в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе

Эволюция школьной программы по информатике

Первые эксперименты

Наверное, кому-то это покажется неожиданным, но первые опыты преподавания информатики в советской школе начались почти за тридцать лет до выведшей данный предмет в массы реформы образования. Действительно, трудно поверить, что уже в 1959 году в ряде школ Москвы и Новосибирска старшеклассников обучали программированию, теории информации и мат. части тогдашних компьютеров. Между тем, ни в появлении такого предмета, как информатика, ни в географическом расположении первых экспериментальных зон нет ничего удивительного. Буквально с самого начала опыт эксплуатации советских электронно-вычислительных машин выявил острую необходимость в квалифицированном обслуживающем персонале, понимающем принципы работы ЭВМ и способного с ней взаимодействовать. Именно по этой причине в двух «кибернетических столицах» Союза, обладавших максимальным парком вычислительной техники, под руководством известных ученых Андрея Петровича Ершова (в Новосибирске) и Семена Исааковича Шварцбурда (в Москве) были оперативно разработаны школьные учебные планы для решения текущих задач. Кстати, впоследствии именно Ершов станет автором первого всеобщего курса информатики.

в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть картинку в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Картинка про в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе
«Дореформенный» учебник Демидовича для факультативов (слева) и канонiчный учебник Ершова — первое экспериментальное пособие под новую программу

Как видим, тогдашние дети изучали многое из того, о чем сейчас не догадываются даже взрослые программисты. Ничего не поделаешь, ведь процесс программирования и отладки в то время был весьма низкоуровневым и трудоемким.

Процесс пошел

Что касается собственно программирования, то в начальном варианте курса отсутствовала привязка к какому-либо конкретному языку. Вместо этого предлагалось использовать абстрактный русскоязычный алгоритмический язык (РАЯ), представлявший собой по сути символьную развертку блок-схем — школьные шутники называли его «если не то — то всё».

в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть картинку в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Картинка про в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе
Пример программы на школьном алгоритмическом языке

В качестве следующего шага основоположник советской информатики А.П. Ершов в своем учебнике рекомендовал использовать язык Рапира – машинно исполняемую адаптацию алгоритмического языка. Были и другие предложения – так, «московская школа» преподавателей активно продвигала популярный в то время язык Алгол. Однако уже через 2-3 года основным школьным языком программирования де-факто стал Бэйсик – достаточно простой для детей, но при этом имеющий необходимый функционал и, самое главное, адаптированный под весь зоопарк вычислительной техники, появившейся в кабинетах информатики. К слову сказать, Бэйсик не сдал свои позиции в школе и поныне.

в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть картинку в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Картинка про в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе
Алгоритм нахождения точки пересечения графика функции с прямой y=x методом итераций, язык Рапира

Прежняя «безмашинная» методика преподавания информатики постепенно уступала место «машинной», у детей появился доступ к технике и возможность писать свои собственные программы. Историю оснащения школ компьютерной техникой я подробно описывал год назад, сейчас просто хочу отметить, что именно знакомство с компьютерами, а не предмет как таковой, стал для многих из нас поворотной точкой в нашей жизни. Лучшие учителя прекрасно это понимали, и активно подогревали интерес к творчеству, преодолевая методические преграды – учебники «не под тот язык», различия в диалектах и так далее.

Курс информатики образца 1985 года оставался практически неизменным в течение почти 15 лет. Между тем мир вокруг нас за это время стал совсем другим – и школьной информатике также необходимы были перемены.

Новейшая история

Примерно с двухтысячных годов информатика стала расширять свое присутствие в школьной программе, изучать ее стали с 7 класса, начиная с одного часа в неделю, а в девятом уже по два. Таким образом общее количество часов значительно увеличилось, при этом программа существенным образом не изменилась. У учителей появилась возможность углубиться в преподаваемый материал и уделить больше внимания практике.

Одним из главных нововведений в предмете (который к тому времени стал называться по-другому – «Информационно-коммуникационные технологии», ИКТ) стали как раз эти самые коммуникации, то есть локальные и глобальные средства передачи данных. К сожалению, этот очень важный, на мой взгляд, раздел, куда, в принципе, могут войти и основы веб-программирования, и теоретические аспекты построения компьютерных сетей, по настоящий день с трудом находит себе место в программе, главным образом, вследствие отсутствия должных знаний у самих преподавателей.

в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть картинку в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Картинка про в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе
Современные учебники по ИКТ

По-прежнему не менее четверти учебного времени отводилось под изучение языков программирования. К тому моменту переход на современную платформу х86 в школах уже в целом завершился (хотя, как мы выяснили в прошлый раз, в сельских школах он растянулся еще на многие годы), что дало возможность унифицировать учебную среду. Учителя в своей массе ради обеспечения совместимости с уже имеющимся кодом тянулись к древним, как помет мамонта, версиям Бейсика – до тех пор, пока они работали под текущими операционными системами. Продвинутые учебные заведения получили возможность уместить в курс дополнительные языки программирования, такие как С или Java, которые ранее преподавались отдельно. Однако обязательными базовыми языками, как уже говорилось, остались Бейсик и Паскаль.

в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть картинку в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Картинка про в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе
Microsoft Quick Basic — непреходящее «наше всё» для школяров

Изучение прикладного программного обеспечения, входившее в курс информатики изначально, в какой-то момент стало опасно крениться в сторону стандартных и офисных средств Microsoft Windows. Тенденцию, однако, сбила непоследовательность властей от образования в вопросе выбора школьной программной платформы. О перипетиях этого процесса и, в частности, о многострадальной программе «Первая помощь», я также уже рассказывал. Сейчас, в принципе, все вернулось на круги своя – изучается функционал, а не продукт (например, текстовый, табличный, графический редактор и т.д.), хотя перечень утвержденных конкретных реализаций функционала все равно ограничен.

в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть картинку в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Картинка про в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе
Попытки приобщить к информатике младшеклассников предпринимались еще в Советском Союзе, однако там они носили, скорее, образцово-показательный характер

Трендом сегодняшнего дня является дальнейшее омоложение курса информатики. Два года назад была одобрена экспериментальная программа, предусматривающая изучение предмета, начиная со второго класса. Не могу сказать, насколько широко она распространилась за это время, однако точно знаю, что ряд школ Нижнего Новгорода по ней точно работают.

В течение всего поста я старался воздерживаться от каких-либо оценок, поскольку не считаю себя большим специалистом в данном предмете, однако закончить его хочу сугубо личным мнением. Оно таково: овладение компьютерными знаниями в наше время является одним из основ успешности будущей профессиональной жизни ученика – чем бы он не решил заняться. Перед школьной информатикой следует поставить задачу вырастить всесторонне развитого в плане IT человека. Человека, который не потеряется в нашем высокоскоростном цифровом мире.

Благодарю свою учительницу по информатике Надежду Валентиновну Соличеву за все рассказанное для этого поста.

Источник

В каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе

в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть картинку в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Картинка про в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе

Программное обеспечение школьной информатики поддерживает информационную, управляющую и обучающую системы средней школы. В области технического обеспечения она имеет цель, которая заключается в экономическом обосновании выбора технических средств для сопровождения учебно-воспитательного процесса школы. Учебно-методическое обеспечение школьной информатики состоит в разработке учебных программ, методических пособий, учебников по курсу информатики и т.п. Организационное обеспечение связано с внедрением и поддержанием новой информационной технологии учебного процесса.

Школьный предмет информатики должен отражать наиболее общезначимые, фундаментальные понятия и сведения, вооружать учащихся знаниями, умениями и навыками, необходимыми для изучения основ информатики и других наук, а также готовить учащихся к будущей практической деятельности.

Среди принципов формирования содержания образования дидактика выделяет, как наиболее важный, принцип единства и противоположности логики науки и учебного предмета.

Изучение информатики и ИКТ в школе направлено на достижение следующих целей:

Становление школьного курса информатики в СССР в 60-80 годы

в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть картинку в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Картинка про в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе

Компьютерная грамотность как основная цель преподавания информатики в 80-90 годы

Информатизация образования за рубежом

Безмашинный и машинный варианты преподавания информатики в 80-90 годы

в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть картинку в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Картинка про в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе

Первая программа курса ОИВТ 1985 года содержала три базовых понятия: информация, алгоритм, ЭВМ. Эти понятия определяли обязательный для усвоения учащимися объем теоретической подготовки. Содержание обучения складывалось на основе компонентов алгоритмической культуры и компьютерной грамотности учащихся. Курс ОИВТ предназначался для изучения в двух старших классах – в девятом и десятом. В 9 классе отводилось 34 часа (1 час в неделю), а в 10 классе содержание курса дифференцировалось на два варианта – полный и краткий. Полный курс в 68 часов был рассчитан для школ, располагающих вычислительными машинами или имеющими возможность проводить занятия со школьниками в вычислительном центре. Краткий курс объемом 34 часа предназначался для школ, не имеющих возможности проводить занятия с применением ЭВМ. Таким образом, сразу были предусмотрено два варианта – машинный и безмашинный. Но в безмашинном варианте планировались экскурсии объемом 4 часа в вычислительный центр или на предприятия, использующие ЭВМ. Однако реальное состояние школ и готовность учительских кадров привели к тому, что курс был изначально ориентирован на безмашинный вариант обучения. Большая часть учебного времени отводилась на алгоритмизацию и программирование, через которые преимущественно и рассматривалось общеобразовательное значение предмета информатики.

Источник

Предметно-методическая кафедра информатики и ИКТ

Оренбургского президентского кадетского училища

в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть картинку в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Картинка про в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе

Эволюция школьной информатики

В этом году школьной информатике исполняется 30 лет. Это повод вспомнить историю появления предмета, попытаться понять логику его развития, а также перспективы с позиции сегодняшнего уровня развития информационных технологий.

в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть картинку в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Картинка про в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе

Появлению в 1985 году в общеобразовательной программе СССР предмета «Основы информатики и вычислительной техники» предшествовала приблизительно 25-летняя предыстория. Во время реформы общего образования начала 1960-х была введена профессиональная подготовка в старших классах. Одним из множества направлений подготовки была специальность «вычислитель-программист». Ученики специально созданных математических классов успешно осваивали программирование для ЭВМ. В целом такая практика не была распространена и встречалась в основном в крупных университетских городах.

В конце 60-х – начале 70-х гг. в отечественной педагогике появились первые исследования, рассматривающие необходимость введения в школьную программу нового учебного предмета. Академиком В.С. Ледневым был разработан факультативный курс «Основы кибернетики», среди тем которого были информация и информационные процессы, информационные модели, устройство ЭВМ и программирование для ЭВМ. Интересно, что уже в 1979 г. была сформулирована концепция ориентации на развитие определенного стиля мышления учащихся, названного операционным – иными словами, цели изучения информатики уже тогда соответствовали современным представлениям о компетентности в области информационной деятельности.

в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Смотреть картинку в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Картинка про в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программе. Фото в каком году в ссср дисциплина информатика впервые появляется в школьной программеПоявление курса «Основы информатики и вычислительной техники» (ОИВТ) – во многом заслуга академика А.П. Ершова. Им же и был подготовлен первый учебник информатики, рассчитанный на изучение в старших классах. Как следует из названия, ознакомительный курс предполагал обучение теоретическим основам информатики и работе на вычислительной технике. Основной упор, тем не менее, делался на языки программирования и алгоритмику – сказывалось отсутствие материально-технической базы. Кроме того, лозунг Ершова («Программирование – вторая грамотность») был, к сожалению, воспринят преподавателями дословно, хотя из доклада с вышеупомянутым названием можно понять: под программированием академик понимал искусство управления компьютером в целом.

Новый этап развития предмета начался с 1993 г. после принятия Закона об образовании РФ. Название предмета изменилось с ОИВТ на «Информатика», изменилась и концепция обучения: из ознакомительного курс превратился в основной.

Одной из последних перемен было изменение название предмета на «Информатика и информационные технологии». Целью обучения данному курсу является овладение информационными технологиями в целом и Интернет-технологиями в частности.

В настоящее время не существует единого, основополагающего представления о том, какой должна быть информатика в школе. Поэтому зачастую на уроках информатики установка дается только на инструмент работы с информацией – компьютер. «Главная цель курса – развитие алгоритмического стиля мышления», — считает А.Г. Кушниренко, советский и российский специалист в области информационных технологий. «Умение обращаться с компьютером или знание конкретных программных систем не входит в непосредственные цели курса». Иными словами, целью школьного курса информатики сегодня является не столько подготовка пользователя-оператора, сколько развитие и воспитание творческой личности, а это невозможно без углубленного изучения алгоритмизации и программирования.

Источник

История развития школьной информатики: основные этапы и ключевые события

В развитии отечественного школьного курса информатики можно выделить следующие основные этапы:

I этап развития отечественного школьного курса информатики: в рамках производственного обучения в школе и факультативных курсов возникли направления изучения кибернетики и информатики в средней школе; практической реализацией этого подхода явился курс «Основы кибернетики» (В.С.Леднев, А.А.Кузнецов), рекомендованный в 1975 году Минпросом СССР сначала в качестве факультативного. В старших классах школы с производственным обучением, были организованы курсы по изучению программирования и устройства ЭВМ, разработанные учеными С.И. Шварцбурдом, И.Н. Антиповым, В.М. Монаховым и др. Идея общеобразовательного курса получила признание и поддержку в лице ведущих специалистов того времени. Хронология I этапа:

· 1960-е годы: Подготовка программистов в московских школах с математической специализацией.

· 1970-е годы: Подготовка школьников по специальностям, связанным с ЭВМ (Москва, Ленинград, Новосибирск). Министерство образования рекомендует программу факультативного курса «Основы кибернетики» (В.С.Леднев, А.А.Кузнецов).

· Конец 70-х годов: Обоснование необходимости включения в структуру общего образования курсов, отражающих науки, изучающие информационные, кибернетические стороны мира (В.С. Леднев); разработка концепции школьной информатики (А.П. Ершов, Г.А. Звенигородский, Ю.А. Первин).

· 1982 год: Решение Министерства просвещения СССР о введение калькуляторов в учебный процесс

· 1984 год: Разработка основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы

· 1985 год: Разработка программы предмета «Основы информатики и вычислительной техники».

II этап развития отечественного школьного курса информатики. В 1985 г. директивно был введен обязательный общеобразовательный курс «Основы информатики и вычислительной техники». Одним из его идеологов был академик А.П. Ершов, который видел цель этого курса, прежде всего, как обеспечение компьютерной грамотности школьников. Ведущая роль в содержании курса информатики отводилась программированию. В итоге все выливалось в «Бейсик-уклон».

1 сентября 1985 г.: Начало преподавания основ информатики и ВТ в массовой школе.

1985 г. Начало подготовки учителей информатики в пединститутах по новым учебным планам.

1986 г. Начало издания журнала «Информатика и образование».

1985–1986 гг.: Разработка первого учебного пособия по информатике (А.П. Ершов, В.М. Монахов, А.А. Кузнецов, С.А. Бешенков, А.С. Лесневский, М.П. Лапчик и др.).

К концу 80-х в школы начала массово поставляться советская компьютерная техника: БК, ДВК, УКНЦ, Корвет, Вектор и т.п., а также японские Ямахи.

В 1987-1990 гг. появились первые экспериментальные программы по информатике для младших школьников (Бешенков С.А., Дуванов А.А., Зайдельман Я.Н., Первин Ю.А.). В них основной задачей являлось знакомство детей с компьютерной техникой, принципами, методами и средствами программирования, понятиями “алгоритм”, “исполнитель”, “типы данных” и др.

Обучение информатике проходило под лозунгом, выдвинутым академиком А.П. Ершовым, «Программирование – вторая грамотность». Отечественная техника, выпускаемая в это время, имела программное обеспечение в основном для обучения программированию. На преподавание курса ОИВТ было выделено 1-2 часа в неделю в 9-10 классах. Поначалу в большинстве школ информатика преподавалась по «безмашинному варианту», поскольку лишь немногие школы могли обеспечить своим ученикам работу с программируемыми микрокалькуляторами и доступ к ЭВМ, в основном, используя материально-техническую базу предприятий, вузов, НИИ.

III этап развития отечественного школьного курса информатики связан с использованием трех учебников, составленных разными авторскими коллективами. К концу 80-х годов возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ. В результате проведенного в 1987 году конкурса, для преподавания информатики в школе был рекомендован учебник ОИВТ, написанный авторским коллективом под руководством В.А. Каймина. По мнению авторов, преподавание ОИВТ должно решать триединую задачу: формирование компьютерной грамотности, логического мышления и информационной культуры учащихся. Под компьютерной грамотностью подразумевается «умение читать и писать, считать и рисовать, а также искать информацию, применяя для этого ЭВМ».

Учебник А.Г. Кушниренко и др. – наиболее близкий по идеологии к учебнику. Основной целью обучения информатике в общеобразовательной средней школе провозглашается развитие операционного (алгоритмического) мышления учащихся. Центральное понятие курса – алгоритмы, а основное содержание учебной деятельности – составление и анализ алгоритмов.

Третий учебник ОИВТ подготовлен авторским коллективом в составе А.Г. Гейна и др. В программе сказано: « Основной целью курса является обучение школьников решению жизненных задач с помощью ЭВМ ». Курс носит явно выраженную прикладную направленность. Как ни в одном другом курсе широко используются межпредметные связи.

На третьем этапе четко прослеживается идея «базовогокурса»; появление Обязательного минимума содержания информатики; учебный план 98 года снова вернул информатику в 10-11 классы, но объявлял самостоятельной областью; «Регионализация» преподавания информатики; Концепция стандарта по информатике. Формулируется новая цель: «Компьютерная грамотность – каждому школьнику».

1991 год. Учитель имел право выбрать любой из трех учебников по своему усмотрению. В 1994 году вышла замечательная книга «Энциклопедия по информатике для начинающих» под ред. академика Д.А. Поспелова. Эта книга раскрыла для многих панораму научного содержания предмета. Решением коллегии Минобразования в 1995 г. была рекомендована новая структура обучения информатике в школе, в которой выделяются три курс;

— пропедевтический курс (1-6 классы);

— базовый курс (7-9 классы);

— профильные курсы (10-11 классы).

Утверждение федерального компонента стандарта по информатике и ИКТ (05.03.2004 г.) и нового Базисного учебного плана (2004 г.) начинает новый путь преподавания информатики в школе. Он характеризуется тем, что предмет получает новое название – «Информатика и информационно-коммуникационные технологии» или сокращенно «Информатика и ИКТ»; определены сроки его изучения: 3–4, 8–9 и 10–11 классы.

Дальнейшее развитие – это: установка в школах оборудования компьютерного класса, локальная сеть, принтер, сканер; установка экрана, проектора, мультимедиа; подключение к сети Интернет; установка интерактивной доски. Содержание школьной информатики базируется на 3 фундаментальных понятиях современной науки – информация, алгоритм, компьютер.

Источник

«История появления информатики в школе»

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«История информатики в школах».

Автор: Наумчик Наталья Валерьевна

Учитель информатики ГБОУ лицей 408 Пушкинского района Санкт-Петербурга

Информатика – это наука, изучающая все аспекты получения, хранения, преобразования, передачи и использования информации. Под понятием информатики объединяют ряд научных направлений, исследующих разные стороны одного и того же объекта – информации. Материальная база информатики связана со многими разделами физики, с химией и особенно – с электроникой и радиотехникой. Информатизация общества – организованный социально-экономический и научно технический процесс создания оптимальных условий для удовлетворения информационных потребностей и реализации прав граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, общественных объединений на основе формирования и использования информационных ресурсов. Термин информатика возник в 60-х гг. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных машин. Французский термин informatigue (информация) и automatigue (автоматика) и означает «информационная автоматика или автоматизированная переработка информации». В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике).

Выделение информатики как самостоятельной области человеческой деятельности в первую очередь связано с развитием компьютерной техники. Причём основная заслуга в этом принадлежит микропроцессорной технике, появление которой в середине 70-х гг.

Часто возникает путаница в понятиях «информатика» и «кибернетика». Основная концепция, заложенная Н. Винером в кибернетику, связана с разработкой теории управления сложными динамическими системами в разных областях человеческой деятельности. Кибернетика существует независимо от наличия или отсутствия компьютеров.

Кибернетика – это наука об общих принципах управления в различных системах: технических, биологических, социальных и др.

Информатика занимается изучением процессов преобразования и создания новой информации более широко, практически не решая задачи управления различными объектами, как кибернетика. Поэтому может сложиться впечатление об информатике как о более ёмкой дисциплине, чем кибернетика. Однако, с другой стороны, информатика не занимается решением проблем, не связанных с использованием компьютерной техники, что, несомненно, сужает её, казалось бы, обобщённый характер. Между этими двумя дисциплинами провести чёткую границу не представляется возможным в связи с её размытостью и неопределённостью, хотя существует довольно распространённое мнение, что информатика является одним из направлений кибернетики.

Информатика появилась благодаря развитию компьютерной техники, базируется на ней и совершенно немыслима без неё. Кибернетика же развивается сама по себе, строя различные модели управления объектами, хотя и очень активно использует все достижения компьютерной техники. Кибернетика и информатика, внешне очень похожие дисциплины.

История внедрения курса информатики в средние учебные заведения

В развитии отечественного школьного курса информатики выделяется несколько этапов, связанных со сменой парадигм преподавания курса и, соответственно, изменениями в методической системе обучения информатике.

На первом этапе (с середины 1950-х гг. до 1985 г.) в рамках производственного обучения в школе и факультативных курсов возникло два направления обучения кибернетике и информатике в средней школе:

1) общеобразовательное, связанное с изучением информационных процессов, принципов строения и функционирования самоуправляемых систем различной природы, автоматической обработкой информации

2) прикладное в рамках дифференциации обучения в старших классах школы с производственным обучением, основанное на изучении программирования и устройства ЭВМ

1950-е годы: изучение программирования в ряде школ г.Новосибирска (А.П.Ершов и его сотрудники).

1960-е годы: подготовка программистов в московских школах с математической специализацией.

1970-е годы: подготовка школьников по специальностям, связанным с ЭВМ (Москва, Ленинград, Новосибирск). Министерство образования рекомендует программу факультативного курса «Основы кибернетики» (В.С.Леднев, А.А.Кузнецов).

Конец 70-х годов: обоснование необходимости включения в структуру общего образования курсов, отражающих науки, изучающие информационные, кибернетические стороны мира (В.С. Леднев); разработка концепции школьной информатики (А.П.Ершов, Г.А.Звенигородский, Ю.А.Первин).

1982 год: решение Министерства просвещения СССР о введении калькуляторов в учебный процесс школы.

1984 год: разработка основных направлений реформы общеобразовательной и профессиональной школы

1985 год: разработка программы предмета «Основы информатики и вычислительной техники».

Второй этап (1985 г. – конец 1980-х гг.) характеризуется включением в учебные планы школ обязательного курса «Основы информатики и вычислительной техники» (в 1985 г.). Один из его идеологов – А.П.Ершов, который видел цель курса в обеспечении компьютерной грамотности школьников, под которой понималось умение программировать («Программирование – вторая грамотность», А.П. Ершов). Соответственно, основными понятиями курса были «компьютер», «исполнитель», «алгоритм», «программа». Для преподавания курса использовался первый школьный учебник по информатике, составленный авторским коллективом под руководством А.П. Ершова и В.М. Монахова.

1 сентября 1985 г началось преподавание основ информатики и ВТ в массовой школе. Обучение информатике проходило под лозунгом, выдвинутым академиком А.П. Ершовым, «Программирование – вторая грамотность». Отечественная техника, выпускаемая в это время, имела программное обеспечение в основном для обучения программированию.

Третий этап (конец 80-х – начало 90-х гг.) связан с использованием трех учебников, составленных разными авторскими коллективами. К концу 80-х годов возрастает потребность школ в учебниках и учебных программах по информатике, ориентированных на использование ЭВМ. В результате проведенного в 1987 году конкурса, для преподавания информатики в школе был рекомендован учебник ОИВТ, написанный авторским коллективом под руководством В.А.Каймина. Позднее школам были рекомендованы еще два учебника, созданные авторскими коллективами во главе с А.Г.Кушниренко и А.Г.Гейном.

Четвертый этап в истории информатики в школе (1990-е гг.) связан с целым рядом новых обстоятельств. В стране получила распространение компьютерная техника зарубежного производства. Отдельные школы стали оснащаться современными компьютерами, вследствие чего возникла проблема смещения акцента в преподавании курса информатики с обучения программированию на прикладной и технологический аспекты. Возникла необходимость и возможность введения в учебный план пропедевтического курса информатики. Появившиеся возможности приобретения и установки мультимедийных программ позволили использовать компьютер на уроках гуманитарного цикла, при изучении иностранных языков, музыки, рисования и т.д.

Пятый этап (с конца 90-х гг. по настоящее время.) характеризуется интенсивным осмыслением накопленного опыта вместе с тенденцией возвращения к общеобразовательным принципам, сформулированным еще в 60-е годы.

Современное профессиональное образование должно принимать во внимание и внедрять новейшие достижения в области информационных технологий и правильно их использовать. Профессиональная школа обязана готовить студентов к действительности, которая, безусловно, потребует от них, по крайней мере, не одной смены профессиональных занятий в течение жизни. Методика преподавания в этом отношении также должна адекватно реагировать на изменения, быть гибкой как в рамках учебного заведения, так и в пределах изучаемых дисциплин.

Технологические инновации в учебных заведениях должны выражаться во включении элементов информационных технологий в изучение большинства основных дисциплин, а не во включении отдельных компьютерных дисциплин в учебный план. Необходимость данного шага очевидна всем, кто, так или иначе, соприкасается с изменениями, связанными с подготовкой специалистов среднего звена.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *