в каком году состоялся первый съезд советских писателей

В каком году состоялся первый съезд советских писателей

Первый Всесоюзный съезд советских писателей в истории русской литературы советского периода

С 17 по 31 августа 1934 года состоялся первый съезд писателей. Творческим методом советской литературы и искусства был объявлен «соцреализм».

Впервые этот термин появился 25 мая 1932 года на страницах «Литературной газеты», а через несколько месяцев его принципы его были предложены в качестве основополагающих для всего советского искусства на таинственной встрече Сталина с советскими писателями на квартире у Горького (26 октября 1932 года). На этой встрече были также заложены основы будущей организации писателей.

Цитата из выступления ЦК по идеологии Жданова на съезде: «Товарищ Сталин назвал вас инженерами человеческих душ. Какие обязанности накладывает на вас это звание? Во-первых, знать жизнь, чтобы уметь изобразить ее не схоластически, не мертво, как объективную реальность, а изобразить жизнь в ее революционном развитии. При этом правдивость художественного изображения должна сочетаться с задачей идейной переделки и воспитания трудящихся в духе соцреализма». Таким образом, литературе отводилась роль инструмента воспитания, и только.

Эти принципы соцреализма оказались вне обсуждения. Все решения съезда были заранее написаны, и делегаты только проголосовали за них. Ни один из 600 делегатов не проголосовал против. Все ораторы говорили о великой роли Сталина во всех сферах жизни страны, в том числе в литературе (называли «архитектором» и «кормчим»).

Всю предшествующую культуру объявили предысторией к «культуре нового высшего этапа», социалистического. Было введено понятие социалистический гуманизм по принципу «любовь – ненависть»: любовь к народу, партии и Сталину и ненависть к врагам родины. Из такого понимания гуманизма следовал принцип партийности и принцип классового подхода в литературе.

Таким образом, можно сказать, что на съезде была сформулирована художественная идеология соцреализма, а не его художественный метод.

Основной функцией литературы стала агитационная функция. Агитационность литературы проявлялась в заданности сюжета, композиции, часто альтернативной (свои/враги), в явной заботе автора о доступности его проповеди. Но главной особенностью была идеализация реальности. Литература должна была поднимать дух людей, создавать атмосферу ожидания «счастливой жизни».

Новым явлением стали коллективные поездки писателей, художников и музыкантов на стройки, в республики, что придавало характер «кампании» индивидуальному творчеству.

Одновременно усиливался контроль над деятельностью членов Союза. Возрасла роль цензоров и редакторов. От народа были скрыты многие произведения авторов, живущих в России (Булгаков, Гроссман), писателей зарубежья (Бунин, Ходасевич), репрессированных писателей (Гумилев, Мандельштам). Еще в начале 1930-х годов Сталин назвал пьесу Булгакова «Бег» антисоветским явлением, попыткой «оправдать или полуоправдать белогвардейское дело». Грубые отзывы Сталин позволил себе и в адрес такого, казалось бы, тесно связанного с партией поэта, как Демьян Бедный. Сталин назвал его «перетрусившим интеллигентом», который плохо знает большевиков, и этого оказалось достаточно, чтобы перед Бедным закрылись двери редакций и издательств.

Из речи Горького (22 августа 1934 г.):

— «измерение роста писателей – дело читателей. Объяснение социального значения произведения литературы — дело критики»;

— «чрезмерное расхваливание одних способно вызвать у других чувства и настроения, вредные для нашего общего дела»;

— «партия и правительство дали писателю все, отняв у него только одно – право писать плохо»;

— «Я иногда говорю резко, но это я говорю не о писателе, а о его работе. Я жаден. Мать моя – литература Союзных Советских Социалистических Республик – празднует годы своего рождения. По жадности моей я страшно хочу, чтобы она получала хорошие подарки». «Мы всё еще пользуемся «правом писать плохо».

— «коллективные работы над материалом прошлого помогут нам шире и глубже понять достижения настоящего и требования будущего»

— «Эти работы не ставят перед каждым писателем узко определенной задачи: пиши о настроении сомов или ершей в тридцатых годах XIX века. Писатель из материала выбирает то, что наиболее отвечает его индивидуальному вкусу, не насилует его способности. Такие коллективные работы создадут, быть может, полуфабрикат, но они многим и многим предложат прекрасный материал для индивидуального художественного творчества и, главное».

Источник

Подготовка к такому разговору началась с конца апреля 1932 года, когда была образована комиссия Политбюро по литературным вопросам, в состав которой вошли И. В. Сталин, Л. М. Каганович, П. П. Постышев, А. И. Стецкий, И. М. Гронский. По мысли Иосифа Виссарионовича, настало время объединить разрозненные враждующие друг с другом группы писателей в единую организацию, подконтрольную партии. Работа по подготовке съезда длилась более двух лет под руководством Оргкомитета, первым председателем которого стал И. М. Гронский, выполнявший прямые указания Сталина.

Интересно, что вплотную к выработке метода «соцреализма» подошел и Андрей Белый, который внимательно следил за политикой партии в области литературы и изо всех сил стремился к тому, чтобы партия признала в нем советского писателя, «своего». Отсюда довольно экзотическое выступление Белого на Первом пленуме Оргкомитета Союза советских писателей в октябре 1932 г., отсюда желание стать разработчиком постулатов соцреализма, что подтверждает запись в дневнике Белого: «Хотелось бы, если здоровье позволит, написать статью на тему «Социалистический реализм». Однако до теоретических разработок Белый не был допущен, реальное руководство советской литературой осуществлял Горький, который относился к Белому без симпатий, и Первый съезд советских писателей, состоявшийся уже после смерти Белого, утвердил горьковскую концепцию социалистического реализма.

Крепкие выражения, как вина, тоже выдыхаются. Однако выступления делегатов Первого съезда до сих пор хранят высокую радиоактивность социалистического энтузиазма. Особенно антидостоевские эскапады, исходили ли они от Горького (Алексей Максимович чуть ли не выводил из Достоевского фашизм) или от Виктора Шкловского, заявившего с высокой трибуны: «Если бы сюда пришел Федор Михайлович, то мы могли бы его судить как наследники человечества, как люди, которые судят изменника. «. Очень актуально для наших дней прозвучала речь Юрия Олеши: «Вот я был молодым, и у меня было детство и юность. Теперь я живу, никому не нужный, пошлый и ничтожный. Что же мне делать? И я становлюсь нищим. Стою на ступеньках в аптеке и прошу милостыню, и у меня кличка «писатель».

Источник

Первый съезд советских писателей

в каком году состоялся первый съезд советских писателей. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд советских писателей. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд советских писателей. Картинка про в каком году состоялся первый съезд советских писателей. Фото в каком году состоялся первый съезд советских писателей

C 17 августа по 1 сентября 1934 года в Москве проходил Первый съезд советских писателей. В течение нескольких последующих лет около трети его участников погибло в тюрьмах и ГУЛАГе.

Преодолевая раскол

Необходимость проведения общего съезда советских писателей назрела задолго до самого съезда. Максим Горький, обладавший большим авторитетом в то время, поддерживал Российскую ассоциацию пролетарских писателей (РАПП). По его мнению, там объединились наиболее талантливые писатели-партийцы. Сталин же считал, что нужно дать дорогу молодым, но уже проявившим себя авторам (например, Шолохову, Фадееву и др.), которые в будущем смогли бы организовать новую советскую литературу и преодолеть склоки в РАПП. Весной 1932 года вышло постановление ЦК ВКП(б), призывавшее к объединению разрозненных писательских групп в единую структуру.

в каком году состоялся первый съезд советских писателей. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд советских писателей. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд советских писателей. Картинка про в каком году состоялся первый съезд советских писателей. Фото в каком году состоялся первый съезд советских писателей

М. Горький и И.В. Сталин

Против «нытиков»

Главным направлением в советской литературе съезд признал социалистический реализм. О нём много и основательно писал ещё Луначарский (до 1929 года бывший наркомом просвещения). Главной особенностью соцреализма было его отличие от «буржуазного» (то есть критического) реализма, заключавшееся в том, чтобы не критиковать различные недостатки, а показывать то светлое будущее, которое сейчас строится. Луначарский называл «буржуазных» реалистов – нытиками, а соцреалистов – активными борцами за пересоздание существующих несовершенств.

в каком году состоялся первый съезд советских писателей. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд советских писателей. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд советских писателей. Картинка про в каком году состоялся первый съезд советских писателей. Фото в каком году состоялся первый съезд советских писателей

А.В. Луначарский

Рука помощи

Съезд проходил пафосно, официозно. С одной стороны, было ясно: надо принять и утвердить то, что предлагает Партия. С другой – с помощью чекистов, под надзором которых проходило мероприятие, необходимо было понять: кто из писателей негативно настроен к политической ангажированности в литературе. Недовольных было много… Им это аукнется тюрьмой и ссылкой. Тем не менее писательский союз стал той организацией, которая долгие годы помогала авторам в нелёгкой писательской жизни, оказывала поддержку молодым и талантливым и вела по жизни тех, кто заслужил читательское признание.

Источник

Первый съезд советских писателей

На мероприятии присутствовали делегаты с решающим (376 человек) и совещательным (215 человек) правом голоса, а также более 40 иностранных гостей. С докладами выступали Максим Горький, Самуил Маршак, Корней Чуковский, Николай Бухарин, Юрий Олеша, Илья Эренбург, Алексей Толстой и другие. Помимо литераторов, на съезд прибыли нарком просвещения РСФСР Андрей Бубнов, председатель ОСОАВИАХИМа Роберт Эйдеман, первый заместитель наркома обороны СССР Ян Гамарник.

Делегаты съезда приняли устав Союза писателей СССР; основным методом советской литературы был признан социалистический реализм.

В течение нескольких лет после окончания съезда 220 его участников подверглись репрессиям.

Связанные понятия

Вокруг имени Владимира Ильича Ленина в советский период российской истории возник обширный культ. Его имя и идеи в СССР прославляли так же, как и Октябрьскую революцию, а позже и И. В. Сталина (вплоть до XX съезда КПСС).

В настоящей статье представлена история взаимоотношений между советскими политиками В.И. Лениным и Л.Д. Троцким Они отличались значительными фракционными колебаниями, в результате которых политические платформы Ленина и Троцкого совпадали далеко не всегда. На II съезде РСДРП Троцкий поддержал платформу Ленина по вопросу ассимиляции евреев и отказа от автономии еврейской партии Бунд внутри социал-демократии. Однако в период своей второй эмиграции Троцкий не поддержал ленинский курс на выделение из.

Литерату́рный кружо́к «Пя́тница», Пятницы Случевского (Санкт-Петербург) — литературно-общественные вечера, проходившие, как правило, два раза в месяц по пятницам с 23 октября (4 ноября) 1898 года до декабря 1903-го на квартире у поэта и писателя Константина Случевского в Петербурге. После смерти Случевского в 1904 году «пятницы» были переименованы в «вечера» и продолжались до октября 1917 года.

Писатели несколько лет тайно публиковали за границей свои беллетристические произведения. Их псевдонимы Абрам Терц и Николай Аржак (соответственно) были раскрыты органами госбезопасности (по непроверенной версии, принадлежащей поэту Евгению Евтушенко, информация была получена из США в обмен на какие-то советские секреты, интересовавшие американцев). Обоих писателей-«подпольщиков» арестовали в сентябре 1965 и предъявили им обвинение в «антисоветской агитации и пропаганде» (статья 70 Уголовного кодекса.

Генерал-лейтенант Антон Иванович Деникин (1872—1947) не только вошёл в историю как военный и общественно-политический деятель Российской империи, Белого движения и русской эмиграции, но и оставил после себя обширное литературное наследие, которое изучается исследователями.

«Вели́кая пролета́рская культу́рная револю́ция» (кит. трад. 無產階級文化大革命, упр. 无产阶级文化大革命, пиньинь: Wúchǎn Jiējí Wénhuà Dà Gémìng, палл.: Учань цзецзи вэньхуа да гэмин, сокращённо кит. 文化大革命, пиньинь: Wén​huà​ Dà​gé​mìng, палл.: Вэньхуа да гэмин, или кит. 文革, пиньинь: Wén​gé, палл.: Вэньгэ) — серия идейно-политических кампаний 1966—1976 годах в Китае, развёрнутых и руководимых лично Председателем Мао Цзэдуном, либо проводимых от его имени, в рамках которых под предлогами противодействия возможной «реставрации.

Источник

В каком году состоялся первый съезд советских писателей

Под воздействием успехов социализма, идей и политики Коммунистической партии советская художественная интеллигенция все сознательнее и активнее включалась в борьбу за построение социализма. Постановление ЦК ВКП(б) «О перестройке литературно-художественных организаций» от 23 апреля 1932 г. способствовало созданию единой идейно-политической платформы советских деятелей литературы и искусства.

По вопросу о сущности этого метода в 1932—1934 гг. были проведены широкие дискуссии на писательских собраниях, на страницах газет и журналов при самом активном участии А. В. Луначарского, М. Горького, ведущих советских писателей и критиков. Обсуждались проблемы метода и мировоззрения, места романтики и многообразие стилей социалистического реализма.

Крупным событием в культурной жизни Советской страны явился 1-й Всесоюзный съезд советских писателей, открывшийся 17 августа 1934 г. в Москве. На съезде присутствовало 597 делегатов 52 национальностей Советского Союза. Это был съезд объединения и сплочения всех литературных сил страны.

Перед съездом на партийных активах, комсомольских собраниях, читательских конференциях, слетах литературных кружков, библиотечных вечерах в городах и селах, на заводах и в колхозах обсуждались произведения советской литературы, проводились дискуссии, вырабатывались наказы читателей писателям. Перед рабочей и крестьянской аудиторией с творческими отчетами выступали А. Серафимович, Ф. Гладков, А. Новиков-Прибой, Ф. Панферов, А. Караваева, М. Шагинян и другие писатели. К съезду готовилась вся страна, проявляя живой интерес к развитию своей литературы.

«С гордостью и радостью открываю первый в мире съезд литераторов Союза Советских Социалистических Республик, обнимающих в своих границах 170 миллионов человек,— говорил М. Горький.— Литература стала частью жизни страны, а художники слова — строителями социализма». С яркой речью «Советская литература — самая идейная, самая передовая литература в мире» выступил от имени ЦК партии А. А. Жданов. Он подчеркнул, что советские литераторы уже давно связали свое творчество с классовой борьбой пролетариата, с большевистской партией.

Глубокое обоснование принципов советской литературы дал в своем докладе М. Горький. Съезд обсудил доклады о детской литературе, о поэзии, поэтике и задачах поэтического творчества, о международной художественной литературе, а также доклады о развитии национальных литератур Украины, Белоруссии, Татарии, Грузии, Армении, Азербайджана, Узбекистана, Туркмении и Таджикистана. Живую творческую дискуссию вызвали доклады о драматургии, о литературной молодежи и работе издательств с начинающими авторами.

Участники съезда говорили о сдвигах в сознании художественной интеллигенции, о больших и почетных задачах, стоящих перед советской литературой. «Нам дано удивительное счастье, — говорил Л. Леонов,— жить в самый героический период мировой истории. Отсюда вытекают и наши обязанности, и наши права, и наша гордость, и трудности наши, и наше будущее гражданское удовлетворение, что в конце концов мы одолеем эти трудности. Конечно, ни в одну эпоху литератор не испытывал такой почетной и высокой ответственности, как сейчас. Это наше основное дело — показать в образах, глубоких и запоминающихся, великое столкновение идей, разработать хотя бы вчерне принципы новой морали и запечатлеть рождение еще неслыханного мира».

На съезде говорилось о решительном преодолении рапповщи-ны: командования, администрирования, «вождизма» в литературе, о борьбе против упрощенной и схематичной трактовки советской жизни и советского человека. Советские литераторы твердо защищали принципы социалистического реализма от различных извращений и догматических наслоений. А. Фадеев опровергал на съезде схемы догматиков, стремившихся ограничить этот метод лишь пафосом героизма, и подчеркивал, что «социалистический реализм, утверждая новую, социалистическую действительность, новых героев, в то же время является наиболее критическим из всех реализмов». Тенденция приукрашивания действительности в литературе и искусстве приводила нередко к тому, что критика отвергала даже возможность конфликтов в нашей жизни, противоречия между идеалами и действительностью. Это вызывало решительный протест лучших литераторов, «Наша литература не должна бояться конфликтных положений,— заявлял А. Макаренко. — Секрет и прелесть нашей жизни не в отсутствии конфликтов, а в нашей готовности и умении их разрешить».

М. Кольцов в своем выступлении на съезде остроумно высмеял тех, кто боялся сатиры и юмора, придерживаясь формулы: «Пролетариату смеяться еще рано; пускай смеются наши классовые враги». Он рассказал, как пришлось «доказывать право па существование в советскохг литературе писателей такого рода, как Ильф и Петров, и персонально их».

Писатели единодушно выступали против попыток возродить рапповские проработки и наклеивание ярлыков, против сковывающих регламентаций художественного творчества.

Подводя итоги творческого обсуждетхя проблем советской литературы на съезде, М. Горький говорил: «Партия и правительство отнимают у нас и право командовать друг другом, предоставляя право учить друг друга. Учить — значит взаимно делиться опытом. Только это, и не больше этого».

Съезд утвердил устав Союза писателей СССР и избрал Правление Союза.

1-й Всесоюзный съезд советских писателей единодушно признал социалистический реализм основным методом советской литературы и записал это в своем уставе. В уставе говорилось, что принципы социалистического реализма сложились в результате критического освоения литературного наследия прошлого и изучения опыта строительства социализма. Будучи связан с литературой критического реализма, социалистический реализм знаменует более высокую ступень литературного развития. Он не только отражает силы и тенденции истории и положительного героя, но и находит реальный путь к осуществлению идеала в действительности. Определение социалистического реализма содержало два основных требования: «правдивого, исторически-конкретного изображения действительности в ее революционном развитии» и «идейной переделки и воспитания трудящихся в духе социализма». Подчеркивалось, что этот метод указывает лишь основные идейно-художественные принципы, обеспечивая широкие возможности проявления «творческой инициативы, выбора разнообразных форм, стилей и жанров».

1-й Всесоюзный съезд писателей имел большое международное значение. 40 прогрессивных писателей 13 стран мира были гостями съезда; среди них: Мартин Андерсен-Нексе, Вилли Бредель, Эми Сяо, Луи Арагон, Жан Ришар Блок, Иоганнес Бехер и др.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *