в каком году в космос полетел первый турист
В каком году в космос полетел первый турист
20 лет назад, 28 апреля 2001 года, с космодрома Байконур стартовал транспортный пилотируемый корабль «Союз ТМ-32» с космонавтами Талгатом Мусабаевым, Юрием Батуриным, а также первым космическим туристом — американским миллионером Деннисом Тито на борту. Через два дня была выполнена стыковка корабля с Международной космической станцией. Деннис Тито провел на орбите семь дней (завершился полет 6 мая) и облетел Землю 128 раз. Так началась история космического туризма на борту Международной космической станции.
Организацией полетов туристов в космос с 2001 года занимаются Роскосмос и американская компания Space Adventures, которая предоставляет маркетинговые услуги. Чтобы стать космическим туристом, претенденты проходят несколько медицинских комиссий в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А. Гагарина, но требования к ним чуть помягче, чем к профессиональным космонавтам. В программе обучения: ориентация и поведение в невесомости, изучение конструкции корабля, основы пилотирования, отработка всевозможных аварийных ситуаций, выживание в космосе и на Земле.
Пока только семь человек смогли воспользоваться такой возможностью и стать космическими туристами. Они были доставлены на Международную космическую станцию в 2001-2009 годах на российских кораблях семейства «Союз» по контрактам с компанией Space Adventures.
Деннис Тито был первым космическим туристом, но не первым космонавтом, отправленным на околоземную орбиту на коммерческой основе. В 1990 году японский журналист Тоехиро Акияма посетил станцию «Мир» в качестве космонавта-исследователя, где вел ежедневные теле- и радиотрансляции и выполнял эксперименты. За его подготовку и полет заплатила токийская телерадиокомпания Tokyo Broadcasting System — в рекламных целях. Поскольку стоимость данного полета была оплачена его работодателем, журналиста можно считать деловым путешественником, а не туристом. Деннис Тито считается первым туристом в классическом понимании этого слова. Он полетел на Международную космическую станцию для того, чтобы отдохнуть, провести время с удовольствием, поснимать Землю из иллюминатора.
Вторым космическим туристом стал бизнесмен из ЮАР Марк Шаттлворт, полетевший на МКС 25 апреля 2002 года. Третий космический турист, американский мультимиллионер Грегори Олсен побывал в космосе 1-11 октября 2005 года. Первой космической туристкой стала американка иранского происхождения Аноуше Ансари, побывавшая на орбите 18-29 сентября 2006 года. Пятым космическим туристом стал один из основателей компании Microsoft, американец венгерского происхождения Чарльз Симони, побывавший на станции дважды (7-21 апреля 2007 года и 26 марта — 8 апреля 2009 года). Шестым космическим туристом стал американский миллионер Ричард Гэрриот, чей полет проходил с 12 октября по 24 октября 2008 года. Седьмым туристом стал бывший цирковой артист, владелец Cirque du Soleil канадец Ги Лалиберте, совершивший полет 30 сентября — 11 октября 2009 года.
Восьмым космическим туристом собиралась стать британская певица Сара Брайтман. Ее полет планировался на сентябрь 2015 года, он должен был продлиться 10 дней. Певица прошла подготовку в Центре подготовки космонавтов, но в середине мая 2015 года Сара Брайтман объявила, что не может совершить запланированный полет по семейным обстоятельствам. Вместо нее в сентябре 2015 года на МКС полетел казахстанский космонавт Айдын Аимбетов.
В 2019 году Госкорпорация «Роскосмос» и компания Space Adventures подписали контракт об осуществлении краткосрочного космического полёта на Международную космическую станцию двух непрофессиональных космонавтов на корабле «Союз МС» в конце 2021 года. В середине 2020 года между Ракетно-космической корпорацией «Энергия» имени С.П. Королёва (входит в состав Госкорпорации «Роскосмос») и Space Adventures подписан контракт на осуществление в 2023 году краткосрочной экспедиции двух участников космического полета на борту корабля «Союз МС» на российский сегмент МКС. Кроме того, планируется, что в ходе экспедиции один из участников космического полета совместно с профессиональным космонавтом совершит выход в открытый космос.
Кроме того, компания «Главкосмос» (входит в Роскосмос), отвечающая с 2020 года за коммерческие полеты космических путешественников, курирует реализацию научно-просветительского проекта под рабочим названием «Вызов», в рамках которого планируется в том числе съемка полнометражного художественного фильма. Запуск пилотируемого корабля «Союз МС-19», на котором полетят актриса и режиссер, запланирован на октябрь 2021 года.
Сели, полетели: краткая история космического туризма
1.
2.
Почему все летали на «Союзах», а потом вдруг перестали? Как ни странно, причиной стало решение США закрыть программу Space Shuttle (из-за выработки ресурса кораблей, небезопасности полетов и чудовищной дороговизны подготовки и обслуживания космических челноков).
Других пилотируемых средств для космических полетов у NASA не было, соответственно — не было и «лишних» мест для космических туристов.
3.
Все это время в NASA не сидели сложа руки: в 2011 году агентство запустило программу Commercial Crew Development, нацеленную на создание коммерческих средств доставки астронавтов на МКС. Среди участников программы — Boeing и SpaceX Илона Маска, которые планируют осуществлять рейсы (в том числе и коммерческие) на кораблях Starliner и Crew Dragon соответственно.
Первый испытательный полет Starliner состоялся в декабре 2019 года. Из-за ряда технических проблем корабль не смог добраться до МКС. Теперь Boeing готовит второй тестовый полет.
Успехом увенчалась миссия SpaceX: 30 мая 2020 года SpaceX первой из частных компаний вывела на орбиту корабль Crew Dragon с двумя пилотами на борту.
4.
Оператором полета станет американская компания Axiom Space, основанная в 2016 году экс-руководителем программы МКС в NASA Майклом Саффредини. Продолжительность такого тура составит десять дней: туристы проведут два дня в пути и восемь дней на станции.
Также компания планирует осуществить полет на Луну. Старт планировался на 2018 год, однако SpaceX решила поменять корабль Crew Dragon на новый корабль StarShip, который только создается. Если полет состоится, это будет первый случай, когда космические туристы смогут удалиться от Земли более чем на 400 км и впервые близко увидеть Луну — ранее это было доступно только астронавтам, участвовавшим в Лунной программе.
5.
В 2020 году Axiom Space получила разрешение NASA на строительство коммерческой космической станции на МКС. Ко дню вывода МКС из эксплуатации сегмент Axiom сможет отделиться и продолжить работу в качестве самостоятельной коммерческой космической станции, доступной для пользователей со всего мира.
6.
Первой спроектировать собственный космический корабль и отправить непрофессиональных астронавтов в космос смогла Virgin Galactic Ричарда Брэнсона. 70-летний миллиардер сам занял одно из кресел туриста.
Ракетоплан VSS Unity с шестью человека
ми на борту сделал «прыжок» вверх и достиг высоты 86 километров, а потом экипаж и пассажиры пару минут пребывали в невесомости.
7.
Прямой конкурент Брэнсона и Virgin Galactic, основатель Blue Origin Джефф Безос поздравил соперника, но выход в космос не признал, так как ракетоплан VSS Unity не пересек международную границу космоса, которая по правилам Международной авиационной федерации начинается на линии Кармана — на высоте 100 километров. При этом по меркам NASA и ВВС США космос начинается выше 50 миль (примерно 80 километров).
8.
Безос полетит на суборбитальной ракете New Shepard. Суборбитальными называют такие носители, которые не могут вывести космический корабль на устойчивую орбиту вокруг Земли: они способны только на несколько минут «повиснуть» в ближнем космосе, а потом начнут неизбежное снижение на Землю.
9.
А что «Роскосмос»? Корпорация совместно со Space Adventures планирует отправить к МКС японских туристов Юсаку Маэдзаву и Йозо Хирано в конце 2021 года и еще двоих туристов в 2023 году — с выходом в открытый космос. Кроме того, ожидается, что в октябре 2021 года на «Союзе» к МКС полетят режиссер Клим Шипенко и актриса Юлия Пересильд, которые будут снимать на станции фильм для научно-просветительского проекта «Вызов».
Космический туризм: прошлое и будущее
В сегодняшней статье поговорим о хронологии развития космического туризма, о классификации полетов и космических летательных аппаратов, космической медицине и загрязнении окружающей среды.
Немного истории
Первым космическим туристом могла стать американская учительница Кристи Маколифф, которая была объявлена победительницей в конкурсе 1984 года «Учитель в космосе». На тот момент ученые и космонавты США совершили 55 удачных космических полетов, и их успешное возвращение на Землю стало чем-то обыденным и привычным. Это послужило поводом к тому, что NASA решило отправить первого гражданского человека в космос, рассчитывая повысить общественный интерес к космическим программам страны и продемонстрировать надежность космических полетов. Среди 11 000 претендентов жребий пал на учительницу из штата Нью-Гэмпшир, которая преподавала историю, английский язык и биологию в средних классах. Но полету не суждено было сбыться. Спустя 73 секунды после старта, на высоте 14,5 километров, шаттл «Челленджер» разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака. Все семь членов экипажа погибли, а правительства стран со всего мира на долгие годы поставили крест на полетах непрофессионалов в космос.
Кристи Маколифф, учитель-космонавт
Повторная попытка была совершена спустя 15 лет. И в этот раз удачно. Американский бизнесмен Деннис Тито 28 апреля 2001 года успешно осуществил полет продолжительностью 7 суток на Международную космическую станцию (МКС) на борту российского корабля «Союз ТМ-32». Заплатив 20 миллионов долларов, американец стал первым космическим туристом в мире, а Space Adventures, организовавшая это событие, стала первой компанией, которая начала работать с частными лицами, заинтересованными в космических полетах.
В течение следующих нескольких лет на МКС отправились еще шесть «частников»:
2002: южноафриканский предприниматель-миллионер Марк Шаттлворт
2005: американский миллионер в области сенсорного оборудования Грегори Олсен
2006: ирано-американский миллионер в сфере программного обеспечения Ануше Ансари
2007: венгерско-американский миллиардер в сфере программного обеспечения Чарльз Симони (который повторил полет в 2009 году)
2008: британо-американский миллионер в сфере видеоигр Ричард Гэрриотт
2009: канадский художник-миллиардер Ги Лалиберте
В то же время появились компании, новостями о которых сегодня пестрят все СМИ. В 2000 году Джефф Безос основал Blue Origin, в 2002 Илон Маск представил Space X, а в 2004 Ричард Брэнсон создал Virgin Galactic.
Каждый из бизнесменов эпохи «2001-2009» для организации своих полетов пользовался услугами Space Adventures и российских «Союзов». Последнее было связано не только с относительно высокой безопасностью российских кораблей (последняя гибель пассажиров которых случилась в 1973 году), но и с коммерческой составляющей – запуск «Союза» обходится в несколько десятков миллионов долларов, в то время как для их конкурентов, американских шаттлов, этот показатель превышал 1,5 млрд долларов[1].
С 2009 года «Роскосмос» потерял возможность отправлять туристов за пределы земной атмосферы, что связано с закрытием американского проекта шаттлов из-за их небезопасности: за время реализации программы на шаттлах погибли 14 человек, что в несколько раз превосходит потери на всех других средствах для полетов в космос вместе взятых. Так, российские «Союзы» остались единственными средствами доставки людей на МКС. В результате, места́ для космических туристов в них исчезли, так как все заняли профессиональные астронавты.
Классификация полетов
Прежде, чем идти дальше, немного теоретической информации.
Классифицируем космические полеты.
Во-первых, нужно сказать о суборбитальных полетах. Собственно, на них и нацелены практически все частные современные компании. Суборбитальным называют короткий полет, совершаемый летательным аппаратом по баллистической траектории (траектория, по которой движется тело с заданной начальной скоростью под действием силы тяготения и силы аэродинамического сопротивления воздуха) со скоростью меньше первой космической (то есть скорости недостаточной для вывода летательного аппарата на орбиту искусственного спутника Земли; первая космическая скорость составляет 7,91 км/с).
В-третьих, полеты на Луну. Луна вращается вокруг Земли по эллиптической орбите, поэтому в разные моменты времени она находится на разном удалении. В апогее (наиболее удаленная точка траектории от планеты) Луна находится на расстоянии 405 696 км, в перигее (ближайшая точка к планете) – 367 047 км.
Последними в нашей классификации будут межпланетные, межзвездные и межгалактические полеты, пояснения, к которым, в целом, давать не требуется.
Классификация космических летательных аппаратов
Как было сказано во введении, началом космоса считается условная отметка в 100 км от поверхности Земли (линия Кармана). Условная она из-за того, что строго задать высоту перехода атмосферы нашей планеты в космос невозможно. С чем это связано? Прежде всего, плотность атмосферы с высотой уменьшается постепенно + космос сам по себе абсолютно пустым никогда не бывает (даже за пределами солнечной системы в одном кубическом сантиметре содержится около тысячи частиц). Другими словами, атмосфера плавно перетекает в космическое пространство. Условная отметка космоса определяется высотой, ниже которой совершаются аэродинамические полеты (самолеты, вертолеты и т. д.), а выше – только космические полеты.
Для совершения различных задач в космических полетах используют космические аппараты – технические устройства, предназначенные для функционирования в космическом пространстве. Средствами доставки космических аппаратов служат ракетоносители. Космический аппарат, одной из основных задач которого является транспортировка людей или оборудования в космос, называют космическим кораблем.
В зависимости от областей использования космические аппараты подразделяются на:
напланетные (луноходы, марсоходы и пр.);
В зависимости от типа управления космические аппараты делятся на:
Деннис Тито: первый турист в космосе
«Это величайшее приключение в моей жизни. Я побывал на небесах и парил, как ангел, глядя вниз на Землю. Знал, что это будет рискованное приключение, и готовился к худшему. Однако все шесть дней я испытывал эйфорию».
Деннис Энтони Тито, первый космический турист
28 апреля 2001 года с космодрома «Байконур» стартовал российский космический корабль «Союз ТМ-32». На его борту находился первый космический турист в истории — американский миллионер Деннис Энтони Тито (на фото слева). На корабле с туристом были российские космонавты Талгат Мусабаев и Юрий Батурин.
Деннис Тито грезил космосом с самого детства и даже получил образование в области космических технологий и космонавтики. Но свою дальнейшую судьбу мужчина связал с бизнесом, став главным управляющим Wilshire Associates (влиятельная инвестиционная фирма в США).
За свой полет американец заплатил 20 млн. долларов, к важному событию своей жизни он готовился в течение восьми месяцев. Подготовка включала в себя не только медицинские тесты и физические упражнения, но и навыки управления космическим кораблем. Несмотря на хорошее здоровье, космический турист испытал проблемы с сердцем во время полета, но, к счастью, все обошлось. На орбите мужчина сильно ударился головой о люк корабля, но оказанная своевременно помощь помогла пережить и этот инцидент.
В NASA отвергли просьбу Тито взять его в космический полет, так что он обратился в Роскосмос. После восьмимесячного обучения, в ходе которого Денниса учили, в том числе — на всякий случай — управлять космическим кораблем и вручную стыковаться с МКС, первый космический турист блестяще сдал все экзамены и занял место в экипаже корабля «Союз ТМ-31». Компанию ему составили 50-летний Талгат Мусабаев и 51-летний Юрий Батурин. Источник.
Выражение «космический турист» было придумано СМИ вскоре после полета Денниса Тито. Однако сами герои подобных миссий предпочитают называть себя участниками космического полета, а не туристами.
Примечательно, что наша страна впервые в мире открыла не только космическую эру (с полетом Юрия Гагарина в 1961 году), но и эпоху космического туризма. И пионером в этом стал Деннис Тито. Кстати, продолжительное время Тито работал в Лаборатории реактивного движения при НАСА, а затем занялся финансированием госпроектов в космической области. Полет Денниса Тита в космос состоялся на его 61-м году жизни. Предприниматель родился 8 августа 1940-го года.
Материал подготовлен на основе информации из открытых источников.
Туда и обратно. Как построен космический туризм
Туристические космические полеты чем-то напоминают обещания «начать новую жизнь с понедельника». Много разговоров и очень мало дела. За двадцать с лишним лет, с начала нынешнего века, были написаны тысячи статей о космическом туризме, а в реальности в космос за свои деньги слетали лишь семь человек, один из которых – Чарльз Симони, глава и основатель компании Intentional Software, – дважды.
К счастью, 2021 год должен стать рубежным и резко изменить ситуацию. До конца этого года в космос должны отправиться сразу несколько миссий – как суборбитальных, так и более серьезных полетов на МКС. Попробуем разобраться, что стоит за этими названиями и можно ли уже становиться в очередь за билетами.
У самой границы космоса
По определению Международной авиационной федерации, космическое пространство начинается на высоте в 100 км над уровнем моря. Эта граница называется линией Кармана и взята достаточно условно. Нет ничего, что бы указывало ее в реальном мире. Однако граница существует, и если вы поднялись выше 100 км – вы уже космонавт. Именно на этом допущении и строится суборбитальный туризм.
Чтобы просто поднять космический корабль с туристами до этой высоты и не выводить их на орбиту, нужна гораздо менее мощная и дорогая ракета. Ну, и медицинских обследований для такого полета требуется гораздо меньше. Суборбитальный полет чем-то похож на обычный космический в миниатюре – подъем на высоту в 100 км с перегрузками, несколько минут невесомости, прекрасные виды из иллюминаторов, а затем спуск космического корабля с парашютом. Приземляется он практически в том же месте, с какого и стартовал. На все дается 10–15 минут.
Первый тестовый полет должен состояться 20 июля, уже меньше чем через месяц, а после него суборбитальные полеты Blue Origin должны стать регулярными.
Есть и еще одна компания, которая занимается суборбитальными полетами, – Virgin Galactic, принадлежащая британскому миллиардеру Ричарду Брэнсону. Вместо ракеты и космического корабля здесь используется самолет-разгонщик WhiteKnightTwo, который поднимается до отметки в 16 км и отпускает космолет SpaceShipTwo. Космолет, используя собственные двигатели, добирается до линии Кармана, а затем возвращается обратно. Весь полет занимает два с половиной часа, но и невесомости обещают больше – целых пять-шесть минут.
Долго, дорого, серьезно
Юсаку Маэдзава хочет побывать не только на МКС, но и облететь Луну. Еще в 2018 г. он купил билеты на облет Луны у компании Илона Маска SpaceX. Первоначально полет должен был состояться при помощи ракеты-носителя Falcon Heavy, а затем его поменяли на разрабатывающийся в настоящее время Starship. Японский предприниматель продолжает набор команды из восьми человек – художников и музыкантов – для совместного полета к Луне за его счет.
В начале 2022 г. должен состояться первый полет космических туристов на МКС на корабле Crew Dragon компании SpaceX. Кто полетит на станцию, пока неизвестно, однако компания Axiom Space кроме этого полета подписала договор на еще три космических туристических полета. А значит, в ближайшие годы мы увидим все больше туристов на орбите, осталось только посчитать – хватает ли у вас денег на такое удивительное путешествие.
Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения автора.