в каком году вышла первая игра мортал комбат
Mortal Kombat — история создания и существования франшизы. Все части Mortal Kombat в хронологическом порядке
Mortal Kombat – культовая серия файтингов, которая перевернула не только этот жанр, но и всю игровую индустрию во всем мире. Уже несколько поколений игроков выросло на этих зубодробительных проектах, и теперь уже дети ретро-геймеров продолжают путь своих отцов, в надежде победить самого могущественного врага – Шао Кана. Или сразиться 1 на 1 со своими друзьями.
Эволюция серии Mortal Kombat
Свой путь данный файтинг начал еще в далеком 1992 году на игровых автоматах, когда его выпустила развивающаяся компания – Midway. Быстрого успеха она не обрела, так как с ней соперничал более именитый и развитый конкурент — Street Fighter, главным лицом которого стал популярнейший киногерой боевиков – Жан-Клод Ванн Дамм.
Главной особенностью игры стало то, что в ней была достигнута просто запредельная грань жестокости и насилия. Ведь каждая схватка абсолютно шокировала обилием крови и суровых сцен. Особенно это проявлялось в руках опытных геймеров, которые могли выполнять сложные комбинации на панели управления, зарабатывая Фаталити – адские добивания соперников, с отрыванием головы и конечностей.
Позже игра была адаптирована для игровых консолей, а уже в дальнейшем и для персонального компьютера. Взялись за это дело две успешных корпорации — Probe Software и Acclaim Entertainment, которые и совершили ключевой шаг в популяризации серии.
Файтинг стал развиваться с просто небывалым успехом, и сложно было представить существование какой-либо игровой приставки без данной игры. Наиболее популярным проект был на следующих консолях:
МК по праву стал одной из самых известных серий игр в жанре файтинг, заодно получив признание игроков со всего мира, как одна из самых успешных и популярных видеоигр за всю историю их существования. В серию Мортал Комбат входит несколько десятков уникальных проектов, но речь в статье пойдёт о наиболее популярных из них, выходивших как на ПК, так и на консолях прошлого и нынешнего поколения.
MORTAL KOMBAT (1992)
Самая первая часть серии игр, которая являлась прямым портом с аркадных игровых автоматов. Сюжетная линия расскажет нам об одном могущественном колдуне с Земного Царства – Шанг Цунге, который предал человечество, и встал на сторону Внешнего Мира. Он был послан принять участие в турнире «Смертельная Битва», чтобы одержать на нем победу десять раз, и получить за это безграничную силу, способную уничтожить всю вселенную.
Одержимый манией власти Шанг Цунг смог беспрепятственно одержать девять побед, и уже на грани своего величия, в последний момент его победил монах из шаолиньского ордена – Кунг Лао. Колдуну пришлось вернуться во Внешний Мир, обреченным вечным позором.
Но месть его была сильнее, и спустя годы он возвратился на турнир со своим новым союзником – смертоносным принцем Горо. Владыка расы Шокан без труда расправился с героем, позволив злобному магу захватить его душу.
На этом злодеи не остановились, и сразу убили одного из судей, контролирующих развитие «Смертельной Битвы». Это позволило Шанг Цунгу самостоятельно руководить турниром, и нечестно одержать на нем серию из девяти побед.
Предотвратить Апокалипсис был выбран самый опытный и отважный боец Шаолиньского храма – Лю Кенг. Поможет ему в этом сражении сильнейший спортсмен с Земли и актер – обаятельный Джонни Кейдж. Именно на вечном противостоянии добра и зла, в рамках одного турнира, и будет основана вся вселенная «Смертельной Битвы».
Mortal Kombat II (1993)
Вторая часть серии, где вам снова предстоит принять участие в кровопролитном турнире, и решить судьбу всего человечества. Поединки здесь будут проходить в формате один на один, при этом арсенал бойцов заметно пополнился новыми и интересными героями.
В продолжении разработчики заметно улучшили механику управления, и геймплей стал еще более динамичным и отзывчивым. У всех персонажей появилось больше уникальных приемов, комбинаций и супер-ударов.
Дополнительно создатели проекта решили разнообразить контент в игре, добавив к Фаталити и другие оригинальные варианты завершения боев – Бабалити и Френдшип. Если в первой части вы могли оторвать голову своему сопернику, либо прожечь кислотой его плоть до костей, то теперь же вы сможете с ним подружиться или превратить его в ребенка, просмотрев забавные мини-ролики.
Третья Часть (1995)
Спустя 3 года фанатов ожидал еще более продвинутый и модернизированный файтинг, который стал стремительно занимать данный жанр. Все бои в игре стали выглядеть максимально жестоко, зрелищно и кинематографично. Каждое движение игровых персонажей было разработано реальными профессиональными спортсменами и известными актерами.
Наиболее узнаваема игра стала благодаря ретро-консоли – Sega, ведь этот проект стал для данной платформы самым успешным и узнаваемым. Графика файтинга просто шокировала геймеров, так как она выжимала всю мощь с этой приставки, а визуальная стилистика напоминала настоящий трехмерный фильм с реальными актерами.
Еще одной ключевой особенностью данной части стало то, что разработчики решили резко увеличить число доступных бойцов. Игрокам было предложено более трех десятков уникальных персонажей, со своим необычным внешним видом, и специальными приемами.
Ultimate Mortal Kombat 3 (1995)
В этом же году вышла более доработанная и продвинутая версия оригинальной третьей части, которая порадовала всех поклонников серии более развитой историей, и новыми игровыми локациями. Впервые было применено взаимодействие с окружающим миром.
Во время сражений бойцы могли совершать удары такой мощи, что заставляло бы их соперников ломать стены и потолки, и попадать в совершенно новые локации. Все это придавало еще больше динамики геймплею, и дополняло и без того мрачную и пугающую атмосферу.
Геймеры могли отправить врагов своим ударом в длительный и последний полет, бросив их в пропасть с кольями, в реку из кислоты, или подвесив их на крюки для мяса. Этим создатели данного хита снова задали совершенно новую и недосягаемую планку жестокости.
Mortal Kombat Trilogy (1996)
Одна из самых уникальных, и даже революционных частей игр, которая представляла собой некий сборник предыдущей трилогии. Игрокам были доступны все знакомые бойцовские локации и герои, с более дополненным арсеналом приемов.
Ключевой особенностью продолжения серии стало то, что впервые геймеры смогли опробовать многопользовательский режим на персональных компьютерах. Каждый игрок мог проверить свои силы на мировой арене, сражаясь с самыми сильными и опытными противниками с разных уголков планеты.
Вместе с этим начались проводиться первые виртуальные турниры между игроками, которые активно развиваются и по сегодняшний день, в форме уже профессиональных кибер-спортивных мероприятий.
Mortal Kombat Mythologies: Sub-Zero (1997)
В 1997 году создатели серии решили пойти на очень опасную авантюру, пытаясь адаптировать свой хит для популярных на тот момент жанров. Легендарный файтинг обрел механику Beat ’em up, где вы должны были передвигаться в двухмерном пространстве по локациям, с видом сбоку, и избивать своих противников.
На этом эксперименты не закончились, ведь геймплей получил очень много платформинга, благодаря чему главный герой – Саб-Зиро, должен преодолевать различные препятствия, прыгать между платформами, и решать небольшие логические задачи.
Подобную систему геймеры не оценили, ведь она отличалась высокой сложностью, и нестандартной моделью управления. Игроки должны были не только хорошо драться, но и отменно прыгать над огромными и смертоносными ловушками и пропастями.
Mortal Kombat 4 (1997)
Несмотря на провал предыдущей экспериментальной версии, в этом же году вышло уже прямое продолжение серии. И оно уже точно пришлось по вкусу поклонникам данного файтинга, который был представлен в совершенно уникальной манере.
Игра получила просто запредельную графику, за счет чего игровые сцены сочетали не только двухмерную стилистику, но и полноценное 3D пространство – впервые в истории серии. Благодаря этой особенности геймплей стал выглядеть максимально реалистично и очень эффектно.
Арсенал бойцов был сильно сжат, но каждый из героев получил высокую детализацию, и продвинутую боевую систему. На изучение каждого персонажа уходили годы тренировок, и только самые опытные игроки могли эффективно управлять всеми навыками и супер-способностями героев.
Mortal Kombat Gold (1999)
Спустя два года выходит первая в истории серии игра для Sega Dreamcast, которая является усовершенствованным портом предыдущей части файтинга. Специалисты доработали геймплей, и увеличили его динамику, расширив число доступных персонажей.
Сюжетная линия этой игры была хорошо раскрыта и подчеркнута небольшим вступительным роликом, который и раскрывал все развивающиеся события. Напоминает данное вступление краткий мини-мультфильм с трехмерной графикой, что в то время выглядело очень зрелищно и эффектно.
MK: Special Forces (2000)
Разработчики решили снова повторить свой эксперимент, и объединить в одной игре файтинг, Beat ’em up и платформер. На этот раз вам придется играть за отважного военного по имени Джакс, который решается отправиться в Подземное Царство, на поиски коварного предателя – Кано.
Особенно удивило данное продолжение фанатов тем, что они впервые, за всю историю существования серии, играли уже с видом сверху, от третьего лица. Из-за этого пришлось заново изучать новую механику управления, и привыкать к постоянному брожению по локациям, и к поиску выхода.
Mortal Kombat: Deadly Alliance (2002)
После двухлетнего перерыва разработчикам удалось вывести свою серию на совершенно новый уровень, так как акцент был сделан именно на трехмерную графику. Новая часть игры стала максимально похожа на те проекты, которые выходят уже в современное время.
Улучшилась не только стилистика бойцов, но и внешние качества окружающего мира. Появилось больше визуальных эффектов, различных подвижных объектов, и других элементов, делающих атмосферу более живой и естественной.
Дополнительно были добавлены новые уникальные персонажи: Пьяница Бо Рай Чо – прототип Джеки Чана из фильма «Пьяный мастер», и омерзительное «Мясо» — секретный заблокированный скин, доступный в четвертой части серии.
Mortal Kombat: Tournament Edition (2003)
Следующей частью серии стало практически объемное дополнение к предыдущей игре. Были добавлены новые локации для поединков, разный развлекательный контент, и самое главное – широкий многопользовательский режим.
Для состязаний по сети игрокам было доступно несколько видов игр: от классических одиночных противостояний, до полноценного онлайн-турнира. Появился и уникальный режим для четырех игроков, где друзья могли объединиться против другой группы геймеров в формате – два на два.
Отдельного внимания заслуживает графика в этой части, которая была сильно изменена, и перед пользователями была уже не трехмерная стилистика, а пиксельное 2D – отсылка к старым ретро-играм с аркадных автоматов.
MK: Deception (2004)
Продолжение серии получилось не менее удивительным, ведь разработчики попытались максимально разнообразить геймплей. Помимо файтинга, игрокам были доступны два новых режима – шахматы и боевые пазлы. Логические головоломки были оформлены так же в стилистике боев, в классической атмосфере МК.
Создатели проекта добавили и другой специальный режим, напоминающий совершенно другую игру, где геймерам нужно будет путешествовать по огромному Внешнему миру, сражаться, и выполнять разные квесты.
Дополнительно было добавлено 18 классических героев, и 9 совершенно новых персонажей. За прохождение основного квеста открывался еще один секретный герой – Судзинько.
Mortal Kombat: Shaolin Monks (2005)
Первый удачный в истории серии Beat ’em up, в котором разработчики использовали механику платформера, и объединили ее с аркадой. Фанатам был представлен не просто экспериментальный проект, а настоящий виртуальный блокбастер.
Создатели игры сделали огромную работу над сюжетной линией, добавив множество роликов, раскрывающих историю. Игрокам придется самостоятельно принимать действия в нетипичных ситуациях, например – управлять бросками шляпой Кунг Лао, и атаками Скорпиона лавой по наступающим противникам.
Игроки здесь не только сражались, но и смотрели полноценный фильм, самостоятельно отвечая за развивающиеся события. Отдельного файтинга тут нет, так как упор был сделан именно на сюжетную часть.
Mortal Kombat: Armageddon (2006)
После успеха предыдущей части разработчики решили сохранить тенденцию, и посвятить свою игру актуальному на то время жанру – Beat ’em up. Дополнительно они решили сохранить классику МК, объединив экшен-геймплей вместе с файтингом. Вам нужно будет путешествовать по огромному миру, биться с несложными противниками, решать логические задачи, заниматься платформингом, и преодолевать разные ловушки.
Как только наш герой сталкивался с серьезными противниками, игра уже переключалась в режим файтинга. При этом уникальна данная часть тем, что у персонажей было два отдельных стиля ведения боя, которые кардинально меняли комбинации ударов, броски, супер-приемы.
Продолжение серии порадовало появлением системы кастомизации, благодаря которой игроки могли создать своего уникального персонажа. Можно было определить его внешний вид, телосложение, форму лица, одежду, указать технику единоборства, и добавить различные аксессуары.
Дополнительно создатели добавили совершенно безумный и нестандартный режим – аркадные гонки на картингах. В этой игре игроки могли посоревноваться со своими друзьями в управлении забавными машинками. Геймплей получился максимально веселым и динамичным, ведь герои могли использовать свои навыки и разные бонусы, чтобы помешать противникам первыми добраться до финиша.
Mortal Kombat vs. DC Universe (2008)
Данная часть смогла еще сильнее раскрутить и популяризировать серию, за счет объединения двух совершенно противоположных вселенных – МК и легендарных персонажей из комиксов DC. Для прохождения истории игрокам было предложено две абсолютно уникальных сюжетных линии, где вы сами могли выбрать ту сторону, за которую придется играть.
Фанатам была предоставлена возможность поиграть за всеми любимых героев – Бэтмена, Супермена, Джокера, Женщину-Кошку, Флэша, Зеленого Фонаря, и многих других персонажей. Каждый из представленных бойцов был совершенно уникален, и подчеркивал свои основные возможности.
Сама механика игры была создана в стиле классического файтинга, с двумя разными игровыми фильмами. Дополнительно были доступны и другие режимы – одиночные турниры, испытания, прохождение башен.
Смертельная Битва (2011)
Самая переломная часть серии, которая позволила данному проекту заслуженно войти в список лидирующих игр в жанре файтинг. Здесь был применен совершенно новый игровой движок, благодаря чему геймплей получился максимально реалистичным и отзывчивым, с очень сложной и глубокой механикой.
Дополнилось все это высококачественной трехмерной графикой, с детально проработанными локациями, и живым окружением. Но самой сильной стороной игры стала именно очень крутая и захватывающая сюжетная линия.
Игроки могли посмотреть настоящий кино-блокбастер, и взять на себя управление различными бойцами, когда межу ними происходили разные столкновения. Геймерам каждый раз нужно будет привыкать к каждому герою, так как пройти историю за одного персонажа уже не получится.
Mortal Kombat X (2015)
Главный хит за всю историю существования серии, который позволил вселенной МК еще ближе приблизился к званию лучшего файтинга. Разработчикам удалось произвести совершенно гигантский рывок в развитии, благодаря которому все схватки стали кинематографичными, с захватывающим и безумно динамичным геймплеем.
Основной акцент был направлен преимущественно на сюжетную историю, которую вы будете раскрывать своими поединками и сражениями. Вы побываете во всех существующих мирах и царствах, и попробуете на себе роль не только героев, но и злодеев.
Отличительной особенностью этой части является то, что при выборе бойца вам будет доступно три уникальных стиля ведения боя. Все эти бойцовские техники максимально уникальны и неповторимы, за счет чего данная игра стала просто идеальной площадкой для активно развивающегося киберспортивного направления.
Для этой игры разработчики начали активно создавать разные дополнения, обновляя проект уникальным контентом. Благодаря этому фанаты смогли расширить арсенал доступных бойцов, пополнив его совершенно противоположными, и не менее культовыми персонажами из других кинолент и вселенных: Чужой, Хищник, Кожаное Лицо, Джейсон Вурхиз, и многие другие.
Mortal Kombat 11 (2019)
Спустя четыре года вышла финальная, на сегодняшний день, часть, которая мгновенно покорила сердца геймеров захватывающей динамикой геймплея. Создатели франшизы успешно реализовали новую механику игры, благодаря которой во время проведения удачных комбинаций появилось больше интерактивных сцен с ломанием костей, отрыванием конечностей, и повреждением внутренних органов. Это позволило сделать игровой процесс максимально кровавым, жестоким, и очень зрелищным.
Не обошлось и без добавления новых оригинальных героев из других популярных вселенных. Пользователи в этой части смогут поиграть поиграть за Терминатора, Рэмбо, Спауна и Джокера. В их разработке принимали участие легендарные актеры – Арнольд Шварценеггер и Сильвестр Сталлоне, которые визуализировали и озвучили своих бойцов.
Это интересно
Многие поклонники серии помнят об одном безумном и странном парне, который время от времени появлялся в углу экрана во время боев, и что-то очень эмоционально кричал. Десятилетиями геймеры спорили о его существовании, строили собственные догадки, но так и не могли понять его истинного предназначения.
На самом деле это является одной из самых известных пасхалок МК, лицом которой стал один из разработчиков серии – композитор Дэн Форден. Во время проведения успешной комбинации ударов, с завершением апперкотом, этот человек всегда кричит слово – «Toasty», что с перевода с английского языка означает «Вкусно».
В некоторых ретро-частях игры это не только забавная отсылка, но и возможность получить доступ к секретному контенту. Для этого, во время изображения Дэна в углу необходимо было нажать комбинацию клавиш — Вверх + Старт, что позволяло сразиться с неизвестным на тот момент персонажем – Смоуком.
Данная пасхалка сохранена и в последних проектах компании, благодаря чему тысячи геймеров по всему миру ломают голову, в надежде отыскать какие-нибудь бонусы от разработчиков или секретных персонажей.
История серии Mortal Kombat. Часть 1. Эд Бун и аркадные автоматы, создание вселенной, рождение легенды, неслыханная популярность и обвинения в жестокости
Продолжение: История серии Mortal Kombat. Часть 2. Выход Mortal Kombat II и становление культурного феномена Друзья, сегодня мы начинаем цикл статьей, посвященный истории легендарной серии жестоких файтингов Mortal Kombat. Во время подготовки цикла мы просмотрели множество разной информации — интервью разработчиков, материалы исследователей игровой индустрии, разборы возможностей каждой игры — чтобы показать рождение серии и её эволюцию.
Поскольку серии исполняется 27 лет, материала набралось много, так что мы разделили его на несколько статей. Сегодня мы расскажем о том, кто такой Эдвард Бун (Edward Boon), чем он занимался, как к нему пришла идея сделать файтинг и как сформировался коллектив, придумавший оригинальную Mortal Kombat.
Также скажем пару слов о релизе Mortal Kombat, о том, что популярность она обрела еще до выхода, как её пытались запретить из-за жестокости в США и Европе и как, в конечном итоге, она привела индустрию к формированию системы цензурирования и оценки видеоигрового контента ESRB.
Эд Бун и карьера программиста аркадных автоматов
Сразу после окончания университета Бун устроился на работу в компанию Williams Electronics Games, которая производила автоматы для казино и развлечений. Там он за два года разработал около 20 пинбольных автоматов.
Для юных читателей поясним, что это механическая игровая система, в которой надо набирать очки, манипулируя одним или более металлическими шариками при помощи специальных лапок. Тематика в пинбольном автомате могла быть самой разной — от «Битлз» до «Терминатора». Такие были популярны в 80-е годы 20 века в США, вместе с аркадными автоматами, но позже были почти полностью вытеснены последними.
Я часто приходил к ним, смотрел, чем они занимаются. Это было так круто! Да, создавать пинбольные автоматы было интересно, но [полноценные] видеоигры — еще интереснее. Мне удалось поставить одну систему в своем кабинете, чтобы одновременно заниматься пинболом и экспериментировать с видеоиграми.
После выхода NARC, Буну, видя его интерес, предложили поработать над видеоиграми. Midway начала параллельную разработку сразу нескольких новых игр, опыт и навыки Буна могли им пригодиться.
Руководил отделом Юджин Джарвис (Eugene Jarvis), с которым Бун был в хороших дружеских отношениях. Ранее они вместе разработали пинбольный автомат F-14 Tomcat. Также в команде был Джон Тобиас (John Tobias), с которым Бун подружился, и который разработал техническое решение, позволяющее оцифровать живых актеров и использовать их в играх.
В то время все было гораздо проще. Мы собирались и думали, как сделать следующий этап, из необходимости находили решение. Никаких дизайн-документов и формальностей, и уж тем более профессиональных актеров. Я сам изображал игрока в американский футбол: надевал защиту и бегал на беговой дорожке. До сих пор помню странное ощущение, когда обрабатывал изображения с самим собой.
Посмотреть на то, как проходила запись анимаций одного персонажа с помощью реального актера можно из уникального архивного видео (заодно увидите молодого Эда Буна — он почти не изменился за эти 27 лет), примерно на 2 минуте:
Рождение легенды
В середине 1991 года вышла Street Fighter 2 и сразу получила огромный успех. По воспоминаниям Буна, люди выстаивали целые очереди, только чтобы сыграть в неё. Естественно, детище Capcom обсуждали и в команде Midway.
Посмотрите запись геймплея оригинальной игры для SNES, а также заметьте, насколько естественней оказалось решение записывать реальных людей вместо изготовления анимаций:
Оценив Street Fighter 2, Бун довольно быстро решил — нужно сделать файтинг, но он должен быть лучше. Ему и раньше приходила в голову идея сделать файтинг, но теперь он понял, что именно необходимо. Если в Street Fighter 2 графика была похожа на нарисованное вручную аниме, приемы были мягкими, а крови не было вообще, то в файтинге Буна все должно было быть наоборот:
Сделаем игру про плохишей. И пусть там будет кровь. Это будет MTV-версия Street Fighter.
Это напрашивающееся решение, учитывая эпоху популярности боевиков — Голливуд успешно эксплуатировал тему «стрельбы во все, что шевелится», и самых разных боевых искусств — «Рокки», «Над законом», «Кровавый спорт», «Кикбоксер», «Двойной Удар», «Выход Дракона», «Лучшие из лучших» — все не перечислить.
Один из этих фильмов и стал прообразом к сюжету и игровому миру Mortal Kombat. Речь о картине «Кровавый спорт», в которой влиятельные люди собирают со всего мира бойцов разных видов боевых искусств на турнир. Можете посмотреть фильм сами:
Победитель получает все, но участникам турнира грозит опасность не только на ринге, но и в моменты отдыха. В этом фильме Буна особенно восхитил Жан-Клод Ван Дамм (Jean-Claude Van Damme).
Команда решила не изобретать велосипед, а купить лицензию, заручиться известным именем и выпустить игру, как ныне модно говорить, по франшизе. У Williams Entertainment были нужные связи — ранее она сделала аркадную игру по мотивам «Терминатора».
Однако выяснилось, что Ван Дамм «подписал договор с Sega». К счастью для нас, что-то там не срослось:
Странно, что игру с ним мы так и не увидели. Прошло 25 лет, но я всё еще жду её выхода.
Команда Midway тоже не унывала — решено было придумать новых персонажей, переработать игровой мир, придумать новый сюжет. Поскольку никто из команды не занимался боевыми искусствами, Джон Тобиас пригласил нескольких своих знакомых, разбиравшихся в этой теме.
Тогда не существовало «зелёного экрана», мы снимали людей на фоне стены и обрабатывали каждый кадр вручную. Брали его и удаляли края. Мы были молоды, полны сил и энергии, могли позволить себе задерживаться до ночи в офисе и всего за несколько недель оцифровали все позы и движения.
Бета-тестирование состоялось через пять месяцев после начала разработки, в игре было всего 6 основных персонажей — Лю Кенг, Рейден, Скорпион, Саб-Зиро, Кано, Джонни Кейдж. Сони Блэйд еще не существовало. Все прошло на ура, вот как Бун описывает это событие:
Когда случалось что-то [по тем временам] безумное, например, у бойца появлялась кровь, проводили фаталити или какой-нибудь эффектный прием вроде апперкота, люди в буквальном смысле бегали от восторга. Они стояли вокруг автомата и бегали вокруг него!
В общей сложности разработка Mortal Kombat заняла 8 месяцев, в команде было всего четыре человека. Все это кажется невероятным, учитывая то, что более-менее опытный игрок мог пройти игру за 30 минут:
Сейчас, конечно, все это выглядит крайне архаично, но по тем временам было чем-то невероятным. Так что если вы их не застали, не стоит и критиковать. Бун программировал действия персонажей, их особые комбинации и фаталити, а также другие игровые механики.
Всей практической реализацией, добавлением идей и фич, программированием движений занимался я.
Джон Тобиас находил людей для записи, подбирал костюмы и создавал образ каждого бойца, оцифровывал изображения, делал анимации. Уровни и остальную графику рисовал Джон Фогель (John Fogel), а Дэн Форден (Dan Forden) записывал звук.
Брюс Ли стал прообразом Лю Кенга — шаолиньского монаха, и, в целом, персонаж на основе китайского актера присутствовал во всех файтингах того времени. Забавный факт — актёр, исполнявший роль в игре, наотрез отказался бриться, поэтому Лю Кенг ходил с густой шевелюрой, что невозможно для монахов Шаолиня.
Не обошлось без «ниндзя», которыми массово увлеклась поп-культура середины 80-х — их вы могли видеть в лице Скорпиона и Саб-Зиро. Образ Рейдена основан на японском боге грома «Рейджин». Посмотреть на актеров, которые исполняли роли этих персонажей вы можете в следующем видео:
Женских персонажей не планировали, но руководство потребовало добавить бойца женского пола — так появилась Соня Блейд. Она заменила Кёртиса Страйкера, которого добавили в следующих играх серии. В 1991 году разработчикам было некогда придумывать новый образ, поэтому они оставили старый, заготовленный для Страйкера. Так Соня стала «офицером спецназа армии США» и бой-бабой.
Как появилось название Mortal Kombat
Прошло много лет, но Бун до сих пор помнит, как прототип обрел свое имя. Вот что он рассказал по этому поводу:
Мы перебрали множество безумных названий: Kumite («Схватка»), Death Blow («Дыхание смерти»), Final Fist («Финальный кулак»), Dragon Attack («Удар Дракона) — из названия песни Queen — и все это забраковали. Они походили на название стереотипного фильма о боевых искусствах.
И как-то раз я написал на доске слово Combat («Битва»), но заменил первую букву на K — Kombat, чтобы отличаться, иметь уникальное название. Было, что называется, «тепло», но чего-то явно не хватало.
Однажды к нам зашел дизайнер Стив Ричи (Steve Ritchie), с ним мы делали пару пинбольных автоматов, и спросил, что написано на доске. Я рассказал, как мы пытаемся придумать название для файтинга. На тот момент было просто Kombat. А он говорит: «Почему вам не назвать игру Mortal Kombat?». И я такой: «Боже мой, да, вот оно!».
А какое на ваш взгляд название подошло бы Mortal Kombat в других условиях? Мы подготовили опрос, чтобы вы могли на него ответить!
Какое альтернативное название подходит вместо Mortal Kombat
Что Mortal Kombat изменила в файтингах
К игре не пришел бы успех, если бы не ряд прорывных идей, еще нереализованных в файтингах того времени, либо существенно переработанных Буном. Мы кратко перечислим самые важные:
У боссов также должны были быть добивания и фаталити, например, Горо мог своими четырьмя руками сжимать голову оппонента, пока та не взорвется. Из-за нехватки времени они так и не появились.
Сюжет Mortal Kombat
События серии Mortal Kombat развиваются в альтернативной реальности, в которой существует 6 основных миров — Земное Царство, Нижнее Царство (Преисподняя), Внешний Мир, Мир Порядка, Мир Хаоса и Эдения. Над ними стоят Старшие Боги, придумавшие турнир Mortal Kombat, позволяющий жителям одного мира завоевать другой. Для этого нужно одержать десять побед подряд в турнире «Смертельная Битва».
На момент начала игры, войны Внешнего Мира победили в 9 из 10 турнирах, а игрок оказывается на последнем, 10, который определит — может ли Внешний Мир поглотить Земное Царство или нет. Главными антагонистами были колдун-предатель Шанг Цунг и Горо его ученик из расы шоканов. На деле сюжет был реализован очень просто — игроку нужно было выбрать одного из персонажей, одолеть шестерку других, под-босса и босса.
Каждый из персонажей по-разному оказался на турнире. Лю Кенг стал избранником монахов Шаолиня и должен был победить Шанг Цунга и Горо, восстановив баланс добра и зла. Рейден, Джонни Кейдж и Саб-Зиро были приглашены на турнир, Скорпион явился по собственной воле, а Кано захотел ограбить золотой дворец Шанг Цунга. Соня Блэйд преследовала Кано и со своим отрядом оказалась в заложниках у Шанг Цунга.
На этом, собственно, всё — никаких диалогов, роликов и пафоса. Просто бои, причем сыграть за плохишей было нельзя — земляне всегда побеждали. После победы появлялось текстовое сообщение, в котором сообщалось, что было дальше:
Других участников он считал недостойными своего мастерства — Рейдену быстро наскучило состязание смертных, после чего он пригласил других богов участвовать в «Смертельной битве». Она длилась годами и бесконечные воины привели к окончательному уничтожению Земного Царства. Приятного дня.
Выше мы уже писали, что Эд Бун не планировал серию, поэтому некоторые концовки выглядят апокалиптично. Успех игры позволил переиграть эти планы.
Коммерческий успех
Эд Бун вспоминает, что идея «Street Fighter про плохишей» захватила многих:
Дистрибьюторы из Лос-Анджелеса донимали компанию звонками, из Нью-Йорка прилетали люди, услышавшие о тестировании нашей игры и хотели её оценить.
Все, что мы написали выше, звучит здорово само по себе, но мы знаем много игр с отличными идеями и хорошей реализацией, которые просто не находят своего покупателя на рынке.
В случае с Mortal Kombat была и обычная удача. Компания, на которую работал Бун, в основном производила пинбольные и аркадные автоматы. Звезды сложились таким образом, что на фабрике заканчивался производственный план. Дальше рабочим нечего было делать и чтобы избежать простоя руководство фабрики попросило Буна ускорить доводку игры до кондиции.
Наша игра стала аркадным хитом, автоматы продавались десятками тысяч. Насколько я помню, мы почти в 3 раза превысили продажи предыдущей самой продаваемой игры Midway. Это было потрясающе.
Некоторое время фабрика производила только автоматы с Mortal Kombat, которые распространялись по всей территории США. Когда публика оценила игру, фабрика перешла на круглосуточный (!) режим работы и так продолжалось несколько недель, пока компания не удовлетворила спрос. Так, по крайней мере, считает Бун.
В то время на рынке присутствовало много игровых консолей, вроде SNES. Компания Acclaim подключилась к портированию исходного кода для всех из них, вовремя распознав в Mortal Kombat потенциальный хит. Это существенно подняло доходы, но были и последствия.
Жестокость и цензура видеоигр
Дело в том, что руководство Acclaim потратило 10 000 000 долларов только на рекламу Mortal Kombat. Когда Эд Бун услышал об этом, то был растерян и просил «сбавить обороты», но он ошибался — игра получила известность не только в США, но, также, в Европе и Японии.
В интервью он высказал свое личное мнение, что реклама по ТВ, где подростки собираются в толпу и кричат «MORTAL KOMBAT!» была «позорной». Вы можете посмотреть её на видео ниже:
Под светом телевизионных софитов внимание на Mortal Kombat обратили не только подростки, но и их родители. Игра давно вышла, команда Midway работала над сиквелом, и тут, внезапно, в обществе начался дискуссия о насилии в компьютерных играх.
Mortal Kombat шла в первых рядах множества жестоких видеоигр, выпущенных в ранние 90-е ( Doom, Lethal Enforcers, Time Killers), поэтому политики часто её обсуждали в числе прочих. Конечно, в период шумихи в Конгрессе США и по ТВ были те, кто призывал подобные игры запретить.
Поэтому от нас, авторов Doom, Night Trap и других игр, также потребовали сделать пометку «В этой игре есть насилие» и рейтинг «17+». Мы были согласны с этим, поскольку не хотели, чтобы игру увидели маленькие дети.
Однако крайних мер удалось избежать. К обществу пришло понимание о необходимости системы рейтингов. И в 1994 году в США и Канаде заработала некоммерческая организация ESRB, оценивающая рейтинг той или иной видеоигры. В 2003 году заработал её европейский аналог — PEGI, а немного позже аналогичные организации появились во многих других странах мира.
Сейчас область видеоигр гораздо безопаснее для маленьких детей, чем 20 и даже 10 лет назад, хотя периодические споры на тему жестокости и насилия все еще бурлят. А в каком возрасте вы познакомились с Mortal Kombat? Мы подготовили опрос на эту тему:
Сколько лет вам было, когда вы впервые сыграли в Mortal Kombat