в каком году титов полетел в космос первый раз
В каком году титов полетел в космос первый раз
Биография Германа Титова
Герман Степанович Титов
Статус — летчик-космонавт СССР, 1-й набор ВВС
Дата и место рождения:
Родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края, РСФСР.
Отец Степан Павлович Титов работал учителем в сельской школе, участник ВОВ; мать Александра Михайловна Титова (Носова) была домохозяйкой. Учился в школах с. Полковниково и с. Налобиха в том же районе.
Образование и научные звания:
Воинская служба:
С 5 ноября 1957 года Герман Титов служил летчиком 26-го гвардейского истребительного авиационного полка (ИАП) 41-й истребительной авиационной дивизии (ИАД) 76-й воздушной армии (ВА) в посёлке Сиверский Ленинградского военного округа (Гатчинский район Ленинградской области).
С 28 октября 1959 до зачисления в отряд космонавтов служил старшим летчиком в 103-м гвардейском ИАП той же дивизии.
Служба в отряде космонавтов и ЦПК:
7 марта 1960 года приказом главнокомандующего ВВС Герман Титов был зачислен слушателем-космонавтом в отряд космонавтов Центра подготовки космонавтов ВВС (ЦПК; ныне — Научно-исследовательский испытательный центр подготовки космонавтов им. Ю.А. Гагарина). С 16 марта 1960 по 18 января 1961 года проходил общекосмическую подготовку. 17 и 18 января 1961 года сдал выпускные экзамены и был зачислен на должность космонавта ЦПК ВВС.
11 октября 1960 года приказом Главкома ВВС № 176 был зачислен в группу для подготовки к первому пилотируемому полету на космическом корабле «Восток» вместе с Валерием Быковским, Юрием Гагариным, Григорием Нелюбовым, Андрияном Николаевым и Павлом Поповичем. С октября 1960 по апрель 1961 года проходил непосредственную подготовку к полету на корабле «Восток» в составе группы.
25 января 1961 года назначен на должность космонавта. 8 апреля 1961 года решением Госкомиссии назначен дублером пилота корабля «Восток». 10 апреля в 11:00 состоялась встреча членов Государственной комиссии, ученых и конструкторов с группой космонавтов, на которой он был официально представлен в качестве дублера командира корабля.
С мая по август 1961 года проходил непосредственную подготовку к полету на корабле «Восток-2». Спустя четыре месяца после полета Юрия Гагарина Герман Титов побывал в космосе и стал вторым космонавтом планеты. 6-7 августа 1961 года Герман Титов совершил полет на космическом корабле «Восток-2». Продолжительность полета составила одни сутки и один час. Космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Это был первый в мире космический полет длительностью более суток.
На орбите он дважды управлял кораблем вручную, выполнял его ориентацию и стабилизацию. С помощью репортерской кинокамеры «Конвас» провел первую киносъемку Земли из космоса (за фильм, снятый в космическом полете, был удостоен Ломоносовской премии). Впервые выполнял физические упражнения, питался, спал на околоземной орбите. По сегодняшний день является самым молодым космонавтом, побывавшем в космосе: в день старта ему было 25 лет 10 месяцев 25 дней (этот факт занесен в Книгу рекордов Гиннесса).
После своего полета с сентября 1961 года работал в ЦПК заместителем командира 1-го отряда и одновременно инструктором-космонавтом, с 1964 г. — инструктором-космонавтом 2-го отряда, с 1968 года — командиром 2-го отряда и старшим инструктором-космонавтом. В 1962 году выступил инициатором установления праздника — Дня космонавтики (12 апреля).
С 1966 года входил в группу по программе «Спираль» (создание орбитального самолета). Участвовал в испытаниях самолетов МиГ-21 и Су-7, Су-9, Су-11, Як-28, Як-25РВ и др. С марта 1969 года возглавлял 4-й отдел ЦПК, занимающийся данной программой. 17 июня 1970 года Герман Титов был отчислен из отряда космонавтов ЦПК в связи с поступлением на очное отделение в ВАГШ ВС СССР.
Продолжение воинской службы:
В 1972-1973 гг. занимал должность заместителя начальника 153-го Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения (ныне — Главный испытательный космический центр им. Г.С. Титова, имя космонавта носит с 2001 года) Командно-измерительного комплекса Главного управления космических средств (ГУКОС) Минобороны СССР. С 1973 года — заместитель, в 1979-1986 гг. — первый заместитель начальника ГУКОС Минобороны СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам.
В 1973-1991 гг. возглавлял ряд государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем (станции «Алмаз», ракеты-носителя «Зенит» и др.). Курировал от ГУКОС проект 1914 по созданию морских кораблей измерительного комплекса (головное судно «Маршал Неделин» находилось в составе ВМФ в 1983-1998 гг.). Кроме того, являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем. Был активным идеологом создания морских кораблей измерительного комплекса, принял личное участие в разработке корабля проекта 1914 «Маршал Неделин».
В 1980 году защитил диссертацию и получил степень кандидата военных наук. Позднее защитил докторскую диссертацию.
С 1986 года являлся первым заместителем руководителя Управления начальника космических средств Минобороны СССР. 27 октября 1991 года приказом МО СССР был уволен в запас с объявлением благодарности и вручением Благодарственной грамоты.
Общественно-политическая деятельность:
С 1992 года по 1993 года — президент Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике «Космофлот». В 1993-1995 гг. — заместитель председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса.
Был членом КПСС (с 1961 года). Избирался депутатом Верховного совета СССР 6-го и 7-го созывов (1962, 1966), а также Государственной думы РФ первого, второго и третьего созывов (1993, 1995, 1999), входил в состав фракции КПРФ.
Являлся президентом Ассоциации практиков космонавтики (с 1992 года) и Федерации космонавтики РФ (с 1999 г.). Входил в состав редколлегии научно-технического журнала «Полет (с 1998 года) и редакционный совет научно-популярного журнала «Новости космонавтики» (с 1999 года).
Скончался 20 сентября 2000 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище г. Москвы.
Опубликовал более 30 научных трудов в области применения космических средств. Автор книг «700000 километров в космосе» (1961), «Авиация и космос» (1963), «Голубая моя планета» (1972), «На звездных и земных орбитах» (1987) и др.
Был женат на Тамаре Васильевне Титовой (Черкас, род. в 1937 г.) — по образованию историк, работала в Институте военной истории. Дочери: Татьяна (род. в 1963 г.) — выпускница МГИМО, экономист; Галина (род. в 1965 г.) — окончила Военный институт иностранных языков, переводчик.
В селе Полковниково действует Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова (с 1965 г.). В Москве в штабе Космических войск открыт музей-кабинет Г.С. Титова (2002) и мемориальная доска (2007). Мемориальная доска также установлена на здании Института космических исследований Российской академии наук (2007). Памятники космонавту открыты на месте приземления космического корабля «Восток-2» вблизи г. Красный Кут (Саратовская обл.), в Краснознаменске (Московская обл.) — в мемориальном комплексе-сквере им. Г.С. Титова.
В 2001 г. Федерацией космонавтики РФ была учреждена медаль имени Г.С. Титова. Имя космонавта носят Международный аэропорт Барнаул (2010), Алтайский оптико-лазерный центр (2010), лицей в г. Краснознаменске (Московская обл.), средняя школа в Щелково-3 (Московская обл.), улицы в родном селе Верх-Жилино, городах Барнауле, Волгограде, Екатеринбурге, Красном Куте, Новосибирске, Байконуре (Казахстан) и др.
Рассекречены подробности первых полетов в космос: почему Титов не стал Гагариным
60 лет назад Советский Союз, соревнуясь с США в космической гонке, вторично отправил американцев в нокдаун. 6 августа 1961 года, всего через несколько месяцев после гагаринского триумфа, на орбиту Земли был запущен космический корабль, пилотируемый Германом Титовым. Своими воспоминаниями об этих событиях с «МК» поделился один из специалистов, участвовавших в подготовке полета космонавта №2.
Сейчас, шесть десятилетий спустя, их осталось с нами уже совсем немного — ветеранов космической отрасли, которые были непосредственно задействованы в осуществлении первых пилотируемых полетов.
Заслуженный создатель и заслуженный испытатель космической техники Кира Константиновна Белостоцкая, начиная с 1958 года, когда окончила Московский энергетический институт, оказалась связана с советскими космическими проектами. Она работала в ОКБ МЭИ, занимаясь созданием, настройкой и испытаниями антенных устройств космической связи для советских космических кораблей, в том числе для самых первых «Востоков».
Среди «подопечных» Белостоцкой был и «Восток-2». Именно запланированный уже полет на орбиту второго корабля с человеком на борту помешал ей увидеть собственными глазами гагаринский старт.
— Кира Константиновна, почему же так случилось?
— Когда в конце марта 1961 года мой начальник Сергей Максимович Веревкин спросил, не обижусь ли, если меня не отправят в командировку на запуск «первого пилотного», я тогда еще не поняла, почему должна обидеться, и согласилась остаться без сожаления, — вспоминает К. Белостоцкая. — Теперь-то всем хорошо известно, что это был эпохальный запуск первого космонавта! А тогда я была ежедневно занята в Подлипках (на фирме С.П.Королева, в то время ОКБ-1) на подготовке и настройке антенно-фидерного устройства «Трал» для «пилотного номер два».
Этот космический корабль должен был быть готов уже к июню. А потому работа шла в три смены, и мне приходилось быть в КИС-е 44-го цеха (КИС — контрольно-испытательная станция) по две с половиной смены. Приезжала на завод к началу второй смены, оставалась на третью (ночную) и начало первой. Уезжала с завода утром, спала немного и возвращалась в цех.
В итоге задачу выполнили. Корабль «Восток-2» к началу лета был готов и отправлен на полигон (сейчас он известен всем под именем Байконур). Следом за «Востоком» отправилась в казахские степи и наша группа испытателей ОКБ МЭИ.
— Но ведь «Восток-2» полетел в космос в начале августа…
— Первоначально пуск планировался в июле, но по каким-то причинам он все откладывался и откладывался. Так что командировка эта затянулась, а жили мы там в спартанских условиях — в бараке. Погода была жаркая, доходило до плюс 40 градусов в тени, и наша комната прогревалась настолько, что уснуть ночью можно было только накрывшись мокрой простыней.
Наконец старт состоялся. С 6 по 7 августа 1961 года советский космонавт №2 выполнил космический полет продолжительностью 1 сутки 1 час, сделав 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров.
Обо всем этом уже вскоре было объявлено по радио, телевидению, в газетах, и весь мир узнал имя героя — Герман Степанович Титов.
Но для меня, моих коллег по работе он был просто Гера — молодой, стройный старший лейтенант, всегда приветливый, с красивой волнистой шевелюрой.
Я никогда не забуду то утро 6 августа перед стартом. Гера, облаченный в кажущийся со стороны довольно неуклюжим оранжевый космический «костюм», садится в голубой автобус. А я стою около МИКа — монтажно-испытательного корпуса второй площадки Байконура, и шепчу как заклинание: «Вернись живым!»
Потом были напряженные часы ожидания, когда я вместе с другими испытателями и сотрудниками космодрома следила за поступающей информацией о полете. Новость о том, что космонавт благополучно приземлился возле селения Красный Кут — не так далеко от места посадки Гагарина, — встретила восторженно. Тогда все вокруг, кто находился на Байконуре, чувствовали себя счастливыми. Мы не подвели!
— Вам доводилось после этого встречаться с Титовым?
— Бремя славы не испортило характер Германа Степановича. Он никогда не отказывался встретиться с нами — членами общественной организации участников подготовки первых пилотируемых полетов, — 12 апреля, в наш святой день празднования очередной годовщины полета Ю.А.Гагарина. Таких встреч было несколько.
Запомнился приезд Титова к нам в ОКБ в 1963 году — в день 60-летия академика Алексея Федоровича Богомолова, главного конструктора радиотехнических систем для обеспечения космических исследований и полетов. На память в моем домашнем архиве сохранилась фотография, сделанная тогда. А еще не забуду, как за праздничным столом Герман со смехом рассказывал о забавном эпизоде, связанном с завершением его легендарного полета.
Перед самым приземлением на парашюте Титов открыл забрало шлемофона. Но лишь позднее понял, что делать этого не стоило. Когда космонавт уже коснулся ногами твердой опоры (местом посадки оказалось поле), налетел порыв ветра и потянул парашют в сторону. Германа опрокинуло лицом вниз, протащило несколько метров по земле. При этом через открытое забрало шлемофон зачерпнул порцию чернозема. «Представляете, навстречу мне бегут люди, а у меня физиономия вся в грязи», — смеялся Титов.
— Прошло много лет, — продолжила Кира Константиновна. — Я занималась разработкой антенного устройства системы, предназначенной для оперативной доставки спутниковой информации, и участвовала в летно-конструкторских испытаниях. Принимала нашу систему Государственная комиссия. А председателем ее являлся второй космонавт планеты Герман Титов. Но теперь, годы спустя, он был уже генералом, заместителем начальника по опытному конструированию и научным исследованиям Главного управления космических средств.
Вот тогда произошла наша новая встреча с космонавтом №2. Для меня круг как бы замкнулся. 7 августа 1961 года старший лейтенант Титов героем вернулся на Землю. А затем он многое сделал за свою трудовую жизнь для отечественной космонавтики, став генерал-лейтенантом авиации.
— Когда вы в последний раз встречались с Титовым?
— Он был у нас на встрече ветеранов — участников подготовки первых пилотируемых полетов, 12 апреля 2000 года, за несколько месяцев до кончины. В своем тосте благодарил нас за работу по подготовке корабля «Восток–2»…
— Почему для первого старта выбрали не Титова, а Гагарина?
— Титов очень переживал, что ему не довелось стать первым в истории человеком, полетевшим на орбиту Земли, — рассказывает известный режиссер-документалист Юрий Сальников, который несколько фильмов посвятил космической тематике и много общался с космонавтами, с исследователями, работавшими «на космос». — Довелось слышать, как однажды, когда его назвали «вторым советским космонавтом», Герман Степанович произнес: «Я не второй космонавт, я — первый человек, который выполнил длительный космический полет!»
А по поводу «первенства» Гагарина есть информация, которую мне подтверждали некоторые непосредственные участники тех событий 1961 года. Якобы, когда Хрущеву передали фотографии и анкетные данные шести летчиков — членов первого отряда космонавтов, готовых к космическому полету, Никита Сергеевич, взяв карточку Титова, взглянул и сразу отложил в сторону: «У первого в истории космонавта должно быть славянское имя! А здесь почему-то Герман…»
Впрочем, некоторые ветераны, стоявшие у истоков советской пилотируемой космонавтики, придерживались более комплементарного для Германа Степановича мнения. Замечательный инженер-разработчик космических кораблей, летчик-космонавт СССР Константин Феоктистов привел даже слова самого Гагарина по этому поводу: «Помните, что сказал Гагарин о своем дублере Германе Титове? «Он был тренирован так же, как и я, и, наверное, способен на большее. Может быть, его не послали в первый полет, приберегая для второго, более сложного».
— После успешного полета Юрия Гагарина ни у кого среди тех, кто имел непосредственное отношение к его старту, не было сомнений, что следующим отправят на орбиту гагаринского дублера Титова, — подчеркивает Кира Белостоцкая. — Это стало в дальнейшем при Королеве традицией: у Титова дублером был космонавт №3 Николаев, у того — космонавт №4 Попович…
А что касается причин, по которым Германа отправили в космос не первым, а вторым, я больше верю в ту версию, которая подтверждается не только упомянутой цитатой Феоктистова, но и некоторыми высказываниями «дядьки первых космонавтов» генерала Каманина.
Действительно, Гагарин, отправившись в абсолютно непредсказуемый первый космический полет, показал себя великолепно, справился со всеми возникшими трудностями. Но ведь он сделал лишь один виток вокруг планеты. А во втором полете — куда более продолжительном, космонавту предстояло не просто перетерпеть несколько десятков минут в непривычных условиях орбитального полета, а нормально жить, действовать в кабине космического корабля больше суток! Здесь нужно мужество несколько иного плана… Нужно действовать с большим пониманием происходящего, с анализом его. И в этом плане Титов, судя по всему, был подготовлен даже лучше Гагарина. Ему ведь довелось целый жизненный биологический цикл в космосе впервые на себе испытать. Он и питался в условиях невесомости, и спал… Он первым попробовал заниматься там фотографированием. Знаю, что Герман во время долгого полета неважно себя чувствовал в условиях невесомости, его подташнивало. Сейчас на такой случай существуют специальные таблетки, препараты, а тогда еще ничего подобного не было. Но он справился с этой проблемой.
Герман Степанович выделялся среди первых космонавтов своей интеллигентностью. Он в дальнейшем не стремился вновь слетать в космос, но тяготел к технике. Очень настойчиво занимался вопросами, связанными с созданием космических аппаратов. В том числе — с решением проблем оперативной доставки информации с наших искусственных спутников Земли, что очень важно для создания разведывательных космических аппаратов. Титов был большим умницей, настоящим технарем. Впоследствии он даже стал доктором военных наук.
— К слову сказать, хотя об этом многие сейчас, наверное, не знают, на протяжении нескольких десятилетий космической эры Герман Титов оставался в списке «рекордсменов», — подчеркнул Юрий Сальников. — Совершив полет на орбиту в неполных 26 лет, он был самым молодым по возрасту на момент старта космонавтом в истории. Это «чемпионство» у Германа Степановича отняли буквально несколько дней назад, в июле 2021-го, когда на американском корабле полетела группа космических туристов, в составе которой оказался и 18-летний парень. Но это ведь был «игрушечный» — суборбитальный полет.
Биография космонавта Германа Титова
Летчик-космонавт СССР Герман Степанович Титов родился 11 сентября 1935 года в селе Верхнее Жилино Косихинского района Алтайского края.
В 1953 году окончил среднюю школу; в 1955 году — 9-ю Военную авиационную школу первоначального обучения летчиков ВВС; в 1957 году — Сталинградское военное авиационное училище летчиков им. Краснознаменного сталинградского пролетариата в городе Новосибирске, получив диплом с отличием и квалификацию «военный летчик»; в 1968 году – Военно-воздушную инженерную академию имени Н.Е. Жуковского по специальности «Пилотируемые воздушные и космические летательные аппараты и двигатели к ним»; в 1972 году — Военную академию Генерального штаба Вооруженных Сил СССР.
В 1957-1960 годах Герман Титов служил в истребительном авиационном полку Ленинградского военного округа.
С 1960 года по 1970 год находился в отряде космонавтов. Был дублером у первого космонавта планеты Земля Юрия Гагарина.
6-7 августа 1961 года Герман Титов совершил полет на космическом корабле «Восток-2», став космонавтом № 2. Продолжительность полета составила одни сутки и один час. Космический корабль совершил 17 оборотов вокруг Земли, пролетев более 700 тысяч километров. Это был первый в мире космический полет длительностью более суток.
Герман Титов был первым, кто провел испытания системы ручного управления космическим кораблем, осуществлял маневрирование, выполнил ряд других экспериментов.
Он сделал первые фотоснимки Земли, впервые пообедал и поужинал в невесомости, и, главное, сумел поспать в космосе, что было одним из важнейших экспериментов.
В 1966-1970 годах Титов проходил подготовку в группе по программе «Спираль», принимал участие в испытаниях самолетов МиГ-21 и Су-7 (всех модификаций), Су-9, Су-11, Як-28, ЯК-25РВ и др.
В 1972-1973 годах Титов работал заместителем начальника Центра по управлению космическими аппаратами военного назначения Главного управления космических средств (ГУКОС) Министерства обороны СССР.
В 1973-1979 годах – заместитель, в 1979-1991 годах – первый заместитель начальника ГУКОС МО СССР по опытно-конструкторским и научно-исследовательским работам. Являлся председателем нескольких государственных комиссий по испытаниям ракетно-космических систем. Был активным идеологом создания морских кораблей измерительного комплекса, принял личное участие в разработке корабля проекта 1914 «Маршал Неделин».
В 1980 году защитил диссертацию и получил степень кандидата военных наук. Позднее защитил докторскую диссертацию.
С октября 1991 года генерал-полковник авиации Герман Титов — в запасе.
В 1992-1993 годах — президент Международного научно-технического центра по космонавтике и электронике «Космофлот», в 1993-1995 годах — заместитель председателя совета Российского центра конверсии аэрокосмического комплекса. С 1999 года — президент Федерации космонавтики РФ.
Титов был депутатом Верховного Совета СССР (1962-1970), Государственной Думы РФ (1995-2000).
Летчик космонавт СССР Герман Титов — Герой Советского Союза (1961), Герой труда Демократической Республики Вьетнам (1962), Герой Монгольской Народной Республики (1961), Герой Социалистического Труда Народной Республики Болгарии (1962), лауреат Ленинской премии (1988).
Награжден двумя орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, орденом Трудового Красного Знамени, орденом «За заслуги перед Отечеством» III степени, медалями, а также многими иностранными орденами.
Космонавт является автором книг «700000 километров в космосе», «Семнадцать космических зорь», «Авиация и космос», «Первый космонавт планеты», «Голубая моя планета», «На звездных и земных орбитах».
Был удостоен звания Заслуженный мастер спорта СССР за установление ряда мировых рекордов в космическом полете.
Герман Титов скончался 20 сентября 2000 года. Похоронен на Новодевичьем кладбище Москвы.
Титов был женат, супруги воспитали двух дочерей.
Именем Германа Титова назван кратер на обратной стороне Луны, подводная гора в Тихом океане, остров в Тонкинском заливе (Китай) и остров в заливе Ха Лонг (Вьетнам). Сейчас остров Титова, или Тип-топ, как называют его вьетнамцы, служит одной из туристических достопримечательностей залива. На его вершине, куда ведут три сотни ступеней, установили смотровую площадку и памятную табличку с объяснением необычного названия.
Имя второго космонавта планеты носит аэропорт города Барнаула, Главный испытательный центр испытаний и управления космических средств, расположенный в городе Краснознаменске Московской области. В этом городе открыт мемориальный комплекс, посвященный Герману Титову. Его имя присвоено лицею №1 Краснознаменска, в котором открыт музей космонавта. Именем Германа Титова названы улицы нескольких российских городов, а также городов ближнего и дальнего зарубежья.
В поселке Красный Кут Саратовской области, в районе которого совершил посадку космонавт № 2, открыта мемориальная доска, посвященная этому событию. Также установлены бюсты в Чернигове и Барнауле.
В 2007 году в честь Германа Титова в Москве на здании Института космических исследований Российской академии наук была установлена мемориальная доска.
В июне 2009 года именем Германа Титова назван пассажирский лайнер А-320 авиакомпании «Аэрофлот – Российские авиалинии».
В селе Полковниково Косихинского района Алтайского края в здании школы-семилетки, в которой в 1945-1950 годах учился Герман Титов, в 1965 году открылся Алтайский государственный мемориальный музей Г.С. Титова.
В 2010-2011 годах была проведена реконструкция старого и строительство нового здания музея. Сейчас музейный комплекс включает в себя два объекта: школу-семилетку, в которой учился космонавт (старое здание музея), и новое здание, где расположены экспозиционные залы, фондохранилище, кабинеты сотрудников.
Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников