в каком году в германии появился телевизор
В каком году в германии появился телевизор
Телевидение в Германии 3 Рейха
В Германии телевидение вещало в эпоху Третьего Рейха целых 9 лет.
Изобретённый Паулем Нипков ( Paul Julius Gottlieb Nipkow) диск, послужил основой для появления механического телевидения в 1920-x годах. В 1935 году студия Пауля Нипкова начала осуществлять регулярное вещание в Берлине.
Вначале только несколько сот партайгеноссе имели возможность смотреть телевизионные передачи, но в скором будущем планировалось, что каждая немецкая семья будет иметь телевизор и наблюдать за успехами национал-социалистического общества. С 1935 года телевидение в Германии стало реальностью. Телевещательные каналы передавали новости со всей территории 3 рейха, а также начала вещание маленькая телестудия в Берлине по производству развлекательных программ. Это были первые в мире телевизионные репортажи. Программы шли в режиме прямого эфира, техники записи на телевидении ещё не существовало. Казалось, что образы, мелькавшие в телевизорах, тех лет исчезли навсегда. Однако в Берлинском Федеральном киноархиве в 90-х годах были обнаружены 285 рулонов киноплёнки, свидетелей ранних дней телевидения Германии. Этот материал принадлежал бывшей государственной телекомпании Рейха и после войны попал в киноархив Восточной Германии. Там он лежал не использованным много лет. Теперь работники федерального архива имеют возможность просматривать эти материалы, сохранять на другие носители.
Только через два года удалось получить изображение лучшего качества. Для решения проблемы продюсеры обратились к предварительной записи на плёнку. Первой развлекательной передачей немецкого телевидения стала программа «Сад на крыше», которую снимали в помещении студии радиовещания. 19 июня 1935 года состоялась премьера фильма на телевидении. Само шоу представляло сцены в виде водевиля, в котором играли актёры радиостудии.
Для работы на телевидении были отобраны верные партийцы, технический персонал почтового управления и несколько журналистов. Телевещание велось на несколько телезалов в Берлине.
Не было тогда ещё и такой профессии как телерепортёр, эта профессия только складывалась. Одним из первых был Фриц Янеке.
Министр пропаганды Геббельс предрекал новому средству массовой информации большое будущее. Однако репортажи с партийных съездов, маршевая музыка и интервью с портайгеноссе не пользовались у населения таким успехом как освещение событий олимпиады. Тем временем качество изображения значительно улучшилось благодаря техническому усовершенствованию камер и трансляций.
На съёмке телепрограммы
В 1938 году студия германского радио и телевидения переехала в новое помещение, в распоряжение продюсеров было предоставлено 5 павильонов. Можно приглашать больше гостей, устраивать театральные представления и пр. Помещение было круглым, все его части были отведены под определённые программы. Сейчас это трудно представить, но камера (сначала она была всего одна, потом две, и три) находилась в центре круга и перемещалась в разные сектора для различных шоу. С точки зрения технического развития телевидение дошло до уровня, когда операторы и Государственное почтовое управление радио и телевещания были готовы сделать решающий шаг по превращению телевидения в настоящее средство массового вещания. Телевидение должно стать доступным для самого широкого круга потребителей. 10000 телевизоров для домашнего пользования должны были поступить на рынок к рождеству 1939 года.
Военный период ознаменовался активной борьбой в международном эфире между радиослужбами государств-союзников по антигитлеровской коалиции и иновещанием стран оси «Берлин-Рим-Токио». Во время войны внешнее радиовещание широко использовалось противоборствующими сторонами для ведения подрывной пропаганды и психологических операций. В этот период получили развитие многообразные методы и приемы пропагандистского и психологического воздействия радиовещания на зарубежные аудитории и войска противника.
Германия уже в начале войны располагала мощным аппаратом иновещания, активно использовала возможности радио для проведения информационно-психологических операций против стран антинацистской коалиции. К лету 1940 г. германские передачи велись уже более чем на 30 языках. Один из руководителей нацистского иновещания сравнивал немецкие коротковолновые станции с дальнобойными орудиями, стреляющими через все границы. Чтобы пресечь влияние зарубежного иновещания на германское население, нацисты с 1 сентября 1939 г. запретили прослушивание иностранных радиопередач на территории Германии, была введена смертная казнь за распространение почерпнутых из них сведений.
Персонал Берлинской телестудии опасался, что трансляции прекратят в связи с войной. Телевидение не снимало военных репортажей, использовали официальные фронтовые киносборники. Целью телевещания стало поддержка морального духа населения и развлечение солдат, создание иллюзорной картины мира. Для масштабных представлений берлинская студия была слишком маленькой. И телевизионщики переехали в амфитеатр, расположенный рядом с олимпийским стадионом. Ещё в 1936 году для трансляции олимпийских состязаний здесь по всему зданию были проведены кабели. И теперь операторам оставалось только установить камеры. Амфитеатр насчитывал 2000 сидячих мест. «Мы принесём вам радость, и вы будете смеяться» – вот главная идея телевидения в этот период. Из лазаретов привозили раненых, рассаживали и размещали, где это было возможно. Всего было дано около сотни представлений.
Солдаты стали последними зрителями на крупномасштабных шоу германского телевидения. 500 кинозалов на территории 3 рейха поступили в распоряжение армии. Только в Берлине 11 военных госпиталей были подключены к вещанию. Идея телевещания для солдат была реализована и во Франции. Парижская студия вела трансляции с Эйфелевой башни, и стала самым большим телевизионным центром своего времени. Командование было довольно. Для шатающихся без дела солдат появилось развлечение. Но основной контингент составляли раненные, врачи им рекомендовали отвлечься от войны.
Осенью 1944 года немецкая телерадиовещательная организация прекратила свою работу.
Фрагменты передач «Альманах» 1943 г., «Радость и Воля» 1943 г. «Deutscher Fernsen-Rundfunk»
Michael Kloft «Television under the Swastika» 1999г. TV Spiegel.
Комментарии к этой статье:
Комментарий добавил(а): владимир
Дата: 2012-01-31
поражает контраст умственного прорыва и умственной дремучести людской.
В каком году в германии появился телевизор
07. История телевидения Германии
1. 1884 – немец Пауль Нипков предложил способ развертки изображения с помощью вращающегося диска, имеющего ряд небольших отверстий, расположенных по спирали. Запатентованный в 1884 году диск Нипкова долго не находил практического применения; сам ученый впервые увидел свой прибор в действии лишь в 1923 году на одной из международных выставок радиоаппаратуры, успев к этому времени позабыть о своем изобретении, сделанном еще в студенческие годы.
Так или иначе, для немецких телевизионщиков Нипков стал культовой фигурой, и первый в Германии телецентр назвали именно его именем.
2. 1926 – первые эксперименты немецких ученых с механическим телевидением (30 строк без звука).
1929 – основание ассоциации телевидения ( Фернзе-Ферайн ).
1930 – начало издания Фернзе-Ферайном журнала « Фернзеен » («Телевидение»).
1933 – начало показа Имперским радиообществом экспериментальных программ со стандартом развертки 180 строк. Первые прямые трансляции принимались на большой экран в зале берлинского телецентра.
Нацисты первыми в мире поняли уникальность возможностей телевидения для пропаганды.
1935 – передачи берлинского телецентра становятся регулярными (трижды в неделю: спектакли, музыкальные концерты, скетчи, выступления партийно-государственной номенклатуры; позднее стали выходить специальные передачи для молодежи, регулярные пропагандистские беседы.
(Историки телевидения все же отдают пальму первенства в регулярном вещании Англии, которая начала регулярные передачи по более совершенной системе в ноябре 1936 года (если быть точным, то с ноября 1936 по февраль 1937 в Англии использовались даже два стандарта — в 240 строк Берда и 405 строк « ЭМИ-Маркони »). Даже если не учитывать стандарт развертки, поставив во главу угла регулярность программ, то все равно придется признать лидерство Англии, где регулярные передачи малострочного ТВ шли в 1929-1935 годах.)
1935 – в берлинском музее почт появился первый телесалон на 30 человек с двумя телевизорами, а осенью того же года открылся телетеа тр с пр оектором на 300 человек.
1936 – берлинский телецентр показывает передачи каждый вечер по два часа.
Август 1936 – во время Олимпийских игр в Берлине объем прямых трансляций возрос до 7-8 часов в сутки. В 25 пунктах Берлина работали просмотровые залы. В Гамбург был проложен кабель. Позднее была налажена связь с Лейпцигом, Нюрнбергом, Мюнхеном и Кельном.
Тот факт, что в Германии телевидение оказалось связанным с интересами нацистской пропаганды, не умаляет вклада немецких изобретателей и электротехнических фирм. Это были впечатляющие достижения, хотя качество их передач было ниже английского. Впрочем, и немцы, и англичане в конце концов пришли к технологии, разработанной Зворыкиным.
1937 – четкость изображения подняли до 441 строки. Появилась аппаратура, позволявшая передавать цветное изображение. Были предприняты попытки выпустить телевизор со стандартом развертки 1029 строк, однако он оказался слишком дорог, чтобы найти широкое распространение.
1939 – в продажу поступили телевизоры для массового зрителя с экраном 19,5 на 22,5 см. С началом войны их производство свернули.
Создание общественно-правового вещания
1948 – на съезде инженеров в сфере телевидения решено принять европейский стандарт — 625 строк.
1950 – возобновление телепередач в Гамбурге (3 раза в неделю по 2 часа).
1951 – начало передач в Западном Берлине и ряде других городов.
1950 – в ФРГ было создано межземельное надрегиональное объединение – Рабочее содружество общественно-правовых радиорганизаций (АРД).
1953 – радиокомпании земель согласились ежедневно выпускать общую двухчасовую телепрограмму.
Спустя несколько лет после создания АРД стали раздаваться жалобы на монопольный статус этой организации, появились обвинения и в политической предвзятости. Тогда правительство поставило вопрос о создании второго телеканала. Организацию коммерческой сети сочли преждевременной. Для создания новой телепрограммы, в отличие от АРД не зависимой от земель, пришлось ввести специальную статью в конституцию ФРГ.
1970 – открыта Т ретья программа – культурно-просветительная, сильно децентрализованная, как и первая.
Разрешено 20 минут рекламы в сутки. Но основной источник финансирования – абонентная плата, размеры которой, как и любых других налогов, определяет парламент (сегодня — 300 марок в год). 30% идет ЦДФ, 70% – АРД. Такая доля АРД объясняется тем, что она занимается еще и радиовещанием.
Середина 1980 – из-за конкуренции с кабельно-спутниковым и частным эфирным вещанием правительство форсировало создание спутниковых ответвлений АРД и ЦДФ.
1984 – «Драй сат » как ответ франкоязычному ТВ-5. Результат кооперации ЦДФ, австрийского государственного телевидения ОРФ и швейцарского СРГ с целью развивать и распространять немецкоязычную культуру. (Немецкий считают родным языком почти 100 млн человек, 2% из них смотрят «Драй сат ».)
1986 – создан спутниковый канал « Айнс-плюс » — культурно-просветительное дополнение к первой программе. Как «Драй сат », так и « Айнс-плюс » существуют за счет общей абонентной платы, обходясь без рекламы.
Соперничество систем ПАЛ и СЕКАМ
В Европе Франция и Ф РГ стр емились протолкнуть на мировой телерынок свою систему цветного ТВ.
1967 – во Франции началось вещание по системе СЕКАМ («последовательный цвет и память»), которая была предложена изобретателем Анри де Франсом и развивала идеи Адамяна по последовательной передаче цвета. Французскую систему по политическим мотивам сразу же избрал Советский Союз, где эксперименты с цветным ТВ по самостоятельным программам велись еще с 1954 года.
Пробный показ передач по французской системе в Москве поразил экспертов высоким качеством изображения. Но он проводился в студийных условиях, и позднее оказалось, что система неэффективна при передаче сигнала на большие расстояния. Ее пришлось дополнять западногерманской системой. Тем не менее, систему СЕКАМ приняли около 40 стран — Восточная Европа (кроме Югославии), Греция, многие арабские и африканские страны.
1967 – начало регулярного цветного вещания в Германии.
Соперничество между американской, французской и западногерманской системами цветного ТВ – это борьба за сферы влияния и рынки сбыта. Предложения принять единую систему остались нереализованными. Мир оказался расколотым на три системы вещания, что имело негативные последствия и для международного обмена, и для телезрителей — транскодирование из системы в систему стоит довольно дорого. Лишь спустя два десятилетия, когда началось движение за единую Европу, за «телевидение без границ», удалось сблизить системы ПАЛ и СЕКАМ.
1985 – все европейские телевизоры начинают выпускаться на стандарте ПАЛ/СЕКАМ.
1960-70 – общественное ТВ ФРГ отводило новостям, общественно-политическим и документальным передачам до трети эфирного времени
1986 – начала вещание первая частная кабельно-спутниковая программа «Сат-1». Общественность ФРГ в целом не возражала против частного вещания: программы АРД и ЦДФ были слишком серьезны, дидактичны, в эфире не хватало легких развлекательных передач.
1990 – частный канал РТЛ обгоняет по популярности ЦДФ и АРД. Для вещания на территорию Германии каналу пришлось перенести свою штаб-квартиру из Люксембурга в Кельн и зарегистрироваться в качестве немецкой компании.
1993 – группа немецких и американских компаний начала передачи по частному каналу Н-ТВ. Это информационный канал типа Си-эн-эн для немецкоязычных жителей Европы. Его передачи ведутся из Берлина круглосуточно.
Проведенные в ФРГ исследования показывают, что на новых каналах зрители ищут прежде всего не высокохудожественные, а развлекательные передачи. Возможно, люди подсознательно избегают информационных перегрузок, всего того, что плохо понимают.
Фрагментац ия ау дитории имеет негативную сторону: различные слои общества теперь информируются по-разному, и это исчезновение «социального клея», считают некоторые специалисты, может обернуться непредсказуемыми последствиями.
1992 – вхождение телевидения ГДР в телесистему ФРГ: в несколько раундов были проведены сокращения персонала, журналисты прошли переподготовку, чтобы начать работать в западных традициях. ТВ восточных земель ежегодно получало от правительства 600 млн. марок, теперь этот источник финансирования иссяк, и абонентную плату за пользование радиоприемниками и телевизорами постепенно повысили, чтобы она сравнялась с существующей на западе страны.
1992 – официальное иновещание ФРГ «Немецкая волна» дополнило свои радиопередачи из Кельна ежедневной спутниковой телепрограммой того же названия, которая преследует ту же цель, что и радиовещание на зарубежные страны: «распространять информацию о Германии во всем мире». Этот телеканал стоит в том же ряду, что и « Уорлднет » США, Всемирная телеслужба Би-би-си и «Канал Франс интернасьональ ».
1995 – «Немецкая волна» ведет передачи круглосуточно.
Содержание
1950-е годы
В 1948 году британские оккупационные силы разрешили NWDR разработать планы трансляции телевизионных программ для британской зоны, первые сигналы были отправлены 12 июля 1950 года. Общая фаза испытаний началась 25 сентября 1950 года. Эта первоначальная служба длилась два часа в ночь. (трансляция с 8 до 10 вечера) и включала новости, развлекательные шоу, фильмы и телевизионные спектакли. В 1951 году были добавлены дополнительные программы для женщин и детей во второй половине дня. Ежедневные передачи начались на Рождество 1952 года.
Тем временем ГДР запускала собственное телевидение по советскому образцу. Как и на Западе, 3 июня 1952 года началась фаза тестирования, а 3 марта 1956 года официально началось регулярное программирование.
В 1954 году началось регулярное расписание благодаря сотрудничеству всех членов ARD. В это время были созданы основные телевизионные жанры в центральных сферах развлечений, информации и просвещения, а телевизионные спектакли развились как особая форма искусства СМИ.
Совершенствование технологий и программирования, а также снижение цен привели к постоянному увеличению числа владельцев лицензий, и в октябре 1957 года число лицензий превысило 1 миллион.
Этот успех и новые неиспользуемые частоты побудили канцлера Западной Германии Конрада Аденауэра усилить свое влияние, открыв второй канал под названием Das Freie Deutsche Fernsehen (Свободное немецкое телевидение), который будет финансироваться отраслью с центральной целью представления правительственных мнений. Но земли (штаты) яростно возражали против этой деятельности, и в 1961 году она была окончательно остановлена по решению суда.
Первоначально NWDR получил право на обслуживание в Западном Берлине просто потому, что его главный передатчик находился в британском секторе этого города. Но восстания в Восточной Германии летом 1953 года вызвали необходимость в Западном Берлине иметь свою собственную станцию члена ARD. Соответственно, Sender Freies Berlin (SFB) была создана 1 июня 1954 года независимо от NWDR. Поскольку SFB обслуживала город, находящийся под совместной оккупацией союзников, ей пришлось объединить практики вещания всех трех оккупирующих стран. Таким образом, SFB установила базовый стандарт сети ARD.
Базовая сеть ARD была завершена в 1959 году, когда SR и Радио Бремена открыли свои собственные телевизионные службы.
В 1960-х годах западногерманское телевидение начало действовать. В начале десятилетия некоторые из крупных компаний ARD начали дальнейшую регионализацию, открыв филиалы. NDR открыла отделения в Ганновере (Нижняя Саксония) и Киле (Земля Шлезвиг-Гольштейн); WDR управляет подканалом в районе Вупфонг в Западном Бонне (для Северного Рейна) и еще одним в Дортмунде (для Вестфалии); HR открыла филиал в Касселе; SDR в Мангейме; и BR в Нюрнберге. Эти отделения для отказа от участия расходились от основных станций, чтобы представлять конкретные местные программы для областей филиалов, обычно продолжительностью в час в день.
В 1967 году вице-канцлер Вилли Брандт положил начало эре цветного телевидения в Западной Германии. Также, начиная с 1964 года, несколько сетей-членов ARD начали транслировать третьи телепрограммы, известные в просторечии как Die Dritten ( Третьи сети ). Их было пять, с севера на юг:
Эти каналы были посвящены образовательным и культурным программам, а также местной информации.
В 1969 году Восточная Германия запустила DFF2 и ввела цветовое программирование на обоих каналах. В 1972 году DFF был переименован, отказавшись от притворства общегерманской службы и став Fernsehen der DDR (GDR Television) или DDR-FS. Его два канала стали называться DDR1 и DDR2.
1980-е
1990-е-2000-е годы
«Гитлер-ТВ»: каким было телевидение в Третьем Рейхе (5 фото)
Первый серийный телевизор Loewe. 1931 г. Германия.
Базировавшийся в Берлине телеканал Deutscher Fernseh-Rundfunk (DFR) в 1934 году стал передавать заранее записанные программы. А в 1936 году он провёл первую прямую трансляцию, показав в режиме реального времени события Берлинской Олимпиады.
Телеоператоры на Олимпиаде. 1936
Для этого использовалась уникальная телекамера Olympia-Kanone, выпущенная компанией Telefunken. В отличие от других ранних камер, она была пригодна для работы не только в студни, но и на стадионе.
Картинка с Олимпиады транслировалась на три десятка приёмников, установленных в бесплатных «телевизионных залах» на почте в Берлине, Потсдаме и Лейпциге. С их помощью соревнования смогли увидеть и услышать 150 тысяч человек. Примечательно, что чем дальше от механической телеустановки сидели зрители, тем лучше они могли различать изображение – настолько низкое разрешение имели передаваемые кадры.
Телевизор «Telefunken FE-III». Германия,1934 год
Телевидение под пятой Геббельса
В системе нацистской пропаганды положение нового СМИ было противоречивым.
В 1935 году ведущий сотрудник геббельсовского Министерства пропаганды Ойген Хадамовски заявил, что телевидение призвано «увековечить образ фюрера в сердце каждого немца».
Как писал впоследствии изобретатель электронной телевизионной трубки Владимир Зворыкин, «немецкое правительство больше других интересовалось развитием телевидения». Встречи с русским инженером искали высокопоставленные чиновники из гитлеровского окружения, однако Зворыкин им отказал. Возможно, с помощью изобретенной им технологии нацисты искали возможность удешевить телеприёмники, которые поначалу стояли лишь в нескольких сотнях домохозяйств в столице Рейха, включая верхушку партии. К 1943 году планировалось сделать «народный телевизор FE1» частью жизни каждой немецкой семьи, однако события Второй Мировой войны помешали этому.
В то же время, сам Геббельс телевидение невзлюбил – его шокировало собственное изображение, поскольку телеэкраны преувеличили физические недостатки низкорослого и хромоногого функционера НСДАП.
По техническим причинам передачи DFR записывались только на киноплёнку. Благодаря этому мы очень хорошо представляем, что видели на экранах немецкие зрители предвоенной и военной эпохи.
Каждый эфир начинался с приветствия «Хайль Гитлер». Много места занимала политическая хроника. Однако она сильно отличалась от той, которую показывали в кинотеатрах, поскольку кадры передавались практически без обработки. Операторы снимали Гитлера в «живой» обстановке, показывая, например, как он садится в автомобиль. Было немало передач ура-патриотической тематики. В прямом эфире показывались новости и репортажи с мероприятий. Была реклама, в том числе и социальная. Например, в одной из программ улыбающаяся белокурая девушка, сияя, рассказывала о национал-социалистической организации «Сила через радость», которая занималась организацией досуга простых рабочих, турпоездками и культурными мероприятиями.
Однако, как пишет исследователь Елена Кормилицына, работавшие в телевизионной студии бывшие почтальоны и вчерашние радиокомментаторы не всегда успешно справлялись с «серьёзными темами».
С годами содержание телеэфира сместилось в сторону развлекательных жанров. Особенно много песен, танцев и отрывков из кинофильмов стало, когда ситуация на Восточном фронте ухудшилась. Как ни странно, это не вызывало раздражения. Подобная сетка как нельзя лучше подходила, например, для раненых солдат, смотревших телевизор в госпиталях. Именно этих зрителей можно называть первыми настоящими поклонниками немецкого телевидения в XX веке.
Deutscher Fernseh-Rundfunk прекратил вещание в 1943-м или, по другим данным, в 1944-м году, когда бомбы союзников разрушили Берлинский телецентр.
85 лет назад Геринг возглавил немецкое телевидение
Операторы первого немецкого телевизионного канала Paul Nipkow во время съемки на Олимпийском стадионе в Берлине, 1936 год
Scherl/Global Look Press
Весной 1935 года берлинская телевизионная станция первой в мире начала регулярное телевещание. Она получила название в честь отмечавшего в том же году 75-летие ученого Пауля Нипкова, который в конце XIX века изобрел механическое устройство для сканирования изображений, являвшееся неотъемлемой частью многих систем механического телевидения вплоть до 1930-х. Это устройство назвали диском Нипкова. А электронное вещание появилось благодаря другому немецкому ученому – физику Манфреду фон Арденне. На Берлинской радиовыставке в 1930 году он представил первый в мире телевизор на основе катодно-лучевой трубки.
На первых порах вещание было более чем скромным: охвата сигнала радиобашни хватало даже не на все берлинские районы, а сами черно-белые телевизоры размерами 18 на 22 см стоили около трех тысяч рейхсмарок – непозволительная роскошь по тем временам. Личные телевизоры были доступны лишь избранным: в 1935-м в стране насчитывалось около 500 «ящиков».
Но в Берлине стали открываться специальные телевизионные клубы, где устраивали бесплатные просмотры для всех желающих.
В нескольких залах, открытых при почтовых отделениях, на стене обязательно имелось объявление для публики: «Пожалуйста, наблюдайте изображение с максимально большого расстояния!» В противном случае не всегда представлялось возможным различить, что происходит на экране. Так, например, футбольный матч выглядел мельтешением белых пятен на очень темном фоне. Но и правильная рассадка не гарантировала, что передачу получится досмотреть до конца, поскольку два телевизора, установленные на специальных подставках, то и дело «теряли» изображение. Функции технического персонала исполняли простые почтовые служащие.
Поначалу пионерам германского ТВ остро не хватало профессиональных навыков. Поэтому стиль телерепортажей раннего периода был весьма специфичен. Эпизоды получались длинными, при этом почти отсутствовал монтаж. Берлинская студия выходила в эфир три раза в неделю. Репортеры и артисты работали в маленькой комнатке площадью в 2 м², не пропускавшей свет и звук. В телевизионную «рамку» попадали только голова и плечи, так что большое значение приобретала прическа.
Лишь время спустя удалось получить изображение лучшего качества. Для решения проблемы продюсеры обратились к предварительной записи на пленку.
«Датой рождения телевидения в Германии можно назвать день 22 мая 1935 года. Именно тогда Ойген Хадамовски, возглавлявший на ту пору отдел радиовещания, произнес высокопарную речь о том, что Германия стоит на пороге новой эры, эры телевидения: «В этот час вещательная индустрия призвана осуществить величайшее и священное задание – увековечить образ фюрера в сердце каждого немца, чтобы он остался там навсегда!» Однако обещанная эра телевидения наступит еще не скоро. Слишком трудоемким и дорогостоящим был сам процесс съемки, слишком больших сил требовало развитие соответствующей техники и обучение персонала. Сказалась еще и дороговизна самих приемников. Если радиоприемник «морда Геббельса» имелся в каждой семье, то телевидение долго еще оставалось изобретением малодоступным и технически несовершенным», — отмечается в книге Елены Кормилицыной «Йозеф Геббельс. Особенности нацистского пиара».
Первой развлекательной передачей немецкого телевидения стала программа «Сад на крыше», снятая в помещении студии радиовещания.
19 июня 1935 года состоялась премьера фильма на телевидении. Само шоу представляло собой сцены в виде водевиля, в котором играли актеры радиостудии.
Очень быстро преимущества ТВ как рупора пропаганды поняли нацисты. Летом в борьбу за влияние в новой отрасли неожиданно включился главнокомандующий люфтваффе, президент Рейхстага, премьер-министр Пруссии, шеф гестапо Герман Геринг. По мнению ряда исследователей, это понадобилось второму человеку в нацистской партии только для того, чтобы отодвинуть Йозефа Геббельса, уже активно интересовавшегося телевидением. Между ними развернулось соперничество за право вручить Адольфу Гитлеру новое эффективное средство пропаганды. Как заявлял Геринг, ТВ жизненно важно для ПВО.
В марте 1935 года Берлин посетил Владимир Зворыкин – русский эмигрант времен Гражданской войны, создавший телевидение в США. Вероятно, он сумел заинтересовать немцев телевидением и убедить их в его исключительной полезности и больших перспективах. Как уточняется в книге Альберта Абрамсона «Зворыкин, пионер телевидения», 12 июля 1935 года Гитлер назначил Геринга ответственным за развитие и вещание ТВ в нацистской Германии. Согласно так называемому первому телевизионному указу, подписанному фюрером в тот день, Геринг становился главным и единственным теленачальником. У занимавшейся телевидением на заре его становления рейхспочты оставался совещательный голос. Министерство пропаганды в документе не упоминалось вообще.
Однако указ действовал недолго: к 6 августа Геббельс добился его отмены. В те же дни на Берлинской радиовыставке случился пожар, и передатчик рейхспочты сгорел.
Новый был построен только к 23 декабря – то есть на несколько месяцев вещание прекратилось.
В источниках также можно встретить утверждение о том, что Геринг был назначен официальным куратором немецкого телевидения 8 августа 1935 года. Возможно, ему было поручено восстановить работу ТВ после инцидента. При этом известно, что в тот день Геринг участвовал в памятных мероприятиях в честь умершего тремя месяцами ранее польского лидера Юзефа Пилсудского и произнес речь, восхвалявшую покойного.
Достоверно можно сказать, что 11 декабря 1935 года был издан второй телевизионный указ Гитлера. Геринг снова был назван главным по телевидению, но его полномочия, по сравнению с первым периодом, значительно сократились. Формально без его дозволения нельзя было снимать и показывать телепрограммы, писать и говорить о телевидении. Но Геринга это не устраивало, и он постепенно потерял интерес к ТВ. Почта по-прежнему отвечала за техническую сторону, а Геббельсу отводилось «творчество» — иными словами, наполнение эфира.
Уже 15 января 1936 года было открыто регулярное телевещание, функции надзора перешли непосредственно к Адольфу Гитлеру. Первые эфиры не баловали разнообразием: это были новостные сюжеты общей продолжительностью 10 минут, записи выступлений вождей НСДАП, прямые эфиры с танцами или хоровым пением, отрывки из фильмов, записи спектаклей. Именно в Германии сложилась практика отдавать дневное вещание под ток-шоу и сериалы, рассчитанные на невзыскательную публику, включая домохозяек.
В рамках телепрограмм проводилось общеобязательное «расовое воспитание» населения. Так, телерепортер Фриц Янике, бравший интервью у самых разных людей, не преминул заехать к ученому-расологу, который прямо в кадре измерил череп у маленькой девочки. Индустрия телевидения быстро развивалась. В создании программ участвовали лучшие сценаристы, режиссеры, актеры Третьего рейха. Некоторые передачи готовились специально для Гитлера.
Кроме новостей и пропагандистских программ планировалась трансляция про идеальную арийскую семью «Вечер у Ганса и Гелли».
А Генрих Гиммлер предлагал включить в эфир показы казней врагов Третьего рейха.
Настоящим прорывом в развитии как немецкого, так и мирового телевидения стала летняя Олимпиада в Берлине 1936 года. Телевизионщики обеспечили трансляции с минимальной задержкой по времени. За соревнованиями следили более 150 тыс. зрителей в ТВ-клубах. Это было первое шоу такого уровня и масштаба в мировой истории. Для сравнения, в СССР первые прямые трансляции начались с Шуховской телебашни в 1939 году.
Постепенно к телевидению охладел не только Геринг, но и Геббельс, которому больше нравилось радио.
«Когда Геббельс первый раз увидел себя по телевизору, он испытал настоящий шок. Все его физические особенности предстали на телеэкране в гипертрофированном виде. Геббельс не мог скрыть своей досады и разочарования. Невольно напрашивается сравнение с радио, где он буквально зачаровывал слушателей своей грамотной, язвительной речью и голосовыми модуляциями. Можно назвать это совпадением, но именно радио получило приоритетное развитие в Третьем рейхе, а телевидению была отведена весьма второстепенная роль», — резюмирует Кормилицына.
24 августа 1939 года, перед вторжением в Польшу, телеэкраны в Германии снова погасли на некоторое время, а с октября вещание было полностью сосредоточено в руках командования вермахта.
После начала Второй мировой войны целью телевещания стала поддержка морального духа населения и развлечение солдат, создание иллюзорной картины мира. ТВ не снимало военных репортажей, используя официальные фронтовые киносборники.
К лету 1940 года германские передачи велись уже более чем на 30 языках. Один из руководителей нацистского иновещания сравнивал немецкие коротковолновые станции с дальнобойными орудиями, стреляющими через все границы.
Телевизоры устанавливались в госпиталях: с их помощью врачи рекомендовали раненым военным отвлечься от ужасов войны. Идея телевещания для солдат была реализована и в оккупированной Франции. Так, парижская студия вела трансляции с Эйфелевой башни, став самым большим телевизионным центром своего времени. 23 ноября 1943 года союзники полностью разбомбили передатчик вермахта в Берлине – вещание нацистского ТВ прекратилось.