в каком году жили драконы
Существуют ли драконы на самом деле?
Существуют ли драконы: Pixabay
Окружающий нас мир полон загадок. И хоть современная наука развивается очень стремительно, до сих пор достоверно не известно, существуют ли драконы. Информация о том, были ли драконы на самом деле, а также интересные факты о мифических существах представлены в статье.
Существуют ли драконы?
В эпоху технологического прогресса людям стали доступны невероятные до недавнего времени возможности. Кажется, что окружающий мир изучен от и до. Но так ли это? На некоторые вопросы самые авторитетные ученые не могут дать однозначные ответы. Например, доподлинно не известно, существовали ли драконы. Давайте разбираться.
Кто такой дракон? Это фантастическое существо, которое встречается во многих преданиях и легендах. Внешность, повадки и способности мифического животного несколько отличаются в представлениях разных народов мира. Но общими остаются такие признаки:
Также предания о драконах встречаются у кельтов и викингов. В славянском фольклоре Змей Горыныч — отрицательный персонаж. А вот у азиатских народов дракон — существо, олицетворяющее благородство, храбрость и царственность. Представления древних китайцев, японцев и вьетнамцев описали ученые в статье «Змеи-драконы в древнем искусстве Средней Азии».
Китайский огнедышащий дракон: Pixabay
Очень многие люди, в том числе ученые, уверены, что драконы существовали. Главный аргумент в пользу такого утверждения — находки древних предметов (посуды, украшений), на которых изображены мифические ящеры. Там же есть древние письмена, описывающие драконов.
Приверженцы данной теории аргументируют так: как могли живущие на разных материках люди оставлять похожие описания, если драконы в реальной жизни не существовали? Значит эти животные попадались на глаза нашим предкам.
Существовали ли драконы? В научном мире постоянно ведутся ожесточенные споры по поводу реальности этих ящеров. Вот несколько теорий, которые выдвигают приверженцы существования драконов:
Бытует мнение, что драконы существуют и в наше время. Некоторые люди уверены, что доисторические чудища обитают в неизведанных уголках планеты. И вполне возможно, что среди них есть настоящие драконы. Но поскольку увидеть и запечатлеть громадных чудовищ пока никому не удалось, то научного обоснования существования драконов нет.
Еще одна версия: биологическое строение драконов — так называемый реальный миф. Классические характеристики драконов присутствуют у других видов.
Среди ученых наиболее распространенная такая версия: драконы никогда не существовали, поскольку они вымышленные животные. Так, всемирно известный американский зоолог Уолтер Ауффенберг полагал, что мифы о драконах зародились около 100 тысяч лет назад, когда человек наблюдал, как из-под земли выползали змеи.
Скорее всего, в силу своих ограниченных умственных способностей, примитивизма и скудных познаний об окружающем мире первые люди придали обычной змее уникальные и устрашающие свойства. Со временем легенды начали обрастать подробностями и фантазиями и распространились в ходе завоевательных войн по земному шару.
Мифический дракон: Pixabay
Драконы: интересные факты
Если тема летающих огнедышащих существ вас не на шутку заинтересовала, предлагаем интересные факты о мифических созданиях:
В наше время образ дракона широко используют в литературе и кинематографе. И если раньше дракона часто ассоциировали с абсолютным злом, то на рубеже XX–XXI столетий авторы фэнтезийных произведений все чаще описывают дракона как положительного персонажа.
Однозначного ответа на вопрос, существуют драконы на самом деле или нет, пока не может предоставить ни один ученый, будь то зоолог или палеонтолог. Поэтому верить в их существование или нет, решать вам.
Уникальная подборка новостей от нашего шеф-редактора
Реальное существование драконов уже доказано учеными!
Оказывается, драконы — загадочные чудовища с туловищем змеи, крыльями птицы, с несколькими головами, огненным дыханием, наделенные разумом — до сих пор живут среди нас!
Великий и ужасный
Согласно одному древнему описанию, датированному 600 годом н. э., дракон — это «самая крупная из змей и вообще самое большое из всех существ, живущих на Земле. У него большая морда и узкие дыхала, через которые он дышит и высовывает язык».
Изображались драконы обычно огромными змееподобными чудищами, нагоняющими ужас на людей. От их рева, говорят, дрожала земля. Более того, драконы, питающиеся человеческим мясом, всегда глотали целиком прекрасных дев, отчего и богатыри, и рыцари считали делом чести сразить чудище наповал.
Однако наши предки были настоящими философами. Устав боятся огнедышащих чудовищ, они просто превратили их в обычный символ воды и огня. Историки пошли чуть дальше. По гипотезе учёных А. Леруа-Гурана и В. Я. Проппа дракон – это символ объединения миров: верхнего (о чем говорит его сходство с птицей) и нижнего (змеиное туловище).
Только эти страшилища были не так уж и ужасны. Известны случаи, когда они шли с миром к людям. Так, в древнекитайской мифологии крылатый дракон помогал герою Юю, основателю династии Ся, прокладывать каналы для водоснабжения своим хвостом. Помогло чудище и двум славянским кузнецам. Они впрягли дракона в плуг и с его помощью прорыли русло Днепра. А Никита Кожемяка сумел усмирить Змея Горыныча и вспахать на нем землю. Более того, драконы частенько дарили людям охраняемые ими сокровища. Правда, неблагодарные люди от страха обычно их убивали. Лишь летающий Змей Получато из поволжского субэтноса кацкарей всегда оставался живым, поскольку приносил богатство тем, кто не боялся тяжелого труда.
Между прочим, до сих пор многие из потомков кацкарей, чтобы приманить Змея удачи, ставят на подоконник блюдце с молоком.
Если учесть, что слово – материально, а мифы всегда имеют под собой реальную основу, можно смело предположить, что образы подобных чудовищ вряд ли создавались на пустом месте. Это подтверждают и многие ученые! Недавно исследователи Международного союза криптозоологов сделали неожиданный и сенсационный вывод: на гербе Москвы Георгий Победоносец пронзает копьем реального(!) маленького крылатого дракона, а не мифического! Вообще, в древнерусской иконописи полно чудищ разных мастей — кроваво-красных, с вылетающими из пасти клубами огня и совсем крошечных, которых ведут на поводке, как домашнюю собачку. Руководитель научной экологической программы РИКАНН (Российский интеллектуальный корпус актуальных научных направлений) Ирина Царева полагает, что эти звери вполне могли обитать и в российских лесах. Пусть авторы былин, эпосов и икон немного и преувеличили образы своих произведений, однако за основу они все же использовали реальные сюжеты. Вполне возможно, что в европейской части России таки водились кровожадные чудовища, разрывающие в клочья путников. Во всяком случае, подобные случаи были зафиксированы в документах! Так, в одном собрании русских летописей содержится поступившая из Новгорода новость от 1582 года: «…В лето изыдоша коркодилы лютии из реки и путь затвориша, людей много поядаша, и ужосашося люди и молиша Бога по всей земле. И паки спряташася, а иных избиша…» Поскольку крокодилы в России никогда не водились, ученые и предположили, что летописец имел в виду обычного дракона.
Однако и в наши дни появляется много свидетельств о чудовищах. Так, в 1958 году геолог, палеонтолог и писатель Иван Ефремов в книге «Дорога ветров» рассказал о своем путешествии в Монголию, где, по описаниям местных жителей, водится чудовищный желтый червь олгой-хорхой, от яда которого гибнут люди. В этих краях всегда было множество ученых экспедиций, однако никто так и не смог дать вразумительные ответы на вопрос: «Что же это за червь такой?» Французский криптозоолог Мишель Рейналь как-то предположил, что олгой-хорхой — это гигантская рептилия, лишившаяся лап в ходе эволюции и способная брызгать ядом на расстоянии…
В России тоже полно очевидцев встреч с драконами. Например, по Липецкой, Новгородской и Ленинградской областям периодически бродят слухи о встречах с подводными чудищами, изрыгающих пламя из своих ртов. Украина тоже не отстает. Не первый год слухи о черноморском чудовище у подножия Карадага будоражат воображение. Драконов и гигантских змей будто бы регулярно встречают и в Африке. Впечатляют рассказы африканцев о свирепом хищнике «тонпондрано» («хозяине морских вод») с телом, покрытым чешуей, длиной 25 метров. В алжирской пустыне тоже как-то застрелили 20-метровую тварь. Ходят пугающие легенды и о «хозяине лесов» Мадагаскара — чудовище с продолговатым телом и огромными когтями. В общем, рассказы о современных монстрах можно продолжать очень долго, однако убедительные доказательства их существования все же есть!
Говорим – дракон, подразумеваем — аждархид
Например, в Юго-Восточной Азии, на нескольких индонезийских островах, живет дракон Комодо — самая крупная на Земле ящерица. Эти огромные вараны достигают в длину трех метров и питаются обезьянами и козами. Их предки жили на Земле еще 2 млн. лет назад. Их потомки в том же самом виде прекрасно живут и ныне, даже не подозревая о том, что, по мнению Дарвина, они должны были претерпевать какие-то эволюционные изменения.
Кстати, на этих же островах сохранились и другие живые ископаемые (филогенетические реликты), почти полностью соответствующие вымершим десятки или сотни миллионов лет назад. Это, например, гаттерия, или туатара, — единственный ныне живущий представитель подкласса клювоголовых пресмыкающихся. Его обнаружение было большим сюрпризом для ученых.
Несмотря на то, что принято считать драконов хищными летающими рептилиями, а современных ящериц (варанов, игуан, агав, хамелеонов и так далее) — их измельчавшими и разучившимися летать потомками, это совершенно не так. Конечно, палеобиологии считают ящериц наиболее приспособленным животным видом в биосфере планеты, причем, не моложе, а старше динозавров! Правда, те ящерицы, которые в давние времена жили рядом с динозаврами, никогда не летали. В отличие от птерозавров, которые научились делать это виртуозно. Даже несмотря на свое громоздкое тело (самые крупные весили 300 кг, а размах крыла достигал 15 м). Правда, почему и как они летали, до сих пор является для ученых загадкой. Тем не менее, подобные существа действительно царили в небе нашей планеты почти 200 миллионов лет подряд. И при этом ученые до конца не выяснили, были ли они рептилиями.
Кстати, когда к середине мелового периода (90 миллионов лет назад) птерозавры исчезли с лица Земли, на планете господствовало семейство аждархид — самых крупных летающих ящеров за всю историю Земли. Гиганты с длинной шеей планировали со скоростью до 40 км\ч, хватали мощной пастью зазевавшуюся дичь и заглатывали целиком. Вполне возможно, что от них и пошли легенды о драконах. Интересно, что последних аждархид палеобиологи называют кецалькоатль. Именно так индейцы майя окрестили своего священного Змея, с которым тоже связано множество мифологических сюжетов. Однако, по определению палеонтологов, эти таинственные существа полностью вымерли около 65 миллионов лет назад. Интересно, кого же видели индейцы, которые жили намного позже летающих яшеров?
Палеонтологи предположили, что летающих змеев либо вытеснили более совершенные существа, идеально приспособленные к полету (птицы), либо они вымерли от глобального похолодания климата, случившегося в аккурат 65 миллионов лет назад. Только, по мнению ученых, некоторые особи все же могли выжить, отчего и стали прообразом драконов и летающих змеев в индейской культуре. А еще летающие ящеры могли спуститься с небес на землю и перейти к оседлому образу жизни. Интересно, что поздние птерозавры удивительно похожи на современных пеликанов, отчего последних частенько даже называют маленькими птерозаврами.
Так что, по большому счету, не стоит удивляться, если однажды во время сбора грибов в лесу или купания в речке вам навстречу выскочит симпатичный дракончик. Наука такую возможность допускает. «Отсутствие находок означает вовсе не то, что таких животных не было и нет, а только то, что обнаружить следы их присутствия на планете не удалось», — говорит доктор биологических наук Александр Дубров (Россия).
Во всяком случае, Александр Городницкий, доктор геолого-минералогических наук, сотрудник Института океанологии им. Ширшова РАН, тоже допускает возможность того, что летающие ящеры реально жили в забытые времена, и их родственники вполне могли где-то уцелеть: «Описанные в древних текстах чудовища существовали и могут существовать на самом деле». Например, «доисторическая кистеперая рыба латимерия. Долгое время считалось, что этот вид вымер 200—300 миллионов лет назад, однако совершенно случайно в 1990-е годы рыбу поймали у берегов Южной Африки. Поразительно, что за многие миллионы лет она практически не изменилась, хотя и стала меньше. Строение ее скелета идентично скелету предков, живших 200 миллионов лет назад».
И все же они были!
А вот Алексей Розанов, академик, директор Палеонтологического института РАН, разбивает версию о реальном существовании драконов в пух и прах: «Драконы — это существа мифологические (…) они похожие на ящеров и птиц одновременно, а такого не может быть уже потому, что ящеры — это рептилии, а птицы — теплокровные». Вот птерозавры — это другое дело. Они – «загадочные существа, о которых нам известно очень немного, однако ясно, что их активный полет был возможен только при достижении достаточно высокого уровня метаболизма, а это аргумент в пользу их теплокровности. Сегодня ученые склоняются к выводу, что динозавры вообще — по крайней мере, их летающие виды — не были рептилиями. Вполне возможно, именно теплокровность погубила летающих ящеров». Рептилии, как оказалось, лучше приспособлены к меняющимся условиям существования (доказательство — ныне живущие ископаемые виды — хладнокровные ящерицы и крокодилы). Однако в наскальных рисунках первобытных людей Австралии часто встречается изображение драконоподобного существа. Палеонтологи подтверждают: это – мегалания, крупная ящерица, похожая на варана, которая некогда обитала на континенте. Только криптозоологи абсолютно уверены, что эта рептилия до сих пор ведет жизнь отшельника в чаще австралийских бушей. Очевидцы описывали мегаланию как 4-6 метрового варана с огромными когтями и бурым пятнистым цветом тела. Хоть дракон и пугает австралийцев, ведет он себя всегда не агрессивно. А, может, просто свидетелей его дурного нрава не остается? Зато остаются кости мегалании. Их до сих пор находят в разных местах. Пусть цельного скелета палеонтологи пока не обнаружили, но по фрагментам собрали уже около 80% скелета австралийского дракона.
Зато астрологи искренне верят, что драконы реальны и невероятно могущественны! Только обитают они не в реальном, а в астральном мире! Зато готовы помогать всегда и во всем! Дружественный дракон всегда станет защитником дома, позволит заглядывать в будущее и разрешит воспользоваться своей неистощимой энергией. Оттого люди придумали множество ритуалов, чтобы направить драконью силу в нужное себе русло.
По мнению Д. Дж. Конвэй, американского писателя, драконы помогают человеку собрать свои внутренние силы, успешно противостоять навязываемому контролю, негативному психологическому программированию и избавиться от давления людей, причиняющих душевную боль. Кстати, о существовании и силе драконов говорят и последователи Фейской традиции – языческой системы мифов, основанных на лунном кельтском календаре деревьев Бэт-Луис-Нион.
Согласно их представлению, драконы имеют тело и находятся повсюду, буквально, в каждом предмете. Любое действие может оказаться следствием драконьей силы. Однако считается, что драконы не вмешиваются в дела людей, считая их более низшими по разуму существами. Только когда человеку угрожает что-то страшное, лишь тогда дракон вмешается и обязательно окажет помощь. Между прочим, некоторые драконы обожают общаться с детьми, особенно с теми, кто наделен парапсихологическими способностями.
А поскольку живых драконов пока зафиксировать не удалось ни на океаническом дне, ни в непроходимых джунглях, можно предположить, что они вполне могли где-то затаится…
Подготовила Соня Тарасова,
по материалам «Итоги», «Википедия»
masterok
Мастерок.жж.рф
Хочу все знать /наука, история, политика, творчество/
Нам рассказывали сказки, что ящеры или драконы мифические создания. Однако летописи говорят, что это были реальные животные, которые водились в ещё средневековой Руси.
Давайте соберем сведения о том, что нам об этом известно и порассуждаем немного …
Если внимательно почитать древние летописи, в них можно обнаружить факты, которые сделали бы честь любому фантастическому роману. Эти факты открывают для нас незнакомую и невероятную реальность.
Многим, конечно, известно о том, что наши предки во времена язычества поклонялись Перуну, Святовиту, Даждьбогу и другим идолам. А вот о поклонении живым «богам» знают немногие.
ЗМЕЙ ГОРЫНЫЧ
Русские былины повествуют, что живет крылатый семиглавый дракон Горыныч на Сорочинских горах в глубокой пещере. Хранит он там разные сокровища и похищенных девиц, за которыми летает на Святую Русь.
Появление 3мея Горыныча сопровождается грозным шумом, как «дождь дождит» и «гром гремит».
Стоит только ему приблизиться, как тут же наступает тьма, поднимается ветер, а мать-земля страдальчески стонет; Как и классический дракон, Змей Горыныч — страж. Он стережет границы колдовского “тридесятого царства за тридевятыми горами”. В названное тридесятое царство можно попасть через Калинов Мост, перекинутый над широкой, иногда огненной рекой. Но как раз этот-то мост и стережёт Змей Горыныч, никого не пропустит — ни птицу, ни зверя, ни пешего, ни конного, всех пожирает.
В других версиях Змей — опять-таки аналогично классическому дракону — стережет не границу, а саму сердцевину этой волшебной страны, “держит вахту” при том, что в “тридесятом царстве” самое ценное — сокровища, золотые яблоки, живая вода, а-то и красавица-царевна, местная или же похищенная. Герой — Иван Царевич либо Иван-дурак — должен победить Горыныча в бою, отрубить ему все три головы, а тело сжечь. И быстренько ретироваться, потому что у Змея обычно имеются очень даже мстительные родственнички.
ОГНЕННЫЙ ЗМЕЙ
В разных областях Древней Руси называли его по-разному: Любак, Волокита, Любостай, Летун, Летавец, Носак.
В 1092 году летописец записал: «Стали темны облака, и протянулся из-за них змей великий, голова в огне, а головы три, и пошел от него дым, и начался шум, словно гром».
Свое прозвище змей получил от многометрового огненного хвоста, который при полете извивается (вот откуда взялось прозвище «змей»), а огнедыханием сия «рептилия» не обладала, так как в буквальном смысле была летающим шаром огня, весьма похожим на шаровую молнию.
Огненный змей — воплощение змеиной хитрости и силы, которое летает над селами и проникает в избы одиноких девушек и женщин. Если он полюбит девицу, то зазноба неисцелима вовек. Такой зазнобы ни отчитать, ни заговорить, ни отпоить никто не берется. Всякий видит, как Огненный Змей летает по воздуху и горит огнем неугасимым, а не всякой знает, что он, как скоро спустится в трубу, то очутится в избе молодцом несказанной красоты. Не любя, полюбишь, не хваля, похвалишь, говорят старушки, такого молодца. У Огненного Змея голова шаром, спина корытом, и длинный-предлинный хвост — иногда до пяти сажень. Прилетая на свое место, он рассыпается искрами, которые вылетают как бы из решета, а летает он так низко, что бывает виден от земли не свыше сажени. Посещает он таких только женщин, которые долго и сильно тоскуют об отсутствующих или умерших мужьях. Самого посетителя сторонним людям не видно, но в избе слышен его голос; он и на вопросы отвечает, и сам говорить начинает. Сверх того, посещения его заметны и потому, что возлюбленные его начинают богатеть на глазах у людей, хотя в то же время всякая баба, к которой повадился Змей, непременно начинает худеть и чахнуть.
ОГНЯНИК
Этот крылатый южнославянский дракон живет на скалах, порой в пещерах, а иногда — прямо на облаке. Летая, он изрыгает огонь. Тело огняника покрыто блестящей, отливающей всеми красками чешуей. Огонь отражается в ней, и полет дракона выглядит как блеск молнии. На землю опускается он с шумом и громом, рассыпаясь искрами.
Несомненно, что с образом огняника народное сознание отождествляло грозу.
Предание приписывает дракону богатырскую силу, знание целебных и приворотных трав, обладание несметными богатствами и умение обольщать особ женского пола. Так и хочется предостеречь: «Девушки! Бойтесь любви огняника: она приносит горе, болезнь и смерть».
Как во граде во Лукорье прилетал огняник, увидит девушку и обольстит. Но и сам огняник подвержен чарам — надо только узнать секрет отворотного зелья да и напоить им дракона. Так можно избавиться от его вредоносной любви.
ЗМЕЙ ПОЛОЗ
Фантастическое существо, чудовище, соединяющее в себе черты пресмыкающегося, птицы, животного, человека. Рассказы о Полозе, змеином царе, след которого указывает на местонахождение сокровищ, были популярны среди кладоискателей, горнодобытчиков.
Экземпляр оказался около 16 метров длиной и толщиной с доброе бревно. Шкура этого полоза Лебединским будто бы была отправлена в Англию. Пораженный рассказом Лебединского об этом событии, выдающийся натуралист того времени Сабанеев стал собирать свидетельства очевидцев об уникальном змее.
Много часов ученый проводил, скитаясь по местам обитания этого чуда. В 1870 году он писал: «..Главной особенностью окрестностей Синарского озера несомненно является гигантский полоз. Впервые он объявился здесь в июне этого года неподалеку от села Воскресенское. Многометрового змея обнаружил пахавший в поле крестьянин. Он в ужасе примчался в село, где я был в то время. Прибыв на указанное место, мы уже не застали полоза, вероятно, он уполз в дебри леса. Мне немало рассказали об этом змее, в том числе о его кровожадности-на реке Чусовой он съел одного бурлака..».
Позднее, в 1889 году, в журнале «Природа и охота» об уральском полозе была напечатана статья Л. Ушкова: »..С начала весны в окрестностях деревни Поварни Бобровской появилась змея до десяти аршин длиной (аршин — 71,12 см). Тогда этому мало кто верил, но в данное время факт существования такой змеи вполне выяснен. Спина змеи светло-серая со стальным отливом, глаза большие, навыкате, как будто серебряные рублевики вставленные…».
Много о гигантской змее писал известный уральский сказитель Павел Бажов: «..И вот из-под земли стало выкатываться тулово преогромного змея. Голова поднялась выше леса. Потом тулово выгнулось прямо на костер, вытянулось по земле, и поползло это чудо к реке Рябиновке, а из земли все кольца выходят да выходят. Ровно им и конца нет. На Среднем и Южном Урале этого фантастического змея чаще зовут Великим Полозом и считают хозяином не только всех змей, но и золота. Одним он облегчал доступ к золоту, указывая места, и даже подводил золото к ним. Других отгонял, пугал или даже убивал…».
Священный зверь: Довольно долго об этом змее ничего не было слышно, и все истории о нем стали принимать за охотничьи байки. Однако в 30-е годы XX века Великий Полоз выполз из фольклорных преданий и вновь напомнил о себе. Исследователь Валерий Чернецов по рассказам охотников-Манси подробно описал змея: живет он в воде или вблизи нее, спит только на дереве. Длина его достигает 16 метров. Манси называли его «ялпин уй», что означает «священный зверь». Они считали, что змей не умирает, а превращается в камень аммонит.
В конце 50-х годов в Ильменах находился ленинградский геолог Г. Гроденский. Телефонной связи между кордонами и базой заповедника тогда еще не было, и сообщение о редкой находке было доставлено всадником-нарочным. В нем говорилось, что на озере Аргази появился гигантский полоз, которого хорошо разглядели местные рыбаки. Они якобы в страхе разбежались и не решаются подойти к берегу. Гроденский немедленно отправился в путь. У озера его уже ждали лесничий и наблюдатель из охраны заповедника с местными рыбаками. Они продемонстрировали широкий след в зарослях камыша, оставленный необычайно крупным существом: «..Большой змей, метров десять будет…«.
Телеграфист почтовой станции Бычков так же рассказал леденящую кровь историю: «..Дело было так: двое заводских рабочих приехали в страдное время на свои покосы в глухом месте. Один остался распрягать лошадь, другой отправился зачем-то в гору, в лес. Вдруг послышался отчаянный крик, и оставшийся крестьянин увидел бегущего с горы товарища, за которым быстро катился гигантский ком, скоро догнавший бегущего. Тот упал. Ком, развернувшись, оказался большой змеей, которая быстро уползла в чащу леса. Упавший рабочий умер — то ли от удара хвоста чудовища, то ли от разрыва сердца…».
Следующая встреча с гигантом произошла летом 1961 года недалеко от озера Большое Миассово. Его обнаружила местная женщина. Вот что она рассказала: «..Голова больше, чем у сома, туловище с толстое дерево, серого цвета, метров восемь будет…«. В отличие от других очевидцев, женщина не испугалась, не убежала, а стала бросать в чудище камнями. В конце концов тот уполз восвояси.
А вот рассказ пчеловода Василия Пилатникова: «..На берегу реки Изяка у нас водится гигантский полоз. При весеннем паводке подмытые берега обваливаются, образуя щели. В этих щелях и жил наш полоз, он имел окраску черную, тело его плоское, в виде ленты, а не как у других пресмыкающихся. И вот один раз прибежал запыхавшийся пастух и кричит: «Дедушка Василий, идем скорее к табуну, и ты увидишь, кто твою корову доит». Мы прибежали, и я вижу: моя буренка стоит в стороне, ноги ее обвиты черной лентой, этой же лентой обвито ее вымя. Увидев людей, удав отцепился от коровы и быстро уполз к берегу реки…».
И наиболее свежее сообщение было из Нязепетровска: ранним утром двое рыбаков находились на местном водохранилище. Вдруг водное зеркало словно бы раскололось на мелкие кусочки, и метрах в 15 от мужчин вынырнула огромная, похожая на овечью, голова. Глаза чудовища смотрели на них с какой-то укоризной. Через минуту, ударив по воде толстенным змеиным хвостом, оно скрылось в воде.
Истории об «огромной, толстой, как бревно» змее, лежащей в глубокой норе, есть и в фольклоре Марийцев. Эта змея с зачаровывающим гипнотическим взглядом якобы является царицей змей и владеет тайными знаниями.
Многочисленные легенды, свидетельства очевидцев, а даже материальные следы этого монстра говорят о реальности его существования.
ЗМИУЛАН
Персонаж восточнославянской мифологии.
Змиулан является богом источников, колодцев, змей и туч. Связь с водными стихиями указывает на его Навью природу (Навь в восточнославянской мифологии дух смерти, а также мертвец).
В поверьях южных славян Змиулан — это демон змеевидный, обитающий в дупле древнего дуба.
Является царём змей, имеет крылья.
Саратовской губернии змей — темноволосый, со ведро толщиной, две сажени протяженностью, со В поверьях непомерной людской головкой. Он трудиться на свернутом долге, сообщает людскым язычком, но двусмысленно. На лубочных иллюстрациях у змея когтистые лапки и нескончаемый шлейф.
КОКАТРИС, ЗМЕЙ-ПЕТУХ
Кокатрис выглядит похожим на петуха с хвостом змеи.
Кокатрис не имеет всей разрушительной мощи Василиска, но имеет с ним одну общую черту — если человек посмотрит в глаза Кокатриса, то превратится в камень. Наследует гораздо больше признаков петуха, чем змеи (как ящероподобный Василиск).
ЗМЕЙ ВЕЛЕС (ВОЛОС)
Бог земледелия и скотоводства. Один из древнейших восточнославянских богов, бог-облачитель, который покрывает небо дождевыми тучами, выгоняет на небесные пастбища облачные стада. В качестве «скотьяго» бога Волос заведовал небесными стадами, был их владыкою и пастырем, но потом ему было приписано покровительство и охранение обыкновенных, земных стад. Наряду с характером пастушеским, Волосу придано значение бога, помогающему трудам земледельца.
С древнейших времен скот считался основным богатством племени, семьи. Поэтому бог Велес был еще и богом богатства.
Согласно преданиям Бог-Змей сочетает в своем облике мохнатость и чешую, летает с помощью перепончатых крыльев, умеет выдыхать огонь, хотя самого огня (особенно молнии) очень боится. Змей — Велес большой любитель молока, отсюда его второе имя — Цмог (Смог), что по старославянски значит Сосун.
АСПИД
Аспид — это чудовищный крылатый змей, который имеет птичий нос и два хобота, крылья у него пестры и горят-переливаются, словно самоцветные камни. По некоторым сказаниям, впрочем, монстр непроглядно черен. Отсюда выражение «аспидно-черный цвет».
Можно заговорить и извести змея — разрушителя «трубным гласом», от которого горы сотрясаются. Тогда оглушенного аспида колдун или знахарь хватал раскаленными клещами и удерживал, «пока змей не погибал».
ТУГАРИН ЗМЕЙ
Другие его имена обычно включают мотив «змеиности» — Змей Тугарин, Змей Тугаретин, Тугарин Змеевич, Змеище Тугарище. В русских былинах и сказках мифологизированный образ злого, вредоносного существа змеиной природы.
Сем — был известен всему славянскому миру. Изображения его встречаются на надгробиях XV в. Изображается в виде двуногой змеи или двуногой ящерицы.
Он покровитель дома и его обитателей. В каждом доме был свой Сем, котоpомy в даp сжигали в печи кyp, чтобы никто из дома не убегал, чтобы все деpжались тpезво и почтительно.
Сем охpанял дом и людей, в его доме живyщих.
ЦИРНИТРА
Дракон, божество опасное. Может быть, имя его означает „черный Итра“ — злой Итра? (Дракон — бог мрака.)
ЗМЕЙ ЯЩЕР (ЮША, РЫГЛ, ВОЛХОВЕЦ)
В одних регионах Руси Ящер был божеством рек и рыболовства. В других это был подземный Змей, вызывающий в земле землетрясения и извержения вулканов. Этот змей был похожь на гигантского крокодила.
Практически все славянские племена, которые поклонялись Ящеру, считали его поглотителем солнца, ежевечерне опускающегося за пределы мира и подземной рекой плывущего на восток. Река эта течет внутри двуглавого Ящера, проглатывающего солнце своей, западной пастью и изрыгающего из восточной.
Ящеру были посвящены гусли, слушать игру на которых он очень любил и за хорошую игру щедро награждал. В предании о Садко Ящер за хорошую игру на гуслях даровал маэстро РЫБ ЗОЛОТО ПЕРО, то есть Золотых Рыбок. Святилище Ящера располагалось на болотах, берегах озер и рек. Береговые святилища Ящера имели идеально круглую форму. В качестве жертв Ящеру кидали в болото черных кур, а также молодых девушек, что отразилось во многих поверьях. Также ему приносили человеческие жертвы во время весеннего ледохода, когда верующие в экстазе бросались в реку и топились, оказывая тем самым почет этому божеству.
Обычай приносить в жертву подводному богу человека существовал на севере в преобразованном виде вплоть до начала XX в. Старики делали чучело и в дырявой лодке отправляли его в озеро, где оно и тонуло. Другой жертвой, приносимой Ящеру, был конь, которого сначала выкармливали всей деревней, а потом топили.
ЧЕРНЫЙ ЗМЕЙ
Чернобог, Кощей Бессмертный- воплощение всех темных сил, родился от мировой Уточки в начале творения. Низвержен в подземное пекельное царство. Бог холода, уничтожения, смерти, зла; Бог безумия и воплощения всего плохого и черного.
Чернобог изображается то в виде гигантского тысячеголового «Змея лютого, Змея Чeрного, многоглавого»; «У того-то Змея тысяча голов, у того-то Змея тысяча хвостов», то в виде человека или демона с человеческими чертами, окрашенного в черный цвет с посеребренными усами.
Описания слишком туманны и крайне мифологизированы
Ему приносят жертвы перед началом важнейших дел, например, перед выступлением в военный поход. Жертвы приносят часто кровавые и человеческие, убивают пленников, рабов и коней.Ужасное божество, начало всех злоключений и пагубных случаев. Сему страшному духу приносились в жертву сверх коней, не только пленные, но и нарочно ему предоставленные для сего люди. А как все народные бедствия приписывались ему; то в таковых случаях молились и жертвовали ему для отвращения зла. Сильный бог, бог телесной крепости, мужества, бог войны, храбрости и военных доблестей, бог победоносной славы.
ХАЛА
В мифологии южных славян так назывался чудовищный хвостатый змей с лошадиными глазами и крыльями под коленями. Обычно у него три головы и девять языков, — шестикрылый, двенадцатихвостый, с лошадиными глазами. Размерами же халы так велики, что головы их находятся в облаках, а хвосты тянутся по земле. Повелитель черных туч, ураганов, града, смерчей, туманов, от которых страдают нивы и сады. Халы воинственны, они насмерть дерутся друг с другом за волшебный посох — и тогда сверкает молния, гремит гром, выпадает снег и град. Объединившись,голодные халы нападают даже на Солнце и Луну, заслоняют их крыльями (так происходят затмения), стараются пожрать светила, тогда они приобретают кроваво-красный цвет. Перед большими людскими праздниками халы водят хороводы, подымая вихри. Беда тому, кого ненароком захватит такой вихрь — несчастный может сойти с ума.
Случается халам превращаться в незримых людей, животных, но и таких оборотней может увидеть человек — если он шестипалый. Защищают людей от халы те существа, которые рождаются от брака Огненного Змея с женщиной. Эти малютки — полулюди, полузмееныши с крошечными крылышками. Как только родится такое существо, его мать должна в одну ночь соткать полотно на рубашку, скроить и сшить ее, иначе ребенок не вырастет змеем-защитником, некому будет защищать село от халы. При наступлении бури человечек с крылышками сразу засыпает и его душа — Зду-хач — отлетает, чтобы сражаться с халой. Его нельзя будить и даже трогать, ибо душа, возвращаясь, должна найти тело в прежнем положении, чтобы войти в нее. Иначе волшебное существо умрет и хала одолеет людей.
ЙИЛБЕГАН
В некоторых мифах тюркских народов Сибири он является крылатым драконом, а в некоторых многоголовым чудовищем-людоедом, который едет верхом на быке с девяносто девятью рогами.
ЧУДО-ЮДО
Чудо-Юдо славянских народных сказок — дракон страшный, многоглавый, могучий.о шести или двенадцати головах. Вообще, слово „чудо» в старину означало великана.
Он обладает огненным пальцем, который позволяет регенерировать срубленные головы. Живёт Чудо-Юдо в каменных палатах, где у него есть жёны-колдуньи и мать-змеиха. Чудо-Юдо владеет двумя волшебными источниками: если испить из одного, то станешь могучим богатырем, из другого — волосы золотые.
ХВАТАЛА
Сказка гласит, что жил-был дракон по прозвищy Хватала. Он воровал y смертных лошадей и коров, которыми кормился, не брезговал и людьми — сядет y берега и слизывает прохожих, как лягушка комаров. Один паренек решил победить дракона. Он попросил кузнеца выковать громадный котел, дровосекам велел развести на площади большой костер, потом взял y мельника муки и испек громадный пудинг — сверхy румяный, а внутри сырой. Потом он сел в лодкy и поплыл к драконy, который разлегся посреди реки. Хватала учyял пудинг и спросил, чем. это пахнет. Паренек предложил емy попробовать. Дракон не заставил себя упрашивать — проглотил пудинг вместе с лодкой. А парнишка тем временем убежал домой. Ночью y дракона начались колики. Он так мучился, что решил для облегчения страданий проглотить и паренька, но тот не растерялся — когда дракон сунул головy в его окно, он выхватил топор и одним ударом перерубил емy шею.
Драконы везде. В живописи, в гербах городов, в печатях, в былинах и сказках. Кстати, на Руси слово «сказка» — это достоверный рассказ.
А вот еще есть такая версия.
Многие русские богатыри, о которых повествуют народные сказания, отрубали головы \Змеям-Горынычам. Но не только легенды и сказки повествуют об этих таинственных монстрах, которые, кстати говоря, очень напоминают первобытных ящеров.
Если переложить на современный язык фразу из собрания русских летописей, датируемую 1582 годом, то вероятность существования крокодилов под Новгородом окажется вполне реальной. «Все лето коркодилы — лютые звери выходили из реки на дорогу. Много народу поели. Люди в ужасе молились Богу. Некоторых тварей палками забили. Было это в Слободе в том году, когда преставился царевич Иван Иванович».
Рассказы о крокодилах можно найти и в воспоминаниях австрийца Сигизмунда Герберштейна — ватиканского посла в России. Он бывал в нашей стране дважды, в 1517 и 1526 годах, и подробно описал свои впечатления. По его словам, в российских лесах обитают странные идолопоклонники, которые старательно прикармливают каких-то огромных ящериц с четырьмя короткими ногами, длинным хвостом и черным упитанным телом. С каким-то благоговейным страхом люди поклоняются этим тварям, которые то и дело выползают из воды к оставленной для них пище.
В архиве города Арзамаса был обнаружен документ, датируемый 4 июнем 1719 года, где упоминается «Арзамасский монструз». Речь в нем идет о великой буре, случившейся в уезде, о страшном смерче, который унес много жизней. О том, что с неба упал змий, «Божьим гневом опаленный», и отвратно смердел. Согласно описанию, упавшее с неба чудовище имело четыре короткие лапы и огромную зубастую пасть. Земский комиссар Василий Штыков, помня Указ Государя Петра Алексеевича от лета 1718 года о сборе всяких диковин, уродов и «монструзов для Куншткамеры» взял сего змия и поместил в бочку с крепким алкоголем. К сожалению, «посылка» до Петербургского музея не дошла, где-то потерялась по дороге. Поэтому природа «Арзамасского монструза» так и осталась неразгаданной. То ли смерч занес из дальних стран настоящего крокодила, то ли это был один из потомков тех таинственных крокодилов из российских лесов, которые упоминались в новгородской хронике XVI века? А может быть, эти загадочные существа живут где-нибудь и сейчас? Ведь не случайно до сих пор из уст в уста передаются рассказы о неких монстрах, обитающих в российских озерах.
Все источники рассказывают об одном и том же феноменальном явлении природы, которое никак не вписывается в привычную для нас картину мира. Но стоит ли отмахиваться от подтвержденных фактов? Так, криптозоологи однажды не поверили рассказам голландского пилота, самолет которого потерпел крушение на острове Комодо в 1912 году. Вернувшись домой, летчик стал рассказывать о кровожадных драконах, обитающих на острове в Яванском море. Но только в 1926 году туда снарядили экспедицию зоологов, которые и вправду выявили реликтовых ящеров, получивших название «драконы острова Комодо».
Доисторических животных насчитывалось не более тысячи особей. В длину они достигали трех с половиной метров, а весили 130 — 150 кг. Кроме того, эти гиганты были весьма агрессивны и частенько утаскивали у местных крестьян скотину.
Не исключено, что подобные существа водились когда-то и на Русской земле.