в каком году в городе появился трамвай долгое время являвшийся самым северным в мире
В каком году в городе появился трамвай долгое время являвшийся самым северным в мире
Родился я в Архангельске, на Энгельса роддом,
И на Поморской улице я долго жил потом,
И навсегда запомнился мне город мой родной,
Проблем проехать не было – трамвайчик под рукой!
Показать полностью.
И в детство наше трудное трамвайчик выручал –
На Кузнечиху к тётке ли, иль к дядьке на причал!
А на работу взрослым уж. До той до проходной,
Проблем проехать не было – трамвайчик под рукой!
Купаться летом хочется – в яхт-клуб или на пляж,
Зимой в «Динамо» на каток всегда ажиотаж!
Когда в вагон не втиснуться – дружили с «колбасой»,
Проблем проехать не было – трамвайчик под рукой!
Вернулся в Город с армии – девчонок наросло,
На танцы познакомиться повсюду понесло,
И проводить положено – тут этикет такой,
В Варавино, на Маймаксу – трамвайчик под рукой!
И был когда на практике, уже учась в АЛТИ,
Объекты облицовывал совсем не по пути.
Один детсад на Опытном, Гидролизный – другой!
Проблем проехать не было – трамвайчик под рукой!
И хоть по стройкам многое в стране я повидал,
К суровому Архангельску тоску я ощущал…
К родителям заявишься: «Как город мой родной»?
«Сам погляди, прокатишься – трамвайчик под рукой!
Там центром полюбуешься, на рейд оценишь вид,
Двина блестит, красуется – одетая в гранит!
Мосты повисли новые, уж колорит другой,
Проблем с осмотром не было – трамвайчик под рукой!
Война прошлась Великая – урону нанесла,
Но наш трамвай общественность хранила, как могла.
Везли тогда матросиков с конвоев – фронт Второй –
В наш «Интерклуб» заботливо – трамвайчик под рукой!
Природа не забывчива, она нам не простит,
За шутки с экологией, конечно, отомстит!
Маршрутки – эти примусы на кухне городской –
Властям ещё аукнется трамвайчик трудовой!
Архангельский трамвай
Архангельский трамвай — закрытая трамвайная система, существовавшая в городе Архангельске с 1916 по 2004 год. Архангельский трамвай долгое время являлся самым северным трамваем в мире. В годы Великой Отечественной войны использовалась для перевозки воинских грузов. 21 июля 2004 года трамвайная система была закрыта по экономическим причинам, содержание трамвайного парка стало убыточным. Трамвайные пути вскоре были полностью демонтированы.
Ликвидация архангельского трамвая стала результатом целенаправленной политики руководства города Архангельска и занимавшего в то время пост мэра, Олега Нилова, волевым решением закрывшего 13 мая 2003 года единственный рентабельный трамвайный маршрут № 1. После этого закрытие всей Архангельской трамвайной системы стало неизбежным.
Общая длина трамвайных путей составляла около 56 км.
История Архангельского трамвая
Идея строительства трамвайной системы в Архангельске начала обсуждаться ещё в далеком 1898 году. К 1913 году, после завершения строительства Северной железной дороги между Москвой и Архангельском, экономика города начала расти, увеличивалось и городское население. По этой причине в 1913 году было решено построить городскую железную дорогу. В те времена в Архангельске было много деревянных домов. Для безопасности деревянных домов было принято решение о строительстве электрической системы. Руководителями строительства электрического трамвая были Яков Лейцингер (городской голова) и инженер Константин Репин, который был автором проекта электрификации конки в Пскове (в 1911-1912 годах). Репин контролировал все строительные работы, а также приобретение необходтмого оборудования.
Тяговая подстанция была построена в 1914 году (ул. Пермская, 13 (ныне улица Суворова)). Трамвайное депо было построено на пересечении Почтового тракта (ныне Ленинградский проспект) и Набережной Северной Двины (ныне Чапаева улица). Во время Первой мировой войны Архангельск был главным портом, гуда доставлялась помощь союзников. Грузовой тоннаж морского порта Архангельска увеличился в 20 раз
Команда Репина на фоне вагона Мытищенского завода и здания трамвайного депо. Вагоны данного типа эксплуатировались в Архангельске с 1916 по 1952 год.Фото Анатолия Поплавского. 1916 г.
В то время существовало 2 маршрута:
Ледовая трамвайная переправа через протоку Кузнечиху (фото 1918, 1926 г.)
2 февраля 1917 года открылась трамвайная линия в Соломбалу. Этот район расположен на другом берегу речки Кузнечихи, делящей город на две части. До Октябрьской революции, в летний период, Соломбальский остров был связан временным деревянным мостом с центральной частью города. Однако никакой постоянной переправы через реку не было. По этой причине, зимой трамвайные пути прокладывались непосредственно на временных деревянных опорах на льду (подобный метод был использован в Санкт-Петербурге в 1895-1910 и в Нижнем Новгороде в течение 1896-1910-х годов). Позже была построена трамвайная линия да 6 версты (в настоящее время Лесозавод № 3). Длина трамвайной сети составляла 14,84 км.
Схема маршрутов архангельского трамвая по состоянию на 2000 год.
До 1956 года трамвайная сеть Архангельска состояла из двух независимых систем — одна в центре и на юге города, с маршрутами № 1 и 2, другая в Соломбале, с маршрутами № 3 и 4. Вскоре открылся Кузнечевский мост, и вагоны первого маршрута пошли в Соломбалу. Также появился маршрут № 5, ходивший от улицы Октябрят до улицы Гагарина.
В начале XXI века для трамвая наступили тяжёлые времена. Сначала закрылся маршрут № 5. В 2002 году с закрытием Кузнечевского моста на ремонт маршрут № 1 был укорочен до улицы Гагарина, а маршруты № 3 и 4 были отрезаны от сети в центре города. 1 октября 2002 года они были закрыты, и началась ликвидация трамвая в Архангельске. Вскоре маршруты № 1 и 2 объединили в № 2 от Лесозавода № 2 до улицы Гагарина и открыли маршрут № 2к по трассе бывшей «двойки». Длинная «двойка» была закрыта в 2003 году со снятием линии по Троицкому проспекту. 21 июля 2004 года был закрыт последний маршрут № 2к, который к тому времени уже был под № 2.
Памятник Архангельскому трамваю установлен в Детском парке
Адрес: Россия, Архангельск, наб. Северной Двины, 86
Координаты: 64.539254, 40.510773
На дорогах бескрайнего Русского Севера: как и когда в Архангельске появился трамвай
В двух предыдущих материалах цикла «Региона 29» речь шла о первом автобусе в Архангельске и о том, что собой представляли дороги Поморья в начале прошлого века. Теперь же очередь дошла до ещё одного вида общественного транспорта — трамвая. С улиц областного центра по экономическим причинам он пропал в 2004 году, не дожив до своего столетнего юбилея 12 лет. О том, как и когда в столице Архангельской губернии появился трамвай, рассказывает Роман Залывский.
По рельсам
Постоянная эксплуатация электрического трамвая в Российской империи впервые началась в 1892 году в Киеве. Непосредственно до России, а точнее до Орла и Курска он «доехал» в 1897-м. В Санкт-Петербурге, столице империи, его запустили уже в XX веке — в 1907 году. Так что, забегая немного вперёд скажем, что в отличие от автобуса, Архангельск пионером внедрения нового типа общественного транспорта в стране не стал. Но зато, вплоть до своего закрытия в 2004 году, трамвайная система в Архангельске оставалась самой северной в мире.
Решение о запуске в Архангельске трамвая Городская дума по инициативе главы города Якова Лейцингера одобрила 21 мая 1913 года. Согласно первому проекту, трамвайные пути планировали проложить в центре Архангельска и в Маймаксе. Но из-за начавшейся в 1914 году Первой мировой войны финансовые возможности города существенно уменьшились, так что масштаб работ пришлось ужать. В течении полутора лет псковский инженер, член трамвайной комиссии Константин Репин создавал депо на 16 вагонов и тяговую подстанцию мощностью 500 киловатт. Этот процесс, как и в истории с автобусами, тормозили различные объективные и субъективные причины.
Но вот всё-таки настал счастливый момент и почему-то не днём, а ночью 27 мая 1916 года Константин Репин впервые вывел трамвай на рельсы. Но это был лишь пробный выезд. Официальные же запуск нового вида транспорта состоялся месяц спустя — 26 июня. Таким образом, Архангельск стал 35 городом в Российской империи, где появился пассажирский трамвай.
В тот день из ворот трамвайного парка вышли восемь вагонов. Первыми их почётными пассажирами стали чиновники и представители купечества, которых довезти до здания Городской думы. Участие в многолюдной церемонии приняли и губернатор с городским главой, которые говорили о том, что «теперь город имеет удобный и дешёвый способ передвижения», и даже называли нововведение «большой культурной победой»
Первая линия связала центр губернского Архангельска с его главными слободами. Путь протяжённостью 15 километров охватывал центральную часть города от улицы Архиерейской (ныне — Урицкого) до Общины Красного Креста (улица Суворова).
На первой архангельской линии использовали бельгийские вагоны фирмы «Беккер», которые ходили с регулярным расписанием — по одному через каждые десять минут. Вместо наружных дверей в них были установлены решётки высотой до половины проёма — пассажиры закрывали их сами. Кондуктор с билетами находился в задней части вагона — сигналы водителю он подавал дёргая за веревку звонка.
Интересно, что по ночам трамваи использовались как грузовой транспорт. Видимо, в силу совмещения пассажиро- и грузоперевозок они начали приносить городской казне ощутимую прибыль. Финансовые итоги первой недели работы трамвая также оказались весьма приличными — ежедневная выручка превысила тысячу рублей. Власти решили извлечь из этого дополнительный доход в городскую казну — Дума приняла постановление о повышении тарифов. Если в первые дни стоимость проезда от Архиерейской улицы до здания думы (сейчас — улица Свободы) составляла семь копеек, то затем она увеличивалась до десяти. Плата за проезд до «Красного Креста» поднялась и вовсе до 15 копеек. Несмотря на рост цен, за первый год работы архангельский трамвай перевёз семь миллионов пассажиров.
Движение трамвая не прекращалось в Архангельске ни в годы Первой мировой войны, ни в годы Интервенции и войны Гражданской. В 1917–1920 годах в городе и вовсе прокладывали новые пути: сначала открылось движение до Соломбалы, затем — до 6-й версты (ныне 3-й лесозавод). А в зимнее время вагончики бегали по речному льду через реку Кузнечиху и на левый берег Северной Двины к железнодорожному вокзалу.
На высоте оказался Архангельск и по показателям обслуживания населения — например, в 1920-м он был лидером по числу перевезённых пассажиров и по числу поездок на одного жителя. Отмечалось и то, что архангельский трамвай был дешёвым — билеты в нём, по сравнению с петроградским и московским, стоили в два-три раза дешевле. Так что 100 лет назад архангельский трамвай был, считай, образцовым.
В 1924 году трамвай запустили и в Соломбале. 19 февраля того года он пересёк Кузнечиху по постоянному деревянному мосту. Согласно данным Государственного архива Архангельской области, трамвай уже тогда ходил аж до 14-го лесозавода.
Трамвай у соседей
Архангельск — единственный северный город России, где функционировала трамвайная сеть. В иных крупных городах такого вида транспорта никогда не было. В других лишь предпринимались попытки его создать. Так, в Петрозаводске, в 1923 году некий ныне неизвестный инженер городского хозяйства направил в адрес руководства города докладную записку, в которой предлагал выложить трамвайную линию параллельно главной улице города — 1 мая — вдоль берега Ладожского озера. Эта улица должна была посредством соединения с Садовой улицей в старом городе образовать почти прямую линию, разделяющую и старый, и новый город на две почти равные части. Особенных уклонов и подъёмов по этой линии, как указывал инженер, не имеется, что представляет удобство для прокладки центрального маршрута трамвая. Однако проект одобрения не получил. Впоследствии из электротранспорта в столице Карелии появился только троллейбус.
В Мурманске же от трамвая было, буквально, только одно название. Наименование «мурманский трамвай» там в носила построенная в 1918 году узкоколейка, которая, в основном, использовалась для грузоперевозок. Длина дороги составляла около десяти километров. Она начиналась от морского порта и железнодорожных путей, шла через город и далее тянулась до угольных причалов Зелёного мыса. Действовала она до 1934 года. Вагонетки и платформы по ней тащили мотовозы, электрифицирована она не была.
Государственный архив Архангельской области;
Наталья Митенева, «Трамвай уезжает в прошлое», газета «АиФ в Архангельске» № 20 (314), май 2003 года;
Александра Мочалова, «Застрял в долгах», газета «Ведомости Поморья» № 34 (82), сентябрь 2004 года;
«Трамвай появился в Архангельске в 1916 году», газета «Правда Севера», октябрь 2004 года;
Анна Орехова, «Мог бы быть юбилей», газета «Архангельск», 27 июня 2006 года;
Яна Бобылкина, «Трамвай уходит в небеса», газета «Регион Архангельск» № 188 (3690), октябрь 2007 года;
Архангельская областная летопись (с древнейших времен до наших дней). Под редакцией профессора А. В. Репневского. Ответственный составитель Н. А. Шумилов и другие, Архангельск, 2014 год.
Архангельский трамвай (1916—2004) (набор открыток)
Слово «трамвай» пришло к нам из Англии. Этим словом (tramway) называлась дорога из двух толстых брусьев, уложенных на земле. Дословно «трамвай» означает «колея», «колейный путь». Такие дороги использовались на рудниках и шахтах многих стран. По краю колеса, чтоб оно не соскочило с бруса, устраивался специальный выступ, которым колесо упиралось в край деревянного «рельса». Вскоре рельсы стали чугунными, а дорога стала называться конно-железной. Появление электрического двигателя произвело в технике революцию, сравнимую с изобретением паровой машины, и конно-железная дорога превратилась в трамвай. Проводом при этом служит сама дорога, рельсы из стали хорошо проводят ток, надо лишь изолировать их от земли. Эту замечательную идею впервые высказал в 1877 году и тут же проверил опытами на железной дороге под Петербургом русский военный инженер Фёдор Пироцкий. Его изобретение подхватили предприимчивые немцы электротехнической фирмы «Сименс и Гальске», пустившие в 1879 году на Берлинской промышленной выставке первый в мире электропоезд.
В России первый трамвай пущен в Киеве в 1892 году, затем в Москве в 1903 году и Петербурге — в 1907 году. К началу строительства трамвая в Архангельске он был уже в 34 городах и стал последним, введённым до 1917 года в России.
21 мая 1913 года Архангельская городская дума приняла решение о создании в Архангельске трамвайного движения. Инициатором этого решения был тогдашний городской голова Яков Иванович Лейцингер (1855—1914). Работы поручили псковскому инженеру Константину Репину.
Трамвай в Архангельске был пущен 26 июня 1916 года. В то время это было вершиной технического процесса на Севере. Трамвайный путь протяжённостью 15 км охватывал центральную часть города от ул. Архиерейской (ныне ул. Урицкого) до Общины Красного Креста (теперь — ул. Суворова). Одновременно было построено трамвайное депо на 16 вагономест и тяговая подстанция мощностью 500 киловатт. В первый же год эксплуатации трамвай перевёз 7 миллионов пассажиров.
По завершении строительства Репин уехал, а начальником Архангельских городских электрических предприятий стал его помощник Фридрих Адамович Лиц, который в 1919 году разработал проект благоустройства города с развитием трамвая и электрического освещения. В 1920-х годах трамвай быстро и непрерывно развивался. К 1940 году парк вагонов был значительно обновлён и вырос до 79 единиц. К этому времени трамвайные пути были проложены до лесозавода «Красный Октябрь», а также ветки в Соломбале, Маймаксе и до СЦБК.
В 30-е и 40-е годы архангельский трамвай выполнял большие грузовые перевозки, достигшие наибольшего объёма в 1937—1938 годах. Главными грузами были отходы лесопильных заводов, которые отвозились в качестве топлива в городские бани и на электростанцию. Производились также большие перевозки строительных материалов, для чего к строящимся объектам и баням сооружались временные трамвайные пути. Для этих перевозок трамвай имел 8 промышленных электровозов и несколько грузовых моторных вагонов, а также большой парк грузовых прицепных вагонов.
В послевоенные годы объём трамвайных перевозок продолжал возрастать, а подвижной состав обновился. В 1969 году в Архангельском трамвайном парке было 89 вагонов, а общая протяжённость маршрутов составляла 41,8 км.
Но пришли другие времена. В мае 2002 года из-за плохого технического состояния Кузнечевского моста был укорочен маршрут № 1. В октябре закрыли ставшие «автономными» соломбальские маршруты № 3 и № 4. В мае 2003 года было прекращено движение трамваев по Троицкому проспекту. Единственный оставшийся маршрут № 2 энергетики отключили за долги в июле 2004 года. В том же году 7 сентября собрание кредиторов Архангельского муниципального трамвайно-троллейбусного предприятия приняло решение о закрытии в Архангельске трамвайного движения.
Хочется верить, что история архангельского трамвая на этом не закончится. Трамвай, безусловно, вернётся в город, только когда? Лишь время ответит на этот вопрос. Но не придётся ли нам снова догонять технический прогресс?
1. Яков Иванович Лейцингер, городской голова с 1903 по 1914 год, инициатор создания трамвая в Архангельске.
Рваный край фотографии справа — след истории. Когда в 1937 г. в доме потомков Якова Ивановича производились арест и обыск, домочадцы в страхе отломили часть картонного снимка — рядом с Лейцингером был изображён губернатор. «Он завоевал всеобщее уважение, был избран городским головой и загорелся идеей построить в Архангельске трамвай. У акционерного общества, которое он сколотил для этой цели, денег не хватало. Тогда он заложил свой дом, и в городе появился трамвай. Теперь это всё забыто», — писал в своей книге «Всему свой час» Игорь Багрянский.
2. Константин Гаврилович Репин (слева), ответственный инженер, создатель архангельского трамвая.
3. Команда Репина на фоне вагона Мытищинского завода и здания трамвайного депо. Вагоны данного типа эксплуатировались в Архангельске с 1916 по 1952 год.
4. Отцы города на фоне здания городской думы на углу пр. Троицкого и ул. Полицейской (ныне — ул. Свободы) в день открытия трамвая. Теперь в этом здании размещается медицинский университет.
5. Вагон Мытищинского завода на пр. Троицком. Слева — Мариинская гимназия, в которой размещался штаб английского экспедиционного корпуса во время интервенции на Севере. На флагштоке — британский флаг.
6. Вагон Мытищинского завода на пр. Троицком возле ул. Пермской (ныне — ул. Суворова). За трамваем — один из старых корпусов современной 1-й городской больницы.
Летом 1918 г. работники и служащие трамвайного депо объявили забастовку и отказались возить интервентов по городу. По одному, под конвоем их проводили в депо, но многие скрылись из дома. Пришлось на их место встать английским и американским военнослужащим.
Американская кинохроника, 1918 год.
7. Снимок сделан в 1918 году летом, когда работники трамвайного депо устроили забастовку и трамваи водили английские и американские военнослужащие.
8. Ледовая трамвайная переправа через протоку Кузнечиху.
9. Ледовая трамвайная переправа через протоку Кузнечиху. На заднем плане — Троицкая церковь.
10. Коллектив Архангельской городской железной дороги. Снимок сделан на углу ул. Урицкого и пр. Петроградского (ныне — пр. Ломоносова).
11. Промышленный электровоз с прицепными грузовыми вагонами на доставке стройматериалов к строящемуся зданию Дома Советов (ныне — областная администрация) и ре конструирующемуся участку пути на пр. Павлина Виноградова (ныне — пр. Троицкий).
12. Поезд из моторного вагона серии Х и прицепного вагона серии КП на пр. Павлина Виноградова (ныне — пр. Троицкий). Вагоны серии Х эксплуатировались в Архангельске с 1931 по 1969 год, а серия КП — с 1931 по 1963 год.
Начало 1930-х годов.
13. Поезд из моторного вагона КТМ-1 и прицепного вагона КТП-1 центрального маршрута на углу пр. Павлина Виноградова (ныне — пр. Троицкий) и ул. Вологодской. Вагоны данных моделей эксплуатировались в Архангельске с 1953 по 1978 год.
Середина 1950-х годов.
14. В салоне архангельского трамвая 1950-х годов.
15. Поезда из вагонов серии Х с прицепом (слева) и вагонов КТМ-1 и КТП-1 (справа) на углу пр. Павлина Виноградова (ныне — пр. Троицкий) и ул. Гайдара.
Середина 1950- годов.
16. Вагон серии Х на мосту через протоку Повракулку. Эта ветка архангельского трамвая была самой северной в мире.
17. Поезд из вагонов ЛМ-68 маршрута № 5 на пр. Павлина Виноградова (ныне — пр. Троицкий) возле ул. Суворова. Вагоны данной модели эксплуатировались в Архангельске с 1970 по 1985 год.
18. Вагон ЛМ-57 маршрута № 5 на пр. Павлина Виноградова (ныне — пр. Троицкий) возле остановки «ул. Карла Маркса». Вагоны данной модели эксплуатировались в Архангельске с 1969 по 1983 год.
19. Вагон ЛВС-86Т маршрута № 2 на пр. Ленинградском в районе ул. Никитова. Вагоны данной модели эксплуатировались в Архангельске с 1993 по 2002 год.
20. Вагон ЛМ-93 маршрута № 2 на пр. Ленинградском. Вагоны данной модели эксплуатировались в Архангельске с 1995 по 2004 год.
21. Вагон РВЗ-6М2 маршрута № 2 на пр. Ленинградском.
22. Типичный салон вагона РВЗ-6М2 в последние годы существования архангельского трамвая.
23. Вагон РВЗ-6М2 маршрута № 2 на повороте с набережной Северной Двины на ул. Урицкого.
24. Схема маршрутов архангельского трамвая по состоянию на 2000 год.
25. Вагоны РВЗ-6М2 маршрута № 2 на пр. Троицком. С августа 2001 года этот маршрут был продлён до ул. Гагарина.
26. Вагоны РВЗ-6М2 маршрута № 3 на пр. Троицком возле ул. Карла Либкнехта.
27. Вагон РВЗ-6М2 следует по Кузнечевскому мосту по пути в депо после завершения работы на маршруте № 4.
28. Поезд из вагонов РВЗ-6М2 маршрута № 1 на повороте с ул. Выучейского на набережную Северной Двины. Вагоны данной модели эксплуатировались в Архангельске с 1978 по 2004 год.
29. Вагон РВЗ-6М2 маршрута № 4 возвращается с Сульфата.
30. Вагон РВЗ-6М2 на пути к Варавино.
31. Вагон ЛМ-93 в последний день работы трамвая на пр. Троицком возле остановки «ул. Суворова».