в каком году вышел форд боярд
История Форта Байяр: 200 лет попыток строительства
Благодаря известному телешоу, форт Байяр стал известен на весь мир. Но мало кто знает, как это строение возникло и для чего предназначалось.
С 1666 года была предпринята не одна попытка строительства, но процесс оказался слишком трудоемким и сдать готовый объект удалось только 200 лет спустя.
В 1666 году Кольбер, министр финансов Франции при Людовике XIV, создал судоверфь для постройки военных кораблей около городка Рошфора, что расположен в устье реки Шаранта. Но верфь была уязвима для атак вражеских кораблей — проникнуть в устье Шаранты, минуя орудия береговых крепостей близлежащих островов, не составляло труда. Войн в ту пору Франция вела немало, и оставлять этот лакомый для врага кусочек без защиты было безумием. К тому же главным противником французов была Англия, владевшая в те времена самым мощным флотом.
Т.о., перед королем возникла проблема сохранности судоверфи. Между 2-мя островами, расположенными около устья Шаранты — Эксом и Олероном — находилась песчаная отмель, носящая название «коса Байяр».
Инженер Клервиль, ведущий работы по укреплению Руайома, внес предложение о постройке крепости. Ознакомившийся с этим предложением Себастьян Ле Претр де Вобан, военный инженер и маршал Франции, высказал королю свое мнение о том, что: «Проще ухватить Луну зубами, чем выполнить подобную работу в этом месте». Проект строительства не получил одобрения и был оставлен.
В 1763 году, в конце Семилетней войны (уже во время правления Людовика XVI), англичанам удалось провести две высадки на остров Экс, что ещё раз наглядно показало уязвимость объектов данного региона. Вопрос о постройке форта был поднят вновь, был разработан проект, но и его отвергли как слишком дорогостоящий.
Вновь вернулись к проекту уже в следующем веке, в 1801 году. В июне этого года смешанная комиссия военных и гражданских строителей предлагает свой проект крепости. 7 февраля 1803 года проект утвержден первым консулом государства Бонапартом.
Поскольку песчаное основание косы Байяр не годилось для подобного строительства, было решено сделать насыпь из камней. Работы начались в 1804 году. Невозможно даже представить себе всю сложность этого строительства. Добытые из местных карьеров каменные блоки свозили в открытое море и сбрасывали на непрочное песчаное ложе косы. Производить работы можно было только во время отлива и только в те времена года, когда капризная природа приморской местности позволяла делать это. На 3-ий год строительства стало ясно, что каменные блоки под собственным весом все больше и больше углубляются в песок.
«Союзником» природы в борьбе против зарождающегося форта выступают давние недруги Франции — англичане. Их корабли постоянно находятся поблизости, делая и без того почти безнадежную затею просто безумной.
Стройка обходится государству слишком дорого. Император Наполеон принимает решение об уменьшении первоначально задуманных размеров форта.
В 1809 году работы возобновляются уже по вновь утвержденному проекту. Но не проходит и года, как стройку прерывают: тому способствуют уничтожение англичанами эскадры Рошфора и многочисленные финансовые затруднения. На изготовление насыпи было израсходовано 3,5 тысячи кубометров камня, что обошлось государственной казне в 3,5 миллиона франков.
Новую жизнь проект обретает в 1840 году, при короле Луи Филиппе. Вновь осложнившиеся отношения с англичанами заставляют военных чиновников ломать голову над вечной проблемой защиты судоверфи Рошфора. К тому времени каменное основание стабилизировалось на своем песчаном ложе и уже не было таким непрочным, как вначале.
Значительно облегчил работы технический прогресс: в распоряжении строителей появились бетон, цемент и гидравлическая известь. Это избавило от необходимости доставлять тяжелые камни с островов — отныне изготовлять блоки можно было прямо на месте. Кампании 1847 и 1848 годов позволили изыскать нужные средства для расходов на строительство.
Работы над фундаментом были окончены в 1848 году, а к концу 1852 года завершено строительство цокольного этажа. В нем были размещены склады пороха и провизии, цистерны для воды, кухни, столовые, гауптвахта и отхожее место. В конце 1854 года завершено строительство первого этажа, а в 1857 году оканчиваются работы над верхней платформой форта и сторожевой башней. Полностью строительные работы прекращаются в 1866 году. Таким образом, строительство форта длилось в общей сложности больше шестидесяти лет! И лишь на меньшую часть этого срока приходятся непосредственно строительные работы.
Готовый форт составляет 68 метров в длину и 31 метр в ширину при высоте 20 метров. 66 казематов форта могут разместить в себе 74 артиллерийских орудия. Гарнизон форта состоит из 260 человек, в распоряжении которых находятся маркитантка, прачка и даже два сапожника (и это при том, что обувь солдат форта в принципе не должна быстро изнашиваться). В случае осады гарнизон форта может продержаться в течение двух месяцев, используя запасы воды и продовольствия.
Казалось бы, чего ещё желать? После грандиозных усилий форт наконец-то построен и готов по полной оправдать вложенные в его постройку средства. Но, вот она, ирония судьбы! К моменту завершения стройки оказывается, что форт уже не нужен.
Дело в том, что раньше низкая дальнобойность артиллерийских оружий не позволяла держать под контролем акваторию между двух островов, что и позволяло вражеским судам безнаказанно плавать практически под носом у французских артиллеристов. Но, технический прогресс, тот самый, что упростил постройку форта, затронул и военную технику. Новые артиллерийские орудия обладали утроенной дальнобойностью; этого было достаточно для того, чтобы избавиться от непрошенных гостей при помощи одних лишь батарей островов. Вместо первоначально планируемых 74 артиллерийских орудий в форт было доставлено всего лишь 30
Однако тюрьмой форту было суждено пробыть недолго — в 1872 году узников переселили в специальную колонию на острове Новая Каледония, а крепость занял Военно-Морской Флот. Таким образом форт Байяр всё-таки получил статус военного объекта, и являлся таковым вплоть до 1913 года, когда военные окончательно оставили крепость.
Опустевший форт Байяр стал прекрасной добычей для воров. Всё, что представляло собой хоть какую-то ценность, было вывезено. Артиллерийские орудия были проданы двум скупщикам железного лома. Те, недолго думая, отсоединили закреплённые пушки динамитом. Уже одно это говорит о том, насколько «нуждались» теперь в форте…
Впрочем, властями департамента была предпринята робкая попытка заработать на форте — в 1931 году крепость сдавалась внаём всем желающим, за 300 франков в год. Желающих арендовать форт было всего двое.
Во время Второй Мировой войны форт, как и вся Франция, был оккупирован немецкими войсками.
Захватчики использовали крепость в качестве мишени для тренировочных стрельб, в результате чего практически полностью были уничтожены пристани и волнорезы, а внутренний двор форта оказался в буквальном смысле погребённым под каменными обломками.
Масштабные реставрационные работы, проведённые на территории послевоенной Франции, совершенно не затронули форт Байяр — он так и остался израненным и лишь густые поросли диких трав слегка прикрывали шрамы, оставленные войной. Причисление форта к историческим памятникам, состоявшееся в 1950 году, также ничего не изменило.
А в 1961 году было принято решение выставить форт Байяр в качестве лота на аукцион. Минимальная цена составляла 7,5 тысяч франков. Потенциальных покупателей было около пятидесяти, однако в конце концов, по мере повышения суммы их осталось всего двое — бельгийский дантист из Аворья Эрик Аэрт и представитель ассоциации друзей форта Байяр (да, существовала и такая). К сожалению, ассоциация не смогла выделить на покупку более 25 тысяч франков, и Аэрт, предложивший 28 тысяч, стал владельцем форта.
Похоже, что новый хозяин совершенно не представлял, зачем ему нужен форт, поэтому он так и не сумел найти ему должное применение — все его безумные проекты превращения крепости в казино, отель или дом отдыха так и не были воплощены в жизнь. Аэрт, которому в то время шёл уже седьмой десяток лет, очень редко
наведывался в свои владения, поэтому форт Байяр продолжал пустовать.
Тем не менее вскоре об этом форте впервые узнал весь мир — в 1966 году Робер Энрико поставил в форте Байяр
финальную сцену своей киноленты «Искатели приключений» с двумя звёздами французского кинематографа — Аленом Делоном и Лино Вентурой.
После довольно долгого перерыва, уже в 1980 году, форт вновь появляется на экранах — на этот раз в игровой передаче «Охота за сокровищами», автором которой был известный деятель французского телевидения Жак Антуан — именно он, открывший для себя форт Байяр во время просмотра «Искателей приключений» и предложил использовать крепость для съёмок.
Жак Антуан был просто впечатлён крепостью: «Я приметил этот любопытный форт, но я не имел никакого представления о том, где он находится. Однако мы его быстро отыскали, и когда я стоял у подножия этих гранитных стен, под крики чаек, в этом каменном строении посреди моря, я осознал, что это самое прекрасное место, как нельзя лучше подходящее для моей новой игры».
Но если прежде форт Байяр появлялся на экранах эпизодически, то в новой игре ему отводилась главная роль. Это было крайне затруднительно реализовать — ведь крепость была частной собственностью бельгийского дантиста.
Впрочем, Эрик Аэрт согласился продать форт за «скромную» сумму в 1,5 миллиона франков, а Генеральный совет департамента Приморская Шаранта рискнул пойти на сделку и купил форт. После чего Жак Антуан, заплатив символическую сумму в 1 франк, стал владельцем форта Байяр и занялся реализацией своего проекта.
Для облегчения доступа в форт была выстроена специальная причальная платформа. А работы же по восстановлению крепости начались с того, что внутренний двор форта Байяр был очищен от пятидесятисантиметрового
слоя птичьего помёта, скопившегося здесь за многие десятки лет, и от почти 700 кубометров каменных обломков.
И вот, после нескольких месяцев восстановительно-строительных работ, в крепости был снят
первый выпуск телеигры «Ключи от Форта Байяр». Началась новая эра истории форта — теперь уже закрытого для посещений и живущего своей, особенной жизнью.
В 1994 году игра под названием »Форт Байяр» появилась на канале НТВ. Телеканал несколько лет транслировал переведённые оригинальные французские выпуски программы, первый сезон игр с российскими участниками (в 1998 году), а также переведённые национальные версии Норвегии, Канады и Великобритании. С 2002 по 2006 годы шоу выходило на телеканале «Россия» под названием «Форт Боярд».
Самый большой выигрыш во французских играх составил 243 480 франков (37 118 евро). Такой куш был сорван в 2001 году.
Гонг, в который бьёт каждую игру Лябуль, изготовлен из дерева, поэтому звук накладывается во время монтажа.
Крупнейший в своё время сайт fortboyard.de немецкого поклонника игры Форт Боярд, обладающий огромным количеством информации, прекратил обновления в 2002. Новый сайт был создан в 2004, но на нём до сих пор ничего нет.
Александр Горбунов из Нижнего Тагила задавал вопрос о продолжении Форта Боярд в России целых три раза в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы» в 2008—2009 годах Сергею Брилёву, Леониду Ярмольнику (ведущим российских версий) и Дмитрию Губерниеву (участнику одной из игр). И никто не знал, будет ли следующий сезон или нет.
Музыку к игре написал Поль Кулак (Paul Koulak) и она так и называется «Ключи от Форта Баярд» (Les Cles De Fort Boyard)
Среди Мастеров Игры были (или есть) женщины (или одна). Это легко определить по рукам одного из Мастеров.
Сам Зал Совета располагается на третьем этаже форта. Однако концепция игры предполагает, что Зал находится в подвале или подземелье. Во время монтажа сначала вставляют кадры с бегущей вниз по лестнице командой, а уже потом её показывают подбегающей ко входу в Зал Совета
Форт Байяр. История (20 фото)
Войн в ту пору Франция вела немало, и оставлять этот лакомый для врага кусочек без защиты было безумием. К тому же главным противником французов была Англия, владевшая в те времена самым мощным флотом. Таким образом, перед королем и его приближенными возникла проблема сохранности судоверфи.
Между двумя островами, расположенными около устья Шаранты —Эксом и Олероном — находилась песчаная отмель, носящая название «коса Байяр». Но, как известно, невозможно построить прочный дом на песке. Что уж говорить о крепости! Тем не менее, инженер Клервиль, ведущий работы по укреплению Руайома, внес предложение о постройке подобной крепости. Ознакомившийся с этим предложением Себастьян Ле Претр де Вобан, военный инженер и маршал Франции, высказал королю свое мнение:
«Государь, проще ухватить Луну зубами, чем выполнить подобную работу в этом месте». Проект строительства не получил одобрения и был оставлен.
В 1763 году, в конце Семилетней войны (уже во время правления Людовика XVI), англичанам удалось провести две высадки на остров Экс, что ещё раз наглядно показало уязвимость объектов данного региона. Вопрос о постройке форта был поднят вновь, был разработан проект, но и его отвергли как слишком дорогостоящий.
Вновь вернулись к проекту уже в следующем веке, в 1801 году. В июне этого года смешанная комиссия военных и гражданских строителей предлагает свой проект крепости. 7 февраля 1803 года проект утвержден первым консулом государства Бонапартом.
Поскольку песчаное основание косы Байяр не годилось для подобного строительства, было решено сделать насыпь из камней. Работы начались в 1804 году. Невозможно даже представить себе всю сложность этого строительства. Добытые из местных карьеров каменные блоки свозили в открытое море и сбрасывали на непрочное песчаное ложе косы. Производить работы можно было только во время отлива и только в те времена года, когда капризная природа приморской местности позволяла делать это. На третий год строительства становится ясно, что тяжелые каменные блоки под собственным весом все больше и больше углубляются в песок.
Сизифов труд — вот как можно охарактеризовать эту работу. Но мало того — жестокие бури зимы 1807 – 1808 гг., причинившие немало бед и жителям побережья, разрушают почти готовые первые два слоя насыпи. «Союзником» природы в борьбе против зарождающегося форта выступают давние недруги Франции — англичане. Их корабли постоянно находятся поблизости, делая и без того почти безнадежную затею просто безумной.
Стройка обходится государству слишком дорого. Император Наполеон принимает решение об уменьшении первоначально задуманных размеров форта.
В 1809 году работы возобновляются уже по вновь утвержденному проекту. Но не проходит и года, как стройку прерывают: тому способствуют уничтожение англичанами эскадры Рошфора и многочисленные финансовые затруднения. На изготовление насыпи было израсходовано 3,5 тысячи кубометров камня, что обошлось государственной казне в 3,5 миллиона франков.
Новую жизнь проект обретает в 1840 году, при короле Луи Филиппе. Вновь осложнившиеся отношения с англичанами заставляют военных чиновников ломать голову над вечной проблемой защиты судоверфи Рошфора. К тому времени каменное основание стабилизировалось на своем песчаном ложе и уже не было таким непрочным, как вначале.
Значительно облегчил работы технический прогресс: в распоряжении строителей появились бетон, цемент и гидравлическая
известь. Это избавило от необходимости доставлять тяжелые камни с островов — отныне изготовлять блоки можно было прямо на месте. Кампании 1847 и 1848 годов позволили изыскать нужные средства для расходов на строительство.
Работы над фундаментом были окончены в 1848 году, а к концу 1852 года завершено строительство цокольного этажа. В нем были размещены склады пороха и провизии, цистерны для воды, кухни, столовые, гауптвахта и отхожее место. В конце 1854 года завершено строительство первого этажа, а в 1857 году оканчиваются работы над верхней платформой форта и сторожевой башней. Полностью строительные работы прекращаются в 1866 году. Таким образом, строительство форта длилось в общей сложности больше шестидесяти лет! И лишь на меньшую часть этого срока приходятся непосредственно строительные работы.
Готовый форт составляет 68 метров в длину и 31 метр в ширину при высоте 20 метров. 66 казематов форта могут разместить в себе 74 артиллерийских орудия. Гарнизон форта состоит из 260 человек, в распоряжении которых находятся маркитантка, прачка и даже два сапожника (и это при том, что обувь солдат форта в принципе не должна быстро изнашиваться). В случае осады гарнизон форта может продержаться в течение двух месяцев, используя запасы воды и продовольствия.
Казалось бы, чего ещё желать? После грандиозных усилий форт наконец-то построен и готов по полной оправдать вложенные в его постройку средства. Но, вот она, ирония судьбы! К моменту завершения стройки оказывается, что форт уже не нужен.
Дело в том, что раньше низкая дальнобойность артиллерийских оружий не позволяла держать под контролем акваторию между двух островов, что и позволяло вражеским судам безнаказанно плавать практически под носом у французских артиллеристов. Но, технический прогресс, тот самый, что упростил постройку форта, затронул и военную технику. Новые артиллерийские орудия обладали утроенной дальнобойностью; этого было достаточно для того, чтобы избавиться от непрошенных гостей при помощи одних лишь батарей островов. Вместо первоначально планируемых 74 артиллерийских орудий в форт было доставлено всего лишь 30
Однако тюрьмой форту было суждено пробыть недолго — в 1872 году узников переселили в специальную колонию на острове Новая Каледония, а крепость занял Военно-Морской Флот. Таким образом форт Байяр всё-таки получил статус военного объекта, и являлся таковым вплоть до 1913 года, когда военные окончательно оставили крепость.
Опустевший форт Байяр стал прекрасной добычей для воров. Всё, что представляло собой хоть какую-то ценность, было вывезено. Артиллерийские орудия были проданы двум скупщикам железного лома. Те, недолго думая, отсоединили закреплённые пушки динамитом. Уже одно это говорит о том, насколько «нуждались» теперь в форте…
Впрочем, властями департамента была предпринята робкая попытка заработать на форте — в 1931 году крепость сдавалась внаём всем желающим, за 300 франков в год. Желающих арендовать форт было всего двое.
Во время Второй Мировой войны форт, как и вся Франция, был оккупирован немецкими войсками.
Захватчики использовали крепость в качестве мишени для тренировочных стрельб, в результате чего практически полностью были уничтожены пристани и волнорезы, а внутренний двор форта оказался в буквальном смысле погребённым под каменными обломками.
Масштабные реставрационные работы, проведённые на территории послевоенной Франции, совершенно не затронули форт Байяр — он так и остался израненным и лишь густые поросли диких трав слегка прикрывали шрамы, оставленные войной. Причисление форта к историческим памятникам, состоявшееся в 1950 году, также ничего не изменило.
А в 1961 году было принято решение выставить форт Байяр в качестве лота на аукцион. Минимальная цена составляла 7,5 тысяч франков. Потенциальных покупателей было около пятидесяти, однако в конце концов, по мере повышения суммы их осталось всего двое — бельгийский дантист из Аворья Эрик Аэрт и представитель ассоциации друзей форта Байяр (да, существовала и такая). К сожалению, ассоциация не смогла выделить на покупку более 25 тысяч франков, и Аэрт, предложивший 28 тысяч, стал владельцем форта.
Похоже, что новый хозяин совершенно не представлял, зачем ему нужен форт, поэтому он так и не сумел найти ему должное применение — все его безумные проекты превращения крепости в казино, отель или дом отдыха так и не были воплощены в жизнь. Аэрт, которому в то время шёл уже седьмой десяток лет, очень редко
наведывался в свои владения, поэтому форт Байяр продолжал пустовать.
Тем не менее вскоре об этом форте впервые узнал весь мир — в 1966 году Робер Энрико поставил в форте Байяр
финальную сцену своей киноленты «Искатели приключений» с двумя звёздами французского кинематографа — Аленом Делоном и Лино Вентурой.
После довольно долгого перерыва, уже в 1980 году, форт вновь появляется на экранах — на этот раз в игровой передаче «Охота за сокровищами», автором которой был известный деятель французского телевидения Жак Антуан — именно он, открывший для себя форт Байяр во время просмотра «Искателей приключений» и предложил использовать крепость для съёмок.
Жак Антуан был просто впечатлён крепостью: «Я приметил этот любопытный форт, но я не имел никакого представления о том, где он находится. Однако мы его быстро отыскали, и когда я стоял у подножия этих гранитных стен, под крики чаек, в этом каменном строении посреди моря, я осознал, что это самое прекрасное место, как нельзя лучше подходящее для моей новой игры».
Но если прежде форт Байяр появлялся на экранах эпизодически, то в новой игре ему отводилась главная роль. Это было крайне затруднительно реализовать — ведь крепость была частной собственностью бельгийского дантиста.
Впрочем, Эрик Аэрт согласился продать форт за «скромную» сумму в 1,5 миллиона франков, а Генеральный совет департамента Приморская Шаранта рискнул пойти на сделку и купил форт. После чего Жак Антуан, заплатив символическую сумму в 1 франк, стал владельцем форта Байяр и занялся реализацией своего проекта.
Для облегчения доступа в форт была выстроена специальная причальная платформа. А работы же по восстановлению крепости начались с того, что внутренний двор форта Байяр был очищен от пятидесятисантиметрового
слоя птичьего помёта, скопившегося здесь за многие десятки лет, и от почти 700 кубометров каменных обломков.
И вот, после нескольких месяцев восстановительно-строительных работ, в крепости был снят
первый выпуск телеигры «Ключи от Форта Байяр». Началась новая эра истории форта — теперь уже закрытого для посещений и живущего своей, особенной жизнью.
В 1994 году игра под названием «Форт Байяр» появилась на канале НТВ. Телеканал несколько лет транслировал переведённые оригинальные французские выпуски программы, первый сезон игр с российскими участниками (в 1998 году), а также переведённые национальные версии Норвегии, Канады и Великобритании. С 2002 по 2006 годы шоу выходило на телеканале «Россия» под названием «Форт Боярд».
Крепость Наполеона, загадки старца и Бузова. Рассказываем историю шоу «Форт Боярд»
На протяжении десятков сезонов классическое французское шоу «Форт Боярд» сталкивает участников с их страхами в изобретательных испытаниях на выносливость, силу и интеллектуальные способности. Даже спустя 30 лет проект весьма популярен — множество региональных ремейков это подтверждает. После перерыва в 2020 году в эфир вышел новый сезон российской версии «Форта Боярд» с ведущим Сергеем Буруновым. Вместе с VOKA вспоминаем насыщенную историю шоу.
От бесхозной крепости к современной съемочной площадке
Оригинальный форт, который приютил в своих стенах телевизионщиков, строился в первой половине XIX века по приказу самого Наполеона. Хотя еще за 150 лет до этого идею возвести укрепление для защиты порта Рошфор предложил Людовик XIV — его современники посчитали идею безумной, несмотря на уже полностью готовый и оформленный архитектурный проект.
Бонапарт же решил, что авантюра стоит риска: противостояние с Англией требовало серьезных инноваций. Строительство форта, однако, обернулось кошмаром: фундамент устанавливали прямо на морское дно, ориентируясь на непостоянные приливы и отливы, а грунт постоянно уходил все ниже и ниже. В определенный момент работу заморозили почти на 30 лет, до нового витка экспансии британского флота. Действовать укрепление начало в 1857 году.
Главный панчлайн всей этой истории — по назначению форт так и не использовали. Развитие артиллерийских технологий и появление дальнобойных пушек свело на нет все стратегические преимущества крепости. Какое-то время она служила тюрьмой, чуть позже — стрельбищем для немецких солдат, а затем грандиозный проект превратился в самую обычную заброшку, пока дантист Эрик Эрт не вложил в нее свои кровные, планируя организовать в таком необычном месте дорогой отель. Правда, финансов на реставрацию памятника культуры у него уже не оставалось, а агрессивные туристы не прекращали паломничество к форту и разбирали его по кирпичикам себе на память.
В 1989 году уставший следить за неудачной недвижимостью дантист выставил укрепление на аукцион и провернул сделку всей своей жизни. Купленная за 28 тыс. франков развалюха ушла телепродюсеру Жаку Антуану за 1,5 млн. Последний влюбился в антураж форта во время съемок одной из серий своего проекта «Охота за сокровищами» и как раз подыскивал декорации для нового оригинального шоу. После еще одной продажи за условный 1 франк крепость отошла государству, однако компания продюсера сохранила за собой эксклюзивное право пользования объектом для съемок, выплачивая ежегодную арендную плату.
Таким образом шоу «Форт Боярд» нашло дом. Правда, привести его в божеский вид было непросто: от старых интерьеров ничего не осталось, пушки еще в начале XX века сдали на металлолом, а вся территория крепости была завалена горами птичьих фекалий — во время ремонта вывезли целых 50 тонн.
Но, кажется, старый военный объект стоил каждого заплаченного за него франка: сейчас компания Adventure Line Productions обязана этому проекту третьей частью своего оборота, а это почти €20 млн. Регулярным ремонтом и обслуживанием крепости, кстати говоря, занимается местный департамент, который ежегодно тратит на это €200—300 тыс.
Сейчас форт Боярд закрыт для туристов, увидеть его можно исключительно в кадрах шоу (своими глазами — только присоединившись к съемочной команде проекта или каким-то образом пробившись в список его героев). Во время съемок форт выглядит оживленно, как никогда прежде в своей истории: по сути, он представляет из себя микрогород с собственным общепитом, поликлиникой и ветеринарным центром. Последний особенно важен, потому что в шоу задействована всевозможная живность — от скорпионов и пауков до пресловутых тигров. Вся фауна проживает на территории форта и только после съемок возвращается домой — в зоомагазины и частные приюты.
«Внимание, внимание! Говорит и показывает Франция»
В 1980 году во время съемок шоу «Охота за сокровищами» соведущий проекта Филипп де Дьеве чуть не утонул, пытаясь доплыть до форта Боярд. Пока несчастный несколько часов ждал спасения в виде вертолета, продюсер Жак Антуан явно черпал вдохновение из ситуации, разрабатывая концепт грядущей новинки. С другой стороны, идеи заимствовались из классической ролевой игры Dungeons & Dragons — оттуда почерпнули сам сеттинг таинственной локации, наполненной странными существами и сокровищами, спрятанными где-то в глубине крепостных лабиринтов.
После приобретения форта и завершения ремонтных работ компания Жака Антуана приступила к разработке шоу. Сокровищницы, само собой, в военном объекте не было — ее пришлось декорировать своими руками, как и многие другие элементы обновленных интерьеров. Первые съемки состоялись 30 июня 1990 года, а уже 7 июля под названием «Ключи от форта Боярд» материал попал в эфир и так же стремительно покорил телерейтинги по всему миру.
В первом выпуске шоу команда из шести человек запускалась внутрь форта, чтобы добраться до сокровищницы, охраняемой тиграми, и забрать из нее столько золота, сколько удастся унести. За час участники должны были добыть ключи, проходя различные испытания — например, проверяя себя на прочность глиняными горшками с тараканами внутри. Игроки, которые не справлялись с заданиями за отведенное время, попадали за решетку и могли быть впоследствии выкуплены этими же ключами либо спасены «интеллектуалом» — членом команды, который решал загадки от персонажа по имени старец Фура. А еще была «золотая карта», позволяющая получить бонусный ключ за прыжок с тарзанки.
В конце концов участники получали доступ к сокровищнице, снимали из себя бо́льшую часть одежды и за две минуты должны были открыть столько сундуков, сколько им позволяли бы пронумерованные ключи. Дальше дело за малым: хватать золото и бежать, пока не вернутся тигры. Кстати говоря, именно в первой серии единственный раз в истории шоу один из участников припозднился и оказался закрыт за дверьми сокровищницы — ему пришлось с риском для жизни выбираться по уже знакомой дороге. К счастью, на корм тиграм он не пошел.
В последующие годы правила неоднократно менялись. Например, ключи были нужны не для открытия сундуков, а для доступа в сокровищницу, при этом нужно было собрать определенное их количество. А в какой-то момент от этого количества стала зависеть высота, на которую откроются ворота, — из-за этого вынести золото было намного сложнее, приходилось проявлять чудеса гибкости и терять богатство в процессе. Со временем в шоу появились и другие активности: например, охоту за ключами сменил поиск ключевых слов, которые помогали собрать пароль, открывающий доступ к сокровищнице.
Новые испытания и вовсе изобретались в режиме онлайн и демонстрировали весь размах фантазии авторов — от банального армрестлинга с силачом и игры в динамичный бильярд до перемещения по своеобразной паутине и воистину цирковых трюков. Всего пара заданий прошли длительный путь от первой серии до наших дней: тот самый поиск ключа в глиняном горшке, забитом всякой живой и неживой гадостью, и классическая игра в наперстки. Также во многих региональных версиях шоу есть испытание, связанное с веревочной лестницей, хотя во Франции оно никогда не использовалось. А вот задание, где девушкам нужно было проползти по вращающимся цилиндрам, со временем исключили, посчитав слишком сексистским.
Каждая серия шоу дает командам возможность унести с собой круглую сумму в виде выигрыша. Правда, для большей части участников призовые вряд ли кажутся очень привлекательными: как правило, в «Форт Боярд» попадают знаменитости, для которых это в первую очередь крутой досуг и лишний эфир в копилочку в качестве гостя культовой программы.
Но, конечно, азарт не зависит от суммы на банковском счете, и у шоу есть свои рекордсмены. Самый большой выигрыш в размере €37 тыс. унесла команда фильма «Ямакаси» в 2001 году, а главные неудачники проекта под предводительством комика Текса в 2002-м заработали только €700 (до финиша добрался только один участник, который плюс ко всему умудрился упасть на лестнице, растеряв бо́льшую часть добытых им монет). Интересно, что даже за полный провал можно заработать больше: €3 тыс. в качестве утешительного приза достается тем, кому не удается открыть сокровищницу.
Особенности национальных игрищ
Первой страной, заинтересовавшейся новым шоу, ожидаемо стала Великобритания, которая так и не познакомилась с фортом Боярд во время военных кампаний. Национальная версия начала разрабатываться еще до релиза французской, а пилотный выпуск снимался в лондонской студии, пока аутентичная площадка была закрыта на ремонт. Отталкиваясь от альтернативного сеттинга и все той же концепции Dungeons & Dragons, включая присутствие «мастера игры», британцы придумали свое собственное шоу «Хрустальный лабиринт», которое тоже разработал Жак Антуан. Впрочем, выходу на экраны национальной версии «Форта Боярд» это не помешало: еще бы, один пилот стоил почти €300 тыс.
Вскоре лицензией заинтересовались и другие страны — к настоящему времени проект успел побывать в 70 уголках планеты и приобрел 34 зарубежные модификации. Некоторые телекомпании транслируют оригинальную версию, другие вместе с французами разрабатывают свои варианты программы с местными участниками, но съемки неизменно принимает у себя легендарный форт в течение летних месяцев.
Как правило, основные актеры французского шоу появляются и в других версиях — например, известная укротительница тигров Фелиндра, которая, как правило, крайне молчалива и не нуждается в переводе реплик. Она, кстати говоря, и вне экрана профессиональная дрессировщица, да еще и очень опытная — благодаря ее труду за все 30 с лишним лет проекта от нападений кошек не пострадал ни один человек. А вот старца Фура в разных странах играют местные артисты: аудитория должна не только понимать его речь, но и слушать знакомые загадки.
Вообще, «Форт Боярд», известный широкой аудитории, привычно собирает для участия команды из знаменитостей. Хотя на старте все было иначе. Французская версия шоу только с 1993 года пришла к такому решению, после чего актеры, спортсмены и музыканты стали его обязательными гостями. За все время в крепости кто только ни был: и Джибриль Сиссе, и Омар Си, и Ева Лонгория.
Зарубежные версии шоу подходили к вопросу по-разному. В Дании и Швеции, как правило, приглашают медийных персонажей. В Канаде пробовали экспериментальный формат: 24 человека, 4 команды, 12 знаменитостей и 12 представителей общественности. В аргентинской версии 1999—2000 годов звезды помогали простым смертным заработать деньги, и такой же подход использовали при разработке шоу для Марокко, что помогло проекту стать самым популярным в истории местного телевидения.
Русские за границей
Наиболее близкая русскоязычной аудитории версия шоу дебютировала в 1998 году. Первое время российское телевидение показывало оригинальный французский проект, который так понравился зрителям, что в конечном счете было решено перейти к производству аутентичной программы с местными участникам, хотя и стоило это на тот момент немало. «Русские в форте Боярд» дебютировали на НТВ с Леонидом Парфеновым и Еленой Хангой в качестве ведущих, а вместо звезд в составы команд вошли сотрудники телеканала: сезон позиционировали как «пробный». Эксперимент оказался вполне удачным, и шоу даже обзавелось фильмом с дополнительными материалами из закулисья. Но экономический кризис перечеркнул будущее проекта.
В 2002 году реанимированная программа под уже более привычным названием «Форт Боярд» вернулась в эфир на телеканале «Россия» — и продержалась куда дольше. Роли ведущих сперва достались журналисту Сергею Брилеву и гимнастке Яне Батыршиной, но затем перешли к более именитым господам — актеру Леониду Ярмольнику и мисс Вселенная Оксане Федоровой. Участники тоже стали более маститыми: за несколько сезонов в форте побывали Юлия Чичерина, Александр Маршал, Александр Домогаров и Алина Кабаева.
Чуть позже шоу поэкспериментировало с форматом: начались дуэли между двумя командами в рамках одного выпуска, а весь сезон в принципе превратился в турнир, победителем которого стали ребята экс-футболиста Руслана Нигматуллина, забравшие с собой более миллиона рублей. Ранее такую формулу проекта обкатали в других странах: сперва ее пробовали во Франции еще в начале 1990-х, а с 2003 года противостояния между двумя сборными разошлись по разным национальным эфирам. В редких случаях формат сталкивал команды сразу из нескольких стран — например, между собой соревновались Болгария, Сербия и Турция, а также Нидерланды и Бельгия.
Телеканалу «Россия» оказалось достаточно трех сезонов шоу, несмотря на его очевидный успех. Однако перезапуск проекта студией «Красный квадрат» для «Первого канала» в 2013 году оказался в обратной ситуации: мощная рекламная кампания не помогла ему завоевать должные рейтинги. Не справились с задачей и медийные гости вроде Анастасии Заворотнюк, Юлии Савичевой, Глюк’оZы и ведущие — актриса Анна Ардова и экс-боксер и депутат Николай Валуев.
В 2019 году очередная попытка сделать удачную версию шоу осталась за каналом СТС. Ведущим стал одиозный Сергей Шнуров, а в участники набрали звезд первой величины: за победу боролись деятели вроде Анны Седоковой, Виктории Бони, Михаила Шаца и Александра Незлобина. Была там и вездесущая Ольга Бузова, которой пришлось забираться в камеру с жуками и раскачиваться на качелях на огромной высоте.
Второй сезон проекта с подзаголовком «Возвращение» сменил ведущего — теперь всем заправляет Сергей Бурунов. Звезды тоже под стать времени: Иван Дорн, судя по всему, ищет новое вдохновение среди каменных стен форта, а Валя Карнавал лечит разбитое Егором Кридом сердце.
VOKA — это видеосервис, где каждый найдет что-то интересное для себя: фильмы и сериалы в HD-качестве и без рекламы, более 130 ТВ-каналов, премьеры новых эпизодов и сезонов одновременно со всем миром, live-трансляции концертов, спортивных матчей, контент собственного производства, а также удобные рекомендации по жанрам, настроению и новинкам.
Весь контент VOKA доступен к просмотру бесплатно для всех новых пользователей в течение первых 30 дней.
Спецпроект подготовлен при поддержке УП «А1», УНП 101528843.
Наш канал в Telegram. Присоединяйтесь!
Есть о чем рассказать? Пишите в наш телеграм-бот. Это анонимно и быстро