в каком году татарам разрешили вернуться в крым
«1944»: как на самом деле депортировали и возвращали в родные края крымских татар
Крым в общефедеральной повестке на этой неделе появился дважды, и оба появления связаны с цифрой 1944. Во-первых, это победа крымскотатарской певицы Джамалы с песней «1944» на Евровидении (чему порадовались многие татарстанцы), а во-вторых, это то, что прошло 72 года после начала операции по депортации татар из Крыма. Эльвина Сеитова, кандидат исторических наук из Крыма, в своей статье для «Реального времени» рассказывает о тех страшных событиях, делится своим мнением о Джамале и радуется новому герою из числа татар.
Сначала депортировали немцев
Крым был освобожден в мае: Севастополь – 9 мая, последние бои прошли на мысе Херсонес 13 мая 1944 года. Буквально в то же время, 11 мая, было принято решение о депортации крымских татар. До этого, уже в августе 1941 года, выслали немцев. Позже, 27 июня 1944 года, депортации подверглись болгары, греки и армяне. Формулировка во всех документах о депортации была одна и та же: обвинение в коллаборационизме, в связях с оккупантами.
Крымских татар увезли очень быстро. События разворачивались ровно 72 года назад – 18 мая 1944 года. Ворвались в дома крымских татар рано утром, дали буквально считаные минуты на сборы, не было никакой возможности взять с собой что-то ценное. Люди буквально успевали взять с собой Священную книгу и первые попавшиеся вещи. Депортировали в большей степени женщин, стариков и маленьких детей, потому что основная часть мужского населения находилась на фронте. Все было очень быстро, людей вывозили без какого-либо имущества, даже без документов.
Их препровождали в эшелоны, которые были предназначены для перевозки крупного рогатого скота. Они не были оборудованы для людей. Всех загружали в эти вагоны в огромных количествах. Естественно, не было никакого медицинского обслуживания и каких-либо удобств. В вагоны людей, можно сказать, утрамбовывали. Таким образом, в считаные дни абсолютно всех крымских татар вывезли из Крыма.
«Их препровождали в эшелоны, которые были предназначены для перевозки крупного рогатого скота. Они не были оборудованы для людей. Всех загружали в эти вагоны в огромных количествах». Фото gazeta.ua
«Дорога ада»
Основным местом депортации крымских татар была Узбекская ССР. Туда перевезли 82,5% всех депортированных крымских татар. Также их депортировали в Казахстан и Таджикистан, на Урал и в Костромскую область.
Эшелоны из Крыма шли около месяца. Перевозили в «скотских» вагонах, кормили соленой рыбой, не давали воды. Люди в огромных количествах умирали, не было никакой возможности их похоронить. Приходилось выбрасывать тела умерших близких людей прямо на дорогу. Если эшелон останавливался, то быстро хоронили. Было огромное количество заболеваний – в первую очередь дизентерия и сопутствующие заболевания. Многие люди умерли именно от тех болезней, которые были приобретены во время этой дороги, которую прозвали «дорога ада».
Годы сразу после депортации были невероятно сложными для всего народа. Крымских татар никто не ждал. Их депортировали в эти регионы – там тоже им были не особо рады. В первые годы они не получали никакой помощи, поддержки. Впоследствии люди привыкали, находили общий язык, вместе работали. Но в первые годы после депортации было очень сложно. Наши бабушки и дедушки говорят, что приходилось рассчитывать только друг на друга. Людей просто оставили в голых полях, в районах, где толком не было ни жилья, ни питания. Людей оставили – и все, выживайте, как хотите. Очень сложно было с нуля наладить быт – без поддержки местного населения, без имущества, без решающей мужской поддержки. Не было воды. Учитывая, что Узбекистан – очень засушливый регион, людям приходилось пить воду буквально из луж, отсюда и все эти болезни. Это и сыграло решающую роль в том, что в первые годы после депортации многие люди погибли. Никакого жилья, никакой еды предоставлено не было, люди были оставлены на произвол судьбы. Они селились в каких-то свободных бараках, где никто не жил. Кому-то «посчастливилось» там поселиться, кому-то приходилось совсем из подручных средств строить себе жилье, по несколько семей.
Кроме крымских татар депортации подверглись болгары, греки и армяне. Их выслали 27 июня 1944 года, отправляли в Казахскую ССР, Свердловскую область, Кемеровскую область, Башкирскую АССР. Крымские татары с ними не пересекались, потому что их депортировали в разные дни и в разные регионы.
Крымские татары в местах спецпоселений после депортации в 1944 году. Фото memory.gov.ua
Депортировали 25% населения Крыма
Вопрос о количестве депортированного населения в историографии очень дискуссионный. Принято считать, что было депортировано около 200 тыс. человек. Это то население, которое жило в своих домах, без учета воевавшего населения. По переписи 1926 года крымские татары составляли по Крымской АССР чуть более 25%.
Эта трагедия объединяет весь народ. К ней причастны крымские татары всех поколений. Крымскотатарские дети с молоком матери впитывают воспоминания о депортации, рассказы бабушек и дедушек об этих трагических событиях. Это не истории, которые где-то вычитаны, – это трагедия каждой семьи, каждого крымского татарина. Эти истории будоражат души и умы всех нас. Прежде всего, это связано с теми нечеловеческими условиями содержания крымских татар, в которых их перевозили. Почти половина, 46% всего депортированного населения погибла в депортации в первый год, в 1944-1945 годах.
Крымские татары в Великой Отечественной войне
Во всех оккупированных территориях всегда есть коллаборационисты. Были они и в Украинской ССР, и в российских регионах, были они и в Крыму среди разных национальностей, не только среди крымских татар. Но говорить о том, что крымские татары все поголовно были коллаборационистами, — оснований для этого никаких нет. Крымские татары гордятся своим вкладом в Великую Победу, своим участием в Великой Отечественной войне — я говорю это как внучка советского солдата. Прежде всего, когда мы говорим о роли крымскотатарского народа в Великой Отечественной войне, стоит вспомнить наших героев Советского Союза. Это – дважды Герой Советского Союза Амет-Хан Султан, Абдраим Решидов, Абдуль Тейфук, Узеир Абудараманов, Сеитнафе Сеитвелиев, Фетислям Абилов.
Отдельно я хотела бы сказать о нашей прославленной героине Алиме Абденановой, она была резидентом отдела разведки. Удивительная вещь: когда война началась, ей было всего 17 лет. Совершенно юная девушка решила внести свой вклад в борьбу народа против оккупантов. К сожалению, в феврале 1944 года ее группа была раскрыта, и 5 апреля 1944 года она была расстреляна. До недавнего времени ее имя не было отмечено, и только в 2014 году благодаря решению президента России ей было присвоено звание Героя России. Это очень большое событие для нас. Помимо этого, у крымских татар были кавалеры ордена Славы третьей степени. Крымские татары внесли свой вклад в Великую Победу.
«Были созданы крымскотатарские поселки, начался долгий, очень изнурительный процесс социально-бытового обустройства. Прежде всего, это строительство домов». Фото Александра Клименко (mycentury.tv)
Возвращение: строить дома заново
Процесс возвращения крымских татар в Крым начался в 1989 году. Тогда началось массовое возвращение крымских татар. Это – еще один сложный рубеж в истории крымских татар, потому что возвращение совпало со сложными событиями в стране. Процесс возвращения вновь был осложнен в определенной степени непониманием местного населения.
Самой большой проблемой вновь оказалось социально-бытовое обустройство. Крымские татары стояли перед выбором: возвращаться в дома своих родственников, в которых уже жили другие люди, или искать другой путь. Первый путь был однозначно связан с обострением национального вопроса. Было принято решение пойти по пути так называемого «самозахвата крымских земель». Были созданы крымскотатарские поселки, начался долгий, очень изнурительный процесс социально-бытового обустройства. Прежде всего, это строительство домов. Как мы шутим, каждый крымский татарин – это строитель. Помимо своей основной специальности, он еще и строитель: все крымскотатарские семьи вынуждены были самостоятельно обустраиваться, строить себе заново дома. Были также сложные вопросы с гражданством, с работой (на работу не брали крымских татар), с образованием, созданием крымскотатарских школ. Этот процесс длится до сих пор, многие вопросы так и не решены. В депортации осталось, по разным оценкам, от 10 до 150 тыс. крымских татар. Однако абсолютное большинство крымских татар вернулось.
На данный момент во всех регионах полуострова живут крымские татары. Но больше всего нас в Симферопольском и Бахчисарайском, а также Белогорском районах. Очень много крымских татар в таких городах, как Судак, Старый Крым, Бахчисарай, Симферополь, Джанкой.
«Что касается проблем – их всегда много, они были, есть и будут. Прежде всего, это проблемы социального обустройства, укрепления инфраструктуры». Фото reuters.com
Недостаток школ и дорог
Сразу после известных событий, произошедших два года назад, был издан указ президента от 21 апреля 2014 года «О мерах по реабилитации армянского, болгарского, греческого, крымско-татарского и немецкого народов и о государственной поддержке их возрождения и развития». Это первый документ за все эти годы о реабилитации. Раньше такого документа принято не было. Безусловно, мы благодарны: с психологической и моральной точки зрения этот документ имеет очень большой вес.
Что касается проблем – их всегда много, они были, есть и будут. Прежде всего, это проблемы социального обустройства, укрепления инфраструктуры. Эти вопросы очень болезненные для крымских татар, потому что они живут преимущественно в местах компактного проживания, но, к сожалению, не во всех из них есть дороги, коммуникации. Крымские татары нуждаются в большем количестве национальных школ и детских садов, в развитии языка и поддержке культуры. Эти вопросы до сих пор актуальны, но, к счастью, крымские татары находят понимание у крымских и федеральных властей. Мы очень надеемся, что при тесной поддержке мы сможем все эти проблемы вместе решить.
Евровидение не для политики
Джамала, безусловно, очень талантливая артистка, неординарная и самобытная. Представила Украину, думаю, достойно. Мы рады этому. Но все-таки хотелось бы, чтобы такой известный музыкальный конкурс, как Евровидение, который пользуется популярностью, не являлся платформой для политического противостояния.
Справка
Эльвина Сеитова — кандидат исторических наук, сотрудник Крымского научного центра Института истории имени Ш. Марджани, старший преподаватель ГБОУВО РК «Крымский инженерно-педагогический университет».
«Операция» по лишению Родины: депортация и возвращение крымских татар
(Продолжение, предыдущая часть здесь)
Депортация крымских татар и их возвращение на полуостров – неразрывно связанные темы, но с противоположной судьбой. Депортация, с одной стороны, у всех на слуху, но с другой – вокруг нее нагромождены горы лжи и стереотипов. О возвращении же, наоборот, говорят не очень много. Чтобы рассказать правду и разрушить мифы о жизни крымских татар с 1941 по 1991 год, Крым.Реалии подготовили эксклюзивный цикл материалов «Депортация и возвращение крымских татар». Впервые он был опубликован в августе 2018 года.
Как именно был подготовлен и осуществлялся сам процесс депортации крымских татар, куда изгнали целый народ, какова была судьба домов и оставленного в Крыму имущества, что выселенных ждало на новом месте?
Проект готовил член Государственного комитета обороны, народный комиссар внутренних дел Л. Берия. Возглавить «операцию» было поручено заместителям народных комиссаров госбезопасности и внутренних дел Б. Кобулову и А. Серову.
17 мая 1944 года в 5 часов вечера в кабинет первого секретаря Крымского обкома партии были вызваны председатель Президиума Верховного Совета Крымской АССР А. Менбариев и председатель Совнаркома И. Сейфулаев. Последний много лет спустя вспоминал: «Слово было предоставлено Кобулову, который зачитал Постановление ГКО СССР от 11 мая 1944 года. Он потребовал, чтобы руководство республики, актив вели себя достойно и показали пример организованности и дисциплины».
Депортация и возвращение крымских татар: все, что нужно знать
Подписанное И. Сталиным, Постановление ГКО № 5859сс «О крымских татарах» от 11 мая 1944 года стало роковым для целого народа. Постановление Государственного комитета обороны обвиняло «многих крымских татар» в измене Родине, дезертирстве из частей Красной армии, оборонявших Крым, переходе на сторону противника, вступлении в сформированные немцами «добровольческие татарские воинские части», участии в немецких карательных отрядах, «зверских расправах по отношению к советским партизанам», помощи немецким оккупантам «в деле организации насильственного угона советских граждан в германское рабство», сотрудничестве с немецкими оккупационными войсками, создании «татарских национальных комитетов», использовании немцами «для целей заброски в тыл Красной армии шпионов и диверсантов». Так, крымские татары стали еще одним из народов СССР, подвергшихся тотальной депортации в годы Второй мировой войны из мест исторического проживания.
Решение о выселении крымскотатарского народа, как и их предшественников по несчастью: балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, корейцев, немцев, финнов-ингерманландцев, чеченцев и других, – принималось в атмосфере высокой секретности. Лишь самые избранные из «ближнего круга» Сталина были посвящены в эти планы. Механизм депортаций к моменту выселения крымских татар был вполне апробирован. Операции по выселению были тщательно подготовлены. Детально были расписаны время на сборы и маршруты следования, заранее, под благовидными предлогами, уточнены адреса проживания крымскотатарских семей в городах и поселках со смешанным населением, а во всех селах, населенных крымскими татарами, – размещены войска НКВД.
Кофе, базары и ремесла. Быт крымских татар до депортации (фотогалерея)
В ночь с 17 на 18 мая «операция» началась. На товарную станцию подъезжали грузовики с людьми, которых загружали в товарные вагоны. Этапирование к местам поселения длилось около месяца и сопровождалось массовой гибелью депортируемых. В середине июня 1944 года эшелоны с основной массой спецпереселенцев прибыли в Узбекистан. Многие переселенцы были определены на работу на строительство Фархадской ГЭС в городе Бекабад, на рудники «Койташ» в Самаркандской области и «Ташкент-Сталинуголь», в колхозы и совхозы Ташкентской, Андижанской, Самаркандской области, Шахризябского, Китабского районов Кашкадарьинской области. В большинстве своем размещены они были в неприспособленных для жилья бараках, а на руднике «Койташ» вообще оказались под открытым небом.
По данным Отдела спецпоселений НКВД, в ноябре 1944 года в местах выселения оказались 193 865 крымских татар, из них в Узбекистане – 151 136, в Марийской АССР – 8 597, в Казахской ССР – 4 286, остальные были распределены «для использования на работах» в Молотовской (10 555), Кемеровской (6 743), Горьковской (5 095), Свердловской (3 594), Ивановской (2 800), и Ярославской (1 059) областях РСФСР. Это не считая умерших и отправленных непосредственно в ГУЛАГ.
В результате войны, оккупации и депортаций население Крыма уменьшилось втрое – с 1 126 426 человек (по Всесоюзной переписи 1939 года) до 379 000 (данные Крымского обкома на 14.10.1944 года), что потребовало новых трудовых ресурсов. Решением от 18 августа 1944 года в целях «быстрейшего освоения плодородных земель, садов и виноградников» ГКО признал необходимым переселить в Крым из различных областей РСФСР и Украинской ССР «добросовестных и трудолюбивых колхозников» – всего 51 000 человек. Земли бывших татарских, болгарских и других колхозов, откуда были «произведены спецпереселения в 1944 году, с имеющимися посевами и насаждениями», передавались вновь организуемым колхозам переселенцев и закреплялись за этими колхозами в «вечное пользование». (Ранее, в июле 1944 года, по районам был распределен крупный рогатый скот, овцы и козы, «принятые от спецпереселенцев в Крыму»).
История депортации крымских татар и современность
Дома депортированных перешли «в жилищный фонд исполкомов местных советов». Их занимали «новые колхозники» – переселенцы, прибывшие в основном из различных областей России, меньше – из Украины.
Как докладывал в октябре 1944 года уполномоченный Карасубазарского (ныне – Белогорского) района в вышестоящий партийный орган Крыма, переселенцы были приняты «очень внимательно и тепло»: «В колхоз «Борьба за урожай» прибыло 20 хозяйств, они остались очень довольны тем, что места очень хорошие, что в каждом дворе колодезь. что хорошие огороды, сожалели, что садов нет. высказывались о выдаче обещанного им хлеба».
«Новым хозяевам», обустройство которых было признано делом первостепенной, государственной важности, прощалась даже излишняя привередливость. Один из анекдотичных, но весьма показательных случаев сохранился в партийной документации: «В колхозе «Иллери» Тайганского сельсовета. избы все низкие, очень плохие, переселенцы были недовольны, волновались непригодностью квартир. Переселенка Баева Н. обращалась к встречающим и завопила: «Такие гостеприимные люди здесь, а живут в таком плохом месте».
Уже к 1 декабря 1944 года в Крым прибыло 64 тысячи переселенцев, в том числе 30 444 трудоспособных.
ed_glezin
ed_glezin
Летом 1987 года в Москве состоялись беспрецедентные по своей массовости и продолжительности акции крымских татар с требованиями немедленного решения вопроса о возвращении крымскотатарского народа на историческую родину в Крым и восстановления его прав. Главным результатом акций 1987 года, достигнутым благодаря целеустремленности и настойчивости их участников, четкой координации и продуманности всех действий, предпринятых ими в Москве, стало публичное признание властями СССР существования крымскотатарской проблемы. Московские акции крымских татар лета 1987 года, по сути, стали началом нового, теперь уже бесповоротного, процесса возвращения крымских татар на свои земли, переросшего спустя несколько лет в мощный поток репатриации крымских татар на историческую родину.
Из книги Михаила Горбачева «Жизнь и реформы»:
Национальная проблема, заложенная еще в сталинский период, встала перед нами в середине 1987 года. В условиях гласности и демократизации организованные и решительные формы приняло движение крымских татар. Как известно, после освобождения Крыма в 1944 году все проживавшее там татарское население было насильственно перемещено в лагерные поселения на Урале, в Сибири, Средней Азии. Как и в других аналогичных случаях, делалось все крайне жестоко, погибли тысячи людей.
В 1955 году советские власти отменили лагерное содержание. С начала 60-х годов крымские татары стали организовывать демонстрации, требовать возвращения в Крым. В те годы, да и в последующем их публичные протесты встречали решительные меры отпора — политические, идеологические, административные.
В июле 1987 года три дня проводились непрерывные демонстрации у Кремлевской стены с требованием полного восстановления в правах и возвращения в Крым.
По поручению руководства с делегацией крымских татар встретились Громыко и министр внутренних дел. Громыко сообщил, что создана комиссия по этому вопросу во главе с ним. При всей остроте ситуации действия с обеих сторон носили политический характер. Это давало возможность искать приемлемое для всех решение. Хотя протесты и демонстрации продолжались.
В начале 1988 года комиссия, во взаимодействии с украинскими властями, сообщила о возможности возвращения части татар в места их прежнего проживания. Такое решение шло навстречу требованиям татар и вместе с тем исходило из того, что возрождение национальной автономии невозможно. Крым за это время был заселен прежде всего русскими и украинцами. Численность населения увеличилась в несколько раз по сравнению с довоенной. Люди прожили там не одно десятилетие, все созданное на полуострове за это время сделано их руками. Необходимо было смотреть на ситуацию с учетом исторических перемен.
Встречный уважительный шаг был сделан, но вожди национального движения стояли на своих максималистских требованиях. Они создали атмосферу психоза среди своих соотечественников, заставили многих, нашедших пристанище в Средней Азии и не помышлявших о новом переселении, продать дома и двинуться в Крым. Несколько тысяч человек собрались на территории Краснодарского края, бесконечные митинги вызывали протесты местного населения. Власти предприняли меры по поддержанию общественного порядка, не прибегая к арестам, насильственным действиям.
Тогда же Громыко заявил, что все крымские татары получат разрешение на возвращение в Крым. Но комиссия подтвердила отказ вернуть статус автономной республики крымских татар. Была ссылка и на то, что нынешнее административно-территориальное деление страны закреплено Конституцией. Позднее, летом 1989 года, идея автономии возникла вновь, но в другом варианте. При обсуждении этого вопроса в Верховном Совете СССР многие депутаты предлагали проработать вопрос о создании Крымской автономной области (то есть не национальной).
Читатель знает о том, как развивались события: о спорах России и Украины по поводу Черноморского флота и статуса Севастополя, референдуме за создание республики Крым, избрании первым его президентом Юрия Мешкова, его программе преодоления экономического кризиса и решения политических проблем. Она включает и намерение идти навстречу законному стремлению крымских татар вернуться на историческую родину. И вместе с тем — отклоняет максималистские требования. Все жители этой прекрасной земли, все граждане молодой республики должны на равных участвовать в управлении ею. Что ж, это справедливо.
Проблемы реабилитации, восстановления прав репрессированных народов — тех же крымских татар, немцев Поволжья, балкарцев, чеченцев, калмыков, ингушей и других — требовали очень продуманного и взвешенного подхода. Было ясно, что без учета изменившейся демографической обстановки и выработки демократического согласия затрагиваемых сторон стабильно решить их не удастся. Историю нельзя вернуть назад. Нужно отправляться от сложившихся реальностей. Попытка действовать волевым нажимом, поспешность и односторонность могли посеять ветер, и пришлось бы пожинать бурю.
11-12 апреля 1987 года в Ташкенте, в доме старейшего участника национального движения Мустафы Халилова состоялось Первое Всесоюзное совещание инициативных групп движения. Его участниками был принят текст Обращения крымскотатарского народа Генеральному секретарю ЦК КПСС М.С.Горбачеву, в котором излагались основные требования крымскотатарского народа властям; приводился также список выдвинутых совещанием шестнадцати народных представителей для встречи с руководством страны о положении крымских татар.
Кроме того, было решено направить Горбачеву текст данного Обращения, скрепив его подписями участников Всесоюзного совещания, а затем начать под ним сбор подписей соотечественников. Предусматривалось отправить в Москву многочисленную делегацию, если через месяц после передачи текста обращения перечисленные в нем народные представители не будут вызваны в Москву для приема на высоком уровне и если не произойдет существенных сдвигов в решении крымскотатарской проблемы. Были определены и задачи делегатов в столице: они должны были не только добиваться приема руководства ЦК КПСС, но и широко информировать общественность о национальной проблеме крымских татар.
Для создания координационной группы национального движения и проведения работы на местах были избраны еще 20 представителей, которые вместе с выбранными ранее шестнадцатью активистами составили Центральную инициативную группу (ЦИГ).
26 июня 1987 года делегация крымских татар была принята первым заместителем председателя Президиума Верховного Совета СССР П.Демичевым.
Тем же летом митинги крымских татар прошли и в Измаиловском парке и на Пушкинской площади, а также повторялись на Красной и Старой площадях.
8 июля 1987 года группа крымскотатарских делегатов встретилась с секретарем правления Союза писателей СССР, поэтом Евгением Евтушенко. Он выразил солидарность с борьбой крымских татар и написал обращение в Президиум Верховного Совета СССР. Вручая копию этого обращения делегатам крымских татар, Евтушенко оказал: «Мое обращение можете сдавать во все инстанции. Буду рад, если оно поможет решению национального вопроса крымских татар». Вот что написал поэт: «Мне известно, что в настоящее время в Президиуме Верховного Совета СССР рассматривается вопрос о предоставлении крымским татарам права спокойно жить и работать на земле их отцов, дедов и прадедов в Крыму. Крымские татары были глубоко оскорблены несправедливым обвинением чуть ли не в поголовном предательстве, и насильственно выселены со своих кровных, обжитых земель. Это было сделано несмотря на то, что многие крымские татары героически сражались против фашизма на фронте, в то время как их ни в чем неповинные семьи варварски изгонялись из родных домов. Последующее не разрешение крымским татарам вернуться обратно явилось нарушением их конституционных прав и попранием человеческого достоинства. Случаи, когда отдельные семьи крымских татар получали разрешение вернуться, а затем снова изгонялись, возмутительны и являются позором для местных властей. Пора раз и навсегда прекратить это антигуманистическое отношение к полноправным членам нашего общества, и дать им жить и работать там, где подсказывает им сердце и память сердца. Думаю, что их возвращение будет способствовать процветанию Крыма и дружбе народов нашей Родины. С уважением, Евгений Евтушенко. 8 июля 1987 г.».
Обращения в поддержку крымских татар были сделаны и некоторыми другими, весьма известными представителями интеллигенции – поэтом Булатом Окуджавой, писателями Анатолием Приставкиным, Сергеем Баруздиным, Виталием Дудинцевым.
Комиссия, созданная 9 июля 1987 года, позиционировалась как комиссия «для рассмотрения вопросов, поднимаемых крымскими татарами». Ее возглавил Председатель Президиума Верховного Совета СССР А.Громыко, в ее состав вошли также председатель КГБ СССР В.Чебриков, председатель Совета Министров РСФСР В.Воротников, первый секретарь ЦК КП Украины В.Щербицкий, первый секретарь ЦК КП Узбекистана И.Усманходжаев, заместитель председателя Президиума Верховного Совета СССР П.Демичев, член Политбюро ЦК КПСС А.Яковлев, секретари ЦК КПСС А.Лукьянов и Г.Разумовский.
27 июля 1987 года представителей Национального движения принял Председатель Президиума Верховного Совета СССР Андрей Громыко. Во встрече приняли участие 21 человек из числа крымскотатарских делегатов. Из официальных лиц присутствовали П.Демичев и министр внутренних дел СССР А.Власов.
Массовые акции крымских татар в Москве, а также в местах компактного их проживания – в Узбекистане, в Краснодарском крае, в Херсонской и Запорожской областях в 1987-1989 годах продемонстрировали беспрецедентную организованность национального движения. На сей раз крымские татары были намерены идти до конца. Конечной целью был Крым.
12 июля 1989 года избранный Съездом народных депутатов Совет национальностей сформировал Комиссию по проблемам крымскотатарского народа под председательством Геннадия Янаева. В ее состав вошли 14 человек, среди них и четверо крымских татар (Джульверн Аблямитов, Айдер Куркчи, Аксеит Сеитмеметов, Фикрет Сефершаев).
14 и 28 ноября 1989 года Верховным Советом СССР были приняты соответственно Декларация «О признании незаконными репрессивных актов против народов, подвергшихся насильственному переселению, и обеспечении их прав» и Постановление «по проблеме советских немцев и крымскотатарского народа».
Дух и риторика декларации были нетипичны для официальных советских документов.
Декларация гласила: «Сегодня, в период революционного обновления советского общества, когда начат процесс демократизации, очищения всех сторон нашей жизни от деформаций и искажений общечеловеческих принципов гуманизма, в стране усиливается стремление знать всю правду о прошлом, чтобы усвоить его уроки во имя будущего. Память с особой горечью возвращает нас в трагические годы сталинских репрессий. Беззаконие и произвол не обошли стороной ни одну республику, ни один народ. Допущенные в прошлом массовые аресты, лагерное мученичество, обездоленные женщины, старики и дети в переселенческих зонах продолжают взывать к нашей совести, оскорбляют нравственное чувство. Об этом забыть нельзя.
Варварскими акциями сталинского режима явилось выселение в годы Второй мировой войны из родных мест балкарцев, ингушей, калмыков, карачаевцев, крымских татар, немцев, турок-месхетинцев, чеченцев. Политика насильственного переселения отразилась на судьбе корейцев, греков, курдов и других народов.
Верховный Совет СССР безоговорочно осуждает практику насильственного переселения целых народов как тяжелейшее преступление, противоречащее основам международного права, гуманистической природе социалистического строя.
Верховный Совет Союза Советских Социалистических Республик гарантирует, что попрание прав человека и норм гуманности на государственном уровне больше никогда не повторится в нашей стране.
Верховный Совет СССР считает необходимым принять соответствующие законодательные меры для безусловного восстановления прав всех советских народов, подвергшихся репрессиям».
28 ноября Верховный Совет СССР одобрил «Выводы и предложения» созданной им комиссии. Безусловно они содержали целый ряд положений, которые можно рассматривать как определенно прогрессивный шаг в решении крымскотатарской проблемы.
Этот документ предусматривал полную политическую реабилитацию крымскотатарского народа и отмену нормативных актов репрессивного и дискриминационного характера, а также признавал законным правом крымскотатарского народа возвращение в «места исторического проживания и восстановление национальной целостности», осуществление пересмотра дел, возбужденных за участие в крымскотатарском национальном движении.
Комиссия Г.Янаева признавала необходимым предложить Совету Министров СССР пересмотреть постановление «Об ограничении прописки граждан в некоторых населенных пунктах Крымской области и Краснодарского края» от 24 декабря 1987 года и снять ограничения для крымских татар.
Предусмотривалось разработать программы, направленные на восстановление крымскотатарской школы и учебных заведений с обучением на родном языке, сбор, реставрацию, охрану и пропаганду музейных, архивных фондов, памятников языка, истории, археологии, культуры.
Интересно, что в «Выводах. » говорилось также, что «восстановление прав крымскотатарского народа не может быть осуществлено без восстановления автономии Крыма путем образования Крымской АССР в составе Украинской ССР. Это соответствовало бы интересам как крымских татар, так и представителей других национальностей, проживающих ныне в Крыму».
К немаловажным следует отнести предложение о «необходимости создания здорового морально-психологического климата, способствующего успешной реализации государственной программы», для чего «требуется решительный поворот всей пропагандистской и политико-воспитательной работы на объективное освещение истории, в том числе и периода Великой Отечественной войны, курса на восстановление справедливости и равноправия в отношении крымскотатарского народа». Комиссия рекомендовала «советским органам, общественным организациям Крымской области вести целенаправленную работу по подготовке общественного мнения, формированию правильного понимания того, что крымские татары, как и другие депортированные народы, должны возвратиться на родину».
Правоохранительным органам надлежало «активизировать работу по пересмотру в установленном порядке всех уголовных дел, возбужденных против крымских татар за участие в национальном движении и реабилитацию необоснованно осужденных, обратить внимание Комиссии партийного контроля при ЦК КПСС на необходимость пересмотра персональных дел коммунистов крымских татар аналогичного характера с восстановлением в партии (в том числе и посмертно) и партстажа, компетентным органам рассмотреть ходатайства о пересмотре отказов в присвоении государственных наград и званий, в том числе за участие в Великой Отечественной войне».
В мае 1990 года была принята концепция госпрограммы возвращения крымских татар в Крым, в которой впервые официально признавалось их право на возвращение.
Решением Крымского облисполкома №261 от 2 октября 1990 года был создан Комитет по делам депортированных народов, на который возлагались функции приема, размещения, трудоустройства депортированных, решения их культурно-экономических и социальных проблем.
Из книги Роя Медведева
«Советский Союз. Последние годы жизни»:
В 1987 г. на первый план вышла проблема крымских татар – небольшой народности, которая в мае 1944 г. была выселена в Среднюю Азию, главным образом в Узбекистан. Часть крымских татар оказалась в Казахстане и даже в Сибири. Борьба за реабилитацию крымских татар и за их возвращение в Крым началась еще в середине 1960-х гг. Еще в 1967 г. был принят указ об их реабилитации и возвращении им гражданских прав. Однако в этом указе содержалась фраза об «укорененности крымских татар в новых районах проживания», и в возвращении в Крым им было отказано. Им не разрешали возвращаться в Крым даже в индивидуальном порядке, в те дома и поселки, которые все еще стояли в степной части Крыма разрушенными. У крымских татар была хорошая внутренняя организация, и в 1987 г. они начали один за другим проводить большие митинги в Москве, в том числе и у здания ЦК КПСС, а также у стен Кремля. Не решать этот вопрос было нельзя, хотя возвращению крымских татар в Крым решительно сопротивлялись власти Украинской ССР. Комиссию ЦК КПСС возглавили А.А. Громыко и Э. Шеварднадзе. В конце концов крымским татарам было разрешено возвращаться в Крым, но без восстановления Крымской автономной республики. Большая часть крымских татар в последующие годы вернулась в Крым, но некоторые из их проблем не удалось решить и в последующие 10 – 15 лет.
Крымские татары в Москве летом 1987 года: борьба за возвращение домой
«Полагали бы целесообразным принять некоторые решения по проблеме крымских татар»
https://ru.krymr.com/a/27168982.html
Евгений Евтушенко о крымских татарах: «Дать им жить и работать там, где подсказывает сердце»
https://ru.krymr.com/a/28405660.html
МОСКОВСКИЕ АКЦИИ КРЫМСКИХ ТАТАР ЛЕТОМ 1987 ГОДА
Гульнара Бекирова, «Тарих левхалары» (Телеканал АТР-Радио «Мейдан»)
05.08.2009 г.
http://kirimtatar.com/index.php?option=com_content&task=view&id=434&Itemid=382
«ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР БЕЗОГОВОРОЧНО ОСУЖДАЕТ ПРАКТИКУ НАСИЛЬСТВЕННОГО ПЕРЕСЕЛЕНИЯ ЦЕЛЫХ НАРОДОВ КАК ТЯЖЕЛЕЙШЕЕ ПРЕСТУПЛЕНИЕ»
Гульнара Бекирова, «Тарих левхалары» (Телеканал АТР-Радио «Мейдан»)
03.12.2009 г.
http://kirimtatar.com/index.php?option=com_content&task=view&id=477&Itemid=382
В КРЫМУ ПРОШЛА КОНФЕРЕНЦИЯ, ПОСВЯЩЕННАЯ АКЦИЯМ КРЫМСКИХ ТАТАР В МОСКВЕ В 1987 ГОДУ
http://kirimtatar.com/index.php?option=com_content&task=view&id=85&Itemid=380
К 25-ой годовщине Курултая крымскотатарского народа
https://ru.krymr.com/a/27821268.html
«Известия» 20 июля 1990 года.
Правовая основа возвращения крымских татар на родину во время Перестройки
http://ed-glezin.livejournal.com/859261.html
Художественный фильм «Хайтарма», повествующий о депортации крымских татар, получил престижную российскую кинопремию «Ника» в номинации «Лучший фильм стран СНГ и Балтии».
Фильм рассказывает о трагической дате в истории крымскотатарского народа — 18 мая 1944 года — сталинской депортации крымских татар. В центре сюжета фильма — летчик, дважды герой Советского Союза, Аметхан Султан. В мае 44-го года после осовобождения Севастополя Аметхан отправляется в отпуск в родную Алупку. На его глазах 18 мая и начинается депортация крымских татар.