в каком году в первый раз произошла оцифровка данных
Двадцать лет спустя. Популярный рассказ о том, почему видеокассеты нужно оцифровывать
Детство каждого ребенка конца восьмидесятых или самого начала девяностых прочно ассоциируется с множеством весьма символичных для того периода российской жизни вещей. Жевательные резинки Turbo и Love is с вкладышами, растворимые соки Zuko, фишки Chupa-Caps, портативные игровые приставки «Тамагочи» и их вариации, китайские липучки, радуги.
Совершенно особое место в воспоминаниях о постсоветском периоде занимают видеокассеты — когда вся семья собиралась в гостиной комнате для просмотра «нового» американского боевика с Сильвестром Сталлоне, когда на картинке изредка проскакивали непонятные тени, когда все фильмы в обязательно ужасном качестве переводили гнусавые переводчики-синхронисты, когда в каждом ларьке продавались пиратские видеокассеты с криво прилепленными наклейками и неизвестным содержанием.
Кто в детстве не любил заглянуть вовнутрь видеокассеты? А вытянуть пленку наружу? Не беда, если она потом не хотела втягиваться обратно: достаточно было надеть кассету на палец и покрутить.
К слову, именно повсеместное распространение недорогих видеокассет, доступных каждому, породило чудовищный по величине пиратский рынок, с наследием которого не могут справиться до сих пор.
Некоторые люди могли купить себе более дорогой видеоплеер с возможностью записи эфира прямо с телевизора (такие модели гордо называли «видеомагнитофон»): взрослые с большим удовольствием сохраняли для себя выпуски «Новогоднего огонька на Шаболовке», а дети — очередную серию «Утиных историй».
Чуть позже в свободном доступе появились аналоговые видеокамеры с возможностью записи, так называемые камкордеры. Счастливые обладатели элитной техники ринулись записывать на пленку все домашние праздники, путешествия на природу, за границу, свадьбы друзей, первые шаги щенка таксы, поход сына в пятый класс — и так далее.
Вот что случалось с видеокассетами при неправильном использовании. Восстановить настолько сильно поврежденную пленку, увы, почти невозможно.
Недорогие цифровые видеокамеры у нас появились еще лет через десять, а все эти годы обладатели камкордеров снимали, снимали, снимали. Представляете, сколько памятных записей пылится сейчас в шкафах? Прошло уже немало лет — рынком переносных носителей давно правит формат DVD, да и вообще — сейчас отказываются от каких бы то ни было материальных носителей! В октябре 2008-го с флоридского склада Distribution Video Audio, последнего крупного поставщика видеокассет, была вывезена последняя партия — формат официально считается умершим.
Много ли видеокассет у вас дома? Помните ли вы, что на них записано? Ведь некоторые съемки могут быть попросту бесценными, а срок жизни видеокассеты — это 10-15 лет с момента записи. Подождите еще лет пять — и вставленная в видеоплеер (если его к тому времени еще удастся найти) видеокассета покажет серые полосы с белым шумом вместо звука.
Пленочные премудрости | |
В самом начале девяностых гений русской мысли придумал весьма элегантный способ резервного копирования — на обычную видеокассету формата VHS. Кто-то додумался, что на видеокассетах данные можно хранить так же, как раньше на пленочных стримерах. Дело было за малым — нужно было придумать специализированную компьютерную плату, которая позволила бы передать данные с компьютера в нужном виде. Сказано — сделано. Первые версии комплекса АрВид (Архиватор на Видео) позволяли сохранить целых 2 Гб данных на одной видеокассете. Объем был просто чудовищным для того времени — тогда в магазинах продавались винчестеры вместимостью до 500 Мб. Последующие версии АрВид постепенно увеличивали плотность записи. Последняя известная версия комплекса позволяла записывать до 16 Гб на 300-минутную видеокассету. Что нехарактерно для российской действительности, все компьютерные платы АрВид производились отечественными заводами — например, в Зеленограде. Понятное дело, с распространением дешевых CD и увеличением объема жестких дисков запись архивных данных на видеокассеты утратила актуальность, но идея была потрясающая. Технологии прошлогоПленка DuPont Mylar помогла существенно увеличить срок службы видеокассет — подложка на основе полиэстера очень стабильна, хотя и не может совсем спасти носитель от старения. Чтобы понять, почему так происходит, необходимо разобраться в строении видеокассеты, вспомнить эпоху, когда пленка была единственным пригодным для хранения видеоданных носителем. Для большей наглядности советуем найти старую ненужную видеокассету и аккуратно разобрать ее (хотя, что кривить душой, собрать ее назад уже вряд ли получится). Разобрали? Если да, то перед вами — две пластиковые катушки, на которые намотана тонкая пленка. Во время просмотра эти катушки перематывают пленку с одной на другую, а считывающая головка магнитофона преобразует записанное в визуальную информацию — для отображения на экране телевизора. Пленка, эта тонкая на вид полимерная полоска, состоит из нескольких слоев. Сколько их — зависит от модели видеокассеты. Первый слой, верхний — это гладкая защитная поверхность, благодаря которой пленка легко скользит по считывающим головкам. Без этого слоя поверхность пленки была бы слишком грубой, примерно как наждачная бумага. Чем более гладкая верхняя поверхность, тем меньше сила трения и, соответственно, износ носителя во время воспроизведения в магнитофоне. Следующий, самый важный слой пленки — магнитные частицы, которые хранят всю информацию. Под записываемым слоем расположен поддерживающий слой, он придает пленке жесткость, снимает статический заряд, предотвращает деформацию при сматывании в катушки. AVerMedia DVD EZMaker USB Plus помогает оцифровать видео с аналоговых носителей и сохранить его на компьютере. К сожалению, аппаратного кодировщика тут нет, всю нагрузку придется взять на себя процессору. По иронии судьбы каждый слой пленки представляет опасность для записанных данных. К примеру, полимерная верхняя поверхность очень восприимчива к влаге — под воздействием частиц воды, парящих в воздухе, структура слоя распадается. Чем выше влажность в помещении, тем быстрее испортится видеокассета. Повреждение верхней поверхности известно как феномен «липкой пленки». Воспроизвести такую совсем непросто — она будет прилипать к считывающей головке, что приведет к перепрыгиванию секций или даже остановке проигрывателя. Восстановить читаемость влажной пленки можно: народные умельцы рекомендуют засунуть кассету в духовку и готовить при температуре 50 градусов Цельсия на протяжении трех дней. Если повезет, видеомагнитофон сможет проиграть ее еще несколько раз — этого вполне достаточно, чтобы успеть переписать материал. Такие вот видеокассеты с криво прилепленными наклейками, только на русском языке, можно было купить в любом ларьке с продуктами. Люди зарабатывали деньги как могли. Как вариант, в слоях пленки может закончиться смазывающее вещество, используемое для улучшения скольжения по считывающей головке. Без смазки пленка очень быстро изнашивается, застревает. Смазка потихоньку расходуется при каждом воспроизведении видеокассеты — часть ее каждый раз остается на механических элементах плеера. Говорят, пленку можно смазать заново, но это совсем не так просто — замена смазочного вещества тоже ни к чему хорошему не приведет. Следующая насущная проблема — деградация или размагничивание магнитного записываемого слоя. Магнитные частицы хранят данные благодаря изменению направления магнитного поля. Со временем эти частицы теряют свои магнитные свойства, сигнал ухудшается: портится конечное изображение, звук становится тише и хуже. К сожалению, предотвратить размагничивание у вас точно не получится. Видеокассеты можно хранить в прохладном сухом помещении, это позволит немного замедлить процесс, но не остановить его. Деградация магнитных частиц в разных типах пленки происходит по-разному — записанные на две видеокассеты данные «умрут» в различное время. Симпатичный компактный «жук» — это весьма мощный кодировщик с аппаратным чипом и всеми необходимыми разъемами для перегонки аналогового сигнала в цифровой. Поддерживающий слой (так называемая подложка) также подвержен постепенному старению. В сороковых-пятидесятых годах для поддержки использовались материалы, которые тоже портились от воды, как и верхний слой пленки. К счастью, в начале шестидесятых для поддержки начали использовать искусственный полиэстер — полиэтилентерефталат. Новая подложка оказалась куда более живучей, чем другие слои пленки. И тем не менее даже полиэстер постепенно деградирует: при изменении условий, в которых хранится видеокассета, пленка может расширяться и сжиматься под воздействием влаги. Подложка при этом растягивается и стягивается, и в определенный момент видеоплеер не сможет воспроизвести деформированную пленку должным образом. Как видите, сохранить пленку в должном состоянии совсем непросто, и сейчас самое время озадачиться вопросом оцифровки записей: быть может, ваши архивные видеокассеты уже не смогут пережить еще одно российское лето — с перепадами температур и постоянно изменяющейся влажностью. К счастью, оцифровать видеокассеты совсем не так сложно, как может показаться. Недавняя кровавая битва HD DVD и Blu-ray привлекла самое пристальное внимание — все с замиранием сердца гадали, какой же из двух форматов станет индустриальным стандартом. А между прочим, подобные противостояния — норма для рынка носителей данных. В конце 1970-х годов производители наплодили множество несовместимых друг с другом пленочных форматов, которые начали отчаянно бороться за выживание. Яростнее всего конкурировали Betamax разработки Sony, VHS от JVC и Video 2000 от Philips. Как известно, окончательную и бесповоротную победу в той битве одержал формат VHS. Творение Philips, Video 2000, исчезло сравнительно быстро, в 1988 году, а Betamax сопротивлялся до последнего. По сравнению с VHS формат предлагал лучшее качество, большую долговечность, звук в формате Hi-Fi. Кассеты Betamax были легче и меньше, чем кассеты VHS. К сожалению, прозорливости компании Sony не хватило, чтобы продвинуть свое детище: проигрыватели с возможностью записи телевизионного сигнала стоили слишком дорого, ощутимо дороже аналогичных устройств конкурентов. Важнейшим недостатком стандарта было ограничение по времени записи: на кассеты Betamax умещался всего час видео — слишком мало для домашнего использования. Владельцы видеомагнитофонов Betamax не могли записать ни пары серий любимого сериала, ни трансляцию футбольного матча. Люди предпочитали стандартные кассеты VHS с их двумя часами записи — пусть и менее высокого качества. Масла в огонь подлил Голливуд: студии поняли, что все старые фильмы можно выпустить повторно на видеокассетах для домашнего просмотра и хорошо заработать на новом рынке. Сами понимаете, большинство голливудских шедевров не могло поместиться на часовых носителях. В итоге прогрессивное общество сделало выбор в пользу VHS. Последняя кассета формата Betamax была выпущена компанией Sony в 2002 году, в то время как рынком домашнего видео правил формат DVD. К слову, в мире до сих пор есть люди, которые считают, что Betamax куда лучше всех конкурентов, — проигрыватели регулярно уходят с молотка на аукционе eBay за сотни долларов. Цифра всему головаНа заре эпохи DVD выпускались комбинированные плееры, которые проигрывали и DVD, и VHS. Некоторые такие модели умели оцифровывать аналоговый сигнал и сразу записывать его на диск. Перевод всех записей с видеокассеты на DVD — очень заманчивая перспектива. Посудите сами, вы сможете разбить запись на сцены, сделать удобное меню управления, наложить музыку, фильтры, поработать над качеством картинки, быстро вырезать ненужные куски. Иными словами, вам откроются все прелести цифровой обработки. Скажем сразу, повозиться придется немало — даже современные многоядерные процессоры справляются с перегонкой аналогового видео в цифровые форматы далеко не так быстро, как хотелось бы. Да и саму пленку придется проиграть от начала до конца на обыкновенной скорости, один в один — других способов захвата с аналоговых носителей индустрия пока не придумала. Сейчас программы для оцифровки видеокассет VHS в формат DVD не выпускает только ленивый. Оцифровка видео — процесс очень деликатный и многогранный, но если времени и желания разбираться в нем нет, то можно свалить всю работу на полностью автоматизированные устройства. К примеру, HP когда-то выпустила узконаправленный девайс DVD Movie Writer Dc4000. Это устройство в форме обычного внешнего DVD-привода, оно умело записывать однослойные диски DVD±R/RW на разных скоростях, получая сигнал с видеоплеера или видеокамеры с аналоговым видеовыходом. Достаточно было подключить Movie Writer Dc4000 к компьютеру, подсоединить источник с аналоговым сигналом и нажать кнопку Play. В комплект поставки входили необходимые программы для редактирования и резервного копирования цифрового видео. Сейчас, правда, найти Movie Writer Dc4000 в продаже не так просто. Но не расстраивайтесь: пишущие DVD-приводы сейчас есть даже в самом заштатном офисном компьютере, зачем покупать еще один только для оцифровки видео? Для тех, кто рассуждает примерно так же, существуют и другие комплексы — не такие уж и новые, но достойные внимания наборы ADS USB Instant DVD, Adaptec VideOh DVD, Pinnacle Studio MovieBox USB и AVerMedia DVD EZMaker Plus. Все эти комплекты умеют оцифровывать видео с аналоговых носителей и складировать результаты на жесткий диск — для дальнейшей обработки. Разумеется, устройства эти отличаются друг от друга. Первые три оснащены аппаратными чипами-перекодировщиками, которые обрабатывают входящий поток видео еще до того, как он поступает в компьютер. Устройство AVerMedia DVD EZMaker Plus, напротив, всего лишь транслирует сигнал — вся обработка ложится на плечи центрального процессора. Понятное дело, комплект дешевле коллег с аппаратными декодерами, но стоит ли экономить. Утилита VirtualDub — одна из самых многофункциональных для редактирования видео: в ней множество плагинов и собственных фильтров. Что касается обработки оцифрованного видео, так тут вообще никаких проблем: разработчики подобных устройств давно продумали все за нас. Так, в комплект поставки Adaptec VideOh входит программа Sonic MyDVD, которая записывает видеоDVD. Некоторые такие программы (например, Ulead DVD MovieFactory) позволяют и вовсе обходить жесткий диск стороной: подключили видеомагнитофон или камкордер к входному порту — и тут же начали кодирование и запись на DVD одновременно. Многие такие программы автоматически разделяют видео на сцены, добавляют анимированное меню. Правда, для всего этого требуется в меру мощный компьютер. Еще один простой способ оцифровки видеокассет — продвинутые цифровые камкордеры с аналоговым видеовходом. Подключите видеомагнитофон к камкордеру, нажмите несколько кнопок. Автоматика оцифрует сигнал, а вы сможете забрать готовый файл со встроенного в камеру жесткого диска или MiniDV-кассеты. Будьте внимательны при выборе камкордера — далеко не все современные модели оснащают аналоговым входом. Найти работающий видеоплеер скоро будет не проще, чем «живую» видеокассету. Обычно в плеере скапливается смазка и пыль и застывают, как бетон, если плеером долго не пользоваться. Наконец, специально для тех, кто любит пошагово контролировать процесс оцифровки, хочет поэкспериментировать и добиться наилучших результатов, существует самый сложный способ. Вам понадобится плата видеозахвата или продвинутый внутренний ТВ-тюнер с аналоговыми видеовходами, а также очень объемный жесткий диск. Придется вручную установить все необходимое программное обеспечение и драйверы, подключить источник к входам тюнера или платы видеозахвата и… экспериментировать, экспериментировать, экспериментировать. В Сети полно пошаговых инструкций, как избавиться от назойливого шума и артефактов, правильно сжать полученное видео, наложить фильтры для улучшения изображения, изменить яркость и контрастность, повысить резкость. Скажем лишь, что с большинством из этих действий вполне успешно справляется известная в мире видеоредактирования программа VirtualDub. Деградация пленочных носителей, к сожалению, доказанный факт, и если у вас еще остались неоцифрованные видеокассеты — действовать нужно как можно быстрее. Приключения Черного Плаща и клипы Аллы Пугачевой всегда можно будет с легкостью достать в интернете, а памятные записи со свадьбы или дня рождения никто вернуть не сможет. Особенности оцифровки документов для СЭДНачнем издалека, с истории – это поможет выявить, что же «оригинального» возникает в результате копирования. Расскажем об этапах процесса оцифровки, позволяющего рассматривать его как «законный» и профессионально организованный. Приведем список операций, позволяющих реализовать этот процесс, пользуясь инструкциями ООН. В заключение приведем примеры, иллюстрирующие применение особых технологий, позволяющих помешать незаконному тиражированию документов. Сделать это непросто, когда рынок печати стремительно развивается. Первая оцифровка документа в российской истории1 марта 1654 года два мастера: русский дьякон Иван Федоров и его ближайший сподвижник – белорусский книгопечатник Петр Тимофеевич Мстиславец закончили работу над изданием первой русскоязычной печатной книги «Апостол». Сегодня эта реликвия хранится в Фонде редкой книги Российской государственной библиотеки (РГБ). Первая русская печатная книга «Апостол» из Российской государственной библиотеки Казалось бы, что общего между знаменательной датой в истории книгопечатания на Руси и оцифровкой документов – процедурой, обеспечивающей переход от бумажной формы документооборота к цифровой? Ответ: рукописи являются уникальными произведениями и существуют только в единственном экземпляре. Конечно, переписчики книги старались делать копию максимально близкой к оригиналу, но, несмотря на это, практически всегда допускались ошибки, применялась другая бумага, другой почерк и пр. Книги-дубликаты в итоге все равно становились «оригинальными». Это хорошо видно на примере всех 60 экземпляров «Апостола», которые хранятся в РГБ и других музеях и библиотеках мира. А оцифровка – это создание дубликата, где оригинал и копия неотличимы друг от друга. Как правильно оцифровать документ?Эта «скучную» тему затронуть необходимо, поскольку все больше компаний переходят на безбумажный документооборот, и знать правила организации оцифровки должен каждый руководитель. Принято считать, что для оцифровки достаточно положить документ на стекло сканера, нажать кнопку запуска, выполнить обработку с помощью OCR-программы (если необходимо) и получить готовый документ. Так оно и есть. Однако международная организация UNESCO подготовила более подробный план операций. Его знание поможет не упустить детали (см. ниже). Основные этапы оцифровки документов: – отбор источников, проверка правовой принадлежности; – составление требований к результатам; – разбивка оцифровки на этапы и тайминг; – выявление причин брака. – отбор образцов для оцифровки; – оценка качества и необходимости улучшения; – составление требований к результату; – подготовка метаданных (описание, параметры обработки); – подготовка данных для библиографического и архивного учета. – перевод в цифровую форму; – применение профессиональной постобработки; – запись в учетных системах; – онлайн-выкладка копий и метаданных; – контроль итогового качества. Основные ошибки при оцифровкеПервое: потеря документов. На первый взгляд это кажется абсолютно невозможным, но статистика показывает: около 7% документов, отправляемых на обработку («оцифровку»), теряются. Их поиск заставляет сотрудников тратить время, значительно снижая продуктивность их работы. Документ может быть утрачен, даже если он имеет цифровую форму. Существует правило, позволяющее снижать остроту этой проблемы: заранее выбрать методику назначения имен для создаваемых копий. Это повышает результативность поиска пропавших файлов. Второе: для управления информацией, хранящейся на оцифрованных копиях, необходимо применять профессиональные системы документооборота. В противном случае искать требуемые данные после оцифровки может оказаться непростой задачей. Новаторам придется не раз услышать, что «при бумажном документообороте такого не случалось». Третье: при выполнении оцифровки принято исправлять ошибки, обнаруженные на бумажных носителях. На первый взгляд это кажется спорным: задача оцифровки рассматривается как простое дублирование документа с бумажной формы, а не его редактирование (правка). Тем не менее в процессе подготовки бумажных документов и работы с ними часто обнаруживаются неправильные метки, ошибочно введенные даты, пропуск важной информации. Их надлежит исправлять, но вносить в бумажном виде нельзя. Обычное решение – хранение исправлений на отдельных листах, поэтому перенос документов в цифровую форму разумно совместить с внесением исправлений. Данный факт может быть отражен в комментариях к цифровым копиям. Наконец, четвертое: наиболее часто встречающаяся ошибка при оцифровке – порядок размещения бумажных оригиналов в архиве. Обычно их складывают без всякого порядка, возникает хаос, и, если потребуется снова найти оригинал, то оказывается, что документы разбросаны повсюду. Но проблема не только в потере времени на поиск – возможен доступ посторонних к информации и риск компрометации. Таким образом, необходимо заранее продумать и создать организованное хранилище под оцифрованные бумажные оригиналы либо уничтожать их согласно установленной процедуре. Запрет на оцифровкуА теперь поговорим о том, что многие считают невероятным: может ли правообладатель запретить оцифровку своего документа? Кто запретит отсканировать лист бумаги со всем его содержимым, если никого нет рядом? Однако можно привлечь к ответственности за незаконное копирование, если на документе стоит гриф «Секретно», например. Но это уже юридический вопрос, касающийся работы правоохранных органов. Мы не касаемся этой темы здесь. И все-таки технология запрета на копирование существует. Трудности для фальшивомонетчиковЕсли взять в руки купюру любого номинала (доллар, евро, британский фунт, чешскую, шведскую или датскую крону, китайский юань, киргизский сом и др.) и попробовать оцифровать (распечатать), то результат многих удивит: возникнут трудности. Сканеры позволяют скопировать только часть банкнот Разные модели МФУ по-разному реагируют на такое задание: одни запечатывают лист плашкой черного цвета, другие выводят только часть изображения, третьи наносят надпись о незаконной печати, четвертые выдают ошибку на дисплей управления, и т. д. Такая реакция говорит об одном: МФУ каким-то непостижимым образом узнаёт, что предпринимается попытка печати денежного знака. Неужели в памяти каждого устройства хранятся изображения всех банкнот мира? «Созвездие Евриона»Долгое время защита от копирования банкнот ограничивалась использованием технологических ухищрений, связанных только с производством купюр. Применялись водяные знаки, особая краска, светящаяся под действием УФ-лучей и пр. Эти способы были эффективными, но требовали специальных детекторов для распознавания подделки. Распечатать купюры, трудноотличимые от настоящих, можно было только на профессиональных офсетных станках. Ситуация оставалась управляемой вплоть до первой половины 1990-х гг., до появления современных моделей устройств печати. В результате рынок наводнили подделки непрофессионалов, купюры которых были практически неотличимы от оригиналов, если не применялись специальные средства проверки. Поддельная купюра £20, обнаруженная полицией городка Джерси в США. Источник: States of Jersey Police Решить проблему удалось специалистам японской корпорации Omron. В 1994 году они защитили патент на графический шаблон, составленный из пяти «колец Омрона» (Omron rings) — графических меток, представлявших собой тонкие кольца одинакового размера: внешний диаметр – 1,2 мм, внутренний – 0,8 мм. Позднее, пытаясь раскрыть секретную на тот момент технологию, исследователи провели проверку на банкнотах евро, и, поскольку геометрическая форма обнаруженной ими группы окружностей напоминала созвездие Ориона, они и дали шаблону название EURion Constellation – «Созвездие Евриона». «Созвездие Евриона» состоит из пяти окружностей («колец Омрона»). Источник: Wikipedia В том же 1994 году в США появился патент № 5,845,008, а в 1998 году он стал публичным. Патент распространяется на создание аппаратно-программного комплекса для проведения анализа изображения. Он гласит, что если при работе устройств тиражирования обнаруживается присутствие графических меток в виде определенной конфигурации – «колец Омрона», то устанавливается запрет на воспроизведение или печать этого изображения. На практике эта технология начала применяться с 1996 года. Сегодня ее используют финансовые учреждения 40 стран мир. Применяется этот элемент и для других задач: например, с его помощью контролируют номинал банкноты при работе счетных машинок и в банкоматах. Элементы коллекции «созвездий Евриона» на 20-долларовой купюре Метки «колец Омрона» проставляют так, что они выглядят хаотически разбросанными в разных местах банкноты. Сами окружности настолько малы (диаметр около 1 мм), что разглядеть их крайне трудно. Для нанесения меток используют, как правило, бледный цвет (желтый, оранжевый или зеленый), что создает дополнительные трудности для подделки. Банковские купюры разных стран, где применяется технология защиты «Созвездие Евриона» Защита срабатывает при любой попытке дублирования (оцифровки) купюр. Эту технологию поддерживает практически все современные МФУ и даже программы работы с графикой, например, Adobe Photoshop. Adobe Photoshop блокирует попытку сканирования денежной купюры Впрочем, развитие технологий продолжается. Если говорить о защите финансового сектора, то некоторые цветные принтеры и копиры при обнаружении на банкноте цвета, совпадающего с «гамма-формулой» для купюры американского доллара, например, автоматически искажают формируемый ими цвет. Эта технология будет срабатывать не только при попытках копирования банкнот, но и при любой оцифровке. Но выявить подделку за счет замены в передаче PANTONE сможет только гуру. Итак: может ли правообладатель запретить повторную оцифровку своего документа?Пример с защитой денежных купюр от массовой подделки подробно рассмотрен нами неслучайно. Возможно, вы заметили, что первые пять лет о применении этой технологии на массовом рынке было неизвестно. Открывателем ее стал исследователь из Кембриджа Маркус Кун (Markus Kuhn). В 2002 году, пытаясь ответить на вопрос, почему МФУ не делают оцифровку купюр, он обратил внимание на странные метки – «кольца Омрона». Анализ позволил ему доказать на практике, что пяти этих элементов достаточно, чтобы заблокировать работу копира. Теперь мы знаем, что размещение на любом документе подробной «конструкции» фактически является средством его защиты от копирования (если, конечно, был получен соответствующий патент). Впрочем, этим способом обычном не пользуются – он требует жестко выдерживать линейные размеры, степень размытости и иные геометрические параметры. Но в принципе такой подход, как и некоторые другие, вполне возможен для защиты документов от оцифровки.
|