в каком году в россии стартовала пенсионная реформа
Как изменилось пенсионное законодательство от советских времен до настоящего времени. Календарь российских реформ, суть изменений
Пенсионные реформы – одни из самых неоднозначных в нашей стране. Изменения происходят слишком часто, люди не успевают к ним привыкнуть и, как следствие, многие перестают доверять отечественной пенсионной системе вообще.
Проследим, как менялось пенсионное законодательство за последние 30 лет – и к чему это привело.
💰 Пенсионная система СССР и России
Советская пенсионная система совсем не была похожа на нынешнюю. Пенсионного фонда – такого, как сейчас – в те времена не было. Пенсионная система СССР формировалась из двух источников. Первый и основной – это союзный бюджет. За выплату пенсий в требуемом объеме отвечало государство, и оно же гарантировало выплату этих пенсий из госбюджета. Пенсионный возраст тогда составлял 60 лет для мужчин и 55 лет для женщин.
Вторым и дополнительным пенсионным источником был фонд социального страхования, куда поступали отчисления из фонда зарплаты предприятий. Ставка зависела от сферы деятельности, но была небольшой – от 4 до 12%. Можно сказать, что фонд социального страхования был неким посредником – аналогом нынешнего Пенсионного фонда. Но это лишь формально, поскольку пенсионное обеспечение, в первую очередь, являлось социальной гарантией государства. Тем более экономика была иной, и все предприятия были государственными.
В современной России подход к пенсиям принципиально другой. Если в СССР пенсия у большинства людей была одинакова (не будем брать «северные» пенсии и прочие исключения), то в России потребовалось придумать систему, которая давала бы социальные гарантии для людей с низкооплачиваемыми профессиями и позволяла бы связать размер пенсии с размером зарплаты для людей с высокооплачиваемыми профессиями.
Российская пенсия состоит из трех частей:
Также сегодня россияне имеют возможность копить на старость, пользуясь услугами различных НПФ (негосударственных пенсионных фондов). В СССР ничего подобного не было.
Становление пенсионной системы в Российской Федерации: реформы и развитие
Из-за перемен, произошедших в конце восьмидесятых и начале девяностых годов, правительству России потребовалось реформировать пенсионную систему (ПС), которая действовала в Советском Союзе, и адаптировать ее к условиям рыночной экономики.
Советская ПС предусматривала предоставление пенсий за счет денег из госказны, тогда как в новых реалиях она оказалась нежизнеспособной. По этой причине правительство разработало масштабный план, соответственно с которым ПС должна была постепенно реформироваться до 2025 г.
Бесплатно по России
Этапы
Процесс реформирования ПС в России можно поделить на 4 основных этапа.
Развитие с 1990 года до первой реформы
В девяностых правительство приняло несколько законодательных актов, которые были направлены на то, чтобы сформировать систему обязательного пенсионного страхования (ОПС). Становление сегодняшней ПС РФ на данном этапе, в свою очередь, можно поделить на несколько важных стадий
Вступление в силу ФЗ «О пенсионном обеспечении в РСФСР» от 20 ноября 1990 г
Суть его состояла в том, чтобы ввести ОПС сотрудников организаций. Это позволило бы создать пенсионные фонды, которые гарантируют предоставление пенсионных выплат россиянам за счет взносов, совершаемых работодателем.
Таким образом, правительство надеялось подчеркнуть идею солидарности людей разного возраста, гарантировать нормальную старость людям. Уплачивать взносы нужно было обязательно. Нормы и условия совершения отчислений в фонды регламентировались государством.
Вступление в силу ФЗ «О правилах расчета и повышения пенсионных выплат» от 21 июля 1997 г. номер 113
Обусловлены изменения были тем, что зарплаты начали планомерно увеличивать. Это позволило увеличить и пенсионные выплаты. Однако после принятия данного закона пенсионное обеспечение стало зависеть от ИПК (индивидуального пенсионного коэффициента).
Пенсии рассчитывались по формуле, в которой в качестве параметров выступали:
Принятие решающих Федеральных законов
Главная цель принятия перечисленных законов – повышение уровня жизни россиян посредством увеличения пенсий. Соответственно с данными законопроектами, пенсии должны были быть расширены за счет накопительной части. Теперь пенсионное обеспечение стало зависеть лишь от зарплаты и объема взносов в фонд, а не от рабочего стажа.
Принятие ФЗ «О страховых пенсиях» от 28 декабря 2013 г. номер 400
Данный законопроект дал возможность назначать страховые выплаты россиянам, застрахованным соответственно с законодательным актом 2001 г., вне зависимости от накопительной пенсии. Страховые пенсии предназначались для россиян, которые имели проблемы со здоровьем, потеряли работоспособность, лишились кормильца.
Реформа 2015 года
С 1992 г. демографическая обстановка в России стала ухудшаться, что спровоцировало уменьшение числа работоспособных граждан. В подобных условиях правительству приходилось за счет бюджетных средств отчислять деньги в ПФР, чтобы полностью удовлетворить нужды по покрытию выплат пенсионерам. Для решения проблемы с недостатком денег правительство запланировало проведение долгосрочной пенсионной реформы.
Основным изменением стало введение страхового стажа, который позволял россиянам быть уверенными в том, что в пожилом возрасте они обязательно получать хотя бы минимальные выплаты. Однако при этом для оформления трудового пенсионного обеспечения стало необходимо наработать установленный законодательно стаж.
Еще одним изменением 2015 г. являются пенсионные баллы (ПБ), которые россияне должны были копить, будучи официально трудоустроенными. Число ПБ стало зависеть от объема взносов в ПФР, которые осуществлял наниматель.
Сторонники измененной системы подсчета пенсионного обеспечения полагали, что она достаточно эффективна для всех россиян, заботящихся о собственной старости. Однако были и те, кто не поддерживал изменения, указывал на их существенные минусы.
Так, показатель обязательного стажа начал постепенно повышаться. До 2015 г. он равнялся 5 годам, тогда как к 2024 г. он станет равен минимум 15 годам. Аналогично дело обстояло и с ПБ – в 2015 г. минимально необходимое их количество равнялось 6.6, а к 2025 г. должно стать равно 30.
Реформа 2017
В 2016-2017 гг. стали выдвигаться инициативы об увеличении возраста выхода на пенсию в Российской Федерации. Некоторые из них были согласованы с правительством и утверждены ФЗ «Об изменении некоторых законодательных актов» от 23 мая 2016 г. номер 143.
Сначала данные нововведения отразились на сотрудниках государственных структур, возраст выхода на пенсию которых в 2017 г. повысили на полгода. Тогда он стал равняться 55.5 годам для женщин и 60.5 годам для мужчин. Плановое увеличение возраста правительство намеревалось проводить поэтапно.
Еще одно изменение 2017 г. – повышение отчислений в ПФР для самозанятых граждан. Если россиянин занимался предпринимательством, он должен был своевременно ознакомиться со сведениями, касающимися величины обязательных отчислений. Также с 2017 г. администрировать страховые отчисления стала ФНС. ПФР продолжил администрировать отчисления, сделанные до 2017 г., и добровольные взносы.
Кроме того, в том же году повысилась фиксированная выплата (из-за февральской и апрельской индексаций). Это привело к тому, что размер минимального пенсионного обеспечения увеличился. Гарантированное увеличение назначалось автоматически, без участия россиян. Государственные пенсии повысились на 2.6 процента.
Пенсионная реформа 2019 года
Последние изменения произошли в текущем году — начался новый этап реформирования ПС РФ, на котором возраст выхода на пенсию будет постепенно повышаться (с 55 до 60 лет для женщин, с 60 до 65 лет для мужчин).
Нововведения касаются большей части россиян, однако предусмотрены определенные льготы для людей, занимающих должности из установленного законодательно специального перечня (врачи, актеры, учителя). Также льготные условия действуют для тех, кто живет в северных регионах; матерей с минимум 3 детьми; граждан, стаж которых превышает 42 года (для мужчин) или 37 лет (для женщин).
Изменения пока не затронули тех, кто работает на вредных производствах. Кроме того, реформа не распространяется на вопросы, связанные с пенсиями работников силовых структур, служащих армии и чиновников.
Их пенсионные права регламентируются отдельными законопроектами. По этой причине многие СМИ описывали данную ситуацию так, будто для перечисленных групп граждан пенсионный возраст вовсе не увеличивается, что расходится с действительностью.
Планируется, что увеличение возраста выхода на пенсию даст возможность перенаправить частично освободившийся бюджет ПФР на повышение пенсионных выплат (примерно на 1000 руб. в год). По факту, это повышение уровня жизни пожилых россиян за счет людей, не достигших пенсионного возраста.
Сегодня увеличение пенсионного возраста из-за старения населения считается общемировой тенденцией, осуществляется почти в каждой стране.
Новая реформа, разумеется, скажется и на других сторонах общественной жизни в Российской Федерации (ситуация на рынке труда, занятость, реализация национальных проектов и даже семейный уклад).
Пока что большая часть россиян отрицательно воспринимает реформу. Те, кто поддерживает изменения, считают, что данная реформа необходима для развития России в долгосрочной перспективе.
Что представляет собой пенсионная система сегодня
Сегодня российская ПС делится на 3 категории:
Окажется ли эффективна пенсионная реформа – покажет время. Возможно, повышение пенсионного возраста приведет к положительным для российских граждан изменениям в будущем.
Полезное видео
Предлагаем посмотреть интересное видео по теме:
Первый этап: как изменился пенсионный возраст с 2019 года
Пенсионный возраст в России начал повышаться постепенно до 60 лет для женщин и до 65 лет для мужчин. Закон о пенсионной реформе был подписан президентом 3 октября.
Увеличение возраста, дающего россиянам право выхода на пенсию, будет происходить поэтапно в течение десяти лет. Переходный период пенсионной реформы стартовал 1 января 2019-го и завершится в 2028 году.
Кто и когда сможет выйти на пенсию
Первые два поколения россиян, кого затронет повышение пенсионного возраста, — это мужчины, родившиеся в 1959–1960 годах, и женщины, родившиеся в 1964–1965 годах. Для них предусмотрена отдельная льгота — выход на пенсию на полгода раньше нового пенсионного возраста. То есть гражданин, который должен уходить на пенсию в январе 2020 года, сможет сделать это в июле 2019-го. В первой половине 2019 года никто на пенсию не выходит.
Максимальные пенсионные границы будут установлены в 2028 году. Мужчины, родившиеся в 1963 году и позже, будут выходить на пенсию в 65 лет. Женщины, родившиеся в 1968 году и позднее, — в 60 лет.
Возраст назначения социальной пенсии по старости, которую получают граждане, не имеющие необходимого стажа работы для получения страховой пенсии, будет повышен на пять лет — с 60 до 65 лет для женщин и с 65 до 70 лет для мужчин.
Пенсионный возраст поэтапно увеличится и для работников, имеющих право выйти на пенсию досрочно.
Для кого не изменят пенсионный возраст
Повышение пенсионного возраста затронет не всех. Возраст выхода на пенсию не изменится для граждан, занятых на рабочих местах с опасными и вредными условиями труда. Речь идет, к примеру, о спасателях, работниках шахт и горячих цехов, химических производств, водителей автобусов, работников морского и речного флота и др.
Пенсионный возраст останется неизменным для женщин, у кого пять и более детей (см. выше), инвалидов по зрению первой группы и военной травмы, граждан, пострадавших при аварии в Чернобыле, а также для граждан, проработавших в летно-испытательном составе, непосредственно участвующих в летных испытаниях и др. Условия выхода на пенсию сохранятся и для коренных малочисленных народов Севера.
Как власти хотят защитить предпенсионеров
На время переходного периода реформы предпенсионный возраст будет увеличен с двух до пяти лет до наступления пенсии. Чтобы защитить интересы предпенсионеров, которые при потере работы рискуют остаться как без пенсии, так и без зарплаты, правительство предусмотрело дополнительные гарантии.
Льготы пенсионерам
Федеральные льготы, предназначенные для нынешних пенсионеров, продолжат действовать с 55 лет для женщин и с 60 лет для мужчин на время переходного периода пенсионной реформы. То есть до 2028 года пенсионные льготы сохранятся в старых границах пенсионного возраста. В первую очередь речь идет о налогах на недвижимость и землю (так называемый налог на шесть соток), которые пенсионеры не платят. Решение о сохранении региональных льгот (они касаются ЖКХ, покупки лекарств, оплаты капитального ремонта, проезда в общественном транспорте) принимали власти субъектов РФ.
С 1 января 2019 года для жителей села, имеющих не менее 30 лет стажа в сельском хозяйстве, вводится 25-процентная надбавка к фиксированной выплате страховой пенсии для неработающих пенсионеров. По оценкам Минтруда, порядка 950 тыс. пенсионеров в следующем году получат указанную надбавку.
Без выигрыша для бюджета
Но корректировки, объявленные в конце августа, сократили потенциальную экономию на 500 млрд руб. за шесть лет. Главное изменение, которое предложил президент, — увеличить пенсионный возраст для женщин с 55 до 60 лет, а не до 63 лет, как предлагало правительство. За период с 2029 по 2035 год недополучение доходов Пенсионным фондом России по сравнению с первоначальным правительственным сценарием составит 3,6 трлн руб., отмечала вице-премьер Татьяна Голикова.
Как будут расти пенсии
На ежегодное повышение пенсий неработающих пенсионеров на 1 тыс. руб., так чтобы средняя пенсия по старости достигла 20 тыс. руб. к 2024 году, все равно планируется потратить порядка 3 трлн руб. В президентских поправках к пенсионной реформе были закреплены параметры индексации страховых пенсий в 2019–2024-м, а также порядок их увеличения с 2025 года.
Реакция на пенсионную реформу
Правительство объявило о повышении пенсионного возраста 14 июня, в день начала чемпионата мира по футболу в России. Первый вице-премьер Антон Силуанов назвал это «чисто случайным совпадением». Реакция граждан на пенсионную реформу привела к росту протестного потенциала и неодобрения деятельности институтов власти, снижению показателей социального оптимизма, указывали социологи Левада-центра.
В российских городах прошли митинги и акции протеста против пенсионной реформы, организованные сторонниками оппозиционера Алексея Навального, КПРФ, ЛДПР, «Справедливой Россией» и профсоюзами.
ИПК и новая пенсионная формула
Следующим шагом по изменению российской пенсионной системы станет реформа накопительной пенсии. Пенсионные накопления россиян заморожены с 2014 года, мораторий на отчисление взносов на накопительную часть пенсии продлен до 2021 года. Минфин и ЦБ разработали новую накопительную пенсионную систему — концепцию индивидуального пенсионного капитала (ИПК). Новая пенсионная модель призвана заменить и модернизировать замороженную накопительную пенсию.
Изначально Минфин и ЦБ рассчитывали запустить систему ИПК в 2019 году, но обсуждение концепции было заморожено до формирования нового состава правительства после президентских выборов 2018 года. В августе Минфин разместил уведомление о начале разработки законопроекта об ИПК, из которого следует, что срок запуска накопительной системы перенесен на январь 2020 года. Публичное обсуждение законопроекта должно было завершиться 22 августа, но документ так и не был опубликован. По словам Антона Силуанова, обсуждение ИПК пришлось отложить из-за реакции на повышение пенсионного возраста.
Концепция ИПК предполагает, что граждане будут отчислять взносы на будущую пенсию с зарплат в негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Размер отчислений будет постепенно увеличиваться от 0% в первый год подключения к ИПК и до 6% через пять лет, то есть на 1 п.п. в год. Подключение граждан к ИПК будет базироваться на 158-й статье Гражданского кодекса РФ «Форма сделок», третий пункт которой гласит, что «молчание признается выражением воли совершить сделку в случаях, предусмотренных законом или соглашением сторон», говорили источники РБК.
Правительство намерено обсуждать трансформацию пенсионной формулы с 2025 года, говорила Татьяна Голикова. В качестве альтернативы балльной формуле ректор Академии труда Александр Сафонов, финансовый омбудсмен Юрий Воронин (в августе занимал должность советника председателя ЦБ) и экономист Евгений Гонтмахер предложили формулу расчета пенсии, учитывающую заработок и стаж.
В России началась пенсионная реформа: разбираем детали
С 1 января 2019 года пожилые граждане начали жить по новым правилам
Ах, какими россияне встречали Новый 2018 год! В общем и целом радостными, расслабленными, слегка обалдевшими от скупых ласк, которые дарили им сверху перед президентскими выборами… После благости и милости началась суровая проза жизни, и никаких больше заманчивых обещаний. 1 января 2019 года на практике стартовала пенсионная реформа. Мы еще раз собрали ее главные аспекты: от нюансов повышения пенсионного возраста до льгот и статуса «предпенсионеров».
Фото: Ольга Шуклина
Свершилось: с 1 января вступил в силу тот самый закон, который сильно испортил отношения между россиянами и властью.
Обычный пенсионный возраст в 2019 году повышен с 55 лет до 56 для женщин и с 60 лет до 61 года для мужчин. И на обычную, не досрочную пенсию не выйдет никто. Потом ежегодно возраст выхода на пенсию будет повышаться на год, пока не достигнет 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин…
Индексация пенсий
Когда закон о повышении пенсионного возраста принимался, индексация в 7,05% казалась серьезно превышающей прогнозный уровень инфляции и по итогам 2018 года, и на 2019 год. Теперь же Минэкономразвития ожидает к концу 2019 году не менее 4,3%, а Центробанк вообще меньше 5-5,5% не пророчит. Значит, реальный рост пенсий окажется далеко не столь впечатляющим… А номинально после январской «корректировки» средняя начисленная страховая пенсия неработающего пенсионера в 2019 году составит 15 430 рублей 20 копеек.
Заморозка накопительной части пенсии
Предпенсионеры
Во-вторых, предпенсионеры получили те же федеральные льготы по имущественным налогам, что имеют пенсионеры. А именно: налоговый вычет стоимости 6 соток земли из кадастровой стоимости одного находящегося в их собственности участка (по выбору, если участков несколько), и освобождение от уплаты налога на недвижимость одного из объектов недвижимости каждого вида (дом, квартира, комната, гараж, машино-место). Право на такие вычеты получат «физические лица, соответствующие условиям, необходимым для назначения пенсии в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим на 31 декабря 2018 года». Обратите внимание на слова «соответствующие условиям». Закон «О страховых пенсиях, например, обещает страховую пенсию лишь тем, у кого налицо три условия: достижение пенсионного возраста (в данном случае он закреплен на «старом» уровне, 55 и 60 лет), не менее 15 лет страхового стажа (то есть периода, в течение которого за вас работодателем уплачивались страховые взносы в ПФ), и необходимое количество пенсионных баллов.
И, наконец, ещё один «подарочек» для предпенсионеров: с Нового года вступил в силу закон, который дает им право на освобождение от работы на два дня один раз в год для прохождения диспансеризации. Эти два «диспансерных» дня оплачиваются в размере среднего заработка. В Трудовом кодексе написано, что право на такой отпуск имеют трудящиеся пенсионеры и «работники предпенсионного возраста» в течение 5 лет до достижения возраста выхода на пенсию, то есть у досрочников предпенсионный возраст в данном случае наступит раньше.
Все эти льготы заявительные. Для пенсионера доказательством права на вычеты, например, является пенсионная книжка. А для предпенсионера?
Первый замглавы думской фракции «Единая Россия» Андрей Исаев в разговоре с «МК» объяснил так: «После Нового года Пенсионный фонд должен создать Единый реестр предпенсионеров, где любой гражданин сможет узнать, какие льготы положены ему лично или его работникам. Дело в том, что новые льготы распространяются на разные категории граждан и начинают действовать с разной возрастной планки, условия их предоставления не совсем одинаковые, и иначе работодатель просто с ума может сойти. Представьте: приходит к хозяину магазина продавшица 48 лет и просит 2 дня на диспансеризацию. Откуда он знает, что она имеет на это право, потому что раньше 25 лет проработала в школе, например, и заработала право на досрочную пенсию? Информацию из этого реестра по закону ПФ должен предоставлять и всем органам власти, ведомствам, чтобы человек приходил, например, в налоговую.»
Вице-премьер Татьяна Голикова говорила, что в среднем каждый предпенсионер сэкономит за счет налоговых льгот около 1700 рублей в год.
Регионы тоже определили в зависимости от количества денег в своих бюджетах объем дополнительных льгот для предпенсионеров. В Москве граждане, достигшие «старого» пенсионного возраста, получили, например, право на бесплатный проезд в общественном транспорте.
Биржа труда: пожилым везде у нас дорога
Правительство давно мечтало изменить систему выплаты пособий по безработице, но натыкалось на сопротивление профсоюзов, и отступало. Но под дымовой завесой закона о повышении пенсионного возраста невозможное стало возможно: закон «О занятости в РФ» был серьезно переписан, а профсоюзы промолчали.
А что же предпенсионеры?
Как и сейчас, уволенные в связи с закрытием предприятия или, например, по сокращению штатов по предложению службы занятости смогут начать получать страховую пенсию на 2 года раньше положенного.
На фоне сокращения срока выплаты пособий для других категорий граждан подарком выглядит обещание сохранить для предпенсионеров нынешний порядок: не более 12 месяцев суммарно в течение полутора лет, увеличивая срок выплаты (максимум до 24 месяцев суммарно в течение трех лет) за большой трудовой стаж. К тому же раньше предпенсионным возрастом в законе «О занятости населения в РФ» считались последние 2 года до выхода на пенсию, а теперь будут считаться последние 5 лет.
Еще одна льгота — повышенный размер максимального пособия по безработице: 11298 рублей в месяц.
А в целях усиленной защиты пожилых работников от увольнения несколько месяцев назад в Уголовный кодекс появилась статья, которая за «необоснованный отказ в приеме на работу лица по мотивам достижения им предпенсионного возраста, а равно необоснованное увольнение с работы такого лица по тем же мотивам» обещает штраф до 200 тысяч рублей или обязательные работы на срок до 360 часов. Эта статья защищает всех, кому до выхода на пенсию осталось менее 5 лет. Буквально перед новогодними праздниками было уточнено: дела по этой статье будут возбуждаться только по личному заявлению потерпевших, но прекратить их в связи с примирением сторон нельзя.
Пожилым россиянам едва ли стоит возлагать на УК большие надежды. Из Трудового кодекса никуда не делась статья про срочные трудовые договоры, и ничто не мешает работодателю заключить на 3–6 месяцев такой договор с предпенсионером, а потом уволить его без объяснения причин, без риска нарваться на санкции…
Изменения в пенсионном законодательстве России происходят на протяжении последних 16 лет. Некоторые нововведения постепенно внедряются в практику начисления пенсий, некоторые находятся на стадии обсуждения и рассмотрения. Каким будет итоговый вариант законодательства о пенсиях пока не ясно, но общие цели и тенденции прослеживаются.
Однако чтобы разобраться в сегодняшнем состоянии пенсионной системы, нужно понимать какой она была до сих пор, и как она изменилась в последние годы.
Суть пенсионной реформы
Упрощенно, без строгого подхода к названиям и терминам, ситуацию можно описать так:
Россия пытается уйти от действовавшего еще со времен СССР механизма выплаты пенсий.
Неизбежность реформирования пенсионной системы продиктована ростом количества пенсионеров по отношению к числу работающих в данный момент. Такое положение будет усугубляться по причине низкой рождаемости. Государству все тяжелее финансировать пенсионные выплаты из бюджета.
Другим важным мотивом пенсионной реформы становится отказ от уравнительного подхода. Растет понимание, что больше лица, которые зарабатывали больше имеют право на пропорционально больший пенсионный доход.
Так в 2002 году законодательство получило понятие накопительной части пенсии. После нескольких изменений и дополнений в законы, Российская Федерация стала использовать смешанный принцип распределения пенсионных взносов.
Состав пенсионных взносов делится на страховую и накопительные части.
Норматив пенсионных отчислений для большинства работников установился на уровне 22% от заработка. 6% шло в накопительную часть пенсии и аккумулировалось в государственном фонде, который размещал средства в особо надежные активы. 16% формировали страховую часть пенсии, из которой выплачивались средства нынешним пенсионерам.
Механизм стал быстро давать сбои:
Деньги были взяты из накопительного пенсионного фонда.
В 2014 году накопительная часть пенсий была заморожена, все средства пошли на финансирование страховой составляющей. Этот мораторий был продлен и продолжает действовать до 2019 года.
Какие изменения включает пенсионная реформа в России в 2021 году?
Последние новости в этой сфере сводятся к увеличению фактических выплат и росту требований к будущим пенсионерам. Чтобы разобраться в новостях пенсионной системы, напомним алгоритм расчета пенсий, действующий в 2018 году. Поскольку мораторий для накопительной части пенсий продолжает действовать, мы напишем здесь только о страховых пенсиях, которые составляют практически весь объем выплат.