в каком году вышла метро исход
Metro Exodus — чух-чух, мутант окаянный! Рецензия
Игра протестирована на Xbox One X
Постапокалипсис — тема, мягко говоря, заезженная. На выжженных радиоактивных пустошах непросто вдохнуть глоток свежего воздуха. Им сумел стать «Метро 2033» — дебютный роман Дмитрия Глуховского о том, как немногие выжившие после ядерной войны ютились в московской подземке. Это размеренное, без особого экшена, повествование стало отличной основой для серии видеоигр. 4A Games сумела передать густую атмосферу первоисточника, где лучик надежды с трудом пробивается сквозь ощущение полной безысходности, сдобренной отечественным колоритом. Metro 2033 и, особенно, Metro: Last Light — обе были просто хорошими приключенческими шутерами. В отличие от триквела. Metro Exodus метит выше — сразу в категорию классики на годы вперед.
⇡#Страна огромная
Первая часть вольно пересказывала события оригинальной книги. Last Light, продолжающая историю, хоть и не описывается в книгах напрямую, считается каноничной. «Исход» же идет вразрез с похождениями Артема, описанными в «Метро 2035», хотя при подготовке сценария для игрового триквела Дмитрий использовал некоторые моменты из последней своей книги в данной вселенной.
Где бы вы ни оказались, на горизонте всегда будет что-нибудь интересное. И опасное
Артем одержим идеей, что где-то на планете еще могли выжить люди. В конце концов, московское метро — не единственное в мире, да и неужели не нашлось даже клочка земли, не тронутого ядерной войной? Другие персонажи, впрочем, резонно замечают, что в таком случае наверняка кто-нибудь если и не пришел бы извне, то хотя бы откликнулся по радио. Но в эфире сплошь тишина или помехи.
Разумеется, в итоге оказался прав главный герой, а причина изоляции Москвы выясняется еще в прологе. Так что нам предстоит вырваться за пределы столицы. Артем вместе с женой Анной и отрядом «спартанцев» — эдаким подземным спецназом — бегут из Златоглавой на стареньком, но еще крепком паровозе «Аврора». Назад дороги нет, и теперь осталось лишь пробиваться вглубь страны в поисках нового дома.
Несмотря на резкую смену антуража, атмосфера «Метро» никуда не делась. Да, не весь мир сгорел в ядерном огне, но старый жизненный уклад остался далеко в прошлом. Редкие клочки земли, пригодные для выживания, полны бандитов и отчаявшихся. Новый мир ставит перед тяжелым выбором — сохранить человечность или протянуть еще один день? Герои проедут практически через всю нашу необъятную Родину, и им предстоит увидеть ужасы похлеще тех, что творились в тоннелях Москвы: фанатики и безумцы, грехи и пороки, — с людьми во всей их неприглядности придется иметь дело постоянно. Но среди мрака всегда найдется что-нибудь светлое. Надежда, ради которой хочется идти дальше.
Между остановками можно походить по «Авроре» и насладиться ветром странствий
«Метро: Исход» по структуре повествования — настоящее дорожное приключение в мире после конца света. И пусть идея не нова, но ее потенциала достаточно, чтобы забросить нас в самые разные живописные уголки того, что когда-то было Россией и ближайшим зарубежьем. Пейзажи в игре завораживают. Все локации, от берегов Волги до каспийского побережья и казахской глубинки, детально и любовно проработаны. Места, куда нас забросит приключение, отличаются друг от друга и рельефом, и общим настроением, и цветовой гаммой.
Причем теперь эти захватывающие дух красоты — не просто яркие декорации, но полноценные миниатюрные «песочницы». Metro Exodus умело сочетает в себе линейный подход предшественниц с модой на открытые миры. Некоторые уровни выполнены в духе предыдущих частей, где надо мчаться только вперед. Но часто «Аврора» будет останавливаться на просторе, который мы вольны исследовать вдоль и поперек.
⇡#Остаться человеком
Обычно Артема отправляют избавиться от очередной преграды на пути. Хотите — можете выполнить поставленную задачу и тут же отправиться дальше. Однако в таком случае вы пропустите множество небольших историй, не говоря уже о новой экипировке и различных гаджетах. Каждое примечательное местечко рассказывает о событиях минувших дней, используя окружение, записки и аудиокассеты. Конечно, можно за несколько минут промчаться сквозь заброшенный пионерский лагерь. Но если вы на секунду остановитесь и осмотритесь, то легко представите, как здесь жили дети.
Метро осталось позади, но далеко не однажды нам снова придется спуститься под землю
Даже когда игра рисует умиротворяющую природу, не обманывайтесь — опасность таится на каждом шагу. Уже на средней сложности не стоит надеяться на прогулку в парке — придется в прямом смысле слова выживать. Metro Exodus берет от «выживалок» несколько механик, которые очень удачно вписываются в общую атмосферу.
За ручку водить по достопримечательностям никто не будет — интересные места придется искать с помощью бинокля, забравшись куда-нибудь повыше. Разумеется, никаких маркеров на экране нет — Артем делает отметки на карте, которую постоянно придется доставать для ориентирования на местности. Вроде бы ничего сложного, но как здорово создает ощущение настоящего исследования, а не глупой перебежки от одного значка до другого!
Пулемет — лучшее средство против толпы каннибалов
Этот выбор зачастую диктуется вашими моральными принципами. Вот в доме засели вроде бы бандиты. Но если подкрасться поближе, то из разговоров поймешь, что мужики, в общем-то, неплохие — просто выживают как могут. Точно так же, как и мы сами. И задумываешься: «А ведь не подберись я послушать, то мог перестрелять этих ребят ради жалкого хлама», — и как-то стыдно за себя становится. «Метро» учит сначала думать, а потом уже спускать курок.
⇡#Всегда в движении
Главное достоинство Metro Exodus в том, что на протяжении нескольких десятков часов игра постоянно удивляет. Она восхищает потрясающим визуальным исполнением. Не только технологичностью, но и той тщательностью, с которой проработан каждый сантиметр каждой локации, — этот мир наполнен сотнями и тысячами мелких деталей.
По сторонам смотреть надо было!
Зачастую творение 4A Games хочется сравнивать с Half-Life 2 — каждый уровень несет что-то новое в плане механик. Здесь есть, кажется, все, от поездок на дрезине до перестрелок в темных коридорах и езды по пустыне на «буханке». Хотя и не обязательно было заимствовать из работы Valve немого героя. Безмолвный Артем, с которым постоянно общаются и товарищи, и жена, выглядит странно, особенно на фоне очень живых окружающих персонажей. К концу путешествия «Аврора» станет для вас уютным домом, а ее команда — семьей, где вы всех будете знать поименно и беспокоиться о судьбе каждого. Молча.
В конце концов, «Исход» удивляет гармоничным сочетанием постановочного экшена в закрытых помещениях с открытым простором, на котором игра легко генерирует интересные ситуации. Я, например, на первой карте, еще толком без экипировки, ушел в сторону от основного задания и наткнулся на стаю волков. Истратив на них все патроны, бросился бежать к каким-то заброшенным складам в надежде найти там безопасное укрытие и полезный хлам. Хорошее место для укрытия. Поэтому оно, само собой, уже занято сворой гулей.
Всегда приятно душевно посидеть в хорошей компании
Яркая, захватывающая, увлекательная, красивая, проработанная до мелочей, — можно долго перечислять все достоинства Metro Exodus. Пик развития серии на текущий момент и шутер, на который стоит равняться.
Достоинства:
Недостатки:
Графика
И технически, и с точки зрения дизайна Metro Exodus — невероятное достижение и одна из самых красивых игр современности.
Звук
Одиночная игра
Захватывающий шутер, который умело смешивает разнообразие ситуаций и механик а-ля Half-Life 2 с современным трендом на открытые миры.
Коллективная игра
Общее впечатление
Яркое путешествие по постъядерной России, одинаково хорошо работающее как на эмоциональном уровне, так и в плане механик и технологий.
Оценка: 9,5/10
Видео:
Metro: Exodus
Шумиха вокруг Metro: Exodus пускай и не окончательно, но улеглась, а эмоции, что после финальной сцены будоражили сознание, затихли. Можно вдохнуть полной грудью и трезвым взглядом окинуть большое путешествие Артёма и его команды, обсудить ключевые аспекты игры, попытаться разобраться в её природе и тех особенностях, что вызывают наиболее жаркие споры.
Это не совсем рецензия, а, скорее, рассуждение на тему. Metro: Exodus из тех игр, восприятие которых во многом основывается на вашем геймерском опыте и личном отношении к антуражу. Наверное, именно поэтому один и тот же элемент игры от 4A Games может у одного вызвать истинный гнев, а другого — осчастливить.
Обращение в веру
И нет, если вы подумали после вступительных слов, что имеете дело с преданным фанатиком постсоветского геймдева и «сталкерофилом», спешу вас заверить, что это вовсе не так. Когда я в 2013 году оценивал Metro: Last Light, то опирался исключительно на свои ощущения от геймплея. Мне тяжело было впоследствии понять рассуждения Ивана Лоева, который в истории серии рассказывал о проникновенной атмосфере и цепляющих историях жизни из постапокалиптической подземки. Ну а первая игра из серии S.T.A.L.K.E.R. так и вовсе стала для меня огромным видеоигровым разочарованием: забагованный пустынный мир никак не хотел сопоставляться с завышенными ожиданиями, что появились ещё в подростковом возрасте.
Поэтому к Metro: Exodus я подходил с уверенностью в том, что у меня есть иммунитет. Что ностальгические «маслины» меня не возьмут, а лёгкий налёт советской романтики вряд ли сыграет какую-то роль. Поэтому я искренне удивился, когда осознал, что впервые серии Metro удалось затронуть потаённые струнки моей души и вывести на эмоции, не связанные сугубо с геймплеем.
Старый стал, подумалось сначала мне. Несомненно, так оно и есть, но можно и другие ответы поискать. Пытаясь сейчас проанализировать, почему же так вышло, я выделю несколько комплексных факторов.
Во-первых, смена декораций в игре и возросшее их разнообразие. Как географическое, так и структурное. Раньше «Метро», несмотря на все свои закрученные сюжеты, мистические трипы и попытки представить разные станции максимально самобытными, всё равно оставалось произведением про тесные тёмные коридоры. Во время игры я толком не ощущал интриги касательно того, что ждёт меня за очередным поворотом или экраном загрузки. Я знал, что, скорее всего, там будет очередной тесный тёмный коридор. И это автоматически подталкивало к восприятию игры скорее в качестве набора уровней для прохождения, нежели чего-то повествовательного.
В Exodus главный герой в компании десятка своих соратников вылезает на поверхность и перед ним открываются невиданные доселе горизонты. И каждая новая остановка интригует, предлагает что-то кардинально новое и независимое. Концепция роуд-муви незамысловата, но она стабильно работает, даруя настоящее ощущение масштабного путешествия.
Однако всё это не возымело бы должного эффекта без другого важного нюанса, что присутствует в Exodus. Речь о грамотной подаче мирных этапов, где представлены будни команды, куча необязательных диалогов и незамысловатых сторонних занятий. Разработчики подхватили идею, которую в своё время очень умело внедрили в индустрию специалисты из Quantic Dream. Предоставь игроку несколько бытовых инструментов, и окружение тут же будет казаться куда более правдивым и располагающим. Изучение дневника под аккомпанемент найденных по радио разговоров или музыкальных композиций, перекуры в тамбуре со словоохотливым механиком Крестом или просто посиделки с мечтательно болтающей Анной на коленях — всё это позволяет сделать приключение более личным, что, само собой, идёт ему только на пользу.
Театр на колёсах
Да, несомненно, здесь шаблон на шаблоне и шаблоном погоняет. Бабник, умник, душа компании… Странно, что сценаристы не придумали нового «шута» на замену Ульману. Штука в том, что серия Metro в целом всегда основывалась на простых и понятных образах. Какие бы причины у этого ни были (кто-то, например, может сослаться на наследие литературного первоисточника), факт остаётся фактом — персонажи не ломают вам голову своей многогранностью и реалистичностью.
И я могу понять тех людей, что ловят «фейспалмы» от натужного акцента американца Сэма или утрированного говора а-ля «чукча из анекдотов» в исполнении казашки Гюль, однако лично у меня всё это не вызывает диссонанса, так как в определённой степени я воспринимаю Metro как этакую сказку для взрослых — гротескную, с преувеличениями, однако способную донести мораль и в каких-то моментах удивить. А как в сказках принято? Лиса — хитрая, заяц — трусливый, медведь — сильный, но глуповатый… По-другому просто не бывает.
И если этот художественный нюанс представляется достаточно комплексным и может быть подвергнут какому-никакому анализу, то с продолжающим упорно молчать главным героем вам придётся просто смириться. Артём всё так же беспардонно игнорирует вопросы собеседников, а те делают вид, что на самом деле они получили от него ответ. И да, это воспринимается ещё хуже, чем если бы NPC порой просто шутили про излишнюю замкнутость нашего протагониста.
Но что поделать — это принципиальная авторская позиция. Вряд ли можно сказать, что молчание Артёма рушит атмосферу, однако есть твёрдая уверенность, что если бы он хоть иногда позволял себе дать ответ или прокомментировать ситуацию в ходе кат-сцены, то на драматургию это повлияло бы исключительно положительно.
От Волги до Новосиба
А вот к чему придраться тяжело, так это к пейзажам. В данной области разработчики показали всё своё мастерство. Пыльные бури Каспия, разрушенные избушки в болотных регионах Волги, дикая природа тайги… И всё это предстаёт перед взором как глубокой ночью или в предрассветных лучах, так и солнечным днём. Порой Metro: Exodus обеспечивает такое «единение с природой», какое многие из нас, наверное, и вовсе никогда не испытывали.
Усиливает погружение фауна, что рыщет по местности в поисках добычи или просто ночлега, порыкивая из кустов и хлюпая по лужам. (Кстати говоря, звуковой дизайн в этом плане также заслуживает похвалы.) Спустя пару часов после начала игры ты начинаешь разбираться в механиках и повадках противников, и это позволяет действовать куда решительней, не озираясь пугливо по сторонам. А вот на первых порах Metro: Exodus напоминает этакий симулятор выживания в дикой природе: припасов и ресурсов не так много, а каждый мутант или бандит, во-первых, может «впитать» немало пуль, если действовать неаккуратно, а во-вторых, всегда готов позвать подмогу.
Да, это явно не A-Life из S.T.A.L.K.E.R. — уровень симулятивности не столь глубокий, а многие запоминающиеся моменты происходят всё же по скрипту. Однако генерировать уникальные ситуации игра способна. К примеру, добавленные в Exodus аномалии вполне могут вмешаться в сражение, поджарив группу агрессоров с тыла.
И хотя бы ради всего этого уже стоило добавлять открытый мир. Это новый уровень эмоций, которые способна подарить игра. Дополнительный простор для экспериментов и возросшая реиграбельность. Как добраться до нужной точки? Взять лодку, рискуя нарваться на «креветок», или дать крюк и попытаться тихой сапой пройти недалеко от бандитского блокпоста? И вообще, когда лучше отправиться на задание: днём или ночью? В тёмное время суток легче стелсить, бандиты кучкуются вокруг костров, а вот мутанты, наоборот, активничают и отправляются на охоту.
Динамическая смена времени суток заявляет о себе и с эстетической точки зрения — регулярно начинаешь размышлять: а как бы этап, который я сейчас прохожу, выглядел при другом освещении? Как бы он при этом ощущался?
Именно поэтому я не понимаю тех людей, которые считают, что концепция открытого мира не подходит игре или вредит ей. Даже если вы против подобного элемента чисто из идеологических соображений, вы можете просто взять и проигнорировать свободу перемещения — превратить Metro обратно в коридорный шутан, идя напролом к главной цели. Игра не заставляет вас захватывать вышки, зачищать сторонние объекты ради ресурсов или делать ещё что-либо, не направленное на прохождение основной кампании. Exodus просто предоставляет вам возможность получше изучить мир. Пользоваться этой возможностью или нет — ваш выбор.
При этом тем, кто просто ностальгирует по замкнутым пространствам московской подземки, тоже особо переживать не стоит — каноничных тесных помещений в игре хватает. То мы спускаемся под землю в поисках архивных записей, то оказываемся в отравленных катакомбах, то прячемся в тенях складских помещений. Авторы вообще очень удачно тасуют декорации и условия. Первый обширный регион сменяется линейным этапом с динамичной стрельбой, дальше на открытом пространстве уже можно порулить автомобилем, а после готовьтесь повстречать свежий формат этакой «открытой коридорности» — тайга вроде бы и ведёт игрока на поводке, но при этом предоставляет множество всевозможных закутков и вариантов прохождения.
Вопросительные знаки
Однако есть и другой камень преткновения. Связанный уже не с фактом наличия открытого мира, а с тем, как он в Metro: Exodus представлен. Некоторые считают, что окружение в игре слишком пустое и ощущается нехватка второстепенного контента.
Наверное, здесь впору вспоминать знаменитое высказывание Андрея Аршавина про «ваши ожидания» и обусловленные ими проблемы. Потому что у меня есть стойкое ощущение, что разочарованными миром Metro: Exodus остались те, кто ждал от разработки 4A Games чего-то в духе Far Cry или Assassin’s Creed. Чтобы сотни значков на карте, несколько типов коллекционных предметов и статистика захваченных аванпостов. Само собой, ничего подобного в игре нет. По сути, в ней даже нет сторонних NPC, а в труднодоступных местах, куда вы отправились просто так, может отыскаться лишь пара десятков патронов да кучка ресурсов для крафта, но никак не золотой противогаз со встроенным тепловизором.
Просторы Metro: Exodus — это не центральный геймплейный элемент, а лишь «опция», предлагающая игроку какие-то дополнительные перспективы и, главное, работающая во благо художественной составляющей. Свобода перемещения позволяет получше прочувствовать мир, насладиться антуражем и в некоторых случаях вообразить себе сторонние мини-истории. Мне кажется, что именно такую функцию авторы изначально и вкладывали в открытость мира, и, на мой взгляд, у них получилось отлично.
Уже почти не про игру
Однако, к сожалению, есть ещё темы, которые в комментариях и частных обсуждениях поднимались не раз и не два, вот только далеки они от игровых механик и дизайнерских приёмов. Я про Epic Games Store и «политоту».
Проблема с установкой нового лончера мне понятна. Я и сам из тех, кто лишний раз не хочет нигде регистрироваться. Однако, когда эта проблема превращается в чуть ли не крестовый поход с бойкотами и искусственным занижением оценок, моя солидарность сходит на нет. Да, Epic Games ведёт весьма агрессивную кампанию по добыче эксклюзивов. Да, Koch Media погналась за блестящей монетой и в определённой степени проявила малодушие. Но ведь игра-то хуже от этого не стала. Речь же не идёт о добавлении лутбоксов или какой-то противоречивой бизнес-схемы.
Отказываясь от игры на ближайший год, кого собираются наказать бойкотирующие? На мой взгляд, прежде всего себя. Не думаю, что активы Koch Media сильно пострадают. А самое ироничное, что, учитывая серьёзный настрой Epic Games, активным игрокам всё равно рано или поздно придётся обзавестись новым лончером, ведь уже понятно, что тектонические плиты цифровой дистрибуции зашевелились. Ну и для проформы: у меня нет священной миссии добавить вам на рабочий стол ещё один ярлык, Галёнкин не приходил ко мне с чемоданами — я просто делюсь искренним недоумением по данному вопросу, наблюдая этакий идеологический геймерский мазохизм. Принципиальная позиция может заслуживать уважение, но здесь она граничит с бредом.
Кстати, про бред… Разоблачительный сюжет «России 24» с искажением действительности, смещением акцентов и заявлениями про русофобию обсуждать, честно говоря, не хочется. Все прекрасно знают суть нашего телевидения и экспертов федерального значения. Достаточно хотя бы вспомнить историю про легендарную Doka 2. Меня больше занимает, что и простые, неангажированные игроки также отмечают следы политических высказываний в Metro: Exodus.
Называются прежде всего следующие якобы провокационные тезисы: «Мельник — ватник», «кругом НАТО», «Москва отгородилась от регионов». При этом почему-то полностью отметается контекст. Москва же не сама отгородилась от регионов, её с помощью глушилок накрыли куполом — это вполне себе оправданный сюжетный ход, учитывая, что до этого столичная подземка пребывала в изоляции. Сценаристы выводят повествование на новый уровень, и, конечно же, они должны как-то объяснить предыдущие условности.
Навязчивые идеи Мельника, связанные с внешним врагом, тоже ясны и прозрачны. Человек пережил конфликт, приведший к уничтожению мира и полностью разрушивший его жизнь. Естественно, параноидальные мысли военного будут связаны исключительно с противоположной стороной и всё его существование будет нацелено на избавление от угрозы. Сознание фильтрует факты и искажает объективную реальность. Есть же десятки (если не сотни) фильмов, описывающих схожие случаи. Я не понимаю, почему кто-то видит в этом уничижительное высказывание или даже насмешку.
Хорошо, давайте допустим, что я зря сейчас защищаю сотрудников 4A Games и что они действительно вкладывали в игру какую-то политическую повестку. Кого и каким образом она должна оскорбить? Вас возмущает возможность разрушить памятник Ленину? Тогда, возможно, просто не стоит его разрушать? В конце концов, подумайте о том, сколько раз мы, игроки, или сценаристы западных фильмов изгалялись над статуей Свободы, например, и не испытывали при этом никаких угрызений совести. Не стоит забывать, что все мы тут находимся на территории развлечений.
В команде «Авроры», напомню, есть американец Сэм, с которым у остальных бойцов тёплые, дружеские отношения. Весомая часть игры проходит на территории Казахстана. Но при этом я не заметил притеснений по национальному признаку или проявлений ненависти по отношению к другой расе. Игра как раз даёт понять, что подобные предрассудки в условиях мировой катастрофы теряют свою актуальность. Что прежде всего стоит помнить о морали и чести, ценить жизнь во всём её многообразии. Так что, даже если раскопать в Metro: Exodus «политоту», она никак не может перекрыть собой эти мотивы. Сконцентрируйтесь на главном.
Когда я начинал писать эту статью, я даже и подумать не мог, что это выльется в столь объёмное рассуждение. И я не знаю, хорошо это или плохо, что игра генерирует такую благодатную почву для дискуссий. Я отчаянно надеюсь, что у меня получилось максимально доступно раскрыть свои мысли касательно третьей части серии Metro. Лично для меня она стала венцом всей истории, качественным развитием наработок 4A Games, хорошим геймерским опытом и просто приятным приключением. Делитесь и вы своим мнением — будет любопытно изучить.
Плюсы: качественное развитие геймплея за счёт внедрения открытых локаций; разнообразие декораций, условий и настроений; добротный дух дорожного приключения; интерактивные мелочи в мирных эпизодах; ностальгические советские штрихи в антураже; второстепенные персонажи не лишены характера и мировоззрения.
Минусы: порой топорная анимация; боевые этапы по-прежнему ломаются дисбалансным ближним боем; фракции и персонажи могут показаться излишне шаблонными; Артём упорно не отвечает на вопросы.