в каком году вышел первый дум
В каком году вышел первый дум
GT Interactive Software
Дата выхода в мире
10 декабря 1993 года
PC, Xbox 360, PS3, Playstation, iOS, Sega Saturn, SNES, 3DO, Sega 32X, Atari Jaguar
Гибель (англ. Doom) — компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, разработанная и выпущенная компанией id Software в 1993 году.
Содержание
Геймплей [ ]
Игроку предлагается поочередно исследовать уровни разной сложности, разгадать пространственные и (редко) логические задачи, найти тайники, уничтожить как можно больше монстров и выжить. Уровни представляют собой запутанные лабиринты со множеством дверей, ключей, лифтов, шахт, кнопок и секретных комнат. Вместо пола могут быть лава, кислоты разной силы, вода, ядовитые отходы. На большинстве уровней есть телепорты, мгновенно переносящие игрока в другое место на текущем уровне.
Некоторые участки пола способны двигаться в вертикальном направлении (как по желанию, так и без желания игрока), другие могут из камня превратиться в кислоту (обычно это выглядит как погружение пола в окружающие его отходы), третьи открывают тайные двери с засадой (технически это осуществляется при пересечении границы между участками, а не при нахождении в одном из них).
Потолки некоторых норовят опуститься, как пресс, и сдавить игрока (что не обязательно смертельно даже при сжатии его до нулевой высоты). Кнопками открываются проходы, недоступные ранее, активируются двери и так далее. Так или иначе, конечной целью игрока является поиск выхода из уровня. Это может быть рубильник (зачастую в комнате с надписью «Выход» (англ. Exit), люк в полу, особый телепорт или монстр-босс. Увиденная игроком часть уровня, за исключением некоторых секретов и «технических» границ наподобие небесной коробки, наносится на автокарту.
Игровой процесс во многом основывается на сложности и интерактивности окружения (лифты, прессы, прочее оборудование). На уровнях есть немало секретных мест, которые не обязательно посещать, а также имеются секретные уровни. Навигация на уровне, выбор последовательности и тактики прохождения отдельных его частей и задействования его интерактивных элементов приводят к тому, что в «Doom» против игрока играет практически весь уровень как единое целое, что тоже является довольно характерной чертой игры.
Пришедшая на смену динамичность уровня как такового является наиболее интересной и новаторской особенностью «Doom». Уровень может существенно изменяться по ходу прохождения, что достигается в основном с помощью движения потолков и полов. Также весьма необычны для своего времени разнообразные ловушки, представленные закрывающимися дверьми или, например, телепортирующимися из ниоткуда противниками. Несмотря на определённую примитивность и причастность к жанру шутера, описанные выше тактические задачи придавали игре черты и приключенческого жанра, требовавшие активного исследования уровня, многие из которых требовали от начинающего игрока много времени на прохождение.
Управление, предлагаемое по умолчанию, совершенно не соответствует современному стандарту управления в шутерах от первого лица, с использованием мыши для поворота и прицеливания, и раскладкой WASD для управления движением, однако после выхода первой версии игры многие игроки привыкли именно к такой раскладке, несмотря на наличие многочисленных настроек, позволяющих менять раскладку на любую удобную пользователю: в отличие от «Wolfenstein 3D», в «Doom» можно выставить независимый одновременный прицел мышью (только по горизонтали, прицеливание по вертикали невозможно из-за ограничений движка) и стрейф клавишами при помощи штатных средств, что позволило игрокам в своё время играть в «Doom» параллельно с более поздними играми этого жанра, не сбивая рефлексов.
Уровни сложности [ ]
Игрок может выбрать один из пяти уровней сложности (можно заметить, что в современных играх их число редко превышает три, а иногда такого выбора не даётся вовсе). Они имеют определённые существенные различия, а также, продолжая традицию Wolfenstein 3D, длинные и характерные названия:
Последний уровень сложности из-за ускоренных и воскресающих врагов несравнимо сложнее как остальных уровней сложности в «Doom», так и самых сложных уровней сложности в большинстве современных игр. Тем не менее, вполне возможно пройти все эпизоды всех игр из серии Doom, на уровне сложности Nightmare! без кодов и вспомогательных утилит.
Doom почти 30 лет. Вспоминаем, как она создавалась и что привнесла в индустрию видеоигр
10 декабря легендарной Doom исполняется 27 лет. Вклад этой игры в индустрию трудно переоценить, ведь она принесла с собой кучу вещей, которые мы сейчас считаем обыденностью. По случаю знаменательной даты мы решили рассказать о создании первой части Doom.
Началось все с двух друзей — Джона Кармака и Джона Ромеро. Кармак был очень талантливым программистом и полностью отдавал себя работе. Ромеро был более развязным и общительным, любил находиться на виду.
Первое время ребята разрабатывали игры для журнала Softdisk. Под крылом Softdisk Кармак создал известный платформер Dangerous Dave. Изучая код, он вывел новую систему прогона изображения для 2D-игр, благодаря ей графика в компьютерных играх грузилась в несколько раз быстрее.
Впоследствии вышло еще три части Dangerous Dave. А с демоверсией Dangerous Dave in Copyright Infringement Кармак пытался продать свою технологию Nintendo. Демка состояла из лицензированной графики Super Mario Bros 3, но главным героем там был Дэйв.
Nintendo хоть и впечатлили технические наработки Кармака, но выходить на компьютерный рынок они не планировали. Зато этой демкой и новой системой прокрутки уровней заинтересовался Скотт Миллер, основатель Apogee Software, и предложил Кармаку, Ромеро и их команде разработать для него новый платформер.
Так появилась серия Commander Keen — про паренька, путешествующего во времени. Серия жива до сих пор, последняя часть вышла в 2019 году.
Команда работала над Commander Keen в офисе Softdisk параллельно с основными задачами. В итоге разработчики покинули Softdisk и основали собственную студию id Software.
В 1992 году id Software выпускает легендарный Wolfenstein 3D, где главный герой бегает по запутанным уровням и уничтожает нацистов. Шутер от первого лица смотрелся потрясающе, а геймплей ощущался очень плавным и динамичным.
У Wolfenstein 3D была интересная модель распространения. Игрок мог бесплатно скачать версию с несколькими уровнями, пройти их, и если ему понравилось, то покупатель просто звонил в магазин и заказывал полную версию.
Игра стала настоящим хитом, и Кармак решил дальше развивать идею с шутерами. Первым делом для создания следующего проекта он снова сел за программный код, стал изучать новые технологии.
Благодаря усердию Кармака удалось решить проблему со слишком высоким требованием к мощности компьютеров. Для железа тех лет на уровнях Doom было чересчур много всего того, что приходилось прогружать системе. Поэтому объекты в «Думе» загружаются только тогда, когда на них смотрит персонаж. Сейчас это называется подгрузкой текстур.
Само названием Doom выбрали из-за фильма Мартина Скорсезе «Цвет денег», там герой Тома Круза произносит фразу «Your Doom» («Твоя смерть»). Общий визуальный стиль и атмосферу подбирали, вдохновляясь франшизой «Чужой».
Специально написанный движок позволял игроку подниматься и опускаться на возвышенности. Полноценного 3D в «Думе» не было, скорее 2.5D. Зато именно в Doom впервые появилось динамическое освещение.
Один из сотрудников id Software, Том Холл, придумал для игры масштабный и эпичный сюжет, который записал в книгу под названием «Библия Дум». Но написанная история так и не пошла в дело. Кармак считал, что в шутере сюжет нужен лишь для галочки, главное — сам геймплей.
Образы персонажей сначала вылепляли в объемных моделях из глины и пластилина, а затем фотографировали с разных сторон и оцифровывали. Игра все-таки от первого лица, поэтому большую часть времени игрок видит только руки своего протагониста, Думгаю их подарил художник id Software Кевин Клауд.
Джон Ромеро же занимался созданием уровней. Именно ему игроки обязаны запутанным лабиринтом, а не просто обычным коридором.
Провозившись с разными сетевыми протоколами, Джон Кармак все-таки сумел добавить в игру возможность сражаться против реальных соперников. Вся команда id Software с головой ушла в сетевой режим, не забывая вести на отдельной бумажке счет по фрагам.
Тогда Джон Ромеро и придумал название всем известного режима Deathmatch. Позже, после выхода Doom, многие университеты и компании вводили запрет на игру из-за того, что она была слишком популярной и затягивающей.
Игра распространялась по той же системе, что и Wolfenstein: сначала любой желающий мог получить бесплатное демо, а затем купить полную версию. Разработчики решили не сотрудничать с розничными магазинами, а принимать заказы на игру самим. Позже id Software все же начала сотрудничать с магазинами ради дополнительной рекламы. Они не брали денег с розничных продаж, а любой продавец мог нарисовать свою обложку для игры. В личной коллекции Ромеро больше десятка таких.
Игра вышла в 1993 году. Ранее загружали в сеть тестовую сборку, и Doom был уже на слуху. В день выхода интернет-сети испытывали колоссальную нагрузку. Ажиотаж дошел до того, что сами авторы не могли подключиться и залить игру в сеть, пришлось просить фанатов уступить им место.
С каждым днем популярность Doom росла, игра своим жестоким геймплеем привлекла внимание властей, из-за чего был принят закон об обязательном присвоении возрастного рейтинга для каждой видеоигры.
Джон Кармак выложил исходный код «Дума» в открытый доступ, чтобы любой желающий мог попробовать написать что-нибудь сам. Вокруг игры быстро сформировалось сообщество фанатов, которое делало свои собственный карты и модификации. В некоторые из них играли и сами разработчики оригинала.
Пресса осталась в восторге от Doom, а Кармак и Ромеро стали настоящими звездами. Интервью, общение с фанатами и различные мероприятия по большей части брал на себя Ромеро, так как Кармак все же был более закрытой личностью.
В дальнейшем при разработке Doom II Ромеро настолько сильно увлечется славой, что позабудет о разработке карт. Такое отношение к делу приведет к конфликтам с Кармаком. Но это будет потом.
Первый Doom навсегда останется эталонным шутером старой школы. Сейчас каждая новая игра подобного жанра взяла что-то от «Дума», пускай и самую малость.
История серии DOOM до DOOM Eternal: кто предок Думгая, в каком порядке идут игры?
Отвечаем на главные вопросы.
Doom Eternal – не только прямое продолжение Doom (2016), но и масштабная кульминация серии про парня, объявившего войну самому Аду. Сам отец серии, говорил, что «сюжет в игре – как сюжет в порнофильме», но несмотря на это у Doom за десятилетия накопился богатый и местами запутанный лор. Чтобы получить еще больше эмоций от прохождения Doom Eternal, в нем все-таки стоит разобраться, хотя бы поверхностно.
Sports.ru разобрался в основных событиях и хронологии всех игр серии.
Видеоверсия
Связаны ли игры вообще?
Doom Eternal – прямой сиквел Doom (2016). Они связаны абсолютно точно.
В целом история серии не совсем монолитна, в ней достаточно мелких несостыковок и противоречий. id Software – это не Marvel Studios или Lucasfilm, разработчиков больше заботило качество игр и мясной геймплей, чем соблюдение общей сюжетной канвы. Тем не менее на поверхностном уровне игры вполне складываются в единую повесть о Морпехе в зеленом шлеме, главной угрозе армии Ада.
Хронологию событий годами собирали фанаты, общими усилиями. Ее наиболее популярную и полную версию мы и разберем.
Все началось с Doom 3 – да, серьезно
Самая спорная часть серии – Doom 3 – и ее дополнение The Lost Mission считается частью фанатов каноном, другие предпочитают про нее не вспоминать. Если вы когда-нибудь встретите Джона Ромера и спросите что угодно про эту игру, скорее всего, в ответ он крикнет: «Я ее не делал!» Во-первых, потому что действительно не принимал участия в ее разработке. Во-вторых, потому что Doom 3 отошла от шутерных корней серии в сторону хоррора – эксперимент получился неоднозначным.
Тем не менее если вы готовы признать существование Doom 3, то хронология серии начинается именно с нее, в 2145 году.
Главный герой Doom – потомок Бласковица из Wolfenstein. Мы серьезно
Вы играете за Думгая, прибывающего на Марсианскую базу после конфликта со своим офицером. Здесь морпех должен стать новым охранником корпорации UAC (Union Aerospace Corporation, «Объединенная Аэрокосмическая Корпорация», дальше ОАК). Как раз когда герой прилетает на Марс, ученые во главе с доктором Малькольмом Бетругером находят древний артефакт утерянной цивилизации – Куб Душ. Во время эксперимента с находкой ОАК открывает портал в другое измерение, Ад. Бетругер переносит Куб Душ в Ад и активирует его там, открывая главные врата, через тут же прорывается поток демонов.
Пытаясь выжить, Думгай прорывается через полные демонов коридоры к центру связи за подмогой. Тут Доктор Бетругер возвращается, чтобы уничтожить подмогу – это если вы еще не догадались, кто здесь антагонист. После этого он собирается захватить корабли, чтобы отправить прибывшую армию демонов на Землю.
В попытке остановить главного героя Доктор отправляет его прямиком в Ад. Думгай уничтожает орду демонов и гигантского Стража, охраняющего Куб Душ – из-за этого Бетругер теряет свой шенген между мирами, но демонов так просто уже не остановить. Игра продолжается еще некоторое время.
В финале злой Доктор превращает своего телохранителя в демона Саваофа и дает ему в лапы мощнейшую пушку BFG-9000. Думгай убивает его, а потом и финального босса игры – могучего Кибердемона.
С помощью Куба Душ герой закрывает пространственный разлом, после чего его – единственного выжившего на базе – спасают солдаты с Земли. Доктор Бетругер попадает в ад и сам превращается в демона.
Параллельно с Doom 3 разворачиваются события дополнения The Lost Mission про морпеха из Команды Браво, героически уничтожающего экспериментальную телепортационную матрицу, спрятанную в Аду. В финале он погибает.
«Безыдейное говно». Мэддисон уничтожил Doom Eternal
В тот же временной промежуток происходит сюжет мобильного шутера Doom: Resurrection: еще один морпех сбегает с базы, но все равно погибает.
Основная временная линия
2145 год – Doom RPG
2146 год – Doom 2 RPG
На этот раз демоны нападают уже на лунную базу ОАК. Группа пехотинцев, среди которых Стэн Бласковиц – потомок Би Джея и родственник Думгая – отправляется остановить нашествие. Выясняется, что за всем стоит искусственный интеллект VIOS, который и управляет базой. Герои уничтожают злой компьютер, а судьба их самих остается неизвестной.
2147 год – Doom 3: Resurrection of Evil
Ученые на Марсе – на этот раз возглавляемые доктором Элизабет Макнейл – снова находят артефакт в древних руинах. На этот раз вторжение по неосторожности начинает главный герой, еще один безымянный морпех. Он берет в руки артефакт, тот убивает остальных членов отряда и открывает портал в Ад. Оттуда вываливается тот самый самый доктор Бетругер, превратившийся в драконоподобного демона Меледикта. Он начинает вторжение и посылает за артефактом трех охотников: Хеллтайма, Берсерка и Инвала.
Герой убивает всех трех, после чего доктор Макнейл рассказывает, что Артефакт можно уничтожить только в Аду. Морпех отправляется туда, почти погибает в битве с Меледиктом, но в последний момент закидывает ему в пасть Артефакт и чудом побеждает, возвращаясь на Марс и слыша голос Макнейл. Скорее всего, он выжил.
2148 год – The Ultimate Doom (или просто Doom)
Сюжет во многом повторяет события Doom 3, то есть наоборот – «тройка» была условным перезапуском и ремейком оригинала, но в то же время и продолжением. Это, кстати, одна из причин фанатской ненависти к ней.
Думгай здесь якобы страдает от посттравматического синдрома после событий третьей части, и ему явно не станет лучше, потому что история вот-вот повторится.
Рутину нарушает вторжение демонов, хлынувших через систему телепортов между спутниками Марса Фобосом и Деймосом, которую тестировали ученые. Естественно, тестировали незаконно, неосторожно и в полной секретности. Пехотинцы, отправленные через порталы, возвращались либо с расстройствами психики, либо по частям, а в официальных отчетах ОАК лишь описывала происходящее как «небольшие накладки».
Отряд Думгая убивают, после чего он пытается прорваться через Фобос и умирает в результате засады, попадая в Ад. Даже после этого он не сдается, а продолжает спасение мира, пробиваясь через искаженный демоническим измерением Деймос. Тут же Думгай (впервые, если не считать Doom 3 каноном) встречает Кибердемона, после чего добирается до финального босса, Паукодемона, и убивает его.
Сразу после Doom – Doom 2
После убийства Паукодемона Думгай возвращается на Землю – только чтобы выяснить, что финальный босс предыдущей игры перед смертью начал вторжение на родину человечества. Война, в общем-то, заведомо проиграна: выжившие собираются улететь с Земли в далекий космос, но космопорт находится под осадой армии Ада. Думгай помогает остаткам человечества добраться до космического корабля и эвакуироваться.
Ламповая женская Дота 2010-х: просили у Айсфрога свой TI, ссорились с Вилатом, вскрывали парней-фейков
Сам герой остается на разрушенной планете наедине с демонами. Уже было решив героически погибнуть, по рации он получает координаты центра вторжения, который находится рядом с космопортом. Не найдя способа закрыть портал с этой стороны, Думгай отправляется в Ад, где находит Икону Греха – финального босса, по сути, олицетворяющего самого Сатану. Убивает его и тем самым вызывает уничтожение Ада.
В то же время открываются еще одни врата, которые засасывают Думгая и остаток демонов. Мир спасен.
2149 год – Master Levels для Doom 2
Дополнение для игры с несколькими более сложными уровнями, рассказывающих микроистории нескольких безымянных морпехов и даже кибердемона, превращенного в человека в качестве наказания.
Тоже 2149 год – Final Doom
Сюжет вы угадаете с трех слов: научная база ОАК. Только на этот раз на спутнике Юпитера, Ио. Первые вторжения демонов через экспериментальные порталы ученые успешно подавляют, но их оборону прорывает «корабль из стали, камня и плоти» с ордой демонов на борту. Умирают все, кроме Думгая, который успешно мстит.
Правительство Земли пытается создать квантовый ускоритель, чтобы навсегда запечатать измерение Ада, но терпит неудачу. Демоны нападают на Землю, Думгай останавливает вторжение и закрывает портал. В этой вселенной такое называют вторником, да.
2150 год – Doom 64
До 2020 года в нее можно было поиграть только, как ни странно, на Nintendo 64.
По сюжету Земной флот бомбардирует Фобос радиоактивными снарядами, зачищая кишаших на поверхности демонов, но одному из них удается пробраться на Землю и открыть портал.
Думгай снова спасает планету, после чего ему надоедает этот бесконечный цикл – он остается укрощать демонов в Аду. Потому что в данном случае лучшая защита – это действительно нападение.
2XXX год – Doom 2: No Rest For The Living
Один из кибердемонов устраивает бунт, пытаясь прорваться на Землю со своей армией. Думгай убивает его.
Между классическими частями серии и Doom (2016) сюжетная пропасть. Разработчики частично перезагрузили серию и, возможно, изменили происхождение Думгая (точнее Палача Рока) – теперь он, вероятно, относится к расе далеких предков людей. При этом предыстория героя сильно напоминает Думгая из Doom 64, жившего в Аду ради защиты измерения людей от потенциальных вторжений демонов.
В общем, игры связаны как минимум косвенно, но мир и персонажей Doom (2016) и Doom Eternal в этом запутанном уравнении стоит выделить в отдельные скобки.
6 самых жестоких фаталити в Mortal Kombat
Что произошло в Doom (2016)?
Действие игры разворачивается на Марсе, где на базу ОАК (да-да) напала армия демонов Ада. Они попали сюда через порталы, которые изначально открыли для выкачивания бесконечной энергии из другого измерения.
Главный герой игры Палач Рока просыпается в саркофаге на марсианской базе – сюда его доставили во время одной из экспедиций ОАК в Ад. Он узнает, что порталы в Ад осознанно открыла некая доктор Оливия Пирс.
С помощью председателя ОАК, киборга Сэмюэла Хейдена, Палач исследует базу. Вскоре он узнает, что доктор Пирс собирается использовать Энергетическую аргент-вышку ОАК для разрыва пространственно-временной ткани и открытия вечного портала между миром людей и Адом. Мотивы этой затеи пока неизвестны.
Хейден тоже не так прост: он хочет не только остановить Пирс, но и сохранить технологические достижения ОАК. Он просит Палача отключить Вышку цивилизованным способом. Протагонист, явно имеющий другие приоритеты, отправляется уничтожать все панели управления и энергетические ресурсы, нужные для работы механизма.
Что, правда, не помешало Пирс использовать переносной аргент-аккумулятор для открытия временного портала в Ад, куда она отправила Палача Рока. Он оказался в регионе Преисподней под названием Святилище Кадингир и объявил войну демонам, пытаясь найти способ вернуться на Марс. Благодаря голограммам Хейдена, оставленным им во время первой экспедиции в Ад, Палач возвращается через портал на Марс, где он встречает Хейдена лично. Ученый дает ему устройство, с помощью которого в будущем можно будет вернуться в Ад, но сперва туда придется попасть по-старинке.
В офисе доктора Пирс Палач узнает ее истинный план. Ее цель – артефакт Горнило, древний энергетический меч, спрятанный где-то в Аду. Герой отправляется остановить Пирс.
Билет в Преисподнюю морпех получается, убив Кибердемона (созданного благодаря Проекту Лазарь доктора Пирс) и оторвав его аргент-аккумулятор.
Уже в Аду Палач Рока отправляется в Некрополь, где находит то самое Горнило. Хейден отправляет его на Марс, прямо в ядро ИИ всей базы корпорации. Палач уничтожает энергетические источники, которые подпитывали порталы между Марсом и Адом – но при этом сам отправляет себя Ад, чтобы наконец остановить доктора Пирс. Перед тем как уничтожить искусственный интеллект VEGA, герой тайком копирует его для личных целей.
В финальной части игры Палач Рока находит Оливию Пирс в Аргенте Д’Нур – месте, судя по всему оставленном цивилизацией предшественников людей, поглощенных Адом в ходе одной из предыдущих войн. Оливия понимает, что оказалась пешкой в планах армии Ада по вторжению в измерение людей. После облучения аргент-энергией она превращается во Владычицу пауков, и Палач убивает ее.
После возвращения на Марс Хейден предает палача и отбирает Горнило, перемещая героя в секретную локацию. Хейден собирается исследовать возможности артефакта и добычи энергии, что должно обеспечить процветание человечества.