в каком году затонул олимпик
Судьба братьев «Титаника»
Олимпик — серия трансатлантических лайнеров: «Олимпик», «Титаник» и «Британник». Все на момент ввода в эксплуатацию являлись самыми большими судами в мире.
Лайнер «Олимпик» — единственный из трёх лайнеров-близнецов этого класса, который проработал много лет и был списан по причине устаревания, тогда как «Титаник» затонул вследствие столкновения с айсбергом в первом же плавании, а «Британник» подорвался на мине, выставленной немецкой подлодкой U-73 в ходе Первой мировой войны.
12 мая 1918 года «Олимпик», идя в сопровождении 4 эсминцев, встретился с немецкой подводной лодкой U-103. U-103, находясь в подводном положении, выпустила по кораблю 3 торпеды, но от двух корабль уклонился, а третья утонула не доплыв до цели. Не удержавшись под водой, немецкая подлодка всплыла на поверхность. Тогда «Олимпик», не имея на борту серьёзного вооружения, поплыл на подлодку и потопил её таранным ударом.
«Олимпик»
Из всех трёх лайнеров этой серии у Олимпика была наиболее счастливая судьба — он совершил 257 рейсов из Саутгемптона в Нью-Йорк и обратно и был списан в 1935 году.
Хотя все три корабля вошли в историю как четырёхтрубные, изначально они должны были быть оснащены тремя трубами, но для придания судну более надёжного вида была установлена четвёртая, фальшивая, труба.
Корпус Олимпика был выкрашен в белый цвет, чтобы лучше получаться на фотографиях, поскольку он был главным элементом в рекламной компании. Корпус был перекрашен в чёрный цвет после спуска на воду.
Первое плавание «Олимпика» прошло без инцидентов и очень успешно. Однако со временем пассажиры стали жаловаться на непогоду, так как променад на палубе «А» был полностью открыт, из-за чего пассажиров забрызгивало в шторм. Было решено остеклить переднюю часть палубы «А» на «Титанике». Это и есть основное различие между судами.
Несмотря на то, что Олимпик — единственный выживший, череда неудач была и у него. Во время спуска на воду корабль врезался в дамбу. После этого мелкие и крупные аварии сыпались на него одна за другой, а судно даже не было застраховано. Есть предположения, что после ряда аварий владельцы и рады были бы застраховать свой корабль, только вот страховые компании не желали иметь дело с лайнером-неудачником. Самой серьезной аварией стало столкновение с английским военным крейсером «Хоук», что привело компанию «Уайт Стар Лайн» к ощутимым финансовым проблемам: необходим был дорогостоящий ремонт, а финансовое положение компании было весьма печально, так что «Олимпик» был поставлен в белфастские доки ожидать решения о своей дальнейшей судьбе.
В апреле 1917 года Олимпик был включен в состав военно-морского флота. За время своей военной службы знаменитый лайнер перевез через Атлантику 119 000 военных и гражданских лиц, четыре раза подвергался атакам подводных лодок, но всегда оставался невредим.
Мир был потрясён гибелью «непотопляемого» «Титаника», а если утонул один «непотопляемый», утонет и другой. Моряки начали бастовать: они не хотели выходить в рейс на небезопасном судне с недостаточным количеством шлюпок. Поэтому водонепроницаемые переборки были подняты до палубы Б, а так же увеличено число спасательных шлюпок: с 20 до 42. Только после этих изменений моряки вновь согласились выходить на «Олимпике» в море.
После списания в 1935 году многие из элементов отделки «Олимпика» были использованы в отеле «Белый Лебедь». Их брали за образец кинематографисты при воссоздании декораций для съёмок фильма «Титаник», а в сентябре того же года он был продан для разделки на металлолом.
«Британник»
«Британник» — третье и последнее судно класса «Олимпик». Первоначально строился под именем «Гигантик». Он должен был стать одним из величественных лайнеров, но тут грянула Первая Мировая Война.
13 ноября 1915 года он реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом: каюты на верхних палубах превращены в палаты, а обеденный зал и гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату.
Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса с красными крестами. Эти цвета гарантировали статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому соглашению, но 21 ноября 1916 года «Британник» подорвался на немецкой мине между островом Kea и материковой Грецией. Судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут.
На борту «Британника» была медсестра Вайлет Джессоп — одна из спасшихся при катастрофе «Титаника». Она была в шлюпке, которую затянуло под винт тонущего судна, и выжила. Что еще более удивительно, так это то, что Джессоп была стюардессой на «Олимпике» (старшем брате обоих лайнеров), когда тот в порту Саутгемптона столкнулся с крейсером «Хоук».
Несостоявшаяся месть «Олимпика»
Я назвал «Олимпик» самым большим в мире (на тот момент) океанским пассажирскими лайнером, так как в отличии от более крупных немецких «Императора» и «Фатерлянда», он всю Первую Мировую войну продолжал работать на Трансатлантическом маршруте, тогда как немцы стояли на приколе в Нью-Йорке и Гамбурге.
20 сентября 1911 года у острова Уайт в «Олимпик» врезается британский броненосный крейсер «Хаук» (15 октября 1914 года его потопит немецкая субмарина U-9, та самая, что за три недели до того в Ла Манше в течении нескольких минут отправила на дно три броненосных крейсера).
Ладно. 24 февраля 1912 «Олимпик» теряет часть винта в Атлантике, на пути в Британи. Известно, что именно эта авария привела к задержке отправления «Титаника» в иннаугарционный рейс.
В ночь, когда погиб «Титаник», «Олимпик» шел из Нью-Йорка в Саутгемптон. Капитан корабля Герберт Хэдкок отдал приказ немедленно идти на спасение пассажиров, хоть и находился от гибнущего корабля в 580 милях и чтобы подойти к месту катастрофы ему нужно было более суток. Когда до места гибели «Титаника» оставалось 120 миль, на свзяь с Хэдкоком вышел капитан «Карпатии» Рострон и попросил не приближаться к его кораблю, чтобы спасенные пассажиры не впали в панику от созерцания полной копии корабля, с которого они только что спаслись.
Ну про мятеж части экипажа в том же апреле 1912 года после чего наконец было решено обеспечивать всех пассажиров спасательными шлюпками думаю, все знакомые с историей мореплавания знают.
9 октября 1914 года «Олимпик» одновременно чуть не предвосхитил судьбу «Британика» и с избытком повторил действия «Карпатии». В этот день он вмазался немецкое минное поле. А с другого конца в него же вошел британский линкор «Одейшиес». Зашел и напоролся на мину. Лодки «Олимпика» сняли ВЕСЬ экипаж с линкора, тот перевернулся и, погружаясь, взорвался. «Олимпик» благополучно покинул минное поле и доставил военных моряков в порт.
Лодки с «Олимпика» снимают экипаж «Одейшиса»
Через год, в Средиземноморье «Олимпик» спасет экипаж французского транспорта «Прованс», несмотря на то, что вокруг крутились австрийские субмарины. Пронесло и на этот раз.
Закончилась война. «Олимпик» был тотально модернизирован (котлы стали нефтяными, а вместимость спасательных шлюпок превысила 3000 человек. что намного превышало вместимость судны) плавал из Великобритании в Нью-Йорк и Южную Америку до 1935 года. «Кунард» выкупил «Уайт Лайн» и «Олимпик», наконец, стал чисто британским судном. За 16 лет послевоенной мирной службы корабль сумел потопить плавучий маяк, протаранить прямо в гавани Нью-Йорка французский пароход, еще одного француза немного спас. На его борту пропадали люди, умер один из его разработчиков и, до кучи, прямо над местом гибели «Титаника» «Олимпик» попал в подводное землетрясение.
Отель «Белый Лебедь»
А в 1935 его разрезали на металл, не забыв продать всю внутреннюю обстановку на аукционе. Если кого то во время путешествий занесет в британский городок Алнвик, что в Нортумберленде, то зайдите в тамошний отель «Белый лебедь», один из старейших (а может и старейший) непрерывно действующий отель в мире (ему свыше 300 лет). Большая часть тамошней обстановки с «Олимпика».
Проклятие трёх братьев
«Олимпик» (слева) и «Титаник» (справа) в Белфасте 6 марта 1912 года.
Во время гибели «Титаника» капитан «Олимпика» предложил пересадить пассажиров на его судно, но команда отказалась. Посчитали, что для потерпевших будет шоком увидеть недавно затонувший лайнер опять на плаву.
В конце XIX века White Star Line была самой мощной транспортной компанией в Великобритании. Пароходная связь осуществлялась не только с Америкой, но и с Австралией и Южной Африкой.
В 1902 году компанию купил американец Пьерпонт Морган. Американский капитал и сотрудничество с одной из лучших судостроительных компаний Harland and Wolff способствовали началу постройки трёх огромных судов: «Олимпик» (Olympic), «Титаник» (Titanic) и «Британник» (Britannic)
«Олимпик» был первым из серии трёх лайнеров одноимённого класса. Наравне с «Титаником» и «Британником» задумывался как конкурент судам других трансатлантических компаний.
Поначалу в White Star Line видели два больших лайнера с тремя трубами. Такой постройкой предполагалось оставить конкурентов далеко позади. Но дуэт лайнеров был превращен в трио. Три трубы были заменены четырьмя для большей убедительности пассажиров, что судно с четырьмя трубами безопаснее
В 1908 году был заложен киль будущего «Олимпика». Корабль имел длину 268 м, ширину 28 м и высоту 18,4 м от ватерлинии до шлюпочной палубы. 16 водонепроницаемых отсеков защищали судно от повреждений. Гигантские двигатели, вместе с турбиной, вырабатывали мощность примерно в 50 000 л.с. и достигали скорости в 21 узел.
В четверг 20 октября 1910 года в 11.00 «Олимпик» был спущен на воду. Корабль» уже через 62 секунды развил скорость в 12.5 узлов. Можно было начинать отделку.
Испытания в 1911 году
После испытаний, которые превзошли все ожидания, корабль был готов к выходу в море.
По традиции, после окончания всех испытаний, «Олимпик» прибыл в Ливерпуль для всеобщего рассмотрения. Хотя порт отправления позже был изменен на Саутгемптон, на корме «Олимпика» и его двух братьев, под названием всегда будет виднеться надпись «Ливерпуль».
Парадная лестница Первого класса
«Фишкой» всех трёх лайнеров была непотопляемость. Этот факт публиковался во всех газетах во время строительства кораблей.
Непотопляемость обеспечивалась 16 водонепроницаемыми отсеками и герметичными дверями.
Внутренние помещения «Олимпика» были изящны. Стиль помещений, в отличие от немецких кораблей, не был столь пафосный, а более скромный, поэтому и более привлекательный.
Обеденный зал Второго класса
В среду, 14 июня 1911 «Олимпик» отдал швартовы и направился из Саутгемптона в Нью-Йорк. Его капитаном был опытный Эдвард Джон Смит. В четверг 22 июня корабль причалил к пирсу в Америке.
В первые годы эксплуатации с «Олимпиком» случался ряд мелкий неудач. Судно то сталкивалось с другими кораблями, то получало повреждения. Например 24 февраля 1912 года лайнер потерял лопасть винта на пути в Англию. «Олимпик» должен был вернуться в Белфаст для ремонта, что отложило первое плавание «Титаника».
Каюта Третьего класса
Уроки «Титаника» не прошли даром. Судно оснастили спасательными шлюпками. Правда это было сделано после бунта команды. Экипаж отказался продолжать рейсы без нормального количества шлюпок.
Первая мировая война застала «Олимпик» на пути в Нью-Йорк. В Америке лайнер был окрашен в серый цвет.
15 мая 1934 года «Олимпик» шел в нью-йоркских водах через густой туман на скорости в десять узлов. Несмотря на низкую скорость и огни, на корабле не заметили плавучий маяк. Огромный «Олимпик» перерезал маяк пополам. Семь мужчин на борту плавучего маяка погибли и только четверо выжили.
«Олимпик» устарел. Теперь был лишь вопрос времени, когда его снимут с линии.
11 октября 1935 года, «Олимпик» покинул Саутгемптон в последний раз, чтобы быть распиленным на металл. Все внутренние убранства распродали с аукциона. Большая часть всей мебели и отделки ушла в отели.
Самый известный и самый печальный лайнер серии. Был крупнейшим пассажирским лайнером мира на момент постройки.
«Титаник» выходит из Саутгемптона в его первый и единственный рейс 10 апреля 1912 года
Заложен 31 марта 1909 года на верфях в Северной Ирландии и строился вместе с «Олимпиком». Уже 31 мая 1911 года спущен на воду.
«Олимпик» и «Титаник» на стапелях Харланд энд Вольф
Перед спуском на воду
4 апреля 1912 года столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. На борту находилось 1 316 пассажиров и 908 членов экипажа, всего 2 224 человека. Из них спаслись только 711 человек.
К «Титанику» ближе всего были три судна: «Калифорниэн», «Карпатия» и «Маунт Темпл». «Калифорниэн» и «Маунт Темпл» были зажаты льдом, поэтому только «Карпатия»смогла прийти на помощь гибнущему титану.
Однако, прибыла она слишком поздно: «Титаник» уже 2 часа как затонул. «Карпатия» погрузила на борт выживших пассажиров и отправилась в Нью-Йорк.
«Британник» — третье и последнее судно класса «Олимпик». Первоначально строился под именем «Гигантик».
Запланированный внешний вид
Длина 269 м, ширина 28 м, высота от ватерлинии до шлюпочной палубы 18,4 м
После гибели «Титаника» на третьем судне было немедленно остановлено строительство, а намеченное имя «Гигантик» было заменено на «Британник».
Британник спущен на воду.
Работа над «Британником» продолжалась в течение 1912 года. Запуск был отсрочен несколько раз, и только 26 февраля 1914 года, «Британник» был спущен. В соответствии с традицией Уайт Стар Лайн, не было никакой церемонии, и не разбивали бутылку шампанского о нос корабля.
«Британик» должен был стать одним из величественных лайнеров, но тут грянула Первая Мировая Война.
13 ноября 1915 года он реквизирован Адмиралтейством как госпитальное судно. Работа по преобразованию незаконченного лайнера шла полным ходом. Каюты на верхних палубах превращены в палаты. Обеденный зал и Гостиная первого класса были переоборудованы в операционные и главную палату.
Судно было окрашено в интернациональные цвета госпитального судна: белый борт, зеленая полоса вдоль корпуса с красными крестами. Эти цвета гарантировали «Британику» статус неприкосновенного для всех военных судов, согласно Женевскому Соглашению. Несостоявшийся лайнер был оправлен служить в Средиземное море.
21 ноября 1916 года «Британик» подорвался на немецкой мине между островом Kea и материковой Грецией. Судно опрокинулось на правый борт и затонуло через 55 минут. Жертвы были малочисленные.
Что интересно, на борту «Британника» была медсестра Вайлет Джессоп. Её затянуло под винт тонущего судна, но женщина выжила.
Вайлет благополучно пережила гибель и старшего брата «Британника» — «Титаника». Что еще более удивительно, она была стюардессой на «Олимпике»
Начало XX-го века ознаменовалось катастрофой, которая до сих пор будоражит умы людей со всего света, – гибелью корабля «Титаник».
14 апреля 1912 года во время своего первого рейса этот роскошный гигантский круизный лайнер столкнулся в Северной Атлантике с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. Из 2208 находившихся на борту людей выжили лишь 704 человека. Мир был в шоке.
На фото: «Олимпик» и «Титаник» (справа) в Белфасте
Проектируя, третий пассажирский лайнер из этой серии под первоначальным названием «Гигантик», инженеры попытались учесть все выявленные трагедиями слабые стороны его предшественников – «Олимпика» и «Титаника». Создатели нового корабля сделали так, что «Гигантик» мог оставаться на плаву при повреждениях, которые стали роковыми для «Титаника».
Помимо новых конструктивных особенностей «Гигантика», ему добавили еще пять спасательных шлюпок. Причем, даже если судно опасно накренялось и возникала угроза потопления, ничто не должно было помешать посадке людей в шлюпки.
Захотелось улучшить и отделку корабля: приемную первого класса «Гигантика» сделать гораздо больше, чем на «Олимпике» и «Титанике». Ресторан и курительный салон также расширили и даже планировали установить орган на парадной лестнице.
Великолепные дорогие интерьеры круизного корабля стали общежитиями и операционными. Приемная первого класса и обеденный салон служили отделением интенсивной терапии. Остальные помещения стали больничными палатами для раненых солдат и матросов, до трех тысяч которых судно могло взять на борт.
Наиболее роскошные каюты «Британника» стали персональными кабинетами докторов. Для защиты от вероятных атак на корпус лайнера нанесли зеленую полосу и шесть красных крестов, подчеркивающих медицинское и гуманитарное предназначение судна.
В ноябре 1915 года гигантский 275-метровый плавучий госпиталь зачислили в состав флота, и «Британник» отправился в Средиземное море. За время войны лайнер совершил пять успешных рейсов в Эгейское море и к Балканам, откуда вывез 15 тысяч солдат Британской империи. Но шестой рейс оказался роковым.
12 ноября 1916 года «Британник» в очередной раз отправился в Средиземное море к острову Мудрос, чтобы принять на борт новую партию раненых британских солдат. Утром 17 ноября зашел в порт Неаполя и продолжил курс на восток.
Капитан Чарльз Альфред Бартлет сразу понял серьезность положения и приказал закрыть герметичные двери переборок и подготовить к спуску все шлюпки.
Четыре отсека корабля стремительно заполнялись водой; котельные были подтоплены. Положение усугубляли открытые при взрыве иллюминаторы нижних палуб: через них вода проникала внутрь «Британника». Капитан до последнего верил, что лайнер сможет дойти до острова Кеа и сядет на мель. Это было бы спасением.
Но нос «Британника» стремительно погружался все глубже, одновременно корабль накренился на правый борт. Стало ясно, что чудо не произойдет. Приняв сигналы бедствия, на помощь лайнеру отправились сразу четыре судна.
На самом же «Британнике» полным ходом шла эвакуация. Через некоторое время из воды показались продолжавшие свое вращение огромные винты корабля – и тут произошла новая бедая. Две шлюпки затянуло в водоворот и разрубило винтом на части. Увидев это, капитан приказал немедленно остановить ходовые винты.
После экспедиции знаменитого французского океанографа туда еще 68 раз спускались водолазы. Они подняли на поверхность сотни артефактов, которые теперь выставлены во многих музеях мира.
Капитан же, благодаря правильным действиям которого было спасено множество жизней, продолжил карьеру, закончил войну, вышел в отставку и скончался 15-го февраля 1945 года в возрасте 76 лет.
Вместо «Титаника» погиб «Олимпик»?
Кто не знает историю знаменитого «Титаника»? Почти 100 лет назад, 15 апреля 1912 года, этот океанский лайнер затонул, налетев на айсберг. Вместе с кораблем погибло более полутора тысяч человек, находившихся на борту. И вот — новая сенсация! Физик Дональд Олсон из Университета штата Техас (США) заявил, что истинная виновница катастрофы — Луна!
«Титаник» принадлежал британской компании «Уайт Стар Лайн». На момент постройки он считался крупнейшим пассажирским лайнером в мире, а, кроме того, числился непотопляемым. 31 мая 1911 года лайнер был спущен на воду. «Сам Господь не сможет потопить этот корабль!» — говорил о судне его капитан Эдвард Джон Смит.
Спустя год с небольшим «Титаник» отправился в свой первый рейс. На борту находилось 2224 человека: 1316 пассажиров и 908 членов экипажа. 14 апреля 1912 года пароход столкнулся с айсбергом и через 2 часа 40 минут затонул. 711 человек спаслось, 1513 погибло…
С айсбергами тоже все не так просто. Обычно гренландские айсберги застревают на мелководье у побережья Лабрадора и Ньюфаундленда и плывут дальше на юг только после того, как основательно подтают, нередко под воздействием приливов. Однако в случае с «Титаником» сразу нескольким крупным айсбергам удалось заплыть далеко на юг.
Доналд Олсон и его коллеги исследовали гипотезу океанографа Фергюса Вуда, утверждавшего, что айсберги были сняты с мели приливом в январе 1912 года, когда Луна находилась необычно близко к Земле. К середине апреля роковая ледяная гора достигла места столкновения.
Действительно, говорит Олсон, 4 января 1912 года Луна подошла к Земле на самое близкое расстояние за последние 1400 лет. Накануне же Земля максимально сблизилась с Солнцем. Луна и Солнце оказались в такой позиции, когда усилилось их взаимное гравитационное воздействие на Землю. Повинуясь силе прилива, айсберг-убийца откололся от Гренландии и тронулся в путь.
В то же время одной из самых больших загадок, связанных с гибелью «Титаника», является более чем легкомысленное поведение капитана лайнера Эдварда Смита. Опытный морской волк, неоднократно бороздивший воды Северной Атлантики, почему-то не обратил внимание на предупреждение о приближающихся айсбергах. Возможно, он просто не поверил информации о них.
Хотя дело, может быть и в другом. Гипотеза, в корне меняющая историю катастрофы, принадлежит двум исследователям — любителю Робину Гарднеру (по основной профессии — штукатуру) и историку Дан Ван дер Вату. Изучив архивы морского флота за 50 лет, они пришли к выводу, что на самом деле погиб не «Титаник», а другое судно — «Олимпик»! Последний был построен почти одновременно с «Титаником» и на тех же верфях. Но с первых же дней этот корабль преследовали неприятности. Когда его 20 октября 1910 года спустили на воду, он врезался в дамбу. Хозяин судна Брюс Исмей и владелец верфей «Харленд энд Уолф» лорд Пирри вынуждены были заплатить за ремонт и возмещение ущерба немалую сумму, что почти разорило их.
Находясь в плавании, «Олимпик» неоднократно попадал в аварии. После этого ни одна страховая компания уже не бралась страховать «проклятый корабль». И тогда Исмей и Пирри задумали «аферу века» — отправить «Олимпик» под именем «Титаника» в плавание по Атлантике и, когда он потерпит крушение, получить за него страховку — 52 миллиона фунтов стерлингов!
Хозяева не сомневались, что их план удастся. Чтобы обезопасить пассажиров, они предполагали послать по тому же маршруту другое судно, которое, оказавшись там якобы случайно, подберет пассажиров и экипаж. Но, чтобы не вызвать никаких подозрений, судовладельцы решили, что «спасательный» корабль отчалит от пристани не ранее чем через неделю после начала плавания. Увы, ждать пришлось всего три дня…
Капитан мнимого «Титаника» Эдвард Джон Смит был готов выполнить любой приказ начальства. Так, за несколько часов до трагедии у дежурных наблюдателей изъяли бинокли. А за несколько минут до крушения Смит якобы приказал повернуть лайнер бортом в сторону айсберга. Казалось, он пытался обеспечить катастрофу!
Дальнейшая история «Титаника» (или лже-«Титаника») нам известна. А что же стало с настоящим «Титаником»? По мнению Гарднера и ван дер Вата, тот под другим именем благополучно плавал сначала в составе Королевских морских сил, затем его приобрела «Уайт Стар лайн». Корабль списали на берег в 1935 году.
«Своей» ли смертью погиб «Титаник» (либо судно, которое все принимали за «Титаник»)? Или ему «помогли» потерпеть крушение? Этого мы, скорее всего, никогда не узнаем. Конечно, и «теория заговора», и «лунная гипотеза» это не более чем версии. Но факт остается фактом: «Титаник» утонул. И, что бы ни привело к его гибели, изменить трагическую судьбу этого судна мы уже не в состоянии…
Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»
Добавьте «Правду.Ру» в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google, либо Яндекс.Дзен
Быстрые новости в Telegram-канале Правды.Ру. Не забудьте подписаться, чтоб быть в курсе событий.