в каком году в паспорте убрали строку национальность
Почему граждане СССР обязательно указывали национальность в паспортах
Первые паспорта появились в СССР в 1932 году, но всеобщую паспортизацию населения провели лишь в 1974. Тогда же в советском паспорте появилась графа, где указывалась национальная принадлежность хозяина документа.
Как в СССР проходила всеобщая паспортизация
Паспорт как удостоверение личности появился не сразу после свершившейся революции. Единая паспортная система была введена лишь в 1932 особым постановлением правительства. До этого такие документы получали лишь некоторые категории граждан. Это были государственные служащие и те, кому приходилось по долгу службы ездить в командировки за границу. Именно про эту заветную зелёную книжечку советский поэт Владимир Маяковский написал своё знаменитое произведение «Стихи о советском паспорте».
Примечательно, что главный разворот в первых паспортах был ориентирован вертикально, а данные туда вписывались от руки. Причём личные данные писались на двух языках — обязательно на русском и на языке той ССР, в которой был выдан документ. На тот период графы о национальной принадлежности в паспортах не имелось. Зато обязательно указывалась прописка. Позднее, в 1953 году, Советом министров было принято новое положение о паспортах. Оно расширило круг лиц, могущих получить такое удостоверение личности.
В этот же год в главном удостоверении личности возникла пятая графа, куда вписывалась национальность. Кроме неё житель страны Советов мог указать свои группу крови и резус фактор, вписать свой социальный статус и даже бывшие места работы. Но эти пункты считались необязательными, в отличие от пятой графы.
Как идентифицировали национальность советских людей
В СССР этническая принадлежность ребёнка вначале указывалась в его свидетельстве о рождении. Позднее она вписывалась в школьный классный журнал. Конечно же, никакой юридической силы эта запись не имела. А после достижения шестнадцатилетия гражданин СССР становился обладателем своего первого паспорта. Во всех последующих паспортах, выдаваемых в 25 и в 45 лет, права менять то, что записано в пятой графе, у человека не было. Идентифицировали принадлежность к этносу гражданина согласно существующему Списку национальностей РСФСР и союзных республик.
Чаще всего указывалась принадлежность к той или иной этнической группе согласно национальной принадлежности папы юноши или девушки, получавших документ. В редких случаях вписывали национальность мамы. К примеру, когда мать была еврейкой, а отец — русским, то их ребёнок в паспорте указывал, что он русский.
К огромному сожалению, в Советском Союзе имели место притеснения и дискриминация по национальному признаку. Массовая депортация народов СССР во времена Сталина привела к тому, что многие всеми правдами и неправдами меняли пятую графу в паспортах, выбирая «правильную» нацию. Но удавалось это сделать далеко не каждому.
Дискриминация «неправильной» национальности
ущемления по национальному признаку представители некоторых народностей, подобно лишенцам, утрачивали права занимать руководящие должности и состоять в профсоюзах. Поэтому в пятидесятые годы среди народа даже появилось ироничное выражение «инвалид пятой группы». Так называли человека, имевшего «неподходящую, проблемную» национальность.
Сотрудников силовых ведомств в СССР специально обучали определению этнической принадлежности человека по его внешнему виду. Были даже целые таблицы, где подробно описывались характерные черты людей разного этноса. Милиционер, заметив, что у в паспорте указана «левая» национальность, имел полное право оштрафовать. Впрочем, произвол властей и дискриминация пятой графы в паспорте продлились не слишком долго. С распадом Советского Союза и после введения российских паспортов пятую графу вычеркнули из главного документа россиянина.
Указание типа этнической принадлежности сегодня
На вопрос, почему убрали национальность в паспорте, нет однозначного ответа. Вероятнее всего, раз страна перестала быть настолько многонациональной, как Советский Союз со всеми его республиками, надобность в пятой графе отпала сама собой. Когда отменили национальность в паспорте, многие жители нашей страны вздохнули свободнее. лишнюю волокиту с документами никто не любит.
Сегодня этническую принадлежность при получении паспорта указывать совсем необязательно. Впрочем, если очень хочется, то её, как и группу крови и некоторые другие данные, можно указать в специальном вкладыше к паспорту. Никакого реестра национальностей сегодня нет и в помине. Поэтому человек сам в праве определять, к какому типу этноса он относится.
Отмена официального списка национальной самоидентификации привела к одному забавному обстоятельству. Согласно последней переписи населения России, в нашей стране живут люди с такими национальностями, как скифы, хоббиты, эльфы, полукровки, гномы и даже фараоны. В соседних странах ситуация с указыванием этнической принадлежности примерно одинаковая.
«Пятый пункт» в паспорте: шаг вперед — два назад
Графа «национальность» снова стала яблоком раздора
Председатель комитета Госдумы по делам национальностей Ильдар Гильмутдинов предложил вернуть в российские паспорта графу «национальность». Продиктовано это, во-первых, пожеланиями тех, кто хочет официально обозначить свою принадлежность к определенной этнической группе. Во-вторых — заботой об интересах малочисленных коренных народах, которые «имеют определенные преференции», и чтобы получить на них право, необходимо документально подтвердить национальную принадлежность. При наличии соответствующей записи в паспорте это сделать куда проще.
К слову, «преференции» имеют не только малые коренные народы Крайнего Севера и Дальнего Востока, но и коренные жители некоторых других регионов РФ. Например, Ленинградской области и Северного Кавказа.
В СССР национальность в паспортах указывалась с 1974 года, либо по матери, либо по отцу. Если родители были разных национальностей, человек сам выбирал, какую из них вносить в документ. В 1992 году на волне реформ «пятый пункт» был отменен как «советский пережиток». Но также свою роль сыграли и опасения, что разделение общества по национальностям могло спровоцировать межнациональные конфликты.
Тогда же, кстати, звучали предложения отменить и национальные субъекты, разграничив Россию буквально по линейке, на квадратики. Впрочем, вопрос о возвращении «пятого пункта» время от времени поднимался, так что сейчас эта идея для наших сограждан неожиданностью не стала.
— Если речь идет об инициативе внесения соответствующей графы в надежде сохранения народов, а особенно малочисленных, то я думаю это «старое» нововведение не лучшее решение, — считает Мурад, уроженец Ахтынского района Дагестана, по национальности лезгин. — Правильно создать условия нормальной бытовой жизни на ареалах проживания малочисленных народов, чтобы люди не были вынуждены переезжать в мегаполисы для заработка и лучших условий жизни.
— Указание национальности в паспорте — это пережитки прошлого, которые делят людей на своих и чужих не только по принадлежности к профессии, социальному слою, семье, но и по его национальному происхождению, — говорит москвичка Анна, еврейка. — Это откат назад, и может привести к дискриминации по национальному признаку. Хотя во все времена были люди, которые удачно обходили и эти препоны.
— Предложение снова указывать в паспортах национальную принадлежность демонстрирует, какой строй мыслей у наших депутатов и отчасти спецслужб, — считает социолог Владимир Римский. — В современном мире этничность отделяется от национальности, а здесь все вместе, это архаический взгляд на то, как люди себя идентифицируют.
Ведь, что значит: малые народы хотели бы иметь такую запись в паспорте? Это значит, что есть определенные активные группы представителей малых народов, которые не удовлетворены тем, что они сами себя считают принадлежащими к какому-то этносу. У нас есть законодательство и практика предоставление льгот, которые за ними закреплены, но им важно, чтобы было зафиксировано документально, что есть этнос, имеющий эти права.
Я думаю, что обсуждаемая инициатива — это перед выборами попытка привлечь внимание и поддержку этих групп. Говорят, что среди русских, и среди других больших этносов тоже есть такое пожелание, но я не знаю исследований, которые об этом бы заявляли.
Большинство граждан чувствуют, что в современном мире национальность — это принадлежность к своему государству. И для государства было бы лучше не делить граждан на этносы. Иначе получается размывание понятия гражданственности. Собственно, отмена графы «национальность» в свое время было символом единства граждан. Введение снова этой графы — это, безусловно, шаг назад.
6 причин, почему из паспорта убрали графу «национальность» и правильно ли это?
В СССР в паспорте существовала графа «национальность». Существовала она и в 1990-е годы в России. А потом ее убрали из российского паспорта напрочь. Правильно ли это и почему так сделали?
В СССР и России были и есть национальные республики. Поэтому вполне естественно, что в паспорте указывалась национальность.
Если национальности нет – то зачем тогда обозначать республики как национальные? Их тоже надо упразднить и назвать по-другому. Например, как штаты в США, нейтрально.
Когда Путина спросили, почему из паспорта гражданина РФ исчезла графа «национальность», он ответил уклончиво: «это сделано в интересах людей». И все.
На самом деле я насчитал минимум 6 причин, почему это сделано.
1. Неточность информации
Неоднократно встречался при СССР с тем, что национальность родителей слишком разная. И ребенок мог сам выбирать, какую написать в паспорте. Например, если мама еврейка, а папа казах, в паспорте писали «казах». И все, на всю жизнь ты официально казах, хотя у евреев национальность определяется по матери, а сам ты иудей по вероисповеданию.
То есть, причина первая – недостоверность информации. И смысла в такой графе вроде бы нет? Идем дальше.
2. Межнациональная напряженность
Все чаще людей стали оценивать не по их делам и поступкам, а по национальной принадлежности. Вот это я считаю в корне неверным.
Чтобы межнациональная напряженность не мешала людям жить, сам вопрос «национальности» убрали из повестки дня – то есть, убрали из паспорта. Теперь мы все россияне – это нация по гражданству. Как в Америке – американец.
3. Смешение народов
Определять национальность становится все труднее. Прогресс и транспортная доступность сделали так, что в одном человеке может быть намешано до десяти или более национальностей. Ну и как определить кто гражданин, если отец у него наполовину якут и наполовину испанец, а мама – наполовину цыганка и наполовину датчанка?
4. Кто управляет страной?
Представители одной национальности, причем не титульной для страны, могут быть в подавляющем большинстве во власти – в правительстве, в Думе, на местах. Чтобы скрыть это и не вызывать напряженность в обществе, и убрали графу «национальность» из паспорта.
5. Общемировая тенденция
Многие западные страны и многие страны мира на уровне Закона стали запрещать употреблять слово «национальность». Например, после 1993 года во Франции нельзя сказать, что та корс (корсиканец). Потому что ты – француз, и точка. Представитель французского народа.
Сделано это минимум по двум причинам. Это рост межнациональной напряженности (особенно с приездом арабов), и желание избавиться от сепаратистских настроений и т.п. То же самое и у нас.
6. Желание скрыть, что русских становится все меньше
Напомню, ранее я писал, что русских в России может остаться ничтожно мало уже через 30 лет, а к концу столетия они почти исчезнут. Если демографическая тенденция сохранится.
А вместо них в РФ заедут мигранты из Закавказья и Средней Азии, да и малые народы России увеличивают рождамость на фоне спада рождаемости у русских. И скрыть это поможет отсутствие графы «национальность».
Если в 2010 году русских было в РФ 111 миллионов, то специалисты утверждают, что перепись населения 2020 года покажет, что их всего 102 миллиона. То есть, русские без войны за 10 лет потеряли 9 миллионов – почти по миллиону в год. И тенденция ускоряется!
А вы как думаете, правильно ли сделали, что убрали графу «национальность» в российских паспортах? Ведь национальные республики у нас все-таки существуют?
Расшифровка Как в паспорте появилась графа «национальность»
Если имя и место проживания стали основными средствами индивидуализации человека, то социальное положение, а прежде — сословная принадлежность, выступали в качестве средства категоризации, то есть распределения населения по отдельным социальным категориям: дворянство, духовенство, купечество, мещанство, крестьянство. Подобного рода категории вводились с целью создания своего рода ранжирования различных групп населения, поскольку основаны на различном статусе этих групп и, соответственно, разных правах.
Указание на сословную принадлежность (звание, занятия) в идентификационных документах входило в минимальный набор необходимых сведений о человеке и являлось столь же обязательным, как и указание имени. Звание считалось своего рода «врожденной» характеристикой человека, его породы, навсегда закрепленной за ним, и определялось по происхождению, то есть кем были родители и, глубже, предки. Лишь с появлением возможности перехода в другое сословие (а такую возможность в послепетровское время давало достижение определенных чинов по службе, а кроме того, образование и почетное гражданство) отношение к этой характеристике начинает меняться.
На рубеже веков официальная точка зрения на социальное устройство России все меньше соответствовала реальным социальным идентичностям. Если судить по материалам Первой Всероссийской переписи 1897 года, население империи классифицировалось по традиционным сословным категориям. В то же время сами граждане пользовались смешанными определениями своего социального статуса, среди которых весьма распространены были указания на род занятий — например, «преподаватель гимназии» или «инженер», «служащий банка» и прочее.
Новая эпоха началась с отмены сословий и чинов. Одним из первых декретов советской власти упразднялись все существовавшие «сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения», а также чины и титулы: «…устанавливается одно общее для всего населения России наименование — граждан Российской Республики». Вызванный революцией хаос в социальном пространстве требовал введения новых принципов категоризации теперь уже внесословного общества. Основной с точки зрения большевиков принцип лежал на поверхности: классовая борьба сама по себе предполагала деление на теперь уже бывших эксплуататоров и передовой класс — пролетариев и их союзников. Характерно, что первое документальное оформление граждан нового государства было проведено именно по этому признаку: уже в 1918 году были введены так называемые трудовые книжки для нетрудящихся (то есть для бывших эксплуататоров), для того чтобы приобщить их к общественно полезному труду.
Систематическая работа по определению актуального классового состава началась только после Гражданской войны. К середине 19 годов сложилась «методика» выявления социальной принадлежности в зависимости от того, кем был человек до революции. Однако она могла применяться лишь к определенной возрастной категории — к тем, кто до революции был взрослым, поэтому вскоре перешли к более «гибким» методам.
Одна из первых инструкций по определению социального положения вышла в 1925 году, принадлежала НКВД и имела примечательное название: «О введении новой системы ознакомления с личностью заключенного и результатами его пребывания в месте заключения». В ней предписывалось следующим образом описывать социальное положение заключенного: «Вырос в семье, а) богатой, средней, бедной; б) рабочего, ремесленника, крестьянина, мелкого, среднего, крупного торговца, чиновника, интеллигента ». Смысл такой классификации вполне очевиден: отделить «социально чуждых» от социально близких. Неопределенность границ никого не смущала. Если человек говорил, что он вырос в «средней» семье, его скорее причисляли к «богатым», чем к «бедным».
После проведенной во время паспортизации сортировки населения ажиотаж вокруг определения социального положения заметно утих. В принятой в 1936 году сталинской конституции все граждане Страны Советов обретают равные права независимо от «социального происхождения, имущественного положения и прошлой деятельности». Несмотря на провозглашенное равенство, «классовый подход» сохранялся, но в специфическом варианте. После длительных поисков были выделены три социальные неантагонистические категории: рабочие, колхозники и интеллигенция, пришедшая на смену служащим. И только в 1974 году из Положения о паспортах был исключен пункт о фиксации «социального положения». Проект «СССР как классовое общество» был фактически завершен. В реализации этого проекта паспорту была отведена особая роль — быть основным инструментом конструирования и поддержания новой социальной структуры.
Непростую историю пережила в России категория национальной, то есть этнической принадлежности. В дореволюционной России национальность в документах не фиксировалась, а если требовалось, то определялась, как правило, по вероисповеданию и/или языку. Официальная практика была такова, что, например, лютеране считались немцами, и наоборот: вчерашний немец автоматически становился русским, после того как принимал православие. Известна сцена из «Дамы с собачкой» Антона Павловича Чехова:
— Я сейчас внизу в передней узнал твою фамилию: на доске написано фон Дидериц, — сказал Гуров. — Твой муж немец?
— Нет, у него, кажется, дед был немец, но сам он православный.
В последние десятилетия империи национальность (в тех случаях, когда возникала необходимость в ее фиксации) все чаще определялась не столько по вероисповеданию, сколько по «родному языку».
Разработка советского проекта «национальность» осложнялась тем, что значительная часть населения не имела вовсе или имела весьма смутные представления о своей национальной принадлежности, да и устойчивого перечня «национальностей», проживающих в СССР, не существовало (собственно, и до сих пор списки «уточняются» при каждой переписи). На вопросы «Кто вы?», «Какой народности?» обычно отвечали: «Мы здешние (тутошние)» или «Мы крестьяне/мусульмане/католики» и так далее.
При рассмотрении этой категории следует также учесть, что сразу после революции была упразднена прежняя сословная структура, а с 1918 года были отменены всякие указания на вероисповедание в документах, удостоверяющих личность. Новой власти требовались постоянные категории, с помощью которых можно было бы разделить население на определенные группы для более эффективного проведения своей политики.
Однако к середине 19 годов ситуация начинает меняться, что было непосредственно связано с формированием образа страны, находящейся в окружении враждебных сил. Основной угрозой представлялись сопредельные государства, которые имели свои диаспоры в Стране Советов, — прежде всего поляки и немцы. Представители этих диаспор («инонационалы» в терминологии НКВД) рассматривались в качестве потенциальных и реальных шпионов и диверсантов. Задачей органов становилось их выявление и обезвреживание. О характере «обезвреживания шпионской сети» говорят многочисленные свидетельства. В областных архивах находятся данные о том, как сотрудники НКВД, стремясь выполнить план по обнаружению польских шпионов, арестовывали лиц других национальностей и выбивали из них нужную национальность. Например:
«По распоряжению руководящего работника Донецкого УНКВД Вольского путем избиений от 60 арестованных украинцев, белорусов и русских были получены показания о том, что они являются поляками».
Сотрудники НКВД подозревали, что, пользуясь свободой в определении национальности, многие поляки числились по паспортам русскими и белорусами. На поиски «инонационалов» были мобилизованы крупные силы, причем не только из вспомогательных служб. Например, оперативник Вацлав Гридюшко под видом электромонтера получал доступ к домовым книгам и выписывал ежедневно по нерусских фамилий. надо было выполнять — не мудрствуя лукаво, в поляки записывали всех с фамилиями, оканчивающимися на «-ский».
В вопросе национальной принадлежности чекистам требовалась ясность, и она была введена циркуляром НКВД СССР № 65 от 2 апреля 1938 года, которым предписывалось: «Запись национальности должна быть произведена в соответствии с фактическим национальным происхождением родителей». Загвоздка состояла в том, что родители далеко не всегда представляли себе свое «фактическое национальное происхождение». Я уж не говорю о потомках смешанных браков. Кроме того, напомню, что в своих документах прежде можно было указывать любую национальность, и, поскольку этому не придавалось значения, писали кто во что горазд. Но, пожалуй, не менее важно было то, что этот циркуляр не стал фактом публичного права и о нем не знали даже те, кого он непосредственно касался.
Несмотря на то что определение национальности по родителям казалось чиновникам очевидным, как только стали требовать именно этого, возникли проблемы. В разные инстанции приходили сотни писем с вопросом: «Кто я? Помогите разобраться». Но оказалось, что гораздо больше писем от тех, кому приписали, с их точки зрения, «неправильную» национальность. Например, человек считает себя белорусом и вдруг при получении паспорта обнаруживает, что его записали поляком. Это была распространенная практика: работники паспортных столов писали в паспортах то, что им казалось правильным. Естественно, гражданин пытался добиться справедливости и доказать, что запись сделана неверно.
Авторы писем старались обосновать свою «правильную» национальность по тем признакам, которые они считали убедительными в создавшейся ситуации. Основной акцент правильности/неправильности приписанной национальности делался на воспитании, обычаях и, шире, культуре. Это сформулировано, например, в письме гражданина Рамих:
«Формально по национальности я значусь немцем, но по существу ничего немецкого во мне нет. Я не знаю ни немецкого языка, ни немецких обычаев и нравов, все время общался и воспитывался среди русских».
Отмечу, что с этого времени для определения национальности в паспортах и в переписях стали применять разные стратегии: в паспортах — по родителям, в переписях остался прежний принцип — по самоопределению.
Новый порядок определения национальности был внесен в Инструкцию по применению Положения о паспортах в 1940 году, но она, как и все паспортные инструкции, была с грифом «Секретно». Письма граждан и запросы от официальных органов продолжали поступать, но НКВД не торопился с открытой публикацией. Лишь в Положении о паспортах 1953 года, опубликованном мизерными тиражами, появились соответствующие разъяснения о заполнении графы «национальность». Таким образом, зазор между свободным определением национальности и предписанным («национальность по родителям») оказался не 20 лет, как можно было бы понять из опубликованных документов, а всего лишь пять (с 1933 по 1938 год), и вызвано это было соображениями «оперативного» (то есть репрессивного) характера.
Эта ситуация прекрасно иллюстрирует функционирование правовой системы в СССР. Официально все эти 20 лет действовали Положения, согласно которым графа «национальность» заполнялась со слов владельцев паспортов. Однако советский человек должен был верить не написанному, а конкретным практикам. Можно сказать, что содержание «совершенно секретного» циркуляра транслировалось в народные массы действиями работников милиции и без особого труда было усвоено этими массами, привыкшими к такой форме восприятия советского законодательства. Причем порядок определения национальности по родителям стал общим: не только для «сомнительных», но и для всех граждан СССР. Можно лишь констатировать, что за весьма короткое время «национальность» из необязательного и малопонятного превратилась в нечто вполне определенное — свойство, которое каждый человек получает при рождении, наследуя его от родителей.
Новый порядок определения национальности стал действенным инструментом развернувшихся в конце и в годах этнических депортаций. Одним из многих эффектов депортаций по национальному признаку стало резкое увеличение числа поддельных записей в графе «национальность». Записи «немец», «поляк», «калмык» чаще всего менялись на «русский». Разумеется, не все обладатели «опасных» записей прибегали к подделкам. Были и те, кто пытался «исправить» национальность легальным путем, однако не многих ждал успех. Например, в докладе о работе паспортного отдела милиции за 1944 год отмечено:
«В соответствии с циркуляром НКВД… от от Управлений милиции поступило и рассмотрено 65 заявлений граждан об изменении в паспортах записи о национальности. Из них удовлетворено — 4, отказано — 42, остальные направлены на периферию для оформления».
Послевоенные поколения воспринимали введенный НКВД порядок определения национальности по родителям как данность. После кампании по борьбе с космополитизмом (1948–1953 годы) дискриминация по национальному признаку перешла из сферы государственной политики в сугубую повседневность и приняла разнообразные формы. Пожалуй, только у тех, чьи родители были по паспорту русскими, не возникало особых проблем с «пятым пунктом», в частности с его восприятием окружающими. Все остальные в той или иной степени ощущали свою принадлежность к «другой» национальности.
Отмена записи о национальности в новом российском паспорте, который был введен в 1997 году, проявила всю неоднозначность отношения к этой категории широких кругов населения. Судя по развернувшимся спорам, за советское время сформировались по меньшей мере две позиции. За отмену записи были главным образом те, чьи родители принадлежали к разным национальностям. Они, как правило, аргументировали свою позицию тем, что национальность зависит от того культурного контекста, в котором они родились и взрослели. Против исчезновения записи в паспорте выступали те, кто привык определять национальность по родителям и чья этническая самоидентификация совпадала с записью в паспорте. Казалось бы, отмена записи никак не влияла на их идентификацию, однако для многих запись в паспорте была той опорой, в отсутствии которой виделась прямая угроза утраты корней, утраты связи со своим народом.
Забота о сохранности связи с историческими корнями — общее место в установках противников отмены графы. Вместе с тем показательно то, что, по данным этносоциологического исследования, проведенного в 1988 году, почти четверть русских затруднялись ответить, что их роднит со своим народом, кроме соответствующей графы в паспорте. Можно сказать, что запись в советском паспорте (своего рода «паспортная национальность») в конечном итоге приобрела самостоятельную ценность и сама по себе стала существенным компонентом в формировании этнической идентичности.