объединить все племена скифов от Дона до Дуная. Скифия в это время достигла своего наивысшего расцвета: Атей был равен по силе Филиппу II Македонскому, чеканил собственные монеты и расширял свои владения. Особенные отношения у этих племен были с золотом. Культ этого металла даже послужил основанием для легенды о том, что скифы смогли приручить грифонов, охраняющих золото.
Язык
Скифы не имели письменности. Единственным источником сведений об их языке являются произведения античных авторов и надписи античной эпохи. Некоторые скифские слова записал Геродот, к примеру, «пата» — означало «убить», «ойор» – означало «человек», «арима» – значило «один». Беря за основу отрывки этих слов, филологи отнесли скифский язык к языкам иранской семьи индоевропейской языковой группы. Сами же себя скифы называли себя скудами, что, скорей всего, могло означать «лучники». До наших времен в греческой и латинской транскрипции, также дошли названия скифских племен, имена божеств, личные имена, топонимические наименования.
Как выглядели скифы
Как выглядели и что носили скифы известно в основном по их изображениям на золотых и серебряных сосудах греческой работы, обнаруженных во время археологических раскопок в таких всемирно известных курганах, как Куль-Оба, Солоха и других. В своих произведениях греческие художники с поразительной реалистичностью изображали скифов в мирном и военном быту.
Они носили длинные волосы, усы и бороду. Одевались в льняную или кожаную одежду: длинные штаны-шаровары и кафтан с поясом. Обувью служили кожаные сапоги, перехваченные ремешками на щиколотках. На голове скифы носили войлочные остроконечные шапки.
Изображения скифов есть и на других предметах, найденных в Куль-Обе. К примеру, на золотой бляшке изображены два скифа, которые пьют из ритона. Это обряд побратимства, известный нам по свидетельствам авторов древности.
Религия скифов
Характерная черта религии этих племен — отсутствие антропоморфных изображений богов, а также особой касты жрецов и храмов. Олицетворением более почитаемого у скифов бога войны был воткнутый в землю железный меч, перед которым приносили жертвы. Характер погребальных ритуалов может свидетельствовать о том, что скифы верили в загробную жизнь.
Попытки Геродота, перечисляющего по именам скифские божества, перевести их на язык греческого пантеона оказались неудачными. Религия их была до такой степени своеобразной, что не могла найти себе прямых параллелей в религиозных представлениях греков.
1) Фиала (Середина IV в. до н.э.); 2) Золотая скифская пектораль; 3) Золотые серьги с ладьевидной подвеской. Золото, эмаль; 4) Кубок шаровидный, золотой (IV век до н.э.)
Золото скифов
Изначально золотые украшения изготавливали лишь для знатных скифов, но со временем украшения могли себе позволить приобрести даже простые люди, хотя количество золота в них было меньшее. Изготавливали скифы более дешевые изделия, состоявшие из бронзы. Часть наследия так и называется — скифско-греческим искусством, а часть приписывают исключительно изделиям скифов.
Золото они использовали потому, что считали его божественным, магическим веществом. Их привлекал блестящий внешний вид, и они считали украшение оберегом даже во время боя. Толщина украшений — несколько миллиметров, но они часто выглядели грубовато, потому как скифы хотели вместить как можно больше золота в изделие. Существовали массивные нагрудные украшения в виде бляшек, на них часто изображались головы животных, при этом в объеме, а не в плоскости.
Наиболее распространенными были изображения оленя или козы — животных, которых видели племена. Однако временами попадаются и вымышленные существа, значение которых разгадать сложно.
1) Браслет с протомами сфинксов (Курган Куль-Оба, IV в. до н.э.); 2) Церемония «питья клятвы» (братание); 3) Золотой гребень с изображением батальной сцены; 4) Бляха в виде фигурки лежащего оленя
Племена скифов. Образ жизни
По образу хозяйственной жизни скифы подразделялись на оседло-земледельческие и кочевые, скотоводческие племена. Перечисляя известные ему земледельческие племена, Геродот в первую очередь назвал каллипидов и алазонов — ближайших соседей основанной выходцами из Милета на берегу Буго-Днепровского лимана Ольвий. В этом городе Геродот в основном и вел свои наблюдения.
Геродот называл каллипидов и по-другому — эллино-скифами, до такой степени они ассимилировались с греческими колонистами. За каллипидами и алазонами в перечне Геродота следуют скифы-земледельцы, жившие по течению Днепра на расстоянии 11 дней плавания от его устья. Скифия времен Геродота не была этнически единой. В ее составе были и не родственные скифам племена, к примеру земледельческо-скотоводческие, жившие в лесостепи.
Хозяйственная жизнь
Хозяйственная жизнь у большей части скифских племен доходила до сравнительно высокого уровня. Согласно Геродоту, алазоны сеяли и употребляли в пищу кроме хлеба лук, чеснок, чечевицу и просо, а скифы-земледельцы сеяли хлеб не только для своих нужд, но и продавали его при посредничестве греческих купцов.
Скифские земледельцы вспахивали землю, как правило, при помощи запряженного волами плуга. Урожай снимали железными серпами. Зерно измельчали в зернотерках. Жители городищ занимались разведением крупного и мелкого рогатого скота, лошадей и птицу.
Скифы-кочевники и так называемые царские скифы, которые по мнению Геродота были самыми сильными и воинственными из всех скифов, населяли степное пространство на восток от Днепра и до Азовского моря, включая степной Крым. Эти племена занимались скотоводством и жилища свои устраивали в повозках.
У скифов-кочевников животноводство поднялось на относительно высокий уровень развития. В V–IV столетиях они владели огромными стадами и табунами скота, но распределяли его между соплеменниками неравномерно.
Торговля
Торговля была развита на территории Скифии. Имелись водные и сухопутные торговые пути по европейским и сибирским рекам, Черному, Каспийскому и Северному морям. Кроме боевых колесниц и колесных повозок, скифы занимались строительством речных и морских льнокрылых кораблей на верфях Волги, Оби, Енисея, у устья Печоры. Чингисхан брал из тех мест мастеров для создания флота, который предназначался для завоевания Японии. Иногда скифы вели строительство подземных ходов. Они прокладывали их под крупными реками, с применением технологии горнорудного производства.
Оживленный торговый путь из Индии, Персии, Китая пролегал через земли скифов. Товары доставляли в северные районы и Европу по Волге, Оби, Енисею, Северным морям, Днепру. В те времена на берегах были города с шумными базарами и храмами.
Упадок. Исчезновение скифов
В течении II столетия сарматы и другие кочевые племена постепенно вытесняли скифов с их земли, за ними остались лишь степной Крым и бассейн нижнего Днепра и Буга, в результате Великая Скифия стала Малой. После чего Крым становится центром скифского государства, в нем появились хорошо укрепленные фортификации – крепости Неаполь, Палакий и Хаб, в которых скифы укрывались, ведя войны с Херсонесом и сарматами. В конце II столетия Херсонес получил могущественного союзника – понтийского царя Митридата V, который напал на скифов. После многих сражений скифское государство было ослаблено и обескровлено.
В I и II вв. нашей эры скифское общество уже сложно было называть кочевническим: это были земледельцы, довольно сильно эллинизированные и смешанные этнически. Кочевники-сарматы не переставали теснить скифов, а в III веке началось вторжение в Крым аланов. Ими был опустошен последний оплот скифов – Неаполь Скифский, находившийся на окраине современного Симферополя, но не смогли остаться надолго на завоеванных землях. Уже в скором времени началось вторжение на эти земли готов, которые объявили войну и аланам, и скифам, и самой Римской Империи.
Ударом по Скифии, стало нашествие готов около 245 г. н. э. Все скифские крепости были разрушены, а остатки скифов бежали на юго-запад Крымского полуострова, прячась в труднодоступных горных районах.
Несмотря на вроде бы очевидный полный разгром, Скифия еще недолго продолжала свое существование. Крепости, которые оставались на юго-западе, стали прибежищем для спасавшихся бегством скифов, еще несколько поселений было основано в устье Днепра и на Южном Буге. Но и они в скором времени пали под натиском готов.
Скифская война, которую после описанных событий вели римляне с готами, стала так называться из-за того, что слово «скифы» начали использовать для обозначения готов, победивших скифов настоящих. Скорей всего, было в этом ложном наименовании и доля правды, так как тысячи побежденных скифов влились в войско готов, растворившись в массе других народов, воевавших с Римом. Так, Скифия стала первым государством, которое рухнуло в результате Великого переселения народов.
Закончили дело готов гунны, в 375 г. напавшие на территории Причерноморья и уничтожившие последних скифов, обитавших в горах Крыма и в долине Буга. Конечно, многие скифы опять-таки присоединялись к гуннам, но ни о какой самостоятельно идентичности уже не могло быть и речи.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Краткий анализ древних, средневековых И современных материалов
Скифы – это древнегреческое наименование древнего народа, состоявшего из целого ряда племен, и господствовавшего в западных и центральных степях Евразии, как считается, начиная с IX в до н.э по IV в. н.э. Однако зарождение этого во многом загадочного народа относится к значительно более древним временам. Римский историк III в. Марк Юниан Юстин в своем произведении «Эпитома сочинения Помпея Трога «История Филиппа», Книга II, пишет, что «между скифами и египтянами долго происходил спор о древности происхождения» и что в этом споре, предъявив неопровержимые научные доказательства, «скифы одержали верх над египтянами и с тех пор всегда считались самым древним народом».
Общеизвестно, что тюрки являются древним народом, который в течение нескольких тысячелетий живет на территории Евразии и не только. Особенность тюркской цивилизации состоит в том, что тюрки всегда делились на большое количество племен, и вели подвижный полукочевой и полуоседлый образ жизни. Тюрки покоряли огромные пространства от Китая на Востоке до Европы на Западе. Древним прародителем всех тюркских народов был Огуз-хан, который, по мнению хивинского хана и историка XVII века Абу-л-Гази жил за четыре тысячи лет до времени пророка Мухаммеда (Да будет мир с ним!) («Родословная туркмен»). Потомки ближайших сподвижников и родственников Огуз-хана стали родоначальниками таких крупных тюркских племен как карлуки, канглы, кыпчаки, халаджи и агачари, о чем пишут Абу-л-Гази, а также живший в XIV-м веке известный историк и государственный деятель государства Хулагуидов Рашид ад-Дин («Сборник летописей»). Согласно произведениям этих историков, прямые потомки самого Огуз-хана стали родоначальниками двадцати четырех древнейших тюркских племен, которые стали известны как огузы или огузские тюрки; начиная с VIII-IX веков н.э. огузы начинают именовать себя туркменами. Огузские тюрки издревле делились на два подразделения, ичогузов (т.е. «внутренних огузов») и дашогузов (т.е. «внешних огузов»), каждое из которых состояло из 12-ти племен («Книга деда Горкуда»).
СКИФСКИЕ ИМЕНА, ПЛЕМЕНА И ТРАДИЦИИ
При лингвистическом анализе скифских личных имен, о которых мы знаем в основном из древнегреческих источников, необходимо признать, что многие из них находят параллели в ономастике тюркских народов или же «расшифровываются» с помощью тюркских языков. Согласно известному древнегреческому историку Геродоту (V в. до н.э.), у вождя скифов Таргитая было трое сыновей, Липоксай, Арпоксай и Колоксай, в основе имен каждого из которых мы видим корень «окс». Известно, что античные авторы реку Амударья называли словом Окс, которое, согласно мнению ряда современных историков, означает этноним «огуз». Вероятнее всего корень «окс» в именах сыновей Таргитая также означает «огуз».
Попробуем определить этимологию и некоторых других скифских племен. Известные древнегреческие историки Геродот (V в. до н.э.) и Страбон (I в. до н.э. – I в. н.э.) упоминают о скифском этносе alazones
alizones, обитавший близ Чёрного моря к западу от реки Днепр. Основа термина alazones представляет собой адаптированную древними греками форму тюркского названия древнего огузо-туркменского племени халач или халадж (туркм. hala;) и входит в закономерный ряд фонетических вариантов этнонима: alaz
hala;. О том, что халаджи являются древним огузо-туркменским племенем пишут Махмуд аль-Кашгари («Словарь тюркских наречий»), а также Абу-л-Гази и Рашид ад-Дин в своих упомянутых выше работах.
Геродот также пишет и о скифском племени агафирсов, а более поздние античные авторы I-IV вв. Плиний, Клавдий Птолемей, Помпоний Мела, Юлий Солин и Аммиан Марцеллин упоминают о племени с похожим названием, поэтому существуют различные фонетические вариации произношения данного этнонима: акаджер, акациры, аказиры, акатиры и другие. Одним из главных племен тюрков-гуннов (IV в.) были акациры, а известный немецкий историк-востоковед XIX-XX вв. Й.Маркварт отождествляет акациров с тюркским племенем «агачэри» (агачари), упоминаемым, как отмечено выше, Рашид ад-Дином, как одно из огузских племен, при этом название племени означает «лесные люди». Целый ряд средневековых авторов указывает на то, что огузы начинают именовать себя туркменами, в основном, с началом принятия новой религии ислам, поэтому в средние века агачари уже известны как туркменское племя (туркм. aga;;ri) (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов»). Представляется очевидным, что скифы-агафирсы (акациры, акатиры) и огузо-туркменское племя агачари есть одно и то-же племя.
Хазарский каганат (VII-X вв.) был крупной тюркской евразийской империей раннего средневековья, а его центр, древний город Самандар, на раннем этапе существования государства располагался на территории современного Дагестана, впоследствии столица империи переместилась в низовья реки Волга (древний город Итиль). В период своего наибольшего могущества Хазарский каганат включал в себя территории Северного Кавказа, Нижнего и Среднего Поволжья, Приазовье, часть Крыма, северо-западную часть современного Казахстана, лесостепи и степи Восточной Европы вплоть до р. Днепр. Основателями государства были хазары, которые впервые упоминаются средневековыми авторами после гуннского завоевания Восточного Предкавказья в IV в. Согласно известному советскому ученому-тюркологу С.Кляшторному («Азиатский аспект ранней истории хазар») хазары были тюрками-огузами и проживали на территории Западно-Тюркского каганата (VII в.), в котором правили тоже огузы (из династии Ашина). Впоследствии, хазары стали известны как туркменское племя каджар (туркм. gajar), о чем пишет известный советский историк-тюрколог и крупный специалист по истории Турции и Османской империи Д.Еремеев («К семантике тюркской этнонимии»). Каджары, в качестве рода, также входят в состав туркменских племен алили, йомут, олам и гёклен (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов»). Учитывая, что наименование «хазар» становится известным после нашествия гуннов, среди которых основным племенем были акациры, а также тот факт, что родоплеменные названия как правило не исчезают, а передаются следующим поколениям, очевидно, что этноним «хазар», название которого входит в закономерный ряд фонетических вариантов огузо-туркменского этнонима агачари: акаджер – каджар – хазар, является более поздним и несколько искаженным вариантом произношения наименования скифо-гунно-огузского племени агафирс (акаджер)-акацир-агачари.
ИСТОРИЧЕСКИЕ ИСТОЧНИКИ ОБ ЭТНОЛИНГВИСТИЧЕСКОЙ ПРИНАДЛЕЖНОСТИ СКИФОВ
Проведя этнический, лингвистический и этнографический анализ древних скифских племен, хотелось бы также обратиться к древним и средневековым источникам, чтобы понять, что думали ученые люди тех времен об этнолингвистической принадлежности данного народа, ведь как верно отметил известный татарский филолог и исследователь истории происхождения тюркских народов М.Закиев «самый надежный источник определения этноса скифов – это мнения их современников, которые знали о них не косвенно, а непосредственно.» («Глубокие этнические корни тюркских народов»).
Начнем с византийского автора Феофана Византийца: «Между тем скиф Аттила, сын Омнудия, человек храбрый и гордый, удаливший старшего брата своего Вделу, присвоил одному себе власть над скифами, которых называют также уннами, и напал на Фракию». Как мы видим, автор ставит знак равенства между скифами и гуннами (которых он называет «уннами). Как известно, тюркоязычные гунны (или хунны) основали крупную империю в Восточной части Центральной Азии в III в. до н. э., которая просуществовала вплоть до III в. н.э. Основателем империи был Мете-хан («шаньюй Модэ» согласно китайским источникам), который объединил 24 хуннских (гуннских) племени. Очевидно, что 24 племенни гуннов – это двадцать четыре древних огузо-туркменских племени, а название народа гуннов можно этимологизировать через имя Гюн-хана (туркм. G;n-han), старшего из шестерых сыновей Огуз-хана (С.Атаныязов «Словарь туркменских этнонимов»). После распада своей империи, гунны мигрировали в IV в. н.э в западном направлении, завоевали Центральную и Восточную Европу и разрушили Римскую империю. Именно об этой группировке гуннов и пишет византийский автор.
Феофан Византиец также к тюркам относит и древнее племя массагетов (согласно Геродоту, они были одним из скифских племен): «На востоке от Танаида живут турки, в древности называвшиеся массагетами. Персы на своем языке называют их кермихионами» («Византийские историки»). О том, что массагеты являются тюркским племенем, также писал и византийский писатель и хронист V-VI в. Прокопий Кесарийский: «Эган был родом из массагетов, которых теперь называют гуннами.» («Война с вандалами»). Как известно, массагеты в древности были обитателями центральноазиатских степей, и многие современные народы Центральной Азии, прежде всего туркмены, являются их прямыми потомками. Об этом пишет академик С.П.Толстов: «Вся совокупность данных, которыми располагает на сегодняшний день наука, позволяет с уверенностью утверждать, что основу этнографического массива туркменского народа составляют древние дахо-массагетские и сармато-аланские племена Арало-Каспийских степей.» («Основные вопросы древней истории Средней Азии»); «Если мы учтем, что массагетский этнический пласт наиболее крупную роль сыграл именно в туркменском этногенезе, а в теке (крупное туркменское племя – М.Б.) мы можем видеть почти прямых потомков дахов, то это сохранение хеттского комплекса одежды у туркмен рядом с отмеченными нами хетто-фракийскими параллелями древнего хорезмийского костюма может существенно подкрепить наш тезис.» («Древний Хорезм: Опыт историко-археологического исследования»). На это также указывает и И.Мизиев: «…Современная наука установила полное тождество массагетов и туркмен» («История карачаево-балкарского народа с древнейших времен до присоединения к России»). В отношении упомянутого выше С.П.Толстовым скифских племен «дахов», известный французский историко-географ В. де Сен-Мартен считает, что их название есть древний вариант произношения наименования туркменского племени «теке» (туркм. teke) («Исследования древней географии и этнографии Азии»). Что касается самого этнонима «массагет», то вероятнее всего он является искаженным древнегреческим названием одного из тюркских огузских племен или же союза огузских племен.
Византийский писатель и историк Феофилакт Симокатта, живший в начале VII века, в своем обширном труде «История» писал: «Изгнанный из своего царства, он (Хосров) покинул тесифон и, переправившись через реку Тигр, колебался, не зная, что ему делать, т.к. одни советовали ему направиться к восточным скифам, которых мы привыкли называть тюрками, другие же уйти в кавказские или Атропейские горы и там спасать свою жизнь». Менанд Протектор был византийским дипломатом и историком VI в., а также автором произведения «История: о посольствах тюрков к персам и византийцам в 568 г.», в котором он тюрков называет скифами: «. Когда это второе тюркское посольство прибыло к персидскому двору, король вместе с персидскими министрами и Катульфусом пришли к заключению, что было бы крайне нецелесообразным для персов входить в дружеские отношения с тюрками, поскольку во всей расе скифов нет никого, кому можно было бы доверять. » Также автор отождествляет тюрков с древним этноним «сака», которым, как отмечено выше, называли в древности центральноазиатских скифов: «Теперь Юстин, после того как тюрки, называвшиеся в древности сака, послали (людей) чтобы заключить с ним договор, решил тоже отправить к ним посольство. ».
Византийский философ, богослов и историк Никифор Грегора, живший в XIII-XIV вв. отмечал, что древний тюркский народ булгары ранее именовался скифами: «Теперь я объясню, откуда получила имя Болгария. Есть страна по ту сторону и севернее Истра, а река через нее протекает Волга, от нее и сами коренные жители получили название болгар, а сначала были они скифы. Перешли они реку Истр в громадном количестве и распространились по обеим Мизиям» («История Византии»).
Если мы рассмотрим данные антропологических исследований, то научно установленным является факт принадлежности современных туркмен к долихоцефальному европеоидному расовому типу, о чем пишет в своей книге «Антропологический состав населения Средней Азии и этногенез ее народов» советский антрополог и биолог, доктор биологических наук Л.В.Ошанин. Он также подчеркивает, что туркмены – практически единственный по средним показателям долихоцефальный (или длинно-узкоголовый) народ в Средней Азии, и в этом известный ученый видит родство туркмен со скифами и сарматами. «Все сказанное не оставляет сомнения в том, что долихоцефальная европеоидная раса, и поныне явно преобладающая среди туркмен, является расой местной, автохтонной, видимо, здесь, на территории Закаспийских степей, сформировавшейся. Первоначально, она входила в состав местных древних племен Закаспия, носивших общее название сакских (скифских) племен». Теория о том, что именно скифо-сарматские племена (которые, как отмечено выше, были тюркскими племенами) составили древний пласт в этногенезе туркмен также разделяется такими известными учеными как уже упомянутый выше С.П.Толстов, советский географ Н.Г.Маллицкий, советский историк-востоковед, член-корреспондент Академии наук СССР А.Я.Якубовский, советский ученый-антрополог В.Я.Зезенкова.
Чтобы поставить окончательную точку в вопросе этно-лингвистической принадлежности древнего скифского народа, обратимся к результатам современных ДНК-исследований. Ученые Института цитологии и генетики Российской академии наук совместно со специалистами из Германии, США и Франции провели крупнейшее генетическое исследование носителей скифской культуры со всей Евразии, чтобы выяснить к каким этническим группам относились скифы. Результаты исследований, опубликованные в 2017 году, показали, что генетически скифы востока и запада большой Центральной Азии, а также Восточной Европы были очень близки друг к другу, а их современными потомками являются в основном тюркские народы, проживающие в Центральной Азии, на Кавказе и в Сибири.
Резюмируя наш краткий анализ материалов с целью выяснения этнолингвистической принадлежности древних скифов, можно с уверенностью констатировать следующее: — Анализ этнонимии скифских племен убедительно демонстрирует их принадлежность, в частности, к тюркам-огузам (туркменам), а обычаи и быт скифов тождественны традициям большинства современных тюркских народов; — Авторитетные средневековые и более поздние историки, летописцы и авторы в своих произведениях, где упоминают этническую принадлежность скифов, называют их тюрками или относят к тюркскому кругу народов; — Данные антропологических исследований позволяют однозначно заявлять о том, что древние скифские племена Центральной Азии являются прямыми предками, как минимум, современных туркмен; — Проведенные масштабные современные ДНК-исследования подтверждают, что древние скифские племена (по большей части) были на самом деле тюркскими (тюркоязычными) племенами.