в каком году узбекистан стал республикой
УЗБЕКИСТАН. ИСТОРИЯ
Полезное
Смотреть что такое «УЗБЕКИСТАН. ИСТОРИЯ» в других словарях:
История Узбекистана — История Узбекистана … Википедия
УЗБЕКИСТАН — Республика Узбекистан, государство в Центральной Азии. Граничит с Казахстаном на севере и северо востоке, с Туркменистаном на юго западе, Афганистаном на юге, Таджикистаном на юго востоке и Киргизией на северо востоке. С 1924 и до момента… … Энциклопедия Кольера
Узбекистан на зимних Азиатских играх 2011 — Узбекистан на Азиатских играх Код МОК: UZB … Википедия
Узбекистан — Республика Узбекистан, гос во в Средней Азии. Название Узбекистан страна (земля) узбеков употребляется с начала 1920 х гг.; образовано этнонимом узбеки и топонимическим формантом стан, с помощью которого образуются названия стран и местностей… … Географическая энциклопедия
История (наука) — История (греч. Ιστορία, «исследование») сфера гуманитарного знания, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и т. д.) в прошлом, знание о котором прежде всего черпается из… … Википедия
История Азербайджана — История Азербайджана … Википедия
История Египта — Доисторический Египет Древний Египет* Персидский период* Эллинистический период* Римский период* Византийский период* Египет в составе Арабского халифата Египет от распада Халифата до Османской империи Турецкий период Египет в составе Османской… … Википедия
История Вьетнама — История Вьетнама … Википедия
История почты Азербайджана — Азербайджан азерб. Azərbaycan … Википедия
История Южной Кореи — История Кореи Кочосон, Чингук Ранние королевства: Пуё, Окчо, Тонъе Самхан Конфедерация Кая Три королевства: Когурё Пэкче Силла Объединённое Силла, Пархэ Поздние три королевства Корё: Киданьские войны … Википедия
Провозглашение независимости Республики Узбекистан 31 августа 1991 г.
31 августа 1991 года в Ташкенте состоялась внеочередная 7 сессия Верховного Совета (ВС) Узбекской ССР, на которой была провозглашена государственная независимость Узбекистана.
В этот день было принято заявление Верховного Совета о государственной независимости республики и соответствующим постановлением 1 сентября утверждался Днем независимости. В тот же день был принят закон «Об основах государственной независимости Республики Узбекистан».
В соответствии с текстом закона, Республика Узбекистан обладает всей полнотой государственной власти, самостоятельно определяет свое национально‑государственное и административно‑территориальное устройство, систему органов власти и управления. В республике верховенством обладают Конституция Республики Узбекистан и ее законы.
Республика Узбекистан признавала территориальную целостность и суверенитет Республики Каракалпакстан в составе Республики Узбекистан. За Каракалпакстаном сохранялось право свободного выхода из состава республики в соответствии с законодательством.
Предшествовавшее решению об объявлении независимости республики введение на территории СССР режима чрезвычайного положения в Узбекистане встретили по разному. 19 августа Узбекская демократическая партия «Эрг» («Воля») расценила отстранение от власти президента СССР Михаила Горбачева и образование Государственного комитета по чрезвычайному положению как антиконституционную акцию. «Эрг» заявила о намерении сотрудничать со всеми демократическими силами, выступающими против посягательств на государственный суверенитет Узбекистана и законные интересы республики.
В то же время в заявлении правительства Узбекистана ситуация в стране была расценена как «исключительно противоречивая». В такой ситуации, говорилось в документе, следует сохранять и укреплять общественно‑политическую стабильность.
28 августа 1991 года председатель ВС Узбекистана Ислам Каримов выразил несогласие с московским решением о приостановлении деятельности КПСС и заявил об отделении от нее Коммунистической партии Узбекистана (КПУ).
На состоявшемся в Ташкенте объединенном пленуме Центрального комитета (ЦК) и Центральной контрольной комиссии (ЦКК) Компартии Узбекистана было принято решение прекратить всякие связи с ЦК КПСС и выйти из всех структур КПСС. На пленуме было заявлено, что Компартия Узбекистана, ее руководящие органы полностью отмежевываются от всех злодеяний, извращений, преступных действий бывших руководителей ЦК КПСС, Политбюро и Секретариата ЦК.
Компартия республики должна стать независимой политической организацией, способной взять на себя ответственность за судьбу ее членов, будущее республики и народа.
14 сентября на съезде КПУ было объявлено о ее самороспуске и был образован организационный комитет по созданию Народно‑демократической партии Узбекистана (НДПУ).
Материал подготовлен на основе информации открытых источников
«Назад пути нет»: как Узбекистан из колониальной республики превратился в крупную независимую державу?
На заре 90-ых в Советском Союзе начался так называемый «парад суверенитетов». На фоне политического и экономического кризиса, охватившего страну, входившие в ее состав республики одна за другой стали объявлять о своей независимости. Первой от СССР отделилась Литва, вслед за ней суверенитет обрели Грузия, Молдова, Украина, Беларусь, Казахстан и другие республики. 31 августа 1991 года настала очередь Узбекистана: в этот день 30 лет назад национальный лидер Ислам Каримов провозгласил независимость страны. Ровно через месяц Узбекская ССР официально перестала существовать и была переименована в Республику Узбекистан.
Зимой 1991 года, после того как Советский Союз распался, в Узбекистане прошел всенародный референдум, где жителей спрашивали, как они относятся к независимости. 98,3% участников проголосовали за суверенитет.
День Независимости в Узбекистане отмечают 1 сентября. Вот уже много лет этот праздник является одним из самых важных в стране, в этот день всегда проходят пышные торжества, концерты, праздничные шествия и другие мероприятия. Сегодня за этой датой стоит 30-летняя история страны, которая пережила многое – и трудные времена, и периоды роста и процветания. Как Узбекистан отстаивал свое право на независимость и что происходило в стране после отделения от СССР – читайте далее.
Узбекистан под властью Советов: массовый ликбез и депортации
Сенцов Александр/ТАСС
Когда в декабре 1992 года Верховный Совет Узбекистана принимал Конституцию республики, президент Ислам Каримов произнес такие слова: «Мы решили быть независимыми. Впереди много трудностей, испытаний, беспощадной борьбы. Но назад пути нет. Мы никогда не отступим от избранного нами пути. Мы должны победить. А для этого надо сплотиться всем – от мала до велика – гражданам свободной Республики Узбекистан». Его слова оказались пророческими: страну ожидало множество потрясений. Но историческое прошлое узбекского народа помогло ему выстоять перед грядущими трудностями.
К тому времени, когда Российская империя рухнула и на ее месте возникло социалистическое государство под названием СССР, бóльшая часть узбеков проживала на территории Туркестана. Там же бок о бок с ними жили таджики, русские, казахи, киргизы, евреи, туркмены, арабы и многие другие народы. Как отмечал в своих заметках военный географ и путешественник Михаил Венюков, «узбеки, какой бы род жизни они не вели, все считают себя одним народом, но подразделяются на множество родов».
С приходом советской власти административно-территориальное устройство страны стало стремительно меняться. В 1924 году начался процесс национального размежевания, в результате которого были образованы различного рода автономии: союзные республики, автономные ССР, автономные области и округа.
Как правило, такое деление сопровождалось принудительной депортацией людей с территорий, на которых они проживали годами. Кроме того, формировалась своеобразная иерархия народов: одни утрачивали былые привилегии, другие, напротив, приобретали. Некоторые народы подверглись разделению, а какие-то, наоборот, сливались друг с другом, хотя для этого не было достаточных оснований. К примеру, адыгов поделили на адыгейцев, кабардинцев и черкесов, а сартов (часть оседлого населения Средней Азии) отнесли к узбекам.
27 октября 1924 года была образована Узбекская ССР со столицей в городе Самарканд (с 1930 года – столицей стал Ташкент). Республика была разделена на семь областей: Самаркандскую, Ташкентскую, Ферганскую, Зарафшанскую, Сурхандарьинскую, Кашкадарьинскую и Хорезмскую. На правах автономии в ее состав также вошла Таджикская АССР.
Практически все крестьяне, проживавшие в Узбекской ССР, подверглись раскулачиванию. За один только 1931 год из республики были выселены более 3,5 тысячи семей. На жесткие репрессии население ответило бунтами. Так, с января по март 1930 года в республике было зафиксировано 105 вооруженных восстаний. Все они, впрочем, были подавлены.
Но были у советского правления и хорошие стороны. За то время, что Узбекистан находился в составе СССР, он заметно повысил свои экономические показатели. Регион, который еще недавно считался чуть ли не отсталым, продемонстрировал колоссальный рост промышленности, сельского хозяйства, началась активная разработка полезных ископаемых, повсюду строились тепловые и гидроэлектростанции, обеспечивавшие энергией бо́льшую часть страны, были открыты нефтяные и газовые месторождения. Также в Узбекистане полным ходом шло развитие машиностроения, в том числе совершенно новых для республики отраслей – авиационной, химической, электротехнической, радиоэлектронной и других. И, конечно, Узбекская ССР стала лидером в производстве хлопка, обеспечив им весь Союз.
Кроме того, при советской власти заметно вырос уровень грамотности. В 1929 году узбекская письменность была переведена на латынь, а в 1940-м – на кириллицу. В республике была развернута кампания по ликвидации неграмотности, открыто множество школ, училищ и университетов. Образовательная реформа принесла свои плоды: если в 1897 году, при царской власти, уровень грамотности узбекского населения составлял всего 4%, то к 1977 году образование имели 99% жителей республики.
От «ежовщины» к возрождению национальных ценностей
И все же это был не самый светлый период в жизни Узбекистана. Сталинские репрессии, охватившие страну в конце 20-х и продолжавшиеся вплоть до смерти вождя, коснулись каждого региона. По оценкам историков, в наиболее тяжелые годы так называемой «ежовщины» в Узбекистане было репрессировано более 130 тысяч человек, большинство из них расстреляны.
Подверглись нападкам и представители узбекской интеллигенции. В 1948-1949 годах более 20 крупных деятелей науки, писателей, поэтов и музыкантов были арестованы по обвинению в национализме и отправлены в колонию. Еще больше ситуация обострилась в апреле 1950 года, когда на должность первого секретаря ЦК КП Узбекистана был назначен Амин Ниязов. При нем огромное количество ученых были обвинены в национализме, а также массово запрещены спектакли по произведениям национальных авторов.
После смерти Сталина Ниязов довольно быстро утратил власть, и его место занял Нуритдин Мухитдинов. Он придерживался совсем другого курса. Так, именно Мухитдинов убедил ЦК разрешить уроженцам Кавказа, которых в 40-х годах насильно переселили в Узбекскую ССР, вернуться домой. Благодаря ему сотни балкарцев, карачаевцев, ингушей и чеченцев смогли вновь увидеть родные края. Для оказания помощи переселенцам Мухитдинов учредил специальные комиссии. Также в годы его правления были реабилитированы около 40 тысяч невинно осужденных – жертв сталинского террора. Многие из них, к сожалению, посмертно.
Еще одним светлым периодом, который многие узбекистанцы вспоминают с теплой ностальгией, несомненно, было правление Шарафа Рашидова. Он руководил республикой с 1959 по 1983 год и очень много сделал для ее развития. При нем невероятных успехов достигла авиационная промышленность. Это можно проследить хотя бы на примере Ташкентского механического завода (ныне Ташкентского авиационного производственного объединения имени В.П. Чкалова), который при Рашидове вошел в пятерку крупнейших авиационных предприятий мира. С его конвейера сходило более 60 самолетов в год. Отличные показатели демонстрировал и Ташкентский тракторный завод, выпускавший свыше 21 тысячи тракторов, и «Ташсельмаш», производивший более 10 тысяч хлопкоуборочных комбайнов ежегодно.
Именно Рашидов инициировал строительство ведущих тепловых и гидроэлектростанций в Узбекистане, а также серьезно взялся за добычу золота. В период его руководства страной было освоено месторождение Мурунтау – одно из крупнейших в мире. Добыча золота там началась в 1969 году, и уже тогда в год добывалось до 100 тонн драгоценного металла. Для разработки этого месторождения был вырыт самый большой на планете золотодобывающий карьер – его длина составила 3,5 километра, а глубина – 600 метров.
Вдобавок к технологическому и экономическому прогрессу в стране заметно вырос уровень культуры. Особенно преобразился Ташкент: при Рашидове столицу фактически отстроили заново. В городе появились новые парки, театры, музеи, памятники и прочие культурные объекты. А в 1977 году здесь открылось первое во всей Центральной Азии метро.
«Хлопковое дело», ферганский кризис и развал СССР
Соловьев Андрей/ТАСС
Но все это благополучие, кропотливо создававшееся годами, едва не рухнуло в одночасье. В 1983 году пост генерального секретаря ЦК КПСС занял Юрий Андропов. По его приказу Генпрокуратура начала проводить расследование по так называемому «хлопковому делу». Так называлась целая серия уголовных дел об экономических злоупотреблениях на территории Узбекской СССР.
В результате расследования было выявлено большое количество случаев коррупции среди узбекистанских чиновников. Было возбуждено 800 уголовных дел, более 4 тысяч человек получили тюремные сроки. Материалы каждого дела предавались широкой огласке – таким образом руководство СССР демонстрировало населению активную борьбу с коррупцией.
На деле же «хлопковое дело» было ничем иным, как масштабной и тщательно продуманной акцией Центра, направленной на ослабление местных партийных аппаратов. Доказательством этого служит уже то, что места осужденных узбекских управленцев довольно быстро заняли чиновники, открыто поддерживавшие политику Кремля. Результатом этих назначений стало искоренение многих важных для узбекского народа традиций. Так, жителям запретили отмечать Навруз и совершать поминальные молитвы, были разрушены многие мечети и мусульманские святилища.
Масла в огонь подлил конфликт в Ферганской долине в 1989 году, когда в результате столкновений между узбеками и турками-месхетинцами погибло около сотни человек. В тот период в Узбекистане наблюдался большой отток населения. Кроме того, в годы перестройки страну захлестнула безработица, и в Узбекской ССР она достигла невероятных масштабов: по официальным данным, в 1990 году нетрудоустроенными были 596 тысяч человек.
Но все изменилось, когда руководить республикой стал Ислам Каримов. Новый лидер был более близок к народу и заботился о национальных интересах. Каримов провел важные экономические и культурные реформы, а также, что немаловажно, вернул людям возможность свободно исповедовать свою религию. Также он многое сделал для сохранения национального языка: по указу Каримова узбекский язык был объявлен государственным, а русский – языком межнационального общения.
Через несколько дней после подавления путча ГКЧП, 31 августа 1991 года Узбекская ССР вслед за другими советскими республиками объявила о своей независимости – так появилось суверенное государство под названием Республика Узбекистан. 21 декабря того же года страна вошла в состав Содружества Независимых Государств. А уже через пять дней, 26 декабря 1991 года, Верховный Совет СССР объявил о самороспуске и принял декларацию об упразднении СССР.
29 декабря был проведен референдум, в ходе которого абсолютное большинство узбекистанцев поддержали провозглашение независимости. В тот же день в Узбекистане состоялись первые всенародные выборы президента. Ислам Каримов получил 86% голосов и подтвердил свое звание национального лидера. В годы его правления у Узбекистана появился собственный флаг, герб и Конституция, а вместо советской системы была создана новая административная система с институтом хокимов (так в Узбекистане называют главу местного исполнительного органа власти).
В эпоху независимости: взлеты и достижения
Shutterstock/FOTODOM
Ислам Каримов управлял страной вплоть до 2016 года. Он лично принимал участие в урегулировании конфликта с исламскими радикалами, которые с первых дней независимости Узбекистана вели террористическую деятельность в районе Ферганской долины. Также президент оказал заметное влияние на прекращение гражданской войны в Таджикистане. Бывший посол Китая в Узбекистане так говорил о Каримове: «Я восхищался деятельностью первого Президента Узбекистана, который сплотил народ страны, внес огромный вклад в дело сохранения мира и стабильности в Центральной Азии. Ислам Каримов обладал тонким политическим чутьем, являлся опытным и дальновидным государственным деятелем».
При Каримове в Узбекистане выросло число высших учебных заведений. К примеру, был основан Бухарский государственный медицинский институт – один из крупнейших медицинских вузов страны. А в сентябре 1992 года в системе Министерства иностранных дел Республики Узбекистан был образован Университет мировой экономики и дипломатии (УМЭД), ставший настоящей кузницей кадров узбекской дипломатии.
14 декабря 2016 года покойного Ислама Каримова на посту президента сменил Шавкат Мирзиеев. С самых первых дней правления он начал активно бороться с коррупцией в высших эшелонах власти. Он создал в стране межведомственную комиссию по противодействию коррупции и принял соответствующие законы.
Президент уделял большое внимание образованию: при нем была возвращена 11-летняя система школьного обучения, работникам вузов и НИИ повысили зарплаты, было создано Министерство дошкольного образования. Произошли заметные изменения и в экономике: была отменена монополия на экспорт фруктов и овощей, приняты меры по сокращению разрыва между городом и деревней, предпринимателям упростили условия для ведения бизнеса.
Благодаря многочисленным экономическим, культурным и социальным реформам уровень жизни в Узбекистане значительно вырос. На сегодняшний день по числу жителей Узбекистан занимает третье место среди стран СНГ, уступая лишь России и Украине. Однако, в отличие от последних, здесь фиксируется более высокий уровень рождаемости и положительный прирост населения. Таким образом, бо́льшую часть населения составляют дети и молодежь. Ожидаемая продолжительность жизни составляет около 72,9 лет. Отток населения, особенно активный в первые годы независимости, сейчас сократился: в 2019 году республику покинули всего 13,2 тысячи человек.
Узбекистан занимает четвертое место в мире по золотым запасам, а по уровню добычи – седьмое: каждый год здесь добывают порядка 92 тонн драгоценного металла. Также недра республики богаты медью, ураном и другими полезными ископаемыми. Геологические запасы нефти составляют 5 миллиардов тонн, природного газа – 5 триллиона кубометров.
Основой сельского хозяйства республики, как и в советские годы, является производство хлопка. Однако с обретением независимости аграрный сектор Узбекистана прошел переформатирование, и, помимо хлопчатника, стали активно разрабатываться другие культуры. Так, посевные площади пшеницы выросли с 433,2 тысяч гектар до 1404,1 тысяч гектар, а средняя урожайность увеличилась почти в четыре раза.
Узбекистан является важным экономическим партнером для многих стран ближнего и дальнего зарубежья. По данным второй половины 2019 года, общий внешнеторговый оборот страны составил около 30 миллиардов долларов, из них экспорт – около 12,5 миллиардов, импорт – более 16 миллиардов. Крупнейшими торговыми партнерами Узбекистана являются Китай, Россия, Казахстан, Турция, Южная Корея и Германия.
Таким образом, за годы своей 30-летней независимости Узбекистан превратился в мощную индустриально-аграрную республику, которая идет в ногу со временем, при этом бережно сохраняя вековые традиции своей богатой уникальной культуры.
История Узбекистана. Краткая справка. гл. 1
Глава первая. Из книги: «С любовью к Узбекистану».(записки православного священника). «История Узбекистана»
Для начала дадим краткую историческую справку из истории государственности, культуры, национальных традиций, языка, крупных городах и ведущих религий.
История народов, проживающих на территории современного Узбекистана, насчитывает несколько тысячелетий. Самые первые формы государственных образований появились на этой территории в начале первого тысячелетия до н. э. Так, например, в ассирийских письменных источниках 640 года до н. э. сообщается о саках, кочевавших в левобережье Амударьи. В течение многих веков продолжалась смена господства различных племен и династий в Центральной Азии.
Интересны даты из истории Узбекистана.
В 330 году до н. э. Центральная Азия была завоевана Александром Македонским, и здесь возникло Греко-Бактрийское царство. В 712 году арабам удается установить господство над Мавераннахром и Харезмом. Арабы принесли исламскую религию, тюркский язык и письменность. Лишь в 11-12 веках возникает узбекская народность, а, возможно, даже позже. А до этого мы видим, что с 9 по 13 век территория Узбекистана входила в состав государства саманидов и караханидов, Хорезм. В сентябре 1219 года монголы под предводительством Чингизхана захватили города Ходжент, Самарканд, Бухару. Захватчикам монголам местное население оказывало сопротивление, но оно успеха не принесло. Монгольское засилье продолжалось до 14 века, пока на исторической арене не появился Амир Тимур (Тамерлан). С этой личностью хорошо знакомы жители России, так как с ним связаны многие страницы нашей российской и церковной истории, в частности праздник Владимирской иконы Божией Матери. Об этом рассказ у нас будет чуть позже.
При всех отрицательных чертах личности Амир Тимура его заслуги для Узбекистана неоценимы. Он создал на территории Центральной Азии единое государство, разгромил Золотую Орду, одержал победу над Османским султаном Байазедом. Увезенные в плен из различных стран мастера оставили великолепные образцы зодчества в Самарканде.
После смерти Амир Тимура его империя распалась на самостоятельные государства, где правили его потомки. Из них наиболее известны Мирзо Улугбек-Астроном, ученый и покровитель наук и искусства, а также Захир ад-Дин Мухаммад Бабур — поэт, историк, ученый и основатель империи Великих Моголов в Индии.
Во второй половине 19 столетия территория Центральной Азии начинает тесно контактировать с царской Россией. Здесь надо сразу же отметить, что в современных учебных пособиях по истории Узбекистана, издаваемых после 1991 года, авторы пишут о том, что территория Узбекистана с его жителями стала колонией царской России и что русские завоевали некоторые части Центральной Азии. Даже гостям, приезжающим, например в Самарканд, некоторые современные таксисты или водители автотранспорта рассказывают о подавлении и завоевании Самаркандского ханства, при этом обязательно подчеркнут об ужасах, жестокостях, которые наводили русские воины. Надеюсь, что это лишь пережитки первых лет независимости. Страницы истории как бы невзначай, но искажаются. Рассказывая об одних страницах истории, умалчивают о других, о великой пользе общения с Россией в 19 веке и о благородстве русских военачальников в отношении местных ханов, военнопленных и местного населения.
Как государство Узбекистан возникло в 1924 году в составе Советского Союза и из отсталой в экономическом плане страны превратилось в индустриальное государство с хорошо развитой промышленностью и сельским хозяйством.
1 сентября 1991 года Узбекистан объявил собственный суверенитет и стал независимым государством. Началась новая история этого древнего государства. Чтобы завершить краткий обзор истории этой страны, вернемся вновь к личности Амир Тимура и к тому следу, который остался у нас в Православии.
В Русской Православной Церкви с 14 века несколько раз в году проходит празднование Владимирской иконы Божией Матери. Один из дней посвящен Сретению чудотворной иконы. Это чествование связано с 1395 годом, когда икону впервые принесли в Москву из города Владимира. Это событие напрямую имеет связь с Тамерланом (Амир Тимуром). В 1395 году страшный завоеватель пределов Рязанских взял город Елец, приблизился к берегам Дона и подошел к Москве.
Великий князь Василий Димитриевич, сын Димитрия Донского вышел с войском к Коломне и остановился на берегу Оки. Он молился святителям Московским и преподобному Сергию об избавлении Отечества и написал митрополиту Московскому, святителю Киприану, чтобы наступивший Успенский пост был посвящен усердным молитвам о помиловании и покаянию. Во Владимир, где находилась православная икона, было послано руководство. После литургии и молебна в праздник Успения Божьей Матери духовенство приняло икону и с крестным ходом понесло икону к Москве. Бесчисленное множество народа по обеим сторонам дороги, стоя на коленях, молило: «Матерь Божия, спаси землю Русскую!».
В этот самый час, когда жители Москвы встречали чудотворную икону на Кучковом поле, Тамерлан дремал в своем шатре. Вдруг он увидел во сне великую гору, с вершины которой к нему шли святители с золотыми жезлами, а над ними в лучезарном сиянии явилась Божия Матерь. Она повелела ему оставить пределы России. Проснувшись в трепете, Тамерлан спросил о значении видения. Знающие ответили, что сияющая Жена есть Матерь Божия, великая защитница христиан. Тогда Тамерлан дал приказ полкам идти обратно.
В память этого события построили Сретенский монастырь, а на 26 августа было установлено всероссийское празднование. Эта повествование, по мнению митрополита Московского и Коломенского Макария Булгакова, приписывается современнику тех событий. Оно очень краткое и рассказывает сначала о Тамерлане и его делах, потом о перенесении Владимирской иконы в Москву, о сне, виденном Тамерланом, и удалении его от Москвы, наконец, о благодарности русского народа Богу и Пресвятой Деве и установлении праздника в память этого события. Повесть внесена в летопись. Также, по мнению этого ученого митрополита, повести о чудесном спасении Москвы от Тамерлана образовались в духовной литературе в 14 веке и сразу же удаление страшного воителя приписывали с явлением Владимирской иконы. В чем и последующие поколения православных верующих не могло не сомневаться.
В настоящее время тело Амир Тимура находится в мавзолее в Самарканде. Мавзолей-усыпальница называется – Гур-Эмир. Это один из самых замечательных памятников архитектуры Средней Азии. Мавзолей начали строить в 1403 году. Строительство было продолжено Мирзо Улукбеком, а впоследствии мавзолей превращается в фамильную усыпальницу Тимуридов.
Сделаем краткое отступление для исторической справки этого памятника. Мавзолей был построен для престолонаследника Амир Тимура, его внука Мухаммада Султона. Несостоявшийся герой скоропостижно скончался в возрасте 29 лет. Тело царевича привозят в Самарканд и вначале хоронят в ханаке мечети.
Основой мавзолея служит восьмиконечный корпус с ребристым куполом на высоком барабане, который является гордостью и украшением мавзолея.
В 1405 году здесь был похоронен сам Амир Тимур. В 1409 году младший сын Амир Тимура Шохрух Мирзо привозит останки духовного наставника Тамерлана — Мирсаида Барака из Андхоя в Самарканд и помещает их у изголовья отца. Так Шорух выполнил завещание своего отца. Украшение мавзолея было продолжено в 1424 году Улукбеком. Вход в мавзолей, бывший с южной стороны двора, был переделан. По приказу Улукбека здесь была вставлена деревянная решетка, а с восточной стороны был открыт новый вход и пристроена галерея, ведущая в мавзолей. Интерьер усыпальницы выглядит парадно и пышно: красочные панно с геометрическими звездчатым, стилизованным растительным и эпиграфическим орнаментом. В некоторых местах, состоящих из аятов Корана и покрытых золотом и лазурью, впоследствии здесь нашли свое последнее пристанище Мираншах Мирзо и Шохрук Мирзо и сам Улукбек, который похоронен у ног своего деда в 1449 году.
О том, что личность этого всемирного завоевателя была не просто жестокой, но носила характер мистический, и что именно так его воспринимают многие сегодняшние жители Самарканда, в частности, люди пожилого возраста, говорит тот факт, что начало Великой Отечественной войны 1941-1945 годов связывают с началом археологических раскопок могилы Тамерлана 21 июня 1941 года. Беседуя с людьми старшего поколения, узбеками, приходилось слышать утверждения, что война 1941 года началась из-за вскрытия могилы. В последнее время сняты документальные фильмы, освещающие эту тему. Мы вправе каждый по-своему относиться к этому факту или как случайному совпадению, или как к закономерности.
И еще интересны моменты. При вскрытии могилы Амир Тимура было обнаружено, что скелет завернут в богато расшитую ткань, останки покоились в деревянном гробу, что достаточно странно для традиций исламского мира. Изучение останков подтвердило, что они принадлежат грозному правителю — Амир Тимуру. И в заключение этой темы. Посещая как-то раз усыпальницу Тимуридов, а среди местного населения она известна больше как Гур-Эмир, мы стояли с гостями из России среди молодых студентов высших учебных заведений Самарканда возле карты-схемы всех военных походов этого завоевателя и смотрели на земли и города, захваченные им. Видим путь до Москвы и обратный отход, город не взят Тимуром. Спрашиваем у студентов, почему этот грозный правитель не взял Москвы, а отошел от нее? Студенты отвечают, что не знают причины такого поспешного отхода. Гостям из России причина была известна, она описана нами выше и связана с явлением Божией Матери. Конечно, это было чудо, имеющее под собой исторический факт. Очень жаль, что современной молодежи Узбекистана не освещают такие факты и события, явно связанные с их национальным героем, а именно так сегодня в современном Узбекистане преподносят этого завоевателя. Дай Бог нам, православным, не забывать страницы истории и ее стороны, где явно проявлялось чудное попечение нашего Господа, Божией Матери и святых.
Хочется сказать несколько слов о культуре этой страны.
Культура Узбекистана яркая и самобытная, как и вообще национальная культура в Средней Азии. Она формировалась в течение тысячелетий и вобрала в себя традиции, обычаи народов, в разное время населявших территорию этого государства. Свой вклад внесли древние иранцы, греки, кочевые тюркские племена, арабы, китайцы, славянские народы. Традиции многонационального Узбекистана нашли свое отражение в музыке, танцах, живописи, прикладных искусствах, языке, кухне и одежде. Жители этой страны, особенно население сельских районов, чтят традиции, корнями, уходящие глубоко в историю этого края.
Особое влияние на культуру оказал Великий Шелковый путь. Будучи торговым маршрутом, он шел из земель Китая в двух направлениях: первое — в Фергану и казахские степи; а второе — в Бактрию, а оттуда — в Парфию, Индию и на Ближний Восток вплоть до Средиземного моря. Шелковый путь способствовал передаче не только товаров, но и технологий, языков, идей в первую очередь религиозных. Так распространялся буддизм на территории всей Средней Азии, где вдоль древнего маршрута сохранились памятники буддийской культуры: Андижана-Тепа в Таджикистане, буддийский храм в Куве в Ферганской долине, Фаяз-Тепе близ Термеза в Узбекистане и другие памятники.
Приезжающие в эту страну гости даже в городской местности могут стать свидетелями свадебных или иных праздничных мероприятий и видеть, как местные жители любят свою национальную музыку и танцы. Музыка и музыкальные инструменты путешествовали вместе с бродячими музыкантами, шедшими с караванами, — так было в старину. Кроме этого, знания по изготовлению бумаги, чеканке железных и ювелирных изделий из драгоценных металлов также кочевали из одной страны в другу. И в настоящее время в стране бурно развиваются народные ремесла.