в каком году ввели одиннадцатилетку
Реформы среднего образования в России
Коренные реформы в народном образовании начались в России после Октябрьской революции 1917 года. В октябре 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное обучение всех детей школьного возраста от 8 до 17 лет в школах 1-й и 2-й ступеней. С принятием Положения ликвидировались классово-сословные учебные заведения: кадетские корпуса, лицеи, духовные училища и семинарии, женские епархиальные училища. Школа отделялась от церкви, церковь от государства, проведена реформа правописания. В школах было введено совместное обучение мальчиков и девочек.
В 1943-1954 годах существовало раздельное обучение, которое было введено в условиях войны в школах-семилетках и средних школах столиц союзных республик и в школах областных и краевых городов, крупных промышленных центров. 18 июля 1954 года специальным постановлением Совета Министров СССР совместное обучение во всех школах было восстановлено.
В эпоху Брежнева пропагандировалось всеобщее среднее образование. Учиться дальше заставляли даже тех, кто не хотел или не мог окончить десятилетку.
В декабре 1989 года Всесоюзный съезд работников народного образования положил начало реформе образования в РФ, определив основные принципы реформирования. Это демократизация, многовариантность и многоукладность образования, учет национальных особенностей в многонациональной стране, разнообразие и дифференциация образования, гуманизация его содержания. Нормативной базой преобразований на начальном этапе стали Указ Президента РФ «О первоочередных мерах по развитию образования в РСФСР» от 11 июля 1991 года и закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года (затем его новая редакция от 13 января 1996 года). Они в основном соответствовали названным принципам реформирования. В положениях Закона в редакции 1992 года образование было объявлено приоритетной сферой государственных интересов.
Госдума ввела обязательное 11-летнее образование
Государственная дума РФ в пятницу, 6 июля, приняла в третьем и окончательном чтении закон об обязательном среднем полном образовании, передает РИА Новости. Вступление закона в силу должно произойти уже 1 сентября 2007 года.
Закон предусматривает прохождение учащимися всех трех степеней среднего образования: начального общего, основного общего и среднего полного общего. Обязательными становится все 11 классов школьной программы.
Соответственно требование о полном среднем образовании будет действовать не до 15, как это было до сих пор, а до 18-ти лет.
Кроме того, оговаривается, что лица, находящиеся в местах лишения свободы, могут получить среднее общее образование до 30 лет.
Закон, по мысли разработчиков, должен повысить общий образовательный уровень российского населения. Сейчас обязательными являются только две первые степени среднего образования: начальное и основное общее, то есть 9 классов школы.
Кроме того, свои возражения по поводу нового закона направила в Госдуму Комиссия Общественной палаты РФ (ОП) по вопросам интеллектуального потенциала нации, обратив внимание, что ответственность за соблюдение 11-летки перекладывается на плечи родителей и самой школы. Между тем, по данным ОП, для введения обязательного среднего полного образования потребуется 30-40 миллиардов рублей.
Как заявил в этой связи председатель комиссии ОП по вопросам интеллектуального потенциала ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов: «Обязанности создавать условия для получения полного среднего образования должно государство и органы местного самоуправления, а иначе это просто профанация идеи».
Новый учебный год – не с 1 сентября?
День знаний в последнее время стал насущной и весьма обсуждаемой темой. И не только по той причине, что уже в эту пятницу все российские школьники отправятся на учёбу, но и во многом потому, что этого может не произойти.
В некоторых российских регионах, включая Москву, школы приняли решение перенести начало учебного года на 4 сентября, поскольку 1-го числа в этом году отмечается большой мусульманский праздник – Курбан-байрам. Муфтий Москвы Ильдар Аляутдинов одобрил эту идею, указав на то, что во время праздника в районах мечетей собираются десятки тысяч верующих мусульман, поэтому школьные линейки, возможно, следует перенести из соображений безопасности и для того, чтобы никто никому не мешал.
Вскоре после этого члены партии ЛДПР выступили с похожей инициативой: перенести День знаний, только ещё дальше – на 1 октября. По мнению депутатов, у каждого региона есть свои национальные и климатические особенности. Исходя из этих соображений, политики заявляют, что школы в муниципалитетах вольны сами решать, когда им удобнее начинать учебный год.
Вместе с тем, как выяснилось, немногие сегодня знают о том, когда и почему именно 1 сентября стало традиционным первым днем учёбы для российских детей.
Об истории этого замечательного праздника, а также о том, как в России от века к веку формировалась и менялась система школьного образования, порталу «История.РФ» рассказал доктор педагогических наук, профессор, член-корреспондент Российской академии образования, заведующий Центром истории педагогики и образования ФГБНУ «Институт стратегии развития образования РАО» Михаил Богуславский.
– Михаил Викторович, когда в России впервые появилась эта традиция – начинать учебный год 1 сентября?
– Это от Петра I. При Петре первое сентября стало неким днём начала учебного года, когда начала формироваться более-менее централизованная государственная система образования. Сначала, кстати, тоже было 1 октября, а потом установилось уже 1 сентября. С того времени это стало традицией.
– А откуда пошла традиция отмечать День знаний и другие праздники, связанные со школой?
– Вообще, все эти традиции, как ни странно, установил Фёдор Фёдорович Брюховецкий. Он в своей школе, которая была в Краснодаре, в 50-е годы обыгрывал все эти события. Он придумал День знаний, Последний звонок, Прощание с букварём – очень много чего, до него даже никогда этого не было. День знаний как большой праздник вот в этой атмосфере идёт именно от него.
– А когда в нашей стране начала складываться система школьного образования, которая наиболее приближена к современной?
– Система образования, приближенная к сегодняшней, сложилась в начале XIX века при Александре I. Как известно, в 1802 году было создано Министерство народного просвещения, воспитания юношества и развития наук – так оно называлось изначально. До этого никакого постоянного органа, который бы занимался государственным управлением образования, никогда не существовало. И вот с этого момента началась уже отстройка более привычной нам системы: во всех губернских городах должны были быть созданы гимназии, открылось восемь университетов, в уездных городах появились училища.
– Всенародную доступность образование обрело лишь в советскую эпоху?
– Конечно, особенно в Средней Азии, где один-два процента людей были грамотными. На Кавказе тоже были очень низкие проценты. За всеобщее образование населения у нас взялись с 1919 года, когда был принят специальный декрет о борьбе с неграмотностью. А на всеобщее начальное обучение мы перешли с 1930 года.
– Сколько обязательных классов тогда было в начальной школе?
– Всегда было четыре. В 70-е годы сделали три, потом снова вернулись к четырём.
– С какого момента существует 11-летняя система обучения?
– 11 лет у нас существовало дважды. Сначала с 1959 по 1964 год. Тогда школа впервые была достроена до 11 лет, потому что она давала профессию. В 10–11 классе ученики два дня ходили на предприятия, на заводы, на стройки и параллельно получали профессию, а некоторые даже – в научно-исследовательских институтах. Потом, по закону об образовании 1992 года у нас снова была введена одиннадцатилетка. Сначала она была фиктивная, потому что не было четвёртого класса – просто переходили из третьего в пятый, а потом её достроили уже до полноценной одиннадцатилетки.
– Первое сентября ведь считается началом учебного года и во многих других государствах?
– Да, и в других странах мира тоже. Но в Израиле, например, очень интересно: они (местные дети – прим. ред.) 1 сентября идут в школу, а потом у них трёхнедельные каникулы! По-моему, до этого они учатся всего два или три дня.
– Насколько я знаю, в Германии дата начала учебного года варьируется в зависимости от конкретного региона – в некоторых землях дети идут в школу в августе, а где-то чуть ли не в середине сентября.
– Но они же учатся весь июнь! Меньше, чем у нас в стране, не учится никто в мире. Ну, может быть, где-то в Африке, но не в развитых странах. У нас меньше всего учебных дней!
– При этом наша Госдума сейчас опять предлагает увеличить каникулы между учебными четвертями.
– Ну, это связано с Курбан-байрамом.
– Не только. Теперь депутаты от ЛДПР настаивают на том, что у разных регионов России есть свои не только национальные, но и климатические особенности. В связи с этим предлагается разрешить муниципальным образованиям переносить дату начала учебного года на 1 октября, а летние каникулы начинать с 1 июля.
– Я тоже об этом думал. Но сейчас, например, холодно и заливает! Кто-то предполагает, что в сентябре должно быть +40? Это сделано ЛДПР просто для того, чтобы перед выборами такую тему поднять, чтобы о себе напомнить. Ерунда!
– Значит, вы считаете, что нет необходимости передвигать День знаний на 1 октября?
– Если бы устраивались ежедневные демонстрации с требованием перенести на 1 октября! А сейчас это совершенно ничем не мотивировано…
Одиннадцать лет до аттестата зрелости
В минобрнауки проанализировали ситуацию и выяснили: диссонанс в правовых документах и отсутствие установленной законом обязательности третьей ступени образования ограничивает права граждан. Более того, «благодаря» такой нестыковке случаются поистине парадоксальные ситуации: во многих школах учеников, закончивших 9 классов с тройками, руководство, ничтоже сумняшеся, попросту не берет в 10-й класс, выставляя на улицу. Дескать, это «балласт», пусть идут в ПТУ.
Что же изменится, если в Россию вернется 11-летка? Ведь, признаться честно, всеобщее среднее образование для страны не в новинку: «всеобуч» известен еще со времен СССР: в 1958-1964 годах полное среднее образование получали все и в обязательном порядке. Отменил этот порядок все тот же Закон «Об образовании», принятый в 1992 году.
Как следует из материалов минобрнауки, возраст школьников, которые смогут получить полное общее образование по очной форме, увеличивается до 20 лет. Это соответствует статье 24 Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе». По ней ученики-очники имеют право на отсрочку от армии на время обучения до тех пор, пока им не стукнет двадцать.
Требование обязательности полного общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до его 18-го дня рождения.
Кроме того, министерство предлагает разрешить ученикам, имеющим «хвосты» по одному предмету, переводиться в следующий класс с пометкой «условно». Но при этом, естественно, «хвостист» обязуется избавиться от задолженности в течение следующего учебного года.
Если же сдать не удалось два и более экзамена, школьник может по усмотрению родителей либо по собственному желанию (если ему уже есть 18 лет) остаться на «второй год» или, как говорится в пояснительной записке к законопроекту, «продолжить обучение в иных формах».
Обязательное обучение на всех трех ступенях общего образования, принятое в большинстве развитых стран мира, по мнению минобрнауки, позволит сделать еще один шаг к сближению систем общего образования России и зарубежных стран.
Андрей Фурсенко, министр образования и науки РФ:
Среднее общее (полное) образование уже стало обязательным в Москве, Тюменской области, Якутии, Казахстане, Молдове, Азербайджане, Армении.
В некоторых странах Евросоюза обучение достигает 13 лет. В Великобритании и США большинство школьников обязаны отучиться 12 лет.
11 или 12 классов? Сколько лет дети учатся в России и других школах мира
Конец августа и начало сентября – время, когда более чем в 120 странах мира начинается учебный год и ребята садятся за парты. И если россияне проводят в школьных стенах 11 лет, то у зарубежных сверстников этот срок несколько больше. В то же время о необходимости принятия реформы в образовании в нашей стране на государственном уровне говорят уже давно. Однако вводить кардинальные изменения в России не спешат.
Мы предлагаем сегодня сравнить сколько лет учатся в школе в разных странах.
Содержание:
Сколько лет учатся в российской школе?
Учёба в российской школе длится 11 лет и поделена на 3 ступени:
Начальная школа
В первый класс дети идут в возрасте 6-7 лет и учатся в начальном звене до 10-11 лет.
Во время обучения школьники знакомятся со следующими предметами:
В РФ все предметы в началке преподаёт один учитель. Исключениями являются только узкоспециализированные дисциплины. Помимо счёта и письма, дети учатся культуре поведения и речи, овладевают элементами теоретического мышления и навыками самоконтроля.
Основная школа
Обязательное среднее образование в России длится 9 лет. После окончания данного курса школьник получает аттестат и далее может поступить в колледж или продолжить учёбу в старших классах школы.
Старшие классы
В РФ к старшим относятся 10 и 11 классы. Учёба здесь уже нацелена на подготовку ребят к поступлению в высшие учебные заведения. А заканчивается школьный курс сдачей ЕГЭ.
Планируются ли изменения?
Неоднократно в России обсуждалась возможность перевода школьников на 12-летнее обучение. Родители и дети жалуются на увеличивающуюся нагрузку из года в год.
Ситуация усугубляется и тем, что появляются новые дополнительные дисциплины, которые также требуют от учеников времени и сил. На дополнительные занятия и спорт у современных школьников времени практически не остаётся. За увеличение количества лет в школе говорит необходимость снять нагрузку с учеников и их родителей.
Противники 12-летки, в свою очередь, бьют тревогу и считают, что длительное время, проведённое за школьной скамьёй, приведёт к инфантильности выпускников, а также к изменению трудоспособного и призывного возраста. Кроме того, при переходе на 12-летку, безусловно, понадобится и увеличение финансирования.
Впрочем, пока такие инициативы существуют лишь на уровне устного обсуждения в Госдуме.
Музыкальные, художественные и спортивные школы
Обучение в музыкальных школах (ДМШ) – процесс не быстрый и занимает от 5-7 лет. В основном срок обучения зависит от возраста ученика, уровня его знаний и выбранной специальности.
Помимо ДМШ, в России при консерваториях существуют средние специальные музыкальные школы. В них обучение длится уже 11 лет, а музыкальные и общеобразовательные предметы совмещены.
В государственных художественных школах имеются нулевые классы, где могут обучаться талантливые ребята, ещё не достигшие нужного для поступления возраста. Всего будущие художественные деятели учатся 5 лет.
Программа в балетных школах рассчитана на 8 лет. К занятиям допускаются дети в возрасте 10-11 лет.
В школах олимпийского резерва программа занимает 8-10 лет. Юные спортсмены за годы обучения проходят несколько этапов подготовки, а минимальный возраст для зачисления – 8 лет. Исключения составляет художественная гимнастика, здесь к занятиям допускаются дети с 6 лет.
Как дети учились в СССР?
Советская школа несколько раз в XX веке трансформировалась в соответствии со стремительно меняющимся временем. Изменения можно разделить условно на несколько эпох:
1. После наступления советской власти общее и профессиональное образование не разделялось. В 9-летних школах параллельно учили и теоретическим знаниям, и ремеслу. Само обучение делилось на 2 ступени: 5 лет и 4 года.
2. В 1932 году советская школа стала 10-летней и подразумевала уже получение среднего образования в 3 этапа:
3. Ситуация вновь изменилась в 1958 году, когда начальной школе отвели вместо 4-х 3 года. А 9 класс отнесли вместе с 10-м к старшим классам. Обязательными стали первые 8 классов. После них уже можно было поступить в техникум. Именно эта система образования, которая сохранялась в стране на долгие годы, была признана лучшей в мире.
Таким образом, до 80-х гг. в Советском Союзе школьная программа укладывалась в 10 классов.
4. С 1987 года было введено 11-летнее образование. Начальная школа вместо 3-летней стала 4-летней. А те ученики, которые заканчивали ещё трехлетнюю начальную школу «перепрыгивали» через класс и переходили сразу в 5 класс. И лишь в Российской Федерации уже в 2001 году 3-летнее обучение в начальной школе отменили повсеместно.
А как учатся дети в других странах мира?
Система образования в других странах также претерпевала изменения. После распада СССР, страны, входившие в Союз, долгое время имели практически одну и ту же модель школьного обучения.
12-летнее школьное образование характерно для США и стран Евросоюза. А такие страны, как Япония и Китай и вовсе имеют кардинально иную систему образования, сложившуюся веками. Там придают большое значение строгому обучению в начальной школе, а, например, для финнов больше важна игра для детей младшего возраста.
Школы Европы
В европейских школах дети обучаются, как правило, с 6 до 18 лет. Этапы учёбы делятся на:
Финляндия
В Финляндии дети идут в школу с 6–7 лет, а заканчивают в 16–17. То есть обучение занимает 10-11 лет. Государство гарантирует детям бесплатное начальное образование. Причём это не только само обучение, но и учебники, тетради, основные канцелярские товары и питание. Школьные годы делятся на 2 ступени:
Далее ученики либо продолжают обучение в старшей школе, где идёт серьёзная подготовка перед поступлением в высшие учебные заведения, либо идут получать профильное образование в училище, сродни российскому колледжу.
Великобритания
В Великобритании школьники учатся 13 лет, а образование включает в себя два этапа:
Старшие 12 и 13 классы не обязательны и есть не в каждой школе. Ребята, которые приняли решение продолжать образование, как правило, после окончания средней школы подают заявления в несколько других школ, сдают экзамен и с нетерпением ждут его результатов.
Италия
Итальянские дети поступают в начальную школу в 6 лет. В общей сложности обучение длится 13 лет:
Франция
Современная французская система школьного образования, как и в большинстве стран Европы, состоит из 3 ступеней:
В 11 лет после начальной школы юные французы поступают в колледж, а потом в лицей. Лицеи делятся на 2 типа: общий и технологический. Последний выпускной класс завершается экзаменом на степень бакалавра, и эта оценка учитывается при дальнейшем поступлении в вузы. Всего обучение длится 13 лет.
Германия
Из 13 лет школьного обучения в Германии 9 классов являются обязательными. Весь срок учатся те, кто собирается поступать в высшие учебные заведения.
В начальную школу идут с 6 лет. Здесь дети учатся чтению, счёту и изучают естествознание.
С 10 до 19 лет дети ходят в среднюю школу, а выбор учебного заведения индивидуален для каждого и зависит от результатов вступительных испытаний, рекомендаций из начальной школы и желания родителей.
В Германии существует 3 типа средних школ:
Помимо этих трёх типов, существуют также обычные школы (Gesamtschule) — они сочетают различные особенности гимназии и реальных школ.
Нидерланды
С Нидерландами всё сложнее. Здесь нет традиционных 12 или 13 классов. В Голландии ребёнок может начать посещать школу с 4-5 лет. И если в 4 года малыша приводят в школу родители по собственному желанию, то в 5 они обязаны сделать это по закону.
Голландская начальная школа — это 8 лет обучения. Первые 2 класса похожи на российские детские сады: домашних заданий в юном возрасте детям не задают, а на занятиях учат работать в команде и выявляют способности ребёнка. И лишь с третьего класса ребят учат письму и счёту. После окончания начальной школы дети сдают тест, от результатов которого будет зависеть последующий учебный курс.
Далее начинается средняя школа и от того, в какое заведение поступит ребёнок, будет зависеть сколько лет ему предстоит там учиться. Обучение в подготовительной средней школе длится 4 года: здесь уже помимо теории ученики получают подготовку к будущей профессии. Старшая средняя школа занимает 5 лет, даёт профессиональное образование и готовит к университету.
Украина
Система образования в стране схожа с российской. До недавнего времени в стране 11-летнее школьное обучение было нормой. Однако вот уже несколько лет правительство Украины поднимает вопрос о переходе на 12-летнее образование по примеру стран Евросоюза.
Попытки переформатировать школьную систему страны уже предпринимались не раз. По задумке чиновников, после окончательной реформы в стране не будет понятия «общеобразовательная школа», а система образования станет следующей:
Такая модернизация требует больших затрат и огромной работы в плане организации кардинально нового учебного процесса. Ведь добавление 12-го класса в корне изменит всю школьную программу.
Американцы учатся в школе 12 лет. Начинают обучение дети с 5 до 8 лет. А весь период делится на:
В начальной школе американцам преподаёт все предметы один учитель. За исключением узкоспециализированных дисциплин.
В средней школе, как правило, обучаются дети в возрасте от 11 до 12–14 лет. Здесь предметы ведут уже разные педагоги. А ученики должны посещать занятия по английскому, математике, естественным и общественным наукам, а также физкультуре. Один или два предмета учащиеся выбирают самостоятельно. Чаще всего это иностранный язык, технологии и искусство.
Старшеклассники уже сами выбирают предметы, которые будут изучать.
Китай
В Поднебесной дети учатся 12 лет. Начальная и средняя школа являются обязательными и занимают у учащихся, как и в России, 9 лет. При этом первые 6 классов – это начальная школа, а неполная средняя длится всего 3 года. Далее перед учащимся стоит выбор:
Школьный день в Китае нельзя назвать лёгким: учёба начинается в 7:30 и заканчивается в 17:00. Длинных летних каникул, привычных для россиян, там тоже нет – учёба длится с сентября до середины июля.
Австралия
Школьное обучение в Австралии занимает 12 лет. Обязательными считаются первые 10 классов. Занятия начинаются с конца января и длятся до середины декабря.
После 12 класса школьники сдают экзамены и заканчивают среднее образование.
Япония
Здесь дети проводят за школьной партой 12 лет, а система образования делится на циклы:
Дети обязаны пройти обучение в начальной и средней школе, далее – по желанию. При этом обучение в школах шестидневное, а каждая вторая суббота – выходной день.
Школьный возраст такой же, как и в других странах: в Японии дети начинают учиться примерно в 6 лет, а выпускаются в 17-18 лет.
Самое большое и необычное отличие японской системы образования от остальных это, пожалуй, то, что в школу здесь ребята идут в апреле. Удивительный на первый взгляд факт имеет крайне просто объяснение: весной цветёт сакура, у природы начинается новый этап жизни, а в школе – новый учебный год.
Во всём мире разные подходы к образованию. Где-то детям в начальной школе на «раскачку» даётся чуть больше времени и адаптация проходит куда мягче. Зато после опыта других стран, где к строгой дисциплине и большим объёмам знаний приучают детей с детства, наша изнуряющая подготовка к ЕГЭ уже не кажется такой ужасной.
В любом случае стоит помнить: оценки в наше время имеют большой вес, однако куда важнее само понимание предмета. Удачи вам и терпения в новом учебном году!