в каком году ввп россии вернулся к уровню 1990 г
Валовый внутренний продукт России, 1990-2019
ВВП России, 1990-2019
За 1990-2019 гг. ВВП на душу населения в России вырос на 7 715.0 долларов (в 3.0 раз) до 11 606.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах был на уровне 266.0 долларов или 3.8%.
ВВП России, 1990-1999 (падение)
ВВП России, 1999-2013 (рост)
За период 1999-2013 гг. ВВП на душу населения в России повысился на 14 573.0 долларов (в 11.9 раз) до 15 916.0 долларов. Среднегодовой прирост ВВП на душу населения в текущих ценах равен 1 040.9 долларов или 19.3%.
ВВП России, 2013-2019 (падение)
ВВП России, 1990
ВВП России в 1990 году составил 574.1 млрд. долл., занимал 9е место в мире и был на уровне ВВП Канады (596.1 млрд. долл.), ВВП Испании (536.5 млрд. долл.). Доля ВВП России в мире составляла 2.5%.
ВВП на душу населения в России в 1990 году был равен 3 891.0 долларов, занимал 70е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Тринидад и Тобаго (4 161.0 долларов), ВВП на душу населения в Санта Люсии (4 032.0 долларов), ВВП на душу населения на Островах Кука (3 990.1 долларов), ВВП на душу населения в Чехии (3 939.0 долларов), ВВП на душу населения в Турции (3 849.0 долларов), ВВП на душу населения в Латвии (3 623.0 долларов). ВВП на душу населения в России был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (4 320.0 долларов) на 429.0 долларов.
Сравнение ВВП России и соседей в 1990 году. ВВП России был больше, чем ВВП Китая (394.6 млрд. долл.) на 45.5%, ВВП Финляндии (141.4 млрд. долл.) в 4.1 раз, ВВП Украины (93.5 млрд. долл.) в 6.1 раз, ВВП Казахстана (29.7 млрд. долл.) в 19.3 раз, ВВП Беларуси (19.5 млрд. долл.) в 29.5 раз, ВВП Монголии (1.8 млрд. долл.) в 326.2 раз, но был меньше, чем ВВП Японии (3 132.8 млрд. долл.) на 81.7%. ВВП на душу населения в России был больше, чем ВВП на душу населения в Беларуси (1 919.0 долларов) в 2.0 раз, ВВП на душу населения в Украине (1 816.0 долларов) в 2.1 раз, ВВП на душу населения в Казахстане (1 811.0 долларов) в 2.1 раз, ВВП на душу населения в Монголии (806.0 долларов) в 4.8 раз, ВВП на душу населения в Китае (335.0 долларов) в 11.6 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Финляндии (28 310.0 долларов) на 86.3%, ВВП на душу населения в Японии (25 162.0 долларов) на 84.5%.
Сравнение ВВП России и лидеров в 1990 году. ВВП России был меньше, чем ВВП США (5 963.1 млрд. долл.) на 90.4%, ВВП Японии (3 132.8 млрд. долл.) на 81.7%, ВВП Германии (1 771.6 млрд. долл.) на 67.6%, ВВП Франции (1 269.1 млрд. долл.) на 54.8%, ВВП Италии (1 176.4 млрд. долл.) на 51.2%. ВВП на душу населения в России был меньше, чем ВВП на душу населения в Японии (25 162.0 долларов) на 84.5%, ВВП на душу населения в США (23 652.0 долларов) на 83.5%, ВВП на душу населения в Германии (22 411.0 долларов) на 82.6%, ВВП на душу населения во Франции (21 793.0 долларов) на 82.1%, ВВП на душу населения в Италии (20 622.0 долларов) на 81.1%.
Потенциал ВВП России в 1990 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Финляндии (28 310.0 долларов), лучшего соседа, ВВП России был бы 4 176.8 млрд. долл., что в 7.3 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Японии (25 162.0 долларов), ВВП России был бы 3 712.3 млрд. долл., что в 6.5 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (12 104.0 долларов), ВВП России был бы 1 785.8 млрд. долл., что в 3.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (4 320.0 долларов), ВВП России был бы 637.4 млрд. долл., что на 11% больше фактического уровня.
ВВП России, 1999
ВВП России в 1999 году был равен 197.3 млрд. долл., занимал 22е место в мире. Доля ВВП России в мире была равна 0.60%.
ВВП на душу населения в России в 1999 году составил 1 343.0 долларов, занимал 128е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Гватемале (1 411.0 долларов), ВВП на душу населения в Палестине (1 369.0 долларов), ВВП на душу населения в Черногории (1 361.0 долларов), ВВП на душу населения в Египте (1 361.0 долларов), ВВП на душу населения в Самоа (1 360.0 долларов), ВВП на душу населения в Боснии и Герцоговине (1 283.0 долларов), ВВП на душу населения в Беларуси (1 264.0 долларов). ВВП на душу населения в России был меньше, чем ВВП на душу населения в мире (5 391.0 долларов) на 4 048.0 долларов.
Сравнение ВВП России и соседей в 1999 году. ВВП России был больше, чем ВВП Финляндии (135.2 млрд. долл.) на 45.9%, ВВП Украины (32.7 млрд. долл.) в 6.0 раз, ВВП Казахстана (16.9 млрд. долл.) в 11.7 раз, ВВП Беларуси (12.5 млрд. долл.) в 15.7 раз, ВВП Монголии (1.3 млрд. долл.) в 156.4 раз, но был меньше, чем ВВП Японии (4 562.1 млрд. долл.) на 95.7%, ВВП Китая (1 094.0 млрд. долл.) на 82%. ВВП на душу населения в России был больше, чем ВВП на душу населения в Беларуси (1 264.0 долларов) на 6.3%, ВВП на душу населения в Казахстане (1 123.0 долларов) на 19.6%, ВВП на душу населения в Китае (854.0 долларов) на 57.3%, ВВП на душу населения в Украине (664.0 долларов) в 2.0 раз, ВВП на душу населения в Монголии (531.0 долларов) в 2.5 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Японии (35 830.0 долларов) на 96.3%, ВВП на душу населения в Финляндии (26 124.0 долларов) на 94.9%.
Сравнение ВВП России и лидеров в 1999 году. ВВП России был меньше, чем ВВП США (9 630.7 млрд. долл.) на 98%, ВВП Японии (4 562.1 млрд. долл.) на 95.7%, ВВП Германии (2 194.1 млрд. долл.) на 91%, ВВП Великобритании (1 682.3 млрд. долл.) на 88.3%, ВВП Франции (1 492.6 млрд. долл.) на 86.8%. ВВП на душу населения в России был меньше, чем ВВП на душу населения в Японии (35 830.0 долларов) на 96.3%, ВВП на душу населения в США (34 574.0 долларов) на 96.1%, ВВП на душу населения в Великобритании (28 651.0 долларов) на 95.3%, ВВП на душу населения в Германии (26 958.0 долларов) на 95%, ВВП на душу населения во Франции (24 657.0 долларов) на 94.6%.
Потенциал ВВП России в 1999 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Японии (35 830.0 долларов), ВВП России был бы 5 263.9 млрд. долл., что в 26.7 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (14 220.0 долларов), ВВП России был бы 2 089.1 млрд. долл., что в 10.6 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в мире (5 391.0 долларов), ВВП России был бы 792.0 млрд. долл., что в 4.0 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Восточной Европе (1 962.0 долларов), ВВП России был бы 288.2 млрд. долл., что на 46.1% больше фактического уровня.
ВВП России, 2013
ВВП России в 2013 году составил 2 297.1 млрд. долл., занимал 8е место в мире и был на уровне ВВП Италии (2 141.3 млрд. долл.). Доля ВВП России в мире составляла 3.0%.
ВВП на душу населения в России в 2013 году составлял 15 916.0 долларов, занимал 65е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Уругвае (16 974.0 долларов), ВВП на душу населения в Сент Китс и Невис (16 685.0 долларов), ВВП на душу населения в Барбадосе (16 452.0 долларов), ВВП на душу населения на Островах Кука (16 217.2 долларов), ВВП на душу населения в Чили (15 843.0 долларов), ВВП на душу населения в Литве (15 459.0 долларов), ВВП на душу населения в Латвии (14 882.0 долларов). ВВП на душу населения в России был больше, чем ВВП на душу населения в мире (10 736.0 долларов) на 5 180.0 долларов.
Сравнение ВВП России и соседей в 2013 году. ВВП России был больше, чем ВВП Финляндии (271.3 млрд. долл.) в 8.5 раз, ВВП Казахстана (236.6 млрд. долл.) в 9.7 раз, ВВП Украины (183.3 млрд. долл.) в 12.5 раз, ВВП Беларуси (75.5 млрд. долл.) в 30.4 раз, ВВП Монголии (12.6 млрд. долл.) в 182.6 раз, но был меньше, чем ВВП Китая (9 570.5 млрд. долл.) на 76%, ВВП Японии (5 155.7 млрд. долл.) на 55.4%. ВВП на душу населения в России был больше, чем ВВП на душу населения в Казахстане (13 898.0 долларов) на 14.5%, ВВП на душу населения в Беларуси (8 015.0 долларов) на 98.6%, ВВП на душу населения в Китае (6 876.0 долларов) в 2.3 раз, ВВП на душу населения в Монголии (4 366.0 долларов) в 3.6 раз, ВВП на душу населения в Украине (4 048.0 долларов) в 3.9 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Финляндии (49 878.0 долларов) на 68.1%, ВВП на душу населения в Японии (40 180.0 долларов) на 60.4%.
Сравнение ВВП России и лидеров в 2013 году. ВВП России был меньше, чем ВВП США (16 784.9 млрд. долл.) на 86.3%, ВВП Китая (9 570.5 млрд. долл.) на 76%, ВВП Японии (5 155.7 млрд. долл.) на 55.4%, ВВП Германии (3 732.7 млрд. долл.) на 38.5%, ВВП Франции (2 811.1 млрд. долл.) на 18.3%. ВВП на душу населения в России был больше, чем ВВП на душу населения в Китае (6 876.0 долларов) в 2.3 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в США (53 049.0 долларов) на 70%, ВВП на душу населения в Германии (45 984.0 долларов) на 65.4%, ВВП на душу населения во Франции (42 587.0 долларов) на 62.6%, ВВП на душу населения в Японии (40 180.0 долларов) на 60.4%.
Потенциал ВВП России в 2013 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (53 049.0 долларов), ВВП России был бы 7 656.5 млрд. долл., что в 3.3 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Финляндии (49 878.0 долларов), лучшего соседа, ВВП России был бы 7 198.8 млрд. долл., что в 3.1 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (29 620.0 долларов), ВВП России был бы 4 275.0 млрд. долл., что на 86.1% больше фактического уровня.
ВВП России, 2019
ВВП России в 2019 году составлял 1 692.9 млрд. долл., занимал 11е место в мире и был на уровне ВВП Канады (1 741.5 млрд. долл.), ВВП Южной Кореи (1 646.5 млрд. долл.). Доля ВВП России в мире составляла 1.9%.
ВВП на душу населения в России в 2019 году составил 11 606.0 долларов, занимал 79е место в мире и был на уровне ВВП на душу населения в Науру (12 350.9 долларов), ВВП на душу населения в Коста Рике (12 238.0 долларов), ВВП на душу населения в Санта Люсии (11 611.0 долларов), ВВП на душу населения в Малайзии (11 414.0 долларов), ВВП на душу населения в Маврикии (11 169.0 долларов), ВВП на душу населения в Гренаде (10 818.0 долларов). ВВП на душу населения в России был больше, чем ВВП на душу населения в мире (11 339.0 долларов) на 267.0 долларов.
Сравнение ВВП России и соседей в 2019 году. ВВП России был больше, чем ВВП Финляндии (269.3 млрд. долл.) в 6.3 раз, ВВП Казахстана (181.7 млрд. долл.) в 9.3 раз, ВВП Украины (153.8 млрд. долл.) в 11.0 раз, ВВП Беларуси (63.1 млрд. долл.) в 26.8 раз, ВВП Монголии (13.9 млрд. долл.) в 122.2 раз, но был меньше, чем ВВП Китая (14 342.9 млрд. долл.) на 88.2%, ВВП Японии (5 082.5 млрд. долл.) на 66.7%. ВВП на душу населения в России был больше, чем ВВП на душу населения в Китае (10 004.0 долларов) на 16%, ВВП на душу населения в Казахстане (9 793.0 долларов) на 18.5%, ВВП на душу населения в Беларуси (6 674.0 долларов) на 73.9%, ВВП на душу населения в Монголии (4 295.0 долларов) в 2.7 раз, ВВП на душу населения в Украине (3 496.0 долларов) в 3.3 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в Финляндии (48 678.0 долларов) на 76.2%, ВВП на душу населения в Японии (40 063.0 долларов) на 71%.
Сравнение ВВП России и лидеров в 2019 году. ВВП России был меньше, чем ВВП США (21 433.2 млрд. долл.) на 92.1%, ВВП Китая (14 342.9 млрд. долл.) на 88.2%, ВВП Японии (5 082.5 млрд. долл.) на 66.7%, ВВП Германии (3 861.1 млрд. долл.) на 56.2%, ВВП Индии (2 891.6 млрд. долл.) на 41.5%. ВВП на душу населения в России был больше, чем ВВП на душу населения в Китае (10 004.0 долларов) на 16%, ВВП на душу населения в Индии (2 116.0 долларов) в 5.5 раз, но был меньше, чем ВВП на душу населения в США (65 134.0 долларов) на 82.2%, ВВП на душу населения в Германии (46 232.0 долларов) на 74.9%, ВВП на душу населения в Японии (40 063.0 долларов) на 71%.
Потенциал ВВП России в 2019 году. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в США (65 134.0 долларов), ВВП России был бы 9 500.9 млрд. долл., что в 5.6 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Финляндии (48 678.0 долларов), лучшего соседа, ВВП России был бы 7 100.5 млрд. долл., что в 4.2 раз больше фактического уровня. При показателе ВВП на душу населения на таком же уровне, как ВВП на душу населения в Европе (28 896.0 долларов), ВВП России был бы 4 215.0 млрд. долл., что в 2.5 раз больше фактического уровня.
Почему за 20 лет Россия так и не перешла от стагнации к развитию
Уроки минувших десятилетий российские власти усвоили плохо – они научились преодолевать кризисы и обеспечили макроэкономическую стабильность, но им не удается решить более сложную задачу – вывести экономику на траекторию развития.
От кризиса к кризису
20 лет назад, в 1999 г., Россия выбиралась из тяжелейшего кризиса, обернувшегося дефолтом, глубоким экономическим спадом, обесценением рубля, падением доходов. Девальвация и высвободившиеся мощности дали экономике импульс – рост на 6,4% в 1999 г. и на 10% в 2000 г.
Выбираясь из кризиса, власти готовили реформы – рассчитанную на 10 лет программу Германа Грефа. Были проведены пенсионная и налоговые реформы, включая введение «плоской шкалы» подоходного налога, приняты Трудовой, Земельный и Бюджетный кодексы, начались переговоры о присоединении России к ВТО и создании Таможенного союза. Это были основные достижения начала 2000-х гг., вспоминает профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Олег Вьюгин, работавший первым замминистра финансов и первым зампредом ЦБ: эффективная налоговая реформа, начало реализации программы Грефа, приватизация и заявление президента Владимира Путина о верховенстве права позволили восстановить доверие бизнеса к власти, придали уверенности частному сектору, что спровоцировало приток капитала в страну. В 2000-е гг. шел восстановительный рост, опиравшийся на первые итоги рыночных реформ и растущие нефтяные доходы, указывала директор Центра развития ВШЭ Наталья Акиндинова.
Нефтяными долларами власти оплатили себе право на бездействие: реформы отошли на второй план. Резервы стали «мощным фактором торможения модернизации, поскольку позволяли снижать социальную напряженность за счет замедления реструктуризации предприятий-банкротов», писали в 2012 г. ректор РАНХиГС Владимир Мау и научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин в докладе о рыночных реформах. Программа Грефа, по его собственным оценкам, была выполнена примерно лишь на треть. От нее фактически отказались, вспоминает Вьюгин. Началось усиление централизации власти – прямые выборы губернаторов были заменены их назначением, права местного самоуправления ограничены, а контроль за бизнесом ужесточался. Отношение властей к верховенству закона и опоре на частный сектор в развитии экономики стало меняться, констатирует Вьюгин: у них появилось желание контролировать частный бизнес и привлекать его к финансированию, в том числе теневому, политических задач. Переломной точкой стало дело ЮКОСа, когда в 2003 г. были арестованы и затем осуждены Михаил Ходорковский и Платон Лебедев, а активы компании достались «Роснефти». Начала реализовываться линия на господство государства во всех стратегических секторах, писали Ясин и Акиндинова.
Повышение роли государства проявлялось по крайней мере в трех формах: расширение госсобственности, рост бюджетных доходов и расходов, компенсация недоверия к бизнесу и финансовым институтам за счет развития государственных финансовых структур, перечисляли Мау и Ясин. Целью новой политики стало повышение контроля государства над финансовыми потоками и экономикой в целом, все больше власти полагались на инвестиции бюджета.
Проявлением этого курса стало создание госкорпораций (в 2007 г. появились «Ростех», «Роснано», «Росатом», ВЭБ.РФ, Фонд ЖКХ и «Олимпстрой». – «Ведомости»), получивших ресурсы в виде активов и денег. Только в 2007 г. на их капитализацию было направлено более 600 млрд руб.
Движение экономики, запущенное позитивными ожиданиями, по инерции продолжалось вплоть до 2008 г., замечает Вьюгин. К 2008 г. экономика страны вышла на пик – ВВП составил 108% к 1990 г. Но впереди ее ждал новый шок – мировой финансовый кризис 2008–2009 гг.
Накопление проблем
Властям пришлось переходить от политики «управления ростом благосостояния» к борьбе с кризисом и его последствиями, писал Мау. В банковскую систему было влито более 5 трлн руб., крупнейшим компаниям были предоставлены госгарантии, ВЭБу – средства для поддержки фондового рынка и т. д. Была снижена федеральная часть налога на прибыль (что позволило предприятиям сэкономить почти 500 млрд руб.), изменены правила амортизации, удалось предотвратить банкротство системообразующих предприятий. Вместе с увеличившимися расходами (примерно на 660 млрд руб. в 2009 г.) всего на бюджетное стимулирование в 2008–2009 г. власти потратили более 2 трлн руб.
Весной 2009 г. цены на нефть вновь начали расти, а мировая экономика – восстанавливаться. Вслед за этим начался восстановительный рост и в России. После падения на 7,8% в 2009 г. ВВП страны увеличился на 4,5% в 2010 г., а затем рост стал затухать – и даже дорогая нефть уже не могла поддержать экономику. Со стороны внешнего спроса поддержки тоже не оказалось. Если за четыре докризисных года (2005–2008 гг.) рост мировой экономики составлял в среднем 4,9% в год, то за четыре посткризисных (2010–2013 гг.) – 3,8%, причем все четыре года его скорость падала. Ухудшение внешнеэкономической конъюнктуры привело к падению прибыли предприятий, нехватка ресурсов резко ограничила возможности финансирования инвестиционных программ: в 2013 г. инвестиции в основной капитал упали впервые с 2009 г. Расходы бюджета, возросшие в предвыборные 2011–2012 годы, в реальном выражении начали сокращаться.
Стало понятно, что докризисная модель роста 1999–2008 гг., основанная на потребительском спросе, себя исчерпала. Требовалось переходить на инвестиционную модель и принимать трудные политические решения – провести масштабную приватизацию и принять меры для улучшения инвестиционного климата, указывал Мау. Частично такие задачи попали в программу ставшего в 2008 г. президентом Дмитрия Медведева. С его приходом появились новые надежды, вспоминает Вьюгин: были декриминализированы отдельные статьи Уголовного кодекса, обещано, что в основе политики государства будет лежать принцип «свобода лучше, чем несвобода». Была принята программа приватизации, совершенствовалась судебная практика по бизнес-спорам, была создана группа экспертов для анализа дела ЮКОСа, госкорпорации было предложено преобразовать или ликвидировать, создавался международный финансовый центр.
В итоге из кризиса экономика вышла в тупик. Проблемы копились и не решались, перечисляли экономисты, участвовавшие в разработке Стратегии-2020: «демографический крест» – сокращение числа занятых при росте числа пенсионеров, «ножницы конкурентоспособности» – высокие издержки при слабых институтах, «институциональные разрывы» – отсталые институты при высоком качестве человеческого капитала и «сырьевая зависимость». Россия получила слишком слабый пинок, чтобы очухаться, все более-менее обошлось, говорил Ясин, было бы больше пользы от более серьезных испытаний, которые мог принести экономический кризис.
Российская экономика 1999–2019
ИСТОЧНИКИ: «ЭКСПЕРТ РА», «ВЕДОМОСТИ»
Стабильно без развития
Кризис сильно ударил по людям: девальвация вкупе с ограничением предложения продовольствия из-за антисанкций спровоцировали инфляционный шок – ускорение роста цен до 11,4% к концу 2014 г. ЦБ ответил введением в конце ноября плавающего курса рубля, а затем был вынужден экстренно повысить ключевую ставку до 17%.
Реальные располагаемые доходы россиян начали падать уже в 2014 г., на следующий год падение ускорилось до 3,2% и 5,9% в 2016 г. Пытаясь сохранить привычный уровень потребления, люди начали копить долги, что привело к сильному росту потребительского кредитования – с 2018 г. доля обязательных платежей домохозяйств по необеспеченным потребительским кредитам увеличилась с 7,5 до 8,4% доходов, а доля домохозяйств с кредитами превышает 40%.
Внезапным для избирателей стало решение о повышении пенсионного возраста, с помощью которого власти рассчитывают получить ресурсы для увеличения пенсий, снижения нагрузки на бюджет, увеличения рабочей силы в экономике. За внезапность решения Кремль заплатил ростом протестных настроений населения.
Несмотря на внешнее сходство с кризисами 1998 и 2008 гг., последний спад оказался куда глубже и сложнее. Его можно сравнить лишь с трансформационным периодом 1990-х гг., писала Акиндинова. Россия попала в «ловушку среднего дохода», объясняет замдиректора Центра развития ВШЭ Валерий Миронов: быстро растущие экономики обычно замедляются, когда исчерпывают «преимущества отстающего» – получение большей прибыли из-за низких издержек. Аналитики «Ренессанс капитала» предрекали России 10 лет (до 2023 г.) роста темпами не выше 2% в год. Пока реализуется именно такой сценарий – по прогнозу Минэкономразвития, с 2021 г. темпы роста экономики превысят 3%, но большинство экспертов в это не верят. Только один из 25 аналитиков, опрошенных ВШЭ, надеется на 3%-ный рост ВВП, и то лишь в 2024–2025 гг.
Из-за неоправдавшихся надежд на реформы сформировался кризис доверия к государству, констатировали аналитики Всемирного банка. Единственным успехом властей стали макроэкономические реформы – переход к таргетированию инфляции, стабилизация бюджетных расходов и новое бюджетное правило, перечислял Гуриев. «Но макростабильность – это еще не рост», – предупреждала председатель ЦБ Эльвира Набиуллина этим летом. Бюджетного ресурса тоже недостаточно: госинвестиции не могут подменить частные. Чтобы они росли, бизнес должен быть готов рискнуть собственными деньгами, объясняла она, «а готовность взять на себя этот риск напрямую зависит от пресловутого инвестиционного климата», но теперь эти слова «иногда похожи на крик отчаяния». «Нужны жесткие ограничения даже на скрытую экспансию госсектора и регулятивный раж, придется возобновить реальную приватизацию и развитие фондового рынка», – указывает главный экономист «Эксперт РА» Антон Табах.
Вера в справедливость, частное предпринимательство подорвана, взамен установлен полный административный контроль над судебной системой, которая, казалось, должна была обеспечивать соблюдение законов, описывает состояние инвестиционного климата Вьюгин: в ответ частный сектор куда осторожнее принимает решения об инвестициях, а ставка на госинвестиции все больше растет. Дальнейшее изменение системы невозможно без изменений самой ее сути, говорил федеральный чиновник: без изменения политической ситуации, конкуренции, без устранения неравенства и несправедливости в распределении ресурсов.
Россия в цифрах ввп
2010 15,35 30,37 1,98
2015 22,14 60,94 2,75
Год Млрд. руб. Год Млрд. руб. Год Млрд. руб.
1990 0,00000 2003 13208,20 2016 86148,57
1991 1,40000 2004 17027,20 2017 92037,10
1992 19,0000 2005 21609,80 2018 103626,26
1993 172,000 2006 26917,20 2019 109361,50
1994 611,000 2007 33247,50
1995 1429,00 2008 41428,60
1996 2008,00 2009 39100,70
1997 2343,00 2010 46308,54
1998 2630,00 2011 60282,50
1999 4823,00 2012 68163,90
2000 7306,00 2013 73133,90
2001 8944,00 2014 79199,30
2002 10819,20 2015 83387,19
* Текущие цены с 1991 года по 1997 год выражены в триллионах рублей, с 1998 года после деноминации рубля цены выражены в миллиардах рублей.
Если в таблице значения ВВП выражены нулями, то это говорит об отсутствии данных на данный год.
Анализируя таблицу 2 можно заметить что ВВП страны все время растет, практически нет никаких спадов. В то время как известно о дефолте 1998 года, кризисе 2008-2009 и 2014 годов. Происходит это потому что на показатели ВВП в текущих ценах влияет рост цен и инфляция. Чтобы нивелировать влияние этих явлений приведем значения ВВП выраженные в постоянных ценах.
Год Млрд. руб. Год Млрд. руб.
1990 0,00000 2003 29304,9
1991 0,00000 2004 31407,8
1992 0,00000 2005 33410,5
1993 27500,0 2006 36134,6
1994 24000,0 2007 39218,7
1995 22908,3 2008 41276,8
1996 22081,8 2009 38048,6
1997 22386,8 2010 39762,2
1998 21190,2 2011 41457,0
1999 22536,0 2012 42870,0
2000 24799,9 2013 43444,0
2001 26062,5 2014 43723,0
2002 27312,2 2015 42000,0
Рассмотрев вышеприведенную таблицу и соответствующий график на рисунке легко заметить три спада в величине ВВП. Первый глубокий спад, который начался с 1993 года и продолжался до 1998 года. Второй спад в 2009 году и третий спад в 2015 году.
ВВП России, выраженный в ППС (в долларах) также наглядно демонстрирует три периода уменьшения ВВП (таблица 4)
Ниже приведена еще одна таблица по динамике ВВП России. Она примечательна тем что охватывает весь период с 1990 года по 2019 годы и рассчитана не в текущих ценах, а в постоянных ценах 1990 года. Расчет проводился в долларах США. Такой подход позволил учесть колебания цен и инфляцию в России с 1990 по 2019 годы. В 1990 и 1991 одах Российская Федерация была советской республикой в составе СССР и носила название РСФСР. Таблица позволяет сравнить данные по ВВП с последними годами существования СССР.
Данные этой таблицы также подтверждают наличие трех спадов экономики в России за годы ее «независимости». Наибольший спад произошел в 90-е годы уже прошедшего 20 века.
ВВП России по годам в постоянных ценах 1990 года (дол. США) (таблица 5)
Интересны и данные по темпам роста ВВП. Таблица 6 представляет данные по темпам роста ВВП (в ценах 2008 года) в % к предыдущему году