в каком году в москве был открыт первый российский университет
История Московского университета
Образование и становление Московского университета
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711–1765).
А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. » В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны, сумевшей после преобразований Петра I значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской академии наук, основанной Петром I, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
После ознакомления с представленным И.И. Шуваловым проектом нового учебного заведения Елизавета Петровна подписала 12 (25 по новому стилю) января 1755 года (в День св. Татьяны по православному церковному календарю) указ об основании Московского университета. Церемония торжественного открытия занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 года. С тех пор эти дни традиционно отмечаются в университете студенческими празднованиями, к ним приурочены ежегодная научная конференция «Ломоносовские чтения» и дни научного творчества студентов.
В соответствии с планом М.В. Ломоносова в Московском университете были образованы 3 факультета: философский, юридический и медицинский. Свое обучение все студенты начинали на философском факультете, где получали фундаментальную подготовку по естественным и гуманитарным наукам. Образование можно было продолжить, специализируясь на юридическом, медицинском или на том же философском факультете. В отличие от университетов Европы, в Московском университете не было богословского факультета, что объясняется наличием в России специальной системы образования для подготовки служителей православной церкви. Профессора читали лекции не только на общепризнанном тогда языке науки — латыни, но и на русском языке.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В. Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности: «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
Государственные ассигнования лишь частично покрывали потребности университета, тем более что первоначально со студентов не взималась плата за обучение, а в дальнейшем от нее стали освобождать неимущих студентов. Руководству университета приходилось изыскивать дополнительные источники дохода, не исключая даже занятия коммерческой деятельностью. Огромную материальную помощь оказывали меценаты (Демидовы, Строгановы, Е.Р. Дашкова и др.). Они приобретали и передавали университету научные приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов. Не забывали о своей alma mater и выпускники. Не раз в трудное для университета время они собирали средства по подписке. По установившейся традиции профессора завещали университетской библиотеке свои личные собрания. Среди них — богатейшие коллекции И.М. Снегирева, П.Я. Петрова, Т.Н. Грановского, С.М. Соловьева, Ф.И. Буслаева, Н.К. Гудзия, И.Г. Петровского и др.
Московский университет играл выдающуюся роль в распространении и популяризации научных знаний. На лекциях профессоров университета и диспутах студентов могла присутствовать публика. В апреле 1756 года при Московском университете на Моховой улице были открыты типография и книжная лавка. Тем самым было положено начало отечественному книгоизданию. Тогда же университет начал издавать дважды в неделю первую в стране неправительственную газету «Московские ведомости», а с января 1760 года — первый в Москве литературный журнал «Полезное увеселение». Десять лет, с 1779 по 1789 год, типографию возглавлял питомец университетской гимназии, выдающийся русский просветитель Н.И. Новиков.
Просветительская деятельность Московского университета способствовала созданию на его базе или при участии его профессуры таких крупных центров отечественной культуры, как Казанская гимназия (с 1804 года — Казанский университет), Академия художеств в Петербурге (до 1764 года — в ведении Московского университета), Малый театр и др.
В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.
Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.
В каком году в москве был открыт первый российский университет
Дипломные работы, курсовые, рефераты. запись закреплена
Первый университет в России – историческая справка
Исторически сложилось, что в России производителями новых знаний являются университеты. Их роль в производстве, распространении, хранении и использовании знаний и информации в условиях современного общества, которое основано на знаниях возрастает, несмотря на появление и деятельность других многочисленных субъектов сферы образования.
Однако хочется приобщиться к истории возникновения и становления высшего образования в России и выяснить когда, где и кем был основан первый университет в России.
Итак, совершим небольшую экскурсию в историю создания первого российского высшего учебного заведения…
Предпосылки создать первый университет в России были сделаны ещё в 1600 году Борисом Годуновым, однако его затее не суждено было осуществиться из-за сопротивления духовенства к таким новшествам. Славяно-греко-латинская академия, открытая в Москве в 1685 году, была единственным учреждением высшего образования в России до 17 века, однако не считалась светским заведением.
Многие историки считают, что система образования в России зародилась в январе 1724 года по инициативе Петра I с утверждением приказа о создании в Петербурге Академии наук, при которой располагался университет и гимназия. Однако в то время в Академическом университете остро стояла проблема с преподавательским составом, поскольку в России преподавателей просто не было, и профессоров приглашали из Европы, а также с количеством обучающихся – в то время военная карьера считалась более престижной, да и дворяне неохотно отдавали своих детей учиться.
Обучение проходило на латыни и других иностранных языках, поскольку преподаватели не владели русским языком. В 1726—1733 годах в Академическом университете было всего 38 студентов. В 1747 году в Академии наук был принят новый Устав, который привлёк большее внимание к деятельности университета, студенты стали изучать новые дисциплины. В период с 1758 по 1765 года должность ректора университета принадлежала выдающемуся учёному М.В. Ломоносу, после смерти которого, и университет прекратил своё существование.
Вообще споры историков о том, когда, где и кем был основан первый университет в России, существуют и сейчас. Кто-то, считает, что первым университетом был МГУ им. М.В. Ломоносова, основанный в 1755 году, некоторые – что это был Кёнигсбергский университет (Альбертина), расположенный на территории современной России. А.С. Пушкин писал, что М.В. Ломоносов «начал русский язык», создав первый русский университет, но это лишь в его метафорах, в реальности все немного по-другому.
ОСНОВАНИЕ МОСКОВСКОГО УНИВЕРСИТЕТА
Первые попытки организации университетов в России
О создании университетов в России заговорили еще при Петре I. В 1724 г. при Петербургской академии наук были созданы университет и гимназия для обучения научных кадров. Однако деятельность этих заведений не увенчалась успехом. Преподавание здесь велось академиками-иностранцами, которые стремились обучать иностранных студентов. К тому же поступить в вуз могли только представители дворянского сословия. В результате возникла идея – организовать высшее учебное заведение, в котором бы обучались представители разных сословий.
Предложения Ломоносова
Необходимость открытия университета в Москве неоднократно обосновывал М.В. Ломоносов. Он подготовил фавориту императрицы Елизаветы Петровны И.И. Шувалову предложения о создании высшего учебного заведения. Прибыв зимой 1753 г. из Петербурга в Москву, М.В. Ломоносов приступил к хлопотам. Его проект лег на стол императрицы. В итоге 12 (25) января 1755 г. Елизавета Петровна подписала указ об основании Московского университета. Открытие вуза в 1754 г. не состоялось ввиду ремонта здания, выделенного под учебный процесс.
Официальная церемония начала занятий в университете состоялась в день празднования годовщины коронации Елизаветы Петровны 26 апреля (7 мая) 1755 г. Кураторскую работу в вузе осуществлял И.И. Шувалов, пост директора получил А.М. Аргамаков.
Структура вуза
Согласно проекту М.В. Ломоносова в Московском университете создавались три факультета: философский, юридический и медицинский. Первоначально студенты обучались на философском факультете, получая базовую подготовку по естественным и гуманитарным наукам, затем уже шла специализация по юридическому, медицинскому или философскому профилю. Преподавание осуществлялось на латинском и русском языках.
Первое здание Московского университета – Аптекарский дом на Красной площади у Воскресенских ворот, переданный вузу согласно указу императрицы Елизаветы Петровны от 8 августа 1754 г. Здание было сооружено в конце XVII в.
В университете могли учиться представители различных сословий, кроме крепостных крестьян.
Университет финансировался государством не в полном объеме. Остальные средства шли от коммерческой деятельности и от меценатов (Демидовых, Строгановых, Е.Р. Дашковой и др.), которые приобретали для вуза приборы, коллекции, книги, учреждали стипендии для студентов.
В апреле 1756 г. на Моховой улице Московский университет открыл типографию и книжную лавку, положив начало отечественному книгоизданию.
Почему первый российский университет открылся более чем на 500 лет позже, чем университеты Европы?
Россия примкнула к Болонскому процессу, который в последний год минувшего тысячелетия положил начало универсализации образования, в частности, разделив его на магистратуру и бакалавриат. Однако она не примкнула к другому Болонскому процессу, начатому ни много ни мало на 900 лет раньше! Ибо первый европейский университет был основан именно в Болонье в XI веке и именно с этого момента началось создание новой Европы, находившейся со времени падения Рима (более пятисот лет!) в так называемых веках мрака — и сумерек.
Римскую империю, состоявшую (как и Россия сегодня) из множества народов, цементировало римское право. Оно, после принятия христианства, было сначала заменено приматом права божественного, а потом и вовсе упразднено («Божественное Право Королей» и «Всякая Власть от Бога» – принципы существования общества, не имеющие с кодифицированным правом ничего общего, выгодные только сильным и, в переводе на современный русский, означающие беспредел.) Не случайно именно Юстиниан (ненадолго объединивший Западную и Восточную империи в VI веке) создал юридический кодекс: без правовой основы властвование не рабами, а гражданами невозможно. Тем более это относится к империи, то есть многонациональной и мультикультурной стране. Однако затем на многие столетия Европа погрузилась во мрак «правового нигилизма» и «жизни по понятиям» власть имущих – принципы, россиянам знакомые не понаслышке и по сей день.
Революционность университетской идеи изначально состояла в том, чтобы поставить Божественное и Человеческое право – закон и мораль – рядом, всего лишь рядом: неслыханные после победы христианства над язычеством дерзость и революция в образовании и мировоззрении. Соответственно этому первоначально в университетах, начиная с Болонского, а затем в Парижском, Пражском и многих других было всего два факультета: богословский и юридический. То, что затем в обучение начали включать другие нерелигиозные дисциплины (медицину, математику и т.д.), было уже не революционным, а естественным продолжением начатого. Родилась другая Европа!
Уже в 1150 году 10 тысяч студентов со всей Европы жили в Болонье и изучали право. Начиная с XII века университетские выпускники работали в канцеляриях и правительственных учреждениях, становились судьями, адвокатами, советниками, составителями законов, построенных на общих для всех европейских государств принципах, восходящих к римскому праву. В одном только Парижском университете в XIV–XV веках могли одновременно обучаться до 25 тыс. студентов – больше, чем в XIX и вплоть до середины XX века в Московском и Петербургском университетах вместе! Именно с внедрением в массовое сознание правового сознания возникла объединенная Европа. Так были заложены предпосылки сначала Ренессанса, потом Просвещения и, наконец, Промышленной революции.
А что же Россия? Первый университет в Российской империи был учрежден в 1755 году, то есть через 600 лет после Болонского. И это при том, что с XIVвека университеты были совсем рядом: в Праге, Львове, Кракове… Почему Иван III параллельно с постройкой Кремля, пригласив не только архитекторов-итальянцев но и итальянцев профессоров, не основал хотя бы маленький университет? Почему не сделали этого ни Василий Иванович (при котором Москва была объявлена Третьим Римом), ни Иван Грозный, ни Михаил, ни Алексей Михайлович, ни другие правители? Почему образования подданных боялись и императоры, и генсеки? Не потому ли, что по понятиям, а не закону, разуму и науке строилась не только юриспруденция, но и вся жизнь? И продолжает строиться (несмотря на запуск спутника и атомные электростанции) по сей день!
Как вы думаете, сколько юристов обучалось на открытом при Екатерине Великой юридическом факультете? Один! И тот не нашел себе применения. В стране, в течение 150 лет (начиная с уложения Алексея Михайловича вплоть до середины XIX века) жившей не по законам, а по указам, неудивительно.
Сравним. Бостон был основан 17 сентября 1630 года. Уже через шесть лет, едва отбившись от нападений индейцев, поселенцы основали Гарвардский колледж, постепенно превратившийся в один из лучших университетов мира. Московский же университет был открыт через 600 лет после основания города и через 300 лет после полного освобождения России от какой-либо зависимости от кого-либо! Осознание причины этого факта может многое объяснить в том, что происходит сегодня. В течение этих веков Империя расширилась от Балтики до Тихого океана, но мысль о том, что неплохо бы заняться просвещением населения, в голову ни одному из власть имущих в России не приходила. От идеи массового образования отмахивались, как от враждебной и чуждой даже в 19ом веке. Стоит ли удивляться, что сегодня доля конкурентоспособных на мировом рынке продуктов, производимых в «тупоголовой» (как ее величают российские политинформаторы) Америке, более чем в 100 раз больше, чем оных, производимых в РФ. Даже маленькая Финляндия, «приют убогого чухонца», производит в три раза больше товаров на мировой рынок, чем Российская Федерация. До тех пор, пока главными новостями, сообщаемыми населению Родины телевидением и прессой, будут «происки евроамериканцев» и маневры ракетоносцев, пока неприязнь к Америке и Европе будет сильнее желания стать частью современной цивилизации, никакой модернизации не будет, это как дважды два.
Отношение к образованию населения у правителей Московии оставалось подозрительным во всех поколениях от Ивана Калиты до падения правления большевиков. Вот типичные высказывания царских министров не чего-нибудь, а именно народного просвещения: «Обучать грамоте весь народ или несоразмерное оного количество людей принесло бы более вреда, нежели пользы» (адмирал А.С.Шишков, министр народного просвещения Николая Первого); «Хочу, наконец, чтобы русская литература прекратилась» (С.С.Уваров, глава Академии наук, а затем министр просвещения). Не слишком отличались от царских министры советской поры. История как наука, которую изучают студенты, в Советской России была упразднена, исторические факультеты были открыты заново только со Второй мировой войной. Изучение гуманитарных дисциплин сводилось к программе КПСС и политэкономии социализма. Ужасающее мракобесие было проявлено в 40–50-е годы в борьбе с генетикой – и лишь благодаря беспрецедентной смелости выдающихся ученых не были аналогично разгромлены физика и психология. Изучение всемирной истории, истории искусства и музыки концентрировалось исключительно на соответствующих кафедрах и ни в коем случае не было массовым – как, впрочем, и в царской России: реальные училища (в которых обучался грамоте и профессии «простой» народ) гуманитарного образования не предусматривали. Поразительная стойкость традиции, переживший переход от монархии к большевизму!
Таким образом, правовой нигилизм наших дней в России имеет глубочайшие корни. То, что было стержнем возрождения цивилизации Европы еще до основания Москвы, в России остается отторгнутым по сей день. Следует отчетливо понимать, что правовой беспредел – он же жизнь по понятиям, он же «дружба превыше закона» как принцип взаимодействия людей в обществе – в России напрямую связан с другими фундаментальными бедами: незащищенностью слабого перед сильным и коррупцией, ставшей частью «нормального» функционирования государства. И произошло это – увы! – не вчера (вспомним знаменитое карамзинское: если одним словом определить, чем занимаются в России, то слово это – воруют). До тех пор, пока правовое сознание в Федерации не возобладает, страну невозможно будет не только перевести на технологический путь развития, но даже создать хотя бы одну конкурентоспособную на мировом рынке фирму.
При этом не следует думать, что русские люди чурались европейской традиции. Университетов ни в Киевской Руси, ни в Московии действительно не было. Но в Новгороде, Пскове и Твери еще до возвышения Москвы среди городов русских действовало ганзейское право. Российские купцы торговали с немцами, поляками и скандинавами настолько цивилизованно, что существовала даже страховка на случай ущерба. Европейская правовая система не получила в России распространения, потому что не Новгород, не Псков и не Тверь вышли победителями во внутрироссийской борьбе. Что сделал с Новгородом Иван III, а затем (еще более бесчеловечно) Иван IV, известно. Тверь была низложена до заурядного подчиняющегося Центру города, а Пскову (через который из Европы поступали вооружения) сохранена «жизнь» – но под эгидой не права, а исполнения Государевой Воли. После коих событий правовое сознание перестало доминировать на Руси вплоть до настоящего времени.
Москва превратила небольшую раздробленную страну в Империю, раскинувшуюся на два континента, распространив на колоссальную территорию принципы, противоположные европейским. Насколько связан правовой беспредел с расширением Российской Империи в течение более пятисот лет со средней скоростью Люксембург в месяц – Голландия в год
История Московского университета
Московский университет по праву считается старейшим российским университетом. Он основан в 1755 году. Учреждение университета в Москве стало возможным благодаря деятельности выдающегося ученого-энциклопедиста, первого русского академика Михаила Васильевича Ломоносова (1711-1765). В 1940 году, в дни празднования 185-летнего юбилея, университету было присвоено имя М.В. Ломоносова.
А.С. Пушкин справедливо писал о титане русской и мировой науки XVIII столетия: «Соединяя необыкновенную силу воли с необыкновенною силою понятия, Ломоносов обнял все отрасли просвещения. Жажда науки была сильнейшею страстию сей души, исполненной страстей. Историк, ритор, механик, химик, минералог, художник и стихотворец, он все испытал и все проник. «. В деятельности М.В. Ломоносова отразились вся мощь, красота и жизнеспособность российской науки, вышедшей на передовые рубежи мирового научного знания, успехи страны,сумевшей после преобразований Петра 1 значительно сократить отставание от ведущих держав мира и войти в их число. М.В. Ломоносов придавал огромное значение созданию системы высшего образования в России. Еще в 1724 году при Петербургской Академии наук, основанной Петром 1, были учреждены университет и гимназия для подготовки в России научных кадров. Но академические гимназия и университет с этой задачей не справились. Поэтому М.В. Ломоносов неоднократно ставил вопрос об открытии университета в Москве. Его предложения, сформулированные в письме к И.И. Шувалову, легли в основу проекта Московского университета. И.И. Шувалов, фаворит императрицы Елизаветы Петровны, покровительствовал развитию русской науки и культуры, помогал многим начинаниям М.В. Ломоносова.
Московский университет выделялся демократическим составом студентов и профессоров. Это во многом определило широкое распространение среди учащихся и преподавателей передовых научных и общественных идей. Уже в преамбуле указа об учреждении университета в Москве отмечалось, что он создан «для генерального обучения разночинцев». В университет могли поступать выходцы из различных сословий, за исключением крепостных крестьян. М.В.Ломоносов указал на пример западноевропейских университетов, где было покончено с принципом сословности; «В университете тот студент почтеннее, кто больше научился; а чей он сын, в том нет нужды». За вторую половину XVIII века из 26 русских профессоров, которые вели преподавание, только трое были из дворян. Разночинцы составляли в XVIII веке и большинство учащихся. Наиболее способных студентов для продолжения образования посылали в зарубежные университеты, укрепляя контакты и связи с мировой наукой.
Через год после создания университета первых читателей приняла университетская библиотека. Свыше 100 лет она выполняла функции единственной в Москве общедоступной библиотеки.
В XIX столетии при университете были образованы первые научные общества: Испытателей природы, Истории и древностей российских, Любителей российской словесности.
В XVIII веке в стенах Московского университета учились и работали замечательные деятели русской науки и культуры: философы Н.Н. Поповский, Д.С. Аничков; математики и механики В.К. Аршеневский, М.И. Панкевич; медик С.Г. Зыбелин; ботаник П.Д. Вениаминов; физик П.И. Страхов; почвоведы М.И. Афонин, Н.Е. Черепанов; историк и географ Х.А. Чеботарев; историк Н.Н. Бантыш-Каменский; филологи и переводчики А.А. Барсов, С. Хальфин, Е.И. Костров; правоведы С.Е. Десницкий, И.А. Третьяков; издатели и писатели Д.И. Фонвизин, М.М. Херасков, Н.И. Новиков; архитекторы В.И. Баженов и И.Е. Старов.
Соединение в деятельности Московского университета задач просвещения, науки и культуры превратило его, по выражению А.И. Герцена, в «средоточие русского образования», один из центров мировой культуры.
Вторжение в 1812 году в Россию наполеоновской армии вызвало у студентов университета небывалый патриотический подъем. Многие вступили в ополчение, а труд университетских медиков был особо отмечен М.И. Кутузовым. Во время пребывания наполеоновских солдат в Москве здания университета практически полностью сгорели. Погибли библиотека, архив, музей, научное оборудование. Восстановление университета стало делом всего русского общества. Научные учреждения, ученые, частные лица передавали университету деньги, книги, старинные рукописи, естественно-научные коллекции, приборы.
Только для университетской библиотеки к 1815 году удалось собрать 7,5 тысяч книг. Несмотря на тяжелое положение университета, профессора и студенты уже 1сентября 1813 года приступили к занятиям. К 20-м годам XIX столетия число студентов превысило 500 человек.
В первой половине XIX века Московский университет занимал ведущее место в общественной жизни России. Его питомцами были многие члены декабристских организаций. Традиции свободомыслия продолжали студенческие кружки братьев Критских, Н.П. Сунгурова, В.Г. Белинского, А.И. Герцена и Н.П. Огарева, Н.В. Станкевича. В аудиториях университета кипели споры западников и славянофилов о путях развития России. Публичные курсы лекций и диспуты главы западников, блестящего ученого-историка Т.Н. Грановского собирали всю московскую интеллигенцию 1840-х годов.
Активной была и издательская деятельность университета, которая не ограничивалась печатанием только научных трудов. В университетской типографии впервые увидели свет «Сонеты» А. Мицкевича, «Записки охотника» И.С. Тургенева. Вспоминая годы реакции в царствование Николая I, А.И. Герцен писал об особом значении университета: «Опальный университет рос своим влиянием: в него, как в общий резервуар, вливались юные силы России, со всех сторон, из всех слоев; в его залах они очищались от предрассудков, захваченных у домашнего очага, приходили к одному уровню, братались между собой и снова разливались во все стороны России, во все слои ее».
В дореволюционной России профессура Московского университета много сделала для укрепления связи науки и практики. Университетские ученые писали учебники для школ. Немало воспитанников университета работали учителями, представляя собой наиболее квалифицированную часть русского учительства.
Устав 1863 года, открывший новые возможности для развития отечественного просвещения и науки, просуществовал лишь до 1884 года. После убийства в 1881 году народовольцами царя Александра II правительство возобновило наступление на университетскую автономию, усилило контроль за преподаванием. Тем не менее университет сохранил себя как один из центров передового научного знания и духовной жизни России.
Студенты Московского университета были в первых рядах борцов за свободу в революции 1905-1907гг. На сходке 9 сентября 1905 года студентами была принята резолюция, требовавшая свержения самодержавия и превращения России в демократическую республику.
Пронесшийся над Россией революционный вихрь 1917 года оставил противоречивый след в судьбе высшей школы. С одной стороны, произошла ее глубокая демократизация. Отменялась плата за обучение, студенты обеспечивались государственными стипендиями. С 1919 года университет полностью был переведен на государственное финансирование. Для того, чтобы выходцы из рабочих и крестьянских семей смогли получить необходимую для поступления в вуз сумму знаний, при университете с 1919 года действовал подготовительный Рабочийфакультет (оставался в составе МГУ до 1936 г.). Преподавание в университете в первое послереволюционное десятилетие продолжали ученые с мировым именем: Д.Н. Анучин, Н.Е. Жуковский, Н.Д. Зелинский, А.Н. Северцов, К.А. Тимирязев, С.А. Чаплыгин и др.
Вместе с тем на университетской жизни тяжело отразился раскол общества в ходе революции. Часть студентов и известных ученых, не принявших новые политические порядки, была вынуждена покинуть Московский университет. Определенный ущерб причинили и реорганизации 20-30-х годов, затеянные в погоне за увеличением числа специалистов. Из университета были выведены медицинский, советского права и химический (временно) факультеты и на их базе созданы самостоятельные вузы. В такие же вузы преобразовали геологическое, минералогическое и географическое отделения на естественных факультетах. На основе гуманитарных факультетов в 1931 году открылся Московский институт философии, литературы и истории, слившийся вновь с МГУ только спустя десять лет. Были допущены перегибы и в организации учебного процесса: вводился «бригадно-лабораторный метод» обучения, отменявший лекциии, отдававший проработку материала на самотек студенческим бригадам из 3-5 человек, индивидуальный экзамен заменялся коллективными отчетами бригад.
К счастью, этот период в жизни университета был непродолжительным. В 1932 году «бригадно-лабораторный» метод был отменен, Вводились новые учебные программы, менялся режим работы в высшей школе. В 1934 году в университете были защищены первые за годы Советской власти кандидатские диссертации.
Не обошли стороной университет и трагические события общественной жизни 30-50-х годов. Идеологический и административный диктат со стороны властей препятствовал свободе творчества. Ограничивались контакты с зарубежными научными центрами. Многие ученые подверглись необоснованным репрессиям, целые направления исследований, особенно в общественных науках, филологии, кибернетике, биологии были свернуты.
Великая Отечественная война 1941-1945 годов явилась тяжелым испытанием для нашей страны. Уже 25 июня 1941 года ушла на фронт первая группа студентов и сотрудников МГУ, в основном для пополнения командного и политического состава Красной Армии. Добровольцами МГУ была укомплектована 8 (Краснопресненская) дивизия народного ополчения. Она героически сражалась во время обороны Москвы.
Всего на фронтах войны сражалось более 5 тысяч университетских питомцев, свыше тысячи человек награждены в годы войны орденами и медалями СССР и стран антигитлеровской коалиции, а семь были удостоены звания Героя Советского Союза.
Не вернулись с войны около 3 тысяч студентов, аспирантов, профессоров, преподавателей и сотрудников МГУ. В их честь рядом с 1 учебным корпусом в 1975 году был открыт памятный знак и зажжен Вечный огонь Славы.
Московский университет превратился в крупный международный центр подготовки студентов и аспирантов. Для обучения иностранных граждан русскому языку в 1959 году в университете был образован один из первых в нашей стране подготовительный факультет такого профиля (ныне Центр международногообразования).
Всего с 1917 года по настоящее время Московский университет выпустил около180 тысяч специалистов и около 35 тысяч кандидатов наук для народного хозяйства, культуры и просвещения.
В университете работали многие известные ученые: математики и механики П.С. Александров, В.В. Голубев, Д.Ф. Егоров, М.В. Келдыш, А.Н. Колмогоров, Н.Н. Лузин, И.Г. Петровский, И.И. Привалов, В.В. Степанов, О.Ю. Шмидт; физики В.К. Аркадьев, Л.А. Арцимович, Н.Н. Боголюбов, С.И. Вавилов, В.И. Векслер, А.А. Власов, П.Л. Капица, И.В. Курчатов, Л.Д. Ландау, Г.С. Ландсберг, Я.Б. Зельдович, А.С. Предводителев, Д.В. Скобельцын, И.Е. Тамм, Р.В. Хохлов; химики А.А. Баландин, И.В. Березин, С.И. Вольфкович, Я.И. Герасимов, Б.А. Казанский, В.А. Каргин, А.Н. Несмеянов, А.В. Новоселова, П.А. Ребиндер, Н.Н. Семенов. А.Н. Фрумкин, Н.М. Эмануэль; географы Н.Н. Баранский, А.А. Борзов, К.К. Марков, В.Н. Сукачев, И.С. Щукин; геологи А.Д. Архангельский, Н.В. Белов, А.А. Богданов, А.П. Виноградов, Ю.А. Орлов, М.М. Филатов; биологи и почвоведы А.Н. Белозерский, Д.Г. Виленский, Л.А. Зенкевич, Н.К. Кольцов, Г.В. Никольский, А.И. Опарин, Н.П. Ремезов; историки А.В. Арциховский, Б.Д. Греков, А.А. Губер, Н.М. Дружинин, Н.И. Конрад, М.В. Нечкина, А.М. Панкратова, С.Д. Сказкин, М.Н. Тихомиров, Л.В. Черепнин; искусствоведы В.Н. Лазарев, А.А. Федоров-Давыдов; филологи Д.Д. Благой, С.М. Бонди, В.В. Виноградов, Н.К. Гудзий, Р.М. Самарин, Д.Н. Ушаков; философы В.Ф. Асмус, В.П. Волгин, Г.Е. Глезерман, Э.В. Ильенков, Б.М. Кедров; юристы М.Н. Гернет, П.Е. Орловский, А.Н. Трайнин; психологи А.Н. Леонтьев, А.Р. Лурия, С.Л. Рубинштейн; экономисты Л.Я. Берри, А.Я. Боярский, В.С. Немчинов, К.В. Островитянов, С.К. Татур, Н.А. Цаголов и др.
В июне 1992 указом Президента Российской Федереции Московский университет получил статус российского cамоуправляемого (автономного) высшего учебного заведения.
В ноябре 1998 года был принят Устав Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова после широкого обсуждения на Совете Ученых советов МГУ, в состав которого входят члены Ученого совета МГУ, Ученых советов факультетов и институтов, а также советов трудовых коллективов от подразделений, не имеющих Ученых советов.
Совет Ученых советов МГУ в соответствии с Уставом решает стратегические вопросы деятельности университета, выбирает ректора. Общее руководство университетом осуществляет Ученый совет МГУ, в состав которого входят ректор и проректоры, деканы факультетов и директора институтов, выборные представители от научно-педагогических работников факультетов и институтов (по 2-4 человека в зависимости от численности работающих), по одному представителю от студентов и аспирантов каждого факультета; 5 членов Ученого совета выбирается от инженерных и вспомогательных служб университета.
Ученый совет МГУ решает важнейшие вопросы научной и учебной деятельности, международных связей, утверждает структуру и бюджет, присваивает звание профессора, утверждает заведующих кафедрами, рассматривает планы социального и экономического развития университета. Заседания Ученого совета МГУ проводятся не реже одного раза в месяц.
По новому Уставу значительно расширены права факультетов и научно-исследовательских институтов. Они являются самостоятельными учебно-научными организациями, входящими в структуру МГУ. Их управление и деятельность регулируется положением о факультете (институте), которое конкретизирует Устав МГУ применительно к данному подразделению.
Провозглашенные Уставом МГУ идеи демократизации университетской жизни, гласности в принятии решений, самоуправления имеют своей конечной целью обеспечить свободу преподавания, научного исследования и духовного развития человеческой личности. Согласно Уставу основным подразделением университета является кафедра (лаборатория, отдел), работники, студенты и аспиранты которой коллегиально, демократическими методами решают все вопросы организации научной, учебной и общественной жизни своего коллектива.
МГУ является крупнейшим классическим университетом Российской Федерации, особо ценным объектом культурного наследия народов России. Он осуществляет подготовку студентов по 27 направлениям и 57 специальностям, аспирантов и докторантов по 168 научным специальностям, которые охватывают практически весь спектр современного университетского образования. В настоящее время в МГУ обучается более 40 тысяч студентов, аспирантов, докторантов, а также специалистов в системе повышения квалификации. Кроме того, около 10 тыс. школьников занимаются при МГУ. Научная работа и преподавание ведутся в музеях, на учебно-научных базах практики, в экспедициях, на научно-исследовательских судах, в центрах повышения квалификации.
В структуре МГУ 29 факультетов, 15 научно-исследовательских институтов, 4 музея, более 350 кафедр, Научный парк, Ботанический сад, Научная библиотека, имеющая фонд в 9 млн. томов, издательство, типография, культурный центр, школа-интернат, в которой обучается около 300 талантливых ребят со всей России.
В последние годы университет осуществил целый ряд новых программ. Открыто 9 новых факультетов; за последние пять лет создано 47 кафедр и 22 научные лаборатории; введено более 200 новых учебных планов и учебных программ, начаты научные исследования по новым 30 междисциплинарным программам; создан высокопроизводительный вычислительный кластер, первый по мощности в образовательных учреждениях России.
Университет остается крупнейшим инновационным центром. Первый в стране Научный парк, трансформирующий научные достижения в высокие технологии, открылся в МГУ более 10 лет назад. Более двух тысяч ученых МГУ вовлечены там в инновационную деятельность.
Однако даже эти впечатляющие цифры не отвечают требованиям времени, современным тенденциям развития науки и образования. Сегодняшний уровень развития фундаментальных и прикладных научных исследований, их междисциплинарность, а также задачи подготовки специалистов широкого профиля требуют интенсивного развития и модернизации материально-технической базы. В октябре 1987 года правительство приняло решение о строительстве нового комплекса зданий для Московского университета, оборудованных по последнему слову науки и техники. Проект (архитектор Г.Н. Цытович) предусматривает возведение новых учебных и научных корпусов, библиотеки, бассейна, стадиона, дворца культуры, других объектов отдыха и бытового обслуживания. Новый университетский городок расположится на Ломоносовском проспекте между проспектами Вернадского и Мичурина, органически продолжая уже сложившийся комплекс зданий. К январю 2005 года было завершено строительство Фундаментальной библиотеки МГУ. а также начато возведение двух корпусов учебно-научного назначения и университетской клиники, которая станет медицинским центром XXI века.
Огромный научный потенциал, уникальные возможности для междисциплинарных исследований позволяют ученым университета сосредоточиться на приоритетных, пионерских направлениях наук. Последние годы отмечены крупными достижениями в изучении физики высоких энергий, высокотемпературной сверхпроводимости, лазерных систем, математики и механики, возобновляемых источников энергии, биохимии и биотехнологии. В области гуманитарных наук новые направления формируются при разработке актуальных вопросов социологии, политэкономии, истории, психологии, философии, истории культуры. Ежегодно в Московском университете защищается до 800 кандидатских и до 200 докторских диссертаций по различным отраслям знаний.
Дважды в неделю на первых двух курсах предусмотрены обязательные занятия физической культурой и спортом. На старших курсах эти занятия могут быть факультативно продолжены в спортивных секциях, а также в платных оздоровительных группах.
Для обучения в МГУ характерно сочетание учебной и научной работы, фундаментальной подготовки в избранной отрасли науки с узкой специализацией. Обычно фундаментальная основа закладывается на первых двух-трех курсах. Узкая специализация начинается после этого.
Одной из важнейших особенностей учебного процесса в университете является соединение обучения с ведением самостоятельной научной работы, направление которой выбирают сами студенты. Работа в научных кружках, научно-студенческих обществах, участие в студенческих конференциях наряду с занятиями в семинарах, спецсеминарах позволяют студентам сделать правильный выбор. Многие студенческие работы печатаются в научных журналах и сборниках.
Велики международные связи Московского университета. Он входит в Международную ассоциацию университетов, имеет прямые договоры о сорудничестве с более чем 60 зарубежными центрами и объединениями, университетами Европы, США, Японии, Китая, других азиатских стран, Австралии, Латинской Америки, арабских государств.
С 1946 года, когда в университете появились первые иностранные учащиеся, подготовлено свыше 11 тыс. высококвалифицированных специалистов для 150 зарубежных стран. Ежегодно в МГУ обучаются свыше 2 тыс. студентов и аспирантов из многих государств мира. Более 400 человек занимаются на курсах предуниверситетской подготовки для иностранных граждан.
Важнейшими областями научно-технического сотрудничества являются: совместная разработка научных проблем, обмен профессорами и преподавателями для ведения педагогической и научной работы, а также студентами и аспирантами для различных форм стажировок. Каждый год университет принимает на различные краткосрочные формы обучения свыше 2 тыс. иностранцев и направляет примерно столько же своих представителей во все уголки земного шара. В МГУ действуют международные курсы ООН по демографии, гидрологические курсы ЮНЕСКО, Международный центр по биотехнологиии, Международный научно-лазерный центр, система курсов и семинаров по русскому языку для иностранных преподавателей. В 1991 году открыты Французский университетский коллеж, Русско-американский университет, Институт германской науки и культуры. Более 60 ученых, государственных и политических деятелей из зарубежных стран избраны почетными докторами и профессорами Московского университета. В свою очередь многие крупные ученые МГУ являются почетными членами зарубежных академий и университетов.
В январе 2005 года Московский государственный университет им.М.В.Ломоносова отметил свой 250-летний юбилей. План общеуниверситетских мероприятий по подготовке празднования юбилея содержал около 800 крупных позиций.
Два с половиной века истории старейшего российского университета свидетельствуют об огромном вкладе его питомцев в дело служения общечеловеческим идеалам свободы, гуманизма, добра, красоты, истины.