в каком году создали мчс
История создания и заслуги МЧС. Справка
27 декабря МЧС России отмечает 17-ю годовщину создания. Российский корпус спасателей (предшественник МЧС) был образован постановлением Совета министров СССР 27 декабря 1990 года. С апреля 1991 года ведомство бессменно возглавляет Сергей Шойгу.
21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
В 2006 году силами единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС) было проведено более 16,6 тысяч спасательных операций, пожарные подразделения МЧС России свыше 200 тысяч раз привлекались к тушению пожаров. Саперы «чрезвычайного» ведомства обнаружили и обезвредили свыше 30 тысяч взрывоопасных предметов, в том числе 245 авиабомб. Специалистами ГПС и спасателями было спасено в общей сложности более 100 тысяч человек.
Авиация МЧС России выполнила более 11 тысяч полетов в зоны чрезвычайных ситуаций. Самолетами и вертолетами министерства перевезено свыше 24 тысяч человек и более 9 тысяч тонн грузов.
История создания МЧС России
27 декабря МЧС отмечает 24-ю годовщину создания. Для России, территория которой расположена в различных климатических поясах, а хозяйственный комплекс отличается высокой степенью концентрации опасных производств, риск аварий и стихийных бедствий особенно велик.
27 декабря МЧС России отмечает 17-ю годовщину создания. Российский корпус спасателей (предшественник МЧС) был образован постановлением Совета министров СССР 27 декабря 1990 года. С апреля 1991 года ведомство бессменно возглавляет Сергей Шойгу.
21 декабря 1994 года был принят закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», который стал главным инструментом управления как в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, снижения рисков, так и в вопросах ликвидации последствий аварий, катастроф и стихийных бедствий. Этот закон стал началом создания правовой основы деятельности Чрезвычайной службы России. 14 июля 1995 года был принят федеральный закон РФ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Этот Закон определил общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, закрепил права, обязанности и ответственность спасателей, определил основы государственной политики в области правовой и социальной защиты спасателей и других граждан Российской Федерации, принимавших участие в ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
2 РОНД Управления ЮВАО ГУ МЧС России по г. Москве
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
25 лет МЧС России. История создания.
17 июля 1990 года постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР принято решение об образовании Российского корпуса спасателей.
27 декабря 1990 года постановлением Совета министров РСФСР № 606 образован Российский корпус спасателей (РКС). Эта дата считается основанием МЧС России. 17 апреля 1991 года Президиум Верховного Совета утвердил назначение руководителем Сергея Шойгу. Впоследствии РКС переименован в Государственный Комитет по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС).
19 ноября 1991 года, на базе Государственного комитета РСФСР по чрезвычайным ситуациям и Штаба гражданской обороны РСФСР, был образован Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР.
30 сентября 1992 года Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР был реорганизован в Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. В него были включены контрольно-спасательные пункты ВЦСПС (созданы в 1958 году) и контрольно-спасательные службы ВЦСПС, созданные на 15 лет позже.
10 января 1994 года Государственный комитет Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий был преобразован в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России). Возглавил новое министерство Сергей Кужугетович Шойгу.
1 января 2002 года 278 тысяч сотрудников Государственной противопожарной службы вошли в состав МЧС, имевшего до этого численность 70 тысяч сотрудников.
3РОНД Управления по ЦАО ГУ МЧС России по г. Москве
Если вы нашли ошибку: выделите текст и нажмите Ctrl+Enter
Как начиналось МЧС
27 декабря — День спасателя Российской Федерации
Фото: пресс-служба Юрия Воробьева
30 лет назад профессии «спасатель» не было как таковой. О том, как начиналось МЧС, о его прототипе и главных качествах спасателя «Парламентской газете» рассказал стоявший у истоков создания «чрезвычайного» министерства вице-спикер Совета Федерации, заслуженный спасатель РФ, Герой России Юрий Воробьев.
— Юрий Леонидович, как родилась идея создания спасательной службы?
— В конце 80-х годов прошлого столетия в стране произошло большое количество трагических событий — череда техногенных катастроф и стихийных бедствий: в 1986 году — авария на Чернобыльской АЭС, в декабре 1988-го — сильнейшее землетрясение в Армении, которое унесло тысячи жизней. Их последствия показали — государство не готово адекватно отреагировать на эти вызовы, оказывая необходимую помощь пострадавшим людям, предупреждать их о возможных бедствиях в будущем.
Эти объективные выводы, родившиеся на основе анализа ситуации, привели к тому, что в Советском Союзе начала формироваться Государственная комиссия Совета Министров СССР по чрезвычайным ситуациям, которую возглавил Виталий Догужиев. Одновременно и в РСФСР тоже начали задумываться о том, как создать свою собственную спасательную службу.
— Вы один из тех, кто стоял у истоков создания МЧС. Расскажите, каково это — создавать с нуля такую мощную и важную организацию?
— В декабре 1990 года было принято решение создать в России корпус спасателей на правах государственного комитета. Но как это сделать? Не было ни опыта создания такой структуры, ни научной, ни нормативно-правовой базы, ни специалистов. Профессии вообще не было как таковой. К примеру, в тарифно-квалификационном справочнике, существовавшем в Советском Союзе, не существовало даже категории «спасатель».
Единственное, что было, так это опыт и история предыдущих катастроф и бедствий, с которыми сталкивалась Россия, да и весь мир.
В апреле 1991-го Российский корпус спасателей возглавил Сергей Шойгу, а через 11 дней я пришел к нему, и мы вдвоем начали выстраивать эту систему.
Все тщательно анализировали, изучали опыт других стран, в том числе США, где, кстати, за 17 лет до появления Российского корпуса спасателей была создана так называемая ФЕМА — Федеральное агентство по чрезвычайным ситуациям. Отчасти именно это американское ведомство изначально стало прототипом МЧС России, хотя потом мы пошли дальше и расширили полномочия будущего министерства.
— Страна тогда находилась в переходном состоянии, разруха была во всех отраслях, и государству было непросто защитить людей, нуждавшихся в помощи и поддержке. Какая главная задача стояла перед новой службой?
— Прежде чем создать будущее МЧС, нам нужно было выстроить философию этого строительства, понять, как она должна выглядеть, чем должна заниматься… Мы для себя сразу решили, что задача будущего министерства — предупреждение чрезвычайных ситуаций, реагирование на них и оказание помощи пострадавшим. А главная цель — это, конечно, люди.
Причем изначально мы исходили из того, что каждый человек имеет право на помощь спасателей. Поэтому надо выстроить систему таким образом, чтобы даже один человек мог рассчитывать на нее во всех сферах жизни, во всех сложных ситуациях, даже бытовых.
— В своей книге вы написали, что, как любой руководитель, работоспособность этой системы вы проверяли на себе, участвовали во многих миротворческих и спасательных операциях. Что запомнилось больше всего?
— Повторю, что службу пришлось создавать практически на ровном месте, по крупицам накапливая опыт применения спасателей… Одна из первых наших операций — поиск погибших в 1991 году российских журналистов Виктора Ногина и Геннадия Куренного на территории воюющей Югославии. Кроме консульской службы, нам никто не помогал, мы сами готовили эту операцию, причем работали там не профессиональные сотрудники МЧС, а добровольцы.
Приходилось участвовать и в миротворческих операциях, в результате которых удавалось не только оказать помощь людям, страдающим от войны, и беженцам, покинувшим свои дома, но и остановить конфликты. Вот это уж совсем, казалось бы, не наша задача, но тем не менее мы и с ней справлялись. Так, в 1992 году нашими усилиями был погашен конфликт в Южной Осетии.
Наработанный опыт и технологии пригодились в дальнейшем при урегулировании военного конфликта в Приднестровье. Затем помогали установить мир на Балканах, обеспечить выживание людей в условиях сложной военной обстановки, в которой оказались народы Югославии. Наши гуманитарные конвои спасли немало человеческих жизней.
Такая работа — не в полной мере, конечно, — свойственна спасательной службе.
Тут есть и политика, и вооруженные конфликты, и сложные переговорные процессы.
Поэтому мы формировали службу из таких специалистов, которые могли бы решать все эти задачи.
— В одном из интервью вы сказали, что спасатель — это определенный склад человека. Меняются ли люди, которые выбирают вашу профессию?
— Люди, которые приходили к нам служить (в основном из Вооруженных сил, из различных специальных подразделений), менялись, безусловно. Становились другими. И здесь, несомненно, большую роль играла личность Сергея Шойгу, возглавлявшего МЧС. Он — лидер, умеющий вести за собой людей, уделять внимание каждому, сплотить коллектив, что очень важно. Формировалась такая команда людей-единомышленников, которая была не только чисто профессиональной, а высокодуховной, человечной.
Помню, один из офицеров, пришедший к нам из ГРУ, говорил, что с удовольствием работает в спасательной службе, так как считает это дело более значимым и важным, чем то, чем занимался ранее.
Романтика спасения глубоко проникает в сердце людей, когда они приходят и работают в команде спасателей. Объединенные общей идеей, мы всегда с огромным энтузиазмом брались за самые трудные задачи, с пониманием того, что никто другой, кроме нас, сделать этого сейчас не сможет.
Так, весной 2001 года серьезное наводнение в Ленске уничтожило практически половину города. Уровень воды в реке поднялся почти на 30 метров, дома просто уносило потоком. Спасательную операцию приходилось проводить в тяжелейших условиях, а после ее завершения нам еще поручили восстановить жилье для людей. Опять же, казалось, это вообще не наш профиль. Но, учитывая особенности сибирского региона — где нет ни достаточной сети асфальтовых дорог, ни железнодорожных путей, чтобы оперативно подвозить стройматериалы, — выполнить задачу могли тогда только мы.
Все, что нам было нужно, доставлялось по воде судами речного флота, которые параллельно работали по программе Северного завоза. Это была фантастическая работа, мы контролировали каждый вагон, каждую машину, каждый контейнер грузов, который должен был прийти. А там еще надо было построить все в срок, до наступления холодов, да еще так, чтобы потом нам не сказали, что мы построили плохо.
— Получается, приходилось исполнять функции разных министерств?
— Для возведения домов и объектов инфраструктуры мы привлекали различные частные компании. При этом все финансирование лежало на Минстрое, МЧС занималось только организацией строительства, работой с людьми, их переселением и оказанием помощи пострадавшим. На самом деле это была уникальная операция, очень сложная. В условиях Севера за три месяца мы восстановили жилье для людей, уже в октябре все новые дома заселили.
Конечно, где-то мы брали на себя функции и Минобороны, и МИД, и МВД, и Минстроя, и Минздрава, и даже Минобразования. Но только для того, чтобы решить поставленную задачу, стабилизировать обстановку, оказать помощь людям. И это формировало многогранную команду людей, которая приобретала фантастический опыт и с которой можно было работать по разным направлениям.
Думаю, что в то время спасательная служба сыграла огромную и очень важную роль в становлении нашей страны, нашего государства, оказываясь там, где она была нужна.
— Как изменялись функции и задачи МЧС по мере становления?
— Состав и структура ведомства постоянно менялись, расширялись полномочия и сфера ответственности. Постепенно нам переподчинили государственную противопожарную службу, передали всю гражданскую оборону, то есть защиту населения и территорий во время войны, задачи, связанные с безопасностью на горных выработках, в шахтах, на водных объектах.
Кстати, вопросы безопасности на водах — это не только спасение людей, но и инспекция, контроль за многократно увеличившимся маломерным флотом. Когда нам передавали эту функцию, в стране насчитывалось 800 тысяч зарегистрированных судов, а когда мы заканчивали строительство этой системы, то их уже было полтора миллиона. Сейчас, думаю, это уже несколько миллионов судов.
Все это формировало новый облик ведомства, и нам приходилось готовить соответствующих специалистов, а для этого переделать всю систему образования в МЧС.
Мало того, такие сложные многогранные задачи нельзя было решить без современных технологий, поэтому встала проблема по созданию инновационных технологий и производству отечественного спасательного оборудования, приборов и различной другой техники, в том числе авиационной и автомобильной. Это была гигантская работа, и тогда казалось, что ее не решить, но нам это удалось.
Например, самолет-амфибия Бе-200 создан в те годы, когда никто ничего подобного не мог построить. Аппарат способен взлетать как с земли, так и с водной поверхности. Его используют и для тушения пожаров, и для поисково-спасательных операций. По ряду параметров у него нет аналогов в мире. Или взять, к примеру, малый вертолет для спасения в городах Ка-226. Пока отечественная промышленность не наладила его производство, мы вынуждены были закупать подобные машины в Германии.
Сейчас МЧС — это мощная система, государственный институт, который будет и дальше развиваться, потому что в мире становится все больше рисков и новых вызовов. Это — экологические и природные катастрофы, техногенные аварии, болезни, эпидемии, эпизоотии. Так что МЧС должно заглядывать за горизонт, чтобы видеть новые, неизвестные человечеству проблемы и быть к ним готовым.
Поэтому, когда меня часто спрашивали, что главное в успехе МЧС, как вы стали лучшим министерством системы спасателей в мире (по признанию других государств), я отвечаю: есть два секрета. Первый — это команда, особый корпоративный дух, который нужно уметь поддерживать, чтобы система работала как единый организм. А второе — наука. Без опоры на научные знания нельзя ни предотвратить чрезвычайную ситуацию, ни ее ликвидировать.
Сегодня МЧС — 30 лет. И уверен, у МЧС есть все, чтобы продолжать оставаться лучшей в мире спасательной службой и брать на себя всю большую ответственность за будущее мира, за безопасное будущее наших россиян.
— Скучаете по временам, когда сами принимали участие в операциях?
— Конечно, и не только скучаю, а стараюсь все-таки не уходить до конца из этой системы, из этого братства, всеми способами сохраняя связь. Бываю в институтах и академиях МЧС, где рассказываю курсантам о том, как создавалась наша служба, что мы закладывали в ее основу. Кроме того, мы поддерживаем молодежное движение через Российский корпус спасателей, через созданную нами кадетскую школу, которая патронируется МЧС.
Когда я уходил из МЧС, это было очень тяжелое решение. Но вынужденное: по здоровью я не мог продолжать службу. Если бы было возможно, я бы с удовольствием вернулся. Будь у меня вторая жизнь, я бы снова пошел в МЧС.
— Но все равно дело продолжается. Ребята из кадетской школы в Прионежье, которые всегда ждут встречи с вами, — действительно будущая смена нынешних спасателей. Какие перспективы у проекта?
— Там два направления. Есть клуб «Корабелы Прионежья», где 50 девчонок и мальчишек изучают технику парусного судовождения, историю Северного края и водных путей России, строят настоящие корабли и на них же проходят практику. А есть школа, расположенная неподалеку от клуба, где обучаются 150 мальчиков из Вологодской, Архангельской, Ленинградской, Московской и Ярославской областей, Карелии, Москвы и Санкт-Петербурга.
Эти ребята — отдельная моя забота и ответственность. Стараюсь не только открывать для них какие-то новые возможности, но и привозить на встречи интересных известных людей, организовывать различные экспедиции и путешествия. Я горд тем, что у меня есть возможность участвовать в судьбе этих детей. Очень важно, чтобы преемственность поколений спасателей не прерывалась.
Досье Крупнейшие зарубежные спасательные операции МЧС За 30 лет своего существования МЧС провело более 490 зарубежных гуманитарных операций.
1992, Турция. Несмотря на то что в составе ведомства тогда еще не было профессиональных спасателей, Россия приняла участие в ликвидации последствий разрушительного землетрясения. За 9 суток российскими спасателями было найдено и спасено 12 человек.
1993, Грузия. Из-за экономических проблем, возникших в стране, в опасной ситуации оказалось около полутора тысяч человек, проживавших в высокогорных селах. Всего им было отправлено 100 тонн автомобильного топлива, 6 тонн одежды и обуви.
1994, Руанда. Межэтнический конфликт в африканской стране привел к огромному числу человеческих жертв и гуманитарной катастрофе. Силами чрезвычайного ведомства нашей страны туда было перевезено более 12 тысяч тонн гуманитарных грузов и построен мост для безопасного перехода беженцев.
1999, Сербия. МЧС России развернуло мобильный госпиталь в городе Ниш во время натовских бомбардировок Югославии. Только за два первых месяца силами ведомства пострадавшему населению было доставлено около 50 тонн гуманитарных грузов.
1999, Турция. После мощного землетрясения в ходе спасательной операции российские спасатели извлекли из-под завалов 72 человека — столько же, сколько все остальные иностранные отряды.
2001, Афганистан. Доставлено свыше 1000 тонн гуманитарных грузов, из них 500 тонн продовольствия и 43 тонны медикаментов.
2014- н.в., Юго-восток Украины. Гуманитарными конвоями доставлено уже более 83 тысяч тонн продуктов питания, медикаментов, стройматериалов, технического оборудования и других необходимых предметов.
2020, Бейрут. Российские спасатели участвовали в поисковой операции в разрушенном мощным взрывом в порту городе.
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЧС РОССИИ
«ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ МЧС РОССИИ»
В начале XXI века в России продолжает оставаться высоким риск возникновения чрезвычайных ситуаций различного характера. Причем тяжесть ежегодно имеющих место аварий, катастроф и стихийных бедствий имеет тенденцию к возрастанию: растет ущерб, остаются значительными санитарные и безвозвратные потери населения, наносится непоправимый вред природной среде.
Проблема предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций остается для страны весьма актуальной.
В последние годы усилиями органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления, органов управления РСЧС, научных организаций разработан и принят ряд законодательных и нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, накоплен значительный опыт в проведении мероприятий по предупреждению аварий, катастроф и стихийных бедствий различного характера и ликвидации их последствий, создана научная база противодействия катастрофам, современные технологии и средства проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.
В настоящее время МЧС Росси является основным федеральным органом в области предупреждения и ликвидации ЧС, и решает поставленные перед ним задачи на достаточно высоком уровне. Чтобы добиться подобной эффективности в деятельности министерства была проделана колоссальная работа по его становлению и развитию, основные этапы которого и будут рассмотрены в сегодняшнем занятии.
История развития МЧС России
История России всегда была связана с разного рода опасными природными явлениями, стихийными и иными бедствиями, катастрофами, а также опасностями, возникающими при ведении военных действий или вследствие этих действий.
Нередко появление той или иной опасности и угрозы обусловливало появление сил для защиты от них, рождались документы, определяющие вопросы безопасности в данной области.
Так, например, в конце XV века при Иване III возникает пожарная служба, а в 1504 году издаются подробные противопожарные правила, распространяемые на всю Россию. При Петре I создается уже пожарная повинность.
Развитие горного дела, химической промышленности, мореплавания, нефтяной индустрии обусловило создание подразделений горно- и газоспасателей, морских спасателей, отрядов для борьбы с фонтанами нефти, каждое из этих направлений по мере роста опасностей получало свое развитие.
В период революции и гражданской войны профессиональная пожарная охрана в силу своей малочисленности и слабого оснащения была не в состоянии противостоять захлестнувшим страну пожарам. Основная тяжесть легла на плечи добровольных пожарных дружин. В связи с этим 17 апреля 1918 г. Совет Народных Комиссаров СССР принимает декрет «Об организации государственных мер борьбы с огнем», положивший начало созданию новой системы пожарной безопасности в России. В составе НКВД для организации деятельности межведомственного Пожарного совета был создан специальный аппарат.
Понимая серьезность борьбы со стихийными бедствиями в Кодексе законов о труде РСФСР в 1922 г. в разделе III «О порядке привлечения к трудовой повинности граждан РСФСР», записывается, что «в исключительных случаях (борьба со стихийными бедствиями, недостаток в рабочей силе для выполнения важнейших государственных заданий) все граждане РСФСР, за изъятиями, указанными в ст. ст. 12-14, могут привлекаться к труду в порядке трудовой повинности согласно специальным постановлениям Совета Народных Комиссаров СССР или органов, уполномоченных на то Советом Народных Комиссаров.
В этой формулировке впервые в России используется термин «стихийные бедствия».
В эти годы, как подчеркивалось выше, шло постоянное совершенствование пожарной охраны в стране. В 1940 г. были введены «Боевой устав пожарной охраны» и «Устав внутренней службы в пожарной охране».
Военизированная охрана имелась только на объектах оборонного значения.
В годы войны органы управления пожарной охраны, отряды и пожарные команды НКВД стали составной частью общегосударственных мероприятий и вошли в пожарную службу местной противовоздушной обороны (МПВО), но оперативно подчинялись Главному управлению пожарной охраны (ГУПО) страны. Пожарная охрана, взаимодействуя с формированиями МПВО, свела на нет расчеты противника на массовые пожары. Ни в одном городе, ни в одном населенном пункте тыла не было сплошных или массовых пожаров.
Следует отметить, что по мере возникновения и роста тех или иных угроз создавались, как подчеркивалось выше, необходимые силы и организационные структуры, начиная от соответствующих служб обеспечения безопасности на объектах и территориях, вплоть до образования государственных многонациональных систем защиты населения и территорий, разрабатывалась и принималась необходимая законодательная и нормативная правовая база.
Необходимость образования государственных систем защиты населения и территорий как в России, так и за рубежом была обусловлена, прежде всего, ростом военных угроз, созданием и развитием средств поражения.
В России (СССР) проблемы защиты населения и территорий от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, впервые на государственный уровень были подняты сразу после гражданской войны, что было обусловлено появлением, а затем бурным развитием авиации и ростом ее возможностей по нанесению ударов по тыловым объектам страны. Кстати, впервые правила поведения граждан при налетах самолетов противника были изложены уже 8 марта 1918 г. в воззвании «К населению Петрограда и его окрестностей».
Этой проблеме стало уделяться значительное внимание и в октябре 1932 года решение этих вопросов было возложено на местную систему противовоздушной обороны (МПВО), образованную постановлением ЦК КПСС и Совета Народных Комиссаров СССР, прописавшим основные положения ее функционирования.
Своевременное создание МПВО обеспечило в годы Великой Отечественной войны успешную защиту населения и создание условий для функционирования объектов народного хозяйства. За годы Великой Отечественной войны МПВО превратилось из локальной в общегосударственную систему защиты тыла страны, была важным элементом обороноспособности государства, составной частью Вооруженных Сил страны.
Положениями о МПВО Союза ССР, утвержденными постановлениями Совета Министров СССР 31 октября 1949 г. и 14 апреля 1956 г. были определены на основе опыта Великой Отечественной войны цели, задачи, организационная структура МПВО, основные мероприятия, проводимые на территории страны, роль и место войск МПВО, формирований МПВО и групп самозащиты, порядок подготовки кадров и населения в системе МПВО, обязанности министерств и ведомств.
В связи с этим в 1961 году было принято решение о преобразовании МПВО в гражданскую оборону. Отличие МПВО от гражданской обороны состояло в следующем:
во-вторых, значительно расширился круг задач, решаемых гражданской обороной, включая создание условий, необходимых для работы промышленности в военное время и обеспечение всем необходимым граждан, выживших в ядерной войне;
в-третьих, в совершенно новом качестве встала задача по ликвидации последствий нападения противника в виде огромных массовых разрушений, предусматривающая при этом оказание помощи одновременно сотням тысяч пострадавших;
в-четвертых, мероприятиям гражданской обороны был придан общегосударственный и общенародный характер, они планировались и реализовывались на всей территории страны и касались каждого гражданина и каждого коллектива.
Все это с учетом опыта функционирования системы гражданской обороны за прошедшие годы нашло отражение в Положении о Гражданской обороне СССР, введенном в действие Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 201-78 от 18 марта 1976 г.
Следует подчеркнуть, что попытка разработать и принять в эти годы закон о Гражданской обороне СССР оказались безуспешными.
Вместе с тем надо признать, что ориентация гражданской обороны в эти годы в основном только на решение задач военного времени объективно способствовала однобокости ее развития. Авария на Чернобыльской АЭС подтвердила это, показав, что гражданская оборона не готова к качественному решению задач по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В связи с этим постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР от 30 июля 1987 г. была продекларирована необходимость развития гражданской обороны в плане непосредственного решения задач по защите и спасению населения в чрезвычайных ситуациях, вызванных стихийными бедствиями, крупными авариями и катастрофами. Но это постановление осталось на бумаге, о чем подтвердило Спитакское землетрясение 1988 г.
Чернобыльская трагедия показала, что вопросы защиты населения и территорий надо решать на государственном уровне, а Спитакская катастрофа ускорила принятие решения по данному вопросу.
Шло развитие системы противостояния чрезвычайным ситуациям и в России. 17 июля 1990 г. Президиумом Верховного Совета РСФСР было принято постановление «Об образовании Российского корпуса спасателей». Реализуя это постановление, Совет Министров РСФСР в целях радикального улучшения работы по защите населения и народнохозяйственных объектов при чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени, придания этой работе общенациональной значимости, возведения ее на уровень государственной политики постановлением от 27 декабря 1990 г. № 606 образовал Российский корпус спасателей на правах Государственного комитета РСФСР.
Дата принятия этого постановления считается временем основания Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.
После утверждения Положения и штатного расписания Корпуса началось его формирование. 17 апреля 1991 года постановлением Совета Министров РСФСР № 207 Председателем Российского корпуса спасателей был назначен С. К. Шойгу.
Однако уже первые месяцы деятельности Российского корпуса спасателей показали трудности его функционирования как государственно-общественной организации, недостаток полномочий для качественного выполнения возложенных на него задач. В связи с этим постановлением Президиума Верховного Совета РСФСР от 30 июля 1991 г. 1617-1 Российский корпус спасателей был преобразован в Государственный комитет РСФСР по чрезвычайным ситуациям (ГКЧС РСФСР).
Указом Президента РСФСР от 19 ноября 1991 г. №221 ГКЧС РСФСР был вновь реорганизован. На базе Госкомитета и Штаба гражданской обороны РСФСР был создан Государственный комитет по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий при Президенте РСФСР, который в 1994 году был реорганизован (Указ Президента Российской Федерации от 10 января 1994 г. «О структуре федеральных органов исполнительной власти») в Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.