в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение

Десять лет назад в программу школьников было введено Кубановедение

в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Смотреть фото в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Смотреть картинку в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Картинка про в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Фото в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение

Накануне этой дате был посвящен зональный семинар-совещание «Роль опорной школы по кубановедению и ОПК в реализации триединой задачи: образование, воспитание, социализация», который прошел в Кореновске.

Десять лет назад в программу школьников было введено Кубановедение

Накануне этой дате был посвящен зональный семинар-совещание «Роль опорной школы по кубановедению и ОПК в реализации триединой задачи: образование, воспитание, социализация», который прошел в Кореновске.

Сейчас кубановедение преподают почти 7 тысяч учителей. Все они регулярно повышают свой профессиональный уровень, посещают специализированные курсы, участвуют в семинарах, мастер-классах, вебинарах и других образовательных мероприятиях. Отмечалось, что единым учебно-методическим комплектом по предмету обеспечены все учащиеся с 1 по 11 класс. Традиционной стала и региональная олимпиада для знатоков истории родного края.
В работе семинара приняли участие специалисты муниципальных органов управления образованием, территориальных методических служб, курирующих кубановедение, муниципальные тьюторы, заместители директоров опорных школ по кубановедению, учителя кубановедения из десяти муниципальных образований.
Лучшие педагоги дали мастер-классы. Семинаристы посетили Свято-Троицкий храм, мастерскую кузнеца, казачье подворье, познакомились с работой школьного музея, побывали на уроке верховой езды. Как отметили в краевом минобразовании, такая форма повышения профессионального мастерства учителей кубановедения уже традиционна.

Источник

В каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение

в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Смотреть фото в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Смотреть картинку в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Картинка про в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Фото в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедениев каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Смотреть фото в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Смотреть картинку в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Картинка про в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Фото в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение

Ты живи и процветай, наш родной Кубанский край!

Кубановедение как учебный курс введён во всех общеобразовательных учреждениях Краснодарского края с 1.09.2004 года в соответствии с приказом департамента образования и науки Краснодарского края №018/889 от 27.05. 2004 «Об утверждении регионального БУП(а) Краснодарского края на 2004-2005 учебный год» и является средством реализации Закона Российской Федерации об образовании в части – единство интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России.

Сохраним и приумножим традиции предков земли Кубанской

История – это наше прошлое. История — это фундамент, на котором мы строим настоящее и будущее. Хорошо известно, что бывает с народом, забывшим и утратившим свою историю и культуру, — он исчезает. Люди остаются, но они оторваны от родных своих корней, их больше ничто не связывает воедино, и они постепенно растворяются среди других народов. Подобный процесс происходит часто на наших глазах. А сколько сейчас живет в России потомков первых казаков, не знающих своего прошлого…

Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по-новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений, просеянных сквозь сито веков.

Источник

На кубанских интернет-площадках родители школьников много лет бурно обсуждают эксклюзивный предмет, появившийся в общеобразовательной программе региона в начале двухтысячных годов. Предмет обязателен для всех. Уроки должны проходить еженедельно.

Руководство Кубани традиционно пытается показать исключительность региона. Причём, зачастую, довольно странными методами. По крайней мере, сложно воспринимаемыми жителями других регионов нашей страны. Что движет этими руководителями, сказать сложно. То «Кубановедение» придумают, то «казачьи классы» нафантазируют. А недавно, губернатор Кубани Вениамин Кондратьев, видимо решив не отставать от предшественников, пообещал внедрить в школах обязательные уроки самбо! Он наверно не знает или не подумал, что в реальности, большая часть учащихся не сможет заниматься этим видом спорта … по банальным медицинским показаниям. В общем, кубанским школьникам и их родителям жизнь скучной не кажется.

О пользе предмета «Кубановедение» и методах его преподавания мы поговорили с ведущим научным сотрудником лаборатории профессионального образования и инновационной деятельности ФГБНУ «ИИДСВ РАО», почётным работником образования Российской Федерации Верой Александровной Марковой. По результатам общения Вера Александровна подготовила для «За Краснодар» небольшое исследование.

«В 2004 году на основании Федерального компонента государственного стандарта общего образования: Приказ МО Российской Федерации № 1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования» в школах Краснодарского края введен урок кубановедения.

По истечение 15 лет изучения предмета в школах края можно делать выводы и подводить итоги:

1. В основе данного предмета лежит знаниевая парадигма, которая предполагает, что объем знаний, освоенных учащимися в процессе изучения данного предмета, будет способствовать развитию и воспитанию гуманной, социально активной личности, ответственно и бережно относящейся к богатству природы Кубани, ее истории, культуре, и с уважением – к жителям края.

При этом ежегодный объем нагрузки составляет 34-36 учебных недель. Урок кубановедения (с 1 и по 11 класс), 1 раз в неделю, значит 34 урока в год умножить на 11 лет равно 374 учебным часам. Это больше, чем курс таких фундаментальных наук как история, биология, география, физика, химия. Для сравнения: курс истории в средней школе составляет 350 учебных часов.

2. Стандарт второго поколения предполагает самостоятельный выбор школой содержания и технологий формирования у школьников любви к родному краю. Приказ департамента образования и науки «Об утверждении обязательного минимума содержания общего образования по кубановедению» от 14. 12. 2004 № 01. 8/2228 и программы курса «Кубановедение» для 5-9 классов общеобразовательных учреждений (организаций) Краснодарского края (под редакцией А.А. Зайцева. «Перспективы образования» Краснодар 2014 год) это право свел к нулю, потому что этот минимум более напоминает беспредельный максимум, если судить по количеству узаконенных учебных часов и рекомендуемых учебников. За рамками этих обязательных часов, за которые дети получают отметки, уже никакие интересные мероприятия, придуманные самостоятельно школой, не укладываются в суточный цикл.

3. Содержание предмета и учебников – вообще отдельная тема. Например: выдержки из учебника кубановедения (под ред. Б.А. Трехбратова) для 6 класса: «После того, как основная масса гуннов отправилась дальше на запад, значительная часть болгар осталась кочевать в степях Прикубанья и Ставрополья. Здесь ими было создано государство Великая Булгария с центром в полуразрушенной во время нашечствия Фанагории. Оно просуществовало с V по X век. Во второй половине VI в. Болгары ненадолго попали в подчинение сначала к аварам, а затем к тюркам. Однако к концу того же века они освободились от зависимости. Расцвет Великой Булгарии пришелся на время правления хана Кубрата (умер в 668 г.). Он окончательно разгромил тюрок и создал военно-политическое объединение, установив тесные связи с Византийской империей. Этому, видимо, способствовало и то обстоятельство, что сам Кубрат воспитывался в Константинополе во дворце императора, где был крещен и получил титул патрикия.

Однако, созданное военно-политической объединение не имело прочной экономической базы, а потому оказалось недолговечным. После смерти Кубрата началась междусобная борьба. Она закончилась распадом Великой Булгарии на ряд самостоятельных орд. Часть болгар под предводительством хана Аспаруха ушла на Дунай, подчинив себе жившие здесь славянские племена, что положило начало Дунайской Булгарии. Другая часть под предводительством хана Батбая осталась в Прикубанье и Приазовье и позже вошла в состав Хазарского каганата…..Третья же часть болгар переселилась в междуречье Волги и Камы. Со временем они образовали там Волжскую или Камскую Булгарию..»

Неужели кто-то всерьез полагает, что предлагаемое месиво из исторических дат, имен и событий, происходивших якобы на территории Кубани в VI-VII века, будет способствовать формированию любви к родному краю?! К слову о межпредметных связях: по основному курсу истории в это время дети изучают западную Европу в средние века и историю Индии, Китая, Японии. Да и вообще, авторы представляют себе ШЕСТИКЛАССНИКА?, ориентируются в том, какой у него объем исторических и географических знаний?

При этом, в каждом учебнике, например, учебнике географии в том же 6 классе в конце каждого параграфа есть вопросы, касающиеся регинальных особенностей ландшафта, климата, природных зон и т.д.. Разве этого недостаточно для того, чтобы знать особенности родного края? В курсе биологии учитель всегда может выделить время для знакомства с природными особенностями Кубани. В этом и заключается необходимый минимум и интегрированный характер образования.

Более глубокие знания по интересующему школьника предмету, он может получить в кружках, в процессе проектной деятельности по желанию, а не на обязательных уроках за пресловутую отметку.

Более того, некоторые учителя кубановедения в порыве профессионального рвения разрабатывают тесты для оценки знаний по кубановедению. Например, учитель высшей категории МОУ гимназии №5 г. Сочи Тарасова И.С. разработала тест для учеников 9 класса из 25 вопросов:

1.Какую площадь составляли посевные угодья на Кубани в 1913 году?

2. В каком году на Кубани было собрано рекордное (266 млн. пудов) количество зерна?

3. Какая отрасль сельского хозяйства на Кубани испытывалазначительные трудности из-за расширения площадей для посева зерновых культур?

4. В какое общество объединились наиболее крупные маслобойные заводы Кубани?

5. Что связано с деятельностью Штейнгеля на Кубани?

6. В каком году в Екатеринодаре начал работупервый в Российской империи завод по выпуску оборудования для нефтяной промышленности «Кубаноль»?

7. Какова основная причина расширения транспортной сети на Кубани?

8. В каком году открылась Екатеринодарская городская публичная библиотека имени А.С Пушкина?

9.Кто и в каком году открывает первый санаторий в городе Анапа?

10.Кто является автором памятника Екатерине II, открытого вЕкатеринодарев 1907г.?

11.Какой известный певец выступал на сцене летнего театра в Екатеринодарев 1901 г.?

12.О чем писал Н.Н. Канивецкий?

13.Чем занимался А.Е. Пивень?

14. Назовите автора очерка «Скитания»:

15. Кто осуществлял раскопки Майкопского кургана с 1885 по 1917 гг.?

16. Какое общество занималось исследованием истории Кубанской области?

17.Кто является автором двухтомника «История Кубанского казачьего войска»?

18. Когда начинается строительство курортных объектов в г. Сочи?

19. Следствием широкого распространения культуры подсолнечника на Кубани стало производство.

20. В начале XX в.около Новороссийска и станицы Верхнебаканской формировался центр.

21. Близ станицы Ширванской в 1909г.на Кубани было открыто.

22.Сколько лет казак нес воинскую повинность, начиная с 1909 г.?

23. Когда на Кубани возникли сочинская, ейская и армавирская кадетские группы?

24.В каком году отрываются музеи в Армавире и Туапсе?

25.Кто был архитектором современного Краснодарского военного института?

Вопрос: как эти знания способствую формированию патриотизма и воспитания любви к родному краю? Что, кроме досады, может вызывать набор вопросов по агротехнике, экономике, истории, культуре, архитектуре в одном флаконе. Какие реальные дела школьники делают во благо родного края, города, поселка? Никаких! Они зубрят учебники.

Этот подход вполне соответствует «Методическим рекомендациям для общеобразовательных учреждений Краснодарского края о преподавании предмета «Кубановедение» в 2014–2015 учебном году, в которых «учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы».

Кто о чем, а мы о знаниях, умениях и навыках!? Кроме того, в соответствие с теми же рекомендациями работа в рамках курса «Кубановедение» строится для развития следующих метапредметных результатов:

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно- следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

— излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

— определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих

Более чем странно: эти задачи характерны для всего школьного образования, кубановедение нужно, чтобы дублировать основные предметы? В чем специфика задач, обуславливающих наличие отдельного предмета?

В методических рекомендациях одной из задач «регионального предмета «Кубановедение» провозглашается содействие взаимопониманию и сотрудничеству между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп. Таким образом, «Кубановедение» можно рассматривать в качестве базовой дисциплины в системе поликультурного образования как ядра духовно-нравственного развития и воспитания». Серьезно? Они научатся этому не в процессе общения, а сидя на уроках?

Под духовностью академик Д.Б. Лихачев понимал систему нравственно-эстетических ценностей.Какие ценности гуннов, болгар, хазар, адыгских племен, тюрок и еще массы разных народностей, проживавших на территории НЫНЕШНЕЙ Кубани, легли в основу кубановедения? Носителем каких духовных ценностей является военизированная организация – казаки?

И, смею заметить, нравственно-эстетические ценности имеют свойство меняться в зависимости от социально-политической, экономической ситуации в обществе. В конце концов есть ценности поколений, и конфликт поколений присутствует в классической литературе и в реальной жизни. Вряд дли уроки кубановедения в состоянии его разрешить. Поэтому очень хочется, чтобы понятие «духовность» имело более конкретный смысл в поступках и действиях, а не в объеме информации в параграфах учебника.

Современное образование уже давно не делает ставку на ЗУНы, а имеет в своей основе системно-деятельностный подход, методологические основы которого раскрыты и доказаны педагогическому сообществу уже давно. Основной целью системно-деятельностного подхода является формирование гражданского единства путем развития личности, является инструментом, позволяющим «отследить ценностные ориентиры, встраиваемые в новые стандарты российского образования».

Именно активная деятельность призвана сформировать мотивацию к жизни и труду на благо родного края. В чем заключается этот подход при обучении на набивших оскому ученикам, педагогам и родителям уроках кубановедения?

Но, несмотря на многие негативные моменты, все-таки многие школы под руководством министерства образования Краснодарского края весьма успешно и продуктивно реализуют деятельностный подход, преимущественно во внеурочной деятельности: акции добрых дел, экологические десанты, экскурсии по историческим местам, создание территориальных музеев, возрождение ремесел и народных промыслов, участие в работе фольклорных коллективов, летописи о жизни и деятельности почетных граждан Кубани и многие, многие другие реальные дела – это и есть кубановедение.

Тогда возникает совершенно справедливый вопрос: а уроки зачем? Реальные дела, а не вал ненужной информации, как раз способствуют решению целей и задач патриотического воспитания, потому что целью системно-деятельностного подхода является не простое обучение и воспитание, а всестороннее развитие личности. Основным компонентом деятельностного подхода является участие ученика в учебном процессе в качестве субъекта. Основу деятельностного подхода составляет тот принцип, что учащиеся, участвуя в исследовательской деятельности самостоятельно добывают необходимую информацию, а не получают знания от педагога в готовом виде. Участие педагога в образовательном процессе сводится к организации исследовательской работы школьников, которые должны самостоятельно найти решение поставленной проблемы, не дожидаясь объяснения учителя.

Учитывая специфику работы с информацией в современном обществе, учебники кубановедения, как систематизированный материал, должны быть размещены в свободном доступе на интернет-ресурсах, а школьники иметь возможность обращаться к ним по мере необходимости. В основу же предмета целесообразно заложить внеурочную деятельность, конкретные дела и поступки школьников.»

Дискуссия о целесообразности изучения «Кубановедения» в виде отдельного предмета, форме и методах его преподавания назрела в обществе давно. Очевидно, что по прошествии такого большого периода времени власти Кубани должны были сами взглянуть на эту проблему с другой стороны, с учётом текущего момента, состояния, запросов и интересов общества. А главное, с учётом восприятия обществом навязываемой информации. Иначе, под благим предлогом, да ещё и за бюджетный счёт можно породить очаг раздражения. Конечно, можно пока не делать ничего. А люди, как и в прежние времена, будут продолжать использовать одни слова для кухонь другие для улиц… Вот только, как объяснить такой диссонанс детям?

поделиться в социальных сетях

© Сетевое издание «За Краснодар», свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС77-54082 выдано 17 мая 2013 года Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций (Роскомнадзор)

Адрес редакции: 350080, Россия, г. Краснодар, ул. Уральская, 158/4 телефон редакции +7 (901) 008-0007
Учредитель, главный редактор: Потапов Вячеслав Вячеславович обратная связь.
Настоящий ресурс может содержать материалы 18+

Уважаемые коллеги! Использование материалов сетевого издания «За Краснодар» возможно без получения персонального разрешения. При этом гиперссылка на источник материала обязательна.

Источник

Кубановедение

Кубанове́дение — школьный курс, преподаваемый в 1-11 классах общеобразовательных учреждений Краснодарского края России.

В рамках курса учащиеся изучают географию, историю, культуру и литературу Кубани, говоры народного языка, символику Краснодарского края, историю Кубанского казачьего войска.

Ссылка

Смотреть что такое «Кубановедение» в других словарях:

Краснодарский край — Координаты: 45°22′ с. ш. 39°26′ в. д. / 45.366667° с. ш. 39.433333° в. д. … Википедия

Кубань — У этого термина существуют и другие значения, см. Кубань (значения). Историческая область • Кубань Население русские, украинцы, адыги, армяне, ассирийцы, греки … Википедия

Головатый, Антон Андреевич — В Википедии есть статьи о других людях с такой фамилией, см. Головатый. Антон Андреевич Головатый Портрет войскового судьи Черноморского казачьего войска А. А. Головатого … Википедия

Балачка — Страны: Казачьи регионы России Общее число говорящих: около 500 000 чел … Википедия

Чепега — Чепега, Захарий Алексеевич Захарий Алексеевич Чепега укр. Захарiй Олексiйович Чепiга 1725(1725) 14 января 1797 … Википедия

Чепега, Захарий Алексеевич — Захарий Алексеевич Чепега укр. Захарій Олексійович Чепіга Войсковой Атаман Черноморского казачьего войска З. А. Чепега Дата рождения 1725 год … Википедия

Прикубанская низменность — Прикубанская низменность общее название низменного региона в Западном Предкавказье. Это почти идеально ровная поверхность, постепенно повышающаяся от нулевой высотной отметки у Азовского моря до 150 м у подножия Ставропольской возвышенности … Википедия

Источник

Кубановедение — самостоятельная учебная дисциплина, преподавание которой с 2004/2005 учебного года осуществляется в учреждениях системы общего образования Краснодарского края (с 1 по 11 класс). Предмет изучения составляют представленные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно — климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих край

в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Смотреть фото в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Смотреть картинку в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Картинка про в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение. Фото в каком году в школах краснодарского края введен предмет кубановедение

Кубановедение – самостоятельная учебная дисциплина, преподавание которой с 2004/2005 учебного года осуществляется в учреждениях системы общего образования Краснодарского края (с 1 по 11 класс). Предмет изучения составляют представленные в интегрированной форме история и экономика Кубани, её природно – климатические и экологические особенности, этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих край.

Целью курса является систематизация знаний о Кубани, выявление общего и особенного в развитии страны и региона, а также создание целостного представления о Кубани как самобытной части Российского государства. В отличие от регионального компонента, включающего в себя учебный материал, отобранный строго по темам каждой отдельно взятой дисциплины, кубановедение призвано воссоздать многогранный (целостный) образ родного края.

При изучении курса решаются следующие задачи:

– комплексное изучение малой родины в общероссийском контексте, соответствующее современному уровню знаний;

— воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма и толерантности;

-формирование мировоззренческой, нравственной, экономической, социальной, политической и экологической культуры;

— содействие налаживанию взаимопонимания и сотрудничества между представителями различных этнических, религиозных и социальных групп;

— развитие познавательного интереса;

— воспитание бережного отношения к родной природе;

— привитие чувства гордости за выдающиеся достижения кубанцев;

— выработка навыков саморазвития и самообразования.

Роль курса кубановедения предопределена его практической направленностью на реализацию органического единства интересов личности, общества и государства в деле воспитания гражданина России. Информация о своей семье, населённом пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права и обязанности. Опыт накопления и распространения знаний о родном крае имеет давние традиции, как в нашем регионе, так и во всей России. В разные периоды в школьные программы входили учебные предметы «Родиноведение», «Отчизноведение», «Краеведение», «Регионоведение», «Кубановедение». Независимо от названия и внутренней структуры курса его важная роль в области гуманитарного обществоведческого просвещения и патриотического воспитания остаётся неоспоримой.

В условиях реализации комплексной программы модернизации образования и приоритетного национального проекта «Наша новая школа» изучение кубановедения приобретает особую актуальность.

Содержание программы курса «Кубановедения» позволяет формировать и использовать в дальнейшей деятельности такие учебные действия как умение наблюдать, давать определения понятиям, сравнивать, делать выводы и умозаключения, объяснять, классифицировать, ставить вопросы и защищать свои идеи.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО КУРСА.

Предмет структурирован путём соединения направлений школьного краеведения (тематических разделов), соответствующих федеральному компоненту государственного образовательного стандарта общего образования. Последовательность тем предопределена внутрипредметными (логика изложения и структура отдельных дисциплин) и межпредметными связями. Учитываются возрастные особенности школьников, а также требования к знаниям, навыкам и умениям, приобретённым учащимися в ходе изучения основной программы.

Составной частью содержания предмета «Кубановедение» являются этносоциальные, конфессиональные и культурные традиции народов, населяющих наш регион.

Данный курс способствует формированию знаний родном крае, расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Основой структуры интегрированного предмета «Кубановедение» является «Обязательный минимум содержания общего образования по кубановедению», утверждённый решением коллегии департамента образования и науки (ДОН) Краснодарского края от 27.10. 2004 г.

В качестве системообразующего служит тематический раздел «История Кубани». Там, где это не противоречит программе федерального компонента, соблюдается хронологический принцип (5 кл.: с древнейших времён до IV в.).

Главным унифицированным методическим принципом структуры курса является трёхуровневое построение познавательной деятельности в процессе обучения: получение учащимися готовых знаний; самостоятельное приобретение знаний на основе предлагаемых источников; исследовательский поиск учащимися новых источников знаний с последующим их анализом.

Предмет «Кубановедение» определяется его нацеленность на воспитания гражданина России, способного «выстраивать» свой жизненный путь на основе единства интересов личности, общества и государства. Информация о своей семье, населенном пункте и родном крае расширяет интеллектуальный потенциал учащихся, помогает адаптироваться к взрослой жизни, сформировать активную жизненную позицию и более полно реализовать на практике свои гражданские свободы, права, и обязанности.

ОПИСАНИЕ МЕСТА УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ.

ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА.

Содержание предмета «Кубановедение» и УМК к нему направлены на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов обучения при изучении курса.

Достижение предметных результатов обеспечивается формированием у учащихся целостной системы комплексных социально ориентированных знаний о родной Кубани, ее природе и общественно-культурной жизни человека в историческом развитии.

Важнейшие личностные результаты:

— воспитание патриотизма, любви к Родине,

— осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель Краснодарского края);

— осознание и принятие базовых общечеловеческих ценностей;

— формирование нравственных представлений и этических чувств;

— формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию, на основе мотивации к учению и познанию;

— воспитание эмоционально-волевых, нравственных качеств личности ребёнка, толерантное отношение к людям разных национальностей, вероисповеданий;

— развитие коммуникативной компетентности в общении со сверстниками и старшими в процессе учебной деятельности.

в ценностно-эстетической сфере — эмоционально-ценностное отношение к семье, Родине, природе, людям; толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций; художественный вкус и способность к эстетической оценке произведений искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни;

— в познавательной (когнитивной) сфере — способность к познанию родного края, станицы; умение применять полученные знания в собственной деятельности;

— в трудовой сфере — навыки использования различных предметов быта в повседневной жизни; стремление использовать свои умения для обустройства родной станицы.

Метапредметными результатами изучения курса «Кубановедение» являются:

— адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;

— способность осуществлять информационный поиск для выполнения учебных задач;

— овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации

— овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

— готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную;

— излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий; готовность конструктивно решать конфликты посредством интересов сторон и сотрудничества;

— определение общей цели и путей ее достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

– способность регулировать собственную деятельность, направленную на познание окружающей действительности и внутреннего мира человека;

— осознание правил и норм взаимодействия со взрослыми и сверстниками в сообществах разного типа (класс, школа, семья, учреждение культуры и пр.);

— умения видеть и воспринимать проявления художественной культуры Кубани в окружающей жизни (техника, музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);

— желание общаться с искусством, участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений искусства;

— обогащение ключевых компетенций (коммуникативных, деятельностных и др.) духовно-нравственным и патриотическим содержанием;

— формирование мотивации и умений организовывать самостоятельную исследовательскую, творческую и предметно-продуктивную деятельность, выбирать средства для реализации замысла, способности оценивать результаты исследовательской, творческой деятельности, собственной и одноклассников.

Предметными результатами изучения предмета «Кубановедение» являются:

– усвоение сведений о своеобразие истории, культуры, природы родного края; (в пределах изученного); Общая характеристика учебного предмета

— умение наблюдать, описывать и характеризовать факты и события культуры, истории, общества.

— в познавательной сфере — понимание значения своей малой Родины в жизни человека и общества, сформированность представлений о культуре и быте своего региона;

— в ценностно-эстетической сфере — осознание общечеловеческих ценностей, отражение их в собственной деятельности; умение эмоционально оценивать шедевры Кубанского искусства (в пределах изученного); проявление устойчивого интереса к традициям своего народа и других народов;

— в коммуникативной сфере — способность высказывать суждения о родном крае, вести дискуссию, отстаивать свою точку зрения, умение обсуждать коллективные результаты деятельности;

— в трудовой сфере — умение использовать различные материалы и средства для передачи замысла в собственной деятельности; создание новых проектов путём трансформации известных (с использованием средств изобразительного искусства и компьютерной графики).

Средством развития личностных результатов служит учебный материал предмета кубановедения и прежде всего продуктивные задания учебника, нацеленные на понимание собственной деятельности и сформированных личностных качеств:

— умение формулировать своё отношение к актуальным проблемным ситуациям;

— умение использовать знания для адаптации и созидательной деятельности.

— воспитание российской гражданской идентичности;

— формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

— развитие коммуникативной компетентности;

— формирование ценности здорового и безопасного образа жизни и основ экологической культуры.

В программе содержится система заданий, направленных на достижение метапредметных результатов обучения:

— умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

— умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

— умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

— владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

— умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе;

— умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

— умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

— формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

— формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике.

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ В 5 КЛАССЕ.

Кубановедение как предмет. Историческая память народа. Историческая карта Кубани. Человек в истории. История малой родины как часть всеобщей и российской истории. Источники знаний о прошлом. Изучение истории, географии, флоры и фауны Кубани. Население Кубани в древности. Возникновение новых общностей в результате взаимодействия и слияния местных и пришлых народов. Особенности культуры и быта древних жителей

Раздел I. Кубань в эпоху каменного века (6 часов)

Тема 1. Древние собиратели и охотники.

Понятие «каменный век», его периодизация: палеолит, мезолит, неолит, энеолит. Этапы эволюции человека: питекантроп, неандерталец, человек современного вида. Расселение людей по территории Кубани. Стоянки раннего палеолита: Абадзехская, Хаджох и Шаханская. Быт и занятия древнейшего человека. Человеческое стадо. Присваивающее хозяйство. Орудия труда. Места обитания (пещеры, гроты).

Стоянки среднего палеолита: Ильская, Губская, Монашеская, Баракаевская, Ацинская, Воронцовская, Хостинская. Изменения в общественной (элементы родового строя) и хозяйственной (добывание огня) жизни. Искусственные жилища (землянки, шалаши). Погребальный ритуал. Зачатки религии.

Работа с текстом «Удачный день».

Тема 2. Появление человека современного облика.

«Человек разумный» в позднем палеолите. Родовая община: матриархат. «Костяной век»: комбинированные орудия труда, техника шлифования. Памятники позднего палеолита: Каменномостская пещера (р. Белая), Губские навесы.

Мезолит. Изобретение первых «механизмов». Переход от загонной охоты к индивидуальной.

Зачатки древнего искусства. Мезолитические памятники: Ацинская пещера (Сочи), Гамовские навесы, Явора.

Работа с текстом «Охота на мамонта».

Тема 3. Земледельцы и скотоводы

«Неолитическая революция». Производящее хозяйство: земледелие, скотоводство, ремёсла. Родовая община: патриархат. Неолитические стоянки на Кубани: Каменномостская (р. Белая), Нижнешиловская (Адлер), Нововочепшийская (р. Псекупс).

Энеолит (медно-каменный век). Начало использования металла. Стоянки на территории Кубани и Адыгеи: подкурганные захоронения (Правобережная Кубань); поселения Мешоко (посёлок Каменномостский), Свободное, Болыпетегинское (Закубанье); стоянки Нижнешиловская, Бочаров ручей (Сочи); майкопская культура.

Работа с текстом «Весенний праздник».

Раздел II. Северо-Западный Кавказ в эпоху бронзы (5 часов)

Тема 4. Майкопская и ямная археологические культуры

Особенности производства бронзы на Северном Кавказе. Первое общественное разделение труда: земледельцы и скотоводы. Развитие обмена.

Археологические культуры. Майкопский и Новосвободненские курганы. Поселение Мешоко (посёлок Каменномостский). Древнейший центр гончарного производства на Кавказе и в Европе. Ямная культура (Правобережье Кубани). Особенности погребальною обряда. Воссоздание образа жизни и картины мира людей по археологическим находкам. Усложнение хозяйственной деятельности.

Тема 5. Дольменная культура

Казачья и адыгская легенды о происхождении дольменов. Дольмены-погребальные сооружения древних. Памятники дольменной культуры в Прикубанье и Причерноморье (станицы Даховская, Новосвободная, Баговская; посёлок Каменномостский; Большая Воронцовская пещера (город Сочи); окрестности Геленджика). Классификация дольменов (плиточные», составные, корытообразные, монолитные). Конструкция дольменов. Рисунки, орнаментальные украшения стен дольменов.

Работа с текстом «Каменное святилище».

Тема 6. Северокавказская, катакомбная и срубная культуры.

Расселение северокавказских племён по территории Кубани. Памятники северокавказской культуры в окрестностях аулов Уляп, Хатажукай, станиц Казанской, Константиновской; села Успенского; хутора Свободный Мир (Мостовский район); у Армавира и Курганинска. Хозяйственные занятия. Общественный строй.

Катакомбная культура (Прикубанье и ВосточноеЗакубанье). Особенности погребального обряда.

Срубная культура Прикубанья и ВосточногоЗакубанье. Особенности погребальных сооружений. Памятники срубной культуры (окрестности станиц Приазовской, Брюховецкой, Батуринской, Днепровской, Старомышастовской, Михайловской; хутора Анапского, хутора Белевцы; города Краснодара).

Работа с текстом «Тайны Литейщика».

Раздел III. Кочевые и оседлые племена Прикубанья в раннем железном веке (8 часов)

Темы 7-8. Кочевники кубанских степей

Вытеснение каменных и бронзовых орудий труда железными, изменения в хозяйственной деятельности и образе жизни людей. Сыродутные домницы. Второе общественное разделение труда: отделение ремесла.

Кочевые племена кубанских степей. Территория расселения, особенности быта и занятий. Киммерийцы.

Скифы. Территория обитания. Занятия, образ жизни. Война как постоянный промысел. Вооружение. Общественный строй. Обычаи. Погребальный ритуал; курганы, усыпальницы воинов и вождей. Скифское влияние на племена, населявшие территорию Кубани. Памятники скифский культуры: Костромской, Келермесский, Ульский курганы.

Сарматы. Общее и особенное в быту, образе жизни, погребальном обряде. Памятники сарматской культуры: окрестности станиц Динской, Раздольной, Сергиевской, Новотитаровской, Старонижестеблиевской; хуторов Бойкопонура, Северного (Калининский район); посёлка Элитного (Красноармейский район); города Кореновска.

Сираки на Правобережье Кубани и в Восточном Закубанье. Великий Шёлковый путь. Сиракские археологические памятники: окрестности станиц Динской, Брюховецкой, Ьатуринской, Новотитаровской, Калининской, Новоджерелиевской, Анапской и др.; хуторов Бойкопонура, Греки и др. (Красноармейский район), Северного (Калининский район); села Успенского; городов Краснодара, Кореновска, Тимашевска.

Античные авторы о кочевниках: Геродот, Гиппократ, Страбон и др.

Работа с текстом «Курган в степи (рассказ археолога)».

Тема 9. Меоты – земледельческие племена Северо-Западного Кавказа

Работа с текстом «Городок у дубовой рощи».

Тема 10. Мифология скифов, меотов, сарматов

«История» Геродота. Легенды о происхождении скифов. Верования скифов. Скифские божества. Обряды. Культ предков. Культ плодородия.

Работа с текстом «Бычья шкура».

Тема 11. Искусство и быт ковчегов и оседлого населения Прикубанья

Общее и особенное в быту, образе жизни, представлениях о мире племён, населявших Кубань в древности.

Раздел IV. Греческие колонии на берегах Чёрного и Азовского морей (10 часов)

Тема 12. Начало древнегреческой колонизации

Великая греческая колонизация. Причины переселения древних греков на северное и восточное побережье Чёрного моря. Основание колоний. Фанагория (пос. Сенной), Гермонасса (ст. Тамань), Пантикапей (Керчь), Синдская гавань – Горгиппия (Анапа), Кепы, Тирамба, Корокондама, Киммерик (Таманский полуостров). Греки и местное население.

Миф о путешествии аргонавтов. Северное Причерноморье в поэмах Гомера. Мифы об Ахилле. Миф об Ифигении. Боспор Киммерийский и миф об Ио. Мифы о Геракле. Мифы об амазонках. Миф о Прометее.

Тема 15.Занятия жителей колоний

Повседневная жизнь. Земледелие. Огородничество. Садоводство. Ремесло.

Мастерские по изготовлению керамики. Торговля: торговые партнёры, предметы вывоза и ввоза.

Работа с текстом «Микка – дочь Стратоника».

Тема 16.Боспорское царство

Союз греческих городов-полисов. Образование и расцвет Боспорского государства. Архонты. Династии Археанактидов и Спартокидов. Внешняя политика Боспорского царства. ЛевконI Перисад I. Упадок Боспора в Ш в. до н. э. Междоусобицы. Недовольство подданных: восстание Савмака (107 г. до н. э.); восстание в Фанагории. Набеги кочевников. Нашествие готов и гуннов на Северный Кавказ.

Работа с текстом «Битва на реке Фат».

Тема 17. Культура и быт греческих городов-колоний

Взаимопроникновение культур. Распространение греческой культуры в Северном Причерноморье. Морские порты. Рынки. Строительство крепостных сооружений. Полис и его структура. Повседневная жизнь. Дворцы и жилища простых граждан. Одежда. Ювелирные украшения. Микротехника. Домашняя утварь. Терракотовые статуэтки. Традиционная пища.

Верования. Языческий пантеон. Святилища и храмы. Культовая скульптура. Жрецы и жрицы. Празднества. Погребальный обряд. Школа. Философия (Дифил, Смикр, Сфер).

Исторические хроники. Театр. Пьесы: «Скифы » Софокла; «Ифигения в Тавриде» Эврипида. Спортивные состязания

Тема 18. Культура и быт Боспора римского времени

Архитектура. Новые типы сооружений: ипподромы, термы (бани). Новые технологии: известковый раствор, обожжённый кирпич.

Скульптура. Демократизация персонажей. Скульптурные портреты правителей. Статуя Неокла (Горгиппия).

Живопись. Роспись по камню. Фрески. Мифологические и бытовые сюжеты. Растительные и геометрические орнаменты. Склеп Геракла.

Поэзия. Эпитафии. «Варваризмы» в языке. Тамгообразные знаки.

Следы античной архитектуры в Свято-Покровскам храме (ст. Тамань). Отголоски древних эпох в современной городской архитектуре (фронтоны зданий, колонны различных ордеров, барельефы).

Работа с текстом «Тиргатао – царица синдов».

Великая греческая колонизация. Греки и местное население: этнополитическое и культурное сближение народов Кубани. Взаимовлияние и взаимопроникновение греческой, меото-сарматской, скифской и элементов римской культур.

Итоговое повторение (4 часа)

Рабочая программа предусматривает проведение работ с текстом, количество которых, соответствует авторскому варианту.

На каждом уроке кубановедения осуществляется практическая направленность, в 5 классе будут оценены из 10 предложенных автором 10 работ с текстом.

Таблица тематического распределения количества часов

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *