в каком году сусанин совершил подвиг в
Иван Сусанин. Подвиг и легенда
Об Иване Сусанине, его подвиге и значении этой истории для российской государственности рассказывает Арсений Замостянов.
Подвиг Ивана Сусанина
С царя Михаила Фёдоровича началось трёхсотлетнее правление династии Романовых – и случилось это после лихого, позорного десятилетия смуты.
«Ни один царский дом не начинался так необыкновенно, как начался дом Романовых. Его начало было уже подвиг любви. Последний и низший подданный в государстве принес и положил свою жизнь для того, чтобы дать нам царя, и сею чистою жертвою связал уже неразрывно государя с подданным», — это слова Гоголя.
М.И.Скотти «Подвиг Ивана Сусанина» (1851
Этот последний подданный – крестьянин Иван Осипович Сусанин, ключевая фигура самодержавной идеологии. Помните триаду графа Уварова — «Православие, самодержавие, народность»? Министр народного просвещения сформулировал её в 1840-е, но в исторической реальности эта идеология существовала веками. Без неё невозможно было бы одолеть смуту. Эту самую «народность» олицетворял Иван Сусанин – крестьянин села Домнина, что в семидесяти вёрстах от Костромы, крепостной дворян Шестовых. Инокиня Марфа Ивановна, она же – Ксения, жена боярина Фёдора Романова и мать царя Михаила Фёдоровича – в девичестве носила фамилию Шестова, и село Домнино было её вотчиной.
Имя Ивана Сусанина в России известно каждому, но о его жизни сохранились лишь отрывочные и туманные сведения. Православные – в особенности костромичи – почитают героя, но в ответ на извечный вопрос о канонизации звучит резонное: «Нужно изучать, исследовать биографию мученика. Мы должны побольше о нём узнать…».
Официальная версия
Как было дело? Обратимся к официальной версии – на которой воспитывали всех Романовых.
В феврале 1613-го польский отряд рыскал по костромскому краю в поисках Михаила Романова и его матери, инокини Марфы. Они намеревались пленить или уничтожить реального русского претендента на московский престол. А, может быть, хотели захватить его, чтобы требовать выкупа. По легенде, которая передавалась из поколения в поколение в домнинском приходе, будущий царь, узнав о приближении поляков, бежал из села Домнина и оказался на выселках, в доме Сусанина. Крестьянин попотчевал его хлебом и квасом и укрыл в овинной яме, забросав её головешками и горелой ветошью.
Поляки налетели на дом Сусанина и принялись пытать старика. Он Михаила не выдал. Найти его с собаками полякам не удалось: головешки перебивали человеческий запах. Охмелевшие враги изрубили Сусанина – и ускакали прочь. Михаил и выбрался из укрытия и, в сопровождении крестьян, отправился в Ипатьевский монастырь.
Более известна другая трактовка событий. Неподалёку от Домнина поляки встретили сельского старосту Ивана Сусанина и приказали ему показать дорогу до села. Сусанин успел послать в Домнино своего зятя – Богдана Сабинина – с указанием снаряжать Михаила Романова в Ипатьевский монастырь. А сам повёл поляков в противоположную сторону – на болота. Его пытали и казнили – но именно подвиг Сусанина позволил Михаилу невредимым добраться до Ипатьевского.
Похоронили Сусанина сначала в родном селе, а через несколько лет перенесли прах в Ипатьевский монастырь – который стал символом спасения династии. Правда, эту версию частенько подвергают сомнению – есть несколько предположительных могил Ивана Сусанина. А десять лет назад археологи (не в первый и, наверное, не в последний раз) обнаружили место гибели Сусанина…
Словом, тайна окутанная секретом. Даже день памяти героя не установлен. Наиболее вероятная дата подвига и гибели – февраль 1613-го, 400 лет назад… До революции почести спасителю первого царственного Романова приносили 11 сентября, в праздник Усекновения главы Пророка, Предтечи и Крестителя Господня Иоанна. Совершалось особое заупокойное поминовение народного героя. Эта традиция возродилась в ХХI веке.
Покойный Святейший патриарх Алексий II обратился к землякам легендарного героя: «Кострома, на протяжении нескольких веков именуемая «колыбелью дома Романовых», осеняемая всероссийской святыней — чудотворной Феодоровской иконой Божией Матери — имела особое значение в событиях 1613 года, положивших начало преодолению Смутного времени. Обращение к памяти Ивана Сусанина видится Нам добрым знамением духовного возрождения Костромского края и всей России. С любовью вспоминая состоявшееся в 1993 году посещение Нами мест жизни и подвига Ивана Сусанина, ныне со всей костромской паствой Мы возносим Свои Первосвятительские молитвы о блаженном упокоении раба Божиего Иоанна в селениях праведных, «идеже несть болезнь, ни печаль, ни воздыхание, но жизнь бесконечная».
История символическая, притчевая, таинственная.
Почему же легенда об Иване Сусанине оказалась необходимой?
Дело не только в том, что сельский староста стал образцом жертвенной, самозабвенной преданности государю. Яркий (хотя и загадочный) эпизод расправы над крестьянином, заманившим польский отряд в непроходимые болота, стал последним проявлением смутного времени – таким и остался в народной памяти. Смута – это и гражданская война, и безвластие, и предательство правящих кругов, и озверение народа, и разгул самозванчества, и бесчинства завоевателей… Иван Сусанин отдал жизнь во имя прекращения этой беды.
Скептики всплеснут руками: да не мог он думать о таких материях, как спасение государственности или национальный суверенитет… В лучшем случае крестьянин проявил вассальную преданность.
Возможно, он неприязненно относился к иноверцам-католикам, но никаким сознательным государственником Сусанин не был и быть не мог… Да, Сусанин навряд ли был политически грамотным патриотом. Маловероятно, что он мыслил такими категориями, как «государство», «суверенитет», «освободительная война». Возможно, ему даже не довелось повидать великих русских городов. Но смысл любого деяния определяется с течением десятилетий…
Михаил Федорович Романов
В 1619-м году, во время паломнического путешествия, царь Михаил Фёдорович вспомнил зиму 1613-го. Скорее всего, именно тогда, по горячим следам событий, ему рассказали о погибшем крестьянине. Русские самодержцы часто совершали поездки по монастырям – но Михаил Фёдорович избрал для благодарственной молитвы Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже. Эта обитель связана с трудами преподобного Макария Желтоводского. Святой старец жил 95 лет, умер в 1444-м – и побывал в татарском плену, в ещё не покорённой Казани. Ему (ещё до канонизации, которая прошла как раз в годы правления Михаила Фёдоровича) молились о спасении пленённых. Отец царя, патриарх Филарет, был освобождён из плена живым и невредимым – и Романовы видели в этом покровительство желтоводского старца. Есть версия, что и в феврале 1613-го, когда Иван Сусанин погубил польский отряд, Марфа и Михаил направлялись на Унжу, в Троице-Макарьевский монастырь.
Троице-Макарьевский монастырь, что на речке Унже
Подвиг Сусанина предотвратил разграбление монастыря и пленение будущего царя. Царь, поклонившись мощам преподобного Макария, решил наградить родственников павшего героя. Тогда-то и составил государь жалованную грамоту зятю Ивана Сусанина – Богдану Собинину. Это единственный документ, свидетельствующий о подвиге! Не забудем: эти строки написаны через шесть лет после февральских событий 1613-го, когда память о них ещё не выветрилась:
И мы, великий государь, царь и великий князь Михайло Федорович всея Русии пожаловали его, Богдашка, за тестя его Ивана Сусанина к нам службу и за кровь в Костромском уезде нашего дворцового села Домнина половину деревни Деревнищ, на чем он, Богдашка, ныне живет, полторы чети выти земли велели обелить с тое полу-деревни, с полторы чети выти на нем, на Богдашке, и на детях его, и на внучатах, и на правнучатах наших никаких податей и кормов, и подвод, и наметных всяких столовых и хлебных запасов, и в городовые поделки, и в мостовщину, и в иныя ни какия подати имати с них не велели; велели им тое полдеревни во всем обелить и детям их, и внучатам, и во весь род неподвижно. А будет то наше село Домнино в который монастырь и в отдаче будет, тое полдеревни Деревнищ, полторы чети выти земли ни в который монастырь с тем селом отдавать не велели, велели по нашему царскому жалованью владеть ему, Богдашке Собинину, и детям его, и внучатам, и в род их во веки неподвижно. Дана сия наша царская жалованная грамота в Москве лета 7128 (от Рождества Христова – 1619) ноября в 30 день”.
Обратим внимание: Сусанин назван не Ивашкой, а Иваном – с почтением. А его зять – Богдашкой. В те годы самодержцы редко оказывали «подлому люду» такую честь.
Иван Сусанин: мученический венец
С тех пор об Иване Сусанине Россия не забывала.
«Верный долгу христианскому, Сусанин принял мученический венец и благословлял, как древле праведный Симеон, Бога, сподобившего его, если не узреть, то умереть за спасение отрока, которого Бог помазал елеем святым и нарече его царем России», — в таком духе писали о Сусанине к началу XIX века. Таким узнавали героя школьники и гимназисты.
А разве можно забыть думу Кондратия Рылеева – которую и в советские годы изучали в школе. Правда, вместо «за царя и за Русь» в наших хрестоматиях значилось: «За родимую Русь». В советской традиции Сусанин – герой освободительной борьбы русского народа против интервентов, о монархических устремлениях умалчивалось.
Строки эти незабываемы:
«Куда ты завел нас?» — Лях старый вскричал.
— «Туда, куда нужно!» — Сусанин сказал.
— «Убейте! замучьте! — моя здесь могила!
Но знайте, и рвитесь: — я спас Михаила!
Предателя, мнили, во мне вы нашли:
Их нет и не будет на Русской земли!
В ней каждый отчизну с младенчества любит,
И душу изменой свою не погубит». —
С Ивана Сусанина началась и русская опера, в которой так впечатляюще заявил о себе крестьянин в тулупе, выводивший басом чудесные незаёмные напевы: «Чуют правду! Ты, заря, скорее заблести, скорее возвести, спасенья час возвести!». Великий оперный образ. Кстати, глинковская «Жизнь за царя» была не первой оперой о том подвиге. Ещё в 1815-м Катерино Кавос создал оперу «Иван Сусанин». Это сюжет воспринимался как государствообразующий. Но потом наступило время пересмотра привычных представлений об истории Руси. С монархических мифов слетала позолота. «Да разве это святыни? Сплошное враньё!».
«Могло быть, разбойники, напавшие на Сусанина, были такого же рода воришки, и событие, столь громко прославленное впоследствии, было одним из многих в тот год», — писал историк Николай Костомаров, вечный возмутитель академического спокойствия и ниспровергатель идеалов.
Нет, подвиг Ивана Сусанина – не фальсификация, не чья-то фантазия, крестьянин действительно пал жертвой интервентов в костромских болотах. Но главное в этом подвиге – притча, легенда, исторический контекст. Если бы юный Михаил Романов не стал первым царём могущественной династии – вряд ли история сохранила бы имя благочестивого крестьянина. В те годы русские люди нередко становились жертвами бесчинств – и первыми погибали те, кто сохранял верность вере и законной власти. Сама история сплела лавровый венок для Ивана Осиповича – а посрамление благородных идеалов ещё никому не принесло счастья. Нам толкуют о рабской («собачьей») преданности крепостного Сусанина своим хозяевам. Но какие основания у скептиков для столь жестокого диагноза? По многим свидетельствам (в том числе – по свидетельствам зарубежных гостей Руси) у крестьян-московитов, несмотря на рабский статус, развито было чувство собственного достоинства. Не забрасывайте грязью верность, не относитесь к ней высокомерно.
Конечно, Сусанин не ведал, что в Москве принято соборное решение о призвании на царство Михаила Фёдоровича. Как ни трудно в это поверить, не было в те годы, ни радио, ни интернета. Но можно предположить, что до мудрого крестьянина дошли толки о том, что этот юный боярин – наш будущий самодержец. И он ощущал высокое значение подвига – спасти юношу, не пропустить в Домнино врага, с молитвой отдать жизнь за других…
Славна героями русская земля. У многих подвигов – крестьянские корни. А первым в народной памяти остался Сусанин – он был (надеюсь, что и остаётся!) примером для потомков. Он ещё послужит Отечеству: герои, павшие за Родину, не умирают. Не стоит село без праведника – и без легенд и мифов.
Читайте также:
День подвига Ивана Сусанина
Подвиг Ивана Сусанина
30 марта 1613 года считается днём, когда костромской крестьянин Иван Сусанин совершил свой подвиг, воспетый историками, поэтами и ставший центральной фигурой одного из известнейших музыкальных произведений периода становления русской классической музыки – оперы М.И. Глинки «Жизнь за царя».
Время хранит, время лечит, время и стирает из памяти… Не обошло стороной время и имя одного из многих русских героев прошлых времён. Оно обросло легендами и мифами, с ним связаны многие исследования русских историков, где гипотезы, выдвигавшиеся ими многократно, противоречили друг другу, одно есть точно в имени его – это факт его бытия и свершённого подвига.
Все дискуссии исследователей – лишь попытка более точно воссоздать образ героя, его социальный статус на момент свершения подвига, сами обстоятельства свершённого, включая время, место гибели, истинное положение дел в местности, где герой жил и погиб, а также местонахождение тех, за кого он отдал свою жизнь.
Согласно сложившейся трактовке, в конце зимы – начале весны 1613 года наречённый царём юный Михаил Фёдорович Романов со своей матерью инокиней Марфой Романовой находился в вотчинном селе Домнино Костромского уезда. Сюда в марте 1613 года подошёл военный польско-литовский отряд с целью разыскать молодого царя (чтобы пленить его, либо убить).
В таких исторических реалиях поляки встретили на пути к Домнино вотчинного старосту Ивана Сусанина, пытаясь выпытать у него местоположение юного царя Михаила Романова. Возвращаясь к официальной трактовке, дальнейшие события развивались следующим образом. Сусанин соглашается показать полякам дорогу к месту проживания Михаила Романова, увлекая их в противоположную сторону, одновременно отправив своего зятя Богдана Сабинина в Домнино предупредить о грозящей опасности молодого царя и его мать – инокиню Марфу. Благодаря этому решению, Михаил Фёдорович с матерью успевают бежать в Кострому и укрыться за стенами Ипатьевского монастыря.
Поляки же, догадавшись об обмане Сусанина, подвергли его жестоким пыткам и убили (согласно имеющимся сведениям, он был изрублен саблями). Местом гибели Ивана Сусанина принято считать село Исупово или Исуповское болото, пересохшее к настоящему времени.
Основными спорными моментами, связанными с жизнью и смертью Ивана Сусанина, были для историков следующие. Первый – это насколько тесно был связан с семьёй Романовых их вотчинный староста (отсюда – мог ли он знать об избрании Михаила царём, или о том, что Михаил – претендент на царский престол; знал ли он истинное местонахождение Михаила Романова и его матери в том случае, если их не было в Домнино на момент встречи его с поляками). Второй – действительно ли Михаил и его мать были в Домнино, находились где-то поблизости или же были в безопасности (отсюда – целенаправленно ли он уводил их от Домнина или вёл просто в труднопроходимые и удалённые от дорог места). Третий – где истинное место смерти – болото или само село Исупово. Четвёртый – где находится могила Ивана Сусанина (до наших дней дошло лишь несколько версий). Ну и, наконец, пятый вопрос – когда был совершён подвиг: в марте 1613 года или осенью 1612 года.
В Костроме стоит памятник Ивану Сусанину, воздвигнутый в 1967 году напротив спуска к Волге. Он стал вторым в Костроме после снесённого в 1918 году памятника, воздвигнутого по проекту В.И. Демут-Малиновского. Сегодня один из районных центров Костромской области носит название Сусанино. Неподалёку от этого посёлка по-прежнему стоит село Домнино, рядом, в стороне от дороги – часовня на месте бывшей деревни Деревеньки или Деревнищи, где жил герой, а на дороге рядом с Исуповским болотом – знак «Место подвига Ивана Сусанина» и памятный камень.
Какой подвиг совершил Иван Сусанин
30 марта 1613 года костромской крестьянин Иван Сусанин совершил патриотический подвиг, воспетый поэтами и историками. В Костроме стоит памятник народному герою, а его героический поступок лёг в основу оперы Глинки «Жизнь за царя».
Однако есть и немного другая версия этого подвига. Согласно ей поляки отправляются в Кострому, чтобы захватить юного царя Михаила Романова со своей матерью. В пути они встречают село и пытаются выведать местонахождение царя у вотчинного старосты Ивана Сусанина. Однако староста, даже подверженный жестоким пыткам, не выдал места убежища царя.
Иван Сусанин завершил своим подвигом так называемое «Смутное время» на Руси, положив начало трёхвековому правлению династии Романовых. По официальной версии местом захоронения крестьянина изначально была сама деревня, а после его прах перенесли в Ипатьевский монастырь. При этом археологами были найдены несколько могил героя.
В 1851 году памятник Ивану Сусанину был воздвигнут в Костроме, а центральная площадь стала носить его имя. В 1918 году с приходом к власти большевиков бюст Сусанина был уничтожен, но в 1967 году памятник восстановили.
«Терпя немерные пытки»: какова подлинная история подвига Ивана Сусанина
Подвиг Ивана Сусанина описан во всех учебниках истории СССР и России, однако достоверных данных о жизни и обстоятельствах гибели крестьянина Костромского уезда крайне мало. На текущий момент установлено предполагаемое место трагических событий, но мнения по поводу даты подвига сильно расходятся.
Так, протоиерей Алексий Данилович Домнинский (1794—1871) утверждал, что Сусанин погиб осенью 1612 года. Большинство отечественных исследователей убеждены, что герой однозначно погиб после 3 марта 1613 года (избрание Земским собором Михаила Фёдоровича Романова на царствование). Так, если учитывать природно-климатические факторы и расположение польских войск, наиболее вероятной датой гибели можно считать 30 марта 1613 года.
Доказательства и сомнения
Сам факт подвига старосты села Домнино (вотчина семьи Романовых) Ивана Сусанина сомнению, как правило, не подвергается. В распоряжении историков есть четыре грамоты 1619, 1633, 1644 и 1691 годов, в которых регламентируются привилегии и льготы потомкам героя, отдавшего жизнь за Михаила Фёдоровича.
В жалованной грамоте от 30 ноября 1619 года провозглашалось, что зять героя Богдан Собинин избавляется от всех податей «за тестя его, Ивана Сусанина, к нам службу, и за кровь». Спустя 14 лет была издана грамота, позволявшая дочери погибшего крестьянина Антониде переселиться с детьми («с Данилком да с Костькою») в пустошь Коробово Костромского уезда.
Однако в этих документах не приводится подробное описание подвига Сусанина. Небольшой отрывок из грамоты 1619 года сообщает лишь о том, что «польские и литовские люди» постоянно наведывались в Костромской уезд, разыскивая Михаила Фёдоровича, и замучили крестьянина до смерти.
Легенда о том, что Сусанин согласился показать оккупантам местонахождение монарха и намеренно завёл их в непроходимую чащу, появилась в опере Михаила Глинки «Жизнь за царя» (1836) и затем прочно вошла в учебники истории.
В письменных источниках о гибели поляков ничего не говорится. Версию композитора раскритиковал его современник, член-корреспондент Императорской Санкт-Петербургской академии наук Иван Костомаров (1817—1885).
Кроме того, Костомаров опровергал подлинность изложенных о Сусанине фактах в жалованной грамоте от 1619 года. Историк полагал, что героическую легенду якобы создал Богдан Собинин в стремлении выпросить у Михаила Фёдоровича привилегии. Как полагал Костомаров, Сусанин погиб, став жертвой разбойников.
Долгожданная находка
Большинство современных историков, опираясь на результаты археологических экспертиз, опровергают интерпретацию Костомарова. Эксперты сходятся во мнении, что Сусанин действительно существовал, перенёс муки и пожертвовал собой, спасая новоизбранного государя.
В частности, местные археологи нашли польскую саблю XVII века.
Эта находка подтвердила тот факт, что иностранные интервенты часто наведывались в Костромской уезд, захват которого не имел стратегического значения.
Кроме того, было найдено множество человеческих останков и нательных крестов вблизи села Исупово (Сусанинский район Костромской области — сейчас это вымершая деревенька). Долгое время на этом месте было болото. Примечательно, что почти все найденные кресты оказались католическими, а один из православных был разрублен.
Помимо этого, историки определили, что Сусанин — это не фамилия русского героя в привычном современному человеку смысле. Сусанин дословно означает сын Сусанны — так на Руси называли вдов. Таким образом, можно сделать вывод, что у крестьянина не было отца, а отчество «Осипович», которое часто упоминается в литературных источниках, является выдумкой.
Не вызывает особых споров и то, что Сусанин трудился старостой Домнино, но насколько он был близок к царю и его матери Марфе Ивановне, достоверно неизвестно.
Символ единства
Заместитель директора Российского государственного архива древних актов (РГАДА), главный хранитель фонда Юрий Эскин в беседе с RT констатировал, что сведения о Сусанине по-прежнему остаются весьма скупыми. Одна из причин — крестьянское происхождение и отсутствие сына. Род Сусаниных после смерти Ивана продолжился по женской линии.
«Никаких особенных сведений о Собининых нет, кроме тех документов, которые были даны дочери Ивана Сусанина. Не можем мы сказать и о том, знал ли Сусанин об избрании Михаила Романова на престол. Сусанин, возможно, знал Михаила ещё ребёнком и потому был готов отдать за него жизнь», — пояснил Эскин.
Кроме того, эксперт призвал не делать однозначных выводов о гибели Сусанина. По его словам, в Костромском уезде в Смутное время орудовали разбойники и «солдаты удачи». Набеги на крестьян нередко совершали банды, состоявшие из украинцев, белорусов и казаков.
«История Сусанина стала популярна за пределами Костромской губернии достаточно поздно. Заговорили об Иване Сусанине уже после визита в Кострому Екатерины II в 1767 году. Историей России до XIX века дворяне почти не интересовались. Также был немаловажный идеологический момент: хорошо ли, что простой мужик спас царя», — заметил собеседник RT.
Ситуация коренным образом изменилась после Отечественной войны 1812 года. История подвига Сусанина стала символом единства царской власти и народа, вписавшись в концепцию «Православие, самодержавие, народность».
Образ героя-крестьянина продолжил жить и в советское время. В 1939 году опера Глинки была переименована в «Ивана Сусанина». В новом либретто упоминание о подвиге ради царя исчезло. Персонаж домнинского старосты символизировал героизм простого русского человека.
Сусанин остался культовой исторической фигурой и после 1991 года. В мае 1993 года патриарх Алексий II отслужил заупокойную литию по герою у часовни в Деревеньках (предполагаемое место рождения Сусанина). А с 2005 года Россия отмечает День народного единства, вспоминая подвиги Кузьмы Минина, Дмитрия Пожарского и Ивана Сусанина.
Жертва Смуты: разбираемся, был ли подвиг Ивана Сусанина
Случилось это в марте 1613 года, когда Россия была погружена во мрак Смутного времени. Польские интервенты узнали, что русский народ избрал своим новым царём 16-летнего Михаила Фёдоровича Романова, что не входило в планы поляков, желавших видеть на русском престоле своего человека. Интервентам стало известно, что Михаил проживает где-то в лесах под Коломной. Туда и направился польский отряд, имея целью либо захватить нового царя, либо прикончить его…
Поляки добрались до коломенского села Домнино, где им в руки попался местный крестьянин Иван Сусанин, который якобы знал точно, где находится царь. Сусанин под пытками согласился провести интервентов к Михаилу, прятавшемуся в одном из монастырей. На деле крестьянин-патриот завёл врагов в ловушку – поляки попали в непроходимые болота, где все бесследно сгинули. С ними погиб и мужественный Сусанин, который ценой жизни спас своего царя.
Свежо предание…
Но был ли такой подвиг в действительности? Любопытно, что о нём громко заговорили лишь спустя почти два столетия, в начале XIX века, а до этого времени о Сусанине практически ничего и знать не знали, и ведать не ведали. Мало того, историки обратили внимание на то, что в летописных документах периода Смуты на сусанинский подвиг нет даже намёка. А ведь такое яркое событие никак не должно было пройти мимо русских летописцев, оставивших богатые и очень подробные описания русской Смуты!
Ничего не говорили о Сусанине и русские послы, которые в 1614 году прибыли в Польшу для заключения мирного договора. В своих претензиях они тщательно перечислили все разорения и убытки, которые принесли России интервенты. Но вот ни о покушении на царя Михаила, ни о злодейском убийстве человека, его спасшего, не было сказано ни слова.
А ещё историки установили, что никаких регулярных польских войск в 1613 году в России уже не было – эти войска были окончательно изгнаны из нашей страны осенью 1612 года, когда ополчение Минина и Пожарского освободило Москву. Да, бродили ещё по лесам банды всевозможных разбойников и прочих лихих людей самых разных национальностей, включая и поляков. Но их высокая политика, связанная с российским престолонаследием, точно не интересовала – «гулящих людей» более всего заботили карманы и кошельки обывателей.
Но даже если бы какой разбойничий отряд и захотел «потрясти» самого царя, то из этой авантюры вряд ли что-либо вышло бы. Дело в том, что в 1613 году Михаил, ни от кого не прячась, жил в хорошо укреплённой Коломне, где было полно русских войск. Так что для поимки царя требовалась настоящая войсковая операция, на что ни одна разбойничья банда, даже по специальному заказу поляков, ни за что не отважилась бы…
Так откуда же взялась легенда о Сусанине?
Пришли и просто зарезали
Есть основание полагать, что в её основе лежит грамота за 1619 год, в которой от имени царя Михаила Фёдоровича родственникам мужика Ивана Сусанина была пожалована на вечные времена деревенька Коробово Костромской земли. Эта милость была оказана за подвиг означенного мужика Сусанина:
«Ивана Сусанина литовские люди изымали и его пытали великими немерными муками, где в той поры мы, великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович были… Про нас тем польским и литовским людям Сусанин не сказал, и польские и литовские люди замучили его до смерти».
Значит, подвиг всё-таки был? Но здесь стоит обратить внимание на следующее. Грамота сусанинским родственникам была дана по просьбе царицы Марфы Ивановны, матери царя. А женщина она была, как отмечают историки, чрезвычайно набожная, верящая во всевозможные предания и легенды. Особенно когда это касалось вопросов преданности русского народа её сыну. Так что нельзя исключать примерно следующей версии.
Крестьянин Иван Сусанин был убит бандой литовских разбойников во время бандитского налёта на деревню Домнино. Возможно даже, что при ограблении он высказал бандитам свою неприязнь как чужеземцам, а ещё подчеркнул свою верность новому русскому царю. В запале гнева за такие слова разбойники его и зарезали. После чего снова скрылись в лесах – поисками царя Михаила, сидевшего в хорошо укреплённой крепости, бандиты, конечно, заниматься не собирались.
Предприимчивые родственники Сусанина решили воспользоваться этой смертью. Они добрались до царицы и рассказали ей о том, что убиенный в порыве верности царю якобы завёл лихих людей в болото и там их утопил, за что и подвергся лютой смерти. Верящая в чудеса царица прониклась рассказом и потребовала от сына награды за подобную верность. Сын уступил, пожаловав сусанинской родне небольшое село.
Но вот что примечательно. Более о подвиге Сусанина власти не распространялись – ни в летописях, ни в иных документах. Скорее всего, и сам царь, и его окружение имели сильное сомнение в самом факте героического поступка. Эти настроения хорошо отразил в своих исследованиях известный историк Николай Костомаров:
«В истории Сусанина достоверно только то, что этот крестьянин был одной из бесчисленных жертв, погибших от разбойников, бродивших по Руси в Смутное время; действительно ли он погиб за то, что не хотел сказать, где находится Михаил Фёдорович, – остаётся под сомнением».
Вот почему очень долгое время подвиг Сусанина рассматривался лишь как одно из преданий Великой Смуты и не более того. Пока в XIX веке легенду не превратили в исторический факт – тогда вышел гимназический учебник по истории, в котором впервые и была ярко описана известная нам эпопея Ивана Сусанина.