в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

Всероссийский съезд преподавателей географии, 1915 год

26–29 марта 1915 года – Всероссийский съезд преподавателей географии в здании МГУ на Моховой улице. Было более 1000 географов.

Основной вопрос съезда

Однако с появлением кафедр в университетах положение изменилось. В крупных городах появились преподаватели-специалисты; они во многом усовершенствовали методы преподавания и значительно обогатили русскую учебную географическую литературу. В некоторых учебных заведениях открылись педагогические курсы, где обязательно читалась и география.

В краткой вступительной речи Анучин призвал преподавателей, имевших большой педагогический опыт, подвергнуть критике действующие в школах планы и программы по географии с тем, чтобы можно было на основании этой критики выработать требования и предъявить их министерству просвещения.

Первый съезд преподавателей географии явился демонстрацией выращенных Анучиным научно-педагогических сил, показом достижений анучинской географической школы, ставившей целью перестроить на новых началах преподавание географии в средней школе. Сила и жизненность университетской школы Анучина в том, что она стремилась к развитию отечественной географии не как к самоцели, а как к средству для коренной реорганизации всей системы школьного географического образования в России. Ведущие методологические доклады на съезде были прочитаны ближайшими учениками Анучина — А. А. Крубером, А. А. Борзовым, А. И. Колмогоровым.

Однако школьная география, по мнению Д. Н. Анучина, успешно может развиваться не иначе, как в тесной связи с наукой, изучающей землю в целом и по странам. Основа ее — изучение своего отечества.

В 1915 году, когда перед Академией наук была поставлена задача по изучению производительных сил нашей Родины, Д. Н. Анучин составил «Записку по поводу проекта об изучении производительных сил России», а в следующем году написал статью «К изучению производительных сил России»; в обеих работах он настойчиво проводил идею всестороннего, комплексного исследования нашей страны.

Д. Н. Анучин предложил организовать в Академии наук центральное учреждение, которое бы занималось географическим и этнографическим изучением России. По мысли Анучина в его ведение должен входить широкий круг вопросов. В экспедициях, организуемых этим учреждением, «принимали бы участие различные специалисты, и в результате деятельности которых могла бы обогащаться новыми данными не одна, может быть довольно узкая, область знания, но все землеведение известного участка страны, включая в него и данные о его естественных произведениях и населении».

Для всестороннего исследования страны в Академии наук вскоре была создана комиссия естественно-производительных сил (КЕПС), сначала ставившая перед собой довольно узкие задачи. Позднее, в годы советской власти, она была преобразована в Совет по изучению производительных сил.

Информация о ходе съезда была опубликована в журнале Землеведение (Кн. 1-2. 1915)

Труды съезда были опубликованы в Приложении к журналу Землеведение (Кн. 1-2. 1916).

Источник

РАУГ : I Всероссийский съезд учителей географии

Историческая справка

Впервые съезд преподавателей географии России был созван в 1915 году и состоялся в старом здании МГУ на Моховой улице. Инициатором его проведения стал один из выдающихся деятелей РГО Дмитрий Анучин.

28–29 октября 2011 года – Всероссийский съезд учителей географии в МГУ имени М.В.Ломоносова. Было более 600 географов из 83 субъектов Российской Федерации.

Отбор делегатов съезда осуществлял оргкомитет мероприятия с учетом рекомендаций МГУ, Русского географического общества, Всероссийской ассоциации учителей географии. Делегатами съезда станут учителя и методисты из всех субъектов Российской Федерации — лауреаты региональных конкурсов учителей, номинанты грантов Президента в области образования, наставники победителей всероссийских олимпиад школьников по географии, активно и нестандартно работающие члены РАУГ и региональных отделений РГО, победители заочных и дистанционных профессиональных конкурсов, авторы оригинальных педагогических разработок и инициатив, отобранные в соответствии с квотами, определяемыми на основе численности населения в соответствующих регионах России. Кроме того, проводилось квотирование в соответствии с численностью населения конкретного субъекта России (более 5 млн чел. — 10 делегатов; 2–5 млн чел. — 3; 1–2 млн. чел. — 2; менее 1 млн чел. — 1 делегат). в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Картинка про в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

Церемония торжественного открытия съезда 28 октября в Зале Культурного центра МГУ (Главное здание). В открытии приняли участие Президент Русского географического общества, Глава МЧС России С.К. Шойгу, ректор МГУ академик В.А. Садовничий, декан географического факультета МГУ академик Н.С. Касимов и многие другие.

В ходе работы съезда 28-29 октября обсуждались вопросы состояния и перспективы развития школьного географического образования в контексте основных принципов национальной образовательной инициативы «Наша новая школа».

Работа съезда прошла по 8 секциям

Съезд проводится по гранту РГО, которым он удостоен в номинации «Общественные мероприятия РГО».

Источник

Сергей Шойгу: Чтобы понять Россию, нужно знать ее географию

В МГУ проходит Всероссийский съезд учителей, первый после перерыва длительностью почти в 100 лет. Организаторами этого мероприятия стали Русское географическое общество (РГО), МГУ им. М.В. Ломоносова, Всероссийская ассоциация учителей географии.

В торжественной церемонии открытия Съезда приняли участие:

• президент Русского географического общества, министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС) С.К. Шойгу;

• ректор Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова, академик В.А. Садовничий;

• первый вице-президент Русского географического общества, декан географического факультета МГУ, академик Н.С. Касимов.

Во время своего выступления на открытии съезда президент РГО Сергей Шойгу напомнил, что Первый съезд преподавателей географии России прошёл в 1915 году.

Сергей Шойгу также подчеркнул, что в решениях Первого съезда преподавателей географии России, школьные программы, включая преподавание географии, должны способствовать «разносторонности и ясности мышления, при которых только и возможна выработка миросозерцания, гармонически связанного с интересами Родины».

Продолжая экскурс в историю, Сергей Шойгу напомнил, что общегосударственную значимость и популярность школьная география приобрела в советский период, в тридцатые-пятидесятые годы.

Глава РГО также напомнил, что в соответствии с постановлением преподавание географии велось вплоть до седьмого класса школы, на географию выделялось 17 часов в неделю, предусматривалась организация многочисленных кружков и секций для внеклассных географических занятий.

Шойгу отметил, что в настоящее время руководством страны принимаются конкретные меры по исправлению создавшегося ненормального положения.

— При этом особое внимание уделяется улучшению материального положения и поднятию престижа учителей. Это сегодня поистине общегосударственная задача. Без ее решения трудно рассчитывать на сколько-нибудь серьезные перемены во всем процессе обучения и воспитания молодежи. Улучшение положения и укрепление авторитета школьного учителя является важным, неотъемлемым условием преодоления тех негативных явлений, которые наблюдаются в молодежной среде в последнее время.

— Сегодня, когда перед Россией со всей остротой стоит проблема модернизации страны и перехода экономики на инновационный путь, нам нужны всесторонне развитые, целеустремленные, стремящиеся к овладению новыми знаниями и нужными стране профессиями молодые люди. При этом крайне важно воспитать у них высокие гражданские чувства, патриотический настрой, гордость за свою страну и веру в ее великое будущее.

Шойгу подчеркнул, что только такая молодежь «сможет разрабатывать и внедрять в массовое производство новейшие технологии, строить новые города и создавать современные транспортные магистрали, осваивать суровые и отдаленные районы Крайнего Севера и Дальнего Востока, сохранять и развивать богатейшее и уникальное культурное наследие нашей страны».

В эксклюзивном интервью федеральному пресс-центру «АиФ» почётный президент Русского географического общества, академик Российской академии наук, директор Института географии РАН Владимир Михайлович Котляков рассказал следующее:

Владимир Котляков убеждён, что одно из важных упущений современного образования – недооценка роли географии:

Источник

Всероссийский съезд учителей географии: противоречивые итоги

Впервые Съезд учителей географии России был созван в 1915 году и прошел в старом здании МГУ на Моховой улице. Инициатором его проведения стал один из выдающихся деятелей Русского географического общества Дмитрий Анучин. I Cъезд учителей географии в новейшей истории Российской Федерации прошел в октябре 2011 года в Москве, в МГУ им. М.В. Ломоносова.

в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Картинка про в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

Учителя обсудили концепцию географического образования

2 ноября 2016 года в МГУ имени М.В. Ломоносова начал работу второй Всероссийский съезд учителей географии, организованный МГУ имени М.В. Ломоносова совместно с Минобрнауки России, Российским географическим обществом, Российской академией образования и Российской ассоциацией учителей географии. Более пятисот учителей географии и методистов из всех регионов, среди которых лауреаты региональных конкурсов учителей, номинанты грантов Президента России в области образования, наставники победителей Всероссийских олимпиад школьников по географии, собрались в Московском университете.

Перед участниками и делегатами съезда ставилась задача обсудить проект «Концепции развития общего географического образования в Российской Федерации», внести в него свои замечания и предложения — с тем, чтобы доработанный вариант представить в правительство. Следует отметить, что обсуждение документа продолжается уже несколько месяцев — как в интернете, так и в рамках семинаров и других мероприятий. За это время в адрес разработчиков поступило более 500 поправок. Насколько они были учтены в той версии документа, которая была представлена на съезде? Некоторые участники и делегаты отмечали, что их замечания не были учтены при доработке, а вопросы, которые их волнуют, так и остались без ответа.

Основное отличие представленного на съезде варианта Концепции от первоначального заключается в том, что в последней версии сделан акцент на изучении географии в школе (первоначальный проект рассматривал все уровни географического образования — от дошкольного до высшего).

в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Картинка про в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

Увеличить количество часов и ввести обязательные экзамены

На съезде дискуссии проходили в рамках круглых столов и секций, тематика которых отражала основные направления реализации Концепции — от модернизации содержания географического образования и современных образовательных технологий в преподавании предмета, до системы подготовки и повышения квалификации педагогов и популяризации географии.

Главное беспокойство педагогов связано с тем, что в последние годы география в школе стала второстепенным предметом. На ее изучение отводится недостаточное количество часов — например, в 5-6 классах — 1 час в неделю. За это время, по мнению педагогов, нельзя заложить фундамент знаний и привить любовь к предмету. Неэффективность одночасовых курсов давно доказана: дети быстро забывают информацию, полученную в таком объеме.

В Концепции предлагаются разные варианты распределения времени на изучение предмета, в том числе образовательным учреждениям рекомендуется формировать учебные планы по схеме: в 6-9 классах — по 2 часа в неделю, в 8-9 классах — по 1 часу в неделю на изучение дополнительного курса «География родного края»; в старшей школе на базовом уровне включить географию как обязательный учебный предмет в объеме не менее 2 часов в 10 классе и 1 часа — в 11-м. В Концепции предлагается также существенно расширить число вузов и направлений подготовки, принимающих в качестве обязательных ЕГЭ по географии.

В настоящее время таких вузов очень мало, из-за чего ЕГЭ по географии, согласно данным Рособрнадзора, в 2016 году сдавали лишь около 18 тыс. выпускников (менее 3 % от общего числа). Для сравнения: обществознание выбрали около половины выпускников школ, поскольку ЕГЭ по этой дисциплине обязателен при приеме на большинство экономических и юридических специальностей, столь популярных среди абитуриентов.

в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Картинка про в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

Еще одна мера, которая по мнению авторов Концепции, должна решить проблему привлечения внимания к географии и усилению ее роли — это введение обязательных ОГЭ и ЕГЭ по географии. Кстати, министр образования и науки Ольга Васильева, выступавшая во второй день съезда, одобрила эту инициативу, отметив, что ее надо обсудить детально, в том числе и с точки зрения финансирования.

в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Картинка про в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

«Обязаловка делу не поможет»

Правда, многие специалисты скептически относятся к перечисленным предложениям. Так, академик РАО, главный редактор журнала «География в школе» Михаил Викторович Рыжаков обращает внимание на то, что «в соответствии с Законом «Об образовании в РФ» и ФГОС, содержание образования определяется участниками образовательного процесса самостоятельно, и уменьшение часов на географию свидетельствует прежде всего о том, что школьные администрации не видят большой пользы от изучения этой дисциплины».

«Введение обязательных ОГЭ и ЕГЭ тоже делу не помогут — требуются кардинальные изменения структуры и содержания школьного курса», — убежден М. В. Рыжаков. По его мнению, «на сегодняшний день это очень сложно написанный предмет, материал которого перегружен и часто непонятен даже хорошим ученикам». Эту позицию разделяют и учителя — практики, которые в своих выступлениях на секциях съезда говорили о том, что сложность изучаемого материала не соответствует возрастным особенностям учащихся, и это отбивает интерес к предмету. Многое зависит и от учебников, которые должны быть написаны доступным, ярким языком. Педагоги предлагали разработать единые подходы к созданию УМК по географии ; уточнить список тем, обязательных для изучения по этому предмету; согласовать научные трактовки проблемных вопросов.

Не менее важный вопрос заключается в том, как мотивировать учащихся к изучению географии и доказать необходимость этого предмета в дальнейшей жизни.

в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Картинка про в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

Как сделать географию интересной и востребованной?

На эту тему в рамках съезда развернулась интересная дискуссия, в которой наряду с учителями приняли участие известные телеведущие Анастасия Чернобровина и Валдис Пельш, главный редактор телеканала «Моя планета» Николай Табашников и другие представители масс-медиа. Они поделились своим видением того, как сделать географию увлекательным и востребованным предметом. Для этого необходимо использовать все возможные средства — от традиционных (художественная литература о путешествиях, научно-популярные и документальные фильмы о природе) до современных — таких, как дистанционные уроки, интерактивные методики обучения. И все-таки, по общему мнению, никакие компьютерные технологии не заменят живых впечатлений, которые дети могут получить во время путешествий, экскурсий, поездок по родной стране. Правда, осуществить это на практике становится все сложнее из-за финансовых расходов и административных препон, связанных с обеспечением безопасности детей.

в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Картинка про в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

Все начинается с учителя

Но педагогам-энтузиастам удается успешно преодолеть и эти барьеры. Как рассказал заслуженный учитель РФ Игорь Шидловский, в столичной школе № 1282, где он работает, учебные экспедиции проводятся регулярно — как в Москве, так и за ее пределами. Причем учащиеся не просто гуляют по городам и весям, а выполняют конкретные задания учителя, связанные не только с изучением географии, но и других предметов — истории, литературы, биологии.

«Нам надо вернуться к учебным экспедициям и интегрировать географию с другими дисциплинами, — убежден Игорь Шидловский. — В таких путешествиях дети узнают о культуре, истории, природе родного края. Сегодня у детей разрозненные знания по каждому предмету, а география все вокруг себя объединяет и создает целостную картину мира». Учитель географии из г. Сарова Нижегородской области Наталья Цветкова предложила записать в концепции требования к обязательному проведению экспедиций, экскурсий, организации практических занятий в процессе изучения географии. По ее словам, до тех пор, пока эти виды деятельности существуют только на рекомендательном уровне, время и деньги на их проведение приходится искать самим учителям.

в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Картинка про в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

По общему мнению, привить интерес к географии способен только квалифицированный, знающий и любящий свой предмет педагог. Однако, как отмечали участники съезда, примерно две трети преподавателей географии в регионах не имеют профильного образования. Бюджетный прием на географические факультеты педвузов минимален и составляет в некоторых регионах 5 мест, и даже этот минимум выделяется не каждый год. Подготовка на курсах повышения квалификации также не всегда отвечает современным требованиям.

в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Картинка про в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

Вопросы без ответов, или набор благих пожеланий

В то же время в концепции нет четкого ответа на вопрос о том, как эффективно решить эти проблемы. Например, предлагается «внедрить систему мер, нацеленных на сохранение и воспроизводство кадрового потенциала преподавателей географии: премии и стимулирующие гранты для учителей, демонстрирующих выдающиеся успехи в обучении географии; реализовать программы материально-технического стимулирования (оснащение кабинетов географии) образовательных учреждений, показывающих наилучшие результаты в обучении» и т. д. При этом не указано, на какие средства будут осуществляться эти планы.

Документ не дает четкого ответа на вопрос о том, в каком направлении должны реформироваться структура и содержание школьного курса географии — только констатируется отставание школьных географических курсов от современных достижений в области географической науки, а каким образом это отставание будет преодолеваться, неясно. Все это превращает концепцию в набор благих пожеланий и рекомендаций, не обеспеченных конкретными источниками финансирования и четкой стратегией дальнейших действий. Несмотря на подобные существенные недостатки, концепцию планируется как можно скорее внести в правительство — об этом заявили и министр обороны, президент Русского географического общества Сергей Шойгу, и Ольга Васильева, завершая работу съезда.

Как подчеркнула министр образования и науки, «разработанный проект Концепции, должен стать основой системных изменений в школьном географическом образовании, которые уже давно назрели».

в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Картинка про в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

А вот, что думают эксперты о прошедшем съезде и о концепции

Виктор Дронов, член-корреспондент РАО, автор УМК по географии: «Концепция нуждается в доработке — поскольку некоторые ее положения некорректно сформулированы с точки зрения действующих документов. Например, такие понятия, как «минимум содержания образования» и «базисный учебный план» — ушли в прошлое вместе с введением ФГОС. Упоминание их в тексте документа свидетельствует о том, что разработчики не вполне учитывают образовательную ситуацию, в которой должна быть реализована концепция. Каким образом эти архаизмы остались в тексте документа после многочисленных правок, мне непонятно. Вообще не ясно, почему, не внедрив до конца новые школьные стандарты, мы взялись за разработку концепций по предметам, потому что в том виде, в котором они принимаются, они возрождают старую болезнь нашей школы – предметоцентризм, что противоречит метапредметной идеологии ФГОС. Концепцию также нужно дополнить документом о подходах к созданию новых УМК по географии (эти вопросы в документе освещаются фрагментарно и разрозненно)».

Инна Шимлина, декан естественно-географического факультета Новокузнецкого филиала Кемеровского государственного университета: «В Концепции смешиваются два понятия — «географическое образование» и «географическое просвещение». Первое адресовано школьникам и студентам, второе — широким слоям населения. Содержание географического образования в документе не регламентировано, не сказано, в каком оно должно быть объеме, какому уровню что должно соответствовать, будет ли география делиться на физическую и экономическую или речь идет о комплексном изучении. И таких неотработанных моментов очень много. Прежде чем писать Концепцию, надо ответить на вопрос: какие результаты мы хотим получить результаты от ее реализации? На этот вопрос авторы документа ответа не дают — несмотря на то, что все современное образование ориентируется на результаты, прописанные в стандартах. Концепцию надо дорабатывать и снова обсуждать».

в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Картинка про в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

Печально, что даже в итоговом выступлении Н.С Касимова, перед самым голосованием, так и не было определено что такое «общее географическое образование», является ли оно синонимом «школьному географическое образованию». И это странно, так как с самого начала на разных этапах обсуждали «Концепцию развития географического образования …», потом появилась «Концепция общего географического образования». Эти неточности крайне существенны. Осталось непонятным, кто имел право голосовать за принятие обсуждаемого документа: только делегаты съезда или делегаты и участники? В последнем случае не понятно, чем различался статус собравшихся? И главное, что в итоге приняли участники и делегаты съезда: резолюцию съезда (но ее текст не зачитывался) или Проект Концепции (тогда какой вариант, с какими поправками)? К сожалению вопросов больше, чем ответов. Жаль, что на съезде не прослеживалась преемственность с предыдущим съездом: не было разговора о том, что было сделано по решениям, принятым на I съезде, что не получилось и по каким причинам. Представляется, что подобный анализ мог стать основой более предметного разговора о новой Концепции. Жаль, что не вспомнили, не почтили память тех, кто ушел за эти годы — В. П. Максаковского, Г.И. Котельникову и других. Искренне поздравляю учителей и методистов, награжденных грамотами РГО. Не умаляя заслуг награжденных, столь же искренне недоумеваю: почему так мало (!) учителей и методистов, чей труд отмечен и замечен хотя бы грамотой. Неужели в зале не было и других достойных? Конечно, были, и не один десяток. Остается только радоваться состоявшимся встречам с коллегами».

Источник

Всероссийский съезд учителей географии

в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Картинка про в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Смотреть картинку в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Картинка про в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии. Фото в каком году состоялся первый съезд преподавателей географии

2–3 ноября 2016 года в Ломоносовском корпусе МГУ имени М.В. Ломоносова состоялся второй Всероссийский съезд учителей географии.

Организаторами Съезда выступили Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова, Русское географическое общество, Министерство образования и науки Российской Федерации, Российская академия образования и Российская ассоциация учителей географии.

Главной темой обсуждения стал проект Концепции развития географического образования в Российской Федерации, а также планы по разработке стандарта школьного географического образования, совершенствованию учебников и учебно-методических комплексов.

Впервые съезд преподавателей географии России был созван в 1915 году и состоялся в старом здании МГУ на Моховой улице. Инициатором его проведения стал один из выдающихся деятелей РГО Дмитрий Анучин.

Первый съезд учителей географии в новейшей истории Российской Федерации прошел в октябре 2011 года в Москве и также был организован при поддержке Русского географического общества.

Делегатами и участниками Съезда стали учителя географии и методисты из всех субъектов Российской Федерации, в том числе лауреаты региональных конкурсов учителей, номинанты грантов Президента Российской Федерации в области образования, наставники победителей всероссийских олимпиад школьников по географии и другие специалисты.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *