в каком году состоялась первая выставка импрессионистов
К импрессионистам нужно прийти
Открытие первой выставки художников-импрессионистов состоялось 15 апреля 1874 года в Париже, в ателье фотографа Надара, а термин «импрессионизм» появился спустя несколько дней, 25 апреля, благодаря критику журнала «Le Charivari» Луи Леруа. В своей статье он назвал участников выставки «импрессионистами» Несмотря на первоначальный критический смысл, термин оказался точным и впоследствии стал широко употребляться.
В собрании ГМИИ им. А.С. Пушкина на Волхонке, 14 хранится картина Клода Моне «Бульвар капуцинок в Париже», которая выставлялась на той самой первой выставке. Большинство ведущих художников XIX–XX столетий – Моне, Ренуар, ван Гог, Сезанн, Матисс, Пикассо, Дерен и другие – представлены в Пушкинском музее важнейшими для их творчества работами. Только в немногих крупнейших музеях мира, таких как Лувр, Музей д’Орсэ, Метрополитен-музей, есть собрания французской живописи этого периода, сопоставимые по качеству и значению с коллекцией Музея. Не нужно уезжать из Москвы, чтобы соприкоснуться с этим искусством – к импрессионистам нужно прийти.
В апреле 2017 года поводов для этого стало еще больше.
Slow Art Day
Во всем мире 8 апреля проходит День медленного искусства. Задача этого мероприятия обратить внимание на то, чего люди обычно не замечают из-за высокого темпа жизни. В этот день участники акции приходят в Музей, чтобы увидеть только пять картин, а потом их обсудить. В 2017 году в Slow art day участвуют более 160 музеев во многих странах мира. ГМИИ им. А.С. Пушкина подготовил для участников акции программу в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков (Волхонка, 14). Мы предлагаем по-новому, не торопясь, взглянуть на знакомые с детства картины импрессионистов. После акции можно зайти в кафе Галереи и обсудить с участниками акции полученные впечатления.
Трансляции
С 6 по 24 апреля, по вторникам и четвергам, в социальных сетях Музея будут проходить трансляции лекций научных сотрудников ГМИИ им. А.С. Пушкина, посвященные искусству конца XIX – начала XX века: фовизму, импрессионизму, С.Щукину и И.Морозову, творчеству Поля Гогена и Альбера Марке.
16 апреля Галерея искусства стран искусства Европы и Америки XIX-XX веков будет работать бесплатно в рамках программы Дней исторического и культурного наследия города Москвы.
Библионочь. Коллекция Ивана Морозова
В ГМИИ им. А.С. Пушкина 22 апреля пройдет серия мероприятий, связанная с ежегодной акцией Библионочь-2017. Посетители Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков смогут познакомиться с документами, каталогами и письмами Ивана Абрамовича Морозова, отражающими историю формирования его знаменитой коллекции. Экскурсию по экспозиции проведет старший научный сотрудник, хранитель Алексей Петухов.
Лимитированная коллекция сувениров
В апреле Пушкинский музей представляет новую коллекцию сувениров по мотивам работ импрессионистов. В магазинах Музея появятся шелковые платки и аксессуары от дизайнера Маши Шаховой. Любители рисования смогут найти в музейном магазине скетчбуки, собранные вручную в Москве в «Falafel Books». На обложках этих скетчбуков посетители увидят любимые картины из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина – «Красные виноградники в Арле. Монмажур» Винсента ван Гога, «Белые кувшинки» Клода Моне, «Te Arii Vahine (Жена короля)» Поля Гогена. Кроме того в апреле в продаже появятся чехлы для телефонов, блокноты, держатели для карт и магниты с изображением шедевров Пикассо, Дега и Синьяка от компании ABCdesign.
Раскраски для детей
В апреле посетители кафе Галереи искусства стран Европы и Америки XIX–XX веков и Главного здания смогут предложить свое прочтение работ импрессионистов в раскрасках дизайнера Андрея Шикина.
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Музыка
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
Разгромная статья Луи Леруа о Первой выставке импрессионистов
С 15 апреля по 15 мая 1874 года на бульваре Капуцинок, 35 в Париже проходила Первая выставка импрессионистов. 30 художников, которые представили на ней 165 работ, конечно, не в курсе, что экспозиция называется так. Они открыли выставку Анонимного общества живописцев, скульпторов и граверов. Но уже через 10 дней в юмористической газете Le Charivari выйдет разгромная статья арт-критика Луи Леруа (Louis Leroy, 1812 — 1885), в которой он, желая высмеять новую живопись и одну конкретную картину Клода Моне со словом «впечатление» в названии, назовет участников выставки импрессионистами. Это была веселая статья, построенная в виде диалога двух озадаченных и возмущенных посетителей вернисажа. Но у нее был один недостаток — в ней не было цветных репродукций упоминаемых работ. Попробуем исправить эту оплошность. и снабдить знаменитую статью Леруа иллюстрациями с исторической выставки.
Арт-критик Луи-Леруа, автор статьи, давший название импрессионизму. И здание, в котором проходила Первая выставка импрессионистов.
Луи Леруа. Выставка импрессионистов
Да, нелегкий мне выдался денек! Вместе со своим другом Жозефом Венсаном, пейзажистом и учеником Бертена (этого? — Артхив), которого разные правительства удостоили множества наград, я рискнул посетить первую выставку, прошедшую на бульваре Капуцинов. Мой неосторожный друг составил мне компанию, не подозревая ни о чем дурном. Он думал, что мы просто пойдем посмотреть на обычную живопись — хорошую и плохую, чаще плохую, чем хорошую, но уж никак не покушающуюся на художественную нравственность, культ формы и уважение к мастерам.
— Что там форма! Что мастера! Все это больше никому не нужно, старина! Теперь все поменялось.
Пьер Огюст Ренуар.Танцовщица, 1874
— Какая жалость, что художник, явно имеющий чувство цвета, не научился хорошо рисовать! — сказал он мне. — Ноги его танцовщицы выглядят такими же безжизненными, как их газовые юбки!
— Пожалуй, вы к нему слишком жестоки, — не согласился я. — На мой взгляд, у этого художника очень даже четкий рисунок!
Ученик Бертена решил, что я иронизирую, и вместо ответа лишь пожал плечами. Я же с самым невинным видом подвел его к «Обработанному полю» г-на Писсарро. При виде этого великолепного пейзажа он подумал, что у него запотели очки, и, тщательно протерев стекла, он снова водрузил их себе на нос.
— Во имя Мишаллона! — воскликнул он. — А это что еще такое?
Камиль Писсарро. Иней, 1873
— Вы и сами видите не хуже меня! Это белый иней на глубоко прочерченных бороздах земли.
— Это борозды? Это иней? Да это какие-то бесформенные скребки по грязному холсту! Где тут начало и конец, где верх и низ, где зад и перед?
— Гм… Возможно, возможно… Но зато здесь есть впечатление!
— Это «Фруктовый сад» г-на Сислея. Рекомендую вам вот это деревце, что справа. Написано, правда, кое-кое, но зато впечатление…
Сегодня известна картина Сислея под названием «Фруктовый сад весной» — но она была написана значительно позже, в 1881-м. Накануне Первой выставки импрессионистов, в 1873-м, Сислей писал цветущие сады, однако картина — по крайней мере, в наше время — носит название «Весна в Буживале».
В каталоге выставки список представленных Сислеем работ выглядел так:
2, rue de la Princesse, à Voisins-Louveciennes.
161. Route de Saint-Germain: app. à M. Durand-Ruel.
162. Ile de la Loge: app. à M. Durand-Ruel.
163. La Seine à Port-Marly.
165. Port-Marly, soirée d’hiver.
Возможно, под номером 162 и 163 значились приведенные ниже пейзажи, тоже полные «впечатлений»? Во всяком случае, к «Наводнению в Пор-Марли» у Сислея было особое отношение — через два года после выставки он напишет эту же самую сцену еще раз.
Альфред Сислей. Иль-де-ла-Лож. Паводок, 1872
Альфред Сислей. Наводнение в Пор-Марли, 1872
Но как я мог от него отстать? Между тем мы подошли к «Виду Мелена» г-на Руара. Так,это вроде вода, а в ней что-то такое… Ну вот, например, тень на переднем плане смотрится миленько…
— Я так понимаю, вас немного удивляет игра цвета…
— Скажите лучше, цветовая каша! О Коро, Коро! Какие преступления совершаются во имя твое! Ведь это ты ввел в моду эту вялую фактуру, этот поверхностный мазок, все эти пятна, которым любитель живописи сопротивлялся долгие тридцать лет и сдался наконец вопреки себе, побежденный твоим спокойным упорством! Капля, как известно, камень точит!
Анри Руар был бизнесменом и коллекционером, а к собственным живописным опытам всерьез не относился: достаточно сказать, что на Первой выставке импрессионистов Руар представил 11 работ — а в каталоге снабжена названием только одна: Vue de Melun. Остальные просто пронумерованы. «На террасе рядом с Сеной в Мелене» — из тех немногих его произведений, что оказались в коллекциях крупных музеев (в Музее д’Орсе в данном случае). Этот пейзаж нередко можно встретить с датировкой 1880-й год, но есть мнение, что именно он был показан на Первой выставке импрессионистов,то есть был написан гораздо раньше.
Анри Руар. На террасе рядом с Сеной в Мелене, 1874
Бедный художник продолжал свои рассуждения, но выглядел довольно спокойным, так что я оказался совершенно не готов к страшному происшествию, которым завершилось наше посещение этой невероятной выставки. Он относительно легко перенес «Вид на рыбачьи лодки, покидающие порт» г-на Клода Моне — возможно, потому, что мне удалось отвлечь его внимание от опасного созерцания этого полотна прежде, чем небольшие фигурки первого плана произвели свой смертоносный эффект. К несчастью,я проявил неосторожность и позволил ему слишком надолго задержаться перед «Бульваром Капуцинов» кисти того же автора.
Клод Моне. Рыбацкие лодки покидают гавань, Гавр, 1874
Бульвар Капуцинок (фр. Boulevard des Capucines) на русский часто переводят как бульвар Капуцинов — это ошибка: бульвар назван так по имени стоявшего здесь женского монастыря капуцинок.
Точно не известно, какая из двух картин Моне с видом бульвара Капуцинок была представлена на выставке в 1874-м. ГМИИ Пушкина уверен в том, что хранящийся в Москве вариант. А сайт музея Нельсона-Аткинса из Канзас-Сити осторожно говорит: один из двух «Бульваров Капуцинок» Моне был на Первой выставке импрессионистов — может, и наш.
Клод Моне. Бульвар Капуцинок в Париже, 1873
— Ха-ха-ха! — рассмеялся он мефистофельским смехом. — Вот это действительно удачная работа! Вот оно, впечатление, или я ничего не смыслю в живописи! Вот только может хоть кто-нибудь объяснить мне, что означают эти бесчисленные черные пятнышки внизу картины?
— Но это же пешеходы!
— Выходит дело, и я похож на такое же черное пятно, когда прогуливаюсь по бульвару Капуцинов? Гром и молния! Вы что же, надо мной издеваетесь?
— Уверяю вас, господин Венсан…
В 1874-м выставлялись два Оттена — отец и сын. О чьей и какой работе идет речь,сложно предположить: в каталоге большинство их произведений не названы, только пронумерованы. Но известно, что Оттен-отец, известный как скульптор, виды Монмартра рисовал.
Что же касается Станисласа Лепина, каналу Сен-Дени он посвятил множество своих полотен. Приведенное выше подходит по дате и … оттенку: эффектные ночные виды канала (1, 2, 3) вряд ли удовлетворили бы Леруа и его возмущенного спутника, а вот на этой картине как раз тот колорит, который они могли бы счесть изящным (см. текст статьи ниже).
Клод Моне. Бульвар Капуцинок, 1873
— Ха-ха-ха! — рассмеялся он мефистофельским смехом. — Вот это действительно удачная работа! Вот оно, впечатление, или я ничего не смыслю в живописи! Вот только может хоть кто-нибудь объяснить мне, что означают эти бесчисленные черные пятнышки внизу картины?
— Но это же пешеходы!
— Выходит дело, и я похож на такое же черное пятно, когда прогуливаюсь по бульвару Капуцинов? Гром и молния! Вы что же, надо мной издеваетесь?
— Уверяю вас, господин Венсан…
В 1874-м выставлялись два Оттена — отец и сын. О чьей и какой работе идет речь,сложно предположить: в каталоге большинство их произведений не названы, только пронумерованы. Но известно, что Оттен-отец, известный как скульптор, виды Монмартра рисовал.
Что же касается Станисласа Лепина, каналу Сен-Дени он посвятил множество своих полотен. Приведенное выше подходит по дате и … оттенку: эффектные ночные виды канала (1, 2, 3) вряд ли удовлетворили бы Леруа и его возмущенного спутника, а вот на этой картине как раз тот колорит, который они могли бы счесть изящным (см. текст статьи ниже).
Станислас Лепин. Канал Сен-Дени близ Парижа, 1870-е годы
Я попытался его успокоить, показав ему «Канал Сен-Дени» г-на Лепина, «Холм Монмартра» г-на Оттена — обе эти работы представлялись мне довольно изящными по колориту. Но рок оказался сильнее меня — по пути нам попалась «Капуста» г-на Писсарро, и лицо моего друга из красного стало багровым.
— Это просто капуста, — обратился я к нему убедительно тихим голосом.
— Несчастная капуста! За что такая карикатура? Клянусь, я больше в жизни не стану есть капусты!
— Молчите! Иначе я сделаю что-нибудь ужасное…
Камиль Писсарро. Поле капусты. Понтуаз, 1873
Внезапно он издал громкий крик. Он увидел «Дом повешенного» г-на Поля Сезанна. Густой слой краски, покрывающий это драгоценное полотно, довершил дело, начатое «Бульваром Капуцинок», и папаша Венсан не устоял. У него начался бред.
Поначалу его безумие выглядело вполне мирным. Он вдруг стал глядеть на мир глазами импрессионистов и говорить так, словно сам стал одним из них.
Поль Сезанн. Дом повешенного, 1873
— Буден, бесспорно, талантлив, — заявил он, остановившись перед полотном означенного художника, изобразившего пляж. — Но почему его марины выглядят такими законченными?
— Так вы полагаете, что его живопись слишком тщательно проработана?
Эжен Буден. Камаре Тулинге, 1870-е годы
Эжен Буден. Камаре Тулинге, 1871
Эжен Буден. Камаре Тулинге, 1872
Эжен Буден. Камаре Тулинге, 1872
— Вне всякого сомнения. Иное дело мадемуазель Моризо! Эта юная дама не довольствуется простым воспроизведением кучи ненужных деталей. Если она пишет руку, то кладет ровно столько мазков, сколько на руке есть пальцев. Опля, и готово! Глупцы, которые придираются к тому, что рука у нее не похожа на руку,просто-напросто ничего не смыслят в искусстве импрессионизма. Великий Мане изгонит их из своей республики.
Какой именно пейзаж Буден был представлен в каталоге Первой выставки импрессионистов под названием Le Toulinguet, cotes de Camaret (Finistére), можно только догадываться: в начале 1870-х художник писал этот вид в Бретани часто (одно и то же место, одинаковые названия — верные приметы импрессионизма!). А вот какие картины Берты Моризо были на выставке — известно точно. Показываем две — на которых хорошо видны руки персонажей.
Берта Моризо. У колыбели
Берта Моризо. Мать и сестра художницы
— Выходит, г-н Ренуар идет правильной дорогой — в его «Жнецах» нет ничего лишнего. Я бы даже рискнул сказать, что его фигуры…
— Слишком тщательно прописаны!
— О, господин Венсан! Но что вы скажете вот об этих трех цветовых пятнах,по идее изображающих человека на пшеничном поле?
Пьер Огюст Ренуар. Жнецы, 1873
— О, вот оно, вот оно! — возопил он, когда мы приблизились к картине под номером 98. — Узнаю ее, свою любимицу! Ну-ка, что это за полотно? Прочтите-ка этикетку.
— Впечатление, ну конечно. Я так и знал. Не зря же я под таким впечатлением! Не могло здесь не быть впечатления! Но какая свобода, какая легкость фактуры! Обойная бумага в стадии наброска, и та будет смотреться более проработанной,чем эта живопись!
Клод Моне. Впечатление. Восход солнца, 1872
Напрасно старался я вдохнуть жизнь в его угасающий разум. Все было напрасно. Он окончательно поддался чарам окружающего безобразия. «Прачка» г-на Дега, слишком грязная для прачки, вызвала у него бурю восторга. Сам Сислей казался ему вычурным и манерным. Не желая спорить с одержимым и опасаясь разгневать его,я попытался найти в импрессионистской живописи хоть что-нибудь стоящее. Разглядывая «Завтрак» г-на Моне, я довольно легко узнал хлеб, виноград и стул,написанные вполне прилично, на что и указал своему другу, но… он проявил полную неуступчивость.
Эдгар Дега. Прачка
Клод Моне. Ланч
— Нет-нет! — воскликнул он. — Здесь Моне дает слабину! Он приносит ложную жертву богам Мессонье! Слишком много работы, слишком много! Лучше взглянем на «Современную Олимпию»!
— Увы мне! Ну что же, идемте… И что же вы скажете об этой согнутой пополам женщине, с которой негритянка срывает последний покров, дабы представить ее во всем уродстве взору восхищенного брюнета-недотепы? Помните «Олимпию» г-на Мане? Так вот, по сравнению с работой г-на Сезанна это был шедевр рисунка,грамотности письма и законченности!
Поль Сезанн. Современная Олимпия, 1874
Все, чаша переполнилась. Классический мозг папаши Венсана, подвергнутый жестокому нападению со всех сторон, окончательно отключился. Он остановился напротив служащего, охранявшего все эти сокровища, и, приняв его за портрет,разразился критической тирадой.
— Так ли уж он плох? — говорил он, пожимая плечами. — Вот лицо, на нем два глаза… нос… рот… Нет, это не импрессионизм! Слишком уж тщательно выписаны детали! Теми красками, которые художник совершенно напрасно на него потратил, Моне написал бы двадцать парижских охранников!
— Может, вы все-таки пройдете? — обратился к нему портрет.
— Слышите? — воскликнул мой друг. — Он даже умеет говорить! Нет, это явно работа какого-то педанта! Вы только вообразите, сколько времени он с ним провозился!
И, охваченный непреодолимым желанием выразить обуревавшие его чувства,он принялся выплясывать перед ошеломленным охранником дикий танец охотника за скальпами, одновременно выкрикивая страшным голосом:
— Улю-лю-лю! Я — ходячее впечатление! Я — кинжал смертоносной палитры! Я — «Бульвар Капуцинов» Моне, я — «Дом повешенног» и «Современная Олимпия» Сезанна! Улю-лю-лю-лю!
Опубликовано в Le Charivari25 апреля 1874 года
Le Charivari продолжит бичевать импрессионистов и в будущем.
Карикатура с констеблем, который не пускает беременную даму на выставку импрессионистов, была опубликована в газете в 1877 году.
Текст статьи «Выставка импрессионистов» Луи Леруа цитируется по книге Мишеля де Декера «Клод Моне» (ее русскоязычная версия вышла в серии ЖЗЛ, в переводе Елены Головиной).
Рубрики: | Искусство/Импрессионизм |
Метки: Луи Леруа журналист
Процитировано 1 раз
Понравилось: 1 пользователю