в каком году тесак сел в тюрьму
«Тесак национал-социализма»: как жил и как умер Максим Марцинкевич
Как правило, все вспоминают хорошо описанные в СМИ эпизоды биографии Марцинкевича — начиная с его появления 28 февраля 2007 года в клубе «Билингва» и заканчивая проектами «Оккупай-педофиляй» и «Реструкт» 2011–2014 годов. Мы же расскажем о более ранних и куда менее известных эпизодах биографии Максима. Тем более, автор был немного лично с ним знаком, имел немало общих знакомых и т.д.
Забрился, то есть на скинхедском жаргоне — влился в эту субкультуру, Марцинкевич еще в конце 1990-х годов. Иногда называется конкретная дата — 1999 год, но это не точно.
Описания эти были очень многословными и очень детальными, спустя много лет Максим все помнил в деталях. Но, кстати, про убийства там не было — били кулаками и ногами в тяжелых ботинках, даже про арматуру и бутылки, насколько помню, не говорилось.
С другой стороны, наивно было бы думать, что Максим, как говорилось в фильме «Место встречи изменить нельзя», «сам себе срок с пола поднимет». Да и не все бывает сразу. Один из авторитетных в скинхед-движении людей как-то упомянул в разговоре с автором в 2006 году между делом, как примерно в 1999-м на его глазах Максим «зарабатывал белые шнурки», то есть совершал убийство для поднятия статуса в этой среде. Правда, тогда человек, на которого напали скинхеды (скорее всего, в районе «Курской»), от них ушел — он выбежал, спасаясь, на проезжую часть и был сбит машиной. Причем, вроде бы, это был отнюдь не вьетнамец.
Да, собственно говоря, примерно так и протекала чаще всего в те годы «юность в сапогах». Уличные драки, подогретые алкоголем, были у молодежи в порядке вещей.
Футбольные фанаты били друг друга жестоко, насмерть — на улицах, в поездах метро и электричках — пуская в ход и ремни с заточенными стальными пряжками, и стеклянные бутылки, и напиленную арматуру, и даже порой ножи и заточенные напильники (это уже потом, где-то к 2003 году, пришел принцип fair play, драки «на чистых руках»).
Как писал Пушкин: «Ужасный век, ужасные сердца…»
Максим не раз упоминал — например, в 2003-м в интервью телеканалу ТВЦ или 2006-м в интервью британскому журналисту Россу Кэмпу, снявшему целый фильм о российских неонацистах, — что 8 сентября 1999 года при взрыве дома на улице Гурьянова погибла девушка, с которой он встречался. На сайте Format18 висел даже видеролик, который назывался, кажется, «Клятва» или что-то в этом роде, где он дает какое-то обещание у ее надгробия. Была ли такая девушка на самом деле, и была ли она его девушкой, а не просто знакомой, точно неизвестно. Возможно, и была.
Но то, что Марцинкевич стал скинхедом именно по причине гибели девушки при теракте — сомнительно и походит скорее на красивую легенду. Тем более, описанные им многочисленные драки были совсем в другом районе и не с кавказцами, а с китайцами.
Далее Максим «всплывает» в Народной национальной партии (ННП), имевшей в начале нулевых негласное реноме «главной скинхедской партии России». Реноме это возникло не на пустом месте. 2 мая 1998 года широкую известность получил случай, когда скинхед Семен «Бус» Токмаков со товарищи избил у рынка «Горбушка» чернокожего американского морпеха Уильяма Джефферсона, а потом на том же месте стал раздавать журналистам интервью по данному поводу. Буса арестовали, 27 сентября 1999-го он был осужден на три года, но освобожден по амнистии. Так вот, сидя в Бутырской тюрьме, Токмаков оказался в одной камере с вождем ННП Александром Ивановым-Сухаревским, который предложил получившему известность скинхеду возглавить молодежное крыло своей карликовой ультраправой партии. Благо, идеология ННП, именовавшаяся «русизмом», сочетала ностальгию по дореволюционной России с белым расизмом.
Тут стоит отметить, что, хотя ННП действительно собрало вокруг себя группу молодых бритоголовых, отношение к ней среди авторитетных представителей скинхед-движения было довольно скептическим. Во-первых, лично Токмаков, несмотря на полученную им медийную известность чуть ли не «главного скинхеда всея Руси», каким-то особым уважением в правой среде не пользовался. Автору рассказывали очевидцы, например, про случай, когда Буса прямо на каком-то концерте побили представители «Объединенных бригад-88» (ОБ-88, крупнейшее скинхед-объединение Москвы), а прочие собравшиеся в клубе многочисленные «борцы за белую расу» смирно стояли у стенки и смотрели на происходившее. Во-вторых, отношение в субкультуре к «партийным» (так они именовались на сленге) было в целом негативным. Политику уличные хулиганы дружно считали «грязным делом», а «партийных» обвиняли (и небезосновательно) в том, что вместо «реальных дел» они занимаются «показухой и говорильней».
Что интересно, даже при наличии любившего давать всем и вся (как недавно он сам признал — за деньги) интервью Токмакова, Марцинкевич быстро тоже выдвинулся в его окружении на видные роли. Тем более, перед ним был успешный пример самопиара.
В 2001 году польский телеканал TVP1 показал репортаж «Один день из жизни боевика неонацистской организации в Москве», практически целиком посвященный жизни Максима. На экране мы видим, как еще не накачанный (хотя упоминает, что «пора идти в качалку») Марцинкевич ходит по квартире в спальном районе, ходит на тренировку по боксу (кстати, видно, что он совершенно не умеет держать руки; забавно, когда в 2012-м Тесак решил выступить на ринге на одном из турниров White Rex по микс-файту, как был сбит уже первыми ударами противника), посещает с бритоголовыми собратьями офис ННП, распространяет партийную агитацию и т.д. В одной из публикаций в соцсетях 2013 года размещение этого видео было дополнено таким сообщением: «За это интервью Максиму дали 400 долларов. Все эти деньги он отдал в организацию, в которой состоял на тот момент, — Народной национальной партии (ННП). На эти деньги купили служебный автомобиль». Возможно, Тесак об этом где-то упоминал, например, в опубликованной в 2013 году книге «Реструкт», которая ныне запрещена и которую ныне уже не прочтешь.
Есть еще один репортаж о деятельности молодого Максима в рядах ННП, датируемый 2003 годом, на этот раз снятый российским телеканалом ТВЦ. Из этого репортажа можно узнать, что Марцинкевич уже гордо носит кличку Тесак, командует каким-то отрядом бритоголовых при партии, оттитрован в репортаже как «лидер московских скинхедов», при этом дальше мы видим на экране и Буса, хотя тот говорит уже гораздо меньше своего молодого соратника.
В общем, как видим, «раскрутился» и приобрел известность Максим уже в рядах ННП.
Где-то году в 2003-м на российском телевидении было показано интервью с Токмаковым, который пришел на встречу с журналистом в компании нескольких своих накачанных молодцов, в одном из которых можно узнавать молодого Марцинкевича (как видим, всего за пару лет он сильно раскачался — и, судя по всему, с применением стероидов, так как в заключении он быстро потерял объемы мышц). Впрочем, в тот раз он просто сидел рядом с командиром за столом и рта не раскрывал, а вещал только Бус, к которому в какой-то момент подключается человек, с которым позже Марцинкевича тоже сведет судьба — редактор сайта «Русская воля» Максим «Адольф» Базылев.
Судя по всему, уже тогда Максим увидел пример, который оказался для него привлекательным — медийная деятельность. С этим в правой среде вообще было плохо. Понятие «пропаганды» сводилось разве что к проведению концертов или редких митингов «для своих», а помимо этого — к общению на гостевых или форумах в Интернете (например, до закрытия в 2004 году была популярна гостевая сайта группы «Коловрат»), а также к изданию и распространению плохо отпечатанных, малотиражных черно-белых самиздатских журналов (на сленге — «зинов», от английского magazine).
Между тем, широкую известность в 2002—2004 годах приобрели видеоролики с записями диверсий в Чечне, распространявшиеся сайтом «Кавказ-Центр» (сайт неоднократно взламывали и блокировали, но он создавал «зеркала» и продолжал свою деятельность, в 2011-м его признали экстремистским). Сделанные боевиками короткие видеозаписи подрывов военной техники, на которые часто накладывалась задорная музыка лезгинки или изображение оскаленной пасти волка, имели огромный резонанс. У тех, кто их просматривал, внутри всё кипело и буквально сжимались кулаки от ярости.
В 2003 году между Токмаковым и Ивановым-Сухаревским произошел конфликт, отягощенный тем, что вождь ННП был ранен при взрыве бомбы в офисе партии, а перед этим Иванову-Сухаревскому отказали во включении в список партии «Родина». Токмаков из ННП ушел, какое-то время был помощником депутата Госдумы от «Родины» Николая Павлова, а в 2005-м и вовсе исчез из публичного поля. В нулевые ходили слухи (не так давно подтвердившиеся), что бывший скинхед открыл небольшой магазинчик где-то в Подмосковье и живет там вместе с женой и детьми заурядной жизнью обычного обывателя.
И как раз где-то в 2005-м появляется «творческое объединение» (как оно официально именовалось, и в чем-то это верно, так его род деятельности отличался от классического формата скинхедской «бригады») Format18, включавшее помимо Максима еще ряд молодых скинхедов, известных под кличками Дед, Шульц и т.д. Был создан сайт, где начали выкладывать видеоролики, с каждым разом все более профессиональные.
Стоит отметить, что видеосервисов в привычном нам понимании тогда в России просто не было. YouTube был запущен в США в апреле 2005 года, его русская версия появилась только в 2007-м. «ВКонтакте» был создан лишь в октябре 2006-го, и долгое время был плохой копией раннего Facebook, видеоролики там появились гораздо позже.
В общем, видеоролики Forma18 оказались новинкой и вследствие этого пользовались большой популярностью. Тем более, они сочетали разные форматы — и видеозаписи реальных нападений, присланные подписчиками, и репортажи или откровенно постановочные видеоролики на разные темы, снятые самим Максимом и его товарищами.
Автор лично познакомился с Максимом чуть позже. Что удивило, Тесак, несмотря на свои габариты, был похож не на обычных скинхедов-качков, а скорее на какого-то интеллигентного парня, правда, словно работавшего коммерческим рекламщиком средней руки, занятым поточным производством «чернухи». Очки (на первых видео Format18 он старался их не надевать, ибо они разрушали образ бритоголового супермена), очень быстрая речь, бегающие глаза, вечные смешочки и шуточки на грани фола, в целом «скользкие» манеры, в общем, весь антураж упомянутого выше типажа.
Отдельная тема — это внешность. Человек, которому журналисты уже тогда создали реноме «главного скинхеда России», имел очень много черт лица, вызывавших в памяти что-то ближневосточное — узкий длинный нос, например.
Фамилия Максима — Марцинкевич — уже ставшая известной широкой публике к этому моменту, была в правой среде темой для разнообразных шуток на тему «неарийскости» персонажа. Чаще всего народ особо не изощрялся и бросал в комментарии в блогах обложки альбома певца Александра Марцинкевича из группы «Кабриолет», исполняющей цыганские песни.
У автора, честно говоря, это особо вопросов тогда не вызвало. Банально потому, что среди «борцов за арийскую расу» неарийцев хватало. Например, автор знал парня, темноте кожи которого позавидовал бы любой араб — он объяснял это тем, что его отец испанец (и даже кличку взял такую), и никто особо в эту тему не залезал. Или, например, татары такой сильно семитской внешности, что один из них даже ходил есть в столовую при синагоге, где его все принимали за своего. Другой, гордо представлявшийся как Макс Ариец, позже после ареста был упомянут в публикациях СМИ как Максим Юнусов… Такова была жизнь.
Опять же, об отношении субкультуры и ее авторитетных представителей в целом. Первое время, пока Тесак занимался только выпуском роликов, отношение к нему было таким одобрительно-покровительственным, мол, «о, мальчик, кароши-кароши, делай дело, которым нам занимается и не получается, и лень». Когда же в 2007-м Format18 начал претендовать уже на медийное и организационное лидерство в среде скинхедов, отношение к нему и к его вожаку стало скорее презрительно-пренебрежительным. Было немало отзывов (скорее имевших под собой почву) в Интернете, что в регионах на Тесака ориентируется только неопытный молодняк, так называемый «диван скинс-фронт», который сидит и смотрит видеоролики Format18 и по ним формирует себе картину мира.
О реальном уровне поддержки Тесака можно судить по единственному массовому мероприятию, которое он собирал своими силами вместе с Коротких, — так называемым «Сборам Format18», прошедшим в июле 2007-го в лесах Калужской области (как раз после них Максима и арестовали). Приехало на него со всей страны около 50 человек. Сохранились немало фотографий и видеозаписей с этого мероприятия, в том числе массовых построений участников. Кстати, этот эпизод в том числе хорошо скосплеил по визуальному ряду (но не по атмосфере) режиссер Павел Бардин в фильме «Россия 88».
С одной стороны, он слишком любил жизнь, девочек, свои бесконечные каверзы и «маленьких любителей экстремизма», чтобы от всего этого добровольно отказаться.
С другой, надо вспомнить, что Марцинкевич «заехал на зону» где-то в конце январе 2014 года и так там и остался. Каждый раз, когда у него заканчивался срок, ему находили новое дело и новую статью, и он продолжал сидеть. «Чалиться» без перерыва шестой год и понять, что и на этот раз ты не выйдешь… Это могло надломить любого.
Нет, конечно, версию по поводу убийства Марцинкевича в колонии нельзя просто так отметать с ходу. Но вопрос — кому это могло понадобиться и зачем?
Смешно читать, когда пишут (в основном, украинские колумнисты и телеведущие вроде Татьяны Даниленко, в глаза никогда не видевшие Максима), что это, мол, был борец с режимом и режим опасался, что он включится в протестную деятельность. Серьезно?
В 2007-м Тесак убеждал свою гитлеристскую аудиторию, что «либералы — это ZOG» (на сленге скинхедов — Zionist Occupation Government, то есть «сионистское оккупационное правительство») и сотрудничать с ними — самое худшее зло. Занимался срывом митинга «Яблока» 4 ноября 2006 года на Болотной площади, предлагая «привезти туда пьяных грязных бомжей и снять все это на видео». Еще один малоизвестный широкой публике эпизод — во время «марша несогласных» 14 апреля 2007 года окружение Format18 привело на Чистые пруды порядка 40 человек, чтобы… помочь ОМОНу противостоять либералам. Правда, не повезло — милицией на месте руководил офицер кавказской внешности, который, увидев толпу незваных бритоголовых «помощников», опешил и решил их задержать, так что «борцы с ZOG’ом» вынуждены были ретироваться.
Как правило, убивают на зоне либо тех, кто много должен уважаемым людям, либо тех, кто много знает о влиятельных людях или финансовых потоках, которые может «сдать» следствию. То, что в 2009-м Базылева в СИЗО на Петровке сразу же после ареста убили те, кто был заинтересован в том, чтобы с ним «похоронить» тайны обналов на сотни миллионов рублей (где был замешен и Коротких), в правой среде мало кто сомневается. Серьезно, откуда взялся в камере скальпель, которым он якобы вскрыл себе вены?
Но вот что такого мог знать и рассказать в 2020 году Марцинкевич? Каких-то участников уличных драк 1999 года или съемки знаменитого видео «Казнь таджика и дага»? Многих из них он вряд ли даже знал по фамилиям, а спустя столько лет их вряд ли уже найдешь. Тем более, вышли даже сроки давности (15 лет для тяжких преступлений), вещдоки не найти. Если только это фигуранты старых уголовных дел за прошедшее время не стали настолько «большими людьми», чтобы им могла помешать даже просто огласка об их прошлых нелицеприятных делишках. Такие могли бы «достать» его даже на зоне…
«Лента.ру»: Чем, на твой взгляд, закончится новое судебное разбирательство? Как ты относишься к тому, что срок твоего заключения может быть продлен? Готов ли к этому?
Марцинкевич: Если брать по закону, то закончиться новый суд может исключительно снятием обвинений или оправданием. Дело в том, что в обвинении допущены фундаментальные нарушения, которые невозможно устранить в суде. Они, собственно, слагаются из сфабрикованного обвинения, бездарного следствия, страдающего Альцгеймером прокурора и очень сильным, политически мотивированным желанием закрыть меня и все движение «Реструкт».
В первый раз судья Глухов согласился с тем, что государственный интерес выше закона, вынес мне и ребятам обвинительный приговор. Ну, а косяки следствия прикрыл тем, что сфальсифицировал протокол судебных заседаний, показания потерпевших, свидетелей и обвиняемых. Но в Мосгоре чудом, которое я отношу на счет моего адвоката Краснова, приговор по моему и еще двум эпизодам был отменен.
В этот раз? По закону — оправдание. По логике, новая судья не должна бы сознательно нарушать закон там, где вышестоящая инстанция прямо сказала: нарушений не допускать.
А по факту что будет? Россия же. Ну, вынесут они мне снова 10 лет. Могут же договориться, чтоб устоял приговор? Могут.
Жалуйся потом в ЕСПЧ. Или опять через год отменят по апелляции. Ну, накажут судью. Мало ли их? И снова суд. Есть такой лайфхак, если не жалко судей и прокуроров, которые получают взыскания за отмены. Статья до 10 лет? Вот 10 лет и можно так кружиться.
Максим Марцинкевич (Тесак)
Фото: Сергей Пономарев / AP
Естественно, что я хочу поскорее выйти. Я и так за 4,5 года самое интересное пропустил. Но что значит «готов ли ты к этому»? Кто спрашивает-то? Если считать за подготовку список книг, то да — года на два вперед составлен. Именно тюремного чтения, часов по восемь в день. А на волю я всегда готов — только и взять что блокнот со стихами и одну фотографию.
Рано или поздно ты выйдешь на свободу. И чем ты планируешь заняться? Не сразу после освобождения, а глобально. Вернешься ли к активной общественной деятельности и в какой роли?
Планов у меня очень много, это факт. Самое первое, что я сделаю, — уеду из России и откажусь от ее гражданства. Не хочу иметь ничего общего с этим государством и его политикой.
Если пропустить относительно мелкие цели типа «прокатиться на собачьей упряжке через Аляску» или «залезть на Эверест», а перейти к основному, то это будет культурологический проект глобального масштаба. Основной вопрос: почему одни страны процветают, а другие нет? Разговоры об империализме и эксплуатации сильно устарели. Хотя леваки еще пользуются. Но если смотреть реально, то у каждого народа в каждой стране есть ряд вполне четких характеристик, от которых зависит прогресс.
Законопослушность, социальная мобильность, экономическая активность, тяга к образованию, восприятие коррупции, принятие личной ответственности, жажда свободы. От чего это все зависит? Прежде всего — от культуры. Вот, скажем, пунктуальность. Все знают о немецкой и японской пунктуальности. А кто знает, что в Эквадоре из-за опозданий на работу теряется 5 процентов ВВП? Как исправить?
Или возьмем Россию. Вот есть моногород, в котором закрылся градообразующий завод. Все, он уже никому не нужен, он экономически невыгоден. А жители требуют открыть и платить зарплаты. Это мышление такое патерналистское. Нет чтобы сразу переехать в другое место, получить новую специальность и спокойно жить. Как же можно уехать из родного города? Как же в 45 лет учиться?
А несоблюдение закона в России? Часто можно увидеть по телевизору, как упитанный законодатель в пиджаке сокрушается о правовом нигилизме. Но ведь законопослушность начинается не с соблюдения закона, а с его принятия. Закон ведь должен быть справедлив, исполним, общеизвестен и применяться ко всем одинаково. И кого у нас смущает принятие закона, о котором заранее известно, что выполнен он не будет? Абсолютно никого. То майские указы — абсолютно нереализуемые, но приятные. То «закон Яровой» — ужас, но все равно работать не будет. И откуда это идет? Вот куда интересно копнуть.
Как ты оцениваешь результаты и эффект проекта «Реструкт»? Повлиял ли он как-то на общество?
Если честно, то эффект от «Р» для общества мне сложно оценивать из этой подводной лодки 99/1. Мне многие до сих пор пишут — мол, спасибо, благодаря твоему творчеству бросил бухать и курить, занялся спортом и начал читать. Это очень радует. А что касается общества в целом… Вся социальная активность в стране подавлена. Те общественные движения, что я вижу (опять же по телевизору), вызывают только раздражение жуткое.
Фото: Дмитрий Духанин / «Коммерсантъ»
«Лев против» — чистые дружинники, почти менты. «Белая гвардия» — по борделям ходят, еще грустнее. «Трезвая Россия» — помесь шариатского патруля и ДПС. «Стопхам» легко можно заменить несколькими видеокамерами, выписывающими штрафы.
Я считаю, что это имитация общественной деятельности и социального активизма, направленная на дискредитацию самой этой идеи. Типа сидите лучше, ребята, по домам. Ясно, что ничего мало-мальски полезного государство грантами не снабдит.
Единственное — канал «Пятница» радует своими проектами. Я одно время даже переживал, как бы Лену Летучую не закрыли. А что? Написал бы какой-нибудь уборщик, что она телефон у него сперла, и вперед. Сейчас «Инсайдеры» смотрю. То там, то там периодически встречаю отголоски проекта «Реструкт». Социальная эволюция идет быстрее эволюции видов. А еще иногда слышу у молодых ведущих свои фразы — смотрели ролики, значит, недавно. Прикольно.
Как ты относишься к законодательной инициативе установить пожизненный срок для педофилов?
Я против педофилии, конечно. Но, сидя в тюрьме и особенно наглядно воспринимая тот беспредел, что называется правосудием, никакие ужесточения я приветствовать не могу. Ведь не только в экстремизме и разбое оправдаться нереально. Что угодно тебе предъявят — и сиди. Вон историка Дмитриева судят за педофилию, чтоб чекистские полигоны и места захоронений не раскапывал.
Что бы ты изменил в своей жизни, если бы мог? Были ли конкретные эпизоды, когда все пошло не так, как ты планировал, и это повлияло на твою судьбу? Приведи пример, если были.
Вообще я не склонен в таком ключе рассуждать о жизни. Но есть один момент, который мне прямо в глаза бьет. Не надо было улетать из Киева на Кубу. Здесь речь об одном конкретном решении, которое портит мне жизнь уже 4,5 года. Все остальные события складываются из цепочек решений — значит, надо изменять все мышление, а это невозможно. Я не говорю «зря я поехал того барыгу ловить, за которого сижу». Его никто не грабил — это просто повод меня закрыть. Но не было бы его, попросили бы написать заявление какого-нибудь педофила. Я ж их 115 штук поймал. Как тут защититься? Абсолютно никак. Если только ничего не делать. Но это уже не я должен быть.
Считаешь ли ты себя по-прежнему неонацистом? Можешь кратко и емко определить свою идеологию? Какова цель твоей жизни (достижимая)?
Для СМИ я буду неонацистом всегда, это ясно. А если говорить строго, то речь об идеологии национал-социализма. С «социализмом» я ситуацию разъяснил для себя и полностью его отвергаю. С «национализмом» сложнее, но многие его аспекты для меня неприемлемы.
Я русский, но если брать социальные установки русской нации, то, боюсь, совпадений совсем немного. Гетеросексуализм и русский язык. Все. Ценности — стремление к совершенству, ответственность, саморазвитие, свобода.
Сейчас я все глубже изучаю либертарианство. Кратко и емко определить свою идеологию я не могу. Мне еще многое надо уточнить, обсудить, проверить, изучить. А затем, скорее всего, придумать название и дать описание тому, что получится. Этим я и буду заниматься в ходе своего культурологического проекта.
Цель моей жизни… Глубокий вопрос. Я атеист. Так что исхожу из того, что мы все умрем, и это навсегда. И Солнце погаснет. Все, что мы могли бы в этой жизни сделать, исчезнет. Следовательно, все наши жизненные пути ведут в могилу. Разница лишь в том, есть ли на этом пути сердце. Я живу так, как считаю правильным, как подсказывает мне сердце. Вот и все. Если копнуть глубже, то жизненные цели людей определяются страхом смерти. Оставить след после себя — так или иначе. Дети, богатство, искусство — что угодно. Надо понимать, что все это — лишь желание продлить свою жизнь за порог собственной смерти. Вот как раз на эту тему стих у меня есть.
Страх смерти обитает внутри каждого из нас.
Его не победить, он всеобъемлющ и силен.
До тех пор, пока огонь не погас,
Он жизни подчиняет себе с зари времен.
Мечтаешь о детях, чтобы свой продолжить род.
Потомкам, конечно, жизнь надо дать!
Не переведется поэтому народ —
В кругу детей и внуков не так страшно умирать!
Пытаешься денег побольше накопить,
Развиваешь бизнес, пополняешь запас.
Хоть все деньги мира на счет сможешь положить —
Счет никого еще от смерти не спас!
Хочешь в истории след оставить свой.
Рисуешь картины, книги пишешь, поешь…
Остынет Солнце, землю льда покроет слой,
А значит, и ты с бессмертным творчеством умрешь!
Может, молишься богу, чтоб душу спасти?
Вечную жизнь обеспечить в раю?
Только и рай, и бога придумал человек,
Эксплуатирующий боязнь смерти твою.
Помни о смерти — в этом секрет!
Она всегда рядом, ей всегда по пути!
Устал, все [плохо] — она скажет: «Нет!
Ты жив, значит, должен к цели идти».
Санкт-Петербург. Задержание участников несогласованной акции против повышения пенсионного возраста на Малой Садовой
Фото: Петр Ковалев / ТАСС
Какое родство важнее — идеологическое или по крови? Какие качества ты ценишь (ненавидишь) больше всего в людях? Разделяешь ли ты принципы уважения к врагам, правила честного поединка?
Это смотря в каком аспекте. Слишком абстрактный вопрос. Ненавижу больше всего — глупость, слабость, трусость, лень, лживость, интриганство. Ценю, соответственно, противоположное. Я сторонник фон Клаузевица, так что правила честного поединка и уважения к врагам могу отнести только к спорту. Врага надо победить, а не уважать. Да мне и самому наплевать, уважают ли меня враги. Другой вопрос, который обычно путают с вопросом об уважении: необходимо ли соблюсти определенные правила. Да — при условии, что ты сам на них согласился.
Кто такой русский и каким ты видишь будущее твоего народа, исходя из сегодняшней ситуации?
Если без романтики, то русский — любой европеоид, говорящий на русском языке, усвоивший русскую культуру и идентифицирующий себя как русского. Хотя бывает, что этот европеоид и языка не знает, и с культурой не знаком, и живет в другой стране, но считает себя русским потому, что его предки — русские. Не знаю, уже спорно.
А будущее моего народа, если ситуация не изменится, очень печально. Правительство раздаст паспортов иммигрантам и приложит все силы к смешению. У нас же рабочих рук не хватает — почему бы и не заместить по этому случаю народ? Главное, что ситуация критическая — у нас одновременно и безработица, и нехватка рабочих рук.
Как и на какой основе следует объединить правые националистические движения в стране, чтобы они стали реальной силой? Или это невозможно сделать?
Вопрос поставлен так, как будто нацдвижения перессорились и развалились сами по себе, а не были уничтожены спецслужбами. Все лидеры или сидят, или сбежали за границу, или залегли на дно. Нет смысла говорить об основе для объединения, пока гайки так закручены. А, нет, есть одна основа! Согласование позиции в АП и получение там же грантов: «Крым наш!», «Русский мир!», «За православный интернет!», «Смерть бандеровцам!» и так далее. Идеальная и политически верная основа.
Следишь ли ты за тем, что происходит в стране? Какие актуальные темы тебя волнуют — Украина, Сирия, футбольный чемпионат, Крымский мост?
Слежу. Украина в том ракурсе, в каком ее обсуждают в СМИ, меня не волнует. На Сирию, футбол и Крымский мост мне вообще положить. Интересна общая тенденция закручивания гаек и обнищания в России. Образование новых и новых протестных страт. Дальнобойщики, студенты, фермеры, теперь еще пенсионеры… Этот процесс не может быть бесконечным. Веселят законодательные инициативы — уже фантазии не хватает, где бы еще денег выжать. Причем свойство у чиновников есть одно: чтоб отнять десять рублей, они нагадят на тысячу. Интересно, когда рванет?
Еще слежу за тем, как правеет Европа. Хорошо и модно говорить о толерантности, но если у тебя в доме парочка десятков диких беженцев поселится — толерантность подослабнет.
Члены неофашистских формирований в ГДР. Март, 1990
Фото: Борис Бабанов / РИА Новости
Раньше по улицам открыто ходили бритоголовые, порой и со свастикой на рукаве. Теперь людей сажают за экстремистские репосты в соцсетях. Как тебе такая эволюция? И вообще, много ли общего между неонацистами конца 90-х и сегодняшними?
Да, эволюция печальная. Абсолютное большинство сегодняшних правых — это те, кого скины раньше звали Divan skins front. Но раньше они рисовали свастики в тетрадках, а сегодня делают репосты во «ВКонтакте». Они абсолютно безобидны. Но сажают-то их не из-за исходящей от репостов угрозы конституционному строю, а потому, что надо же кого-то сажать. Чтоб отчетность была, чтобы звездочки новые вкручивались, премии шли. Наплодили антиэкстремистских подразделений — они и сидят, кушать хотят.
Как к интернет-экстремистам относятся на зоне? Как относятся к «политическим» обычные уголовники? Как относятся к неонацистам зэки с Кавказа?
Кто-то «за хатой смотрит», кто-то «на дороге стоит», кто-то просто сидит, кто-то «шныряет».
Конечно, зэки с Кавказа против русского национализма. Да и то не все — у них свои межнациональные войны. А русские — против ислама. Я вообще против религии в принципе. Но надо же как-то уживаться, раз в камере нас заперли.
Не жалеешь ли ты втянутых тобой в «Реструкт» парней и девушек, получивших за это тюремные сроки, испытывающих теперь проблемы с трудоустройством и т.д.?
Жалость — плохое чувство, оно говорит о том, что ты чувствуешь себя выше того, кого жалеешь. У всех был выбор. Конечно, я сочувствую парням. И сочувствую Лизе. Но это было ее решение — не уезжать из России, ходить на суды, на приговор.
Мы сели не потому, что совершали преступления. Этого не было. Была зачистка неподконтрольных власти общественных объединений. А «Р» был самым заметным. Видели ли ребята, что по нам начали работать? Да, конечно. Но они посчитали своим долгом продолжать. Это был их путь сердца.
Фото: Rebecca Blackwell / AP
Как тебя меняет заключение и нравятся ли тебе эти перемены?
На этот вопрос, мне кажется, должен бы отвечать кто-то со стороны, знавший меня до посадки. Пока единственные наглядные перемены — это несколько седых волос в бороде и редеющие волосы. Не нравится.
Знаний немало накопил — постоянно читаю и пью ноотропил с глицином. Когда я сел в 22 года, то постоянно замечал, что в спорах мне не хватает аргументов. Спорим-спорим, и я натыкаюсь на стену, за которой мои знания исчерпаны. А оппонент, особенно из экономических, проходит ее и идет дальше. Что же я, думаю, балбес?! Тогда-то за книги и взялся. Сейчас ситуация обратная.
Если учесть, что интеллект — единственное, что отличает человека от остальных животных, то изменения, вызванные тюрьмой, можно только поприветствовать. Но пора уже и на практике все применять. Хватит подготовки!
Видишь ли ты себя после сорока лет добрым семьянином с иномаркой, загородным домом и собакой? Каким образом ты бы хотел умереть, если получил бы выбор?
Нет, кем я себя точно не вижу — это добрым семьянином. И злым тоже. Сейчас решается вопрос, будет ли у меня одна любимая девушка или гарем нимфоманок. Хотелось бы, конечно, первого. Но, боюсь, придется довольствоваться вторым.
Как умереть? Красиво. Как викинг — в бою! Или на девушке. Или замерзнуть на вершине Эвереста. Хотя, по большому счету, это неважно.