в каком году тургенев написал записки охотника

Записки охотника

1852 (отдельное издание)

Запи́ски охо́тника — цикл рассказов Ивана Сергеевича Тургенева, печатавшихся в 1847—1851 году в журнале «Современник» и выпущенных отдельным изданием в 1852 году. Три рассказа написаны и присоединены автором к сборнику значительно позже.

Содержание

Список рассказов

Окончательный свой состав сборник получил только в издании 1874 года: автор включил в него три новых рассказа, написанных на основе ранних замыслов, в своё время оставшихся нереализованными.

Ниже после названия рассказа указывается в скобках первая публикация.

Издание «Записок охотника» в Советском Союзе

В эпоху СССР широко распространены были «детские» издания сборника, куда включались только избранные рассказы (менее половины канонического состава). Текстологический их анализ никогда не проводился. В полном своём составе «Записки охотника» печатались только в собраниях сочинений Тургенева (издававшихся, впрочем, колоссальными тиражами).

Наиболее исправными с точки зрения текстологии являются два советских академических издания «Записок охотника»:

Примечания

Экранизации

Ссылки

Андрей Колосов • Три портрета • Бретёр • Петушков • Дневник лишнего человека • Два приятеля • Затишье • Записки охотника (цикл) • Муму • Постоялый двор • Яков Пасынков • Переписка • Фауст • Ася • Призраки • Довольно • Вешние воды • Степной король Лир • Первая любовь

Безденежье • Где тонко, там и рвётся • Нахлебник • Завтрак у предводителя • Холостяк • Месяц в деревне • Провинциалка

Стихотворения в прозе • Литературные и житейские воспоминания

Евгений Базаров • Павел Петрович Кирсанов • Николай Петрович Кирсанов • Дмитрий Николаевич Рудин • Елена Николаевна Стахова • Фёдор Иванович Лаврецкий

Записки ружейного охотника Оренбургской губернии (Аксакова) — начаты в 1850 г.; первое издание появилось в 1852 г. (Москва). Об этой многочитаемой и многолюбимой книге И. С. Тургенев писал в Современнике : всякий, кто только любит природу во всем ее разнообразии, во всей ее красоте и силе, всякий, кому… … Словарь литературных типов

ЗАПИСКА — Записки охотника. Жарг. шк. Шутл. 1. Тетрадь школьника. ВМН 2003, 52. 2. Дневник. /em> По названию сборника рассказов И. С. Тургенева. Максимов, 148. Записки сумасшедшего. 1. Жарг. шк. Шутл. Тетрадь школьника. ВМН 2003, 52. 2. Жарг. шк. Шутл.… … Большой словарь русских поговорок

Тургенев, Иван Сергеевич — знаменитый писатель. Род. 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Т. и та среда, из которой он непосредственно вышел. Отец его Сергей Николаевич, отставной полковник кирасир, был… … Большая биографическая энциклопедия

Тургенев Иван Сергеевич — Тургенев (Иван Сергеевич) знаменитый писатель. Родился 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Тургенева и та среда, из которой он непосредственно вышел. Отец его Сергей Николаевич,… … Биографический словарь

Тургенев Иван Сергеевич — знаменитый писатель. Род. 28 октября 1818 г. в Орле. Трудно представить себе большую противоположность, чем общий духовный облик Т. и та среда, из которой он непосредственно вышел. Отец его Сергей Николаевич, отставной полковник кирасир, был… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Россия. Русский язык и Русская литература: История русской литературы — История русской литературы для удобства обозрения основных явлений ее развития может быть разделена на три периода: I от первых памятников до татарского ига; II до конца XVII века; III до нашего времени. В действительности эти периоды резко не… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Источник

Сборник рассказов «Записки охотника» Ивана Тургенева — новая страница русской литературы

Рассказы сборника «Записки охотника» Тургенева были написаны в период с 1847 по 1851 гг. и печатались по очереди в журнале «Современник». Единым сборником «Записки охотника» вышли в 1852 году.

Исторический контекст

Середина XIX века – время назревания в российском обществе значительных перемен. И одновременно время реакции властей на эти приближающиеся перемены, судорожные попытки цензуры запретить и спрятать от людских глаз и умов любые намеки на удручающее положение вещей в России.

Крепостное право, как социальное явление, разделило российское общество того времени на два лагеря: одни считали его обыденным и естественным явлением, другие же не могли мириться с тем, что человек угнетает человека. И особенно удивительным было то, что за судьбу крепостных вступались люди состоятельные, имевшие дворянское звание, во владении которых была не одна сотня крестьян. Иван Тургенев был одним из таких людей.

в каком году тургенев написал записки охотника. Смотреть фото в каком году тургенев написал записки охотника. Смотреть картинку в каком году тургенев написал записки охотника. Картинка про в каком году тургенев написал записки охотника. Фото в каком году тургенев написал записки охотника«Яков Турок поёт». Иллюстрация Б. М. Кустодиева к рассказу «Певцы»

Взгляды Тургенева

Иван Сергеевич родился и провел ранние годы жизни в родовом имении Спасское-Лутовино в Орловской губернии. Во владении его матери Варвары Петровны было более 5000 душ крепостных крестьян, и Иван с самого детства был тесно связан с жизнью простого народа. Он много общался с дворовыми людьми, многих из них полюбил всей душой и видел немало сложных и даже откровенно поломанных судеб среди крестьян. Кроме того, его матушка Варвара Петровна отличалась властным характером и самоуправством, и Иван Сергеевич не раз мог наблюдать, что ей просто нравилось «вершить судьбы» крестьян: наказывать и миловать, по своему хотению выдавать замуж и женить, переселять на другое место жительства, не говоря уж о насмешках и словесных издевательствах.

Все это вызывало отвращение и протест Тургенева, который выдел, что крепостные – такие люди, как и их хозяева, а зачастую даже более добрые, умные и чуткие. Писатель понимал, что не может в одночасье изменить существующее положение вещей, но и молчать не мог. Именно поэтому он писал свои произведения в надежде, что сможет достучаться до людских сердец и умов и открыть глаза на противоестественность крепостного права.

История создания сборника «Записки охотника»

Лето и начало осени 1846 года Иван Тургенев, которому тогда было 29 лет, провел в имении своей матери Спасское-Лутовиново. Он почти не брался за перо в эти дни, зато много охотился. С ранней юности Иван Сергеевич пристрастился к охоте и старался каждый год уделить любимому занятию время. В тот год его постоянным спутником на охоте был егерь Афанасий Алифанов. Тургенев объезжал большие расстояния во время охоты, часто ночевал в близлежащих деревнях и лесных сторожках, и во время этих отлучек много общался с местными жителями. Лето и осень 1846 года оказались богатыми на знакомства: в течение последующих пяти лет автор напишет 25 рассказов на основе впечатлений этого времени.

В октябре 1846 года Иван Сергеевич вернулся в Петербург и тут узнал, что журнал «Современник» возглавили его товарищи по литературному цеху Николай Некрасов и Иван Панаев. Редакция обратилась с просьбой к Тургеневу прислать новые сочинения для наполнения первого номера обновленного журнала.

Тогда и появился рассказ «Хорь и Калиныч», который был опубликован в «Современнике» в январе 1847 года. Рассказ вызвал столь большой резонанс и так полюбился читателям, что эта реакция заставила Ивана Тургенева продолжить поднятую им тему. Летом 1847 года Тургенев в компании своего друга Виссариона Белинского уехал в город Зальцбрунн, где писатель и продолжил сочинять новые рассказы будущего сборника.

в каком году тургенев написал записки охотника. Смотреть фото в каком году тургенев написал записки охотника. Смотреть картинку в каком году тургенев написал записки охотника. Картинка про в каком году тургенев написал записки охотника. Фото в каком году тургенев написал записки охотникаПётр Петрович Соколов. Иллюстрация 1890-х к рассказу «Пётр Петрович Каратаев».

Заголовок

Интересно, что название сборника появилось почти случайно. Когда Иван Панаев готовил первый рассказ «Хорь и Калиныч» к печати, он дал ему подзаголовок «Из записок охотника», чтобы уже в заглавии ввести читателя в курс дела и дать настрой на все произведение. В итоге, когда Тургенев написал остальные рассказы и решил объединить их в единую книгу, он остановился на названии «Записки охотника».

в каком году тургенев написал записки охотника. Смотреть фото в каком году тургенев написал записки охотника. Смотреть картинку в каком году тургенев написал записки охотника. Картинка про в каком году тургенев написал записки охотника. Фото в каком году тургенев написал записки охотникаСобственноручный рисунок Тургенева к рассказу «Гамлет Щигровского уезда»

Цензура

Когда рассказы выходили по отдельности в течение нескольких лет в разных номерах журнала «Современник», особых препятствий со стороны Цензурного комитета они не встречали. Однако, когда в 1852 году рассказы вышли единым сборником, чиновник цензурного ведомства Владимир Львов, которые дал разрешение на его публикацию, лишился должности. А его коллеги получили строжайшее распоряжение впредь читать произведение целиком до печати, так как даже если статьи не кажутся предосудительными в разрозненном состоянии, то собранные воедино могут представать в невыгодном государю свете. Стало очевидно, что основная тема этих рассказов – не только и не столько охотничьи заметки, сколько описание тяжелой жизни крепостных крестьян и просто народа в целом.

Цикл «Записки охотника» — состав сборника

Сборник состоит из 25 рассказов. «Хорь и Калиныч», «Ермолай и Мельничиха», «Малиновая вода», «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов», «Однодворец Овсяников», «Льгов», «Бежин луг», «Касьян с Красивой Мечи», «Бурмистр», «Контора», «Бирюк», «Два помещика», «Лебедянь», «Татьяна Борисовна и ее племянник», «Смерть», «Певцы», «Петр Петрович Каратаев», «Свидание», «Гамлет Щигровского уезда», «Чертопханов и Недопюскин», «Конец Чертопханова», «Живые мощи», «Стучит», «Лес и степь».

в каком году тургенев написал записки охотника. Смотреть фото в каком году тургенев написал записки охотника. Смотреть картинку в каком году тургенев написал записки охотника. Картинка про в каком году тургенев написал записки охотника. Фото в каком году тургенев написал записки охотника«Хорь и Калиныч». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883

Влияние на литературу и историю

По единодушному мнению многих литературоведов «Записки охотника» Ивана Тургенева открыли новую страницу русской литературы. До выхода этих рассказов никто так откровенно, ярко и просто не описывал быт простого народа. Иван Сергеевич приоткрыл для светского общества ту сторону жизни, которую сам он знал с самого детства, но о которой как-то не принято было говорить в высшем обществе. Здесь же писатель вывел обычного земледельца, крестьянина, бедняка в главные герои. И, описывая случаи из их жизни, исподволь подводил читателя к однозначному выводу: жизнь русского народа в том виде, какая она сейчас есть – недопустимое явление, которое нужно искоренять.

Последующее развитие истории показало, что Ивану Сергеевичу удалось оказать нужное воздействие на умы соотечественников. В 1861 году в Российской империи был выпущен указ об отмене крепостного права. Император Александр II, который и подписал этот указ, просил передать Ивану Сергеевичу Тургеневу, что его «Записки охотника» сыграли большую роль при принятии решения об освобождении крестьян.

в каком году тургенев написал записки охотника. Смотреть фото в каком году тургенев написал записки охотника. Смотреть картинку в каком году тургенев написал записки охотника. Картинка про в каком году тургенев написал записки охотника. Фото в каком году тургенев написал записки охотника«Бурмистр». Иллюстрация Елизаветы Бём. 1883

Природа и язык

Нельзя не отметить и высокую художественную ценность рассказов и очерков Тургенева. Его произведения полны прекрасных пейзажных зарисовок русской природы. Автор через эти зарисовки показывает читателю, как сильно можно любить родную природу и людей, живущих на ней. Тургенев, близко общавшийся с крестьянами, хорошо знал их язык и многие говоры разных местностей, поэтому персонажи его рассказов имеют колоритную речь и образный народный язык.

«Записки охотника» были переведены на все европейские языки.

Источник

Записки охотника

Оглавление

Хорь и Калиныч7447
Ермолай и мельничиха19451
Малиновая вода30454
Уездный лекарь41455
Мой сосед Радилов50457
Однодворец Овсяников58459
Льгов75461
Бежин луг86463
Касьян с Красивой Мечи106466
Бурмистр124469
Контора138473
Бирюк155476
Два помещика163477
Лебедянь172479
Татьяна Борисовна и ее племянник184482
Смерть196485
Певцы208487
Петр Петрович Каратаев226493
Свидание240496
Гамлет Щигровского уезда249497
Чертопханов и Недопюскин274503
Конец Чертопханова292506
Живые мощи326511
Стучит!339516
Лес и степь354517

О произведении

«Записки охотника» И. С. Тургенева — одно из самых известных произведений русской литературы, образец русской классической прозы, полный тонкого психологизма и непревзойденного описания природы.

Отзывы критиков

В первой книжке «Современника» за прошлый год был напечатан его рассказ «Хорь и Калиныч». Успех в публике этого небольшого рассказа, помещенного в смеси, был неожидан для автора и заставил его продолжать рассказы охотника. Здесь талант его обозначился вполне. Очевидно, что у него нет таланта чистого творчества, что он не может создавать характеров, ставить их в таки отношения между собою, из каких образуются сами собою романы или повести. Он может изображать действительность, виденную и изученную им, если угодно — творить, но из готового, данного действительностию материала. Это не просто списывание с действительности, — она не дает автору идей, но наводит, наталкивает, так сказать, на них. Он перерабатывает взятое им готовое содержание по своему идеалу, и от этого у него выходит картина, более живая, говорящая и полная мысли, нежели действительный случай, подавший ему повод написать эту картину; и для этого необходим, в известной мере, поэтический талант.

. автор знакомит своих читателей с разными сторонами провинциального быта, с людьми фазных состояний и званий. Не все его рассказы одинаковоло достоинства: одни лучше, другие слабее, но между ними нет ни одного, который бы чем-нибудь не был интересен, занимателен и поучителен. Нельзя не пожелать, чтобы г. Тургенев написал еще хоть целые томы таких рассказов.

Не можем не упомянуть о необыкновенном мастерстве г. Тургенева изображать картины русской природы. Он любит природу не как дилетант, а как артист, и потому никогда не старается изображать ее только в поэтических ее видах, но берет ее, как она ему представляется. Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу.

Я был уверен, что вы оцените книгу Тургенева. В ней столько жизни и замечательная сила таланта. Редко соединялись в такой степени, в таком полном равновесии два трудно сочетаемых элемента: сочувствие к человечеству и артистическое чувство. С другой стороны, не менее замечательное сочетание самой интимной реальности человеческой жизни и проникновенное понимание природы во всей ее поэзии

«Записки охотника» отмечены такой мощью таланта, которая благотворно действует на меня; понимание природы часто представляется вам как откровение.

— Ф. И. Тютчев — супруге, 13 сентября 1852 г.

До сих пор, не взирая на долгую свою деятельность, наш автор только в «Записках охотника» достигнул высшей степени своего развития, и остановился на ней, и остается на ней долгое уже время. В сравнении с этим произведением все остальные повести и рассказы Тургенева кажутся как бы этюдами еще не установившегося литератора, как бы попытками на создание новой формы, упopно не дающейся нашему писателями.

«Записки охотника», исполненные таким тонким пониманием русской природы, поэтому имеют необыкновенную важность во всей деятельности Тургенева, что ими определился широкий пусть для повествователя; что человек, их написавший, всеми силами души своей прикрепился к месту их действия.

— А. В. Дружинин. Повести и рассказы И. С. Тургенева (1856)

У Тургенева есть свой предмет ненависти, он не подбирал крохи за Гоголем, он преследовал другую добычу — помещика, его супругу, его приближенных, его бурмистра и деревенского старосту. Никогда еще внутренняя жизнь помещичьего дома не подвергалась такому всеобщему осмеянию, не вызывала такого отвращения и ненависти. При этом надо отметить, что Тургенев никогда не сгущает краски, не употребляет энергических выражений, напротив, он рассказывает совершенно невозмутимо, пользуясь только изящным слогом, что необычайно усиливает впечатление от этого поэтически написанного обвинительного акта против крепостничества.

— А. И. Герцен. О романе из народной жизни в России (1857)

. мы невольно спрашиваем себя: что сделал Тургенев для русского народа, в смысле простонародья? — и не обинуясь отвечаем: несомненно, сделал очень многое и посредственно, и непосредственно. Посредственно — всею совокупностью своей литературной деятельности, которая значительно повысила нравственный и умственный уровень русской интеллигенции; непосредственно — «Записками охотника», которые положили начало целой литературе, имеющей своим объектом народ и его нужды.

Не говоря уже о художественном значении «Записок охотника», они представляют замечательный исторический памятник своего времени и в смысле протеста против крепостного права. Конечно, ничего искать в «Записках охотника» ни резкого и странного политического памфлета, каким представляется «Путешествие» Радищева, ни хотя бы саркастического тона сатиры Щедрина. Это было бы совершенно не в характере тургеневского творчества, в котором всегда преобладали мягкие, кроткие и нежные тоны, да и к тому же мало-мальски резкий и громкий протест был бы немысли при токой крайней строгости, до какой дошла русская цензура после 1848 года.

«Записки охотника» представляются как бы продолжением «Мертвых душ» Гоголя; это эпопея, не имеющая, по-видимому, никакой иной предвзятой цели, как лишь развернуть перед вами широкую картину русской провинциальной жизни, преимущественно помещиков и крестьян, с одной стороны — в массе мелких повседвневных, будничных ее явлений, с другой стороны — в поэтических мотивах и образах. Тут вы найдете на каждом шагу те очаровательные описания русской природы, какими всегда славился Тургенев, ряд эпизодов, не имеющих никаких отношений к крепостному праву, каковы, например, «Уездный лекарь», «Мой сосед Радилов». и проч.

Тем не менее от «Записок охотника» повеяло на читателей совершенно новым духом, которым проникнуты они от первой страницы до последней.

В этом отношении даже и «Бежин луг», эта чисто художественная каринка, изображающая ночную беседу деревенских детей в табуне лошадей, производила на читателей то же впечатление отрицания крепостного права: прочтя эту картинку, читатель всею душою привязывался к изображенным в ней детям, и ему жутку становилось при мысли, что в этих симпатичных деревенских ребятах растут будущие рабы, вся жизнь которых могла быть изломана по прихоти какого-нибудь Пеночкина.

Одним словом, читая «Записки охотника», русские читатели впервые видели в мужиках не двуногое рабочее стадо, а живых людей, братий своих по человечеству, и приучались любить этих братий и принимать горячее участие в их участи.

— А. М. Скабичевский. История новейшей русской литературы (1891)

Живой, целостный образ народной России увенчивает в книге Тургенева природа. Лучшие герои «Записок охотника» не просто изображаются «на фоне» природы, а выступают как продолжение ее стихий: из игры света и тени в березовой роще рождается поэтичная Акулина в «Свидании», из грозовой ненастной мглы, раздираемой фосфорическим светом молний, появляется загадочная фигура Бирюка. Тургенев изображает в «Записках охотника» скрытую от многих взаимную связь всего в природе: человека и реки, человека и леса, человека и степи.

Прямые дороги от «Записок охотника» идут не только к «Запискам из мертвого дома» Достоевского и «Губернским очеркам» Салтыкова-Щедрина, но и к эпосу «Войны и мира» Толстого.

— Ю. В. Лебедев. Русская литература XIX века. 10 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений (2000)

Цикл рассказов, которые сделали Тургенева знаменитым и научили русскую литературу говорить о крестьянстве без фальши и упрощения.

О чем эта книга? О жизни русской провинции, показанной глазами странствующего охотника — образованного и проницательного человека. В книге мы встречаем представителей самых разных слоёв общества: от знатных дворян до нищих крестьян. Именно изображение простонародья сделало книгу знаменитой: современники воспринимали её как этапное событие в истории русской литературы о крестьянах.

Как она написана? В «Записках охотника» Тургенев пытался решить одну из наиболее сложных литературных проблем своего времени: как с помощью приёмов, в большинстве своём заимствованных из западной литературы, изобразить российскую провинцию, далёкую и чуждую этой культуре?

Что было дальше? «Записки охотника» стали своеобразным стандартом изображения «народа» в русской литературе. Те, кто пытался создать новые формы его описания, отталкивались именно от книги Тургенева.

Цитаты

Орловский мужик невелик ростом, сутуловат, угрюм, глядит исподлобья, живет в дрянных осиновых избенках, ходит на барщину, торговлей не занимается, ест плохо, носит лапти; калужский оброчный мужик обитает в просторных сосновых избах, высок ростом, глядит смело и весело, лицом чист и бел, торгует маслом и дегтем и по праздникам ходит в сапогах.

Приятно после долгой ходьбы и глубокого сна лежать неподвижно на сене: тень нежится и томится, легким жаром пышет лицо, сладкая тень смыкает глаза.

. барашек ему прямо в глаза так и глядит. Жутко ему стало, Ермилу-то псарю: что мол, не помню я, чтобы этак бараны кому в глаза смотрели; однако ничего; стал он его этак по шерсти гладить, — говорит: «Бяша, бяша»! А баран-то вдруг как оскалит зубы, да ему тоже: «Бяша, бяша. »

Удивительно умирает русский мужик! Состояние его перед кончиной нельзя назвать ни равнодушием, ни тупостью; он умирает, словно обряд совершает; холодно и просто.

У нас на Руси угрюмого от заспанного не отличишь.

Источник

Великий писатель-охотник

Сошелся я в поле. с одним страстным охотником и, следовательно, отличным человеком.

И.С.Тургенев. «Хорь и Калиныч»

22 августа 2003 года исполнилось 120 лет со дня смерти великого русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева, а в октябре этого же года исполнится 185 лет со дня его рождения. Не вспомнить сегодня великого человека, писателя, певца русской природы, страстного охотника было бы великим грехом.

И.С.Тургенев родился 28 октября 1818 года в городе Орле.

Отец Тургенева – Сергей Николаевич Тургенев служил в Елизаветградском кирасирском полку, квартировавшем в Орле. Он был участником Отечественной войны 1812 года. Выйдя в отставку с чином полковника, он поселился в имении своей жены Спасское-Лутовиново.

Мальчик полюбил охоту на всю жизнь.

Тургенев, не мог бы передать в «Записках охотника» живые картины охоты, крестьянской жизни и изумительные пейзажи русской природы, если бы с детства не впитал в себя любовь к родной земле и не сохранил в душе память о простом русском народе, о крестьянах Хоре, Калиныче, Ермолае, Герасиме.

Мать Ивана Сергеевича – Варвара Петровна Лутовинова была богатой помещицей. Только в Орловской губернии она имела 5000 душ крепостных крестьян. По отзывам современников, она была всевластной помещицей, строгой до жестокости.

Впоследствии Тургенев вспоминал о своем детстве: «Я родился и вырос. в атмосфере, где царили подзатыльники, щипки, колотушки, пощечины и прочее. »

Начальное образование Тургенев получил в доме своих родителей и частном пансионе. В 1833 году он поступил в Московский университет, а через год перешел в Петербургский на словесное отделение философского факультета и окончил его кандидатом в 1837 году. В 1842 году он выдержал экзамен на степень магистра философии.

Литературную деятельность Тургенев начинал как поэт-романтик (драма «Стено» – 1834 г.) В середине 40-х годов он написал поэмы: «Параша», «Разговор», «Андрей», «Помещик». Эти произведения по достоинству оценил В.Белинский.

Тургенев критически относился к своей литературной деятельности, особенно к стихам, и одно время хотел было покончить с литературой, но это намерение не сбылось. В «Современнике» за 1847 г. был напечатан «Хорь и Калиныч» – первый очерк из «Записок охотника», снискавший его автору известность и славу, вскоре перешагнувшую пределы России.

Написание «Записок охотника» было закономерным явлением. Основные впечатления у писателя были заложены в детстве, проведенном в Спасском, где на каждом шагу унижали крепостных крестьян. Факты дикого помещичьего произвола Тургенев наблюдал во множестве и позднее – по всей русской земле, где ему пришлось побывать во время его бесконечных охотничьих странствий.

По определению Тургенева, все крестьянское сословие в России было нищим, а оно составляло большинство населения. Для Тургенева мужик такой же человек, как и все другие. Природный ум русского мужика зачастую заслуживает гораздо большего уважения, чем образованние некоторых помещиков.

Основные очерки «Записок охотника» были написаны за границей. «Я не мог дышать одним воздухом, оставаться рядом с тем, что я возненавидел, – вспоминал Тургенев. – Мне необходимо нужно было удалиться от моего врага за тем, чтобы из самой моей дали сильнее напасть на него. В моих глазах враг этот имел определенный образ, носил известное имя: враг этот был – крепостное право. Под этим именем я собрал и сосредоточил все, против чего я решился бороться до конца – с чем я поклялся никогда не примириться».

В «Записках охотника» Тургенев создал образы крестьян – охотников и неохотников, отражающие лучшие положительные свойства русского национального характера. Касьян с Красивой Мечи – правдоискатель и жизнелюбец, влюбленный в родную природу, проповедывающий гуманизм: «великий грех показать свету кровь». Бирюк – сумрачный, волевой, замкнутый, но с душевной мягкостью и сердечной отзывчивостью. В очерке «Бежин луг« изображены крестьянские дети, чьи светлые образы как бы утверждают мысльТургенева о великом будущем народа.

В 1852 г., находясь под арестом за статью о Гоголе, Тургенев написал рассказ «Муму». Да, в рассказе Тургенев обличает крепостничество, но какой охотник не читал его и не восхищался?

Все охотники, которых встречал Тургенев на охотничьих тропах, как правило, люди бедные и простые, но порядочные. «Калиныч – добрый мужик, – сказал мне г. Полутыкин, – усердный и услужливый мужик; хозяйство в исправности, одначе, содержать не может: я его все оттягиваю. Каждый день со мной на охоту ходит. Какое уж тут хозяйство – посудите сами», – пишет Тургенев в «Хоре и Калиныче»». Этих людей Тургенев любит всей душой, он им помогает, он знает, что все «остальные» живут за счет их труда.

Тургенев – честный охотник. Он строго соблюдает правила охоты, любит природу. Умирающая Лукерья в рассказе «Живые мощи» говорит:

– Я ласточек не стреляю, – поспешил я заметить.

Тургенев справедлив. Он любит своего постоянного спутника по охоте – Ермолая, но пишет о нем всю правду, в общем-то присущую почти всем героям в «Записках охотника». Нужно было ехать в Тулу за дробью, но Тургенев решает ехать сам, так как «я, наученный опытом, плохо надеялся на Ермолая; я послал его однажды в город за покупками, он обещался исполнить все мои поручения в течение одного дня – и пропадал целую неделю, пропил все деньги и вернулся пеший – а поехал на беговых дрожках». Это из рассказа «Стучит!».

Особенно великолепно описание русской природы в рассказе «Лес и степь»: «Знаете ли вы, например, какое наслаждение выехать весной до зари? Вы выходите на крыльцо. Какой вид! Река вьется верст на десять, тускло синея сквозь туман; за ней водянисто-зеленые луга; за лугами пологие холмы; вдали чибисы с криком вьются над болотом; сквозь влажный блеск, разлитый в воздухе, ясно выступает даль. не то, что летом. Как вольно дышит грудь, как бодро движутся члены, как крепнет весь человек, охваченный свежим дыханием весны!».

Тургенев – удачливый охотник, но не за количество взятой дичи он любит охоту. Он пишет: «Люблю охоту за свободу, за восход и закат солнца, за то, что с нею, как и с поэзией, связано особое чувство, которое стоит выше всего и зависит только от меня».

Тургенев как-то заметил, что «Записки охотника» связаны с традициями русского фольклора: «Русские люди с незапамятных времен любили охоту. Это подтверждают наши песни, наши сказания, все предания наши. Витязи времен Владимира стреляли белых лебедей и серых уток на заповедных лугах. Мономах в завещании своем оставил нам описание своих битв с турами и медведями. Вообще охота свойственна русскому человеку. » Это сказано в статье о «Записках ружейного охотника. » С.Т.Аксакова.

Интересны отношения И.С.Тургенева с другими писателями-охотниками. Он не был славянофилом, но С.Т.Аксакова уважал. В вышеупомянутой статье Тургенев отзывается об Аксакове как о самом компетентном охотнике: «Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я в том уверен, ни слова не добавил к тому, что о нем поведал нам Аксаков».

Тургенев дружил с А.А.Фетом. Узнав о том, что Фет купил в Мценском уезде хутор Степановку, он пишет ему: «Я очень рад за Вас, что Вы действительно сделали добрую покупку – и успокоились и получили новое поле деятельности. Жаль, что от Спасского немного далековато – с подставными лошадьми в скорости доехать можно, а местечко для охоты доброе. Наперед Вам предсказываю, что Вы меня будете часто видеть у себя гостем». Письмо написано из Парижа в 1860 г.

Поэт А.А.Фет, тоже страстный охотник, занимался в своем имении хлебопашеством и коневодством. «Не знаю, как он выдержит эту жизнь (точно в пирог себя запек)», – беспокоился Тургенев.

И действительно, Иван Сергеевич из Спасского приезжал к Фету на охоту. Он из Парижа извещает его о своем приезде:

«Скажу одно: в начале сентября

Я в Спасском, если шар земной не лопнет. »

Тургенев был близко знаком и с другими писателями-охотниками: Некрасовым, Гаршиным, Лесковым, Полонским, Л.Толстым. Что касается отношений Тургенева с Л.Толстым, то они были далеко не безоблачными. Писатели по-разному понимали многие вопросы жизни, политики, литературы, этики. В период пребывания в гостях у Фета их взаимная нетерпимость друг к другу чуть было не привела к дуэли. Но, тем не менее, каждый очень высоко ценил созданные другим литературные произведения. «Кроме собственно так называемых литературных интересов – я в этом убедился – у нас мало точек соприкосновения,» – писал Тургенев Толстому в сентябре 1856 г.

«Несмотря на все мои старанья, сердечно сблизиться с Толстым я не могу. Он слишком иначе построен, чем я. Все, что я люблю, он не любит – и наоборот. » Это письмо Тургенева Анненкову от 9 марта 1857 г.

Но в старости лет Тургенев помирился с Толстым, правда – в письмах.

Особенно любил Иван Сергеевич охоту на вальдшнепов. В рассказе «Ермолай и мельничиха» он пишет: «Не все мои читатели знают, что такое тяга. За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Отыскиваете себе место. подле опушки. Сердце ваше томится ожиданьем, и вдруг – но одни охотники поймут меня, – вдруг в глубокой тишине раздается особого рода карканье и шипенье, слышится мерный взмах проворных крыл, – и вальдшнеп, красиво наклонив свой длинный нос, плавно вылетает из-за темной березы навстречу вашему выстрелу.

Вот что значит стоять на тяге.»

Конечно, современные охотники и собаку берут на эту охоту, а современные писатели пишут не «карканье», а «хорканье»; о «шипенье» вообще не пишут. Что ж, в разные времена и слышится по-разному.

И.С.Тургенев был высоко уважаемым писателем. Его оценили и в России, и в Европе. Вот что пишет о нем Мопассан: «Тургенев был другом Флобера, Гюго, Золя, Додэ, Ж.Санд. Ни у кого не было такой открытой души, более чуткой и доступной дружбе. ».

Все романы Тургенева по своему идейному содержанию направлены против крепостного права. В первую очередь это «Записки охотника», «Дворянское гнездо», «Накануне», «Отцы и дети», «Рудин» и др.

«Новь» – последний роман Тургенева. Критика романа была сильной, но Тургенев считал, что он не изменил своим идеалам.

По определению Добролюбова, Тургенев всегда отличался чуткостью к «живым струнам общества», стремлением к правде, любовью к народу.

Писателя всегда волновали вопросы о месте человека в природе. Как огромную несправедливость воспринимал Тургенев жестокость и равнодушие природы к человеку. Его пугала и возмущала казавшаяся ему неизбежной для человека необходимость смиряться перед ее могуществом и властью, подчиняться ее жестоким и неумолимым законам. Эти мысли Тургенев образно выразил в стихотворении «Природа».

Но Тургенев сумел не замкнуться в сфере сугубо личных переживаний. Он стремился к простому пониманию природы. Он писал: «Попробуйте понять и выразить, что происходит хотя бы в птице, которая смолкает перед дождем, и вы увидите, как это не легко».

Самому Тургеневу эта тайна была известна.

Это и помогло стать ему великим певцом природы. Об этом мастерстве Тургенева Белинский писал: «Его картины всегда верны, вы всегда узнаете в них нашу родную, русскую природу».

Надо сказать, что «Стихотворения в прозе», особенно сильно проникнутые грустью, а порой и трагическими настроениями, были написаны в период начавшейся тяжелой болезни писателя. Томили его и мрачные думы о приближающемся конце жизни.

Каким выглядел внешне великий писатель-охотник?

Знаменитый теоретик анархизма П.Кропоткин, хорошо знавший Тургенева, так описывает его в своей книге «Записки революционера»: «Он был очень красив: высокого роста, крепко сложенный, с мягкими седыми кудрями. Глаза его светились умом и не лишены были юмористического огонька, а манеры отличались простотой. Голова его сразу говорила об очень большом развитии умственных способностей».

Иван Сергеевич всю свою жизнь разрывался между Спасским-Лутовиновым и Парижем. В Париже была любовь и свобода, в России – родной народ, родная природа, любимая охота.

Последние годы жизни И.С.Тургенев тяжело болел: «Недуг мой оказывается неизлечимым и состоит в невозможности ходить и стоять. Только мучит меня и очень, что я, пожалуй, не увижу более России», – писал он С. Юрьеву в 1882 г.

Тургенев очень хочет еще раз поехать на родину: «Меня не только тянет, меня рвет в Россию. Когда вы будете в Спасском, поклонитесь от меня дому, саду, моему молодому дубу – родине поклонитесь, которую я уже никогда не увижу», – пишет он в письмах Я.Полонскому.

В своем последнем произведении И.С.Тургенев написал знаменитые слова о русском языке: «Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

. Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!».

22 августа 1883 г. Тургенева не стало.

Он скончался во Франции, в Буживале, предместье Парижа.

Иван Сергеевич завещал похоронить его в России, в Петербурге, на Волковом кладбище, рядом со своим другом Белинским. Его завещание было выполнено.

Смерть Тургенева была воспринята всем человечеством как величайшая утрата, понесенная русской и мировой литературой.

А.П.Чехов в письме к Д.Григоровичу писал: «Я глубоко убежден, что пока на Руси существуют леса, овраги, летние ночи, пока еще кричат кулики и плачут чибисы, не забудут ни Вас, ни Тургенева. ».

Однажды мне удалось побывать на могиле И.С.Тургенева. На памятнике написано одно слово: «Тургеневъ».

Мне почему-то вспомнились его прекрасные стихи:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *