в каком году вхутемас преобразован и переименован во вхутеин
Знаете ли вы, что часто возникновение профессии дизайнера связывают с началом XX века? Тогда многие художники, работая на промышленных предприятиях, начали формировать их фирменный стиль. Это 20-е годы XX века были открыты первые школы дизайна – Баухауз – в Германии и ВХУТЕМАС – в Советской России.
Слышите звуки того времени в аббревиатуре? ВХУТЕМАС. Расшифровывается как Высшие художественно-технические мастерские. Позже они были переименованы и получили еще более смешное название – ВХУТЕИН – Высший художественно-технический институт. Но обо всем по порядку.
Как и всё остальное, после революции 1917 года система художественного образования в России не раз реорганизовывалась. В городах создавались новые заведения – Свободные государственные художественные мастерские (СГХМ). В отличие от академических методов обучения, здесь пропагандировалась идея организации индивидуальных мастерских: студенты вправе были учиться в мастерской того руководителя, которого они выбрали.
Строгановское художественно-промышленное училище в Москве стало базой для Первого СГХМ, Училище живописи ваяния и зодчества, соответственно, – Второго СГХМ. В 1920 году их объединили, в результате и появились Высшие художественно-технические мастерские – ВХУТЕМАС. В 1927-м – еще одна реорганизация, в результате которой ВХУТЕМАС превратился во ВХУТЕИН художественно-технический институт. И уже в 1930-м на основе ВХУТЕИНа были созданы Высший архитектурно-строительный институт (ВАСИ, ныне МАРХИ), Московский полиграфический институт, Художественный факультет Московского текстильного института.
Какова же была цель создания ВХУТЕМАСа? Стране нужно было подготовить художников – мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования. Здесь было 8 специализированных факультетов: архитектурный, деревообделочный, металлообрабатывающий, полиграфический, текстильный и керамический, также живописный, скульптурный.
Считается, что деревообделочный и металлообрабатывающий факультеты Мастерских были своеобразной лабораторией формирования дизайна в нашей стране. Здесь преподавали представители производственного искусства – Александр Родченко, Эль Лисицкий, Владимир Татлин и другие. Их принципы – экономичность материалов и конструкций, рациональность использования пространства, многофункциональность и мобильность изделий. Категорически отвергалось всякое поверхностное украшательство. Большое внимание обращалось на гигиеничность вещей. Многие из их принципов стали впоследствии каноническими для дизайна.
Важными в обучении были инженерно-технические дисциплины: работать будущим дизайнерам предстояло на промышленных предприятиях. Полученные знания трансформировались в проектирование многофункциональных, мобильных предметов: складной киоск-витрина, кресло-кровать, стол-трансформер и так далее. Художественная сторона проявилась, прежде всего, как изобретательская деятельность, направленная на поиски оригинальной, функционально и технически оправданной конструкции.
В общем – рационализм, рационализм и еще раз рационализм. Основная задача будущих дизайнеров, обучающихся во ВХУТЕМАСе, была связана с упрощением существующей вещи, снятием каких-либо украшательств, неработающих, а значит, ненужных частей. Основная идея – сделать вещь простой, удобной и функциональной, применить наиболее массовые материалы и внедрить в массовое же производство. То есть – равнение на ширпотреб!
Краткая справка
ВХУТЕМАС (1920-1927)
ВХУТЕМАС (Высшие художественно-технические мастерские) – всемирно известный комплексный архитектурно-художественный вуз эпохи авангарда. ВХУТЕМАС вместе с немецкой школой Баухаус сформировали основы мировой архитектуры и дизайна ХХ века.
Образован в Москве осенью 1920 г. путем слияния Первых и Вторых Свободных Государственных художественных мастерских (I и II СГХМ, созданных в ходе Первой реформы художественного образования в 1918 г. на базе Строгановского художественно-промышленного училища и Училища живописи, ваяния и зодчества). Располагался в двух зданиях, принадлежавших училищам: на ул. Рождественка (ныне комплекс зданий МАРХИ) и ул. Мясницкая (ныне здание РАЖВЗ Ильи Глазунова).
Создание ВХУТЕМАСа стало результатом Второй реформы художественного образования, которую проводил Наркомпрос РСФСР с июля 1920 г. Согласно Декрету СНК от 18.12.1920 г. ВХУТЕМАС имел целью «подготовить художников-мастеров высшей квалификации для промышленности». Здесь учились специалисты по всем направлениям и видам искусства, архитектуры, дизайна: живописцы, скульпторы и графики, архитекторы и художники театра, керамисты, текстильщики и полиграфисты, проектировщики мебели и внутреннего оборудования жилых и общественных зданий.
Этапы развития школы связаны с именами трех ректоров:
во ВХУТЕМАСе преподавали крупнейшие мастера советского искусства
Архитекторы:
Живописцы и графики:
Скульпторы:
Пионеры дизайна:
С начала первого учебного года (1920) в структуре ВХУТЕМАСа были образованы восемь факультетов: архитектурный, живописный, скульптурный, полиграфический, металлообрабатывающий и деревообделочный, текстильный и керамический.
В мастерских шли поиски объективных научных основ художественного образования широкого профиля, на основе уникальных новаторских методик разрабатывались концепции пропедевтических дисциплин:
На Архфаке сформировались два отделения:
В структуру Живфака входили три отделения: станковое, театрально-декорационное и монументальное.
Выпускники Скульптфака получали квалификацию в области монументальной, декоративной и портретной скульптуры.
Большое внимание уделялось практической стороне обучения на производственных факультетах. Здесь формулировались основные принципы нового вида творческой деятельности – художественного конструирования (дизайна).
Важным событием для ВХУТЕМАСа стало участие во Всемирной выставке в Париже летом 1925 г., на которой демонстрировались лучшие работы студентов Архфака, Дерфака и Метфака, а за представленный новаторский курс пропедевтических дисциплин ВХУТЕМАС получил Гран-при.
Важным событием для ВХУТЕМАСа и архитектурного сообщества стала Международная выставка СА во ВХУТЕМАСе в августе 1927 г. (организатор – ректор Новицкий).
В сентябре 1927 г. ВХУТЕМАС был переименован во ВХУТЕИН (Высший художественно-технический институт). В результате этой перестройки должна была усилиться ориентация вуза на подготовку специалистов для дерево- и металлообрабатывающей промышленности, керамического и текстильного производства, полиграфии.
Осенью 1930 г. ВХУТЕИН был расформирован.
Архфак и архитектурное отделение МВТУ образовали АСИ (с 1930 г. – МАИ, с 1970 г. – МАРХИ).
Живфак и Скульптфак были объединены с соответствующими факультетами ленинградского ВХУТЕИНа в Институт пролетарского искусства.
Производственные факультеты были переданы инженерно-техническим вузам Москвы.
Полиграффак был соединен с полиграффаком ленинградского ВХУТЕИНа, образовав художественное отделение московского Полиграфического института (ныне Политех).
Текстильный факультет стал художественным отделением вновь созданного Текстильного института (ныне РГУ им. А.Н. Косыгина).
С воссозданием Строгановского училища (1945 г.) была возрождена подготовка специалистов в области дизайна, интерьера, прикладного искусства (ныне МГХПА им. Строганова).
Педагогическая система, разработанная во ВХУТЕМАСе, была унаследована ведущими художественными вузами России.
Справку составили: Иванова-Веэн Л.И., Лаврентьев А.Н.
В настоящее время учебные работы, выполненные студентами ВХУТЕМАСа, оцениваются наравне с произведениями художников русского авангарда, и находятся:
Короткий век ВХУТЕМАСа. Как появился и исчез первый советский институт дизайна
Высшие художественно-технические мастерские (ВХУТЕМАС) стали первым послереволюционным учебным заведением для подготовки творческих кадров и местом, где зарождалось советское дизайнерское образование. За 10 лет существования института его окончили около 1500 художников, скульпторов и архитекторов. В стенах ВХУТЕМАСа разрабатывали новые методики преподавания, среди педагогов были представители авангарда, конструктивизма и рационализма.
История института, где готовили художников, определивших развитие советского и российского искусства, — в рассказе Александры Селивановой, куратора выставки «ВХУТЕМАС-100. Школа авангарда» в Музее Москвы.
Совместный материал mos.ru и агентства «Мосгортур».
Эпоха до ВХУТЕМАСа
До Октябрьской революции художественное образование в стране находилось в ведении Академии художеств, учрежденной Сенатом в 1757 году. Больше 100 лет академия была единственным высшим учебным заведением в стране, где изобразительному искусству обучали по европейским стандартам. Поступить туда мог далеко не каждый: обучение было платным и только для мужчин.
В 1918 году академию упразднили и открыли Государственные свободные художественные мастерские (ГСХМ), введя кардинально новый принцип организации обучения: вступительные экзамены упразднили, женщин принимали наравне с мужчинами, а наличие начального образования стало необязательным критерием — для поступления требовалось лишь желание учиться. Занятия строились по принципу обучения в индивидуальных мастерских, абитуриент сам выбирал мастера, к которому хочет пойти.
ГСХМ были созданы на базе двух крупных учебных заведений — Строгановского художественного училища, ставшего ГСХМ I, и Московского училища живописи, ваяния и зодчества (ГСХМ II). В зданиях, доставшихся от закрытых в том же году училищ (корпуса на Мясницкой и Рождественке), профессиональные художники преподавали студентам мастерских основы искусства живописи, графики и скульптуры.
Через два года стало понятно, что и новому учебному заведению не избежать перестройки: студенты и профессора были недовольны отсутствием четкой программы, а страна нуждалась в профессиональных художественных кадрах для работы в промышленности. Осенью 1920 года ГСХМ I и II объединили в одно учебное заведение, на базе которого открыли Высшие художественно-технические мастерские — ВХУТЕМАС.
Создание ВХУТЕМАСа
Постановление Совета народных комиссаров об открытии в Москве ВХУТЕМАСа было подписано Лениным в декабре 1920 года, однако работать заведение начало еще осенью. Согласно документам, ВХУТЕМАС был специальным художественно-техническим учебным заведением, где готовили «художников — мастеров высшей квалификации для промышленности, а также инструкторов и руководителей для профессионально-технического образования».
Мастерские сильно отличались от существовавших ранее художественных учебных заведений: здесь учили искусству не ради искусства, а готовили художников, реформирующих быт, включенных в жизненные процессы общества. Во ВХУТЕМАСе было восемь факультетов: три художественных (архитектурный, скульптурный и живописный) и пять производственных (текстильный, полиграфический, керамический, деревообделочный и металлообрабатывающий). Последние два позже объединили в один факультет со звучным названием-аббревиатурой «дерметфак».
Одним из основных методологических нововведений ВХУТЕМАСа был пропедевтический, вводный курс. Независимо от выбранной специальности все студенты первые два года должны были отучиться на основном отделении, сформированном из подготовительных курсов разных факультетов. Здесь изучали универсальные для всех специальностей основы — цвет, графику, объем и пространство.
Пропедевтический курс состоял из научно-технических, художественных и гуманитарно-общественных дисциплин, которые составляли базу общего образования студентов. Благодаря вводному отделению учащиеся ВХУТЕМАСа становились универсальными специалистами. Со временем курсы основного отделения менялись, уменьшалась продолжительность обучения, но основная база вводных дисциплин существовала во ВХУТЕМАСе до самого закрытия.
Ректорат
За время существования у ВХУТЕМАСа было три ректора: Ефим Равдель, Владимир Фаворский и Павел Новицкий. Первый больше ориентировался на авангардное направление в искусстве и был сторонником такой системы обучения, при которой студенты получали знания, выполняя определенный художественный заказ. Ученикам и преподавателям не нравилась идея ориентироваться только на производственное искусство, и в 1923 году по просьбе студентов Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения РСФСР) назначил нового ректора — Владимира Фаворского.
Новый руководитель сумел найти компромисс между преподавателями — традиционалистами и авангардистами, уладил конфликт производственных и художественных факультетов, возникший при Равделе, и окончательно закрепил в структуре ВХУТЕМАСа обязательное для всех основное отделение. При Фаворском в 1923 году появились вступительные экзамены и открылся художественный рабфак (рабочий факультет), где к поступлению в мастерские готовили рабочих и крестьян.
В 1926 году Фаворского сменил Новицкий и сразу вывел вперед производственные факультеты — третий ректор сделал ставку на подготовку промышленных специалистов, для чего изначально и создавался ВХУТЕМАС. При Новицком в 1928 году заведение переименовали в Высший художественно-технический институт (ВХУТЕИН), занятия на основном отделении сократили до года, а весь срок обучения увеличили с четырех до пяти лет. Основной задачей института при новом ректоре стала подготовка специалистов нового типа — художников-производственников, умеющих выполнять конкретные работы производственного характера.
Преподаватели
В разные годы в мастерских преподавали крупные мастера советского искусства: скульпторы Вера Мухина и Алексей Бабичев, архитекторы Моисей Гинзбург и Николай Докучаев, художники и графики Петр Митурич и Василий Кандинский, первопроходцы в дизайне Эль Лисицкий и Александр Родченко. ВХУТЕМАС объединил педагогов с разными взглядами и подходами к искусству: авангардисты Петр Кончаловский, Илья Машков и Владимир Татлин работали вместе с Иваном Жолтовским, Алексеем Щусевым и Василием Яковлевым, которым установки авангарда не были близки. Принадлежавших к разным идеологическим лагерям педагогов объединял формально-аналитический метод преподавания. На всех факультетах ВХУТЕМАСа студентов нацеливали на активную интеллектуальную работу, заставляли анализировать реальность, а не копировать ее.
Занятия в индивидуальных творческих мастерских тоже были распространены. Ярким примером такой организации учебного процесса был живописный факультет. Его студенты могли свободно выбирать мастера и переходить из мастерской в мастерскую — от Машкова к Куприну, от Куприна к Фальку. Остальные факультеты состояли из отделений, каждое из которых имело несколько кафедр.
Студенты
«Возрастной и социальный состав студентов был чрезвычайно пестрым. Многие отвоевали Гражданскую войну… Много было студентов из далеких, захолустных тогда окраин России, большой процент составляли рабфаковцы, и возраст колебался от восемнадцати до сорока и более лет», — вспоминал об учебе во ВХУТЕМАСе художник Валерий Алфеевский.
Между студентами редко возникали конфликты, потомки профессорских семей спокойно уживались с выходцами из деревни. В первом наборе студентов училась Варвара Арманд — дочь известной революционерки Инессы Арманд. Девушка жила в общежитии на Мясницкой, как и остальные вхутемасовцы. Однажды проведать ее приехали Ленин с Крупской. Тот вечер 1921 года позже стал одной из легенд ВХУТЕМАСа — учащиеся рассказывали Владимиру Ильичу о своей студенческой жизни, кормили его кашей и обсуждали творчество Маяковского, который часто захаживал в общежитие в гости к своему другу Родченко. Разговор о поэзии инициировал сам Ленин: Надежда Крупская вспоминала, что он спросил студентов, читают ли те Пушкина. Вхутемасовцы возмущенно ответили отрицательно, назвали Пушкина буржуем и сообщили, что любят Маяковского. «Ильич улыбнулся: “По-моему, Пушкин лучше”», — писала Крупская.
Досуг у студентов был не менее интересным, чем учеба. Ребята ставили спектакли, выпускали стенгазеты и самиздатовские журналы, устраивали творческие вечера и танцы, читали стихи и показывали карикатуры на преподавателей. Хватало места и для спорта: работали секции бокса, стрельбы, гребли, волейбола. Некоторые учащиеся делали серьезные успехи — например, тренер Александра Дейнеки считал, что лучше бы ему бросить живопись и стать профессиональным боксером.
Из стен ВХУТЕМАСа вышли художники, имена которых навсегда вписаны в историю отечественного искусства: скульпторы Нина Зеленская и Илья Слоним, живописцы и графики Александр Лабас и Юрий Меркулов, архитекторы Тевель Шапиро и Анатолий Жуков, иконописец Евгений Спасский, драматург и киносценарист Михаил Вольпин.
Теория и практика
Во ВХУТЕМАСе большое значение придавалось связи с производствами — факультеты стремились максимально обеспечить студентов практикой. Например, у керамического факультета была договоренность с Дулевским фарфоровым заводом, а у текстильного — с Трехгорной мануфактурой и Первой ситценабивной фабрикой. Студенты учились и параллельно работали, педагоги тоже работали со студентами без отрыва от производства. На текстильном факультете преподавали Людмила Маяковская, трудившаяся на Трехгорной мануфактуре, и Варвара Степанова, которая параллельно была дизайнером на Первой ситценабивной фабрике.
На архитектурном факультете не было повторяющейся из года в год учебной программы. Преподаватели часто давали студентам задания, связанные с актуальными архитектурными конкурсами, и даже привлекали их к реальному строительству. Например, Хавско-Шаболовский жилой комплекс, где сейчас находится Центр авангарда, спроектировал студент Николай Травин.
Один из самых известных нереализованных студенческих проектов — Красный стадион, огромный спортивный центр на Воробьевых горах со стадионом на несколько тысяч человек. Его строительство было начато, и студенты принимали в нем активное участие, но во время работ начались оползни, и проект закрыли.
Здание Московского планетария построили выпускники ВХУТЕМАСа — архитекторы Михаил Барщ и Михаил Синявский. После окончания института они остались работать там ассистентами. Когда был объявлен конкурс на проект планетария, маститые архитекторы подумали, что он не стоит их внимания, а Барщ и Синявский представили свой вариант и выиграли.
Студенты ВХУТЕМАСа часто выполняли госзаказы. Например, для III Всемирного конгресса Коминтерна, проходившего в Москве в 1921 году, на керамфаке делали сувениры, а полиграффак выпускал печатную продукцию. Студенты принимали участие и в оформлении городских праздников. Всероссийскую сельскохозяйственную и кустарно-промышленную выставку 1923 года на Воробьевых горах расписывали учащиеся живописного факультета, скульптуры создавали студенты скульптфака, а сооружения и павильоны оформляли ученики архитектурного факультета.
Закат ВХУТЕМАСа-ВХУТЕИНа
В конце 1920-х началась борьба с авангардным искусством, и закрытие ВХУТЕИНа было логичным следствием. Искусство теперь должно было отражать линию партии, быть понятным и воплощать представления власти о лучшей жизни. Разнообразие форм и стилей стало невозможным — от художников требовали единства средств и целей, а соцреализм стал главным направлением в искусстве. За несколько лет до расформирования из института постепенно стали убирать неугодных преподавателей и студентов. Многочисленные доносы и внутренние конфликты привели к ликвидации института в 1930 году.
Некоторым факультетам удалось выжить: одни вошли в состав новых специализированных заведений, другие присоединились к профильным вузам. В здании на Мясницкой на базе полиграфического факультета ленинградского и московского ВХУТЕИНа был открыт Московский полиграфический институт во главе с бывшим деканом и ректором Фаворским, текстильный факультет стал частью Текстильного института, а архитектурный остался на Рождественке и вошел в состав нового Московского архитектурного института. Студентов и преподавателей скульптурного и живописного факультетов перевели в Ленинград, в Институт пролетарских изобразительных искусств, керамический факультет — в экспериментальный Институт силикатов, который почти сразу и закрыли. Остальные факультеты были полностью расформированы.
Многие преподаватели ВХУТЕИНа ушли из педагогики, а те, кто остался, разъехались по стране. Полностью изменилась система преподавания в художественных институтах, все вхутемасовские учебные наработки были забыты до 60-х годов XX века, когда ассистентам преподавателей ВХУТЕИНа и самим преподавателям удалось вернуть некоторые методики в вузы.