в каком году в россии произошла институционализация социальной педагогики ответ
Становление и развитие института социальных педагогов и социальных работников России (формы и методы социально-педагогической работы в различных социумах; подготовка кадров для социальной сферы)
Ведущая научная школа
Руководитель
Куличенко Раиса Михайловна, доктор педагогических наук, профессор.
Организатор и почетный председатель правления (с 1993 года) Тамбовского регионального отделения Общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников» (ТРО ССОПиР).
Награды: серебряная медаль ТГУ имени Г.Р. Державина; «Державинский орден»; медаль «Основатель ведущей научной школы»; медаль «Ветеран труда»; знак «За заслуги перед Тамбовским государственным университетом имени Г.Р.Державина»; медаль имени Императрицы Марии Федоровны «За социальное служение»; юбилейная медаль «75 лет Тамбовской области»; нагрудный знак «Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации»; «Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации»; Орден «Знак Почета»; Грамоты, Дипломы, благодарственные письма ведущих образовательных учреждений РФ, администраций, общественных организаций; Почетный гражданин Котовска (2006).
Дата открытия
Коды ГРНТИ
Основной состав научной школы
Количественный состав научного направления: 6 докторов наук; 8 кандидатов педагогических наук.
Основной состав научной школы: Гарашкина Наталья Владимировна, д.п.н., профессор, Дорожкина Ольга Алексеевна, д.п.н., профессор, Деревягина Татьяна Георгиевна, к.п.н., доцент, Курилович Надежда Васильевна, д.п.н., доцент, Курин Андрей Юрьевич, к.п.н., доцент, Шадский Олег Германович, к.и.н., доцент.
Защиты диссертаций
Дьячек Т.П. Дидактическая система формирования готовности к исследовательской деятельности будущих социальных работников (Тамбов, 2002)
Иванова Л.К. Гуманистический ценностный потенциал вузовской учебно-производственной практики социальных педагогов (Тамбов,2002)
Рыбина Н.Я. Формирование ценностных ориентаций будущих социальных работников средствами русского православного искусства (Тамбов, 2002)
Романова И.А. Формирование личностной готовности будущего социального педагога к трудностям профессиональной деятельности в детском доме и школе-интернате (Тамбов,2003)
Курин А.Ю. Дистанционное обучение социальных работников в вузе как средство формирования профессиональной компетентности (Тамбов, 2004)
Гарашкина Н.В. Дидактическое проектирование подготовки специалистов социальной работы в вузе (Тамбов, 2004)
Гриднев А.Г. Социально-педагогические условия первичной профилактики подростковой наркомании (Тамбов, 2004)
Милованова Н.Ю. Социально-педагогические условия адаптации учащихся к жизнедеятельности кадетского корпуса (Тамбов, 2006)
Позднякова Н.В. Компьютерная компетентность как компонент вузовской подготовки социальных работников (Тамбов, 2009)
Милютина Н.В. Формирование готовности будущего социального работника к организации проектной деятельности молодежи (Тамбов, 2011)
Курилович Н.В. Формирование культуры профессионального общения будущего социального работника в вузе (Тамбов, 2012)
Колесов И.В. Формирование социальной активности подростков средствами клубной деятельности (Тамбов, 2017)
Попов А.Н. Формирование информационной компетентности социального работника в вузе средствами компьютерных технологий (Тамбов,2017)
Описание деятельности научной школы
«Становление и развитие института социальных педагогов и социальных работников России (формы и методы социально-педагогической работы в различных социумах; подготовка кадров для социальной сферы)» основана в ТГУ имени Г.Р. Державина в 1995 году. Имеет статус «Ведущая научная школа».
Возглавляет ее д.п.н., профессор Куличенко Раиса Михайловна, действительный член академии РАЕН, Академии социального образования, Международной федерации социальных работников.
ТГУ имени Г.Р. Державина вошел в число тех вузов, которые одними из первых начали подготовку специалистов по социальной работе и социальной педагогике в России. Среди 14 ее членов 6 докторов наук и 8 кандидатов наук.
Подготовка собственных научных кадров способствует открытие в 2001 году Диссертационного совета (Д 212.261.05) по защите докторских и кандидатских диссертаций по 3-м специальностям ВАК: 13.00.01; 13.00.02; 13.00.04.
За последние 5 лет в Совете защищено 1 докторская диссертация и 39 кандидатских диссертаций, в том числе членами коллектива ТГУ имени Г.Р. Державина.
Приоритетным направлением деятельности школы является исследование теоретико-методологических основ социальной и социально-педагогической работы как профессиональной деятельности и построение концептуальных моделей социального образования; разработка современных технологий подготовки специалистов для социальной сферы, выявление условий эффективного формирования профессионально-личностных качеств специалиста.
Плодотворно разрабатываются теоретико-методологические аспекты теории социальной работы, проблемы становления и развития института социальных работников в России, формы и методы социально-педагогической работы с населениями различных групп риска; современные технологии профессиональной деятельности в социальной сфере.
В контексте единых теоретико-методологических позиций общая тематика исследования развивается по трем взаимосвязанным направлениям:
1. «Совершенствование и развитие системы вузовской подготовки специалистов социальной сферы» (Куличенко Р.М.; Гарашкина Н.В.; Курилович Н.В., Курин А.Ю., Позднякова Н.В.);
2. «Содержание и формы социальной работы с клиентами групп риска» (Дорожкина О.А., Романина Л.А., Мангер Т.Э., Первова Г.М., Болдина М.А., Деева Е.В.);
3. «История социальной работы в России и в зарубежных странах» (Деревягина Т.Г., Шадский О.Г., Дружинина А.А., Милованова Н.Ю.).
Логика последовательной конкретизации научной проблемы положена в основу разработки тем дипломных и курсовых проектов, реферативных работ, дидактических материалов, используемых на лекциях, семинарах, в процессе обучения будущих социальных педагогов и специалистов социальной работы и в период прохождения ими практики.
Перечень грантов всероссийского или международного уровня, выполненных под руководством или с участием членов школы
Комплексная реабилитация детей-инвалидов как средство их интеграции в общество (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2010);
Социальная реабилитация детей, находящихся в конфликте с законом (совершивших правонарушения и преступления), профилактика безнадзорности и беспризорности детей, преступности несовершеннолетних, в том числе повторной (Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, 2012);
Социальный заказ Администрации Тамбовской области «Формирование социального здоровья населения путем укрепления институтов гражданского общества» (администрации Тамбовской области, 2014);
«Комплексная программа по обучению пожилых людей инновационным компьютерным технологиям» (Фонд Елены и Геннадия Тимченко, 2017);
«Комплексная программа социальной поддержки детей-инвалидов и их здоровых братьев и сестер, социализация и реабилитация детей-инвалидов» (Президентский грант, 2017).
Общественная научная организация, созданная при научной школе
Тамбовское региональное отделение Общероссийской общественной организации «Союз социальных педагогов и социальных работников»
Основные публикации членов научной школы
Организация конференций, симпозиумов, научных семинаров
Научные связи
Российский государственный социальный университет; Алтайский государственный университет; Липецкий государственный университет, Марийский государственный педагогический институт им. Н. К. Крупской, МПГУ, Ставропольский государственный университет; Тульский государственный университет и другие.
Социальная педагогика
Студенту без шпаргалки никуда! Удобное оформление, ответы на все экзаменационные вопросы ведущих вузов России.
Оглавление
Приведённый ознакомительный фрагмент книги Социальная педагогика предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.
2. Этапы становления социальной педагогики
В своем становлении в качестве научной дисциплины педагогика неизбежно прошла три этапа.
Первый этап — этап эмпирический. Это этап сбора данных опытной деятельности большого количества практических работников социальной сферы, привносящих (осознанно или неосознанно) в свою деятельность педагогический компонент. Такая деятельность существовала всегда, и всегда находились люди, которые этот компонент усиливали, развивали, совершенствовали, выводили его в своей работе на ведущее место. Вместе с практической социально-педагогической деятельностью проводился и ее научный анализ в определенной форме.
После изучения истории социально-педагогической деятельности становится ясно, что она отражает социально-педагогическую практику различных субъектов и институтов общества. Они существовали в разрозненном виде в рамках профессиональной деятельности учителей, священнослужителей, врачей, работников учреждений культуры, спорта, политических деятелей и других специалистов различных отраслей.
Второй этап развития социальной педагогики — научно-эмпирический. Этот этап заключается в построении моделей социально-педагогических объектов (процессов, систем, видов деятельности), приближенных к идеальным. На этом этапе образуются практико-ориентированные и теоретико-ориентированные социально-педагогические модели, с помощью некоторых допущений отражающие познавательную и преобразовательную стороны социально-педагогической действительности.
Третий этап становления социальной педагогики — теоретический. Именно на этом этапе происходит развитие социально-педагогической теории.
Социальная педагогика — отрасль знания, которая дает ответы на вопросы:
1) что произойдет или может произойти в жизни людей разных возрастов в тех или иных обстоятельствах;
2) как можно создать благоприятные условия для успешной социализации человека;
3) как можно уменьшить эффект влияния неблагоприятных обстоятельств, которые случаются с человеком в процессе социализации. Социальная педагогика как учебный предмет пытается нарисовать будущим педагогам картину социально-педагогической действительности.
Социальная педагогика как отрасль знания разъясняет социальное воспитание непосредственно в контексте социализации.
Это определяет построение учебного курса «социальная педагогика». Он начинается с рассмотрения социализации как социально-педагогического явления. Затем раскрываются обстоятельства, в которых происходит социальное воспитание, его содержание и методика. Завершает курс краткая характеристика проблемы социализированности человека и издержек социализации.
Новый этап в развитии социальной педагогики.Введение института социальных педагогов в 90-е гг.
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Новый этап в развитии социальной педагогики. Введение института социальных педагогов в 90-е гг
Содержание: Реформирование системы образования в 90-е года Социальные программы Появление новой специальности Немного из истории Становление социальной педагогики в единстве трех ее качественных состоянии Ассоциация социальных работников и социальных педагогов РФ Ведомства в которых официально установлена должность соц.педагога
Совершенствование системы образования в России требовало предоставления человеку возможности получать образование разных видов и уровней в разные периоды своей жизни и регулярно повышать квалификацию. Реализация этой идеи получила свое развитие в построении модели непрерывного образования, предусматривающей допрофессиональную подготовку в лицеях и профилированных старших классах школы; профессиональную подготовку в учреждениях начального профессионального образования, среднего профессионального образования и высшего профессионально образования, после вузовское обучение (аспирантура, докторантура). Реформирование системы образования в России
В условиях реформирования общества изменяется и социальная политика государства. В 1990 г. Верховным Советом СССР была ратифицирована Конвенция ООН о правах ребенка, которая вступила в силу для Российской Федерации как правопреемника СССР с 15 сентября 1990 г. В статье 7 новой Конституций России записано, что в Российской Федерации “обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии и иные гарантии социальной защиты”.
Приняты многочисленные нормативные акты: Закон об образовании, Указ Президента о социальной поддержке многодетных семей, Постановление правительства о неотложных мерах по социальной защите сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и др.
Социальные программы 90-х годов: “Социально-психологическая поддержка, обучение и воспитание детей с аномалиями развития” “Творческое развитие личности” “Социальные службы помощи детям и молодежи” Тогда же были разработаны и по настоящее время действуют такие государственные социальные программы, как “Дети России”, “Дети Чернобыля”, “Дети Севера”, “Дети-сироты”, “Дети-инвалиды”, “Одаренные дети” и др.
Повсеместно в стране создаются учреждения нового типа: центры социального здоровья семьи и детей, социальной реабилитации трудных подростков; открываются приюты для детей, убегающих из дома; работают социальные гостиницы и телефоны доверия и многие другие службы, оказывающие социальную, медицинскую, психологическую, педагогическую и иные виды помощи.
Приказ Госком СССР по народному образованию №582 от 21.06.1990г. “Об открытии специальности “Социальная педагогика” знаменовал собой появление социальных педагогов в России. Официальное открытие нового социального института решением Коллегии Госком СССР по народному образованию № 14/4 от 13.07.1990г. “О введении института социальных педагогов” дало огромный импульс для методологических, теоретических и научно-практических исследований в сфере деятельности новых кадров.
Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ В мае 1990г. учреждена Ассоциация социальных педагогов и социальных работников РФ. Цель: объединение усилий для участия в формировании нравственно, умственно и физически здорового поколения, оказание помощи детям, социальная защита детства, повышение роли семьи в системе социального воспитания, содействие улучшению положения специалистов в области социальной работы и социальной педагогики, защита их прав и профессиональных интересов.
В апреле 1991 г. приказом Гособразования СССР была утверждена квалификационная характеристика «Социальный педагог». К началу 1991 учебного года вузы страны получили программно-методические материалы. Первые учебные программы были разработаны творческим коллективом Свердловского педагогического института при участии ГУНО Свердловского облисполкома. Немного из истории..
Возникновение в России новых для нее профессий «социального работника» и «социального педагога» осуществлялось в условиях фундаментальных, глубинных и кардинальных изменений всей системы государственных и общественных отношений нашей страны в конце 80-х — начале 90-х годов XX века. Столь глобальные изменения не могли не сказаться на специфике процесса становления этих профессий, на особенностях их развития в последующие годы.
Закон РФ “О благотворительной деятельности и благотворительных организациях” вызвал процесс бурного развития благотворительных фондов, ассоциаций, союзов, объединений. В настоящее время успешно действуют Фонд милосердия и здоровья, Детский фонд, благотворительный фонд “Белый журавлик” и многие другие, которые оказывают социальную защиту и помощь детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, воспитанникам детских домов. Организованы и действуют профессиональные ассоциации социальных педагогов и социальных работников, набирает силу волонтерское движение, оказывающее помощь и поддержку нуждающимся детям.
Квалификационная характеристика социального педагога утверждена приказом Государственного комитета СССР по высшему образованию в 1991 году и содержит три части: «Должностные обязанности» «Должен знать» «Квалификационные требования»
Официально должность социального педагога установлена в учреждениях двух ведомств: Комитеты по делам молодежи (дворовые детские клубы, дома детского творчества, молодежные общежития, дома отдыха для подростков, образовательные молодежные центры, центры профориентации, центры занятости, детские и молодежные биржи труда). · Сфера образования (дошкольное образовательное учреждение, общеобразовательные школы-интернаты, общеобразовательные учреждении для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения для детей и подростков с девиантным поведением, образовательные учреждения начального профессионального образования).
Вопросами социальной защиты и поддержки детства в настоящее время занимаются различные министерства и ведомства: Министерство общего и профессионального образования; Министерство труда и социального развития; Министерство здравоохранения; Министерство юстиции.
Становление социальной педагогики в единстве трех ее качественных состояний: как сферы практической деятельности; как области научного знания; как образовательного комплекса.
Работа социального педагога важна для общества, ведь он помогает детям найти своё место в жизни, свой путь, стать полноценным гражданином. Многие проблемные, безнадзорные, из неблагополучных семей дети не получают от родителей необходимого воспитания. Социальный педагог призван восполнить этот пробел и предупредить антиобщественное и противоправное поведение ребёнка. Он выявляет проблемы, потребности своих подопечных, особенности личности и характера, отклонения в поведении, и на основе всех данных осуществляет социальную помощь, помогая ребёнку в реализации его прав, усвоении его обязанностей.
Соединение огромного доверия с огромным требованием и есть стиль нашего воспитания.. Макаренко А. С.
Воспитать человека интеллектуально, не воспитав его нравственно, — значит вырастить угрозу для общества. Рузвельт Т.
Курс профессиональной переподготовки
Организация социально-педагогической деятельности в условиях реализации ФГОС
Курс повышения квалификации
Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе
Курс повышения квалификации
Методика и содержание деятельности социального педагога в условиях реализации ФГОС
Номер материала: ДБ-927861
Международная дистанционная олимпиада Осень 2021
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
В школе в Пермском крае произошла стрельба
Время чтения: 1 минута
Минобрнауки утвердило перечень олимпиад для школьников на 2021-2022 учебный год
Время чтения: 1 минута
Школьников не планируют переводить на удаленку после каникул
Время чтения: 1 минута
Власти Амурской области предложили продлить каникулы в школах в связи с эпидобстановкой
Время чтения: 2 минуты
Почти все вузы в России открыли пункты вакцинации от ковида
Время чтения: 1 минута
Минпросвещения планирует прекратить прием в колледжи по 43 профессиям
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России Просветова Татьяна Сергеевна
Данный автореферат диссертации должен поступить в библиотеки в ближайшее время
Уведомить о поступлении
Содержание к диссертации
Глава 1. Предпосылки становления социальной педагогики 17
1.1. Исторические предпосылки 17
1.2. Педагогические предпосылки 33
1.3. Роль социально-педагогические идей и опыта Западной Европы и Америки в становлении социальной педагогики России 63
Глава II. Этапы становления социальной педагогики в России 83
2.1. Институционализация социальной педагогики в начале XX века 83
2.2. «Гуситский» этап (20-е-н. 30-х годов XX века) 122
2.3. Возрождение социальной педагогики (60-80-е годы XX века) 180
Глава III. Современное состояние и перспективы социальной педагогики в России. 203
3.1. Организационное оформление социальной педагогики как отрасли знания в 90-е годы XX века 203
3.2. Развитие содержания социальной педагогики как отрасли знания 218
3.3. Становление социальной педагогики как учебного предмета и системы подготовки социально-педагогических кадров 258
3.4. Тенденции и перспективы развития социальной педагогики 286
Архивные источники 339
Актуальность исследования. Историческое, социокультурное развитие общества, личностный акцент в педагогической науке и практике объективно актуализируют и стимулируют развитие социальной педагогики и как теоретической основы социального воспитания, и как необходимого компонента социальной культуры каждого человека.
Вместе с тем направленность социокультурного развития общества определяет приоритет социальной политики государства, значимой сферой которой является воспитание и социальное воспитание как его составляющая. В этой связи актуальность социально-педагогического знания обусловлена его необходимостью не только на этапе разработки государственной политики в сфере социального воспитания, но и на этапе ее реализации, а также задачами обоснованности, реальности и результативности этой политики:
В контексте этого, методологическое положение об историко-педагогическом детерминизме управленческих решений в сфере социального воспитания актуализирует, в свою очередь, историко-педагогическое исследование генезиса социально-педагогического знания.
Специфику развития социальной педагогики на современном этапе отражает тенденция становления ее как учебного предмета, необходимо обусловившая разработку концепции профессионального образования социальных педагогов (В.А. Сластенин).
Социальная педагогика России к настоящему времени являлась предметом исследования трех кандидатских (З.П. Крылова 1985 г.; Т.В. Самсонова 1997 г.; Т.А. Ромм 1995 г.) и двух докторских работ (Л.Е. Никитина 2001 г.; Л.В. Филиппова 1993 г.).
В исследовании З.В. Крыловой определяются теоретико-методологические основы социальной педагогики; раскрывается значимость народной педагогики как стихийного механизма самовоспитания общества.
В исследовании Т.А. Ромм определяются условия, способствовавшие формированию социально-педагогической идеи в России; раскрывается сущность социально-педагогической теории в н. XX в.; механизм реализации социально-педагогической деятельности.
Т.А. Самсонова определяет факторы становления социальной педагогики, основные направления развития социально-педагогической мысли России в н. XX в., выделяя основанием классификации факторы социализации.
В докторском исследовании Л.В. Филипповой дается концептуальное обоснование статуса, содержания, структуры социальной педагогики; раскрывается сущность, содержание, структура социально-педагогического проектирования; социально-педагогических технологий.
Докторское исследование Л.Е. Никитиной раскрывает предпосылки становления социальной педагогики; определяет теоретические и организационно-педагогические основы развития социальной педагогики как научного фундамента специализированной социальной практики.
Вместе с тем до настоящего времени нет целостного историко-педагогического исследования генезиса отечественной социальной педагогики, раскрывающего генетическую обусловленность теоретико-методологического компонента и, прежде всего, понятий социальной педагогики.
В то же время специфической особенностью современного этапа развития социальной педагогики в России является активный теоретико-методологический поиск. При этом исследовательский поиск не всегда учитывает целостный историко-педагогический процесс, генетическую обусловленность связи и преемственности теоретико-методологического компонента в развитии социально-педагогического знания.
Наличие данного противоречия обусловило выбор темы исследования «Становление, современное состояние и перспективы социальной педагогики в России», проблема которого сформулирована следующим образом: каковы предпосылки становления, основные этапы развития, современная специфика и перспективы социальной педагогики в России.
Решение данной проблемы составляет цель исследования.
Объект исследования: социальная педагогика России.
Предмет исследования: генезис социально-педагогического знания.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования поставлены следующие задачи:
Раскрыть сущность исторических и педагогических предпосылок становления социальной педагогики России в н. XX в.
Охарактеризовать теоретико-методологическую содержательную составляющую социально-педагогического знания на разных этапах развития.
Провести анализ развития и организационного оформления социальной педагогики на современном этапе.
Выявить и охарактеризовать основные теоретико-методологические подходы к развитию социально-педагогического знания на современном этапе.
5. Наметить перспективы развития социальной педагогики в России.
Специальную методологию исследования составили: системно-структурный подход (И.В. Блауберг, B.C. Готт, Э.П.Семенюк, А.Д. Урсул, Б.Г. Юдин, Э.Г. Юдин); культурологический под ход (М.М. Бахтин, B.C. Библер, А.Я. Гуревич, Д.С. Лихачев, Э.С. Маркарян); модельный подход (B.C. Готт, Э.П. Семенюк, А.Д. Урсул, Н.П. Юдина); гер меневтический подход (В. Дильтей, Х.Г. Гадамер, М. Хайдеггер); аксиологи ческий подход (Г.П. Выжлецов, М.С. Каган, З.И. Равкин, В.А. Сластенин, Н.П. Юдина).
Теоретические основы исследования: науковедческие работы^ раскрывающие современную науковедче-скую парадигму (образец) (И.В. Блауберг, B.C. Готт, В.А. Глуздов, В.Н. Карпович, М.С. Козлова, Т. Кун, Б.С. Митрофанов, В.И. Осипов, П.А. Рачков, В.М. Розин, М.А. Розов, Э.П. Семенюк, Л.С. Сычева, А.Д. Урсул, Б.Г. Юдин, Э.Г. Юдин, Н.П. Юдина, М.Г. Ярошевский), философские концепции, определяющие жизненные ценности и смыслы (Н.А. Бердяев, А.А.. Богданов, С.Н. Булгаков, В.И. Вернадский, А.И.Герцен, М.О. Гершензон, В.В. Зеньковский, А.С. Изгоев, И.А. Ильин, В.И.Ленин, Н.О. Лосский, А.Ф. Лосев, А.В. Луначарский, М.К. Мамарда-швили, К. Маркс, П.Н. Милюков, Г.В. Плеханов, П.И.Новгородцев, В.В. Розанов, B.C. Соловьев, П.Б. Струве, Н.Ф. Федоров, П.А.Флоренский, С.Л.Франк, П.Я. Чаадаев, К.Э. Циолковский, Ф. Энгельс); социологические исследования, раскрывающие социокультурную детерминацию развития личности (Л.П. Буева, Р.Г. Гурова, И.С. Кон, А.Г.Харчев); исторические исследования, раскрывающие национальную специфику социокультурного развития; особенности национального характера; исторические формы социальной организации, жизнедеятельности этноса; специфику государственности (А.С. Ахиезер, Б.Б. Веселовский, Л.Н. Гуми-
7 лев, А.Ю. Дворниченко, А.В. Панченко, А.Я. Гуревич, И.Н. Данилевский, Л.В. Данилова, Е.А. Звягинцев, П.Н. Зырянов, Д.И. Иловайский, И.М. Карамзин, Н.А. Карышев, А.А. Кизеветтер, В.О. Ключевский,, В.А. Малинин, Л.В.Милов, М.А. Острогорский, А.Ф. Петрушевский, Н.Р. Рожков, С.С. Се-киринский, СМ; Соловьев, А.Дж. Тойнби, И.Я. Фроянов, В.В. Шелохаев, А.П. Щапов, К. Ясперс); культурологические концепции, определяющие значимость культуры как механизма аккумуляции и передачи социально-исторического жизненного опыта;: значимость культуры в формировании культурно-исторической личности (М.М. Бахтин, B.C. Библер, ГЛ. Выжлецов, Н.Я.Данилевский, А.Г. Дружинин, Б.С. Итенберг, И.В. Кондаков, Д.С. Лихачев, А.В. Луначарский, Э.С. Маркарян, К.В. Мочульский, Н.В. Суханов, СЯ.Сущий); этнографические, этнопедагогические работы, раскрывающие специфику этноса; этнического стереотипа поведения; типы этнического поведения; функцию стереотипа как программы поведения; этнические традиции воспитания (А.К. Байбурин, Т.А. Бернштам, Ю.В. Бромлей, Г.С. Виноградов, Г.Н. Волков, Л.Н. Гумилев, И.С. Кон); педагогические концепции, определяющие и раскрывающие ос новные методологические характеристики педагогического исследования (В.В. Краевский, Н.Д. Никандров, В.М. Полонский, В.А. Сластенин); историко-педагогические исследования, отражающие генезис педагогических, социально-педагогических идей; моделей отечественной школы (И.Н.. Андреева, В.И. Беляев, М.В. Богуславский, Ю.В. Василькова, П.Ф.Каптерев, А.П. Медведков, Л.Н. Модзалевский, Е.Н., Медынский, П.Монро, А.Ф. Музыченко, А.Н. Острогорский, М.Г. Плохова, З.И. Равкин, В.Д. Семенов, В.П. Родников, П.А. Соколов); психологические, социально-психологические, психоло-педагогические концепции, раскрывающие процесс развития личности; со-циогрупповую детерминацию поведения и деятельности человека; роль дея-
8 тельности, отношений и общения в процессе личностного развития (Г.М. Андреева, Л.С. Выготский, А.Н. Леонтьев, А.А. Леонтьев, А.В. Мудрик, B.C. Мухина, В.Н. Мясищев, А.В. Петровский, СЛ. Рубинштейн, В.А.Сластенин); сравнительно педагогические, зарубежные исследования, отражающие идеи и опыт зарубежной социальной педагогики (М.Д. Горячев, К.Нимайер, Фр. Прюс, Г. Шмидт, Т.Ф. Яркина; М. Archer, Е. Badry, L.Boehnisch, L. Volpicelli, E. Martin, M. Meuser, A. Treml); социально-педагогические концепции, отражающие генезис социально-педагогического знания (А.И. Арнольдов, В.Г. Бочарова, Б.З. Вульфов, М.А. Галагузова, М.П. Гурьянова; В.И. Загвязинский, М.В. Крупенина, Н.К.Крупская, И.А. Липский, Л.В. Мардахаев, Н.Ф. Маслова, А.В. Мудрик, В.А. Никитин, Л.Е. Никитина, Н.И. Пирогов, С.А. Расчетина, В.Д. Семенов, В.А. Сластенин, Ю.А. Стрельцов, Л.Н. Толстой, К.Д. Ушинский, Г.Н. Филонов, СТ. Шацкий, В.Н. Шульгин).
Основные этапы исследования:
Изучение степени разработанности проблемы; осмысление новых, тенденций отечественной социальной педагогики; накопление материала по проблеме исследования.
На третьем этапе (1995 — 2001) расширялся спектр теоретического анализа (системный, аспектный, теоретико-методологический, сравнительно педагогический, обобщающий анализы), проводилась систематизация, обобщение результатов исследования, а также их апробация (выступление на конференциях, публикации, разработка учебных программ, учебных курсов, чтение лекций, подготовка пособия, учебно-методических пособий).
На четвертом этапе (2001 — 2003) уточнялась методология, структура исследования; вводились прогностические методы; проводился ретроспективно-прогностический анализ; конкретизировались выводы; оформлялись результаты исследования.
Теоретическая значимость исследования: результаты проведенного исследования і раскрывают историческую обусловленность духовно-ценностного основания как детерминанты цели, задач, принципов, содержания, форм, методов социальной педагогики в России; а также исторически обусловленные понятия отечественной социальной педагогики.
Новое знание, полученное в результате проведенного исследования, дополнит содержание образования (история социальной педагогики).
Практическая значимость исследования: теоретические положения и выводы исследования создают предпосылки для переосмысления генезиса социальной педагогики в России; отдельных его этапов.
Результаты диссертационного исследования могут быть использованы в новых исследовательских работах по проблемам генезиса социальной педагогики в России; генезиса социально-педагогической мысли; генезиса отечественной школы.
Проведенное исследование может быть использовано как основа новых подходов к структурированию, разработке, конкреному содержанию учебного материала по курсу «История социальной педагогики», входящему в блок «Дисциплины предметной подготовки» Государственного стандарта высшего профессионального образования по специальности «Социальная педагогика», а также разработки спецкурсов по выбору.
15 сти) посредством объединения в научные группы, коллективы, а также посредством принятия практически реализованного в данной науке образца (закон примата непосредственных образцов над семиотическими); на теоретическом уровне выделены принципы развития отечественного социально-педагогического знания: принцип антропологического основания социально-педагогического знания; принцип философского основания социально-педагогического знания как ценностно-смысловой компонент, определяющий его направленность; принцип философской детерминации методологии социально-педагогического знания; принцип обусловленности социально-педагогического знания политическим и экономическим развитием общества; принцип ценностного основания социально-педагогического знания, обусловленного философским основанием и определяющим культурно-исторический тип личности; принцип учета и опоры на историко-педагогическое знание; принцип инвариантного «ядра» (должного) (гуманизм, природосообразность, культуросообразность, коллективность, личностное развитие, целостность) в системе отечественного социально-педагогического знания; принцип детерминации развития социально-педагогического знания процессом дифференциации, специализации, интеграции терминологически-понятийного аппарата социальной педагогики; принцип адекватности теоретической модели школы, основного института социального воспитания и необходимого компонента социально-педагогического знания, сущности человека и социокультурной перспективе; принцип диалога отечественного социально-педагогического знания с идеями и опытом зарубежной социальной педагогики; на структурно-содержательном уровне в ближайшей перспективе намечается актуализация философского, социологического, теоретического, психологического, методического компонентов социально-педагогического знания; на управленческом уровне намечается усиление государственного статуса социальной педагогики как необходимого компонента социальной культуры, государственной политики в области социального воспитания
Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись при разработке учебных курсов («История образования и педагогической мысли», «История социальной работы и социально-педагогической мысли») и чтении лекций на историческом факультете Воронежского госпедунивер-ситета.
Исторические предпосылки
Понимание современного состояния, перспектив развития социальной педагогики в России немыслимо без изучения ее истории. Историческое исследование создает предпосылки реального понимания (К. Ясперс). Вместе с тем, историческое исследование позволяет раскрыть «своеобразие» российской социальной педагогики.
Основные задачи параграфа заключаются в выделении совокупности исторических предпосылок, раскрытии их сущности и определении их значимости в процессе становления социальной педагогики.
Термин «становление» определяется СИ. Ожеговым как возникновение, образование чего-нибудь в процессе развития (385, с. 760). В нашем исследовании «становление» определяется как возникновение, образование нового социально-педагогического знания.
Под «историческими» понимаются предпосылки существовавшие в действительности, не вымышленные (385, с. 257).
Методологической основой исследования исторических предпосылок становления социальной педагогики в России являлись герменевтический, системно-структурный, культурологический, аксиологический подходы.
Герменевтический подход определил необходимость и значимость выделения исторических предпосылок как основы понимания специфики становления социальной педагогики в России и прежде всего понимание общественных потребностей, обусловивших в начале XX века выделение объектной области социальной педагогики (социального воспитания), разработку социально-педагогической теории.
Системно-структурный подход позволил рассмотреть условия становления социальной педагогики России, представлявшие взаимодействие внешних (ландшафт; природно-климатические условия; геополитическое положение страны) и внутренних факторов (социально-экономическое, политическое развитие общества в н. XX в.; развитие основ гражданского общества в н. XX в.); а также выделить «факторы» как элемент логической структуры социальной педагогики.
Культурологический подход обусловил выделение и исследование развития основ гражданского общества в России в н. XX в.; а также определение критериев этого развития (институт самоуправления; система социальной помощи и социальной защиты; национальное самосознание и ценностная система как его составляющая), позволивших рассматривать социальную педагогику частью общественной жизни России в начале XX века_ Вместе с этим культурологический подход обусловил выделение диалога культур как средства совершенствования и идентификации социальной педагогики России.
Уже в начале XX века П.Ф. Каптерев подчеркивал объективный характер влияния «суммы условий», «уклониться от которых невозможно».
На современном этапе А.В. Мудрик определяет объективные условия как «основные источники влияния макрофакторов на социализацию», подчеркивая их «рамочный характер»: отсутствие самостоятельной роли, действие как компонентов совокупности, определяющей специфические особенности социализации (357, с. 36).
Одной из исторических предпосылок, обусловивших специфику страны как фактора социализации являлся ее ландшафт (внешний облик территории). Во-первых, специфика ландшафта русской равнины, не имевшего «внутренних естественных преград», выступала естественной предпосылкой «народного единства» и «содействовала государственному объединению страны» (Д.И. Иловайский, В.О. Ключевский).
«Восточная половина Европы, — отмечал Д.И., Иловайскийt— имеет вид сплошной однообразной равнины, пределы которой ограничиваются четырьмя морями (Белое, Балтийское, Черное, Каспийское) и тремя горными хребтами (Урал, Кавказ, Карпаты). Такая форма поверхности, не представляющая: внутренних естественных преград, немало способствовала образованию на ней одного обширного государства» (194, с. 110).
Сложность водной сети с разносторонними направлениями рек и взаимной близостью речных бассейнов, по мнению В.О. Ключевского, оказала сильное влияние на разделение общественного труда по местным естественным условиям.
Обусловленность «особенностей народного хозяйства», «местных экономических типов» двумя основными почвенными областями и двумя ботаническими поясами раскрыл В.О. Ключевский.
Вместе с этим В.О. Ключевский обосновал зависимость расположения «центра» Российского государства от ботанических и гидрографических осо бенностей русской равнины («общий или основной ботанический и гидро графический узел на центральном алаунско-московском пространстве»). «Не случайна- отмечал он^— именно верховья рек определили центр государст венной территории, а ее окружность — их устья Наша история пошла в достаточном согласии с естественными условиями: реки во многом начертали ее программу» (230, с. 49).
Институционализация социальной педагогики в начале XX века
Совокупность исторических и педагогических предпосылок, сложившихся в начале XX века в России, обусловила институционализацию познавательной социально-педагогической деятельности в форме науки.
Процесс институционализации социальной педагогики представляется механизмом, обеспечившим ее организацию и упорядочение.
Значимым аспектом институционализации социальной педагогики в начале XX века, обусловленным ее сущностным содержанием, являлась возможность предвидения, рассматривавшаяся как необходимая предпосылка социальной организации и социального прогресса.
Основная задача данного параграфа заключается в выделении и описании модельных структур социальной педагогики России в начале XX века.
Историко-логический анализ этапов развития отечественной социальной педагогики проводился на основе методологических принципов преемственности и целостности, а также введения конфигуратора (логической модели социальной педагогики) и структурно-функциональной модели социально-педагогического знания А.В. Мудрика.
Понимание социальной педагогики как отрасли педагогического знания, изучающей социальное воспитание человека в контексте социализации (А.В. Мудрик) позволило определить компоненты конфигуратора (логической модели): основание, факторы, средства, механизмы социализации; цель, задачи, принципы, методы социального воспитания.
В механизме становления социальной педагогики философские идеи направляли процесс научного познания, задавая ценностно-смысловой уровень социально-педагогического знания и, тем самым, определяли направленность формирующихся модельных структур социальной педагогики: социал-религиозной (В.В. Зеньковский); социал-либеральной: правовое направление (СИ. Гессен, Б.Я. Кистяковский, Л.И. Петражицкий), культурологическое направление (П.П. Блонский, П.Ф. Каптерев); социал-демократической (Н.К. Крупская); социал-рационалистической: эстетическое направление (А.В. Луначарский), техническое направление (А.А. Богданов).
В начале XX века в России получает развитие русская: религиозно-философская мысль, представленная именами Н.А, Бердяева, С.Н. Булгакова, В.В. Розанова, B.C. Соловьева, П.Б. Струве, Л.Н. Толстого, Н.Ф. Федорова, С.Л. Франка.
Духовные ценности, выдвинутые религиозно-философской мыслью России начала XX века на первый план, являли собой результат критического переосмысления достижений национальной и мировой культуры, осмысления и переосмысления идей, органичных народному сознанию.
Ценностный уровень религиозно-философской мысли представляли: идея абсолютного первоначала (идея всеединства) B.C. Соловьева, идея справедливости как отражение морально-правовых ценностей (любви, смирения, подвижничества, послушания, равенства, человеческого достоинства, свободы) (С.Н. Булгаков); идеи любви, свободы, ненасилия, труда (Л.Н. Толстой); «русская идея» (общности и братства) (Н.А. Бердяев); абсолютные объективные ценности: теоретическая научная истина, художественное творчество, объект религиозной веры, национальное достоинство (С.Л. Франк); идея супраморализма (Н.Ф. Федоров).
В рамках русской религиозной философии оформилась социал-религиозная модель социальной педагогики (В.В. Зеньковский).
Ценностными основаниями определялись общее благо, отзывчивость, любовь к человеку (человечеству, братству), взаимопомощь, гражданский долг.
Факторами социализации выделялись общество, «социальные круги», к которым принадлежит человек: семья, дошкольные учреждения, школа, внешкольные учреждения.
Средствами социализации, по мнению В.В. Зеньковского, выступали явления духовной культуры: религия, язык, традиции, памятники литературы, результаты науки.
Механизмами социализации, выделенными В.В. Зеньковским, являлись: «бессознательное воздействие общества», а также «сознательная организация воспитания».
Цель социального воспитания определялась идеалом социального единства, предполагающим подготовку «образованного человека», «дельного работника», «гражданина, способного к общественной работе» (187, с. 6).
Задачи социального воспитания сводились к развитию социальных сил души («духа братства и взаимопомощи»), развитию индивидуальных способностей и особенностей ребенка, индивидуального самосознания, развитию социальной активности («вкуса к социальной деятельности»).
Организационное оформление социальной педагогики как отрасли знания в 90-е годы XX века
Основой логического анализа развития отечественной социальной педагогики на современном этапе в исследовании была определена логическая структура Б.Г. Юдина.
Компонентами логической структуры (содержательная и организационная составляющие) Б.Г. Юдин определяет: выработка совокупности исходных представлений (идеализации); формирование массива публикаций (статьи, обзоры, монографии и т.д.); исследовательские подразделения (лаборатории, отделы, институты); создание сети каналов коммуникаций (профессиональные журналы, специализированные научные сообщества, симпозиумы, конференции); система подготовки кадров, специализирующихся в данной области; устойчивая сфера потребителей результатов прикладных исследований и создание институционализированных каналов практической реализации (655, с. 226).
Кардинальные изменения в экономической, политической, социальной жизни в начале 90-х годов XX века в России объективно актуализировали проблему субъектности личности.
В то же время, прошедшие изменения повлекли появление новых социальных проблем, сказавшихся прежде всего на человеке.
Таким образом, общественная ситуация начала 90-х годов XX века создала объективные условия для развития социальной педагогики.
Необходимость широких научных исследований в сфере социальной педагогики определялась в начале 90-х годов потребностью развития как педагогики в целом, так и потребностью осуществления целенаправленного процесса социального воспитания в стране.
Специфика развития социальной педагогики на новом этапе обусловлена ее выходом на государственный уровень.
В новых условиях социальная педагогика оформляется как наука, имеющая свою специальность «социальная педагогика» (03 13 00) и профессию «социальный педагог», что, в свою очередь, необходимо обусловило ее разработку как учебного предмета.
Организационное оформление социальной педагогики на современном этапе отражают прежде всего исследовательские подразделения.
Комплексное социально-педагогическое исследование, проводимое в 1989-1991 годах ВНИК «Школа-микрорайон», необходимо обусловило формирование региональных научно-практических групп, лабораторий, работающих на общественных началах.
В апреле 1990 года в Москве была учреждена Всесоюзная Ассоциация социальных педагогов и социальных работников (ВАСОПиР) с республиканскими и региональными отделениями. В декабре 1991 года на базе Российского отделения была создана Ассоциация социальных педагогов и социальных работников (АСОПиР).
Объективная потребность в фундаментальных исследованиях, призванных теоретически обосновать и научно-методически обеспечить межведомственную и междисциплинарную систему служб социальной помощи населению, а также задача подготовки кадров социальных педагогов и социальных работников обусловили создание учебно-научно-практического Центра социальной педагогики Российской Академии образования (ноябрь 1992 г.). Научная поддержка деятельности Центра социальной педагогики РАО осуществлялась Российской Академией образования и Московским педагогическим государственным университетом.
Создание в ноябре 1992 года Центра социальной педагогики РАО отражало процесс приобретения социальной педагогикой государственно-общественного статуса.
Одними из основных задач ЦСП РАО являлись: проведение комплексных исследований в области социальной педагогики и социальной работы, внедрение их результатов в массовую практику и координация исследований в стране; научно-методическое обеспечение введения в стране института социальных педагогов и социальных работников; подготовки и переподготовки, профессионального развития специалистов и др.
Ассоциация социальных педагогов и социальных работников (АСОПиР) объединила в рамках ЦСП РАО деятельность более 30 университетов и колледжей страны, включившихся в разработку и реализацию межведомственной системы отбора, подготовки, переподготовки, повышения квалификации и аттестации кадров социальных педагогов и социальных работников.
Значимым достижением этого направления деятельности АСОПиР стало создание структурных подразделений ЦСП РАО: Центра детских и молодежных социальных инициатив и его региональных отделений, ведущих работу с детьми и молодежью; осуществляющих допрофессиональный отбор юных помощников социальных педагогов (социальных работников); открытой Международной школы социальной работы и ее региональных отделений, осуществляющих курсовую и допрофессиональную подготовку социальных работников (социальных педагогов); Российской квалификационной комиссии профессионального развития и подготовки специалистов в области социальной педагогики и социальной работы и ее региональных отделений, выполняющих функции общественной аккредитации образовательных программ и структур, эффективных моделей практической работы, а также аттестации и сертификации социальной сферы (Н. Нечаев).
В январе 1993 года Президиум Российской Академии образования принял решение о разработке и реализации программы «Социальная педагогика», обусловленной необходимостью решения психолого-педагогической наукой наиболее актуальных проблем социального характера.
К реализации комплексной программы «Социальная педагогика» подключались научно-исследовательские институты Российской Академии образования.
В рамках комплексной программы РАО основными направлениями научных исследований ЦСП РАО определялись: дальнейшая разработка теоретических основ социальной педагогики; совершенствование методики работы с различными группами населения; уточнение профессиональных стандартов; углубление содержания и разработка методов подготовки специалистов в области социальной педагогики и социальной работы (64, с. 9).
Для реализации исследовательской программы ЦСП РАО было создано 13 региональных центров, научными руководителями которых стали ведущие ученые. Центр и филиалы приступили к реализации ряда проектов, среди которых были: «Теоретические и методологические основы социальной педагогики» (Г.Н. Филонов); «Методика и технология социально-педагогической работы» (В.Г. Бочарова); «Сельский социум» (М.П. Гурьянова) и др.