в каком году жил чехов
Как Чехов ходил по борделям и жил с мангустом: биография писателя от Дональда Рейфилда
Школьные учебники выдают биографии литераторов в версии PG-13, стараясь напирать на талант и гражданственность и обходя стороной разные неоднозначные моменты, которые вообще-то и отличают жизнь от скучной дидактики. В случае с Антоном Чеховым биография авторства профессора Дональда Рейфилда — глоток живой воды. Она позволяет узнать самого ироничного писателя земли русской с несколько неожиданной стороны.
Дональд Рейфилд, русист и картвелолог (специалист по Грузии), проделал огромную работу, суммируя материалы из десятков архивов, связанных с Чеховым, его семьей и друзьями, в одну книгу. По-русски она называется «Жизнь Антона Чехова», английский оригинал озаглавлен еще проще: Anton Chekhov: A Life. Название сразу предупреждает — речь идет не столько о творческом наследии, исследованном во многих других работах, а о личной стороне Чехова. В фокусе — мир его семьи и друзей, то, чем Антон Чехов жил и дышал, и откуда, очевидно, брал сюжеты для своей лаконичной, хлесткой и печальной прозы.
Британец Рейфилд, не привыкший к отчествам, называет Антона Павловича просто Антон, а на обложке красуется не привычный портрет кисти Осипа Браза (который сам Чехов недолюбливал), а менее известный набросок авторства Валентина Серова. Чехов там неофициальный, без пенсне, с усталым лицом, так и говорящим: «Как же оно меня все задрало, милостивые государи».
Содержание книги под стать обложке: читатель узнает куда более противоречивого Чехова, чем тот добрый доктор из школьного курса. Так официальный Антон Павлович превращается в парня по имени Антон, который умер молодым (в 44 года), и значительную часть жизни прожил как образцовый Отвратительный Мужик.
Антон сложно относится к семье: искренняя любовь мешается с крайним раздражением — с молодых лет ему приходилось зарабатывать деньги, чтобы обеспечивать жизнь отца, матери, братьев и сестры. Антон мечется от благородства и помощи всем на свете к достаточно черствому поведению и жестоким насмешкам. Антон знает, что долго не проживет — его брат умирает молодым от туберкулеза, и семейный недуг настигнет и его самого — и мучительно пытается успеть все: лечить, писать, помогать, кутить, крутить романы.
Женщины в жизни Чехова — отдельная песня, и этот аспект Рейфилд разбирает со всеми подробностями. Бабник Антон был знатный, потеряв невинность еще в тринадцать лет в таганрогском борделе. Публичные дома он любил посещать едва ли не всю жизнь — по крайней мере, до женитьбы. Даже во время поездки на Сахалин с благородными целями (доктор Чехов ехал общаться со ссыльными и, по возможности, облегчить их участь), писатель-медик успел заглянуть в благовещенский бордель и остался, судя по отрывку из письма, доволен:
Когда из любопытства употребляешь японку, то начинаешь понимать Скальковского, который, говорят, снялся на одной карточке с какой-то японской ******. Комната… чистенькая, азиатско-сентиментальная… ни тазов, ни каучуков, ни генеральских портретов. Стыдливость японка понимает по-своему. Огня она не тушит и на вопрос, как по-японски называется то или другое, она отвечает прямо и при этом, плохо понимая русский язык, указывает пальцами и даже берет в руки, а при этом не ломается и не жеманится, как русские. И все это время смеется и сыплет звуком «тц». В деле выказывает мастерство изумительное, так что вам кажется, что вы не употребляете, а участвуете в верховой езде высшей школы. Кончая, японка тащит из рукава руками листок хлопчатой бумаги, ловит вас за «мальчика» и неожиданно для вас производит обтирание, причем бумага щекочет живот.
(Пожалуй, можно понять учителей в средней школе, не заостряющих внимание на таких подробностях).
Помимо проституток, в жизни Антона хватало и благородных женщин — высокий, красивый, обаятельный мужчина разбил не одно сердце. Романы его, видимо, напоминали американские горки: писатель влюблялся, очаровывал, завоевывал — а потом, как правило, в ужасе бежал, боясь ответственности — конечно, до поры, пока не решил все же остепениться и зажить спокойной жизнью с актрисой Ольгой Книппер. Но куда интереснее его интеллектуальные пикировки в переписке с, пожалуй, главной женщиной его жизни — Ликой Мизиновой. Она писала ему:
Написала Вам длинное письмо, и хорошо, что не могла отправить, сейчас прочла его и ужаснулась — сплошной плач. Кашляла кровью (как раз на другой день после Вашего отъезда). Бабушка сердится, что я выхожу и не берегусь, пророчит мне чахотку — я так и представляю себе, как вы смеетесь над этим. По приезде своем в Москву не забудьте съездить на Ваганьково поклониться моему праху. Я пишу Вам, вернувшись из театра, потому что спать не хочется, а также и потому, что знаю, что досажу Вам этим, придется читать столь нелитературное произведение, а досадить Вам мне очень приятно.
Безжалостный мастер иронии отвечал:
А что Вы кашляете, это совсем нехорошо. Бросьте курить и не разговаривайте на улице. Если Вы умрете, то Трофим (Trophim) застрелится, а Прыщиков заболеет родимчиком. Вашей смерти буду рад только один я. Я до такой степени Вас ненавижу, что при одном только воспоминании о Вас начинаю издавать звуки а lа бабушка: «э…э…э». Я с удовольствием ошпарил бы Вас кипятком… Прощайте, злодейка души моей.
Письма Чехова, обильно цитируемые Рейфилдом — неиссякаемый кладезь смешного, круче любых стендапов, особенно когда дело доходит до переписки с братом Александром. Александр Павлович, тоже писатель, но куда менее успешный, в эпистоляриях вдавался в еще более откровенные подробности личной жизни. Когда пришла старость, на вопрос, как его дела, Александр ответил Антону четверостишием:
Живу не авантажно,
Но не кляну судьбу.
*** хоть и неважно,
Но все-таки ***
Другой гомерически смешной момент биографии — жизнеописание мангуста по имени Сволочь, которого Чехов привез с собой в среднюю полосу России, возвращаясь из азиатских странствий. Сволочь носилась (впрочем, это был самец) по дому Чехова в Мелихове, снося горшки с цветами и дергая за бороду престарелого чеховского отца Павла Егоровича (достаточно неприятного мужика, который, пока был в силе, колотил детей, а потом ударился в христианское благолепие и жил на их деньги). Затем мангуст слегка повредился умом и исчез в лесах Калужской губернии… «Без Лики, сестры и мангуста Антону было тоскливо и одиноко», — заключает Рейфилд.
Но все-таки неверно думать, что «Жизнь Антона Чехова» — лишь коллекция анекдотов. Вся та хрень, которой нас учили в школе, о том, что Чехов — гуманист и добрый доктор, помогавший людям и жалевший их, — никакая не хрень, а правда. Антон лечил людей, помогал открыть школу в селе Мелихово, описывал пороки общества, бранил российскую косность и вообще старался по мере сил сделать жестокий мир вокруг себя чуть лучше.
А еще — ходил к проституткам, иногда пьянствовал, ругался с родными, скучал и не находил себе места. Нет однозначно плохих и хороших людей, в каждом и каждой всего понамешано изрядно, и жизнь Антона Чехова — еще одно тому доказательство. Высокое пополам с низменным, прекраснодушие и цинизм в одном лице, и, как боковая дверь, через которую можно тихо выскользнуть, — спасительная ирония, ласковая насмешка над несовершенным миром.
Отсюда и происходит отточенная чеховская проза: Антон сам не был ангелом, прекрасно это понимал, и потому никого не судил, не ворчал по-толстовски в бороду, не лил достоевских слез. Краткое кредо его жизни, пожалуй, тоже можно найти в одном из цитируемых Рейфилдом писем:
Как бы ни вели себя собаки и самовары, все равно после лета должна быть зима, после молодости старость, за счастьем несчастье и наоборот; человек не может быть всю жизнь здорово и весел… и надо ко всему быть готовым… Надо только, по мере сил, исполнять свой долг — и больше ничего.
Закончилось все, как всегда, некрасиво: Чехов умер, и вокруг его гроба толпились зеваки, ничего не понимавшие в литературе, скалили зубы и считали чужие деньги. Горький, бывший там, вспоминал: «Шаляпин — заплакал и стал ругаться: «И для этой сволочи он жил, и для нее работал, учил, упрекал».
По большому счету Шаляпин прав. Но жизнь Чехов все-таки прожил не зря, научив не одно поколение тихо смеяться над своими поражениями и воспринимать мир философски, без истерик и крестовых походов. Рассказы и пьесы в представлении не нуждаются — а о жизни самого Антона Чехова прекрасно рассказал Дональд Рейфилд.
Антон Чехов
ГЛАВНОЕ
Антон Павлович Чехов — известный русский драматург, писатель и общественный деятель, подаривший миру «Чайку», «Дядю Ваню», «Три сестры», «Дуэль», «Даму с собачкой» и др. Он родился в 1860 г. в Таганроге, в купеческой семье, откуда переехал в Москву в 1877 г. Столица оставила неизгладимый след в жизни Чехова и наполнила многие его произведения самобытным колоритом и яркими персонажами. По подсчетам историков, с именем писателя в Москве связано около семидесяти адресов – долгие годы семья жила бедно, вынужденно сменяя один адрес на другой. Сохранились далеко не все дома, зато можно посетить два музея: дом-музей на Садовом кольце и замечательный музей-усадьбу в подмосковном Мелихово. На Новодевичьем кладбище находится могила писателя.
Чеховские адреса
С началом литературной деятельности Чехова связывают дом Савицкого (Трубная улица, д. 23, с. 2). Это одно из немногих сохранившихся в городе «чеховских» зданий. Именно здесь он напишет свои первые произведения, пытаясь привлечь внимание общества к проституции. Сегодня в этом здании располагается бизнес-центр. «Наш Соболев переулок, — писал Чехов, — это рабовладельческий рынок» (Соболевым до 1906 г. назывался современный Большой Головин переулок). Чехов опишет его в рассказе «Припадок», а располагавшийся по соседству шумный Трубный рынок, где торговали преимущественно скотом и саженцами, изображен в очерке «В Москве на Трубе».
С 1881 по 1885 гг. Чехов жил в Малом Головином переулке (Малый Головин пер, д. 3): «Я живу в Головином переулке. Большой неоштукатуренный дом, третий со стороны Сретенки, средний звонок справа, бельэтаж, дверь направо, злая собачонка». Во времена Чехова дом был двухэтажным на высоком полуподвальном этаже; позже его перестроили. Сегодня дом, где жил писатель, — это средняя часть уже четырехэтажного дома. Именно в этой квартире Чехов написал известные рассказы: «Толстый и тонкий», «Шведская спичка», «Экзамен на чин», «Хамелеон», «Хирургия». Вечерами у него бывали друзья и знакомые, в том числе знаменитый впоследствии журналист-москвовед В. Гиляровский и писатель Н. Лесков, которые угощались легендарным чеховским «таганрогским» салатом с маслинами, луком и картофелем. В 1884 г., после окончания медицинского факультета на двери здания была установлена табличка: «Доктор А. П. Чехов». После получения диплома Антон Павлович занимался частной практикой, постоянно посещал больных и принимал их на дому. Он писал так: «Лечу и лечу. Каждый день приходится тратить на извозчика более рубля. Знакомых у меня очень много, а стало быть, немало и больных. Половину приходится лечить даром, другая же половина платит мне пяти- и трехрублевки».
Сразу несколько адресов связано с именем Чехова на улицах Малая Дмитровка и Большая Дмитровка. Не случайно в советское время Малая Дмитровка называлась улицей Чехова. В апреле 1899 г. Антон Павлович прожил четыре дня в доме № 1 по Успенскому переулку (ул. Малая Дмитровка, д. 12) в квартире, которую снимала его сестра Мария. Жил он и в доходном доме А. Шешкова (ул. Малая Дмитровка, д. 11, кв. 14). В наше время здесь расположена гостиница Golden apple, один из номеров которой называется «Чеховский Delux». Писатель часто бывал в клубе «Собрание врачей» (ул. Б. Дмитровка, д. 32, во дворе дома), который опишет в повести «Дама с собачкой»: «Неистовая игра в карты, обжорство, пьянство, постоянные разговоры все об одном».
Еще одним мемориальным местом в этом районе является «домик Чехова» на Малой Дмитровке (дом В. Фирганга, ул. Малая Дмитровка, д. 29, стр. 4). В небольшом флигеле в правой части двора усадьбы Чехов жил в 1890–1892 гг., после поездки на Сахалин и до приобретения Мелихово. Здесь он работал над рассказами «Попрыгунья», «Дуэль», «Палата № 6» и знаменитой книгой «Остров Сахалин». Вот как он писал об этом месте: «Живу я теперь на Малой Дмитровке; улица хорошая, дом особнячок, два этажа. Пока не скучно, но скука уже заглядывает ко мне в окно и грозит пальцем». Сегодня на этом здании установлена мемориальная доска в память о писателе. В «домике Чехова» регулярно проходят концерты и вернисажы, он является филиалом выставочного зала «Новый манеж».
Кроме того, писатель жил в доме Фирсановой (Гонецкой) (Звонарский пер, д. 2/14). В этом помпезном доме, выстроенном в 1894–1895 гг. архитектором Б. Фрейденбергом, в 1901 г. сняла квартиру А. Чехову его супруга — О. Книппер. Здесь было новое по тем временам удобство — электрическое освещение. По этому адресу Чехов жил почти семь месяцев и отмечал, что квартира очень просторная, с высокими потолками и хорошим отоплением.
Последним московским адресом Чехова считается дом Катык в Леонтьевском переулке (Леонтьевский пер., д. 24). Это здание было построено в 1899 г. по проекту архитектора А. Мейнгарта. Чехов жил здесь в 1904 г., накануне отъезда в Германию. Тогда же в этом доме жил известный певец Ф. Шаляпин.
Музеи Чехова
В районе Садового кольца в Москве находится музей А. Чехова (Садовая-Кудринская ул., д. 6, м. «Маяковская»). В помещении каменного двухэтажного флигеля 1874 г., принадлежавшего врачу Я. Корнееву, писатель прожил почти четыре года. В этом доме он написал пьесы «Иванов», «Леший», водевили «Медведь», «Предложение», «Свадьба», повести «Степь», «Огни», «Скучная история». Здесь же доктор Чехов принимал пациентов.
Музей был открыт в 1954 г. — к 50-летней годовщине со дня смерти писателя. Его основой стала коллекция, собранная в Румянцевском музее. Сам Чехов за своеобразный облик называл его «дом-комод». В музее представлены кабинеты Антона Павловича и его сестры, литературная экспозиция, посвященная творчеству писателя, выставка, рассказывающая о поездке на Сахалин. Особый интерес вызывают подлинные личные вещи писателя: письменный стол, подсвечники, чернильница, фотографии Чехова и его окружения.
Но самым главным «чеховским» музеем в Московском регионе является, несомненно, усадьба Мелихово (Московская область, Чеховский район, с. Мелихово), которая была приобретена Антоном Павловичем в 1892 г. Писатель прожил здесь вплоть до 1899 г. и создал 42 своих произведения. Этому замечательному музею, не только воссоздающему атмосферу жизни и творчества А. Чехова и его семейства, но и являющемуся прекрасно сохранившимся образцом усадьбы того времени, посвящена отдельная статья. Позже семья Чеховых приобрела имение в Ялте, и писатель жил преимущественно там, иногда выезжая в Европу на лечение.
Чеховские сцены
Со своей будущей супругой писатель познакомился в Москве — в здании усадьбы Разумовских (Романов переулок, д. 2) в 1898 г. В то время в усадьбе располагался Охотничий клуб, где каждую неделю устраивались спектакли Общества искусства и литературы. На одной из репетиций чеховской «Чайки», в которой участвовала Ольга Книппер (1868–1959), и произошла их встреча. Венчание состоялось в Крестовоздвиженском храме на Чистом Вражке 25 мая (7 июня) 1901 г. (1-й Тружников пер., д. 8). Позднее Ольга стала звездой Художественного театра, а в советское время получила звание народной артистки СССР. В наши дни здание бывшего Охотничьего клуба занимают больница и поликлиника Управления делами президента России.
В 1896 г. в Санкт-Петербурге провалилась первая премьера «Чайки». Это стало для писателя тяжелым ударом. Он был практически полностью разочарован в театре. Однако основанный К. Станиславским и В. Немировичем-Данченко Малый художественный театр в 1898 г. взялся за сложную чеховскую пьесу и поставил ее на московской сцене. После успеха «Чайки» в Москве Чехов создал «Дядю Ваню», «Три сестры» и «Вишневый сад». Его драматургия, которая была представлена МХТ, стала «визитной карточкой» русской литературы и сильно повлияла на развитие мирового театра.
С той постановки 17 декабря 1898 г. и началась история прославленного Московского художественного театра (Камергерский пер, д. 3). На его фасаде парит чайка, которую нарисовал друг Чехова — архитектор Ф. Шехтель, автор проекта театра. В том же переулке, возле дома № 2, расположен памятник Антону Павловичу по проекту скульптора М. Аникушина, архитекторов М. Посохина и М. Фельдмана.
Еще одним театром, связанным с именем Чехова, является Московский академический театр им. В. Маяковского (Б. Никитская ул., д. 19/13). Это здание было построено в 1886 г. по проекту архитекторов К. Терского и Ф. Шехтеля и было известно изначально как «театр Парадиз». Здесь актеры МХТ повторили спектакль специально для Чехова. Он был поставлен 1 мая 1899 г., и его единственным зрителем был тяжелобольной Антон Павлович, в то время вернувшийся из Ялты.
Дань памяти
А. Чехов умер в 1904 г. в Баденвейлере (Германия) от туберкулеза. Последними его словами стали «Ich sterbe» («Я умираю»). Поезд с его гробом встречала толпа на Николаевском вокзале Москвы (в наше время — Ленинградский вокзал (Комсомольская пл., д. 3)). Отпевание прошло в Успенском храме Новодевичьего монастыря. Чехов был похоронен в монастыре рядом с могилой отца. Его могила была украшена обелиском с иконкой и оградой в стиле модерн (проект художника Л. Браиловского). Однако в 1933 г., в разгар борьбы большевиков с церковью, кладбище было разорено, и по просьбе О. Л. Книппер-Чеховой прах писателя перезахоронили на Новодевичьем кладбище (Москва, Лужнецкий проезд, вл. 2, 2-й участок кладбища, ст.м. Спортивная»), рядом с южной стеной монастыря. Туда же было перенесено и надгробие.
Именем Чехова в Москве названы станция метрополитена, художественный театр и школа. В Московской области его имя носят город, основанный в 1954 г., и городская железнодорожная станция (во времена Антона Павловича — Лопасня). Кроме того, в российской столице регулярно проводится международный театральный фестиваль им. А. П. Чехова, учрежденный Международной конфедерацией театральных союзов.
Антон Чехов
Биография
Антон Павлович Чехов – классик мировой литературы, писатель, драматург, врач по образованию, академик Императорской академии наук.
Антон Чехов появился на свет в Таганроге в январе 1860 года. Его отец был мелким бакалейщиком, который держал лавку колониальных товаров. У Антона было четыре брата и две сестры, одна из которых умерла в раннем возрасте. Мама Чехова была купеческой дочкой, тихой женщиной, живущей интересами семьи.
Антон Павлович Чехов
Антон Чехов учился в таганрогской гимназии, когда его отец сбежал от кредиторов в Москву. Будущий писатель остался в родном городе, чтобы окончить обучение. Он жил вместе с новыми владельцами родного дома, оплачивая свое пребывание в нем с помощью репетиторства.
Чехов сформировал свое видение мира, развил любовь к книгам и театру, пока был гимназистом. В те годы Антон Павлович написал несколько первых юмористических рассказов. Он с 13 лет обожал театр и даже принимал участие в постановке домашних спектаклей своих гимназических товарищей.
Творчество
Первое печатное произведение Антона Павловича появилось в 1880 году в журнале «Стрекоза». Начиная с этого времени Чехов постоянно сотрудничал с журналами «Будильник», «Зритель», «Мирской толк», «Свет и тени». В периодическом издании «Осколки» были впервые напечатаны многие юмористические чеховские рассказы. В 1883 году в вышеуказанном журнале было опубликовано произведение «Толстый и тонкий», в 1884 году – «Хамелеон», а в 1885 году – «Пересолил».
В 1886 году в периодическом издании «Петербургская газета» был опубликован рождественский рассказ «Ванька». Свои первые произведения писатель подписывал псевдонимом “Антоша Чехонте”.
Список псевдонимов А.П. Чехова
В 1886 году Антон Павлович получил письмо из Петербурга с предложением о работе. Его пригласили в газету «Новое время». В этот период времени писатель создал сборники «Пестрые рассказы» и «Невинные речи». Его произведения нашли популярность, и Чехов начал подписывать их настоящей фамилией.
Премьера первой пьесы Антона Павловича «Иванов» прошла в 1887 году в Москве. Сочинение начинающего драматурга поставили в театре Корша. Реакция публики была разнообразной, но постановка имела успех. В дальнейшем пьесу ставили в Петербурге, в несколько доработанном виде. В 1888 году Антона Павловича наградили половинной Пушкинской премией за сборник рассказов «В сумерках».
Антон Павлович Чехов
К 1889 году писателем были написаны повести «Драма на охоте», «Степь», «Огни» и «Скучная история». Материал для этих произведений Чехов собирал в путешествиях. Интерес к посещению разных мест появился у автора в конце восьмидесятых годов, когда он прекратил сотрудничество с юмористическими журналами.
Антон Чехов в Ялте
Желание путешествовать побудило Чехова отправиться на Сахалин в 1890 году. Дорога на остров лежала через Сибирь, где писатель запасся материалом для своих будущих литературных проектов. Учитывая состояние здоровья чахоточного больного, поездка далась ему нелегко. Из путешествия Чехов привез сборник очерков «По Сибири» и книгу «Остров Сахалин».
Многим поклонникам творчества Чехова из всех его произведений особо запоминается повесть «Палата №6». Впервые она была опубликована в журнале «Русская мысль» в 1892 году. Название повести стало понятием нарицательным, им обозначают что-то ненормальное или сумасшедшее. Многие выражения из данной книги разошлись на цитаты.
В 1892 году писатель осуществил свою давнюю мечту и купил усадьбу в Мелихово. Туда он перевез родителей и сестру Марию, которая стала верной хранительницей брата. После приобретения имения жизнь Чехова преобразилась. У него снова появилась возможность заниматься медицинской практикой, ведь кроме литературы у Антона Павловича была еще одна страсть – хирургия.
Врач Антон Чехов у постели больного
В мелиховский период Чехов работал земским врачом, построил несколько школ, пожарный пункт для крестьян, колокольню. Писатель позаботился о прокладке шоссейной дороги на Лопасню и о появлении на железнодорожной станции почтового отделения. Кроме того, Чехов засеял прореженные лесные участки вязами, дубами, лиственницами и высадил более тысячи вишневых деревьев. В этот период Антон Павлович на свои средства также открыл в Таганроге общественную библиотеку.
В усадьбе были написаны многие известные произведения Чехова. Пьесы «Чайка» и «Дядя Ваня» были родом из Мелихово. Обострение туберкулеза вынуждало писателя часто покидать имение, уезжая на юг. Зиму 1898 года драматург провел в Ницце, а после возвращения из Франции купил участок земли в Ялте. Летом 1899 года Чехов продал имение и окончательно перебрался в Крым.
Полное собрание сочинений Антона Павловича Чехова
В этот период своей жизни Антон Павлович познакомился с будущей женой. Июль 1900 года Ольга Книппер провела на даче у Чехова, что и определило ход их дальнейших отношений. В 1900 году драматург создал пьесу «Три сестры» в которой блистательно сыграла его супруга. Успех Ольги Книппер в качестве исполнительницы главной женской роли в чеховских пьесах повторился и во время постановки произведения «Вишневый сад» в 1903 году.
В 1904 году драматург умер. Пьеса «Вишневый сад» стала последней работой русского классика.
Спектакли и кино
Советский режиссер Сергей Юткевич в 1969 году снял фильм о создании пьесы «Чайка». Лента получила название «Сюжет для небольшого рассказа».
Роберт Лонг и Дмитрий Френкель, используя факты из биографии писателя, в 1991 году поставили в Нидерландах музыкальный спектакль «Чехов».
Биографическая драма «Прощайте, доктор Чехов!» о жизни драматурга была снята по заказу Правительства Москвы в 2007 году.
В 2012 году вышел фильм, рассказывающий об отношениях Антона Павловича и Лидии Авиловой. В картине под названием «Поклонница» снялись известные российские актеры Олег Табаков и Кирилл Пирагов.
В 2015 году французский режиссер Рене Фере по собственному сценарию снял ленту «Антон Чехов 1890». Роль русского драматурга исполнил молодой актер Николя Жиро. Сюжет фильма построен вокруг периода жизни писателя с 1885 по 1890 годы.
Личная жизнь
Личная жизнь писателя изобилует любовными историями. Отношения Чехова с его пассиями длились годами. Романы писателя не случались поочерёдно. Его женщины часто знали друг о друге, но не спешили разрывать связь с возлюбленным.
В 1888 году писатель увлекся Лидией Мизиновой. Девятнадцатилетняя девушка была подругой сестры Чехова. Лика Мизинова очень хотела быть женой писателя, а он хотел быть свободным и независимым. В качестве супруги девушка не была ему интересна. Это не мешало Чехову почти десять лет давать красавице надежду. Он наслаждался ее обществом, но избегал разговоров о замужестве и совместном хозяйство.
Антон Павлович Чехов и Лидия Мизинова
Первые несколько лет общения с Ликой Чехов высмеивал возможных соперников в ее присутствии, лишая потенциальных ухажеров шансов заполучить расположение юной барышни. Позднее Антон Павлович сам познакомил влюбленную в него Лику с ловеласом Игнатием Потапенко.
Мизинова вступила в связь с женатым поклонником, забеременела и родила дочь. Ребенок умер на первых годах жизни. Чехов использовал эти факты и сделал Мизинову прототипом Нины Заречной из «Чайки». После сложных и запутанных игр с Чеховым и Потапенко Лика нашла утешение в замужестве. В 1902 году она вышла замуж за театрального режиссера Александра Санина.
Антон Чехов и Елена Шаврова
В восьмидесятых годах девятнадцатого века Антон Павлович познакомился с Еленой Шавровой. Пятнадцатилетняя девушка принесла Чехову рукопись своего рассказа и влюбилась в писателя без памяти. Девица понимала, что шансов на взаимность было мало, и через пять лет после их встречи вышла замуж.
В 1897 года она приехала навестить родственников в Москву. Они с Чеховым встретились, и между ними случился роман. Влюбленные сбежали в Крым. В Ялте они провели вместе некоторое время, но расстались. Чехов написал Елене около семи десятков писем, больше чем любой из своих возлюбленных. Антон Павлович прописал образ Шавровой в рассказе «Дама с собачкой».
Антон Чехов и Нина Корш
В 1898 году на премьере пьесы «Чайка» встретил драматург свою давнюю знакомую Нину Корш. Она была влюблена в Чехова с двенадцати лет и не упустила шанса попробовать на писателе свои чары. Антон Павлович увлекся. Результатом этого увлечения стала беременность Нины. Считается, что у писателя нет прямых потомков, однако в 1900 году у него родилась дочь Татьяна. Чехов не знал о данном обстоятельстве, так как дал Нине отставку из-за романа с Ольгой Книппер. Корш не сказала писателю о беременности. После рождения дочери Нина с родителями уехала в Париж. Татьяна Антоновна стала врачом, пойдя по стопам отца.
Ольга Книппер оказалась той женщиной, которая смогла убедить Чехова жениться на ней. Они познакомились в 1898 году на одной из репетиций пьесы «Чайка». Ольга была красивой и обаятельной женщиной, актрисой. В 1901 году влюбленные обвенчались. Детей у пары не было. Книппер была беременна, но наследник не родился.
Антон Чехов и Ольга Книппер
Письма из архива Чехова оставляют двойственное впечатление об успешности его союза с Книппер. Ольга не оставила сцену, а Чехов почти постоянно жил в Ялте, укрощая частые приступы туберкулеза. История любви писателя и его жены началась с взаимных чувств и красивых ухаживаний, но переросла в эпистолярный роман с редкими встречами.
Друзья Чехова считали, что если бы писатель не женился на Ольге, то прожил бы более долгую и счастливую жизнь. Развязка у этой истории получилась не такой драматической, как могла бы быть. В последние дни жизни драматурга жена была рядом с ним, а не на гастролях.
Болезнь и смерть
Чехов был болен туберкулезом. Первый раз он нашел у себя признаки чахотки в возрасте 24 лет. Его недомогание с 1885 года стало более явным, температура сопровождалась кровавым кашлем, о чем свидетельствуют воспоминания писателя. В молодости Антон Павлович не лечился от туберкулеза. Ему казалось, что симптомы относятся к иной болезни.
Позднее писатель скрывал свое плохое самочувствие от близких и родных людей. Он не хотел тревожить свою сестру и мать. К 1897 году драматург был уже очень серьезно болен, у него регулярно случались кровотечения из правого легкого. Данный факт заставил его пройти обследование под наблюдением профессора Остроумова.
Антон Чехов в последние годы
Чтобы изучить симптомы болезни Чехова, его положили в больницу. Врачи поставили диагноз, прописали лечение. Как только писателю стало лучше, он стал проситься домой. Чехов очень хотел продолжить свою литературную деятельность. В 1898 году приступы кровавого кашля стали растягиваться у Чехова на несколько дней. Он скрывал этот факт от своих родственников.
Болезненными ощущениями, которые стали неотъемлемой жизнью Чехова, писатель наделял и своих героев. Наиболее заметен этот перенос в произведении «Рассказ неизвестного человека».
Ольга Книппер
Писателю прописывали посещение различных курортов, дорога к которым была иногда слишком тяжелой для больного человека. Пребывание в Ялте продлевало жизнь писателю до тех пор, пока он не женился. Иван Бунин считал, что супруга подрывала здоровье Антона Павловича своими частыми отъездами. Не ладила она и с любимой сестрой писателя Марией, добавляя супругу поводов для волнения. Незадолго до смерти Чехов с женой отправился на курорт в южной Германии.
Летом 1904 года в Баденвайлере писатель скончался. Причина смерти Чехова – туберкулез. Все началось с того, что драматург почувствовал себя хуже обычного. Когда у его постели появился врач, Чехов уже твердил, что умирает. Он попросил подать ему шампанского, выпил бокал и скончался.