в каком году высшее образование казахстана начало переходить на болонскую систему
Болонский процесс: за и против (Диас Эмир)
Болонский процесс: за и против
Однако, если рассматривать реальное межкультурное взаимодействие участников программ казахстанских, российских и зарубежных вузов, на первый план выходят две важнейшие проблемы: языковой компетентности и межкультурного диалога, которые необходимо рассмотреть более подробно.
— Какие особенности можно отметить в казахстанском подходе к образовательной системе стран-участниц Болонского процесса?
— Жанна Галимжановна, какие проблемные моменты обнаружились к настоящему времени в данной сфере?
Кроме того, для будущего науки нашего государства необходимо окончательно определить основополагающий принцип и направление развития докторантуры PhD на современном этапе, выделить необходимость наполнения этой формы обучения содержанием, которое предусматривается Болонским процессом и условиями международной интеграции в области образования, поскольку именно этим обусловлены зарубежные стажировки докторанта и командировки научного консультанта в Казахстан для чтения лекций, обмена информацией, структурирования основных положений докторской диссертации.
Для обеспечения конкурентоспособности докторантуры PhD осуществляется работа по повышению качественной общетеоретической подготовки докторантов, которая все же является недостаточной. В нашем случае речь идет о расширении предметной и методологической базы за счет смежных с филологией гуманитарных дисциплин и междисциплинарных научных направлений. Повышение уровня теоретической подготовки докторантов может быть обеспечено только за счет формирования кафедр, специализирующихся на современных проблемах филологической науки. Учитывая имеющийся в мировой практике опыт рассмотрения докторантуры как основного этапа перед аспирантурой или докторантурой PhD, нами делается акцент на внедрении в учебный процесс теоретических курсов.
Таким образом, на сегодняшний день факт вхождения России и Казахстана в Болонский процесс не исключает наличия принципиальных расхождений как в системе послевузовского образования, так и в подготовке кадров высшей научной квалификации.
— Что думают о преимуществах и недостатках Болонского процесса зарубежные исследователи?
Энрике Керо Хервилья, декан факультета перевода и интерпретации Гранадского университета, на Гранадской конференции в этом году выразил мнение о том, что руководители университетов и их подразделений должны поддерживать следующий постулат: учебный процесс в университете должен быть неотделим от исследовательской деятельности. Это необходимо для того, чтобы преподавание отвечало потребностям общества, которые изменяются, и отвечало уровню развития научных знаний. Отбрасывая нетерпимость и будучи постоянно открытым для диалога, университет должен быть идеальным местом для встреч преподавателей, которые намереваются передавать знания и готовы углублять их через исследование, а также для встреч студентов, которые имеют на это право, способности и желания обогатить себя этими знаниями.
— Однако, если рассматривать перспективы Казахстана в участии в Болонском процессе, что мы сейчас наблюдаем?
Вместе с тем, в области обеспечения мобильности студентов и преподавателей вузов республики есть ряд нерешенных задач. Так, не все вузы имеют финансовые возможности приглашать известных ученых из Европы, США, Юго-Восточной Азии и других регионов для обмена опытом. Актуальной становится проблема языковой подготовки студентов, так как она является сдерживающим фактором реализации процесса мобильности. Кроме того, необходимо отметить, что в Казахстане очень слабо осуществляется мобильность студентов, преподавателей и научных сотрудников между отечественными вузами. В числе первоочередных причин в создавшейся ситуации можно обозначить непроработанность, непродуманность в организационных, финансовых, социальных и иных вопросах. Далее, как известно, одним из условий Болонской декларации являются конвертируемость дипломов и востребованность специалистов на отечественных и международных рынках труда. Здесь также есть над чем подумать. Так, важным является вопрос: по каким принципам казахстанские вузы формируют контингент студентов? Часто происходит так, что набор реализуется без учета адресной подготовки, т. е. востребованности будущих специалистов предприятиями, учреждениями, организациями, и, как следствие, многие из них после окончания вуза попадают в разряд безработных. Хотелось бы также сделать акцент на неконтролируемой саморекламе некоторых вузов, обещающих студентам зарубежную стажировку, двудипломную программу, не имея на это определенных возможностей. В результате студенты остаются обманутыми, теряется доверие к вузу, падает его авторитет. Очевидным является и то, что отечественные вузы готовят будущих специалистов по одним и тем же специальностям. В итоге получается их переизбыток, молодые люди не могут трудоустроиться или работают не по специальности. Поэтому МОН РК, вузам совместно с работодателями, в первую очередь, надо решить проблему будущего трудоустройства.
Особые нарекания со стороны студентов и преподавателей республиканских вузов вызывает тестирование, о существенных недостатках которого умалчивать нельзя. Во-первых, заменяется диалог преподавателя со студентом, то есть живой процесс классического обучения и контроля итоговых знаний, компьютерным тестированием. И эта замена далека от тождественности, так как компьютер не может оценить оригинальность и индивидуальность мышления, проследить логику студента, его творческое начало. Во-вторых, тесты в значительной степени выхолащивают часть учебной дисциплины и не способствуют развитию целенаправленного творческого мышления. Конечно, тестовый контроль знаний исключить полностью нельзя, поскольку он незаменим при проверке текущей успеваемости, однако в его применении нужно соблюдать меру, не превращая студента в машину, мыслящую готовыми формулами и не способную выйти за их рамки.
В каком году высшее образование казахстана начало переходить на болонскую систему
В марте 2010 года Казахстан официально присоединился к Болонской декларации и стал 47-м членом Европейской зоны высшего образования и первым центральноазиатским государством, признанным полноправным членом европейского образовательного пространства.
После присоединения к Болонскому процессу в системе высшего образования Казахстана произошли серьезные изменения:
1. Произошло присоединение казахстанских вузов к Великой Хартии университетов, которую в настоящее время подписали более 650 университетов мира, что позволит приблизить отечественное образование к европейским стандартам. Великую хартию подписали более 60 казахстанских университетов.
По данным Национального доклада о состоянии и развитии системы образования Республики Казахстан (по итогам 2014 г.) подготовка магистрантов ведется в 118 университетах страны, где обучается 32 527 человек, из них 16 220 учится за счет государственного заказа. Выпуск магистрантов с защитой составляет 92%.
В 16 вузах ведется подготовка докторов PhD в партнерстве с ведущими зарубежными вузами. Число докторантов в 2014 г. составляло 2063 человека.
4. За основу перезачета зачетных единиц в ходе академической мобильности студентов принята ECTS (European Credit Transfer System), внедряется новое Руководство по ECTS (утвержденное на Ереванской конференции министров образования европейских стран 14-15 мая 2015 г.
5. МОН РК выделяет средства на академическую мобильность ППС и студентов, сами вузы закладывают средства на академическую мобильность.
Согласно официальным данным Центра Болонского процесса и академической мобильности в 2014 году 52 вузами были приглашены 1726 зарубежных ученых (2013 год – 1533 человек, 2012 год – 1 349 человек, 2011 год – 1717 человек, 2010 – 418 человек, 2009 – 389 человек).
Из стран Европы были приглашены – 785 ученых, Восточной Азии – 85 ученых, Юго-Восточной Азии – 32 ученых, США – 140 ученых, Российской Федерации – 498 ученых, Республики Беларусь – 28 ученых, других стран – 158 ученых. Приглашение зарубежных преподавателей и консультантов осуществляется в рамках государственного заказа и за счет внебюджетных средств вузов.
Всего за период с 2009 по 2014 годы было приглашено 6927 зарубежных ученых и консультантов.
В целях развития академической мобильности в 2014 году вузами были отправлены на обучение за рубеж на срок не менее 1 семестра 805 обучающихся, из них в страны Европы выехали 740 человек, в США – 52, в Восточную Азию – 12, в РФ – 1. За счет государственного бюджета в 2014 году обучение за рубежом прошли 616 бакалавров и 189 магистрантов.
Обучение за рубежом по различным специальностям в целом, за период реализации программы академической мобильности с 2011 года, прошли 1520 студентов бакалавриата и 1043 магистранта.
6. Для содействия европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий МОН РК создан Национальный реестр аккредитационных агентств, в который вместе с Независимым агентством по обеспечению качества в образовании (IQAA) вошли еще одно национальное и 8 зарубежных агентств. В период времени с 2009 по 2015 гг. НАОКО провело институциональную аккредитацию 50 вузов и более 1100 программ, привлечено 153 зарубежных эксперта из 25 стран мира, около 1100 национальных экспертов, в том числе 190 студентов и более 200 работодателей. Агентством ведется работа по гармонизации стандартов аккредитации со стандартами и руководствами для обеспечения качества высшего образования в Европейском пространстве высшего образования.
В целом, по данным Национального доклада в 2014 году 66 вузов (57%) из 115 гражданских прошли национальную институциональную аккредитацию.
Международную специализированную аккредитацию прошли 22 казахстанских вуза (19%) по 139 специальностям высшего и послевузовского образования.
В соответствии со стандартами институциональной и программной аккредитаций осуществляется внедрение внутривузовских систем обеспечения качества образования и привлечение к внешней оценке деятельности вузов студентов и работодателей, создается широкая база экспертов из числа работодателей и студентов.
Основные документы
Сорбонская декларация была подписана в 1998 году министрами четырех стран, а именно Франции, Германии, Великобритании и Италии. Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.
Болонский процесс – самая глубокая и масштабная за всю историю структурная реформация высшего образования в Европе, начало которой было положено подписанием Болонской декларации в 1999 году в Болонье, а реализация реформ осуществляется в соответствии с коммюнике Конференций министров, ответственных за высшее образование, проводимых через каждые два-три года. На Болонской Конференции было подписано совместное заявление европейских министров образования и намечены основные линии развития, зафиксированные в Болонской декларации.
Болонская Декларация – это декларация о международном сотрудничестве в области высшего образования, подписанная в Болонье министрами образования 29 европейских стран.
Болонской Декларацией предусматривается:
Берлинская конференция приняла решение направить усилия на создание Европейского исследовательского пространства и его взаимодействие с Европейским пространством высшего образования (ЕВПО) как новой линии развития Болонского процесса. Было подчеркнуто, что степени первого и второго циклов должны иметь различную ориентацию и профили. С целью расширения мобильности и облегчения признания документов о высшем образовании была поставлена цель, начиная с 2005 года, выдавать выпускникам европейских вузов Приложение к диплому (Diploma Supplement). Берлинским коммюнике предусматривается:
На Бергенской Конференции была принята Всеобъемлющая рамка квалификаций ЕПВО, которая включала три цикла (в том числе в национальных контекстах допускались промежуточные квалификации), универсальные дескрипторы для каждого цикла на базе результатов обучения и компетенций, а также диапазон зачетных единиц для первого и второго циклов. Было принято обязательство создать к 2010 году национальные структуры квалификаций, совместимые с Всеобъемлющей структурой квалификаций ЕПВО. В Бергене была одобрена идея Европейского реестра агентств по обеспечению качества на базе национальной экспертизы. Было обращено внимание на проблему социального измерения в системе высшего образования: расширение доступа к высшему образованию, обеспечение социально-экономических условий для обучения студентов, содействие им со стороны правительств и вузов.
Бергенской конференцией предусматривается:
На Лондонской Конференции отмечен прогресс на пути создания ЕПВО. Важным достижением является начавшийся переход от обучения, направляемого преподавателем, к студентоцентрированному высшему образованию. Подведены итоги по основным направлениям развития Болонского процесса и намечены приоритеты на 2009 год: мобильность, социальное измерение, трудоустройство, реализация стратегии ЕПВО в глобальном контексте. В преддверии совещания министров в Левене /Лувен-ла-Неве Европейская ассоциация университетов выразила свою политическую позицию в отношении развития Болонского процесса и наметили следующие основные цели на период после 2010 года:
Подводя итоги, министры, ответственные за высшее образование, заявили на конференции в Левене / Лувен-ла-Неве: «За последние десять лет мы сформировали Европейское пространство высшего образования, добиваясь того, чтобы оно прочно укоренилось в интеллектуальном, научном и культурном наследии и устремлениях Европы». Приоритетными направлениями развития европейского высшего образования до 2020 г. были признаны:
На Конференции была признана отвечающей поставленным целям существующая организационная структура Болонского процесса, основывающаяся на сотрудничестве между правительствами и академическим сообществом. Было принято решение о том, что в будущем Болонский процесс будет совместно возглавляться страной, председательствующей в Евросоюзе, и страной, не входящей в ЕС.
В каком году высшее образование казахстана начало переходить на болонскую систему
На современном этапе глобализация является основной силой в процессе установления как теоретических, так и политических рамок для все большего числа сфер человеческой деятельности. Глобализация становится комплексным явлением, не ограничиваясь в своем влиянии какой-то одной сферой нашего бытия. И, конечно, она не может не затронуть сферу высшего образования, где готовятся научные, научно-технические и управленческие кадры, т. е. носители современного научно-технического прогресса. Веским аргументом современной политики, ориентированной на высшее образование и науку, является структурная зависимость экономики, социальной системы, в целом национальной безопасности от знаний и технологических инноваций каждой страны.
Для того чтобы осуществить интеграцию системы высшего образования, надо было подготовить законодательную базу, разработать комплекс мероприятий и программ, направленных на свободный обмен не только капиталами и товарами, а что более важно, – студентами и преподавателями между странами, вузами, равно как и между научными сообществами и промышленностью. В совокупности все вышеперечисленное явилось причиной появления инициативы, известной ныне как Болонский процесс, целью которого является создание в Европе единого образовательного пространства и превращение этой части света в мировой центр «обществ знаний». 11 марта 2010 года Казахстан стал 47-ой страной, присоединившейся к Болонскому процессу. Сегодня вхождение республики в европейское образовательное пространство рассматривается в контексте национальных интересов в развитии внешнеполитического курса страны, направленного на сотрудничество с Европой, включая и вступление в ВТО (Всемирная торговая организация), и участие в рынке образовательных услуг [1].
Следуя положениям Болонской декларации, казахстанские вузы с 2002-2003 учебного года начали поэтапный переход на европейскую систему высшего профессионального образования (бакалавриат, магистратура, докторантура PhD). Однако вхождение Казахстана в Болонский процесс протекало и протекает в сложных условиях, сталкиваясь с трудностями как объективного, так и субъективного характера. В числе первостепенных можно выделить проблемы законодательного, организационного, финансового, а также морального порядка. Решение вопросов взаимной сопоставимости образовательных систем, признания и эквивалентности документов об образовании, согласования вопросов в языковой политике – вот далеко не полный круг задач, которые призвана реализовать Болонская декларация.
В настоящее время в Казахстане в рамках Болонского процесса большое значение придается академической мобильности студентов, преподавателей вузов. Обучение иностранных граждан становится, по мнению экспертов ЮНЕСКО, одним из прибыльных видов международного бизнеса нашей эпохи.
В условиях рыночной экономики, интернационализации высшего образования еще больше актуализируется задача подготовки конкурентоспособного, творчески мыслящего специалиста, умеющего решать нестандартные производственные, управленческие, специальные и иные проблемы. И данная реальность в числе других факторов, отмечавшихся выше, способствовала продвижению вопроса о качестве казахстанской системы образования на уровень мировых стандартов.
Система высшего образования Казахстана находится на переходном этапе, переживает процесс реформирования ее в соответствии с условиями кредитной технологии обучения, Болонского процесса. На этом пути сохраняется немало проблем, требующих своего решения. В самом кратком виде суть их заключается в следующем: обеспечение внутренней мобильности студентов и преподавателей, создание для этого необходимых организационных, финансовых, социальных и иных условий; приведение в соответствие образовательных стандартов Казахстана с европейскими и американскими, наличие максимально полной, прозрачности в данном аспекте; осуществление языковой подготовки студентов, магистрантов, преподавателей для обеспечения их мобильности с вузами дальнего зарубежья и достойное финансирование таковых проектов; пересмотр учебной нагрузки профессорско-преподавательского состава вузов в сторону уменьшения, корректировка процедуры экзаменов в плане альтернативных подходов; увеличение в государственных вузах числа студентов-грантников на конкурсной основе; использование (сохранение) в кредитной технологии обучения лучшего из предшествующей модели образования, учета особенностей (специфики) нашего историко-культурного развития.
В каком году высшее образование казахстана начало переходить на болонскую систему
Болонский процесс – процесс формирования единой европейской системы высшего образования, основанной на общности принципов функционирования.
Болонские реформы характеризуются терминами «ориентированность на результаты» и «студентоцентрированное обучение». При этом речь идет о понимании результатов обучения в широком смысле. Они призваны стать существенным элементом сдвигов в педагогической практике, предполагая связь с ECTS, модуляризацией и институциональной свободой.
Необходим баланс между тремя уровнями Болонского процесса: установленные цели на европейском уровне, затрагивающие правительства, высшие учебные заведения и студентов; центральная роль вузов в реализации процесса; роль национальных стратегий и законодательства в соединении первых двух уровней и в содействии процессу в каждой стране.
Болонский процесс – средство защиты и улучшения высшего образования и научных исследований в европейском регионе, средство увеличения прозрачности и мобильности. Болонский процесс признает место высшего образования в общественном достоянии, уделяет особое внимание качеству, но утверждает, что поддержание качества и его повышение потребует увеличения государственных инвестиций в систему и в ее кадры.
Начало Болонского процесса можно отнести к середине 70-х годов 20-го века, когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования.
В 1998 году министры образования четырёх европейских стран (Франции, Германии, Великобритании и Италии), участвовавшие в праздновании 800-летия Парижского университета, сошлись во мнении, что сегментация европейского высшего образования в Европе мешает развитию науки и образования. Ими была подписана Сорбоннская декларация (англ. Sorbonne Joint Declaration, 1998). Цель декларации заключается в создании общих положений по стандартизации Европейского пространства высшего образования, где мобильность следует поощрять как для студентов и выпускников, так и для повышения квалификации персонала. Кроме того, она должна была обеспечить соответствие квалификаций современным требованиям на рынке труда.
Цели Сорбоннской декларации были подтверждены в 1999 году при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран выразили свою готовность взять на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского пространства высшего образования, подчёркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных учреждений. Все положения Болонской декларации были установлены как меры добровольного процесса согласования, а не как жёсткие юридические обязательства.
Основные цели Болонского процесса: расширение доступа к высшему образованию, дальнейшее повышение качества и привлекательности европейского высшего образования, расширение мобильности студентов и преподавателей, а также обеспечение успешного трудоустройства выпускников вузов за счёт того, что все академические степени и другие квалификации должны быть ориентированы на рынок труда.
Цель декларации — установление европейской зоны высшего образования, а также активизация европейской системы высшего образования в мировом масштабе.
Декларация содержит шесть ключевых положений:
1.Принятие системы сопоставимых степеней, в том числе через внедрение приложения к диплому для обеспечения возможности трудоустройства европейских граждан и повышения международной конкурентоспособности европейской системы высшего образования.
2.Принятие трехуровневой системы образования: бакалавриат-магистратура-докторантура.
3.Внедрение европейской системы перезачёта зачётных единиц трудоёмкости для поддержки крупномасштабной студенческой мобильности (система кредитов). Она также обеспечивает право выбора студентом изучаемых дисциплин. За основу предлагается принять ECTS (European Credit Transfer System), сделав её накопительной системой, способной работать в рамках концепции «обучение в течение всей жизни».
4. Существенное развитие мобильности студентов (на базе выполнения двух предыдущих пунктов). Расширение мобильности преподавательского и иного персонала путём зачёта периода времени, затраченного ими на работу в европейском регионе. Установление стандартов транснационального образования.
5. Содействие европейскому сотрудничеству в обеспечении качества с целью разработки сопоставимых критериев и методологий.
6. Содействие необходимым европейским воззрениям в высшем образовании, особенно в области развития учебных планов, межинституционального сотрудничества, схем мобильности и совместных программ обучения, практической подготовки и проведения научных исследований.
Участниками Болонского процесса являются 49 стран (2015 год) и Европейская комиссия. Все страны — члены Европейского союза и Восточного партнерства задействованы в процессе.
Обязательные параметры Болонского процесса
Трёхуровневая система высшего образования.
Академические кредиты ECTS.
Академическая мобильность студентов, преподавателей и административного персонала вузов.
Европейское приложение к диплому.
Обеспечение качества высшего образования.
Создание единого европейского исследовательского пространства.
Рекомендательные параметры Болонского процесса
Единые европейские оценки.
Активная вовлечённость студентов.
Социальная поддержка малообеспеченных студентов.
Образование в течение всей жизни.
Факультативные параметры Болонского процесса
Гармонизация содержания образования по направлениям подготовки.
Нелинейные траектории обучения студентов, курсы по выбору.
Дистанционное обучение, электронные курсы.
Академические рейтинги студентов и преподавателей.