в каком году советский союз ввел войска в афганистан
Участие Советского Союза в Афганской войне в 1979-89 годах. Справка
Решение о вводе советских войск в Афганистан было принято 12 декабря 1979 года на заседании Политбюро ЦК КПСС и оформлено секретным постановлением ЦК КПСС.
Официальной целью ввода было предотвращение угрозы иностранного военного вмешательства. В качестве формального основания Политбюро ЦК КПСС использовало неоднократные просьбы руководства Афганистана.
Ограниченный контингент (ОКСВ) оказался непосредственно втянут в разгоравшуюся в Афганистане гражданскую войну и стал ее активным участником.
В данном конфликте принимали участие вооруженные силы правительства Демократической Республики Афганистан (ДРА) с одной стороны и вооруженная оппозиция (моджахеды, или душманы) — с другой. Борьба велась за полный политический контроль над территорией Афганистана. Душманам в ходе конфликта поддержку оказывали военные специалисты США, ряда европейских стран — членов НАТО, а также пакистанские спецслужбы.
25 декабря 1979 года начался ввод советских войск в ДРА по трем направлениям: Кушка Шинданд Кандагар, Термез Кундуз Кабул, Хорог Файзабад. Десант высаживался на аэродромах Кабул, Баграм, Кандагар.
Афганская война продолжалась с 25 декабря 1979 до 15 февраля 1989 года, то есть 2238 дней.
14 апреля 1988 года при посредничестве ООН в Швейцарии министрами иностранных дел Афганистана и Пакистана подписаны Женевские соглашения о политическом урегулировании положения вокруг ситуации в ДРА. Советский Союз обязался вывести свой контингент в 9 месячный срок, начиная с 15 мая; США и Пакистан, со своей стороны, должны были прекратить поддерживать моджахедов.
В соответствии с соглашениями вывод советских войск с территории Афганистана начался 15 мая 1988 года.
15 февраля 1989 года из Афганистана полностью выведены советские войска. Выводом войск 40-й армии руководил последний командующий ограниченным контингентом генерал лейтенант Борис Громов.
Потери:
По уточнённым данным, всего в войне Советская Армия потеряла 14 тыс. 427 человек, КГБ — 576 человек, МВД — 28 человек погибшими и пропавшими без вести. Ранено, контужено, травмировано – более 53 тыс. человек.
Точное число погибших в войне афганцев неизвестно. Имеющиеся оценки колеблются от 1 до 2 млн. человек.
Афганская война
Афганская война – военный конфликт на территории Демократической Республики Афганистан (ДРА). В этом конфликте принимал участие ограниченный контингент советских войск.Конфликт проходил между правительственными войсками Афганистана и вооруженными формированиями афганских моджахедов, которые поддерживались НАТО, и в первую очередь США, которые активно вооружали врагов афганского режима.
Предпосылки Афганской войны
Сама война, длившаяся с 1979 по 1989 год, в историографии определяется присутствием на территории Афганистана ограниченного контингента Вооруженных сил СССР. Но началом всего конфликта надо считать 1973 год, когда в Афганистане был свергнут король Захир-шах. Власть перешла к режиму Мухаммеда Дауда, а в 1978 году произошла Саурская (Апрельская) революция, и новой властью стала Народно-демократическая партия Афганистана (НДПА), провозгласившая Демократическую Республику Афганистан. Афганистан начал строить социализм, но все строительство шло в крайне нестабильной внутренней обстановке.
Руководителем НДПА являлся Нур Мохаммад Тараки. Его реформы были крайне непопулярными в стране, где традиционно большинство составляли сельские жители. Всякое инакомыслие жестоко подавлялось. За время своего правления он арестовал тысячи людей, часть из которых были казнены.
Главным оппонентом социалистического правительства стали радикальные исламисты, объявившие ему священную войну (джихад). Были организованы отряды моджахедов, которые в дальнейшем стали главной противоборствующей силой – с ней и сражалась Советская армия.
Большинство населения Афганистана было неграмотным, и для исламистских агитаторов было несложно настраивать население против новой власти.
Начало войны
Сразу после прихода к власти правительство столкнулось с начавшимися вооруженными мятежами, организуемыми исламистами. Справиться с создавшейся ситуацией афганское руководство не смогло и обратилось за помощью к Москве.
Вопрос о помощи Афганистану был рассмотрен в Кремле 19 марта 1979 года. Леонид Брежнев и другие члены Политбюро выступили против вооруженного вмешательства. Но со временем ситуация у границ СССР ухудшалась, и мнение кардинально изменилось.
12 декабря 1979 года было принято постановление ЦК КПСС о вводе советских войск в Афганистан. Формально причиной стали неоднократные просьбы руководства Афганистана, а фактически эти действия должны были предотвратить угрозы иностранного военного вмешательства.
Необходимо помнить, что, помимо напряженных отношений с моджахедами, и в самом правительстве не было единства. Особо непримиримой стала внутрипартийная борьба, которая достигла своего апогея в сентябре 1979 года. Именно тогда лидер НДПА Нур Мохаммад Тараки был арестован и убит Хафизуллой Амином. Амин занял место Тараки и, продолжая бороться против исламистов, усилил репрессии и внутри правящей партии.
По данным советской разведки, Амин пытался договориться с Пакистаном и Китаем, что нашими специалистами считалось недопустимым. 27 декабря 1979 года отряд советских спецназовцев захватил президентский дворец, Амин и его сыновья были убиты. Новым лидером страны стал Бабрак Кармаль.
Ход войны
В результате наши солдаты оказались втянутыми в начавшуюся гражданскую войну и стали ее активными участниками.
Всю войну можно разделить на несколько этапов:
1-й этап: декабрь 1979 – февраль 1980 года. Введение в Афганистан 40-й советской армии генерала Бориса Громова, размещение по гарнизонам, организация охраны стратегических объектов и мест дислокации.
2-й этап: март 1980 – апрель 1985 года. Проведение активных широкомасштабных боевых действий. Реорганизация и укрепление вооруженных сил ДРА.
4-й этап: январь 1987 – февраль 1989 года. Помощь афганскому руководству в проведении политики национального примирения. Продолжение поддержки боевых действий, проводимых правительственными войсками. Подготовка к выводу советских войск.
В апреле 1988 года в Швейцарии между Афганистаном и Пакистаном было подписано соглашение об урегулировании ситуации вокруг ДРА. Советский Союз обязался вывести свои войска в течение девяти месяцев, а США и Пакистан должны были перестать поддерживать моджахедов. В апреле 1988 года, в соответствии с договором, советские войска были полностью выведены из Афганистана.
Потери в Афганской войне
На сегодняшний момент известно, что потери Советской армии составили 14 тысяч 427 человек, КГБ – 576 человек, МВД – 28 человек (погибшими и пропавшими без вести). Раненых и контуженных за время боевых действий было 53 тысячи человек.
Точные данные о погибших в войне афганцев неизвестны. По разным источникам, эти потери могли составить от 1 до 2 миллионов человек. От 850 тысяч до полутора миллионов человек стали беженцами и осели в основном в Пакистане и Иране.
После окончания войны
В Женевских переговорах моджахеды не принимали участия и не поддержали эти решения. В результате после вывода советских войск боевые действия не прекратились, а даже усилились.
Новый руководитель Афганистана Наджибулла без советской помощи едва сдерживал натиск моджахедов. Произошел раскол в его правительстве, многие его сподвижники перешли в ряды оппозиции. В марте 1992 года от Наджибуллы отошел генерал Дустум и его узбекская милиция. В апреле моджахеды захватили Кабул. Наджибулла длительное время скрывался в здании миссии ООН, но был схвачен талибами и повешен.
Противодействие Советскому Союзу со стороны США
Большую помощь в поддержке контрреволюции в Афганистане оказали Соединенные Штаты Америки. Именно они были инициаторами и организаторами многих международных протестов против Советского Союза.
Еще в 1980 году была организована Исламская конференция, на которой 34 министра иностранных дел требовали немедленного вывода советских войск из Афганистана. С подачи США Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию с протестом против советского вмешательства. Американский президент Д. Картер выступил за бойкот московской Олимпиады 1980 года.
США и арабские монархии Персидского залива организовали беспрецедентную помощь афганским боевикам. На их деньги моджахедов готовили в Пакистане и Китае. Активно участвовало в проведении операций против советских сил ЦРУ.
Ввод советских войск в Афганистан
СИТУАЦИЯ
Отношения Советского Союза с Демократической Республикой Афганистан традиционно отличались дружественным характером, независимо от менявшихся в Кабуле политических режимов. Построенные при техническом содействии СССР объекты промышленности составляли к 1978 г. до 60 % всех афганских предприятий. Но в начале 1970-х гг. XX века Афганистан по-прежнему представлял собой одно из беднейших государств мира. Статистика свидетельствовала, что 40% населения проживало в абсолютной нищете.
Новый импульс отношения Советского Союза с ДРА получили после победы в апреле 1978 г. Саурской, или Апрельской, революции, совершенной Народно-демократической партией Афганистана (НДПА). Генеральный секретарь партии Н.-М. Тараки объявил о вступлении страны на путь социалистических преобразований. В Москве это встретили с повышенным вниманием. В советском руководстве оказалось немало энтузиастов «прыжка» Афганистана из феодализма в социализм, подобно Монголии или советским республикам Средней Азии. 5 декабря 1978 г. между двумя странами был заключен Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве. Но лишь по большому недоразумению утвердившийся в Кабуле режим можно было квалифицировать как социалистический. В НДПА обострилась давно шедшая борьба между фракциями «Хальк» (руководители – Н.-М. Тараки и Х. Амин) и «Парчам» (Б. Кармаль). В стране, по существу, провалилась аграрная реформа, ее лихорадили репрессии, грубо попирались нормы ислама. Афганистан оказался перед фактом развязывания масштабной гражданской войны. Уже ранней весной 1979 г. Тараки попросил ввести советские войска на территорию Афганистана, чтобы предотвратить худший сценарий событий. Позднее такие просьбы повторялись неоднократно и исходили не только от Тараки, но и других афганских руководителей.
РЕШЕНИЕ
Менее чем за год позиция советского руководства в этом вопросе поменялась от сдержанности до согласия на открытое военное вмешательство во внутриафганский конфликт. При всех оговорках она сводилась к желанию «ни при каких обстоятельствах не потерять Афганистан» (буквальное выражение председателя КГБ Ю.В. Андропова).
Первые советские части пересекли границу 25 декабря 1979 г. в 18.00 по местному времени. На аэродромы Кабула и Баграма по воздуху были переброшены десантники. Вечером 27 декабря спецгруппами КГБ и отрядом Главного разведывательного управления была осуществлена спецоперация «Шторм-333». В результате нее был захвачен дворец Тадж-Бек, где размещалась резиденция нового главы Афганистана Х. Амина, а сам он был убит. К этому времени Амин утратил доверие Москвы в связи с организованным им свержением и убийством Тараки и информацией о сотрудничестве с ЦРУ. Было спешно оформлено избрание генеральным секретарем ЦК НДПА Б. Кармаля, накануне нелегально прибывшего из СССР.
Население Советского Союза было поставлено перед фактом ввода войск в соседнюю страну в целях, как говорилось, оказания интернациональной помощи дружественному афганскому народу в защите Апрельской революции. Официальная позиция Кремля была изложена в ответах Л.И. Брежнева на вопросы корреспондента «Правды» 13 января 1980 г. Брежнев указывал на вооруженную интервенцию, развязанную против Афганистана извне, угрозу превращения страны в «империалистический военный плацдарм на южной границе нашей страны». Он упомянул также о неоднократных обращениях афганского руководства о вводе советских войск, которые, по его словам, будут выведены «как только отпадут причины, побудившие афганское руководство обратиться с просьбой об их вводе».
СССР на тот период, действительно опасался вмешательства в афганские дела США, равно как Китая и Пакистана, реальной угрозы для своих рубежей с юга. По соображениям политики, морали, сохранения международного авторитета Советский Союз также не мог далее безучастно наблюдать за развитием гражданского противоборства в Афганистане, в ходе которого гибли безвинные люди. Другое дело, что эскалацию насилия было решено пресечь другой силой, игнорируя специфику внутриафганских событий. Потеря контроля за ситуацией в Кабуле могло быть расценено в мире как поражение социалистического лагеря. Не последнюю роль в событиях декабря 1979 г. играли личные, равно как и ведомственные оценки ситуации в Афганистане. Факт, что Соединенные Штаты были крайне заинтересованы во втягивании Советского Союза в афганские события, считая, что Афганистан станет для СССР тем же, чем Вьетнам для США. Через третьи страны Вашингтон поддерживал силы афганской оппозиции, воевавшей против режима Кармаля и советских войск.
ЭТАПЫ
Непосредственное участие Советских Вооруженных Сил в афганской войне принято делить на четыре этапа:
Первоначальная численность советских войск в Афганистане составляла 50 тыс. человек. Затем численность ОКСВ превысила 100 тыс. чел. В первый бой советские воины вступили уже 9 января 1980 г. при разоружении восставшего артиллерийского полка ДРА. В дальнейшем советские войска, против своего желания, втянулись в активные боевые действия, командование перешло к организации плановых операций против наиболее сильных группировок моджахедов.
Советские солдаты и офицеры проявили в Афганистане самые высокие боевые качества, мужество и героизм, хотя действовать приходилось в самых тяжелых условиях, на высоте 2,5-4,5 км, при температуре плюс 45-50°С и остром дефиците воды. С приобретением необходимого опыта выучка советских воинов позволяла успешно противостоять профессиональным кадрам моджахедов, подготовленным с помощью американцев в многочисленных учебных лагерях на территории Пакистана и других стран.
Однако втягивание ОКСВ в боевые действия не увеличило шансы на силовое разрешение внутриафганского конфликта. То, что нужно было выводить войска, понимали многие военачальники. Но подобные решения были вне их компетенции. Политическое руководство СССР считало, что условием вывода должен стать мирный процесс в Афганистане, гарантированный ООН. Однако Вашингтон, всячески препятствовал посреднической миссии ООН. Напротив американская помощь афганской оппозиции после смерти Брежнева и прихода к власти Ю.В. Андропова резко возросла. Лишь с 1985 г. в отношении участия СССР в гражданской войне в соседней стране произошли значительные изменения. Необходимость возвращения ОКСВ на родину стала полностью очевидной. Все более остро заявляли о себе экономические трудности самого Советского Союза, для которого масштабная помощь южному соседу становилась разорительной. В Афганистане погибли к тому времени несколько тысяч советских военнослужащих. В обществе зрело скрытое недовольство продолжающейся войной, о которой в прессе говорилось лишь общими официальными фразами.
ПРОПАГАНДА
О ПРОПАГАНДИСТСКОМ ОБЕСПЕЧЕНИИ НАШЕЙ АКЦИИ В ОТНОШЕНИИ АФГАНИСТАНА.
Во всей пропагандистской работе исходить из положений, содержащихся в обращении афганского руководства к Советскому Союзу с просьбой о военной помощи и из сообщения ТАСС на этот счет.
Подчеркивать, что в результате актов внешней агрессии, нарастающего вмешательства извне во внутренние афганские дела возникла угроза для завоеваний Апрельской революции, для суверенитета и независимости нового Афганистана. В этих условиях Советский Союз, к которому руководство Демократической Республики Афганистан за последние два года неоднократно обращалось с просьбой о помощи в отражении агрессии, откликнулся положительно на эту просьбу, руководствуясь, в частности, духом и буквой советско-афганского Договора о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве.
При освещении изменений в руководстве Афганистана подчеркивать, что это является внутренним делом афганского народа, исходить из заявлений, опубликованных Революционным Советом Афганистана, из выступлений Председателя Революционного Совета Афганистана Кармаля Бабрака.
Давать твердый и аргументированный отпор любым возможным инсинуациям насчет имеющегося якобы советского вмешательства во внутренние афганские дела. Подчеркивать, что СССР не имел и не имеет никакого отношения к изменениям в руководстве Афганистана. Задача Советского Союза в связи с событиями в Афганистане и вокруг него сводится к оказанию помощи и содействию в ограждении суверенитета и независимости дружественного Афганистана перед лицом внешней агрессии. Как только эта агрессия прекратится, угроза суверенитету и независимости афганского государства отпадет, советские воинские контингенты будут незамедлительно и полностью выведены с территории Афганистана.
ОРУЖИЕ
ИЗ УКАЗАНИЙ СОВПОСЛУ В ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ АФГАНИСТАН
УТВЕРЖДЕНО НА ЗАСЕДАНИИ ПОЛИТБЮРО ЦК КПСС 21 АПРЕЛЯ 1981 ГОДА
Посетите т. Кармаля и, сославшись на поручение, сообщите ему, что просьбы правительства Демократической Республики Афганистан о поставке специмущества для пограничных войск и отрядов партийных активистов и защиты революции внимательно рассмотрены.
Правительство СССР, руководствуясь стремлением оказать помощь правительству ДРА в проведении мероприятий по борьбе с контрреволюцией, изыскало возможность безвозмездно поставить ДРА в 1981 году 45 бронетранспортеров БТР-60 ПБ с боеприпасами и 267 войсковых радиостанций для пограничных войск и 10 тыс. автоматов Калашникова АК, 5 тыс. пистолетов Макарова ПМ и боеприпасы для отрядов партийных активистов и защиты революции, всего на сумму около 6,3 млн. руб…
МОГИЛЫ
…Суслов. Хотелось бы посоветоваться. Товарищ Тихонов представил записку в ЦК КПСС относительно увековечения памяти воинов, погибших в Афганистане. Причем предлагается выделять каждой семье по тысяче рублей для установления надгробий на могилах. Дело, конечно, не в деньгах, а в том, что если сейчас мы будем увековечивать память, будем об этом писать на надгробьях могил, а на некоторых кладбищах таких могил будет несколько, то с политической точки зрения это не совсем правильно.
Андропов. Конечно, хоронить воинов нужно с почестями, но увековечивать их память пока что рановато.
Кириленко. Нецелесообразно устанавливать сейчас надгробные плиты.
Тихонов. Вообще, конечно, хоронить нужно, другое дело, следует ли делать надписи.
Суслов. Следовало бы подумать и об ответах родителям, дети которых погибли в Афганистане. Здесь не должно быть вольностей. Ответы должны быть лаконичными и более стандартными…
ПОТЕРИ
Военнослужащие, умершие в госпиталях на территории СССР от ран, полученных в ходе боевых действий в Афганистане, не вошли в официальную статистику потерь афганской войны. Однако цифры потерь непосредственно на территории Афганистана точны и тщательно проверены, заявил в интервью РИА Новости профессор кафедры термических поражений Военно-медицинской академии Санкт-Петербурга Владимир Сидельников. Он в 1989 году служил в Ташкентском военном госпитале и работал в составе комиссии Минобороны СССР на базе штаба Туркестанского военного округа, которая проверяла истинное количество потерь во время войны в Афганистане.
РИА Новости: Статистика потерь Советской Армии в Афганистане не включает умерших от ранений в госпиталях в СССР. 15.02.2007
АМНИСТИЯ
ВЕРХОВНЫЙ СОВЕТ СССР
от 28 ноября 1989 г. N 842-1
ОБ АМНИСТИИ СОВЕРШИВШИХ ПРЕСТУПЛЕНИЯ БЫВШИХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ КОНТИНГЕНТА СОВЕТСКИХ ВОЙСК В АФГАНИСТАНЕ
Руководствуясь принципами гуманизма, Верховный Совет СССР постановляет:
2. Освободить от отбывания наказания лиц, осужденных судами Союза ССР и союзных республик за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.
3. Снять судимость с лиц, освобожденных от наказания на основании настоящей амнистии, а также с лиц, отбывших наказания за преступления, совершенные во время прохождения воинской службы в Афганистане.
4. Поручить Президиуму Верховного Совета СССР в десятидневный срок утвердить порядок исполнения амнистии.
5. Настоящее Постановление вступает в силу с 15 декабря 1989 года.
История от «Шурави». Героическая трагедия (история войны в Афганистане 1979-1989 г.г.)
Салмин Н.А., ветеран войны в Афганистане, директор музея «Шурави» до 2018 года
Героическая трагедия
(история войны в Афганистане 1979-1989 г.г.)
Всегда Афганистан являлся дружественной для нас страной. В период СССР общая граница составляла около 2,5 тысяч километров, нас связывали добрососедские отношения.
Начало полномасштабных отношений между Афганистаном и СССР стало возможным с 1919 года, когда после третьей англо-афганской войны страна приобрела независимость. Советское правительство первым признало независимость и полный суверенитет Афганистана. В 20-30-е годы ХХ века на основе двусторонних договоров и соглашений Советский Союз оказал Афганистану значительную помощь в создании национальной экономики, вооруженных сил и подготовке национальных кадров.
В послевоенные годы отношения между нашими странами активизировались. СССР предоставил значительные кредиты, строились промышленные предприятия и дороги. Из существовавших к 1978 г. 2800 км дорог, имевших асфальтобетонное покрытие, с помощью СССР было построено более 1500 км. Особая страница – сооружение тоннеля «Саланг» в 1954-1964 гг. Эта дорога с тоннелем длиной 2676 м, пробитым сквозь горный хребет Гиндукуш на высоте 3,3 тыс.м. соединила Кабул с северными провинциями страны.
В 60-х гг. объем советской технико-экономической помощи Афганистану составил 70% всей иностранной помощи Афганистану. При содействии СССР в Афганистане началось строительство крупнейших экономических объектов, составивших основу государственного сектора. К концу 1978 года при содействии Советского Союза строилось 130 объектов, из которых 72 было уже введено в эксплуатацию.
27 апреля 1978 года в Афганистане под руководством группы офицеров – членов Народно-демократической партии Афганистана (НДПА) произошла, как было объявлено на весь мир, революция. Там ее назвали Саурской, у нас – Апрельской. Страну провозгласили Демократической республикой Афганистан (ДРА). Правительство страны возглавил Нур Мухаммад Тараки, его первым заместителем стал Бабрак Кармаль. Первым заместителем премьер-министра и министром иностранных дел стал Хафизулла Амин. 29 апреля Демократическую Республику Афганистан признал СССР, а затем и США. 29 мая была оглашена программа «Основные направления революционных задач». На ее основе начались преобразования. Но новое афганское руководство повели ихрадикально. В феодальном обществе с родоплеменными устоями и господством мусульманской религии во всех сферах, они выдвинули задачу радикальных социалистических преобразований, для которых не имелось никаких условий. Да и сама партия была слабой и организационно и идейно, не имела сильной социальной базы и, к тому же, раздиралась противоречиями между фракциями «Хальк» (руководители – Н.М.Тараки и Х.Амин) и «Парчам» (Б.Кармаль).
Сразу после революции по просьбе афганского руководства из СССР срочно командировали различных специалистов для работы в качестве советников, в том числе и военных. Между апрелем 1978 года и мартом 1979-го в Москве и Кабуле было подписано 75 соглашений по вопросам экономической помощи ДРА, что сопровождалось прибытием в Афганистан 4500 советников. В мае 1978 года было подписано межправительственное соглашение о военных советниках, в соответствии с которым был повышен их статус (вместо консультантов – советники) и увеличена численность со 100 до 400 человек (справка: через 10 лет, к 1 января 1988 года в афганской армии работали уже 1007 советских военных специалистов, предположительно общая численность советников по линии всех силовых ведомств составляла около 2 тыс. человек).
Процесс преобразований в Афганистане развивался в неблагоприятной внешнеполитической обстановке. Большинство стран Запада, их союзники в мусульманском мире, а также Китай заняли негативную позицию в отношении событий в этой стране, усматривая в них угрозу резкого изменения соотношения сил в регионе в пользу СССР. Откровенно враждебную позицию по отношению к новому правительству заняли пакистанская военная администрация и иранский шахский режим, а позднее и пришедшие к власти в Иране сторонники аятоллы Хомейни. Возникшие на территории Пакистана лагеря беженцев стали активно использоваться в качестве баз подготовки и снабжения боевых формирований оппозиции. Активизировались спецслужбы США, начались поставки вооружения.
С конца 1978 г. в стране стало особенно неспокойно. На протяжении 1979 года по всему Афганистану прокатилась волна вооруженных выступлений, начались антиправительственные мятежи в войсках. Руководители Афганистана усиливали давление на советскую сторону с просьбой ввести войска, используя как аргумент, подписанный в декабре 1978 года советско-афганский договор о дружбе и сотрудничестве, в 4-ю статье которого было оговорено такое обязательство СССР. Всего было около 20 просьб о вводе советских войск, которые отклонялись. Только летом 1979 г. в Баграме был дислоцирован батальон для охраны советских военно-транспортных самолетов, доставлявших вооружение для афганской национальной армии.
В начале декабря 1979-го в Афганистан были переброшены два советских батальона. С одним из них незаметно прибыл Б.Кармаль. Руководство СССР стало приходить к выводу, что без советских войск условий для устранения Х.Амина нет. 12 декабря 1979 года, по предложению комиссии Политбюро ЦК КПСС по Афганистану (Ю.В.Андропов, А.А.Громыко, Д.Ф.Устинов, Б.Н.Пономарев), Л.И.Брежневым было принято решение об оказании ДРА военной помощи «путем ввода на его территорию контингента советских войск». При этом все указания отдавались устно. Главная цель нашего военного присутствия определялась однозначно – оказание помощи в стабилизации обстановки и отражении возможной агрессии извне. Советские войска должны были встать гарнизонами и не ввязываться во внутренний конфликт.
В соответствии с приказом министра обороны СССР ввод войск начался 25 декабря 1979 года в 15.00 по московскому времени: границу пересекли соединения и части 40-й Армии Туркестанского военного округа. В Кабул и Баграм высадили десант. Фактически первой акцией, которую осуществили 27 декабря наши подразделения, было свержение режима Х.Амина. В Кабуле в ходе операции «Шторм» – штурме аминовского дворца – он был убит. Над важными военными и административными объектами афганской столицы был установлен наш контроль. Радиостанция Кабула передала обращение Б.Кармаля к народам Афганистана. Так началась война, затянувшаяся почти на 10 лет.
События 27 декабря 1979 года – свержение аминовского правления и приход к власти сил во главе с Б.Кармалем – получили название второго этапа Апрельской (Саурской) революции. По существу, власть в стране перешла от одного крыла НДПА к другому, что привело к репрессиям уже «халькистов».
Ввод наших войск не привел к спаду вооруженного сопротивления исламской оппозиции. Определенная часть афганских офицеров, ввиду дезорганизованности афганской армии и их нежелания воевать с оппозицией, считала, что в условиях, когда в стране находятся советские войска, вся ответственность за судьбу революции должна лежать на Советском Союзе. Такие настроения разделял и Б.Кармаль, постоянно подталкивая наше командование на привлечение наших войск к активным боевым действиям совместно с афганскими частями. И это ему удалось.
Первый крупный бой подразделений ОКСВ (Ограниченный контингент советских войск) велся против поднявшего мятеж артиллерийского полка 20-й пехотной дивизии афганской армии в провинции Баглан 10-11 января 1980 г. Затем из Москвы поступило указание начать боевые действия по разгрому вооруженных отрядов оппозиции в других районах страны. И с марта 1980 г. наступил новый (второй) этап – этап активного участия ОКСВ в боевых действиях. Они начались с операции в пограничной с Пакистаном провинции Кунар. Так советские войска были втянуты в междоусобную войну, стали выполнять задачи по уничтожению банд мятежников, что первоначально вообще не входило в планы. В этот период были подавлены очаги мятежей в районах Файзабада, Талукана, Баглана, Джелалабада, а также ликвидированы крупные формирования исламской оппозиции в Нуристане и Хазараджате. В апреле 1980 г. была проведена первая операция в Панджшере.
Война разворачивалась, разгорались бои, в Союз проторили воздушную дорогу «Черные тюльпаны». Официально (вплоть до 1983 года) считалось, что ОКСВ не принимает участие в боях. В 1980 году было принято закрытое постановление Политбюро ЦК КПСС об освещении в печати и средствах массовой информации оказание интернациональной помощи Афганистану. Этим постановлением разрешалось описывать боевые действия подразделения не выше взвода, а о фактах гибели сообщать в единичных случаях. Первым правительственным документом, касающимся пребывания наших войск в ДРА, было постановление Совмина СССР от 19 февраля 1980 года № 152-45, которое определяло вопросы финансирования и предоставления льгот личному составу войск, находящихся в Афганистане.
По ходу войны учились мы, учились и мятежники. Если вначале ими еще делались попытки противостоять войскам достаточно крупными силами, то уже с конца 1980 года, в связи с большими потерями в людях, они отказалась от этого и перешли к действиям, в основном, мелкими группами с использованием партизанской тактики. Главным в тактике действий оппозиции были обстрелы войск и населенных пунктов, нападения на посты и небольшие гарнизоны, диверсии на хозяйственных объектах, диверсионно-террористические акты, действия по срыву перевозок на коммуникациях. Хотя по мере накопления опыта советские войска стали действовать все более успешно, масштабы мятежного движения не сокращались. Основные причины этого лежали не в военной, а в политической сфере. В связи с затягиванием войны по просьбе афганского руководства стали создаваться режимные зоны вокруг аэродромов, электростанций и т.п. в целях обеспечения безопасности. Главная роль здесь отводилась ОКСВ, которые выполняли эту задачу силами постоянных сторожевых застав. Выставление сторожевых застав производилось и для охраны коммуникаций, ибо проводка колонн с материальными средствами стала одной из важнейших и сложнейших задач наших войск в Афганистане.
Война продолжалась. Обустраивался строгий армейский быт, в гарнизонах вместо палаток строились сборно-щитовые помещения. Война есть война, и командование ОКСВ было вынуждено организовать четыре пункта сбора и отправки тел погибших в Союз (Шинданд, Баграм, Кабул, Кундуз).
Для обеспечения безопасности советской границы уже весной 1980 г. в северных районах Афганистана были расположены подразделения советских погранвойск. К лету 1982 г. группировка погранвойск в ДРА была окончательно сформирована и насчитывала первоначально 2,5 тысяч человек.
Развитие внутриполитической обстановки в стране, хотя и имело некоторые позитивные тенденции, протекало противоречиво. Хотя в 1982 г. под эгидой ООН и начались афгано-пакистанские переговоры по урегулированию конфликта, никакого результата достичь не удавалось. Коренного улучшения отношения значительной части населения к новой власти не происходило. Народ не воспринимал преобразований, проводимых НДПА, так как «народная» власть повсеместно устанавливалась силой.
В течение 1983 года продолжались боевые действия и работа по реорганизации и укреплению вооруженных сил Афганистана. Укреплялась и исламская оппозиция. Вопреки распространенному мнению о бандформированиях как о слабо организованной и плохо вооруженной силе, они тоже учились. Панджшерские и другие операции ОКСВ показали, что зачастую их действия были организованы на уровне регулярной армии, а фанатичность их, пожалуй, превосходила все то, с чем ранее сталкивались наши солдаты. Практически боролись две отменно обученные и оснащенные армии. Естественно, подобная организованная сила заставляла и наше командование сосредотачивать крупные силы на организации охраны важных военных и экономических объектов, режимных зон и коммуникаций, а также выделять значительные силы на сопровождение колонн. Например, на 1 июля 1986 года в составе ОКСВ всего имелось 133 батальона и дивизиона. Из них 82 батальона (или 61,7%) выполняли охранные функции.
В ходе второго этапа пребывания советских войск в Афганистане интенсивность боевых действий постоянно возрастала, достигнув своего пика в 1984-1985 гг. Численность советских войск в эти годы достигла около 120 тысяч человек, включая 11 тыс. пограничников. Боевые действия развернулись практически на территории всей страны. В ходе их перед советскими войсками ставились две основные задачи: совместно с афганской армией разгромить крупные вооруженные формирования мятежников и оказать содействие правительству Афганистана в расширении и укреплении органов госвласти на местах. Однако полного уничтожения вооруженных формирований мятежников достичь в большинстве случаев не удавалось. Насаждаемые кабульским режимом т.н. «оргядра» быстро истреблялись, на их место снова возвращались мятежники.
Советские войска по-прежнему оставались главной силой в противоборстве с исламской оппозицией. Б.Кармаль рассматривал советское присутствие как средство, под прикрытием которого можно жить беззаботно, устраивать свои фракционные дела и пользоваться всеми благами, даваемыми властью. Свои расчеты он, да и другие руководители страны строили на том, что советские войска будут бесконечно долго находиться в Афганистане и выполнять функции охраны режима.
Раздробленность партии и фракционные склоки в НДПА наносили вред стране, разобщали народ и вооруженные силы. Процветала коррупция, руководство обогащалось на войне, на советской безвозмездной помощи. Уровень жизни населения в большинстве районов страны не только не возрастал, но и падал. Нередко получалось так, что жизнь населения в контролируемых государством районах становилась хуже, чем в районах, где «народная» власть не была установлена. И как результат этого – к 1986 году народная власть контролировала только 23 % территории страны. Под контролем правительства оставались города и связывающие их основные автомобильные магистрали (и то потому, что были прикрыты советскими сторожевыми заставами). Подавляющее большинство сельских районов находилось под усиливающимся влиянием исламских комитетов мятежников. Если в 1981-1983 гг. на территории Афганистана численность активных формирований составляла около 45 тыс. человек, то к 1986 году – уже 150 тыс. человек.
3‑й этап охватывает 1985 г.-1986 г. когда и в Афганистане, и в СССР на рубеже 1986 г. созрело понимание того, что так дальше продолжаться не может. Становилось все более очевидным: решить внутриафганскую проблему военным путем невозможно, нужны новые подходы, новые лидеры. Коренные перемены наметились, начиная с октября 1985 года, после встречи М.С.Горбачева с руководством республики. Афганской стороне было заявлено о серьезных перегибах в практике НДПА и рекомендовано пересмотреть, перестроить свою политику. СССР заявил о твердом намерении вывести войска из Афганистана.
Осенью 1986 года из Афганистана были выведены шесть боевых частей (танковый, 2 мотострелковых и 3 зенитных полка). Так было объявлено официально, но на практике это оказалось скорее политическим заявлением, ибо вывод этих частей практически никак не сказался на численности ОКСВ, который продолжал участвовать в боевых действиях.
В связи с тем, что НДПА под руководством Б.Кармаля была неспособна вывести ситуацию в Афганистане из тупика, на Пленуме ЦК НДПА (май 1986 г.) на пост Генерального секретаря партии вместо него был избран М.Наджибулла, возглавлявший до этого Министерство госбезопасности (ХАД). Был провозглашен курс на национальное примирение и прекращение братоубийственной войны. Наджибулла объявил, что основной упор будет сделан на решение проблем Афганистана политическими методами. Цели провозглашались благородные. Но. сфера госвласти практически не расширялась, руководство оппозиции не желало вступать в коалицию со «ставленниками неверных», будучи уверено в скором приходе к власти. Эта пассивность и двурушничество власти привели к тому, что в ходе боевых действий афганские войска должной активности и настойчивости не проявляли, стараясь избегать боевых столкновений с мятежниками.
Последний этап войны охватывает 1987-1989 гг., период подготовки и вывод советских войск из Афганистана.
Несмотря на небольшие практические результаты ПНП внутри страны, она все-таки дала импульс афгано-пакистанским переговорам по вопросам урегулирования отношений между двумя странами. Этот процесс ускорило и начало перестройки в СССР. Большую роль для прогресса Женевских переговоров сыграли заявления М.С.Горбачева и М.Наджибуллы от 8 февраля 1988 года, в которых содержалась программа урегулирования конфликта, и предлагались конкретные пути решения сложных проблем.
14 апреля 1988 года при посредничестве ООН Женевские соглашения были подписаны министрами иностранных дел Афганистана, Пакистана и, в качестве гарантов их выполнения, – СССР и США. Самым существенным в этих соглашениях было то, что они
в принципиальном плане давали возможность решить главный вопрос афганской ситуации – прекращение вооруженного или другого вмешательства в дела Афганистана извне.
В соответствии с этими договоренностями СССР взял обязательство вывести свои войска из Афганистана в девятимесячный срок, начиная с 15 мая 1988 года. При этом половина всех войск предназначалась к выводу в течение первых трех месяцев, а Пакистан и США обязались прекратить всякое вмешательство во внутренние дела Афганистана.
Советские войска из Афганистана выводились по двум направлениям – через Кушку и через Термез. В период с 15 мая по 15 августа 1988 года на Родину было выведено 50,2 тыс. человек личного состава из Джелалабада, Газни, Гардеза, Файзабада, Кундуза, Лашкаргаха и Кандагара. Заранее предусмотренными мерами удалось обеспечить организованное совершение марша без происшествий. Были практически исключены обстрелы и провокации со стороны мятежников. СССР и Афганистан полностью и точно выполнили взятые на себя в Женеве обязательства. В то же время США и Пакистан, по сути, растоптали эти договоренности.
Недооценка противника и благодушие, проявленные афганским правительством, местными органами власти, предательство, двурушничество и т. п. привели постепенно под контроль оппозиции перешли четыре провинции: Кунар (кроме Джелалабада), Пактика, Тахар и Бамиан. Были блокированы центры провинций Кандагар, Газни, Урузган, Бадахшан. Усилились ракетно-артиллерийские обстрелы Кабула и многих провинциальных центров страны. Однако по мере вывода советских войск из Афганистана обострились разногласия между вооруженными формированиями различных партий исламской оппозиции. Это обуславливалось стремлением руководителей этих партий установить свое господство в тех или иных районах.
Это означало, что в ожидании окончательного вывода советских войск усилилась борьба за власть, каждый из исламских лидеров надеялся первым войти в «освобожденный» Кабул.
Для придания афганскому урегулированию нового импульса, М.С.Горбачев на 43-й сессии Генеральной ассамблеи ООН в декабре 1988 года выступил с инициативами, обращенными к США и Пакистану, предложив заключить соглашение о прекращении с 1 января 1989 года огня между всеми противоборствующими сторонами и одновременном прекращении с этого же времени поставок вооружения и техники оппозиции и правительственным войскам. Однако это опять не было поддержано, что давало основание афганскому руководству обращаться с просьбой к советскому правительству: «Прекратите вывод войск. ». Но наше военное руководство докладывало в Москву: «. задержка с выводом советских войск даже на год не изменит к лучшему военно-политическую обстановку в Афганистане, а Советскому Союзу такой шаг нанесет огромный ущерб. »
Вывод продолжался. Последние подразделения Советской Армии покинули Кабул 4 февраля. Окончательно войска были выведены на Родину 15 февраля 1989 года.
Статистика по войне в Афганистане (1979-1989 г.г.)
Безвозвратные потери СССР составили 15051 человек, в том числе:
Потери техники и вооружения составили:
• Автомобилей бортовых и бензовозов – 11369.
417 военнослужащих пропали без вести и оказались в плену. Вернулись на Родину 130 человек. Впоследствии (до 1992 года) удалось освободить 119 пленных. На 15 февраля 2009 года в списках пропавших без вести оставалось 270 человек. По состоянию на 1 марта 2013 года (по разным данным) в этих списках значилось 264 человека.
В 1994 – 2009 г.г. за подвиги в Афганистане звание Героя РФ присвоено 7 военнослужащим, в том числе 6 – посмертно.
5 – умершие после возвращения на Родину в результате полученных там ран и заболеваний. Из 236 погибших в Афганистане 216 захоронено на территории Свердловской области.
На 1 ноября 2013 года в Свердловской области проживает 7247 ветеранов боевых действий в Афганистане.
Мемориал Памяти «Черный тюльпан»
(Историко-художественная справка)
Идея создания памятника свердловчанам, погибшим в Афганистане, принадлежит Свердловскому областному отделению Российского Союза ветеранов Афганистана (СОО РСВА). В 1991 году областная организация ветеранов войны в Афганистане объявила конкурс проектов на создание памятника. В конкурсе приняло участие
15 проектов, представленных различными творческими организациями, группами, индивидуальными проектантами. После нескольких отборочных туров победа в конкурсе была присуждена проекту архитектора А. Серова и скульптора К. Грюнберга.
Средства собирались в виде добровольных пожертвований от общественных и коммерческих организаций, предприятий и частных лиц. Значительная помощь в реализации проекта была оказана бюджетами Свердловской области и города Екатеринбурга. Большую организационную поддержку проект получил от командования Уральского Военного Округа и строительных частей округа.
Строительство памятника было начато в 1992 году на площади Российской Армии. Заказ на изготовление был выполнен Екатеринбургским заводом имени Калинина.
5 августа 1995 года состоялось торжественное открытие памятника.
Художественная идея памятника – стилизованное пространство грузового военно-транспортного самолета, перевозившего на Родину тела погибших солдат и офицеров. Такие самолеты сами «афганцы» называли «Черными тюльпанами».
В центре композиции – фигура сидящего солдата с автоматом. Памятник изготовлен из металла со специальным покрытием. Вес центральной фигуры памятника – 4,5 тонны, высота – 4,7 метра. Высота пилонов – 10 метров.
На десяти пилонах памятника 242 фамилии свердловчан, погибших в Афганистане.
В 2002 году по предложению ряда организаций ветеранов боевых действий
Памятники составили единый архитектурный ансамбль – Мемориал Памяти «Черный тюльпан».
После реконструкции обновленный Мемориал «Черный тюльпан» открыт 7 декабря 2013 года. На нем – имена 242 земляка, погибшего в Афганистане и 465 – погибших на Кавказе и других территориях постсоветского пространства.
Фотографии из личных архивов друзей музея «ШУРАВИ»